Кулагина возрастная психология развитие ребенка от рождения до 17 лет

Кулагина возрастная психология развитие ребенка от рождения до 17 лет thumbnail

Кулагина возрастная психология развитие ребенка от рождения до 17 лет

Кулагина И.Ю.

Кулагина Ирина Юрьевна-доцент, и.о. декана ФПК, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник московского городского психолого-педагогического университета.

В 1975 году закончила факультет психологии МГУ имени Ломоносова. С 1975 года сотрудник Психологического института РАО (младший научный сотрудник, старший научный сотрудник, ученый секретарь института, ведущий научный сотрудник). С 2002 года ведущий научный сотрудник лаборатории И.В. Дубровиной. С 1993 года ведет преподавательскую деятельность в ВУЗах. Профессор Университета РАО. Доцент кафедры А.А. Вербицкого в Московском государственном открытом педагогическом университете имени М.А. Шолохова. С 2002 года доцент кафедры педагогической психологии в МГППУ.

Область интересов: развитие личности неуспевающих школьников, детей с задержкой психологического развития в сравнении с нормой, мотивация учения в подростковом возрасте, переживания успехов и неудач в учебной деятельности.

Кулагина И.Ю. на видео

Книги (5)

Кулагина возрастная психология развитие ребенка от рождения до 17 летВозрастная психология

Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет).

В пособии излагаются основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии, дается представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребенка на различных возрастных этапах. Пособие предназначено для студентов заочного и вечернего отделений университета.

Кулагина возрастная психология развитие ребенка от рождения до 17 летВозрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека

Соавтор: Колюцкий В.Н.

В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости. Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина.

Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей — школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией.

Личность школьника

От задержки психологического развития до одаренности.

В книге «Личность школьника» рассматривается развитие личности ребенка в школьные годы. Кроме общих для всех детей возрастных закономерностей развития даны отдельные варианты, имеющие свою специфику.

Описаны личностные особенности, характерные для учеников с ЗПР и одаренных школьников, детей с высоким уровнем тревожности и разнообразными невротическими реакциями подростков с обостренными чертами характера и склонных к нарушению принятых в обществе норм поведения.

Книга может быть полезна и родителям, имеющим трудных детей школьного возраста.

Кулагина возрастная психология развитие ребенка от рождения до 17 летПедагогическая психология

В учебном пособии представлены общие вопросы педагогической психологии, психология обучения, воспитания, а также проблемы, связанные с профессиональной деятельностью учителя.

Рассматриваются представления об усвоении знаний детьми, наиболее известные виды обучения, в том числе развивающего, описаны психологические механизмы, определяющие принятие или непринятие ребенком системы воспитания и отдельных педагогических воздействий.

Кулагина возрастная психология развитие ребенка от рождения до 17 летПсихологический справочник учителя

Соавтор: Фридман Л.М.

Данная книга и предназначена для того, чтобы помочь учителю и студенту расширить и углубить свою психологическую подготовку.

Книга «Психологический справочник учителя» представляет собой своеобразный справочник, в котором читатель найдет краткие справки-объяснения наиболее важных, для учителя психологических вопросов. Эти справки знакомят читателей как с новейшими исследованиями психологических проблем, так и с основополагающими достижениями психологии по вопросам, имеющим наибольшее значение для учителя в современных условиях.

Добавить отзыв

Источник

Стр. 36

Глава 3. РАННИЙ ВОЗРАСТ (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ).

Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с ней еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого — ситуация «Мы», как назвал ее Л.С. Выготский. А вот следующий этап — психологическое отделение от матери — наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психологические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

§ 1. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ.

Рассматривая развитие психических функций, отметим, прежде всего, что раннее детство сензитивно к усвоению речи.

Речь. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но, разумеется, быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях — в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.

Читайте также:  Показатели состояния здоровья и развития ребенка

Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической ее сторонами. Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка — то, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны поэтому первые обобщения. В раннем возрасте быстро растет пассивный словарь — количество понимаемых слов. К двум годам ребенок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него — наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно со взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано. Позже, в 2-3 года, возникает понимание и речи-рассказа. Легче понимаются рассказы, касающиеся окружающих ребенка вещей и явлений. Для того чтобы он понял рассказ или сказку, содержание которых выходит за пределы непосредственно воспринимаемой им ситуации, нужна дополнительная работа — взрослые должны этому специально научить. Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений, например: «Помнишь, как мы на речку ходили, папа и Нюра купались, а мама где была?» «Я папин и мамин сын, всех дядей племянник, бабушкин и дедушкин внук». «Я очень рад, что ты приехал». «Вова обижал Нюру. Когда я буду большой, я Вову побью лопатой». «Ты — большая, а я маленький. Когда я буду длинный — до ковра… до лампы… тогда я буду большой». Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения — он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Что проговаривается в таких случаях? В основном, практические действия ребенка, та наглядная ситуация, в которой и по поводу которой возникает общение. Часты диалоги, вплетающиеся в совместную со взрослым деятельность. Ребенок отвечает на вопросы взрослого и сам задает вопросы о том, что они делают вместе. Когда же он вступает в разговор со сверстником, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.

Источник

Стр. 41

§ 2. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут спокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что-то подарят.

Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве отсутствует соподчинение мотивов. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Если ребенка 2-3 лет попросить выбрать себе одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все-таки выберет одну, но после следующей просьбы — уйти с ней в другую комнату — снова начнет колебаться. Положив игрушку на место, он будет перебирать остальные, пока его не уведут от этих одинаково его притягивающих вещей. Выбрать, остановиться на чем-то одном ребенок еще не может —он не в состоянии принять решение.

Читайте также:  Нуриева развитие речи аутичного ребенка скачать бесплатно

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения со взрослыми.

Общение с другими детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится еще полноценным. На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах игры речи быть не может. Лучше всего детям удаются такого типа «игры», как совместные прыжки на кровати. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и «ясельные» дети не избавлены от возрастных трудностей в общении. Они могут проявлять агрессивность — толкнуть, ударить другого ребенка, особенно если тот как-то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение со взрослыми.

Источник

Стр. 102

Тревожность, как известно, бывает ситуативной, но может стать и личностной особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей — обилии замечаний, упреков, других отрицательных оценок. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно снова включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования, а также при жестко регламентированном обучении 6-летних детей.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей — желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний н способов действий.

Взрослые, недовольные падающей продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредоточиваются в общении с ним на этих вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот порочный круг можно, изменив установки и оценки родителей и учителя. Близкие взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности н этим способствуют успешному выполнению учебных заданий. Второй вариант развития получил название «негативистическая демонстративность». Демонстративность — особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя несколько нарочито, манерно. Его театрализованное поведение, утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели — обратить на себя внимание, получить одобрение. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема — постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка — недостаток похвалы. Но почему в данном случае демонстративность становится негативистической? Если первоклассник учится не блестяще и не вызывает восхищения своими школьными успехами, он начинает удовлетворять повышенную потребность во внимании другими способами. Его поведение приобретает негативную социальную окраску: театрально, аффективно нарушаются принятые в школе правила поведения, может проявляться агрессивность. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на чисто учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи, периодически «выпадая» из процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и способами действий, успешно учиться. Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а, наоборот, наиболее избалованными детьми.

Читайте также:  Факторы защиты в психическом развитии ребенка

Источник

Слайд 1

Отзыв На книгу И. Ю. Кулагиной «Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет». Лявданской В.Ю.

Слайд 2

О книге В пособии излагаются основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных учёных в области детской психологии, даётся представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребёнка на различных возрастных этапах. Пособие предназначено для студентов заочного и вечернего отделений университета.

Слайд 3

Раздел 1. Общие вопросы возрастной психологии. Глава 1. Проблемы возрастного развития. Глава 2. Роль деятельности и общения в психическом развитии ребёнка. Глава 3. Стадиальность психического развития. Глава 4. Развитие личности ребёнка. Глава 5. Интеллектуальное развитие ребёнка.

Слайд 4

Раздел 2. Развитие ребёнка на разных возрастных этапах . Глава 1. Период младенчества (первый год жизни. Глава 2. Ранний возраст (от 1 года до 3 лет). Глава 3. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Глава 4. Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению. Глава 5. Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) Глава 6. Подростковый возраст (от 11 до 15 лет). Глава 7. Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет).

Слайд 5

Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Акцент на динамике развития. Генетическая психология. Тесная связь с другими областями психологии.

Слайд 6

Принципы общения взрослого с ребёнком: Принятие ребёнка таким, какой он есть; внутри семьи — безусловная любовь к ребёнку. Положительные ожидания. Эмпатия — сопереживание другому, точное восприятие его внутреннего мира. Адекватное выражение своего отношения, своих эмоций по поводу обсуждаемого события.

Слайд 7

Период младенчества (первый год жизни) Новорождённость (безусловные рефлексы: пищевые, защитные, ориентировочные; появление условных рефлексов; возникновение слухового и зрительного состредоточения). Младенчество (развитие восприятия, наглядно-действенного мышления, памяти (узнавание, воспроизведение), эмоциональное развитие, речевое развитие). Кризис одного года (автономная детская речь). Центральное новообразование – потребность в общении со взрослым .

Слайд 8

Ранний возраст (1-3 года) Ведущая деятельность в раннем детстве – предметно-манипулятивная (возникают первые примитивные игры). К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное образование этого периода. Эмоциональная завышенная самооценка. Импульсивное поведение, но: Появляются поступки, связанные с проявлением «я» ребёнка.

Слайд 9

Дошкольный возраст (3-7 лет): Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений, которые ребёнок моделирует в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Дошкольное детство – это период творчества. Дошкольное детство – это период первоначального становления личности. Центральные новообразования этого возраста — соподчинение мотивов и самосознание.

Слайд 10

Шестилетние дети: Вопрос о поступлении в первый класс ребёнка 6 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе. Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Слайд 11

Младший школьный возраст (7-11) Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация -Учебная деятельность – ведущая -Развитие теоретического мышления -Становление чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который наряду с теоретическим рефлексивным мышлением, можно считать центральным новообразованием младшего школьного возраста.

Слайд 12

Чувство взрослости — Сильная потребность в общении со сверстниками Ведущая деятельность: интимно-личностное общение Яркие, сменяющие друг друга, увлечения Личностная нестабильность – противоречивые желания и поступки -Склонность к самоанализу (самовоспитание, «Я-концепция») Подростковый возраст (11-15 лет)

Слайд 13

Уверенность в себе Принятие себя (самооценка выше, чем в подростковом возрасте) Формируется мировоззрение (максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения Самоопределение (профессиональное и личностное) Старший школьный возраст (ранняя юность от 15 до 17 лет)

Слайд 14

Преимуществом книги являются: 1. Логично и чётко-структурированно изложен материал, используются таблицы, схемы и рисунки. 2. Представлены разные теоретические подходы. Подробно описаны особенности развития детей на всех возрастных этапах. В конце каждой главы предложен список литературы. В приложении предлагается диагностика психологической готовности к школьному обучению.

Слайд 15

Благодарю за внимание!

Источник