Роль семьи в развитии культуры речи ребенка

Людмила Леонтьева
Консультация «Роль семьи в развитии речи ребенка»

Роль семьи в развитии речи ребенка

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.

Среди родителей бытует глубоко неправильное мнение о том, что речь развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает устной речью. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную речь, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родитель просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов. Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», не «заплотишь», а «заплатишь». Также нужно следить за правильностью постановки ударения, например: «балов`аться», а не «б`аловаться», «свёкла» а не «свекл`а». Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение. Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека. Чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют определенного уровня развития, в том числе и речевого. Если ребенок не достиг этого уровня, то вероятно большое количество ошибок при письме и чтении.

Но нельзя сводить проблему формирования речи только к обучению грамоте, т. к. развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.

Целью домашних занятий является не только закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на занятиях, но и общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.

Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Ниже я хочу привести пример того, как проводить домашние задания по развитию речи. Для этого ничего специально не нужно организовывать. Родителям не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на ежедневную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки, мультфильмы.

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребенка, причем любого возраста. Для начала устройте соревнование «подбери словечко» (Яблоко какое? – сладкое, сочное, круглое, блестящее, большое, спелое, душистое, желтое, тяжелое, вымытое).

Игра пройдет интереснее, если вы пригласите других членов семьи, друзей вашего ребенка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

А пока оно еще цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

Следующая игра будет назваться «Вспомни сказку». (В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки» и др.) Тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

А когда в руках несколько яблок, самое время их рассмотреть повнимательней и сравнить между собой – игра с союзом «а»«Сравни два яблока» (1 яблоко желтое, а 2 – красное; одно сладкое, а другое – кислое; у первого коричневые семечки, а у второго – белые и т. д.)

Аналогичным образом любо предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития речи.

На прогулке. Вы можете прививать знания и закреплять у него речевые навыки по темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Город», «Транспорт», «Птицы» и др.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми. Все это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в виде беседы. Экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы расширят кругозор ребенка, а вместе с ним словарь существительных, глаголов, прилагательных. Новые, незнакомые ребенку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребенка понятно говорить их.

Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голос птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т. д. Это развивает слуховое внимание. Ребенку будут интересны игры «О чем рассказала улица?», «Помолчи и расскажи, что услышал», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

На кухне. У вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребенка по следующим темам: «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Фрукты», «Овощи» и др. Например, выясните у ребенка, где растут овощи, вспомните вместе названия различных блюд из овощей (гороховый суп, картофельное пюре).

Читайте также:  Психо развитие ребенка 2 года

Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т. д., часто бывает так, что дети заменяют эти действия общими словами «готовит» или «делает»). Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарем, предлагайте ребенку все новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.

Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, черствый и т. д.). Задавайте ребенку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы еще забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь на кухне. И пусть рассказывает вам о том, что он делает. Ведь в деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее.

На даче. Перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды», «Весенние (летние, осенние) работы в саду» и др.

Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребенка на всю жизнь. Только здесь ребенок в естественных условиях усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом дается урожай.

Даже если названия цветов, кустарников, овощей кажутся вам сложными для ребенка, все равно почаще называйте их вслух (нарцисс, примула, жимолость, гладиолус, патиссон и др.). На первых порах они пополнят пассивный словарь ребенка, он будет их знать. Постепенно эти слова перейдут и в активное употребление и существенно обогатят словарный запас.

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

Не стоит упускать малейшего повода что-то обсудить с ребенком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога – малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребенок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнерские отношения).

При современном ритме жизни все труднее становится найти время для занятий со своими детьми… Но, например, простое чтение перед сном не только положительно повлияет на развитие речи и кругозора ребенка, но и скажется на школьных отметках по чтению и литературе! Создайте новую семейную традицию взамен просмотра телевизора. Ведь когда мы смотрим телевизор – ребенок молчит, я уж не говорю о содержательной части телепередач. А когда читается книга, то невольно возникают вопросы, на которые нужно ответить, что-то обсудить, таким образом, получается беседа, ситуация общения. Семейное чтение «на ночь» применимо не только к дошкольникам, но и к школьникам. Такая семейная традиция отразится не только не речи, но и на ваших отношениях с ребенком.

Важно отметить, что занятия станут наиболее успешными, если они доставляют удовольствие. Положительный эмоциональный настрой совершенно необходим, поскольку занятия по принуждению, при негативном отношении к ним со стороны ребенка не дают и не могут для положительного результата.

Источник

Екатерина Александровна Фекина
Роль семьи в развитии речи ребенка

Общее родительское собрание

«Роль семьи в развитии речи ребенка»

Слайд №1 Добрый вечер, уважаемые родители! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеямся, что сегодня у нас с вами получится интересный и полезный разговор. Спасибо вам за то, что вы пришли на эту конференцию. Это означает,что нас всех объединяет интерес к теме конференции.

— Поговорим?

— О чём?

— О разном и о прочем.

— О том. что хорошо.

— И хорошо не очень.

— Чего-то знаете вы

— А что-то нам известно.

— Поговорим?

— Поговорим.

— Вдруг будет интересно.

Мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? Время летит очень быстро и стремительно и не за горами, когда придет время идти в школу. Насколько ваш ребенок будет успешен в обучении?

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?

Читайте также:  Познавательное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста

Если «да»:

(Мы очень рады, что вас беспокоит этот вопрос, эта проблема и поэтому решили посвятить наше собрание развитию речи детей).

Если «нет», не задумываемся:

(очень жаль, поэтому вопросу развития речи наших детей нужно уделить пристальное внимание. Вы согласны).

-Как вы считаете, какой должна бы вы хотели видеть речь ребенка к моменту поступления в школу? (ведущий за писывает названные родителями характеристики речь на доске).

Речь должна быть: грамотной понятной осмысленной богатой….

Это идеал. А что получается на самом деле? Рассмотрим с какими проблемами мы можем столкнуться перед школой?

-односложная (состоящая из простых предложений)

-бедная (недостаточный словарный запас)

-слова- «паразиты» (замусоривание речи,употребление нелитературных слов и выражений).

— не могут логически объяснять

— речь не выразительна

Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин:

1) Неправильная речь окружающих. Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.

2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению. Предоставленный своим собственным силам, он не всегда удачно и вовремя преодолевает трудности произношения.

3) Непосильная для ребенка речевая нагрузка. Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители форсируют изжитие возрастных особенностей речи настойчивыми исправлениями и требованием говорить правильно. В результате переутомления физиологических механизмов речи речевые неправильности еще более закрепляются и даже преумножаются. Кроме того, у ребенка тускнеет интерес к речи, к правильности ее, так как энергия его к изучению языка напряжена до тех пор, пока он видит перед собой нужное и необходимое, и падает, когда он чувствует, что от него требуется непосильное.

4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

А каково же отношение родителей к речевому развитию ребенка? Обратимся к результатам анкетирования, проведенного весной этого года во всех возрастных группах.

Итоги анкетирования родителей.

Тематика опроса на тему «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста».

Итак, общее количество участвовавших родителей в анкетировании, выразивших свою точку зрения составил 78чел.

1. Интересует ли Вас тема опроса?

— 66чел (85%) считают тему опроса важной, 15% считают второстепенной.

2. Какую проблему развития звуковой культуры речи Вы считаете наиболее актуальной для своего ребенка?

–48чел. (62%) является правильное звукопроизношение;

— 26чел (33%)-выразительное и правильное интонирование,

— 22 человек-владение культурой речи.

3. Есть ли у Вашего ребенка нарушения в речевом развитии?

-52чел (73%) считают, что в речевом развитии их ребенка нарушения есть;

-26чел (33%) утверждают,что нарушение речи нет.

4. Ести ли у ребенка есть нарушения в развитии звуковой стороной речи,что, по Вашему мнению, целесообразнее делать?

-51чел (65%) проконсультироваться у логопеда;

-27чел (35%) заниматься самостоятельно;

— 17чел (22%) необходимость обратиться за советом к воспитателю.

5. Как Выдумаете, повлияет ли несформированность интонационной выразительности речи на жизнь ребенка в настоящем и будущем?

— 47чел. (60%) –помешает полноценному общению с людьми в будущем;

-14чел. считает,что затруднит общение со сверстниками в детском саду;

-10чел. считают, что это не повлияет на жизнь в настоящее время и будущее.

6. Какова, по Ващему мнению, степень участия семьи, родитлей в работе над звуковой культуре речи?

— 60чел. (77%) считают, что родители должны принимать деятельное участие в работе над развитием речи;

— 13чел. (18%)- считают,что родители иногда должны заниматься с детьми;

— 7чел. считают,что достаточно занятий с воспитателем.

Таким образом, исходя из ответов, следует то, что значительное большинство родители придают важность речевому развитию своих детей. Большинство понимают целесообразность обращения к специалистам в случае нарушения звуковой стороны речи ребенка. Так же большинство осознают возможные последствия, трудности у ребенка с несформированностью интонационной выразительности речи в настоящем и будущем. Но мы видим, что отдельная часть родителей не придает этому направлению должного отношения и внимания.

По итогам оценки речевого развития детей детского сада, проведенном в 2015году мы выявили недостатки речевого развития детей и в этом учебном году решалась задача во воспитанию у детей интонационной культуры речи, отчетливости произношения, правильного темпа речи.

Концепция модернизации российского образования на период 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Права и обязанности родителей определены:

• в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации;

• в главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;

• в статьях 44 Закона Российской Федерации “Об образовании”.

В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка».

Читайте также:  Лекарства на развитие психики ребенка

Дети страдают недостатками в развитии речи. И это не мудрено, а ведь вспомните, как практически каждый из нас включал малышу мультфильм, чтоб не отвлекал от дела или от усталости повседневной рутины хотелось просто помолчать. Ребенок редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Вначале наблюдаются просто задержка в речи, потом некорректные произношения звуков, потом прихрамывает связная речь, а как последствие — полная безграмотность в школе.

Человек с плохо развитой речью становится инвалидом в современном обществе. Поэтому воспитывающих взрослых должно так волновать развитие речи их детей.

В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь. В нашей стране обследование ребенка специалистами-логопедами проводится в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет, а то и непосредственно перед самой школой. Этому есть свое объяснение. Известно, что становление речи завершается примерно к пяти (шести) годам. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешива-ется в этот процесс, не бьет тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами, специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.

Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка,— необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи (возрастных и некоторых пато-логических). Достижения прогресса привели к тому, что проблем с развитием речи становится всё больше. Несколько десятилетий назад считалось нормой, если ребёнок до года говорил 10 слов. Сейчас на это способно ограниченное количество детей. На сегодняшний день хороший результат, если годовалый малыш произносит 5-7 слов. Когда к 2 годам его речь понятна только родителям и близким людям — некритично. Если речь к 3 годам продолжает оставаться непонятной — уже тревожный сигнал.

Любые нарушения речи можно исправить — важно не упустить время

Здесь уместно привести слова Оливера Холмса- «Главное в этом мире не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся» .Развитие речи лежит в основе общения в семье.

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребенка. Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг.

По мнению В. С Мухиной, подражая родителям и близким людям, ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребёнка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своём ребёнке слепок своих недостатков в общении.

Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития.

Необходимо обеспечить, чтобы общение со взрослыми было полноценным как в количественном отношении (в смысле уделяемого времени, так и в качественном отношении (в интеллектуальном и эмоциональном смысле). Правильно поступают те взрослые — не только родители, конечно, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сестры и т. д., — которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребенком. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности.

Проблема развития речи у дошкольника никуда не исчезнет, если ею не заниматься с самого начала.

Семья является одним из наиболее важных факторов, способствующих развитию речи дошкольника. Сила влияния семьи связана с авторитетом родителей, постоянством и длительностью воздействий, разнообразием условий и ситуаций.

На развитие речи ребенка в семье влияют:

1) позитивный психологический климат;

2) наличие полноценной речевой среды.

Для возникновения позитивного психологического климата в семье необходимы:

— эмоциональный контакт,

— эффективный стиль общения с ребенком,

— психологически спокойная обстановка,

— адекватное отношение родителей к различным проблемам ребенка.

Речевая среда будет создана в том случае, если:

— родители грамотно и правильно выражают свои мысли;

— речь родителей является образцом для ребенка;

— в семье существуют определенные традиции: совместное чтение, семейный театр, посещение библиотек и книжных магазинов;

— создаются условия для детского творчества;

— ребенку предлагаются дидактические игры для развития речи.

Самое важное условие для эффективного развития речи в семье – это постоянное речевое общение родителей с ребенком. Такое общение не должно сводиться к назидательности, морализированию или обучению. Жизнь ребенка должна быть насыщена эмоционально значимыми для него событиями, которые обсуждаются с родителями.

Для ребенка важно, чтобы родители принимали его таким, каков он есть, поддерживали, сопереживали, интересовались его жизнью

«Заберите у меня всё, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что я имею» Д. Уэбстер

Источник