Хореографическое искусство как средство развития ребенка

Хореографическое искусство как средство развития ребенка thumbnail

Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей

   Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности во времена Платона и Аристотеля. Термин «эстетика» происходит от греческого -воспринимаемый чувством. Философы — материалисты (Дидро, Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

    Д.Б. Лихачев так определил, что такое эстетическое воспитание- это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном и даже раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей обстановке, музыку, поэзию, природу, сами стремятся рисовать, лепить, танцевать, сочинять стихи.

    Эстетическое воспитание основывается на природных возможностях эстетического развития человека. Однако эти потенциальные возможности превращаются в реальные способности только благодаря воспитанию. Можно иметь безукоризненный слух и не слышать музыку Бетховена, иметь острое зрение и не видеть шедевра изобразительного искусства или красоту родной природы. Воспитание призвано «очеловечить чувства человека».

   Задачи эстетического воспитания можно разделить на две группы:

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.

Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей.

    В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография — это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. 

    Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Но ее формирование -процесс длительный, требующий многих качеств от детей.

    Дисциплинированность, трудолюбие и терпение — те свойства характера, которые необходимы не только в хореографическом классе, но и в быту. Эти качества годами воспитываются педагогами-хореографами и определяют успех во многих делах.

    Чувство ответственности, так необходимое в жизни, двигает детей, занимающихся хореографией, вперед. Нельзя подвести рядом стоящего в танце, нельзя опоздать, потому что от тебя находятся в зависимости другие, нельзя не выучить, не выполнить, не доработать.

    Хореографический коллектив в определенном смысле и в определенных условиях способствует разрешению возникающих проблем у детей: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, в походке, поведении на дискотеках и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тенденцию «исключительности» некоторых детей (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет ребенка от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании детей. Преподаватель должен научить детей способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразить свою точку зрения, отстоять ее ребенок учится в коллективе. Педагог активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.

    Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что занятия детей в хореографическом коллективе являются прекрасным средством их воспитания, так как:

1. Занятия организуют и воспитывают детей, расширяют их художественно-эстетический кругозор, приучают к аккуратности, подтянутости, исключают расхлябанность, распущенность.

2. Занимаясь в коллективе, дети развивают в себе особо ценное качество — чувство «локтя», чувство ответственности за общее дело.

3. Приучают детей четко распределять свое свободное время, помогают более организованно продумывать свои планы.

4. Занятия помогают выявить наиболее одаренных детей, которые связывают свою судьбу с профессиональным искусством.

5. Они определяют педагогические и организаторские способности детей.

Педагог-руководитель хореографического класса постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Достижение физического совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии.

7. Все эти задачи воспитания не отделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода.

    К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, так как сформированность структур и функций мозга ребенка близка по ряду показателей к мозгу взрослого человека. Современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6-летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения.

    К 6-7 годам дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать свое поведение. Для них характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, веселое настроение. Они способны испытать наслаждение и переживание от восприятия прекрасного. Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после чего дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра -это психологическая потребность осмысления новых знаний через игры. Учитывая все анатомо-физиологические способности данного возраста нужно строить занятия хореографического коллектива.

Читайте также:  Влияние сказок психическое развитие ребенка

    7-11 лет (1-3 класс) — в этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения).

     11-14 лет (4-8 класс) — в этот период происходят быстрые количественные изменения и качественные перестройки в организме. Ребенок быстро растет (5-6, а то и 10 см в год). С интенсивным ростом скелета и мышц происходит перестройка моторного аппарата, которая может выражаться в нарушениях координации движений (говорят: стал таким неуклюжим). Развитие нервной и сердечнососудистой систем не всегда успевает за интенсивным ростом, что может при большой физической нагрузке приводить к обморокам и головокружению.

    15-17 лет (9-11 классы) — в физиологическом отношении это период интенсивного развития мускулатуры, продолжение развития мозга. Юноши и девушки готовы к физической и умственной нагрузке. Формируются убеждения и мировоззрение, возникает потребность понять себя, смысл жизни. Встает проблема выбора профессии. Возникает желание быть замеченным, хочется выделиться. Появляется самостоятельность в суждениях. Юности свойственно состояние влюбленности, жизнерадостности, уверенности в себе. Занятия по хореографии должны строиться с полной нагрузкой. Педагог может наиболее способным доверять проведение занятий в младших классах.

Заключение

    Подводя итоги о проведенном исследовании особенностей воспитания детей искусством хореографии, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучения детей следует сделать следующие выводы:

— начиная занятия с детьми, педагог-хореограф, прежде всего, стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с детьми — все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит правильным суждениям в области хореографии.

— исходя из многолетнего практического опыта работы с детьми, можно сделать вывод о том, что как важно дать детям грамотную и систематическую подготовку в хореографическом классе. Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни.

    Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на детей. Преподавателям хореографии важно знать особенности методики работы с детьми разных возрастов, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике.

    Нельзя не сказать о том, что важной чертой педагога в воспитании активности детей является умение анализировать и учитывать педагогическую ситуацию, пути и возможности исправления допущенных ошибок. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку. Эта способность педагога-руководителя имеет огромное значение для использования благоприятных ситуаций в воспитательных целях, для создания устойчивой положительной атмосферы в классе.

    Каждый прожитый день, каждое занятие, репетиция или концерт изменяют интересы и возможности детей. Нельзя сбрасывать со счетов даже самые незначительные характерные черты, проявляющиеся в процессе обучения. Активность детей на занятиях в хореографическом коллективе зависит от творческой инициативы педагога, стремления вести своих учеников к совершенствованию исполнительского мастерства и здоровому духовному развитию.

Источник

Рычкова Екатерина
Хореографическое искусство как средство эстетического воспитания детей

В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография — это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Доктор Селия Спарджер, автор книги «Анатомия и балет» бывший консультант Королевского балета Англии, писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных». В российском образовании уроки по хореографии становятся обязательными. Они воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребёнка привычки и нормы поведения в соответствии с постигаемыми законами красоты. Занятия хореографическим искусством способствует физическому развитию детей и обогащает их духовно. Все это вызывает положительные эмоции у детей, влияет на нравственный настрой и развитие их эстетической культуры.

Публикации по теме:

Как решаются задачи эстетического воспитания в музыкальной деятельности
Прежде всего через слушание и восприятие классической музыки, специально отобранной для детей, через использование классической музыки во.

Читайте также:  Скачать фильм про развитие ребенка в утробе матери

Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»
Презентация «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей» Актуальность Проблема развития детского.

Хохломская роспись как средство эстетического воспитанияХохломская роспись как средство эстетического воспитания
Как привить любовь детей к народному искусству и научить навыкам художественной росписи, в частности, хохломской? Этим вопросом задались.

Игра как средство воспитания детей.
Игра — это средство познания окружающего мира, и самая доступная форма деятельности. Игра обогащает ребенка знаниями, развивает его фантазию.

Иллюстрация детской книги как источник и средство эстетического развития детей дошкольного возраста
Иллюстрация, книга, развитие, дошкольник, эстетическое развитие. Первый печатный славянский учебник для детей «Азбука» вышел в конце XVI.

Народное искусство как средство приобщения к национальной культуре
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка интереса к национальной культуре и традициям. На сегодняшний.

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации как условие эстетического воспитания детей
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая ребёнка среда оставляет.

Проект «Театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания в ДОУ»
Проект: «Развитие театральной деятельности у детей дошкольноговозраста, как средство эстетического воспитания в ДОУ» Актуальность проекта:.

Консультация «Танец, как средство эстетического воспитания»
Занятия в танцевальном кружке являются основными, базовыми при овладении двигательной культурой, т. к. они способствуют формированию правильной.

Презентация «Декупаж как средство развития эстетического вкуса детей»
Тема: ДЕКУПАЖ как средство развития эстетического вкуса детей МБДОУ д/с №17 г. Славянска на Кубани Воспитатель Е. А. Землянская Детство.

+2Карма+Голосовать

Расскажите коллегам и друзьям!

Комментарии:

Всего комментариев: 1.

Для просмотра комментариев

Популярное из нового

Хореографическое искусство как средство развития ребенка

В стоматологической поликлинике приходится бывать каждому человеку. В идеале, появляться там для профилактического осмотра и удаления кариеса в начальной стадии нужно каждые полгода. На деле получается…

Хореографическое искусство как средство развития ребенка

Милые бантики, которые в наше время можно встретить разве что в прическах дошкольниц, когда-то дали название целой эпохе. В 17 веке банты украшали одежду, обувь и прически как женщин, так и мужчин….

Из опыта работы: флешмоб «Светит солнышко для всех» Предлагаю вашему вниманию, разработанную мною, танцевальную композицию для детей старшего дошкольного…

Источник

Хореография как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста

Огромные возможности заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. Об этом знали ещё во времена древней Греции, где сформировалось представление о том, что основой прекрасного является гармония. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: это гимнастика для тела и музыка для души… » На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей, эмоций через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественно, что язык танца понятен всем, он интернационален. Сначала танец был обрядом. Люди вкладывали в него свои представления о мире и верованиях. В плясках коряков, чукчей и других северных народов тоже живут отзвуки древних ритуалов, заклинавших танцем добычу.

Шло время. Человечество открыло тайны мироздания, и танцы постепенно утратили своё первоначальное магическое предназначение. Теперь в них выражались свойственные людям жизнелюбие, жизнерадостность. Танцевал простой народ на праздниках, танцевала знать на балах. Танцевали актёры в драматических и оперных представлениях. И, наконец, более четырёх веков назад родился балет.

Русское хореографическое искусство прошло сложный путь развития. От древнейших народных плясок до мирового признания в начале XX века «Русские сезоны» в Париже.

В последние годы в современных дошкольных образовательных учреждениях среди множества инноваций настойчиво внедряется хореография. Хореография – искусство любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребёнку свой жизненный и духовный опыт, приобщить маленького человека к миру прекрасного. Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребёнка. Просмотры спектаклей, видеофильмов, посвящённых танцу, посещение концертов хореографических коллективов – всё это нужно и важно. Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребёнок становится на время актёром, творчески осмысляющим происходящее. Но грош цена успехам дошкольника, если не суметь привить ему необходимых нравственных качеств. Необходимо понимание внутреннего мира ребёнка, детского мировосприятия. Уметь проникнуть в этот мир, стать человеком, открывающим ребёнку красоту танца, музыки. Обучение хореографии – это всегда диалог, даже когда это ещё маленький человек, но всё равно от его настойчивости, целеустремлённости в желании постигать тайны искусства танца зависит успех совместного труда.

Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психологического развития ребёнка. Занятия хореографией призваны:

— развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;

— укреплять здоровье;

— способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков и художественного вкуса;

— формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижения;

— избавлять от стеснительности, комплексов;

— учить радоваться успехам других и вносить свой вклад в общий успех.

«Движение под музыку оказывает на детей коррекционное воздействие, развивает внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений. «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» Л. Генералова. Даже если ребёнок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё ощущение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует. От слов – к музыке, от движения – к мышлению.

Читайте также:  Развитие ребенка в нутри матери

Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет смотреть на хореографическое воспитание в дошкольных учреждениях как на важный и нужный процесс развития детей. Музыка в хореографии занимает одно из центральных мест, именно поэтому необходимо выбирать музыку, доступную детям для восприятия, чтобы воспитывать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладает исключительной силой эмоционального воздействия. Сопровождает движения, повышает качество исполнения – выразительность, ритмичность, чёткость, координацию. На занятиях хореографии следует обращать внимание на музыкальность ребёнка, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные. В группах есть не только способные дети в музыкальном, ритмическом и двигательном отношении, но и неловкие, заторможенные, которым необходимо помогать обрести чувство уверенности в своих силах. Главное – это приобщение к движению под музыку, гармоничное психическое, духовное и физическое развитие всех детей. Доказано, что движения под музыку детей с патологиями в развитии имеет особое значение, потому что двигательно-ритмичные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов. Каждое занятие необходимо начинать с ходьбы под марш. Именно это упражнение позволяет наглядно убедиться в том, как дети воспринимают счёт на 4/4. Затем нужно проверяю, насколько органично осваивается счёт на, придающий иной характер движению. И, наконец, параллельно выяснять, как чутко улавливается разница между форте и пиано, аллегро и адажио, диминуэндо и крещендо. Для развития у детей выразительности, артистичности, фантазии включаю в занятия музыкальные этюды и игры, танцевальные импровизации. Вот некоторые примеры:

Импровизация. » Представьте, что Мы находимся в лесу. Идем Мы по лесной тропинки в дивим дерево. В густой листве дерева спрятался маленький ветерок. Руки – ветви живые, они слегка колышутся из стороны в сторону. Ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее.  Мы посмотрели вверх и увидели как на небе стали появляться грозовые тучки. И вот пошел дождик. Наши руки, как капельки дождя падают медленно с верху в низ. В начале быстро, затем все медленнее и медленнее, и вот дождик заканчивается.  Снова засияло солнышко, рядом с  нашим деревом появился  маленький зелёный росток, который стал изо всех сил тянуться в верх к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже огромный розовый бутон. И, наконец, бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир. Вот на наш цветочек прилетела красивая бабочки. Присела не его лепесточки и затем взлетела высоко-высоко к самому солнышку».

Игра“Танцующие молекулы”. Педагог предварительно объясняет правила игры, которые заключаются в том, что все дети представляют собой молекулы — частички одного целого организма. Например, как воздух, которым мы дышим,  состоящий из молекул и наполняющих комнату. По команде, молекулы (танцоры) объединяются для танца то парами, то тройками, то еще каким либо количеством (число называет ведущий игры). Когда же подается команда ВСЕ ВМЕСТЕ, это означает, что надо объединится для совместного танца. Проигравших и победителей здесь нет, что доставляет несомненно удовольствие всем.

Для танца в младших и старших группах используют игрушки, не только красивые и безопасные, но и интересные детям. Чтобы с ними можно было свободно двигаться, разыгрывая свою роль, легко и удобно держать в руке, манипулировать ею. Это куклы, мишки, мячи, лошадки, детские зонтики. Они украшают танец, влияют на создание конкретного игрового образа.

Например: Дети идут, берут мягкие игрушки и встают по залу в шахматном порядке на обозначенные места. Игрушка перед собой — крутим её вправо, влево. Ножки вместе — пружинка.
1 куплет. 

1фраза. Ставим ножку на каблук с поворотом вправо и игрушку вправо.
2фраза. Прыжки на двух ногах — игрушка перед собой.
3фраза. Ставим ножку на кабоук с поворотом влево и игрушку влево.
4фраза. Прыжки на двух ногах — игрушка перед собой.
5,6 фраза. Кружение на носочках — игрушка вверху Проигрыш. Ставим игрушку на пол перед собой. Стоим слегка поворачиваясь вправо-влево, ручки на поясе. 2куплет. 
1часть. Присели на одно колено — грозим игрушке пальчиком.
2часть. Прижав игрушку, гладим, покачивая.

Поклон. Уносим игрушки на место.

Вся работа с детьми направлена к одной цели: сформировать у детей активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить её содержание в движениях.

Хореография таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания. Она сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю так и зрителю — хореография раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Источник