Значение пальчиковых игр в развитии речи ребенка

Кристина Жогина
Консультация «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

«Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.

В. А. Сухомлинский

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в речевом развитии дошкольников. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью.

Известный исследователь детской речи М. М.Кольцов пишет: «Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка». Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики руки, умеет логически рассуждать, у него развита память, внимание, связная речь.

Родители дома могут самостоятельно провести эксперимент: если ребенок в 4 года не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. И, если вы чувствуете, что слабо развита мелкая моторика рук, то надеяться, что он потом догонит сверстника — это ошибочная позиция. Слабую руку дошкольника надо развивать.

Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает малыша на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

«Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других — ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнёра, по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка.

В своей работе педагоги использую «пальчиковые игры» каждый день. Дети с удовольствием выполняют пальчиковую гимнастику и речь с движением. Эти упражнения помогают развивать память, ребенок лучше запоминает стихи, т. к. кроме речи, активизируется и моторика рук, зрительная память.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком

Приступая к работе,следует помнить о следующих принципах проведения занятий:

— Перед игрой необходимо обсудить с ребёнком её содержание, сразу при этом отрабатывается необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только приготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст положительный эмоциональный настрой.

— Желательно взрослому знать текст.

— Перед началом упражнения дети разогревают ладошки поглаживанием до приятного ощущения тепла.

— Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой, а потом двумя руками одновременно.

— Демонстрируйте собственную увлечённость игрой.

— Необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.

— Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите ребёнку или научите его помогать себе другой рукой.

— Нужно добиваться, чтобы упражнения выполнялись легко, приносили ребёнку радость, без чрезмерного напряжения рук.

— Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2–3 раза.

— Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно.

— Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

— Выбрав 2–3 упражнения, постепенно заменяйте новыми.

Читайте также:  Развитие ребенка в первые полгода

— При повторных проведениях игры дети нередко начинают частично произносить текст (особенно начало или конец фраз). Постепенно заучивая текст наизусть, произносят целиком, правильно соотнося слова с движениями.

— Для лучшего усвоения к игре можно подобрать соответствующую иллюстрацию. Создаётся зрительный образ. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадёт. Вы показываете ребёнку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

— Большое значение отводится «пальчиковой гимнастики» в музыкальном сопровождении. Она дарит много положительных эмоций и очень нравится детям.

Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Источник

Значение пальчиковых игр в развитии речи детей.

Особенности  развития речи детей  дошкольного возраста

Существует много теорий речевого развития дошкольников (Г. М. Ляминой, Н. В. Новоторцевой, Е. И. Тихеевой, О. С. Ушаковой, Т. Б. Филичевой).

 По утверждению Н. В. Новоторцевой, образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.

По утверждению Т. Б. Филичевой и Н. М. Щелованова, дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи ребенка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Дошкольный период характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Нередко наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования.

Некоторые авторы выделяют этап детского словотворчества, повышенного интереса к языковым явлениям и обобщениям (О. С. Ушакова, Т. Б. Филичева). Процесс усвоения языка протекает так динамично, что после трех лет дети с хорошим уровнем речевого развития свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных простых предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов (чтобы, потому что, если,  тот… который и т. д.):
—  Я нарисую Тамусю зеленкой, потому что она все время болеет.
—  Около ушек у меня волосики будут длинные, так как это мои завлекалочки.
—  Мы все превратимся в сосульки, если подует злой и сердитый ветер.

В это время активный словарь детей достигает 3-4 слов, формируется более дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения.

В возрасте пяти-шести лет высказывания детей достаточно пространные, улавливается определенная логика изложения. Нередко в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.

Е. И. Тихеева утверждает, что в дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и  звуко — наполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.

А. А. Люблинская утверждает, что развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий. Если в этом возрасте ребенок допускает стойкий аграмматизм  ( играю батиком — играю с братиком; мамой были магазине — с мамой были в магазине; мяч упал и тоя — мяч упал со стола и т. д.), сокращения и перестановки слогов и звуков, уподобления слогов, их замены и пропуск — это является важным и убедительным симптомом, свидетельствующим о выраженном недоразвитии речевой функции. Такие дети нуждаются в систематических логопедических занятиях до поступления их в школу.

                   

    Таким образом, к концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. Как отмечал А. Н. Гвоздев, к семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в нормальном речевом и социальном окружении).
      Типичные проблемы развития речи дошкольника, по мнению Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков звуковой культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.
Читайте также:  Сценарий открытия центра развития ребенка

Одним из средств развития речи дошкольников являются пальчиковые игры.

Влияние  пальчиковой гимнастики на развитии речи детей дошкольного возраста

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно, что мануальные (ручные) действия влияют на развитие мозга человека. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Еще Аристотель заключал «Рука – это инструмент всех инструментов», «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант, а известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.        

Игры с пальчиками  влияют на развитие мозга ребёнка, стимулируют

речевое развитие, творческие способности, фантазию. Если движения соответствуют возрасту, то и речь находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то и задерживается речевое развитие, хотя общая моторика может быть выше нормы. Пальчиковые игры в сопровождении стихов  имеют место не только для развития мелкой моторики рук и речи, но и  для умения слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного, улавливать ритм речи.

Учёные,  изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведенных обследований и опытов у большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то  и происходит задержка в речевом развитии, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы .

В XX веке такие исследователи, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, М.Н. Щелованов, пришли к заключению, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Ими было отмечено, что «умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей, двигательной и ручной».

Кольцова для того чтобы  доказать роль пальчиковых упражнений на

процесс созревания речевых областей  провела в лаборатории Л. А. Панащенко такие наблюдения. У детей в возрасте шести недель в доме ребенка записывали биотоки мозга, затем у одних из этих детей тренировалась правая  рука , а у других — левая . Тренировка заключалась в том, что детям проводился  массаж кистей  рук и  делали пассивные сгибания и разгибания пальцев. Через месяц и через два месяца после начала такой тренировки повторно записывались биотоки мозга и математически вычислялась степень устойчивости в появлениях волн высокой частоты, что является показателем степени созревания коры мозга. Оказалось, что через месяц тренировки высокочастотные ритмы стали отмечаться в области двигательных проекций, а через два месяца — и в будущей речевой области, в полушарии, противоположном тренируемой руке!

Такое же исследование проводилось  и на группе детей такого же возраста, у которых никаких тренировок не проводилось. Результаты, полученные в этих наблюдениях, показали, что тренировка пальцев рук на два с половиной месяца ускоряет процесс созревания речевых областей — у правшей в левом, а у левшей — в правом полушарии. Эти данные уже прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук.

   Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет

довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук влияет на  появление артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Исследованиями лаборатории М.М. Кольцовой показана особая роль

проприоцепции пальцев рук. Проведенные, перед опытом приседания, дают незначительные ускорения выработки условных рефлексов и их дифференцирования, проведение перед опытом упражнения для пальцев рук ускоряют процесс упрочения и дифференцирования условных рефлексов почти в три раза.

При  речевых нарушениях в ряде случаев отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно взаимосвязаны с функцией речи. В связи с этим в системе обучения и воспитания предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в  данном направлении.

Жулина Е.В. выделяет 6 групп пальчиковых упражнений. Их делят на

группы по назначению.

1.Игры – манипуляции, например такие как «ладушки-ладушки», «сорока-белобока» —  ребенок указательным пальцем делает круговые движения. «пальчик-мальчик,где ты был?», «этот пальчик хочет спать»,  «раз-два-три-четыре, кто живет в моей квартире», «пальчики пошли погулять» – ребенок по очереди загибает каждый пальчик. Эти упражнения  влияют на развитие воображения: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2.Сюжетные пальчиковые упражнения

«распускается цветок» — из сжатого кулака  ребенок поочередно разгибает каждый пальчик.

«пальчики здороваются» — подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки и двух одновременно).

«домик» — ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

К этой группе относятся также упражнения,  при которых дети изображают предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

Читайте также:  Детская психология условия развития ребенка

3.Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребенок поочередно соединяет пальцы каждой руки друг с другом или выпрямляет по очереди каждый палец, а может сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: Б-П; Т-Д; К-Г.

4.Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»), которые были предложены И.Деннисоном и Г.Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Такие упражнения требуют от ребенка внимания и сосредоточенности.

«кулак-ребро-ладонь» — последовательно менять 3 положения:  ребенок сначло сжимает  в кулак ладонь, затем ставит ладонь ребром на плоскостиь стола и затем кладет ладонь на плоскость стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«ухо-нос» — правой рукой взяться за кончик носа, левой за противоположное ухо, затем одновременно  опускаются руки  и затем меняется их положение.

«симметричные рисунки» — рисуем  в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки, лучше начинать рисование с круглого предмета. Главное, чтобы  ребенок смотрел во время рисования на свою руку.

«горизонтальная восьмерка» — рисуем в воздухе на горизонтальной плоскости цифру 8 три раза — сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

5.Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.  

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливания, пощипывания (от периферии к центру)

«помоем руки под горячей струей воды» — движения как при мытье рук

«надеваем перчатки» — большим и указательным пальцем левой          руки растираем каждый палец правой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладони.

«засолка капусты» — ребром ладони  левой  руки трем и постукиваем ладонь правой руки. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«погреем ручки» — движения, как при растирании рук.

«гуси щиплют траву» —  пощипываем кисть левой руки, затем кисть правой руки.

«молоточек» — фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки как бы «забиваем гвозди».

Для более эффективного самомассажа кисти используется грецкий орех, массажный мячик,  каштан, шестигранный карандаш .

    6.Театр в руке .

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«бабочка» — сжать пальцы в кулак, а затем поочередно выпрямить мизинец, безымянный и средний пальцы, большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепет пальцев»).

«рыбки» — кистями правой и левой рук изображаем плавные движения рыб. «сначала они плавают порознь, а потом  решили, что вместе будет веселее».

«сказка» — предлагаем детям разыграть сказку,  в которой каждый палец является каким-либо персонажем.

«улиточка» — правая рука, осторожно и поочереди передвигает свои  пальцы-лапки, путешествуют на лесной полянке. Навстречу движется еще одна улиточка -левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом вместе стали гулять на лесной лужайке.

Савина Л.П. отмечает, что все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в конце -двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть доброжелательными, спокойными, четкими.

И. В. Мальцева и Л. П. Савина в ходе исследований установили, что при выполнении пальчиковых игр происходят следующие изменения:

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  • Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  • У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  • В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

    На основании данных, проведенными многими исследователями ( Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия), можно сделать вывод о том, что тренировка пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Таким образом, пальчиковые игры — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. Пальчиковые игры — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как  соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

                   

Источник