Показатели состояния здоровья и развития ребенка

Показатели состояния здоровья и развития ребенка thumbnail

Состояние здоровья
определяется ростом и развитием. Рост
и развитие – это изменение анатомических
и морфологических показателей, т.е.
длины и массы тела, пропорций отдельных
частей тела, поперечных размеров и
объемных, изменения в физиологических
системах, тканях и органах — т.е.
функциональное направление в возрастном
аспекте. Рост и развитие взаимосвязаны,
зависят друг от друга; от окружающей
обстановки; гигиены социально-бытовой;
школьной; гигиены питания; труда и
отдыха; занятий физической культурой
и спортом. Периоды усиления роста
сменяются периодами усиления развития,
дифференциации тканей и систем и
наоборот. Это так называемая гетерохронность
– разновременность двух фаз единого
процесса, гармоничность которого зависит
от факторов внешних и внутренних.

Гигиенические
аспекты здоровья детей и подростков
начинаются с профилактической медицины
на стадии планирования и зачатия,
вынашивания и родов, целым комплексом
мероприятий по охране материнства и
детства. Это женские консультации,
родильные дома, социальная защита –
дородовые и последекретные отпуска,
перевод на безопасную и легкую работу,
поощрения и вознаграждения за ранний
учет в женской консультации, за роды.
Генетическое консультирование,
наблюдения, контроль за внутриутробным
развитием, рекомендации профилактического
порядка по образу жизни женщины, ее
питания, движения, отдыха. В организме
матери формируется третий круг
кровообращения эмбриона и плода, в
первую очередь все хорошее и плохое
поступает им, приоритет новой жизни.

Современные
гигиенические аспекты роста и развития
детей и подростков необходимо начать
с термина валеология. Valeo – здравствую
с момента зарождения новой жизни. Все
болезни детскими ножками входят во
взрослую жизнь. Уровень и качество
здоровья зависит от многих хорошо
управляемых факторов как генетически
детерминированных, так и внешних сил
природы, образа жизни и помощи
профилактической медицины. Весь
взаимосвязанный комплекс физического,
психического и нравственного здоровья
формируется и воспитывается не только
окружающим биолого-социальным миром,
но и самим человеком.

Здоровье
— наивысшее благо.

Научно-технический прогресс уменьшает
долю физического труда и увеличивает
его интенсивность, интеллектуальную и
психическую нагрузку, снижает двигательную
активность. Три кита физического,
психического и нравственного здоровья
— питание, движение, защита. Питание все
больше становится рафинированным,
высококалорийным, бедным или лишенным
биологически активными веществами.
Дефицит защиты сном дает рост невротических
и астеноневротических состояний.
Двигательный голод увеличивает деформации
опорно-двигательного аппарата.

Здоровье
— интегральный показатель формируется
из следующих компонентов: соматического,
физического, эмоционального, личностного,
нравственного, умственного, духовного,
психического, социального.

Для оценки здоровья
детей и подростков необходимо использовать
как минимум четыре критерия, а именно:
1) наличие или отсутствие в момент
обследования хронических заболеваний;
2) уровень достигнутого физического и
нервно-психического развития и степень
его гармоничности; 3) уровень функционирования
основных систем организма; 4) степень
сопротивляемости организма неблагоприятным
воздействиям.

С гигиенической
токи зрения наибольшего внимания
заслуживает оценка состояния здоровья,
основанная на совокупности всех четырех
признаков.

Этим целям отвечает
методика комплексной оценки и распределения
детей и подростков на группы здоровья.

В соответствии с
предложенной схемой дети и подростки,
в зависимости от совокупности показателей
здоровья, подразделяются на пять групп.

Первая
группа

это лица, у которых отсутствуют хронические
заболевания, болевшие редко за период
наблюдения, имеющие нормальное,
соответствующее возрасту физическое
и нервно-психическое развитие (здоровье,
без отклонений).

Вторая
группа
— ее
составляют дети и подростки, не страдающие
хроническими заболеваниями, но имеющие
функциональные и морфологические
отклонения, часто болеющие — 4 раза в год
и более — или длительное одно заболевание
— более 25 дней (здоровые, с функциональными
отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Третья
группа

объединяет лиц, имеющих хронические
заболевания или с врожденной патологией
в состоянии компенсации, с редкими и не
тяжело протекающими обострениями
хронического заболевания, без выраженного
нарушения общего самочувствия (больные
в состоянии компенсации).

Четвертая
группа

лица, с хроническими заболеваниями,
врожденными пороками развития в состоянии
субкомпенсации, с нарушениями общего
состояния и самочувствия после обострения,
с затяжным периодом реконвалесценции
после острых интеркуррентных заболеваний
(больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая
группа

включает лиц с тяжелыми заболеваниями
в состоянии декомпенсации, со значительно
сниженными функциональными возможностями
(больные в состоянии декомпенсации).
Как правило, такие больные не посещают
детские и подростковые учреждения
общего профиля и массовыми осмотрами
не охватываются.

Дети и подростки,
отнесенные к разным группам здоровья,
нуждаются в дифференцированном подходе
при разработке комплекса
лечебно-профилактических мероприятий.
Для лиц, входящих в первую группу здоровья
организуется учебная, трудовая и
спортивная деятельность без каких-либо
ограничений в соответствии с существующими
программами учебно-воспитательного
процесса. Педиатр или терапевт
подросткового кабинета в обычные
(плановые) сроки проводит их профилактический
осмотр. Врачебные назначения при этом
состоят из обычных общеоздоровительных
мероприятий, которые оказывают тренирующее
воздействие на организм.

Читайте также:  Развитие грудного ребенка по месяцам видео

Дети
и подростки, входящие во вторую группу
здоровья (иногда ее называют группой
риска), требуют более пристального
внимания врачей. Дело в том, что данный
контингент нуждается в комплексе
оздоровительных мероприятий, своевременное
проведение которых обладает наибольшей
эффективностью в предупреждении развития
хронической патологии в детском и
подростковом возрасте. Особое значение
имеют гигиенические рекомендации по
повышению резистентности организма
неспецифическими средствами: оптимальная
двигательная активность, закаливание
естественными факторами природы,
рациональный режим дня, дополнительная
витаминизация продуктов питания.

Дети и подростки,
отнесенные к третьей, четвертой и пятой
группам здоровья, находятся на диспансерном
наблюдении у врачей разных специальностей
в соответствии с существующими
методическими рекомендациями по
диспансеризации детского населения.

Больные получают
необходимую лечебную и профилактическую
помощь, обусловленную наличием той или
иной формы патологии и снижения
компенсации. В детских и подростковых
учреждениях для них создается щадящий
режим дня, удлиняется продолжительность
отдыха и ночного сна, ограничивается
объем и интенсивность физических
нагрузок и др. При необходимости больных
хроническими заболеваниями или имеющие
врожденные пороки развития направляют
в специальные детские и подростковые
учреждения, где с учетом особенностей
патологии целенаправленно проводится
лечение и воспитание.

В Республике
Беларусь осуществляется целенаправленная
программа по сохранению здоровья
учащихся.

Программа «Здоровье
соматическое» проходит под девизом
первичной гигиенической профилактики
«Я знаю как не болеть». Основными
направлениями деятельности в этой
программе являются: систематические
медицинские обследования детей (сентябрь,
май) с распределением детей на медицинские
группы по организации правильного
распределения физической нагрузки на
организм. Определены четыре медицинские
группы для занятий физической культурой:
основная, подготовительная, специальная
медицинская группа и лечебной физической
культуры. Одновременно проводится цикл
лекций для родителей и учащихся,
воспитателей, учителей.

Программа «Здоровье
физическое» ставит своей основной
задачей диагностику физического
состояния детей, их физического развития
и здоровья.

Критерии
здоровья:

  • для психического
    — я хочу, желаю;

  • для физического
    и соматического — я могу;

  • для нравственного
    — я должен.

Признаки
здоровья:

  • мотивация поведения;

  • показатели роста
    и развития;

  • устойчивость к
    действию повреждающих факторов;

  • специфическая и
    неспецифическая резистентность;

  • функциональное
    состояние и резервные возможности
    организма;

  • уровень
    морально-волевых качеств;

  • наличие или уровень
    заболевания, дефекты развития.

Контроль за
состоянием здоровья осуществляют ЛПО.
Детские поликлиники, подростковые
кабинеты проводят углубленные медицинские
осмотры с привлечением разных специалистов.

Современные
принципы дифференциации по здоровью
позволяют проводить комплексную
индивидуальную и коллективную оценку
здоровья детей и подростков, скрининг-тесты,
социально-гигиенические мониторинги,
выделять факторы риска и последствия
аварии на ЧАЭС.

Источник

Медицина / Диагностика / Диагностика (статья)

 | 
20-03-2018, 19:50
 | 

Здоровье ребенкаЗдоровье ребенкаПоказатели здоровья ребенка

Само по себе понятие «здоровье» довольно сложно и обширно. До сих пор ученые и специалисты не пришли к единому мнению в отношении этого определения. Отечественные специалисты под понятием «здоровье» принято подразумевать состояние организма, при котором функции всех органов и систем гармонично взаимодействуют с окружающей средой, а также отсутствие в них каких-либо патологических изменений.

Показателем нормального функционального состояния организма, а также состояние гармоничного взаимодействия с окружающей средой для детей раннего и дошкольного возраста является возможность овладевать знаниями, умениями и навыками, возможность посещать дошкольные учреждения и полноценно усваивать предусмотренную в них программу занятий.

Контроль за состоянием здоровья ребенка – основа всей оздоровительной, профилактической и воспитательной работы, которая должна осуществляться не только родителями и медицинским персоналом, но и персоналом детских дошкольных учреждений. Такой контроль должен проводится каждый день, а также во время плановых медосмотрах в строго установленные сроки: детям в возрасте до 1 года – 1 раз в месяц, до 2 лет – 1 раз в 3 месяца, до 3 лет – 1 раз в 6 месяцев; затем, до 7 лет – 1 раз в 6 месяцев.

Главными показателями нормального состояния здоровья ребенка являются:

— уровень физического и нервно-психического развития;
— состояние иммунитета – возможность устойчивости организма к разного рода заболеваниям (частота заболеваний за период перед плановыми медосмотрами);
— показатели уровня основных функций организма;
— отсутствие или наличие каких-либо хронических заболеваний;
— отсутствие или наличие каких-либо отклонений в раннем периоде развития (в том числе на протяжение беременности, при родах, в период новорожденности).

Заключение о состоянии здоровья ребенка делает врач при каждом плановом медицинском осмотре с учетом вышеперечисленных показателей.

Состояние иммунитета определяется по кратности острых заболеваний ребенка. На первом месте среди острых заболеваний среди детей раннего и дошкольного возраста занимают острые респираторные вирусные инфекции и острые детские инфекции (скарлатина, корь, ветряная оспа, эпидемический паротит), затем острые отиты, острые заболевания желудочно-кишечного тракта и др.

Читайте также:  Пути развития способностей ребенка на уроке и во внеурочной деятельности

По частоте перенесенных острых заболеваний на протяжении года детей принято делить на:

— ни разу не заболевших или эпизодически болеющих (1-3 раза в год), что указывает на хороший иммунитет;
— на часто болеющих (4 раза в год и более), что говорит о пониженной иммунной защите организма к воздействию острых заболеваний.

Общий уровень острой заболеваемости достигает пика, как правило, на втором году жизни, по сравнению с детьми первого года жизни и более старшего возраста. Такое состояние специалисты объясняют особенностями развития детей в этом возрастном периоде: снижение уровня пассивной иммунной защиты, который ребенок получает с материнским молоком, а также с недостаточно сформированного собственного иммунитета на фоне увеличения количества и частоты контактов с факторами внешней среды.

С целью определения уровня основных функций организма у детей прежде всего обращают внимание на характер поведения (особенно у детей раннего возраста). При этом необходимо оценивать эмоциональное состояние ребенка, его настроение, аппетит, манеру и характер общения со сверстниками; у более старших детей важно контролировать степень усвоения учебной программы, уровень усталости в процессе занятий, возможность сосредоточения, насколько часто ребенок отвлекается. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, которые в значительной степени определяют его поведение: активный или пассивный, насколько легко и быстро он идет на контакт со сверстниками и взрослыми, степень коммуникабельности, плаксивость и др.

Функциональное состояние организма ребенка определяется совокупностью поведенческих реакций. Необходимую информацию о поведении ребенка врач получает от родителей и педагогов дошкольных учреждений. Полученные сведения, в совокупности с данными функциональных исследований (антропометрические данные, артериальное давление, частота пульса и дыхания, анализы крови и др), врач использует для составления объективной оценки состояния здоровья.

Опросник для контроля поведения ребенка первого года жизни

1. Эмоциональное состояние, преобладающее в повседневной жизни ребенка (эмоционально не выражено, неустойчивое, положительное, отрицательное).
2. Засыпание (спокойное, неспокойное, быстрое, медленное, требуется дополнительное воздействие).
3. характер сна (прерывистый, спокойный, неспокойный, глубокий, неглубокий).
4. Длительность сна (соответствующий возрасту, длительный, короткий).
5. Аппетит (избирательное отношение к пище, повышенный, хороший, неустойчивый, плохой).
6. Характер бодрствования (малоактивный, пассивный, активный).
7. Плохие привычки (сосание пальца, пустышки, раскачивание и др).
8. Характер общения с детьми и взрослыми (отсутствие взаимоотношений, положительный, отрицательный).
9. Индивидуальные особенности (вялый, быстро утомляется, легко возбудим, застенчив, уравновешен, обидчив, инициативен, легко идет на контакт, навязчив, ласков, подвижен, легко обучается и т.д.).

Опросник контроля поведения детей второго и третьего годов жизни

1. Настроение (подавленное, неустойчивое, раздражительное, спокойное, бодрое).
2. Сон:

— засыпание (спокойное, неспокойное, быстрое, медленное);
— характер сна (спокойный, неспокойный, глубокий, неглубокий);
— длительность сна (соответствует возрасту, короткий, длительный).

3. Аппетит (избирательное отношение к еде, плохой, неустойчивый, хороший, повышенный).
4. Характер бодрствования (пассивный, активный, малоактивный).
5. Индивидуальные особенности (легко поддается обучению, легко идет на контакт, любознательный, обидчивый, внимательный, ласковый, агрессивный и т.д.).

При плановом осмотре ребенка педиатр может обнаружить разного рода заболевания (аллергию, сколиоз, разит, ревматизм и др) или констатировать, что ребенок здоров. Во время первого осмотра педиатр собирает подробные сведения (анамнез), которые включают состояние здоровья обоих родителей (в том числе наличие у них вредных привычек: курение, алкоголь и др), течение беременности и родов, особенности периода новорожденности, а также другие сведения (перенесенные ребенком заболевания, вакцинация, посещение ребенком дошкольных учреждений и др). Основываясь на полученные данные, врач проводит комплексную оценку состояния здоровья ребенка, что дает ему возможность определить группу состояния здоровья. Разные классификации подразумевают разные критерии отношения детей к той или иной группе, как и количество самих групп здоровья. В нашей стране детей по состоянию здоровья принято делить на пять групп:

— Первая группа – здоровые дети, без каких-либо хронических заболеваний, имеющие нормальные показатели функционального состояния, которые редко болеют, физическое и нервно-психическое развитие в пределах нормы, отсутствуют какие-либо отклонения в анамнезе;

— Вторая группа – здоровые дети, у которых имеются функциональные отклонения разного рода (например, поведение), с начальными изменениями в нервно-психическом или физическом развитии, или их отсутствие, которые часто болеют, при этом у них отсутствуют симптомы хронических заболеваний, есть отклонения в анамнезе;

— Третья группа – дети с хроническими заболеваниями (ревматизм, холецистит, тонзиллит и др) в стадии компенсации (без признаков нарушения общего самочувствия), болеют редко, обострения хронических заболеваний возникают не часто;

— Четвертая группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, у которых наблюдаются нарушения общего самочувствия, болеют часто, обострения хронического заболевания происходит 2-4 раза в год;

Читайте также:  Пантогам при задержке речевого развития ребенку 5 лет

— Пятая группа – дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, не посещающие детские учреждения общего типа, на момент исследования в условиях стационара (в больнице) или амбулатории (проходят лечение на дому), или в специальном дошкольном учреждении.

Большинство детей относят к 1-й и 2-й группам, то есть здоровые дети. При этом количество детей значительно преобладает во 2-й группе. Эти дети нуждаются в особом внимании взрослых и медиков, а также в индивидуальном подходе при назначении и выполнении воспитательных и оздоровительных мероприятий. Отметим, что ко 2-й группе здоровья относятся дети с факторами риска (у которых на момент рождения родители страдали от каких-либо заболеваний, алкоголизма, наркомании и др, а также при осложнениях во время беременности, например, токсикоза, угроза выкидыша и др), недоношенные дети, дети, перенесшие асфиксию новорожденных или получивших родовую травму, дети с аллергией или склонностью к таковой (например, начальные, непостоянные симптомы кожных высыпаний экссудативного диатеза и др), реконвалисцентны рахиту, часто болеющие острыми заболеваниями (4 и более раз в год), с риском развития анемии, нарушением осанки, плоскостопием, после перенесенной пневмонии (воспаления легких), эпидемического гепатита (болезни Боткина), менингита и других детских инфекционных заболеваний (ветряной оспы, скарлатины и др), которые имели тяжелое течение и сопровождались осложнениями.

Во 2-й группе здоровья особое внимание необходимо уделять детям, которые часто болеют, при этом у них отсутствуют какие-либо хронические заболевания. Это дети, страдающие острыми заболеваниями более 3-х раз в год. Повторные острые заболевания, как правило, возникают в результате действия острой респираторной вирусной инфекции (грипп, парагрипп, аденовирусные заболевания и т.д.).

На сегодняшний день известно большое количество причин, влияющих на увеличение количества и частоты возникновения острых респираторных заболеваний (ОРЗ) среди детей. Эти причины условно разделяют на эндогенные и экзогенные. К эндогенными причинами являются: осложнения во время беременности и родов, а также разные хронические заболевания у матери; болезни, перенесенные ребенком в период новорожденности; ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание (до 3 месяцев), наличие у ребенка гипотрофии, анемии, рахита и др.

Экзогенные факторы, влияющие на количество и частоту возникновения ОРЗ в основном связаны с состояние окружающей среды: химические выбросы в атмосферу и воду, употребление нездоровой пищи (с низким содержанием питательных компонентов, недостаточным количеством клетчатки, с большим количеством красителей, консервантов и ароматизаторов и др), вредные привычки родителей и других окружающих (курение, алкоголь и др), несоблюдение правил гигиены (уборка помещений, соблюдение правил личной гигиены, нарушение режима дня и т.д.), частые стрессы (ссоры в семье, конфликты с товарищами и др).

Если ребенок часто болеет, он пропускает много занятий, что может стать причиной отставания в нервно-психическом и физическом развитии. В детских дошкольных учреждениях к таким детям применяются специальные оздоровительные и воспитательные меры, которые подразумевают щадящий режим, предусматривающий индивидуальный подход при медико-педагогическом назначении организации питания, физического воспитания, закаливания, сна, занятий, сроков вакцинации, лабораторных исследований и диспансеризации. Такие назначения дает педиатр. Педагог (воспитатель), в свою очередь, должен придерживаться этих назначений, тем самым способствуя сохранению здоровья и нормализации развития часто болеющего ребенка.

Стоит отметить, что большинство детей, которые относятся ко 2-й группе здоровья, имеют особенности в поведении: плохой аппетит, беспокойный сон, повышенное потоотделение. Такие дети часто плаксивые или раздражительные, плохо идут на контакт со сверстниками и взрослыми, быстро утомляются во время занятий, часто отвлекаются или полностью отказываются выполнять даже самые простые поручения или упражнения. С целью нормализации поведения, педиатр должен назначить специальное лечение, направленное на улучшение общего состояния организма. Назначенное лечение, которое может включать ряд процедур и оздоровительных мероприятий, проводит обученный медицинский персонал с помощью взрослых (родителей или воспитателей). Как правило, для улучшения состояния ребенка, который относится ко 2-й группе здоровья, достаточно проявить индивидуальный подход, предусматривающий терпеливое и внимательное отношение со стороны взрослых во время разных мероприятий (при кормлении, на прогулках, занятиях, при укладывании спать и т.д.).

Необходимо понимать, что определение группы здоровья позволяет своевременно определить на начальном этапе разного рода отклонения в развитии разных органов и систем, а также ориентировать медицинский персонал, родителей и персонал детских дошкольных учреждений на обоснованное заключение в состоянии здоровья. Эти меры помогают вовремя назначить и предпринять соответствующие индивидуальные оздоровительные и воспитательные меры, целью которых является лечение, профилактика заболеваний или коррекция выявленных нарушений.

Источник