Индивидуальная программа развития ребенка с онр 1 уровень

Индивидуальная программа развития ребенка с онр 1 уровень thumbnail

Индивидуальная программа коррекционной работы по развитию речи у ребёнка с ОНР 1 уровня

(рекомендации для родителей)

Оценка понимания речи

Прислушивается к голосу взрослого, реагирует на интонацию, узнает отдельные словесные команды. Уровень понимания речи — 2 (6 — 10 месяцев).

Оценка основных видов речевой деятельности

Речевое подражание не сформировано. Максимальное количество слогов в слове — 2. Словесные комбинации отсутствуют. Активный словарь: правильно произносимых слов -3 (мама, папа, баба); слов — звукоподражаний — 2 (мяу-мяу, тяф-тяф); слов, не напоминающих слова родного языка — 2 («р-р-р» в значении «мишка» и «бр» в значении «гулять»). Артикуляционный аппарат без видимых отклонений, объем движений в норме. Основные мимические движения выполняет.

Дополнительные виды деятельности

Зрительно предметы по форме, цвету, величине не соотносит. Предметно — действенное общение со взрослым сформировано недостаточно (умение устанавливать и поддерживать контакт через предметы и игрушки развито слабо). Реакция на нового человека отсутствует.

Симптомы риска:

Отставание в развитии и рудиментарность лепета, невыполнение простых словесных команд, активный и пассивный словарь сформированы недостаточно, нарушение избирательного предметно-действенного общения со взрослым, отсутствие подражательных игровых действий.

Цели коррекционной работы:

развитие подражательной деятельности (в частности, речевого подражания);

формирование предметно-действенного общения ребенка со взрослым (умение общаться с помощью предметов, поддерживать контакт, участвовать в совместной деятельности);

работа над ситуативным пониманием обращенной речи (понимать речь в зависимости в конкретной ситуации);

общая стимуляция психоречевого развития;

развитие общих двигательных умений, развитие мелкой моторики пальцев рук;

стимулирование речевого высказывания;

развитие речевого дыхания.

Рекомендации

Ребенок должен постоянно слышать правильную речь — необходимо оречевлять все действия, постоянно разговаривать с ребёнком.

Все представленные здесь игры и упражнения необходимо проводить как можно чаще, несколько раз в день — только тогда можно ожидать какого — либо четко выраженного результата. Не стоит переходить к более сложным играм и упражнениям, если ребёнок не усвоил более легкие. Эта программа занятий рассчитана на ежедневные игры и упражнения в течение двух — трех месяцев. Когда ребёнок освоит все изложенные здесь игры — программа будет дополнена и изменена за счет введения новых направлений коррекционной работы и, соответственно, новых игр и упражнений.

Каждый день проводите, по крайней мере, по одной игре из каждого коррекционного направления. Наиболее часто ( 4 — 5 раз в день ) проводите: игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и массаж пальчиков; на развитие умения подражать действиям взрослого; на развитие и стимуляцию речевого высказывания ( особенно игры — переклички ) — игры см. ниже.

Чтобы не перегружать ребенка в течение дня, пытаясь провести все намеченные игры за один раз, советую составить примерное расписание занятий и придерживаться его в течение дня. Предлагаю примерный вариант режима для первой недели занятий (игры и упражнения прилагаются ниже):

Подъем

Массаж пальчиков, игра на развитие мелкой моторики («Этот пальчик хочет спать»).

Завтрак

Игра — перекличка, развитие внимания и слухового восприятия («Где позвонили?»), стимулирование речевого высказывания («Кто как плачет?»), развитие умения подражать действиям взрослого («Ладушки»), развитие мелкой моторики («Этот пальчик хочет спать»), массаж пальчиков.

Обед

Развитие мелкой моторики («Этот пальчик хочет спать»), массаж пальчиков, игра — перекличка.

Дневной сон

Сюжетная подвижная игра («Прячем мишку»), развитие речевого дыхания («Снежинка»), развитие внимания и слухового восприятия («Где позвонили?»), стимулирование речевого высказывания («Кто как плачет?»), развитие мелкой моторики («Этот пальчик хочет спать»), массаж пальчиков.

Прогулка

Стимулирование речевого высказывания («Кто как плачет?»), игры — переклички, развитие мелкой моторики («Этот пальчик хочет спать»), развитие умения подражать действиям взрослого («Ладушки»), развитие внимания и слухового восприятия («Где позвонили?»).

Ужин

Развитие мелкой моторики («Этот пальчик хочет спать»), массаж пальчиков, игры — переклички, развитие умения подражать действиям взрослого («Ладушки»).

Режим дня дан для примера, после каждого режимного момента даны направления коррекционной работы. Общее количество игр и упражнений в день:

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие — не меньше трех раз в день.

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания — игры — переклички как можно чаще (5 — 6 раз в день), «Кто как плачет?» — не меньше трех раз.

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание — 1-2 раза в день.

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого — 2-3 раза в день.

Игры для развития мелкой моторики — как можно чаще (5-6 раз в день).

Сюжетные подвижные игры — 1-2 раза в день.

Ниже предлагается список игр по каждому направлению. Эта разработка рассчитана на ежедневные занятия в течение 8 — 10 недель. Примерная разбивка игр и коррекционных упражнений по неделям (игры и упражнения расположены по степени сложности, не переходите к более сложному варианту, не освоив более легкого).

1 неделя

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

«Кто что услышит?».

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания

Игры — переклички, «Кто как плачет?».

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание («Снежинки», различные варианты этой игры).

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого («Ладушки»).

Игры для развития мелкой моторики. (Любая игра из представленных ниже).

Сюжетные подвижные игры. («Прячем мишку»).

2 неделя

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие. («Кто что услышит?»).

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания.

Игры — переклички, «Кто как плачет?» (увеличивается количество разучиваемых звуков на 1 — 2 в неделю. Выученные звуки постоянно повторяются).

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание. («Снежинки», различные варианты этой игры).

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого. («Ладушки).

Игры для развития мелкой моторики. (Любая игра из представленных ниже).

Сюжетные подвижные игры. («Прячем мишку»).

3 неделя

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие. («Где позвонили?»).

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания.

(Игры — переклички, «Кто как плачет?» (увеличивается количество разучиваемых звуков. Выученные звуки постоянно повторяются).

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание. («Снежинки», различные варианты этой игры).

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого. («Ладушки» и «Мы ногами топ-топ-топ»).

Игры для развития мелкой моторики. (Любая игра из представленных ниже).

Сюжетные подвижные игры. («Прячем мишку» (вместо мишки берем любую другую игрушку и проводим игру с ней).

4 неделя

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие. («Где позвонили?»).

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания. (Игры — переклички, «Кто как плачет?» (увеличивается количество разучиваемых звуков. Выученные звуки постоянно повторяются).

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание. («Снежинки», различные варианты этой игры).

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого. («Ладушки» и «Мы ногами топ-топ-топ»).

Игры для развития мелкой моторики. (Любая игра из представленных ниже).

Сюжетные подвижные игры. («Прячем мишку»).

5 неделя

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие. («Узнай по слуху»).

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания.

(Игры — переклички, «Кто как плачет?» (увеличивается количество разучиваемых звуков. Выученные звуки постоянно повторяются).

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание. («Снежинки», различные варианты этой игры).

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого. («Ладушки», «Мы ногами топ-топ-топ», «Мы захлопали в ладоши»).

Игры для развития мелкой моторики. (Любая игра из представленных ниже).

Сюжетные подвижные игры. («Прячем мишку»).

6 неделя

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие. («Узнай по слуху»).

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания

Игры — переклички, «Кто как плачет?» (увеличивается количество разучиваемых звуков. Выученные звуки постоянно повторяются).

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание. («Снежинки», различные варианты этой игры).

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого. («Ладушки», «Мы ногами топ-топ-топ», «Мы захлопали в ладоши»).

Игры для развития мелкой моторики. (Любая игра из представленных ниже).

Сюжетные подвижные игры. («Прячем мишку»).

7 неделя

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие. («Ручками похлопаем, ножками потопаем»).

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания

Игры — переклички, «Кто как плачет?» (увеличивается количество разучиваемых звуков. Выученные звуки постоянно повторяются).

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание. («Снежинки», различные варианты этой игры).

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого. («Ладушки», «Мы ногами топ-топ-топ», «Мы захлопали в ладоши», «Мы топаем ногами»).

Игры для развития мелкой моторики. (Любая игра из представленных ниже).

Сюжетные подвижные игры. («Прячем мишку»).

8 неделя

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие. («Ручками похлопаем, ножками потопаем»).

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания

Игры — переклички, «Кто как плачет?» (увеличивается количество разучиваемых звуков. Выученные звуки постоянно повторяются).

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание. («Снежинки», различные варианты этой игры).

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого. («Ладушки», «Мы ногами топ-топ-топ», «Мы захлопали в ладоши», «Мы топаем ногами»).

Игры для развития мелкой моторики. (Любая игра из представленных ниже).

Сюжетные подвижные игры. («Прячем мишку»).

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие необходимы для развития умения сосредоточиваться на звуке — без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь.

Кто что услышит?

Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию, независимо от силы голоса, которым ее произносят.

Материал: различные игрушки

Ход игры: Шепотом с расстояния 2 — 3 метра окликать Виту. Затем давать шепотом краткие и простые задания, а произносить их тихо, но очень четко. Например: Принеси куклу, Подними мишку.

Где позвонили?

Цель: развитие направленности слухового внимания, умения определять направление звука, ориентации в пространстве.

Материал: звоночек

Ход игры: играть в прятки, и кроме голосовых команд («Ау!»), звенеть в звоночек. Через какое — то время прятаться и только звенеть в звоночек. Когда ребёнок привыкнет к звоночку, проводить следующий вариант игры: закрывать ребёнку глазки, и звенеть колокольчиком с какой — либо стороны от ребёнка. Когда глазки открыли — ребёнок показывает(смотрит), откуда звенел колокольчик (руку с колокольчиком не убирать). Впоследствии ребёнок с закрытыми глазками должен тянуться за звенящим колокольчиком.

Узнай по слуху

Цель: развитие слухового внимания

Материал: различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (книжка, бумага, ложка, барабан, звонок, дудка и т.д.). Все игрушки назвать — познакомить ребёнка с их названиями.

Ход игры: привлечь внимание ребёнка к различным звукам, издаваемым этими предметами, дать ему самому попробовать произвести эти звуки. Затем взять два предмета, издающих характерные шумы. Ребёнку закрыть глазки, и пошуметь одним из предметов. Глазки открыть, вместе с ребёнком определить, какой предмет звучал. Постепенно увеличивать количество предметов.

Ручками похлопаем, ножками потопаем

Цель: развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна, развивать умение подражать действиям взрослого

Материал: бубен

Ход игры: сначала один из взрослых стучит в бубен тихо — второй в это время вместе с ребёнком хлопает в ладоши (сначала берет его руки в свои и делает за него, впоследствии ребёнок должен выполнять движение сам). Потом бубен начинает звучать громко — вместе с ребёнком топать ногами. Игру повторять, меняя звучание бубна 3 — 4 раза. Добиваться все большей самостоятельности ребёнка при выполнении этой игры.

Игры и упражнения для стимулирования речевого высказывания

Как можно чаще проводите игры — переклички. Когда ребенок лепечет, взрослый повторяет звуки ребенка, вовлекает его в общение с помощью речи, «разговаривает», а затем произносит новые звуки и слоги, а ребенок подражает ему.

Кто как плачет?

Цель: стимулировать речевое высказывание, развивать речевое подражание;

Материал: кукла, игрушки: кошечка, собачка и т.д.

Ход игры: взрослый несколько раз показывает игрушку и называет ее. Вместе с ребенком нужно: укачивать куклу и тянуть: «А-а-а!» (кукла плачет). Учить повторять, как кричит ослик («Иа!»), мяукает кошка, лает собака и т.д. Несколько раз повторить звуковые комплексы должен взрослый, затем в процесс повторения вовлекается ребенок. Впоследствии провести такой вариант игры: взрослый показывает игрушку (например, куклу) и спрашивает: «Как кукла плачет?». Ребёнок произносит выученный звуковой комплекс. Перечень звуковых комплексов для разучивания: «А-а-а!» (кукла плачет), «Иа!» (кричит ослик), «Ау!» (дети заблудились в лесу), «Уа» (плачет ляля), «Бух» (падает что-либо), «Бум-бум» (бьют в барабан), «Мяу» (мяукает кошка), «Ав-ав» (лает собака), «би-би» (едет машина), «ту-ту» (едет паровоз).

Игры и упражнения, развивающие речевое дыхание

Проводите всевозможные игры на сдувание различных легких предметов: кусочков бумаги, ваты, различных бумажных фигурок. Например:

Снежинки

Цель: развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох;

Материал: несколько рыхлых кусочков ваты;

Ход занятия: взрослый показывает кусочек ваты и говорит: «На улице сегодня чудесная погода, снежок падает. Я подула на снежинку, и она полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?». Перед этим упражнением необходимо на улице показать ребенку снег и снежинки.

Игры и упражнения, развивающие умение подражать действиям взрослого

Эти игры развивают координацию движений, учат подражать действиям взрослого. Взрослый, произнося слова, вначале сам производит необходимые действия, затем сопровождает свои слова действиями ребенка (берет его ладошки и хлопает ими), а потом побуждает ребенка к самостоятельному выполнению движений по словесной команде.

Ладушки

Взрослый берет ручки ребенка и хлопает в ладоши, приговаривая:

Ладушки, ладушки,

Где были? У бабушки.

Побуждать ребёнка к самостоятельному выполнению этой игры — взрослый говорит слова, а ребёнок хлопает в ладошки.

Аналогичным образом формировать связь между словами: «До свидания» (махать рукой с помощью взрослого, затем самостоятельно). «Дай ручку» (давать руку по просьбе взрослого — сначала с помощью, затем самостоятельно). «Ко-ко-ко» (стучать пальчиками по столу: «Курочки клюют зерна» — с помощью и самостоятельно. Взрослый только произносит слова).

Когда ребёнок освоит перечисленные игры, разучивать более сложные варианты по тому же алгоритму: выполнение движений с помощью взрослого, затем самостоятельно (взрослый оречевляет движения).

Мы ногами топ — топ — топ,

А в ладошки хлоп — хлоп — хлоп!

(Хлопать в ладошки, стучать ножками).

Все захлопали в ладошки

Дружно, веселее.

Застучали наши ножки

Громче и быстрее.

(Хлопать в ладошки, стучать ножками).

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Качаем головой,

Качаем головой.

(Топать ножками, хлопать в ладошки, качать головой).

Игры для развития мелкой моторики

Игры по совершенствованию движений пальчиков должны проводиться как можно чаще — развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых зон коры головного мозга (эти зоны расположены рядом). Проводить массаж пальчиков (каждый пальчик погладить, растереть).

Цель: развитие подвижности пальцев рук

Ход игры: ребенок сидит перед взрослым на стуле. Взрослый читает стихи, сопровождая их последовательным загибанием пальцев на обеих руках.

Варианты песенок — потешек:

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным щи варил,

А со Средним кашу ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат несет рюкзак,

Безымянный ходит так,

А Мизинец стал играть:

Братьев слушать приглашать.

Правый же Большой плясал

И на танец приглашал.

Ивану — большаку — дрова рубить,

Ваське — указке — воду носить,

Мишке — среднему — печку топить,

Гришке — сиротке — кашу варить,

А крошке — Тимошке — песенки петь.

Песни петь и плясать

Родных братьев потешать!

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура»!

В детский сад идти пора!

При этих стишках можно сгибать (разгибать, если ручку сделать в кулачок) пальчики начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

Сюжетные подвижные игры

Прячем мишку

Ход игры: Взрослый прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она была немного видна. Говоря: «Где мишка? Ищи мишку! Мишка ау!», взрослый ищет его вместе с ребенком. После игры с мишкой прячется сам взрослый крича «Ау»!.

Источник

Индивидуальная программа

логопедической работы с ребенком

с ОНР (1 уровень речевого развития)

Томляк Наталья Ивановна, учитель-логопед КОУ ВО ЦППРК, г.Воронеж

Важно, чтобы обучение было последовательным. Необходимо использовать большое количество материалов, чтобы формировался навык применения высказываний в различных ситуациях. Громкие (произнесенные не шепотом), четкие высказывания необходимо подкреплять.

Развитие понимания речи

Обучать ребенка:

  1. находить предметы, игрушки по просьбе педагога.

  2. По инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки.

  3. Показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого.

  4. Понимать обобщающие категории:

    • работа проводится в первую очередь на конкретном материале (а не на картинках) в жизненной ситуации;

    • нужно добиваться истинного понимания, а не механического заучивания: понятие «транспорт» формируется не только по книжке с картинками или по карточкам, но и на улице, на вокзале, и т.д., понятие «овощи» закрепляют на рынке, в овощном магазине и т.п.

  1. Показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией:

    • действия по словесной инструкции: «Покажи, где тетя? Вот она! Покажи, где у тети глазки? Вот они! Покажи, где у тети ручки? – Вот они»;

    • задания по речевой инструкции, включающие 1-2-3 действия (Возьми куклу. Возьми куклу и дай Маше. Возьми куклу, посади за стол, покорми);

    • задания по речевой инструкции, включающие пространственные отношения между предметами: на, под, в, за (пример: «Поставь машинку на стол. Поставь матрешку под стул. Найди куклу, она в шкафу. Принеси машину, она под столом и др.).

  1. Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию сюжетной картинки, а ребенок жестом отвечает на него).

  2. Дифференцированно воспринимать вопросы: кто?, куда?, откуда?, с кем?.

  3. Понимать категории единственного и множественного числа существительных, глаголов.

  4. Различать на слух обращения к одному или нескольким лицам.

  5. Понимать категории рода глаголов прошедшего времени единственного числа: Валя читала книгу; Валя читал книгу.

  6. Отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу).

  7. Понимать функциональное значение предметов. По просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник).

  8. Определять причинно-следственные связи (снег — санки, коньки, снежная баба).

Лексические темы: «Игрушки», «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Продукты питания», «Транспорт».

Развитие активной подражательной речевой деятельности

Учить ребенка:

  1. называть родителей, родственников (мама, папа, баба).

  2. Называть имена друзей, кукол.

  3. Вызывать речевые подражания на гласных звуках и их сочетаниях (Катя поет: а-а-а; Вьют гудит: у-у-у; Петрушка удивляется: о-о-о; Мышка пищит: и-и-и; В лесу кричат: ау; Малыш плачет: уа; Ослик кричит: иа.)

  4. Закрепить произнесение одних и тех же слогов: Да-да-да! Ба-ба-ба-ба! Ма-ма-ма-ма! Па-па-па-па!;

  5. Вызывать звукоподражания голосам животных и звукам окружающего мира

    • на материале открытых слогов: корова — му; мышка — пи; палъчик — бо-бо; машина — би-би; гусъ — га-га-га; курица — ко-ко-ко;

    • на материале закрытых слогов: мячик — бух; собака — ав-ав; гномик — ням-ням; чайник — пых-пых;

    • на материале слогов со стечением согласных: лягушка – ква – ква — ква; уточка — кря, кря-кря; поросенок — хрю, хрю-хрю и т. п.).

Удавшиеся звуковые комплексы повторяются в игровой форме несколько раз (до 5-10 повторений).

  1. Четкому выражению своих желаний:

    • «Да», «Нет».

    • «Хочу», «Не хочу».

    • «Буду», «Не буду».

  1. Указывать на определенные предметы: вот, это, тут.

  2. Отдавать приказания: на, иди, дай

  3. Составлять первые предложения, например: Вот мяч. Это Даня.

  4. Выражать свои потребности простой фразой (2-3 слова) в конкретной ситуации: «Тетя, дай!», «Коля, на мяч», «Мама гулять», «идем спать».

  5. Составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Мама, спи.

  6. Преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы настоящего времени единственного числа 3-го лица (спи — спит, иди — идет).

  7. Отражать в речи в доступной для ребенка форме результаты наблюдений в природе и в быту («Где Даниил был? Гулял. Что там видел? Снег. С кем гулял? Няня. Как зовут няню? Тетя Галя. Кого видел? Лену.)

  8. При произнесении взрослым потешек, стихов, считалок выполнять определенные действия, разучивать пальчиковые игры с речевым сопровождением: например, считалки: «Мы делили апельсин, много нас, а он один. Эта долька для ежа, эта долька для чижа, а эта для Маши»; «Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час. Раз, два три, четыре, мышки дернули за гири, вдруг раздался страшный звон, убежали мышки вон» и другие.

Игра. «На блины»: Стал (называется имя ребенка) гостей собирать. — Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. — И Иван приди, И Степан приди, Да Андрей приди, Да и Матвей приди. – Кончик полусогнутого указательного пальца правой руки зацепляет по очереди кончики полусогнутых пальцев левой руки, начиная с большого и мягко покачивает их. — А Митрошечка: Ну, пожалуйста! — указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой. Стала Аня гостей угощать: И Ивану блин, И Степану блин, Да и Андрею блин, Да и Матвею блин, А Митрошечке – Мятный пряничек!» — Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Левую руку поворачивает ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы, кладя блин. Стала Аня гостей провожать: — Прощевай, Иван! – Прощевай, Степан. — Прощевай, Андрей! – Прощевай, Матвей! Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого. – А ты, Мирошечка, моя крошечка, да ты побудь со мной еще немножечко! Три первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинец левой сверху донизу.

Постепенно ребенок должен начать пытаться самостоятельно называть соответствующее слово. Важно поощрять любое, даже самое искаженное его воспроизведение. В то же время логопед правильно и отчетливо повторяет данное слово вслед за ребенком.

При этом используются специальные приемы, способствующие актуализации речи:

  • появление и внезапное исчезновение предмета, который сначала был назван, а затем задается вопрос — Что это? Кто это? Кто спрятался?;

  • совместное проговаривание слова;

  • отраженное проговаривание;

  • договаривание слова в ситуации, подсказывающей нужное слово.

Развитие общих речевых навыков

Формирование оптимального для речи типа физиологического диафрагмального дыхания.

  1. Формировать речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох):

    • без речевого сопровождения (например, «Понюхаем цветок», «Кораблики» и др.)

    • с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных /Ф/, /X/, слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем — постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдоха (3-4 слова).

  1. Развивать силу голоса (тихо — громко) и модуляции голоса (высоко — низко).

  2. Вырабатывать правильный умеренный темп речи (речь с движением, пение с движением).

  3. Формировать первичные представления об интонационной выразительности речи посредством эмоционального чтения ребенку потешек, стихов, сказок.

  4. Формировать умение передавать акценты ударами в бубен, хлопками в ладоши и выдерживать паузы.

  5. Обучать интонационному подражанию голосам животных и птиц.

  6. Обучать воспроизводить интонационно-ритмический рисунок слова с одновременным отстукиванием слогов движениями руки.

  7. Обучать выразительному рассказыванию потешек, небольших стихотворений, сказок.

  8. Активизировать движения артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения в игровой форме артикуляционных упражнений по подражанию:

    • «Улыбка»- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

    • «Трубочка» — Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

    • «Улыбка-трубочка». Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

    • «Недовольная лошадка». Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

    • «Толстячки». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

    • «Худышки». Втянуть щеки.

    • «Шарик». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

    • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

    • «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

    • «Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

    • «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

    • «Часики». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

    • «Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

    • «Футбол». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

    • «Почистить зубы». Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

    • «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

    • «Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

Развитие фонематического слуха

  1. Учить ребенка различать неречевые звуки и их направление:

    • постукивание;

    • похлопывание;

    • шуршание бумаги;

    • скрип двери;

    • звуки бубна;

    • звуки металлофона;

    • звуки маракаса;

    • звуки игрушки (пищание).

  1. Обучать дифференциации на слух:

    • существительные, названия которых отличаются одним звуком. Ребенок показывает названные логопедом картинки: мышка — миска; крыша — крыса; дочка — точка;

    • существительные, отличающиеся несколькими звуками, сходные по звуко-слоговой структуре: осел — козел; ослик — козлик; газон — вагон; змея — земля; воз — нос;

    • глаголы, сходные по звучанию (логопед задает вопросы к «сюжетным» картинкам): кто катает — кто купает; кто купает — кто покупает; кого пасут — кого несут; кто везет — кто несет.

  1. Учить ребенка на слух выделять звуковые комплексы «Укачивание куклы (а-а-а-а)», «Больное ушко (о-о-о-о)», «Эхо» (заблудились в лесу — ау), «Плаксивый малыш» (уа-уа) среди других звукосочетаний.

Литература:

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. — М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2004.

  2. Баряева Л. Б., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В. Программа логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении: сб. метод. рекомендаций и прогр., РГПУ — СПб., 2009.

  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Коррекция нарушения речи». Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — М.: «Просвещение» 2008.

Источник