Познавательное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста

Познавательное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возраста thumbnail

Татьяна Быкова
Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста

Слайд №1

Слайд №2

Мы представляю образовательную область «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста». И тема моего доклада «Формирование познавательных действий, становление сознания (представление о ритме, темпе, движении, об особенностях природы, об отечественных традициях и праздниках)».

Слайд №3

Хочу начать нашу презентацию со слов Льва Семеновича Выготского.

«Схема развитиялюбого вида деятельности: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка».

(Л. С. Выготский)

Слайд №4

В философии «познание» — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе. Развитие познавательной деятельности в дошкольном детстве обеспечивает формирование таких умений, как умение учиться, получать образование в течение всей жизнедеятельности.

Слайд №5

Познавательное развитие – это непрерывный процесс.

Ежесекундно человек получает какую-то новую для себя информацию, сравнивает ее с уже известной, анализирует и запоминает.

Каждому возрасту соответствуют свои возможности, а также индивидуальные потребности познания мира. Всё, с чем знакомится малыш на данном жизненном этапе, играет важную роль для него в будущем. И полученная новая информация трансформируется в знания и, следовательно, в опыт.

Слайд №6

Каждый ребенок – уникальное и неповторимое явление. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Основой мировосприятия трехлетнего ребенка является предметное содержание действительности, его мир — отдельные, конкретные, реальные предметы, объекты, явления. Ребенок познает мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. Он смотрит на предметы, как бы с разных сторон, и его интересуют их внешние «Что?», «Кто?», «Какой?», и внутренние характеристики «Для чего?», «Как?». Но самостоятельно постигать скрытые характеристики предметов трехлетний ребенок не может.

Слайд №7

Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область,сущность которой раскрывает следующим образом:

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;

— о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

— о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд № 8, 9

Воображение– это способность сознания создавать образы, представления, и манипулировать ими. В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление и стало для него особенно интересным. Воображение ребенка складывается в игре и постепенно переходит в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании, сочинении сказок, стихов. Воображение имеет воссоздающий характер и возникает оно непроизвольно,в виде образов полученных впечатлений: прослушивание рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов. Малыш трех — четырех лет еще не может удержать воспринятые прежде образы, норебенка можно легко повести за собой в фантастический мир, где присутствуют сказочные персонажи. Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления.

Слайд №10

Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышлениеиспользуется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники прибегают к экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

Наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребенка способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач.

Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий.

Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания.

В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное, по форме (это все круглое, величине (это все маленькое).

Слайд №11

Восприятие – процесс отражения в сознании человека целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. В младшем дошкольном возрасте восприятие носит предметный характер, т. е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие,например: трава – зеленая, лимон – кислый и желтый. От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз). Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование и др., учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов.

Слайд №12

Внимание — это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и непринятие лишней.

Внимание детей 3-4 года — непроизвольное. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока не угаснет интерес. Концентрация на ярких, эмоциональных событиях. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него. Младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин.

Слайд №13

Память – это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Память младшего дошкольника непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы. Третий и четвертый год жизни становятся годами первых детских воспоминаний.

Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений и сказок. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен. В дошкольном возрасте следует особо выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка — это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра.

Слайд №14

Образовательная область «Познавательное развитие»реализуется в 4-ех направлениях они перед вами на слайде.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

— Формирование элементарных математических представлений.

— Ознакомление с миром природы.

— Приобщение к социокультурным ценностям.

Слайд №15

В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей во 2 младшей группе можно выделить,они перед вами на слайде:

— Первичные представления об объектах окружающего мира;

— Дидактические игры;

— Сенсорное развитие

Остановимся на каждом из этих направлений немного подробнее.

Слайд № 16

Первичные представления об объектах окружающего мира:

• Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды;

• устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

• Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко).

• Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина, их свойствами (прочность, твердость, мягкость).

• Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения.

• Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет — не тонет, рвется — не рвется).

• Учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь — одежда; посуда чайная, столовая, кухонная).

Слайд № 17

Дидактические игры:

• Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2–3 цветов,

• собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2–3 цвета;

• собирать картинку из 4–6 частей.

• В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Слайд № 18

Сенсорное развитие:

• Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т. п.);

развивать умение воспринимать звучание раз- личных музыкальных инструментов, родной речи.

• Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;

•группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

•Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

• Подсказывать детям название форм (круглая, треугольная, прямо- угольная и квадратная).

Слайд № 19

«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания».(Б. Прейер)

Слайд №20

Развитие сенсорной культуры

— Различение цветов спектра — красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый, освоение 2- 4-х слов, обозначающих цвет.

— Узнавание, обследование осязательно-двигательным способом и название некоторых фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест).

— Использование (при поддержке взрослого)простейших способов обследования с использованием разных анализаторов: рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру, прокатывание, бросание и др. Освоение слов, обозначающих признаки предметов и обследовательские действия.

— Сравнение (с помощью взрослого) двух предметов по 1—2-м признакам, выделение сходства и отличия.

— Овладение действием соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства, овладение группировкой по заданному предметно образцу и по слову (по цвету, форме, размеру, материалу).

Слайд №21

Формирование первичных представлений о себе, других людях

— Проявление интереса к занятиям детей и взрослых. Различение детей и взрослых в жизни и на картинках по возрасту, полу, особенностям внешности, одежде. Освоение умения находить общее и отличное во внешнем виде взрослых и детей разного возраста. Освоение слов, обозначающих разнообразные действия взрослых.

— Освоение умения узнавать свой детский сад, группу, своих воспитателей, их помощников. Понимание, где в детском саду хранятся игрушки, книги, посуда, чем можно пользоваться.

— Освоение представлений ребенка о себе, имени, фамилии, половой принадлежности, возрасте, любимых игрушках, занятиях. Освоение представлений о составе своей семьи, любимых занятиях близких. Развитие умений узнавать дом, квартиру, в которой ребенок живет, группу детского сада.

Слайд №22

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели».

(А. Маркушевич)

Слайд №23

Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем.

— Освоение умения пользоваться предэталонами («как кирпичик», «как крыша»,эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

— Проявление интереса к играм и материалам,с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо образа, изменять полученное.

— Освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше, раньше (позже).Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади, сверху (снизу, справа (слева).

— Овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие, уравнивать группы предметов (столько же, увеличивать и уменьшать группы предметов (3—5 предметов). Освоение приемов наложения и приложения. Проявление интереса к сосчитыванию небольших групп предметов (3—5 предметов).

— Освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов.

Слайд №24

«Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги, оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что, он узнал». (В. Н. Сухомлинский)

Слайд № 25

Ребенок открывает мир природы

— Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы (солнце, небо, дождь и т. д., о диких и домашних животных, особенностях их образа жизни. Элементарное понимание, что животные живые.

— Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким признакам (цвет, размер) их названия. Умение выделять части растения (лист, цветок).

— Знание об элементарных потребностях растений и животных: пища, влага, тепло. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет эмоции и чувства. Комментирование обнаруженных признаков живого у животных растений, людей (воробей летает, прыгает, клюет зернышки, я бегаю, прыгаю, ем кашу).

— Накопление впечатлений о ярких сезонных изменениях в природе (осенью становится холоднее, часто идут дожди, листья желтеют и опадают; исчезают насекомые и т. д.).

— Освоение простейших способов экспериментирования с водой, песком.

Следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична,а у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Приступая к планированию познавательного развития детей, мы должны помнить возрастные особенности детей.

Дети второй младшей группы начинают устанавливать первые связи и зависимости (соотношение внешних и внутренних характеристик предмета, осознают роль и значение предметов в жизни человека. Самые первые наблюдения мы организуют с детьми 3-4 лет за сенсорными предметами и окружающими игрушками. При этом мы используем различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Мы обращаем внимание ребенка на яркий цветок, летящую бабочку, красивый листок, пушистые хлопья снега.

Как известно, детям очень интересны предметы и явления окружающего мира. Они всегда рассматривают форму, цвет, величину, следят за их движением, слушают звучание. Зная о том, что внимание у малышей неустойчивое, то на первых порах привлекают 2-3детей. При этом мы ненавязчиво предлагаем своим воспитанникам разнообразные виды деятельности. Игровые занятия в форме игр-путешествий, проблемные ситуации, дидактические игры, опыты, а также игровые задания позволяют ребенку включаться в активную деятельность и открывают ему возможность вступать в непосредственные контакты с предметами, проявляют тогда инициативу и творчество. Их детская любознательность помогает нам зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и становится стимулом для заинтересованного изучения предметного мира.

Наблюдение за одним и тем же объектом периодически повторяется. Это дает возможность закрепить образ предмета, уточнить его детали и вызвать к нему интерес. Для формирования познавательного интереса у детеймы осуществляем в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы).

Для развития познавательных действий у детей возможно при наличии развивающей среды. Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка группыимеет большое развивающее значение. Окружающие предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому в работе с детьми дошкольного возрастаследует отдавать практическим и игровым методам обучения и воспитания: игре, экспериментам, проектам, опытам.

С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство.

Слайд №26

Постоянная, непрерывная работа способствует познавательному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными.

Развитие ребенка — невероятное путешествие, которое начинается еще до рождения! И это трудный путь, который проходит через горы образовательной информации, социального и эмоционального развития ребенка.

Источник

Дошкольники активно познают окружающий мир, задают бесконечное множество вопросов и фантазируют. На каждый ответ родителя ребёнок мгновенно задаст новый вопрос. Порой такое поведение раздражает родителей, и дети все чаще слышат от них: отстань, не мешай, я занят. К сожалению, это сильно замедляет развитие познавательной активности дошкольников.

Развитие ребёнка – это процесс, требующий одновременного участия педагогов, родителей и самого ребёнка.

Развитие познавательных способностей у дошкольников условно состоит из 4 важных этапов:

  1. любопытство;
  2. восприятие окружающего мира;
  3. развитие наглядно-образного мышления;
  4. использование приобретённых навыков.

Детский сад

Любопытство

Любопытством наделен любой ребёнок от природы. Задача родителей дошкольника не ограничивать ребёнка в стремлении к познанию окружающего мира.

Восприятие окружающего мира

Дошкольник начинает осмысленно изучать различные процессы, происходящие вокруг него. Он учится анализировать и сопоставлять факты, делает выводы. Он замечает необычные для него объекты и находит новое для себя. Все это способствует развитию исследовательской деятельности ребёнка.

Развитие наглядно-образного мышления

У ребёнка начинает развиваться воображение, он много фантазирует и придумывает. Он сочиняет истории и одушевляет свои любимые игрушки. У них появляются имена, ребёнок придумываем за них «игрушечную» жизнь.

Использование полученных навыков

Когда ребёнок усвоил новую информацию или научился что-то делать, у него возникает огромное желание поделиться этим со всем миром. На этом этапе задача родителей показать ребёнку где проходит грань между интересным и познавательным общением и хвастовством.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста становится основной задачей родителей и воспитателей в дошкольных учреждениях. В чём же заключается это самое развитие познавательной деятельности дошкольников? В этой статье мы рассмотрим, как можно развить следующие особенности личности ребёнка:

  • внимание;
  • память;
  • восприятие;
  • воображение;
  • мышление;
  • усидчивость.

Замечу, дошкольники изучают мир исходя из своих ощущений, поступков и эмоций. Чем больше он видит, слышит или чувствует, тем больше он запоминает и анализирует. При этом его творческая деятельность будет значительно продуктивнее.

Для детей дошкольного возраста основным процессом усвоения новых знаний, навыков или умений является игра. Задача взрослого поощрять стремление ребёнка к развитию, не забывая при этом контролировать каждое его действие, чтобы дошкольник не причинил себе или окружающим вреда.

В детском саду

Тренируем внимание и память

Родители должны подбирать для игры с ребёнком такие игры, которые могут быть элементарными, на первый взгляд, и, не требующими никаких дополнительных предметов. Например, на развитие внимания. Родитель рассказывает ребёнку небольшую историю, сильно загруженную подробными описаниями, но начинается она с фразы, о которой он спросит ребёнка в конце: «Представь, ты машинист поезда. Поезд состоит из 7 вагонов, в каждом вагоне 8 купе. Вагоны зелёного цвета…» Ребёнок может и сам предложить, как будет выглядеть поезд и куда он поедет. В конце ключевой вопрос от родителя: «Как зовут машиниста поезда?» или «Сколько лет машинисту поезда?»

Существуют и более короткие загадки: «В семье 4 сына, у каждого мальчика по одной сестре. Вопрос: сколько всего детей живёт в этой семье?» Такие элементарные вопросы могут заставить задуматься не только ребёнка, но и не самых внимательных взрослых. Самый очевидный, на первый взгляд, ответ не всегда оказывается верным.

Стимулируем желание изучать мир, развиваем восприятие

Как правило, дети не страдают от недостатка желания узнать, как что-то устроено. Но когда он изучил все, до чего смог дотянуться, настало время родителей показать ребёнку что-то новое.

Одинаково новым для ребёнка будет и устройство вселенной, и принцип работы холодильника. Может показаться, что это слишком сложные темы для дошкольника, но ребёнок заранее не ограничивает себя предубеждениями, что это непонятно или невозможно. Для него это бесконечно интересно, он не пугается от обилия новой информации.

Когда моя подруга училась в университете, она готовилась к экзаменам, рассказывая билеты своей сестре, которой было 4 года. Девочка не только мгновенно запоминала информацию, но и старалась понять, о чём ей рассказывает сестра. Потом она приходила в садик и пересказывала своим друзьям и воспитателям все, что ей удалось узнать.

Это подтверждает, что дети открыты всему новому, они с удовольствием выслушают все, что им расскажут взрослые. Не забывайте о том, что дети прекрасно слышат то, во что им не стоит вслушиваться и о чём говорят взрослые между собой. У них есть удивительная способность выдавать подслушанную информацию в самые неподходящие моменты.

Занятие с детьми

Воображение и мышление развиваем вместе

У дошкольников мыслительные процессы взаимосвязаны с развитием воображения. Логические задачи и игры помогут малышу научиться мыслить структурированно и развить логику. Однако, не следует злоупотреблять такими игрушками, которые можно назвать «однозадачными».

«Однозадачными» назовём те игрушки, с которыми можно выполнить только одно действие или, к которым производитель приложил подробную инструкцию. Следование инструкции можно сравнить с ездой в машине по навигатору: когда вы слушаете команды навигатора, вы значительно меньше обращаете внимание на дорожные знаки и указатели, хуже запоминаете дорогу. Когда вы едете без подсказок, вы видите значительно больше, замечаете альтернативные маршруты. Также и ребёнок.

Однажды я подарила моей 5-летней племяннице набор для плетения животных из бисера. Сначала она обрадовалась подарку, но когда открыла коробку и достала длинную инструкцию, она сказала, что это скучно, хоть и была зачарована бусинами. Из них она в итоге сделала себе бусы и браслет, потому что так хотела она, а не авторы набора.

Такая реакция ребёнка на подарок в очередной раз доказывает, что дети не признают ограничений, которыми полон мир взрослых. Благодаря этому они развивают мышление и мыслят нестандартно. Точнее, это взрослым детское мышление кажется таковым.

Развиваем усидчивость

Самое большое препятствие в развитии познавательных способностей у дошкольников – это детская неусидчивость. Ребёнку сложно сосредоточить все своё внимание на чем-то одном, его то и дело что-то отвлекает. Он только что сел рисовать, но вот на кухне упала на пол вилка. Звук упавшей вилки заинтересовал ребёнка, и он быстро отвлёкся от рисования.

Чтобы ребёнок был более усидчивым, нужно постараться оградить его от внешних отвлекающих моментов и по возможности не давать ему отвлекаться на что-то новое, пока он не закончит делать что-то одно.

Детская йога

Младшие школьники

Немного другим будет развитие познавательной активности младших школьников. В отличие от деток детсадовского возраста, дети младшие школьники запомнили, что что-то изначально может быть сложным и непонятным, к некоторым предметам они относятся с предубеждением. Уже гораздо меньше места в его развитии будут иметь игры и загадки, если ребёнок неусидчив, у него могут быть сложности с восприятием школьной программы.

Новым стимулом для школьников станет успех среди сверстников. У ребёнка есть возможность получить новые знания, и даже сравнить свои достижения с одноклассниками. Оценки – очень удобный критерий для сравнения.

Развитие познавательной активности младших школьников требует объединённых усилий со стороны родителей и учителя. Если ребёнок не может похвастаться отличными оценками или ему кажется, что его одноклассники более успешны, чем он, то в таком случае ребёнок может стать замкнутым и отстранённым и не захочет учиться.

Как же тогда стимулировать развитие познавательной активности младших школьников? Педагоги выделяют 2 условия, при соблюдении которых познавательная активность будет формироваться, укрепляться и развиваться у них:

  1. создание почвы для решения познавательных задач, активного поиска новых знаний самостоятельно, догадок, размышлений, а также противоречивых мнений и столкновения разных позиций;
  2. создание оптимального уровня ведения учебного процесса для всех учащихся одновременно.

Познавательную деятельность подразделяют на 3 различных уровня активности:

  1. репродуктивно-познавательный (низкий);
  2. поисково-исполнительный (средний);
  3. творческий (высокий).

Дети учатся

Репродуктивно-познавательная активность

Данный вид активности отличается стремлением учащегося запомнить и воспроизвести материал урока или овладеть новыми умениями и применить их по назначению. Это одна из первичных форм проявления познавательной активности. Собственный опыт приходит через познание опыта предшественников. Задачи, которые решает школьник на этом уровне, сводятся к одному образцу.

Поисково-исполнительная активность

Это следующий уровень познания, поэтому в нём уже больше места для самостоятельного изучения. Школьнику необходимо понять суть задачи и решить её, используя свои собственные опыт и навыки. При этом он получает новые умения в решении задач и развивает интеллект.

Творческая активность

Это высший уровень познания, потому что школьник самостоятельно может выбрать или создать себе задание и выполнить его. Или задачу можно решить несколькими различными способами. Или школьник придумывает оригинальное решение поставленной задачи. Самым сложным является отход от привычного шаблона, здесь и развиваются творческие способности.

Школьники с удовольствием будут откликаться на предложение сыграть в игру, направленную на внимание и память, будут слушать с интересом то, что рассказывают взрослые. Если родители не препятствуют развитию изначально заложенного в ребёнке стремления исследовать окружающий мир и познавать новое, то и в будущем он будет так же любопытен, как раньше, сможет мыслить нестандартно и не будет предвзято относиться к «сложным» предметам.

Вебинары на тему познавательного развития детей:

Источник