Значение экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Есенеева М.А.
Мы с вами знаем, что
в дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его
отношение к окружающему миру.
Психические свойства детей развиваются за счет получения нового опыта,
совершенствования своей игровой, трудовой и экспериментальной деятельности.
В процессе экспериментирования дети учатся рассуждать с точки зрения
логики. Наряду с этим, продолжают развиваться их волевые качества, возрастает
активность ребёнка.
Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности
ребёнка, которая находит выражение в форме экспериментальной деятельности,
направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы
мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
В настоящее время в педагогическом процессе идёт психологизация, в связи
с чем у детей к 7-ми годам должны быть развиты следующие интегративные
качества: любознательный, активный. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.);
эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких
людей и друзей; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и
невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными
способами взаимодействия с детьми и взрослыми; способный управлять своим
поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных
представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы),
адекватные возрасту; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Умение работать по правилу и по образцу, слушать
взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и
навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления
различных видов детской деятельности.
В процессе экспериментирования все эти интегративные качества
развиваются.
Как мы с вами помним, психические свойства детей развиваются за счет
получения нового опыта. В процессе экспериментирования дети устанавливают
причинно-следственные связи между явлениями, у них появляется способность к
обобщению важных отличительных черт предмета. Закаляются и волевые качества.
Организация экспериментальной деятельности в педагогическом процессе дошкольных
учреждений возможна, целесообразна и эффективна для развития самостоятельности
и познавательной активности детей.
Общий уровень экспериментальной деятельности определяется уровнем её
организации, правильной направленностью, выбором объекта и содержания.
Поэтому, планируя и проводя экспериментальную деятельность с детьми
дошкольного возраста в ДОУ, педагогу необходимо знать психологические и
возрастные особенности детей и проводить саму экспериментальную деятельность,
учитывая это, так как на каждом возрастном этапе своего развития у ребёнка
происходят изменения как в своём личностном развитии, так и в психологическом,
т. е. происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем
мире, в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг
неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок,
предположений, вопросов. Эти развивающие знания, которые обеспечивает
экспериментирование являются мощным стимулятором умственной активности детей.
Таким образом, проводимая воспитателями работа по детскому
экспериментированию является хорошей подготовкой детей к школьному обучению.
Консультация для родителей:
«Игры с водой и песком. Это интересно!»
Игра для ребенка — это вид активности и возможность узнать окружающий
мир.
Современных родителей обычно интересуют два вопроса: как играть и во что?
Начнем с естественных материалов. Вода буквально притягивает к себе даже самых
маленьких ребятишек. Стоит наполнить мисочку или ведерко водой, как детские
ручки словно сами собой погружаются в нее, а вскоре уже во все стороны летят
брызги… Столь же неравнодушны малыши и к лужам.
Песок — еще один любимый материал детворы. Собственно, все мы вышли из
песочницы. Вспомните, как приятно, пропускать его шероховатые струи между
пальчиками, разбрасывать, рыть ямки или насыпать холмики. Психологи утверждают,
что такие игры с песком для любого ребенка очень полезны. Они улучшают
настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику,
координацию движений. Польза многократно возрастает, если у малыша нарушено
моторное развитие, выявлены порезы или слабость мышечного тонуса. Гиперактивным
детям такие игры с водой и песком помогают безболезненно и безопасно «сбросить»
избыточное психомоторное возбуждение.
Играть в песок
Непременно покажите ребенку, как рисовать на песке (пальчиком или
палочкой), как выкладывать узоры, используя камешки, ракушки, листья, цветы и
т. д. Наш герой с завидным энтузиазмом примется мастерить несложные композиции:
«Солнышко», «Садик», «Змейку». Перечисленные элементы можно использовать, если
вы захотите создать вместе с крохой «Песочный мир». Замок, окруженный стенами и
башнями (для них подойдут обрезанные пластиковые бутылки). Рвы и откидные
мосты, подземные ходы и сады вокруг — все это можно населить игрушечными
человечками или просто шишками и желудями. А если поиграть с песком и водой
одновременно?! Например, закопать в песочницу тазик, налить в нее воды — вот
вам прекрасное «озеро» для игр. Еще вариант — завести дома песочницу (хотя на
такое решится не каждый родитель). Но вот игры с водой легко организовать прямо
в вашей ванной комнате. Это даже полезно, если ребенок плохо засыпает или
боится воды. Собрались искупать малыша перед сном? Посадите его в большую
(взрослую) ванну с теплой водой, чтобы вода доходила до пояса, и дайте
формочки, бутылочки, ситечко, воронку. Пустой флакон из под маминого шампуня
легко превратится в «брызгалку» — достаточно проткнуть дырку в крышке горячей
иглой. Половинки мыльницы станут быстроходными корабликами, в которых плавают
желуди-человечки. И какой же малыш откажется от удовольствия брызгаться,
переливать воду из бутылочек в коробочки и мисочки (кстати, это развивает
глазомер и моторную координацию), а также устроить игры в ванне «бурю», а потом
и спасать «утопающих»?! «Плавает-тонет» — эта игра помогает детям с отставанием
когнитивного развития (познание мира, основанное на личном опыте ребенка). В
данном случае подвижная и веселая игра поможет малышу научиться различать
классы материалов (дерево, камень, металл, пластмасса и т. д.). Знание по
крупицам. Помните, как Золушка перебирала крупу? Злая мачеха, не желая того,
оказала падчерице хорошую услугу, ведь такие занятия полезны для развития
тактильной чувствительности, концентрации внимания, мелкой моторики.
Источник
Анна Колесникова
Значение экспериментирования в развитии ребенка
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование — это не изолированный вид деятельности. Оно тесно
связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благо-приятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах экспериментирования: при формулировании цели, вовремя обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта и способствует развитию речи.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента: ребенок передает его детали вовремя изобразительной деятельности. Для этих видов деятельности одинаково важны развитие наблюдательности и способность осознавать увиденное.
Очевидна связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов нередко возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Это придает математическим операциям реальную значимость и способствует их сознанию. Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.
Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком.
Все групповое пространство желательно распределить на центры, которые доступны детям. Кроме центров природы в группах, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, во всех группах необходимо оборудовать центры экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте — это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
способность пристальному и целенаправленному расследованию объекта;
формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;
способность выдвигать гипотезы и самостоятельно сформулировать выводы.
Экспериментирование может быть организованно в таких формах: совместная деятельность педагога и воспитанника, самостоятельная деятельность детей. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:
1. Осознание того, что хочешь узнать.
2. Формирование задачи исследования.
3. Продумывание методики эксперимента.
4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.
5. Прогнозирование результатов.
6. Выполнение работы.
7. Соблюдение правил безопасности.
8. Наблюдение результатов.
9. Анализ полученных данных.
10. Словесный отчет об увиденном.
11. Формирование выводов.
Для активизации процесса экспериментирования можно задавать проблемные вопросы:
• Почему карандаш рисует, а палочка нет;
• Что будет, если снег принести в комнату?;
• Почему шарик катится, а кубик нет?;
• Что будет лучше прыгать? Почему? (деревянный шарик и резиновый мяч);
• Какой ку бик тяжелее? Почему? (большой и маленький);
• Из какого песка можно сделать кулич? Почему? (сухой и мокрый песок);
• Куда можно вбить гвоздь? (дощечка и металлический брусок); Какая вода? (свойства воды);
• Что в пакете? (обнаружение воздуха в пространстве);
• Изготовление цветных льдинок (вода замерзает на холоде, в ней растворяется краска);
• Почему этот камушек нагрелся сильнее? (потому что он черного цвета);
• Этот платочек высох быстрее. Почему? (потому что положили на батарею) и т. д.
В процессе экспериментирования дети часто получают совершенно неожиданную информацию, которая ведет к существенной перестройке и изменению их деятельности. В этом проявляется гибкость детского экспериментирования — способность перестраивать свою деятельность в зависимости от полученных результатов.
Организация работы по экспериментированию по трем взаимосвязанным направлениям:
• живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
• • неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
• • человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.
Источник
Мария Сергеева
Консультация «Значение экспериментирования в развитии ребёнка»
Экспериментирование — деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.
СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время, чем глубже ребёнок изучит объект, в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опыта постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
Указанные связи двусторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для экспериментирования, с другой — экспериментирование, особенно вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
ВИДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности.
По способу применения эксперименты можно классифицировать по разным принципам:
Классификация наблюдений и экспериментов
1. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
— опыты с растениями;
— опыты с животными;
— опыты с объектами неживой природы;
— опыты, объектом которых является человек.
2. По месту проведения опытов:
— в групповой комнате;
— на участке;
— в лесу, в поле и т. д.
3. По количеству детей:
— индивидуальные (1—4 ребенка);
— групповые (5—10 детей);
— коллективные (вся группа).
4. По причине их проведения:
— случайные;
— запланированные;
— поставленные в ответ на вопрос ребенка.
5. По характеру включения в педагогический процесс:
— эпизодические (проводимые от случая к случаю);
— систематические.
6. По продолжительности:
— кратковременные (от 5 до 15 минут);
— длительные (свыше 15 минут).
7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
— однократные;
— многократные, или циклические.
8. По месту в цикле:
— первичные;
— повторные;
— заключительные и итоговые.
9. По характеру мыслительных операций:
— констатирующие (позволяющие увидеть какое — то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10. По характеру познавательной деятельности детей:
— иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
— решение экспериментальных задач.
11. По способу применения в аудитории:
— демонстрационные;
— фронтальные.
Источник