Значение лабиринтов в развитии ребенка

Значение лабиринтов в развитии ребенка thumbnail

Ольга Федотова
Использование игр-головоломок, лабиринтов для развития мышления детей дошкольников

Федотова Ольга Николаевна, педагог-психолог

МБДОУ №47 пос. Эльбан

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей — одна из актуальных проблем современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.

А. В.Запорожец считал: «Для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития. Ребёнок должен прийти из детского сада в школу с интересами к приобретению новых знаний, с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с простейшими навыками самостоятельной умственной работы. [2]

«Основу развития мышления составляет формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребёнок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать», считает В. С. Мухина. [6]

Необходимо развивать мышление ребенка, нужно научить его сравнивать, обобщать, анализировать, развивать речь, но следует помнить, что механическое запоминание разнообразной информации, копирование взрослых рассуждений ничего не дает для развития мышления детей.

Обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать стихию ребенка — игру.

Одной из главных задач в моей работе по развитию психических процессов является задача по развитию мышления и интеллектуальных способностей детей.

Особую роль имеет создание развивающей среды, которая учитывает потребности каждого ребёнка. Я приобрела много развивающих игр для детей, игры-головоломки, игры математического моделирования,такие как: «Листик», «Сложи узор», «Пентамино», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Головоломка Пифагора», «Волшебный круг», «Танграм», «Монгольская игра», «Волшебный квадрат».

Игры-головоломки — это непростые, трудноразрешимые задачи, для решения которых требуется нестандартный подход, изменение «стереотипа мышления». А так, как у детей мышление находится в стадии формирования, головоломки поддаются детям достаточно легко и вызывают интерес, искреннее удивление, азарт и желание идти до конца.

Игры — головоломки развивают:

Пространственные представления;

Воображение;

Конструктивное мышление;

Комбинаторные способности;

Сообразительность;

Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач;

Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.

С 2017 года наш детский сад был базой для работы муниципальной творческой группы по логико-математическому развитию дошкольников через использование универсального игрового пособия «Логико-Малыш» по формированию логического мышления дошкольников. При помощи планшетов «Логико – малыш» мы систематизируем знания детей по математике, развитию речи, познавательному и экологическому развитию, бытовой культуре и безопасности, по коррекции психических процессов через действия с игровыми карточками и планшетом.

Пособие «Логико – Малыш»позволяет:

• Быстро осуществлять контроль уровня знаний и развития детей.

• В игровой форме закреплять и систематизировать освоенный материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

• Комплексно развивать логическое мышление, внимание, память, воображение и речь.

Также в своей работе я использую Лабиринты.

Лабиринт – это одна из разновидностей головоломок, придуманных человеком очень и очень давно. Разгадывание лабиринтов – занятие, которое любят многие дети. Лабиринты очень интересны, увлекательны.

Лабиринты принадлежат к тем видам игрушек, которые способны удерживать внимание детей различного возраста максимально долго, необходимо лишь подобрать лабиринт, соответствующий уровню развития ребенка. Такой неподдельный интерес детей к играм-лабиринтам обусловлен, в первую очередь, тем, что всем им нравится искать выход из «необычной ситуации», а также менять ход событий на свое усмотрение.

Существует много разновидностей лабиринтов:

Лабиринты с закрепленными деталями. Эта игрушка предназначена для самых маленьких исследователей и представлена в виде пластиковой или деревянной основы, на которой закреплены металлические прутья, имеющие замкнутый круг. На таких прутьях располагаются разноцветные движущиеся детали.

• Конструкторы. Эта игрушка уже более сложная, поскольку требует от малыша собрать лабиринт таким образом, чтобы по нему можно было беспрепятственно прокатить шарик. Не рекомендуется давать такие игрушки малышам до 3 лет, поскольку они содержат большое количество мелких деталей.

• В виде настольных игр. Такая игрушка сможет увлечь не только одного ребенка 5-6 лет, но и компанию его друзей.

Лабиринты, нарисованные на страницах печатных изданий. В ходе такой игры ребенку может быть предложено собрать определенное слово, число, провести сказочного героя к цели, нарисовать изображение и многое другое.

Игры — лабиринты помогают детям научиться логически, прокладывать ходы, перебирать все возможные варианты.

Опыт моей работы показывает, что с помощью несложных игр и игровых упражнений можно развивать наблюдательность и глазомер, образное мышление, зрительно-пространственную память, сформировать координацию движений руки и глаза, развивать тонкую моторику кисти руки, умение ориентироваться на плоскостях разной величины.

Прохождение лабиринтов способствует развитию умения сосредотачиваться, находить верный путь, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь. Работа с лабиринтами способствует улучшению качества произвольного внимания у детей: постепенно увеличивает его объём, улучшает его распределение, переключение, устойчивость.

Лабиринты можно включать в занятия или использовать в свободной деятельности детей.

Существует определенная методика работы с лабиринтом:

— сначала объясняем сюжетную основу с помощью вопросов, или выдвигаем проблемную ситуацию, которую надо решить,

— предлагаю внимательно рассмотреть картинку-лабиринт.

— После этого совершаем первое путешествие по лабиринту – взглядом, пальцем.

— Правила:

В своей работе я использую лабиринты Воскобовича (я их немного модернизирую: заменяю буквы на цифры или предметы по лексическим темам, можно использовать различных героев).

Читайте также:  Занятия по развитию ребенка в домашних условиях

Детям настолько нравятся лабиринты, что они просят ещё и ещё.

Такая, казалось бы, обычная игра хорошо развивает упорство и терпение. Это можно даже заметить по поведению ребенка в процессе игры — насколько быстро он сдается или начинает нервничать, если не находит выход из лабиринта. Чем нетерпеливее ведет себя ребенок в игре, тем чаще необходимо привлекать его к подобным играм, шаг за шагом вырабатывая терпение и спокойное восприятие сложных ситуаций. Таким образом, лабиринты для детей отлично дополняют любое развивающее занятие.

Источник

Лабиринт, будь он на бумаге или же в виде игрушки — это головоломка и развлечение одновременно. Самые маленькие дети с удовольствием просто перебирают бусины и брусочки лабиринтов, не понимая, куда и что нужно переместить. Дети постарше увлечённо доставляют бусинки красного цвета в один пункт назначения, а зелёного — в другой. Становясь ещё старше, они начинают интересоваться головоломками на бумаге, где нужно привести зайца к морковке, выяснить, кого же поймал мальчик на удочку или провести колобка к бабушке с дедушкой, выстроив дорожку из элементов паззла так, чтобы не встретиться по дороге с лисой и волком.

Лабиринт

Лабиринт — головоломка с различными вариантами сложности. Цель лабиринта — найти дорогу от входа до выхода.

На первый взгляд может показаться, что это просто занимательная игра, способ провести время. Но на самом деле лабиринты учат ребенка анализировать информацию, воспринимать всю картину целиком и искать нестандартные решения, то есть мыслить смело, креативно и, вместе с тем, рационально.

Значение лабиринтов в развитии ребенка

Итак, какие же лабиринты бывают?

Лабиринт для пальчиков.

Эта развивающая игрушка предназначена для детей от 8 – 9 месяцев. Обычно она выглядит как хитросплетение прутиков, закрепленных на деревянной основе. На прутиках есть бусины, шарики или фигурки животных и транспорта. Как правило, лабиринт тематический: нужно отвести автобус в депо, состыковать бусины по цвету или составить сюжет сказки, выстроив фигурки в определенной последовательности.

Что развивает?

  • мелкую моторику, т. е. тонкие осмысленные движения пальцами и кистью руки, следовательно — готовит руку к письму;
  • координацию движений, т. е. точность движений рук;
  • способности к ориентации в пространстве, на практике знакомит ребенка с понятиями «вверх», «вниз» и др.

Значение лабиринтов в развитии ребенка

Лабиринты-проводилки (лабиринты-раскраски).

Эти головоломки нарисованы на бумаге. Есть вход и выход, нужно провести дорогу между ними. Как правило, на первых этапах позволяется и даже требуется, чтобы ребенок раскрашивал дорожку, по которой он решил отправиться. В этом случае он увидит весь путь. Однако к 4 – 5 годам рекомендуется постепенно убирать элемент раскрашивания и просить ребенка проводить маршрут глазами, а уже после показывать его пальцем или рисовать карандашом.

Рекомендуется подмечать, как именно ребенок проходит лабиринты, чем он руководствуется: считывает картинку целиком или наугад? Если второй вариант, то нужно вернуться на предыдущий этап — к объёмным лабиринтам.

Совет:

Для того, чтобы навыки малыша совершенствовались, нужно каждый последующий лабиринт делать немного сложнее предыдущего.

Играя в них, малыш лучше осмыслит стоящую перед ним задачу, только родители должны ему в этом помочь. Мышление и воображение ребенка будут развиваться. Накопленный опыт он сможет применить и к бумажным лабиринтам.

Многие психологи отмечают, что иногда полезно устраивать соревнования между детьми или со взрослым, проходя лабиринты на скорость: кто быстрее? Но учтите, что конкуренция бывает здоровой только в том случае, если она имеет шуточную форму и не задевает самооценку малыша. Тогда она подстёгивает скорость мышления.

Значение лабиринтов в развитии ребенка

Лабиринты-пазлы.

Это самый интересный вид головоломки, рассчитанный на детей от 4 – 5 лет. Как правило, представляет собой книжку с заданиями и магнитными паззлами с элементами лабиринта или настольную игру. Иногда выполняется в виде пятнашек. Здесь уже недостаточно найти вход и выход. К такому лабиринту прилагается книжка с заданиями разного уровня сложности. В одном месте нужно выстроить дорогу так, чтобы можно было достать сокровища, не переходя мост, в следующем случае нужно пройти под пальмой, но не по мосту и т. д.

Что может быть прекраснее ребенка, который сидит и увлеченно решает лабиринты? Только осознание того, что эта игра готовит его в будущем решать сложные задачи и выходить из сложной ситуации победителем, несмотря ни на что.

Источник

Современные дети привыкли к технике. Некоторые даже называют их «кнопочное поколение», имея в виду, что привычка нажимать на кнопки теперь формируется с самого раннего возраста. В результате мыслит ребенок по-другому, иначе воспринимает окружающую действительность и школьные предметы.

лабиринты для детей

Многие игры, загадки и ребусы, которые с легкостью разгадывались детьми несколько десятков лет назад, сейчас вызывают трудности. Детские увлечения, актуальные в середине 20 века или даже в конце его, сейчас не понятны детям. Даже мультфильмы они смотрят другие.

Вечная головоломка

Одной из немногих забав, которые не потеряли своей привлекательности, являются игровые лабиринты.

Лабиринт – одна из самых древних головоломок человечества. Первый лабиринт был по преданию построен для того, чтобы скрыть минотавра от окружающих. С тех пор они строились во многих парках и садах.

игры лабиринты для детей

Лабиринты для детей притягательны и интересны в любом виде.

Интересно провести через лабиринт сказочного героя, используя ручку. С такими заданиями продаются многие развивающие и развлекательные книжки. Игры-лабиринты для детей очень полезны. Они развивают одновременно несколько качеств, которые будут нужны для учебы. Это и память, и внимательность, и предвидение последствий своих действий. Чтобы пройти через достойный лабиринт, придется проявить усидчивость и терпение. Эти качества в школе очень важны.

Читайте также:  Центры развития ребенка в керчи

Есть ведь еще и лабиринты с маленькими шариками, которые надо довести до нужного места правильным наклоном игрушки. Настольные игры на основе запутанных путей и дорог пользуются неизменным спросом.

Есть любители посидеть с головоломкой в тихом месте. Лабиринты для детей с проблемами в общении – возможность расслабиться и отдохнуть.

Но такое понятие, как лабиринт, существует не только на бумаге. Они установлены в некоторых парках — как аттракцион. Конечно, это не испытание на выживание, как в известной книге про Гарри Поттера, а простые лабиринты для детей, сделанные из досок или низкого кустарника.

Есть и другая модификация. Это специальные игровые лабиринты, которые именуются также мягкими детскими площадками. Обычно в замкнутом пространстве такой площадки есть бассейн с шариками, небольшие горки, лестницы и качели. На такую мягкую площадку надо купить билет и там можно лазать полчаса или час.

Чем же притягательны лабиринты для детей?

Прежде всего, любой лабиринт — это игра пространства. Человек путается в нем потому, что один и тот же проход или коридор он в разных ситуациях видит по-разному. А так как дети осознают пространство вокруг себя, экспериментируют с ним, для них это очень актуально. Особенно такие пространственные эксперименты нужны мальчикам.

игровые лабиринты

Они учатся ориентироваться на местности, развивают участки мозга, которые ответственны за это. У мальчиков умение ориентироваться заложено генетически точно так же, как у девочек умение общаться с малышами.

Среди множества современных развлечений лабиринты, пожалуй, единственные приносят пользу.

Лабиринты предлагают маленьким детишкам, в тетрадях и игрушках они присутствуют в жизни малыша с трех лет. Лабиринты используются для подготовки к школе и для релаксации во взрослом возрасте. Поистине, это вечная головоломка!

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 30 «Гвоздичка»

Отчет

по самообразованию

«РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЛАБИРИНТОВ»

Подготовила воспитатель

  Аксенова О.И.

Саров 2014г.

Когда мне предложили на выбор несколько тем по самообразованию, меня заинтересовала тема о лабиринтах. Я долго не решалась ее выбрать, но в итоге, я выбрала именно ее. Ведь я и раньше затрагивала данную тему, но через игру лабиринт – первый раз. Я стала изучать материалы, чтобы подготовиться. Методика Вячеслава Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» заинтересовала меня тем, что она базируется на усвоении теоретического материала с помощью практического опыта. Это своеобразный путь от практики к теории.  Мне понравилось, что принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Идея развития детей в игре не нова. Новое здесь то, что почти весь процесс обучения ребенка дошкольного возраста реально выстраивается в игре. «Сказочные лабиринты игры» — это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в их содержание. Развивающие игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Окрашенное положительными эмоциями общение с взрослыми в игре, выполнение интересных игровых заданий, яркое, красочное оформление игровых пособий делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным. Как правило, игры не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых и дают импульс к творческим проявлениям.

 Мне как педагогу стало интересно на практике посмотреть так ли это.  Я нарисовала на листе бумаги несколько лабиринтов и предложила Маше поиграть. Вначале, мы решили придумать сказку-сюжет, чтобы не просто провести ручкой по бумаге, а чтобы было интересно. И вот, у нас получился такой сюжет: Маленькому мальчику подарили на день рождения воспитанную черепашку. Ее подарили родители с утра, поэтому, когда днем стали дарить другие подарки, мальчик забыл про черепашку. К вечеру черепашка проголодалась и решила поискать себе угощение. Она нашла ягоду клубники и собралась отнести ее в свою миску, ведь она была воспитана. Но вот беда! Черепашка забыла дорогу домой! Давайте поможем ей!

 

                                   (наш простой лабиринт)

Я стала наблюдать как Маша с интересом его «проходит». Она стала рассуждать вслух о том, что если пойти туда – там тупик, а там нет. К нам подошел Ваня и молчаливо стал наблюдать, что делает Маша. Я предложила ему тоже поиграть и дала лабиринт. Маша рассказала ему нашу историю, и Ваня принялся помогать голодной черепашке. Вскоре к нам присоединились Вика и Карина. Детям настолько это понравилось, что они попросили меня нарисовать им что-нибудь более сложное.

                                                  (наш сложный лабиринт)

Прохождение лабиринтов развивает логическое и пространственное мышление ребенка, многовариантность, умение достигать цели. Такая, казалось бы, обычная игра хорошо развивает упорство и терпение. Это можно даже заметить по поведению ребенка в процессе игры — насколько быстро он сдается или начинает нервничать, если не находит выход из лабиринта. Чем нетерпеливее ведет себя ребенок в игре, тем чаще необходимо привлекать его к подобным играм, шаг за шагом вырабатывая терпение и спокойное восприятие сложных ситуаций. Дети воспринимают такое «путешествие» гораздо серьезнее, чем мы можем себе представить. И чем младше ребенок, тем больше он переживает за успешную разгадку. Здесь есть и интрига, и яркость эмоций, и загадка, и возможность самоутвердиться, почувствовать себя умницей от успешного прохождения задания.

Читайте также:  У ребенка с задержкой развития низкая мотивация

Еще одним принципом, на мой взгляд, является построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать деятельность ребенка в зоне оптимальной трудности.

Не случайно много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В возрасте 3–7 лет большинство родителей и школ стараются активно развивать вербальный (приобретённый) интеллект, оставляя без внимания невербальный (врождённый). А это такие психические процессы, как внимание, способность к синтезу и анализу, понимание причинно-следственных связей, мелкая моторика и память, без которых ребёнку очень трудно будет учиться дальше. В игре ребёнок имеет возможность проявить свои способности, развивая их. Задание взрослых — постепенно вовлекать ребёнка во все более сложные формы игровой активности. Методика Воскобовича так же содержит такое понятие, как «Фиолетовый лес». Это окружающая среда, которая создаётся вокруг ребёнка. Здесь он играет, учится, тренирует свои умения, которые он приобрёл во время занятий с взрослыми. Сказки в Фиолетовом лесу разнообразны и интересны для ребёнка. Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний. Дома можно и нужно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса. Можно ли играть в эти игры без авторских сказок? Конечно можно. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре.

Лабиринт – это одна из разновидностей головоломок, придуманных человеком очень и очень давно. Лабиринты бывают нарисованные на плоскости – чаще всего они создавались для развлечения. Если же это были объемные лабиринты – комнаты или система стен, то это могла быть ловушка или культовое сооружение. Например, еще в древней Греции строились лабиринты, чтобы не дать человеку покинуть помещение. Например, таким был Крокодилополь, Город Гадов, созданный в древнем Египте. В нем было до трех тысяч помещений. Подобным сооружением был Фаюмский лабиринт. Считалось, что в этих лабиринтах живут боги, а запутанные ходы и выходы призваны были защищать богов от смертных. В Греции самым известным лабиринтом был лабиринт на острове Крит, в котором жило страшное чудовище Минотавр. Если углубиться в историю и происхождение самого слова лабиринт, лабири́нт (др.-греч. λαβύρινθος) — какая-либо структура (обычно в двухмерном или трёхмерном пространстве), состоящая из запутанных путей к выходу (и/или путей, ведущих в тупик). Под лабиринтом у древних греков и римлян подразумевалось более или менее обширное пространство, состоящее из многочисленных залов, камер, дворов и переходов, расположенных по сложному и запутанному плану, с целью запутать и не дать выхода несведущему в плане лабиринта человеку. В широком смысле слова лабиринт может представлять тупиковую ситуацию или дело, из которого очень сложно найти выход.

Мы должны помогать нашим деткам развивать ориентацию в пространстве и не только. Должны незаметно наставлять их на нужный путь, иногда как бы подталкивать их к верному решению. Но в первую очередь дети должны стараться сами искать выход из той или иной ситуации.

Надо добавить, что умение ребенка читать и писать еще не гарантируют успешности обучения в школе. Главное – создать условия для наиболее полного и общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. Очень важно обратить внимание и на развитие способностей , психических качеств. Это не просто наличие конкретных знаний и навыков, а умение ориентироваться на плоскости, логически рассуждать. В будущем детям очень пригодится умение сосредотачиваться и быть внимательным, активно воспринимать информацию и быть подтянутым и  собранным.

Учитывая то, что именно в игре у дошкольника происходят наиболее существенные психологические изменения, подготавливающие его к новой, более высокой ступени развития, именно игра позволяет сформировать те качества, без которых обучение невозможно.

 Опыт нашей работы показывает, что с помощью несложных игр и игровых упражнений можно не только развивать наблюдательность и глазомер, деятельность всех анализаторов, образное мышление, зрительно-пространственную память, но и сформировать координацию движений руки и глаза, развивать тонкую моторику кисти руки, умение ориентироваться на плоскостях разной величины.

Несложные игры и упражнения проводятся с детьми 1 раз в неделю по 15 – 20 минут индивидуально или по подгруппам (6 – 10 чел.). Для занятий в группе выделили небольшое, удобное, хорошо освещенное место. Проводить эти игровые упражнения стараемся  после дневного сна, во второй половине дня, не включая их в учебную нагрузку.

Существует определенная методика внесения лабиринта в группу: сначала предлагаем внимательно рассмотреть картинку-лабиринт, затем объясняем сюжетную основу с помощью вопросов, чтения стихотворений, рассказов, загадок т.д. После этого совершаем первое путешествие по лабиринту – взглядом, указкой.

Источник