Групповая игра в развитии ребенка

Групповая игра в развитии ребенка thumbnail

Ромашова Ирина Владимировна

Игры, которые можно использовать в работе с детьми на переменах, внеурочной деятельности, на прогулке, дома…

Скачать:

Предварительный просмотр:

Групповые развивающие игры

      Данные групповые игры можно проводить с детьми любых возрастов, максимальное количество детей в которых не должно превышать 15 человек. Игры могут проводить как психологи, так и классные руководители (на продленке, внеурочной деятельности, переменах и классных часах), воспитатели (на прогулках, во время основных учебных занятий), родители (дома и на улице).

     Игры и задания направлены на:

  • снятие эмоционального напряжения;
  • сплочение коллектива, более глубокое знакомство  детей друг с другом;
  • развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • повышение самооценки детей;
  • узнавание психологом детей с разных сторон.

    Игры на развитие….

     Внимания:

  • счет по порядку с «ой!» (по очереди считают от 1 до 50, например, а те, у кого выпадает число, в котором есть «2» и «4», говорят не число, а «ой!»; кто ошибся – выходит из игры и счет начинается сначала)
  • волна (дети кладут свои ладони на колени соседа так, чтобы левая рука была на колене соседа слева, а правая – справа, затем один из них запускает «волну» похлопыванием по колену. Выбывает из игры тот, кто либо пропустил свою очередь, либо хлопнул не вовремя)

Восприятия:

  • цвет-предмет (один кидает мяч другому и называет любой цвет, а тот быстро называет предмет этого цвета)
  • форма-предмет (1. Один кидает мяч другому и называет любую геометрическую форму, а тот быстро называет предмет этой формы. 2. Один кидает мяч другому и называет любой предмет, а тот быстро называет, какой формы этот предмет)
  • нарисуй букву в воздухе (один ребенок или учитель рисует рукой букву, другие отгадывают)

Памяти:

  • «Чердак» (один начинает говорить «Я забрался на чердак…и нашел там тапки…», все остальные повторяют эти слова и добавляют свою вещь, которую он нашел на чердаке. И таким образом, по принципу снежного кома, у каждого следующего ребенка багаж сказанных ранее слов возрастает)
  • «Снежный ком имен» (дети по очереди придумывают себе новые имена и так же, как в игре «Чердак», называют новые имена всех предыдущих детей, прежде чем назвать свое новое имя)
  • буква-слово (один кидает мяч другому и называет любую букву, а тот быстро называет слово на эту букву, или выбирается заранее тематика (имена людей, одежда, животные, города и дети должны назвать слово именно на заданную тематику))

Мышления и воображения:

  • необычное использование предмета (придумать необычный способ использования зонта, кольца, занавески и т.д.)
  • необычное место (один кидает мяч другому со словами: «Я отправляю тебя… (на Марс, в цветок, на крышу дома)», другой должен быстро сказать, что он с собой туда возьмет и что там будет делать)
  • пантомима и загадки (показать без слов или придумать загадку о предмете, написанном или изображенном на карточке)

   Общие задания для приветствия, разминки…

  • ритуальное приветствие (коснуться кончиками локтей, коленей, носа)
  • назвать свое имя и качество (прилагательное), начинающееся на первую букву имени («Я Катя капризная, а ты кто?»)
  • назвать свое имя и любимый цвет (игру, животное)
  • поменяйтесь местами (пересаживаются те, у кого есть что-то общее: кто родился летом, у кого сегодня хорошее настроение)
  • в конце занятия – впечатления от занятия и свое настроение
  • ритуальное прощание (коснуться кончиками локтей, коленей, носа)

Развивающие игры на переменах:

  • Солнышко (рисуется солнышко с лучиками на доске, а под ним – черточки по количеству букв загаданного слова. Игра похожа на поле чудес: другие дети называют буквы и если буква есть, то над черточкой пишется буква, если названной буквы нет, то у солнышка стирается один лучик. Если дети не смогли отгадать слово и все лучики (с самим солнышком) стерты, то дети проигрывают, а ведущий пишет загаданное слово)
  • Анаграммы (на доске или на листочках пишется слово (или имя), в котором переставлены буквы, задача остальных детей – правильно из расставить и отгадать слово. Например. ТУРО = УТРО, ЧОКИ = ОЧКИ)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

ГРУППОВЫЕ ИГРЫ

ДЛЯ   РАЗВИТИЯ   У    ДЕТЕЙ    НАВЫКОВ    ОБЩЕНИЯ    И САМОКОНТРОЛЯ ПОВЕДЕНИЯ

Коллективные игры детей являются настоящим тренингом навыков общения. Необходимость подчиняться определенным правилам и нормам взаимоотношений в игре учит детей сотрудничеству с другими, адекватной самооценки способностей, коррекции личностных качеств. Ребенок на собственном опыте начинает осознавать, что ограничения необходимы, чтобы группа детей как социальное целое не распалась и могла действовать. Будет ли ваш ребенок принят в компанию сверстников, захотят ли с ним дружить, будут ли уважать его? Помогите ребенку научиться строить свои отношения со сверстниками на равных с равными, приобрести необходимый опыт сотрудничества в детской группе. Играйте с детьми в прятки, в пятнашки, в жмурки и в те игры, которые предлагаются в этой книге. Они развивают познавательную сферу (мышление, память, внимание, сообразительность), эмоциональную, социальную.

Читайте также:  Коррекция развития ребенка с овз раннего возраста

Многие детские игры являются настоящей психотерапией для ребенка. Так, например, игра в жмурки помогает избавиться от страха темноты.

—        «Море волнуется»

Дети ходят по комнате с поднятыми вверх руками и плавно водят ими влево-вправо, изображая волны. Хором произносится стишок: Море волнуется раз, Море волнуется два, Море волнуется три, Морская фигура, На месте замри! При последних словах все должны остановиться и замереть на месте. Отмечаете детей, у которых получились самые красивые фигуры.

—        «Гуси и волк»

Разделите детей на две группы: одна группа детей встает в шеренгу напротив другой. Сами встаете посередине и изображаете волка, который ловит гусей, перебегающих (перелетающих) из одной шеренги в другую. Игра начинается по вашей команде. Каждый ребенок должен перебежать на другую сторону. Побеждает тот, кто ни разу не попадается в лапы волка.

—        «Кошки-мышки»

Дети встают в круг, держась за руки. Кто-нибудь один изображает кошку, которая бегает за кругом и пытается прорваться внутрь круга, чтобы поймать там мышку (один ребенок изображает мышку). Дети должны крепко держаться за руки и не

пропускать кошку во внутрь круга. (Кошка может прорвать сцепленные руки, перешагнуть через них.) Если кошке все-таки удалось прорваться внутрь, мышка может выбежать из круга. Кошка теперь должна вырваться, чтобы поймать ее. Когда кошка схватит мышку, игра продолжается. Теперь пароли кошки и мышки назначаются другие дети.

—        «Черепашки»

Дети выстраиваются в шеренгу и по команде ведущего начинают медленно продвигаться вперед. Побеждает тот, кто придет на финиш последним. Нельзя стоять на месте без движения, нужно хоть чуть-чуть продвигаться вперед.

—        «Воздушный шарик»

Дети стоят по кругу и, перебрасывая друг другу воздушный шарик, не дают ему упасть на землю.

—        «Кот-охотник»

Один взрослый изображает кота. Дети — это мышки. Кот спит, и мышки выходят из своих убежищ на прогулку. Но вот кот начинает просыпаться, он потягивается и зевает. Мышки прячутся по своим норкам. А кто не сумел спрятаться, тот становится добычей. Когда мышки бегают вокруг спящего кота, они поют песенку: Тра-та-та, Тра-та-та, Не боимся мы кота.

—        «Что можно есть?»

Называете слова, обозначающие разные предметы. Если ребенок слышит слово, обозначающее что-то съедобное, то он реагирует определенным образом, например, встает и поднимает руки вверх, а на слово, обозначающее несъедобный предмет, — садится на стульчик. Сыр? Кукла? Булка? Карандаш? Машина? и т. д.

—«Кто что делает»

Дети изображают действия различных животных, птиц.

Вы называете слова, обозначающие различных животных, птиц. Например, вы говорите: «Покажите, дети, что делает птичка, как она переберется со своего гнездышка к кормушке?» Дети машут руками, как бы летят. «А как доберется до кормушки медвежонок?» Дети встают на четвереньки и подбегают к кормушке. «А как лошадка подбежит к угощению? » Дети изображают скачущую лошадку, и т. д.

—        «Кто летает?»

Называете детям слова, обозначающие разные предметы или животных. Скажите

детям: «Если я назову что-нибудь летающее — самолет или воробей, — вы должны поднять руки вверх, если назову то, что не летает — дом или собака, — надо захлопать в ладоши. Ну, приготовились, начинаем играть. Ракета? Голубь? Ворона? Тигр? Стол? Орел? Пчелка? Облака? и т. д.

—«Слушай хлопки»

Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). Если ведущий хлопнет в ладоши два раза, принимают позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). Три хлопка — поза «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). На четыре хлопка возобновляют ходьбу.

—        «Не пропусти растение»

Играющие сидят в кружок и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны вставать и тут же садиться. Слова, к примеру, такие: дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, машина, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, гвоздика, гвоздь, музей, театр, игра, ива, иволга, воробей, каштан, пальма, палатка, кино, кенгуру, киви, хоккей город, собака, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, теремок, лес, ель, сосна, дорога, книга, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза. Игра повторяется дважды. Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

—        «Четыре стихии»

Играющие сидят в кружок. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах. Игра повторяется дважды. Тот, кто ошибся во второй раз, выбывает из игры.

Читайте также:  Оценить физическое развитие ребенка по центильным таблицам

—        «Слушай и исполняй»

Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

— «Зеваки»

Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление движения, таким образом, меняется после каждого сигнала ведущего. Не выполнивший задание правильно после второй ошибки выходит из круга и внимательно наблюдает за игрой.

—        «Тропинка»

Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!», — дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит: «Кочки!», дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные очки. Чемпионом становится ребенок, набравший наибольшее количество поощрительных очков.

—        «Закончи предложение»

Дети сидят в кружок. Ведущий кидает одному из них мяч и говорит начало предложения. Ребенок, поймавший мяч, должен закончить его. После этого он возвращает мяч ведущему. И так далее. Ребенок, не сумевший дважды закончить предложение, выбывает из круга и внимательно наблюдает за продолжающими игру детьми.

Варианты предложений: Лимоны кислые, а сахар… Собака лает/а кошка… Ночью темно, а днем… Трава зеленая, а небо… Зимой холодно, а летом… Ты ешь ртом, а слушаешь… Утром мы завтракаем, а днем… Птица летает, а змея… Лодка плавает, а машина… Ты смотришь глазами, а дышишь… У человека две ноги, а у собаки… Птицы живут в гнездах, а люди… Ты читаешь глазами, а рисуешь… В России говорят по-русски, а в Англии… Из шерсти вяжут, а из ткани… Балерина танцует, а пианист- Дрова пилят, а гвозди… Певец поет, а строитель… Композитор сочиняет музыку, а музыкант…

—        «Много — один»

Дети сидят в кружок. Ведущий, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, — в единственном. Варианты слов: коты, грачи, леса, ряды, мосты, столбы, холмы, следы, дома, кроты, косы, глаза, шкафы, шарфы, слоны, сады, кусты, носы, блины, листы, грибы, столы, ножи, коржи, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковши, рубли, зонты.

— «Соедини слова» Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом

несогласованные слова, например: «собака, гулять». Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов и бросает мяч обратно ведущему. Повторяется 10-20 раз — в зависимости от ситуации числа участников игры и состояния детей. Варианты несогласованных слов: «собака, гулять» «дерево, расти» «дождь, лить» «солнце, светить» «кошка, царапать» «нож, резать» «дом, строить» «портной, шить» «врач, лечить» «футболисты играть» «телефон, звонить» «телевизор, показывать» «девочка, плакать» «трава, зеленеть» «книга, читать» «парикмахер, стричь» «голова, болеть» «старичок, храпеть» «мышка, шуршать» «карандаш, точить» «краски, рисовать» «мяч, уронить»

— «Четвертый — лишний»

Дети сидят в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку и называет четыре предмета, три из которых относятся к одному общему понятию. Ребенок должен определить лишний предмет, то есть не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч ведущему.

Варианты слов: стол, стул, кровать, чайник; лошадь, кошка, собака, щука; елка, береза, дуб, земляника; огурец, репа, морковь, заяц; огурец, арбуз, яблоко, мяч;   волк, лиса, медведь, кошка; фиалка, ромашка, морковь ,василек; кукла, машинка, скакалка, книга ;поезд, самолет, самокат, пароход; воробей, орел, оса, ласточка; лыжи, коньки, лодка, санки; стул, молоток, рубанок, пила; снег, мороз, жара, лед; вишня, виноград, картофель, слива; автобус, трамвай, самолет, троллейбус.

Источник

Значение групповых игр со сверстниками для развития психики детей дошкольного возраста.

Современная гуманистическая школа нацелена на инди­видуальный и межличностный подходы к каждому ребенку. Иг­ра — неоценимый в этом помощник. В игре ребенок — автор и исполнитель и практически всегда творец, испытывающий чув­ства восхищения, удовольствия, которые освобождают его от дисгармонии. Важно наличие игр индивидуаль­ного, парного (дуэтного), группового, командного и массового характера, игр самобытных и комплексных.

В современной психологии и педагогике накоплен достаточно большой опыт социально-эмоционального обучения. Многие психологи и педагоги отмечают важность освоения именно групповой игры со сверстниками (Г.С. Абрамова, А.А. Рояк и др.)

По мнению Г. С. Абрамовой, игра со сверстниками является для дошкольника содержанием настоящей жизни – полной и свободной. Она отмечает, что к середине дошкольного периода ребенку уже открыты главные проявления жизни:

  • реальная, где есть ограничения на активность;

  • фантомная, где ограничения очень строгие и без их соблюдения просто невозможно существование;

  • полная, настоящая, где ограничения не ощущаются, единственное ограничение – собственное тело.

Читайте также:  Доман гармоничное развитие ребенка скачать fb2

Дошкольник уже умеет действовать в этих проявлениях — умеет слушаться (это реальная жизнь), умеет бояться, например Бабы Яги( это фантомная жизнь), умеет веселиться, играть (это полная жизнь). По мнению Абрамовой, действуя в данных проявлениях жизни, ребенок постигает неоднородность собственной активности, ее дискретность, обусловленность.

В игре дошкольники учатся терпению и кооперативности – тем качествам, которые делают ребенка и взрослого партнерами, людьми, способными взаимно открыть друг другу мысли и чувства в интересах общего дела, без страха быть непонятым или обесцененным. Отношения с чужими взрослыми строятся по безличным правилам, предполагающим сохранение психологической дистанции, как бы очерчивающей границы территории, места, занимаемого каждым человеком. Это универсальные для организации любого взаимодействия правила руководства и подчинения, правила выражения собственной точки зрения. По отношению с чужим взрослым эти правила могут быть сформулированы следующим образом:

  • определение дистанции;

  • обозначение дистанции;

  • сохранение дистанции.

Определение дистанции связано для ребенка с восприятием позиции взрослого (кто он для меня?); обозначение дистанции – это правила воздействия (кому что можно и нельзя); сохранение дистанции – удержание границ своего психологического пространства от воздействия другого человека. Всему этому ребенок учится в групповой игре со сверстниками.

Именно освоение такого вида игры, как игра со сверстниками, является важной задачей развития дошкольного периода. Игра со сверстниками, где ошибки в определении и сохранении дистанции легко исправляются обеими сторонами, тем самым накапливается полезный взаимный опыт переживания сопротивления границ чужого психологического пространства и своего тоже. Как считает Г.С. Абрамова, любое выяснение отношений между сверстниками, даже драка, более честный и справедливый способ решения проблемы места в совместной деятельности, чем соблюдение поддерживаемых внешним контролем (присутствием взрослого). Детям 5-7 лет жизненно необходимы такие ситуации, когда взрослый находится рядом с ними, но не вместе. Осуществление таких игр детьми и с детьми от взрослого человека требует осознания его собственной готовности и возможности быть терпимым и проявлять стремление к кооперативности.

Как отмечает А.А.Рояк, игра со сверстниками для дошкольника – это и своеобразная групповая психотерапия, где он может хотя бы на время освободиться от отрицательных эмоций. Дети этого возраста охотно играют «в войну», при этом, если им предложить играть «в мир»,то они просто не знают, как. Дело отчасти в том, что игра в войну выполняет функцию компенсации напряжения, которое так или иначе существует у ребенка в отношениях со взрослыми из-за демонстрируемого физического и психологического превосходства их над детьми.

По словам Абрамовой, «именно в середине детства для полноценной уверенности в себе ребенку нужно общение со сверстником своего пола. Возможно, механизм этого явления еще мало исследован, но то, что ребенку нужны именно «ребенки», а не взрослые, подтверждается фактами и исследованиями». В исследованиях показано, что владение игровыми навыками (что умеет делать) настолько велико, что дети нередко предпочитают грубого, эгоистичного, но «интересно играющего» сверстника доброму, но мало привлекательного в игре. В то же время эти же дети могут вполне объективно охарактеризовать своих товарищей со стороны более важных для совместной деятельности качеств – доброты, терпения, уживчивости. Но игра в дошкольный период приобретает личностный смысл, который реализуется в конкретных игровых навыках. Своим содержанием игра создает жесткие условия, которым надо соответствовать, чтобы стать участником этой ситуации. Как отмечает Рояк, через отношение сверстников к игровым качествам ребенка последний получает достаточно психологического материала для осознания динамических особенностей своего Я. Особенно активно сверстники избегают контактов с ребенком, который не только не умеет играть, но и не умеет сотрудничать – мешает игре. Не менее активно отвергаются дети, которые излишне подвижны и не умеют произвольно себя вести. Это также касается медлительных детей, не умеющих развивать необходимый динамизм действий. У таких детей остается неудовлетворенной их собственная потребность в совместной игре, и это может привести к психологическому конфликту со сверстниками.

Дошкольный возраст, по словам Абрамовой, это «колыбель неврозов всех видов, то есть таких нарушений в активности ребенка, которые останавливают ее развитие». Невроз – это воспроизведение какой-то формы поведения, блокирующей всю активность. Страх – главная причина неврозов у пяти-семилетних детей, возникающая как глобальное, парализующее все проявление психической жизни явление.

К концу дошкольного периода ребенок осваивает свое психологическое пространство и возможность жизни в нем. Опасность этого периода состоит в том, что ребенок еще не знает меры своим физическим и умственным возможностям, поэтому его воздействие на себя и окружающих может быть чрезмерным. Поэтому взрослым людям принадлежит важная регулирующая и направляющая роль в развитии личности ребенка-дошкольника. Чтобы найти подход к детям, взрослые должны посмотреть на них с точки зрения развития, при этом , как указывает Г. Лэндрет, освободиться от своего мира реальностей и словесного выражения и войти в концептуально-экспрессивный мир ребенка, где естественной средой общения для ребенка является игра .

Источник