Факторы развития ребенка раннего возраста

Тема 8.2 Психологическая характеристика раннего детства

Вопросы темы:

8.2.1 Факторы развития в раннем детстве

8.2.2 Основные психологические характеристики возраста

8.2.3 Начальные формы самосознания

8.2.4 Отношения ребенка со взрослым

Ведущей деятельностью в раннем детстве являет­ся предметная, социальная ситуация развития ква­лифицируется как начало нарушения слитности со взрослым, в качестве центральных новообразований выделяются развитие самосознания, речевое развитие, «самость» (Л.И. Божович). Психологи называют трех­летний возраст серединой пути психического разви­тия. По своим психическим возмож­ностям трехлетний ребенок достаточно функционален:

Ø способен к самообслуживанию;

Ø владеет элементар­ными формами поведения и речевого общения;

Ø умеет вступать в контакт;

Ø понятен окружающим.

Указанные функции составляют базовый уровень психического развития, на котором выстраивается жизненная про­грамма растущего человека.

Главными факторами раз­вития являются:

Ø прямохождение высвобождает руку, превращая ее из органа перемещения в орган познания, расши­ряет способность ориентироваться в пространстве увеличивает мобильность ребенка, расширяет в целом горизонты его возможностей.

Ø предметная деятель­ность складывается из следующих действий:

– операциональные действия — это действия, задан­ные функциональным назначением предметов. Благо­даря им ребенок узнает назначение этих предметов (ложкой ест, лопаткой копает), постигая тем самым мир человеческой культуры.

– соотносящие действия развивают сенсорно-перцеп­тивную систему, формируют восприятие величины, формы. Наряду с этим положительно влияют на коор­динацию движений и ловкость.

Согласно Д.Б. Эльконину, предметные действия развиваются в раннем детстве по двум основным на­правлениям:

Ø эволюция действия от совместного со взрослым до самостоятельного.

Освоение действия проходит следующие этапы: вначале взрослый, взяв в свои руки детские, производит совместное с ним дей­ствие (например, так детей учат пользоваться лож­кой) – ориентация, исполнение и оценка действия принадлежат взрослому. Далее появляется частично разделенное действие – взрослый может начинать, а ребенок продолжать и заканчивать действие. На дан­ном этапе у ребенка появляется осознание цели дей­ствия, он понимает, что должно быть в результате его выполнения. Следующим шагом становится исполне­ние действия на основе показа. И на следующем этапе взрослый дает только речевое указа­ние, все остальные действия ребенок выполняет само­стоятельно. Такова последовательность освоения пред­метного действия ребенком, позволяющая в последую­щем выполнять его самостоятельно.

Ø развитие средств и способов ориентации ре­бенка при выполнении предметного действия.

Ребенок начинает употреблять предметы в соответствии с их функциональным назначением. Параллельно ребенок усваи­вает возможность переноса действия с одного пред­мета на другой, в результате чего для него становится возможным обобщение функций; а позднее – пере­нос действия на новые ситуации.

Источник

Марина Червякова
Особенности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.

В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период — от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период — от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период — от 2 до 3 лет.

Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических,подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом,чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Читайте также:  Девятый месяц развития ребенка питание меню

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

развитие предметной деятельности;

развитие общения с взрослыми;

развитие речи;

развитие игры;

— приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов,стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом,отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник

Татьяна Дорохова
Психическое развитие ребенка раннего возраста

К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается. Психическое развитие ребенка раннего возраста имеет свои особенности. Малыш просто не умеет скрывать свои чувства, открыто выражает свое положительное или отрицательное отношение к чему-либо или к кому-либо. Настроение меняется быстро и часто, чувства, переживаемые ребенком противоречивы, непоследовательны и неустойчивы. В раннем возрасте у ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. У ребенка формируется активная речь, помогает этому процессу совместная деятельность с окружающими взрослыми. Родителям или другим взрослым, окружающим ребенка в этот период, необходимо поощрять и стимулировать высказывания малыша. При этом ничего насильно происходить не должно. Речь на данном этапе становится средством знакомства малыша с внешним миром, и как возможность для взрослого регулировать поведение малыша, направлять его деятельность.

Предметы для ребенка это уже не просто объекты, которыми можно манипулировать, но и вещи, которые имеют различные назначения, а также определенный способ употребления. И малышу становится интересно овладевать навыками действий с предметами, где взрослому человеку отводится роль помощника и наставника. Взрослые помогают малышу разобраться и усвоить назначение каждого предмета. Для того, что бы деятельность с предметами развивала ребенка, нельзя перегружать окружающее пространство большим количеством игрушек.

Психическое развитие ребенка раннего возрастав этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия.

Соотносящихся действий — состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец.

Орудийные действия — которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогаю малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой. Взрослый показывает малышу как лопаткой можно копать песок, как пить из чашки, как пользоваться карандашом и так далее. За второй год жизни малыши постигают большинство предметных действий. При этом с развитием деятельности малыши развиваются и интеллектуально. Ближе к трем годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать. Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. Все этапы развития дают предпосылки сюжетно-ролевых игр ребенка, когда он переименовывает предметы, отождествляет себя со взрослыми в игре, и может называть себя другим именем.

Особенности психического развития ребенка раннего возраста таковы, что, он уже к 2-3 годам способен различать до восьми цветов — красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный, белый, оранжевый. Также ребенок способен отличать несколько геометрических фигур — прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.

К концу периода раннего возраста начинается постепенная сепарация ребенка от матери. Родителям важно осознавать, что их дитя это самостоятельная личность, уважать и считаться с собственным ребенком. Необходимо давать определенную самостоятельность малышу и право выбора, заботясь при этом о безопасности малыша. При мудром поведении родителей кризис трех лет пройдет довольно мягко.

В этом возрастном периоде малыш познает мир при помощи метода проб и ошибок, отсюда такая любовь к разбиранию игрушек, ругать ребенка за это не следует.

Для психического развитие ребенка раннего возраста характерна непроизвольность восприятия, внимания и памяти. Поэтому родителям надо учитывать, что сразу, моментально ребенок не может перестать что-то делать, или произвести сразу несколько действий. Для сохранения спокойствия, ощущения безопасности и уверенности малыша, одним из условий является соблюдение режима дня, то есть четкая ритмичность, повторяемость и систематичность жизни ребенка.

Источник

ОТВЕТ.Для ребенка раннего возраста характерны следующие особенности: связь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития, большая ранимость, восприимчивость к обучению.

Физическое и психическое развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Любое отклонение в физическом развитии приводит к нарушениям психического развития.

Чем младше ребенок, тем выше темпы его развития, а следовательно, и его ранимость. Это предъявляет к воспитанию малыша особые требования.

Органы и системы организма ребенка развиваются с разной скоростью, но взаимосвязанно. Это обусловлено внутренними и внешними факторами развития ребенка.

Читайте также:  Развитие ребенка в один год форум

Нервная система малыша очень пластична, поэтому условные связи легко образуются. Мозг активно развивается, что делает ребенка восприимчивым к обучению.

НАЗОВИТЕ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ОТВЕТ. Основные факторы психического развития детей раннего возраста – это овладение прямой походкой, предметными действиями и речью.

003. В ЧЕМ ЗНАЧЕНИЕ ТАКОГО ФАКТОРА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, КАК ОВЛАДЕНИЕ ПРЯМОЙ ПОХОДКОЙ?

ОТВЕТ. Способность к передвижению позволяет ребенку свободно и самостоятельно общаться с внешним миром, достигать желаемой цели. У него развивается способность ориентироваться в пространстве. В процессе ходьбы ребенок испытывает эмоциональные переживания, у него совершенствуется мышечное чувство владения собственным телом.

004. Жене 1 год. Она ходит, держась за мамину руку, а самостоятельно ходить отказывается.

ЧТО ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ МАЛЫШУ ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХИ, СВЯЗАННЫЕ С ЕГО ПЕРВЫМИ ШАГАМИ (НАПРЯЖЕНИЕМ, ПОТЕРЕЙ РАВНОВЕСИЯ, ПАДЕНИЯМИ)?

ОТВЕТ. Родители не должны показывать ребенку своего напряжения, страха, недовольства в случае неумелых движений малыша, его падений. В противном случае ребенку может быть внушен страх, и он на длительное время перестает ходить.

005. Молодая мама пишет:” Я стараюсь с самого детства приучать ребенка к порядку. Но иногда требование убрать перед прогулкой игрушки вызывают у моего полуторагодовалого сынишки бурю протеста. Я настаиваю на своем, и все заканчивается слезами. МОЖЕТ СЛЕДУЕТ ИНОГДА УСТУПИТЬ?”

ДАЙТЕ СОВЕТ МАМЕ

ОТВЕТ. То, что маме кажется беспорядком, иногда может быть очень значимо для ребенка. В этом возрасте уборку еще нельзя вменить в обязанность малыша. Необходимо проявить гибкость – пусть после прогулки он сможет вернуться к прерванной игре. Тем более не стоит доводить его до слез из – за этого. Компромисс в данной ситуации полезнее. Но если ребенок примет участие в уборке, не забудьте поощрить, похвалить его за хорошую уборку. А вообще – то надо маме учиться управлять активностью ребенка, демонстрируя ему как это делается

006. Проанализируйте взаимосвязь кинестезии, осязания и зрения в развитии мышечного чувства при овладении ходьбой.

В процессе каких действий мышечное чувство становится мерой отсчета РАССТОЯНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ?

КАК РЕБЕНОК ОСВАИВАЕТ ПРАВИЛЬНОСТЬ НАПРАВЛЕНИЯ И УДАЛЕННОСТЬ ПРЕДМЕТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ?

ОТВЕТ. Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предмета в том случае, если ребенок подсознательно сопоставляет свои мышечные ощущения со зрительным восприятием предметов, до которых он доходит, дотягивается.

007.Малыш поднимается на ноги сам. И сам совершенствует умение ходить.

КАК ВЗРОСЛЫЙ МОЖЕТ ПОМОЧЬ МАЛЫШУ?

ОТВЕТ.Взрослый может предложить ребенку:

а) держась за устойчивую тележку, толкать её.

б) протянуть малышу предмет (палку, обруч и др.), за который он мог бы держаться.

в) стоя в двух шагах от ребенка протянуть к нему руки, побуждая его идти к взрослому.

Хвалить ребенка за то, что он пытается ходить сам.

008. Родительница с гордостью заявила: “А наш-то не ползал, а сразу пошел!”

МОЖНО ЛИ ЭТО СЧИТАТЬ ДОСТИЖЕНИЕМ?

ОТВЕТ. От воспитания и обучения ребенка зависит темп и последовательность его развития: удерживание головы, подползание, ползание, сидение, стояние, ходьба.

Родители должны способствовать тому, чтобы малыш вначале овладел движением изменения положения тела в пространстве и перемещение, а затем уже движениями, сохранения положения тела в статистике. Это значит, что ребенок вначале должен овладеть ползанием, а затем уже садиться. Нельзя сажать его раньше, чем у него “созреет” возможность удерживать позвоночник в правильном положении.

Чтобы ребенок быстро научился ползать, он должен находиться на ровном, широком, твердом материале (пространстве пола). Побуждать к двигательной активности и ползанию малыша будут расставленные забавные игрушки, шарики, кубики, мячики и пр.

При достаточном внимании к ребенку, он с 8 месяцев начнет сам вставать, держась за опору, затем переступать и делать первые шаги.

009. Поначалу малышам трудно удержать тело в равновесии. Но как только они начинают чувствовать себя уверенно, тут же начинают искать для себя задачи посложнее: забираться повыше, балансировать на одной ноге, на подвижной опоре, ходулях и т.д. Что-то держать в руках, пытаясь сохранить равновесие предмета, соревнуются, кто быстрее в ложке донесет яйцо, не потеряв равновесие и пр.

ЧТО ЭТО: ИГРЫ ЗАБАВЫ ИЛИ НУЖНЫЕ ЗАНЯТИЯ?

СЛЕДУЕТ ЛИ РОДИТЕЛЯМ ИСПЫТЫВАТЬ СТРАХ ПЕРЕД ПАДЕНИЕМ РЕБЕНКА, ЕГО УШИБАХ?

ОТВЕТ. Надо быть готовым к таким действиям ребенка

А).Эти игры не только для забавы – они помогают детям обрести сноровку и уверенность в себе. А самое главное, способствуют развитию мозговых структур, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети, осваивая постепенно качающиеся доски, самокаты, позже – ролики и коньки, тем самым развивают свою ориентировку в окружающем мире, учатся владеть их своим телом.

Б).Если родители испытывают страх перед “опасными” занятиями детей, то это может передаваться детям. Родители должны передавать детям уверенность, чувство совершенство движения. Лучше если они это сами демонстрируют.

В).Насколько уверенно ребенок чувствует себя, удерживая равновесие можно судить по простой примете, – он смотрит не себе под ноги, а перед собой.

010. Мама пишет, что её сыну З года. У него появмлась дурная привычка: стоит ему что-то захотеть и не получить – голосит, будто его режут. И посреди улицы, и в транспорте…Сам себя доводит до истерики, а наказывать его рука не поднимается.

КАК ДОЛЖНА ВЕСТИ СЕБЯ МАМА В ПОДОБНЫХ СИТУАЦИЯХ?

ОТВЕТ. Обычно такая бурная реакция ребенка вызывается тем, что дома он ни в чем не знает отказа. Конечно же, в такой момент не следует его ругать и наказывать. Надо стараться не реагировать на плач, успокоить, переключить его внимание на что – то другое. Не делать мелких уступок – дети очень остро чувствуют слабину и с еще большим упорством добиваются своего.

011. Мише (1 год 3 мес) еще трудно даются слова, и он часто прибегает к жестам. Мать, поняв, что он хочет, тут же выполняет его желание.

ВЛИЯЕТ ЛИ БЫСТРОЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА НА РАЗВИТИЕ ЕГО РЕЧИ?

РЕШЕНИЕ. Быстрое удовлетворение потребности быть понятым без произношения слов может затормозить развитие речи ребенка.

Взрослый должен побуждать ребенка называть свои желания словами для того, чтобы у малыша правильно формировалась собственная активная речь.

012. Первые слова ребенка разобрать трудно. Сумев что-то понять, взрослый с радостным видом должен повторить за ним произнесенные слова. Это поощряет его к дальнейшему разговору. Ребенку будет приятно узнать, что взрослый его понимает.

Читайте также:  Центр развития ребенка на чертановской

КАК ВЗРОСЛЫЙ ДОЛЖЕН ПОВТОРЯТЬ СЛОВА РЕБЕНКА, ПОДРАЖАЯ МАЛЫШУ ИЛИ КАК НАДО ВЗРОСЛОМУ?

ОТВЕТ. Взрослый должен произносить слова правильно и чисто. Ребенок, даже зная слово правильно, не сразу может его проговорить из-за несовершенства речедвигательного аппарата.

013. Наблюдения показывают, что малышей, которых учат играть на фортепиано и петь в хоре, быстрее научаются изображать геометрические Фигуры и раньше начинают считать.

КАКИМ ОБРАЗОМ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВЛИЯЕТ НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ?ОБЪЯСНИТЕ ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ ?

ОТВЕТ. Связь “Эмоции – память” особенно активна между 6 и 12 месяцами жизни ребёнка. В это время малыши устанавливают прочную чувствительную связь со своими родителями и другими близкими людьми. Опираясь на этот эмоциональный фундамент дети успешно усваивают информацию, которая соответствует их уровню развития. Но не стоит принуждать детей к тому, в чём ребёнок не испытывает удовольствия.Чувства и ощущения определяют архитектуру мозга.

014. Миша (2 года 5 мес) в своей семье слышит много сказок, рассказов, разговоров на разные темы. Мама считает, что это необходимо для его психического развития.

Коля (2 года 5 мес) в своей семье, наоборот, мало слышит, но зато много видит. Мама ему постоянно покупает книжки с картинками. Вместе они рассматривают их, любуясь красивыми рисунками.

ЧТО НЕ УЧИТЫВАЮТ МАМЫ МИШИ И КОЛИ?

ОТВЕТ. Обе мамы неправы. Мама Маши забывает о необходимости сочетать слышимое ребенком с наглядным образом. А мама Коли забывает о необходимости связывать видимые зрительные образы с обозначающим словом. Обе мамы неправы и в том, что не придают значения развитию активной речи самих детей.

015. МОЖНО ЛИ ПРЕДПОЛОЖИТЬ, ЧТО НЯНЯ АРИНА РОДИОНОВНА СДЕЛАЛА ИЗ ПУШКИНА РУССКОГО ПОЭТА?

ОТВЕТ.Да, можно. Рассказывая народные сказки и напевая колыбельные песенки, няня “заложила” в будущего гения программу ритмики русского языка.

Звук, слово и речь формируются в онтогенезе синхронно и последовательно на разных стадиях развития.

016. В некоторых детских учреждениях с круглосуточным пребыванием детей воспитатели и родители часто отмечают отставание развития активной речи малышей: небольшой запас слов и недостаточная эмоциональная выразительность.

Назовите причины подобного явления.

КАК ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТАКИЕ НЕДОСТАТКИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА?

ОТВЕТ. Причина данного явления: недостаточная речевая деятельность взрослых. Детям недостает впечатлений и эмоциональности, а сами они не являются примером друг для друга.

Родители, забирая ребенка на выходные дни домой, должны больше разговаривать с ним, совершенствуя понимание речи взрослых и поощряя формирование собственной активной речи ребенка.

017. Родители Кати (1 год 5 мес) работают и учатся на вечернем отделении института. Так как на воспитание дочери времени не остается, решено было отвезти Катю к бабушке в деревню.

Через год, когда дочь вернулась домой, родители обнаружили у нее неправильное произношение.

ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ ПОДОБНОЕ ЯВЛЕНИЕ?

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ НАБЛЮДАЕТСЯ СЕНЗИТИВНОСТЬ РЕЧИ?

ОТВЕТ. В возрасте от 2 до 5 лет наблюдается сензитивность развития речи. Поэтому развитие речи Кати шло под влиянием речи бабушки.

019. КАК НАДО РАЗГОВАРИВАТЬ ВЗРОСЛОМУ, ЧТОБЫ АВТОНОМНУЮ РЕЧЬ РЕБЕНКА ПЕРЕВЕСТИ В АКТИВНУЮ ПРАВИЛЬНУЮ?

ОТВЕТ. Если ребенок, увидев птицу, произносит: “гули-гули”, то взрослый должен поддержать его активно-радостное настроение и сказать: “Да, эта птица – голубь…”, т.е., не обращая и не заостряя его внимание на неправильно произнесенных им словах, сразу произнести слово правильно.

020. КАК ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ ОБЩЕНИЕ С РЕБЕНКОМ 2–3 ЛЕТ ВО ВРЕМЯ УМЫВАНИЯ, ЧТОБЫ РАСШИРИТЬ ЕГО СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС И ВОСПИТЫВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОДНЫМ ПРОЦЕДУРАМ?

ОТВЕТ.Во время умывания мама должна “озвучить” процесс умывания так, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоции. Например: “Моем ручки водичкой тепленькой… Она журчит, льется… Мыло пенится… Ручки будут чистые…” и т.д. Так как это происходит регулярно, то словарный запас ребенка расширяется. А эмоционально окрашенная речь воспитывает положительное отношение к водным процедурам.

Тема№8

«Предметно-манипулятивная деятельность»

001. ЧТО ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ, ЧТОБЫ РАСШИРИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА ПРИ ОБЩЕНИИ ЕГО С ВНЕШНИМ ПРЕДМЕТНЫМ МИРОМ?

ОТВЕТ. Самостоятельность ребенка при общении его с внешним предметным миром будет развиваться при условии овладения им ходьбой, предметными действиями и речью.

Родителям необходимо создать такие условия, которые позволяли бы включить ребенка в активную деятельность, осуществлять ее совместно, постепенно предоставляя малышу все больше самостоятельности.

У малыша для этого должны быть различные игрушки: пирамидки, матрешки, вкладыши разной величины, цвета, формы, сделанные из разного материала (не следует забывать о мерах предосторожности!).

Необходимы также куклы, машинки, наборы строительно го материала и др. В совместной деятельности с ребенком взрослый, обучая, формирует у него правильные способы действий с предметами, постепенно предоставляя малышу все больше самостоятельности.

002. Маленькая девочка Надя( 1 год 8 месяцев) играет с куклами очень своеобразно – все время старается их раздеть, но никогда не одевает.

В КАКОМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ НАХОДИТСЯ НАДЯ?

ОТВЕТ. Надя находится в том периоде развития сексуальности, когда дети начинают осознавать отличия и схожесть своего тела с другими. Кукла похожа на детей , и девочка её раздевает, чтобы понять, как кукла устроена.А не одевает просто потому.что это для неё пока достаточно трудно. Позже научится и одевать.

003. Малыш любит толкать перед собой игрушки или тянуть их.

ЧЕМ ВЗРОСЛЫЙ МОЖЕТ ЕМУ ПОМОЧЬ?

ОТВЕТ. Взрослый, показывая игрушки помогает ребенку их тянуть или толкать. Ребенок, пробуя двигать игрушки по-разному, делать несколько шагов в разные стороны. Это помогает ему удерживать равновесие при ходьбе вперед, задом, боком. Привязывайте веревочки к игрушкам , которые ребенку нравится таскать по полу.

004. Постепенно малыш приходит к пониманию того, что добраться до предмета, расположенного в разных местах, можно, совершив те или иные действия.

КАКИЕ СИТУАЦИИ МОЖЕТ СОЗДАТЬ ВЗРОСЛЫЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭТИХ ЦЕЛЕЙ?

ОТВЕТ. Взрослый может создать ситуации:

а) закатывать мяч за стул, который ребенок должен обойти.

б) положить за подушку игрушку, которую ребенок должен достать.

в) поиграть в прятки (“ку-ку”). Сможет ли ребенок найти взросрого.

г) на прогулках менять направление и скорость движения по площадке, в роще среди деревьев.

Всегда достижения ребенка отмечать радостной улыбкой и поощрительным возгласом.

Дата добавления: 2016-10-27; просмотров: 2401 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник