Формы общения по развитию у ребенка связной речи
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных
приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
Связная речь — смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Задачи развития связной речи.
Формирование элементарных представлений о структуре текста(начало, середина и конец);
Обучение соединению предложений разными способами связи;
Развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания.
Обучение построению высказываний разных типов –описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; составление повествовательных текстов(сказок, рассказов, историй) соблюдением логики изложения и использование средств художественной выразительности;
Обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений;
Использование для высказываний различных типов соответствующих моделей(схем), отражающих последовательность изложения текста.
Функции связной речи
Основная функция связной речи – коммуникативная. Включает в себя установление связей с окружающими людьми и определение, и регулирование норм поведения в обществе.
Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
В зависимости от функции выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты).
В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно контаминированные высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием одного из них. Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов.
Описание – это характеристика предмета. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету.
Повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях).
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения.
Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для овладения пересказом необходим ряд умений, которым детей обучают специально: прослушивать произведение, понять его основное содержание, запоминать последовательность изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст.
Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.
Ведущими формами выступают:
Образовательные ситуации
планируются и организовываются воспитателем в любое время в режиме дня;
— длится от 3-5 до 10 минут;
— предполагает участие небольшой подгруппы детей;
— несколько ситуаций с одним дидактическим средством;
— повтор одной ситуации с разными подгруппами детей;
— могут быть реально- практическими и игровыми
Специальные занятия
Занятие – это итоговая форма работы по определённой теме или разделу.
На занятии решается основная речевая задача.
Занятия по развитию речи могут быть познавательно-речевыми или комплексными речевыми.
Выбор типа занятия осуществляет воспитатель, ориентируясь на особенности поставленных задач, содержание занятия и возможности детей.
Ситуации общения
Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя:
сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) — комментирование действия детей;
предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка);
предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;
использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.
Рассмотрим методы развития связной речи:
Организованная деятельность
Совместная деятельность
Организованная деятельность включает в себя:
Пересказ
Рассматривание по картине
-по серии сюжетных картинок
-из личного опыта
Творческое рассказывание
-по заданной теме
По стихотворению
-по сказке
-по скороговорке
Составление описательного рассказа
Заучивание стихотворений
Совместная деятельность
Беседа
Сюжетно-ролевая игра
Речевые игры
Индивидуальная работа
Интеграция видов деятельности
Наблюдения
Экскурсии
Игры-драмматизации
Игры-инсценировки
Загадки
.Рассмотрим ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Наглядные
Показ иллюстраций, картин, объекта
Моделирование (схемы, мнемотехника)
Словестные
Чтение литературных произведений
Речевые упражнения
Речевой образец
Вопрос
Подсказка
Повторное проговаривание
Оценка детской речи
Напоминание
Объяснение
Указание
Словесные поручения
Игровые
Сюрпризный момент
Игровой персонаж
Речевые игры, дидактические с речевым содержанием, сюжетно-ролевые, театрализованные
Эмоциональность педагога
Косвенные
Подсказки
Совет
Исправление
Реплика
Замечание
Рассмотрим, какие возрастные изменения в речи детей.
Первая младшая группа
Поделиться информацией, пожаловаться на неудобство, действия сверстника.
Сопровождать речью игровые и бытовые действия.
Отвечать на простейшие вопросы.
Повторять несложные фразы.
Вторая младшая группа
Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.
Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения с одинаковыми членами.
Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Делиться своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми.
В играх принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстником.
Разыгрывать по просьбе взрослого небольшие отрывки из знакомых сказок
Средняя группа
Рассказать о содержании сюжетной картинки.
Участвовать в беседе, понятной для слушателей, отвечать на вопросы и задавать их.
Описывать предмет, картину.
Пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок.
В играх проявлять инициативу и предлагать новые роли и действия.
Обогащать сюжет, вести ролевые диалоги.
Разыгрывать несложные отрывки по знакомым литературным произведениям.
С помощью взрослых повторять образцы описания игрушки.
Старший дошкольный возраст
Аргументированно и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе.
Составлять рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательностью развивающимся действием;
Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
Использовать монологическую и диалогическую форму речи.
Составлять рассказы и события из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.
Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Рассмотрим требования к диалогической речи
Ранний возраст — понимание речи окружающих и использование активной речи детей как средства общения
Младший дошкольный — возраст выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы
задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем? )
Средний дошкольный возраст — вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их
рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях
Старший дошкольный возраст —участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника
формулировать и задавать вопросы
формирование культуры общения
«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы»
К.Д.Ушинский
Работа по развитию связной речи трудоемка и почти всегда полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать свою речь.
В связи с этим существуют требования к речи педагогов
Эмоциональность
Выразительность
Ясность (понятность для окружающих)
Логичность(последовательное изложение мысли)
Содержательность (хорошее значение предмета о котором говорится)
Точность
Правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих данному содержанию)
«Подготовка к публичным выступлениям взрослого человека должна начинаться с раннего возраста.»
Е.И. Тихеева
ГБДОУ « Детский сад № 91 комбинированного вида»
Доклад – презентация на тему:
« Формы работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспитатель 1 категории
Кулик Е.И
9
Источник
Грифенштейн Светлана
Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми
Проблема развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое.
У детей нашей группы, самым сложным моментом при обучении связной речи является составление описательного рассказа. Основу описательного рассказа о явлениях природы, о животных, растениях составляют конкретные представления.
Для решения проблем, большое значение в развитии связной речи мы отводим играм. Посредством театрализованной деятельности в нашей старшей группе «Непоседы»,мы решаем ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время инсценирования активно упражняются в диалогическом взаимодействии. Большую роль отводим таким средствам как мимика, жесты, движения. Много внимания уделяем артикуляции звуков (артикуляционная гимнастика, знанию зрительных образов звуков (букв) и умению соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки (пальчиковые игры и упражнения, глазомера, чувства ритма. К. Д.Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники – моделирование, мнемотаблицы, пиктограммы. Пиктограмма знакомит ребёнка со словом, его значением, развивает речевую память, способствует быстрому обучения связной речи. Пиктограммы – символы, которые состоят из элементов доступных ребёнку и рука ребёнка сможет легко их изобразить.
Развиваем связную речь детей, через дидактические упражнения и развивающие игры:
а. Согласование существительного и числительного.
б. Согласование в роде, числе и падеже.
в. Образование родственных слов.
г. Образование глаголов.
С помощью словесных игр у детей воспитываем желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке дошкольника к школьному обучению. Словесные игры развивают внимание, сообразительность; формируют логическое мышление, умение делать правильные умозаключения. Из словесных игр, очень интересными для развития речиявляются игры- предположения: «Что было бы. ?», «Что бы я сделал?», «Кем бы хотел быть и почему?».
Мы считаем, что у воспитанников наметилась положительная динамика развития связной речи. Большинство детей стали лучше осознавать структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец, легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять ее в памяти и воспроизводить, правильно связывать сюжет, выстраивать между собой части сюжета и передавать последовательно.
Источник
Функции и формы связной речи.
Связная речь – смыслoвое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Пoд связной речью понимают смысловое развернутое высказывание обеспечивающее общение и взаимопонимание. Следoвательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Связная речь oтражает логику мышления ребенка, его умение обдумывать воспринимаемое и умение выразить в правильной форме.
Связная речь — это единoе смысловое и структурное целое, включающее законченные отрезки, связанные и объединенные между собой темой.
Связная речь — развернутое высказывание oпределенной темы, которое осуществляется последовательно, логично, подробно, грамматически правильно и образно.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Oна осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе.
Диалогическая речь представляет сoбой естественную форму языкового общения, классическую форму речевого общения. Главнoй особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Диалог сопрoвождается жестами, мимикой, интонацией. Речь в нем может быть неполной, сокращенной. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалoгическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью, протекает в определенной ситуации. Мoнологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей, является более сложным, произвольным, более организованным видом речи . Испoльзуются также неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, лoгическая завершенность; связность монолога обеспечивается одним говорящим. Эти две фoрмы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалoгическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В прoцессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Взаимoсвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Развитие oбеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития в детском саду. Связная речь отражает все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем. Связная речь — смыслoвое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Функции связной речи. Оснoвная функция связной речи – коммуникативная. Включает в себя устанoвление связей с окружающими людьми и определение, и регулирование норм поведения в обществе. Она oсуществляется в двух основных формах – диалог и монолог.
Вoспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов. Описание – этo характеристика предмета. Повествoвание – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения. Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 «Аленький цветочек»
«Формирование связной речи дошкольников в различных видах деятельности».
Выполнила: Филиппова Л.А
2014 год
Актуальность.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.
Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:
— односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
— бедность речи. Недостаточный словарный запас;
— замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление не литературных слов и выражений;
— бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;
— неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
— отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
— отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.
Связная речь в ДОУ.
Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержание образовательной области « Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
• развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
• развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи; связной речи – диалогической и монологической форм).
• практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Основными принципами реализации системы работы по развитию связной речи являются систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей, которые осуществляются
— в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, чтение художественной литературы
— в ходе режимных моментов
— в свободной самостоятельной деятельности
— во взаимодействии с семьями.
пример
Разделы (задачи, блоки) | Осуществляемая образовательная деятельность | |||
Связная речь подготовительная группа | В ходе режимных моментов | В организованной детской деятельности | В самостоятельной детской деятельности | При взаимодействии с семьями |
Совершенствование диалогической и монологической форм речи | — Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром | -Творческие задания | -Игры-импровизации по мотивам сказок | Открытый показ занятий по обучению рассказыванию. |
Усилия по развитию связной речи осуществляются посредством организации разных видов деятельности. Основные формы – это беседы в образовательных моментах, ситуативный разговор, межличностные общения. В образовательных моментах используется следующие виды деятельности:
• рассматривание сюжетных картинок, что направлено на развитие монологической речи, мышления.
• рассматривание игрушек, различных предметов, что позволяет развитию описательной речи. Здесь широко используется игра «Чудесный мешочек», где ребенок должен описать свои тактильные ощущения, что направлено, так же, на развитие сенсомоторных навыков.
• игры драматизации, кукольный театр, пальчиковый театр, что направлено на развитие диалогической речи;
• чтение художественных произведений с последующим обсуждением;
• разучивание стихотворений, что способствует развитию памяти, интонационной выразительности речи.
Образовательная область «Речевое развитие» тесно переплетается с остальными образовательными областями:
- «Социально-коммуникативное развитие» — общение со сверстниками в играх, в режимных моментах, в свободной деятельности, подготовка к школе, развитие диалогической речи в процессе общения. Общение детей между собой и со взрослыми во время трудовой деятельности любого вида.
- «Познавательное развитие» — развитие связной речи в НОД по познанию окружающего мира, ФЭМП, конструирование, исследовательская деятельность, в режимных моментах, играх. Развитие диалогической речи в процессе общения. Развитие монологической речи во время непосредственно образовательной деятельности и в свободном общении.
- «Физическое развитие» — общение детей между собой и со взрослыми. Развитие диалогической речи в процессе общения. Разучивание детского фольклора, общение в процессе гигиенических процедур, закаливания.
- «Художественно-эстетическое развитие» — проговаривание сюжетов рисования, аппликации, лепки, ручного труда, рассказывание сказок, рассказов. Беседы, общение детей между собой и со взрослыми в процессе художественной деятельности, развитие диалогической речи в процессе общения. Пение, разучивание стихотворений, общение, театрализованная деятельность.
* Так работа по познавательному развитию, развитию элементарных математических представлений тесно связана с развитием связной речи. В течение года дети заучивают много стихотворений, считалок, загадывают и разгадывают загадки. Многие задания подразумевают работу детей в парах, где отрабатываются умения диалогического взаимодействия. В процессе знакомства с числами в пределах 10 дети упражняются в умении согласовывать числительные с существительными. Дети много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими руками (коллекции, познавательные альбомы и т.д.) И мы — педагоги всегда должны предоставлять детям возможность высказывать свои соображения, сомнения, предположения, пожелания.
* Большое внимание на развитие связной речи ребенка оказывает изобразительная деятельность и эстетическое развитие. В течение года дети воспринимают красоту и особенности природы в разные сезоны. Процесс восприятия всегда сопровождается высказываниями детей. В процессе бесед отрабатывается с детьми различные грамматические навыки, упражняются в объяснительной речи, в составлении высказываний по рисункам.
Рисуя, ребенок говорит, отражает все воспроизводимое им карандашом на бумаге в слове. Но мы можем организованно использовать его рисунок в интересах развития его речи. Если этой цели может служить любая картина, то тем более ей может служить собственный творческий рисунок ребенка.
Можно использовать в практической работе и составление рассказов по рисункам детей. Рисунки могут быть на разные темы, но необходимо детей предупредить, что они должны нарисовать такую картинку, по которой можно составить рассказ.
Этот вид работы воспитывает у детей творческое воображение, умение придать своему рисунку определенный сюжет, отразить свой замысел в рисунке и, наконец, дать последовательный рассказ, понятный для слушателей.
Развитие связной речи не задерживается, если ребенок получает новые яркие впечатления, создана обстановка, в которой у него появляется желание говорить и вступать в речевое общение.
Занятия по изобразительной деятельности имеют большое значение для развития речевого общения и связной речи ребенка, благодаря тому, что в основе создаваемого изображения лежат впечатления, полученные из окружающей жизни непосредственно через восприятие предметов и явлений, выделение их свойств и качеств.
* Театрализованная деятельность является мощным средством развития связной речи дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время постановки спектакля активно упражняются в диалогическом взаимодействии.
* Игра – одно из важнейших средств развития связной речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение. Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности. Игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей после занятий.
Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным, превращает его из полевого в волевое. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.
Дидактическая игра является одной из форм обучения детей, служит составной частью непосредственной образовательной деятельности. Она помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В дидактических играх (игры с дидактическими игрушками и дидактическим материалом, словесные, сюжетно-дидактические, настолько-печатные) дети учатся также согласовывать действия, подчинятся правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели и самая главная задача- развитие связной речи.
Развитию связной речи способствуют и сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра даёт ребёнку возможность ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своём вымышленном мире, вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремлённость в выполнении поставленной цели, помогает становлению связной речи.
Сюжетно-ролевая игра — сильнейшее средство социализации ребёнка, включающие в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия, так и стихийные, влияющие на формирование связной речи. Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.
Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активны и пассивный словарь, закрепляют на знаниях полученные во время наблюдений, экскурсий.
Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры.
Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение.
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект. Система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения, разработана особая развивающая технология, направленная на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач. Они охватывают разные стороны речевого развития — фонематическую, лексическую, грамматическую, и в итоге обеспечивающая развитие связной монологической речи.
Заключение.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем. Часто общаясь с человеком, именно по содержанию речи, по ее грамотности мы судим о его культуре, воспитанности и общем интеллектуальном уровне. Чем лучше и понятнее для других говорит ребенок, тем ему легче общаться с людьми. В связной речи реализуется основная функция языка и речи — коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. В связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны. Для того, чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в школу, должна отвеч?