Значение ходьбы для физического развития ребенка

Значение ходьбы для физического развития ребенка thumbnail

Значение ходьбы для физического развития ребенкаХодьба — одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать.

Умение ходить формируется у него в конце первого — начале второго года жизни.

Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию.

В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Кроме того, при ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы группой детей воспитывается согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности.

Значение ходьбы для физического развития ребенкаХодьба представляет собой циклическое движение умеренной интенсивности, т.е. происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий (шаги правой и левой ногой). Руки двигаются поочередно в направлении вперед назад согласованно с движениями ног. В процессе ходьбы происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность нервно-мышечного аппарата на высоком уровне. Поэтому ходьба может широко использоваться в физическом развитии детей разных возрастов.

Величина нагрузки при ходьбе зависит от скорости движения и условий выполнения. Так, при медленной ходьбе по относительно ровной поверхности (грунтовой или асфальтовой дорожке) интенсивность нагрузки незначительна. Но она заметно увеличивается, если повысить темп движения, включить преодоление спусков и подъемов или двигаться по дорожкам с разным грунтом (песчаным, травянистым).

Предельная нагрузка на стопы человека равна его двойному весу. Это значит, например, что при массе ребенка 10 кг его стопы выдерживают нагрузку до 20 кг. При кажущейся простоте движений в ходьбе ребенок не может сразу овладеть правильными навыками, особенно на начальном этапе, когда малышу трудно сохранять равновесие из-за колебаний общего центра тяжести (он раскачивается, туловище излишне наклоняет вперед). Поэтому ребенок двигается быстро, мелкими шагами: стопа ставится на опору вся целиком, без переката с пятки на носок, ребенок как бы «шлепает». Шаги неуверенные, неравномерные. Плохо согласованы движения рук и ног, руки мало участвуют в движении.

Значение ходьбы для физического развития ребенкаЭти особенности ходьбы ребенка вызваны слабостью мышц, участвующих в движении, плохой согласованностью их работы, более высоким, чем у взрослого, расположением центра тяжести тела. Слабо выраженный свод стопы, отсутствие умения при движении напрягать или расслаблять соответствующие мышцы не выполняет рессорной функции стопы, делая шаги ребенка тяжелыми.

Несмотря на все это, с первых моментов овладения ходьбой дети с удовольствием используют этот способ передвижения. Педагоги заметили, что малыши как бы ищут дополнительные трудности, намеренно усложняют движения, например переступают через камешки, ветки, пробираются через кусты, поднимаются на горку, ступеньки, т. е. дети сами пытаются найти способ для совершенствования осваиваемых движений.

Е.Н.Вавилова, «Учите бегать, прыгать, лазать, метать», М., 1983 г.

Источник

Значение основных движений для физического развития детей

Значение основных движений для развития детей дошкольного возраста очень велико.

Они называются основными потому, что человек ими пользовался с давних времен как средством передвижения, добычи пищи и защиты от нападения. Эти движения и в настоящее время имеют важное значение для человека: одни из них (ходьба, бег) являются способами передвижения, другие используются в естественных условиях (прыжки через лужицу), третьи (ходьба и бег, бросание и ловля мяча и другие) применяются для решения задач физического воспитания.

Основные движения укрепляют все группы мышц, связки, суставы, сердечно – сосудистую, нервную системы, внутренние органы, способствуют развитию физических качеств. Упражнения с предметами (метание, лазание) развивают мышцы кисти рук, стопы.

При выполнении упражнений в горизонтальном положении с опорой на ноги и руки (ползание) снижается нагрузка на позвоночник, что благотворно влияет на осанку. Основные движения выполняемые детьми, вызывают положительные эмоции, способствуют развитию ритма, воспитанию согласованных действий в коллективе детей. Оздоровительное значение основных движений увеличивается, если они организовываются на свежем воздухе.

Ходьба относится к цикличным движениям. Навыки правильной ходьбы надо начинать формировать с самого раннего возраста. Если этого не делать, то ошибки могут  закрепиться и изменить их у школьников, а тем более  у взрослых будет чрезвычайно трудно.

Обычная ходьба – это естественный способ передвижения человека. К концу дошкольного возраста нужно сформировать следующие навыки:

  1. Голову и туловище держать прямо, но не напряженно, плечи слегка отводить назад, живот подбирать, смотреть на 2 – 3 м. вперед, выбирая себе дорогу.
  2. Идти ровным тренированным шагом, с перекатом с пятки на носок, слегка разворачивая стопы наружу, ноги поднимать не слишком высоко, но не шаркать ими, сохранять средний темп.
  3. Согласовывать движения ног и рук, амплитуда движений рук должна соответствовать длине шага.
  4. Ходьба  по прямой сохраняя равновесие. Обычная ходьба выполняется в среднем темпе, поэтому не дает большой физической нагрузки.

Ходьба на носках: укрепляет мышцы и связки стоп, предупреждает развитие плоскостопия.

Ходьба на пятках: укрепляет мышцы спины и стопы. Она используется на 4-ом году жизни.

Ходьба на наружных сторонах стоп: укрепляет мышцы стоп. Она используется на 5-ом году жизни.

Ходьба с высоким подниманием колен: укрепляет мышцы спины, живота, ног и стоп, связки, суставы. Этот вид ходьбы используется на 4 -ом году жизни.

Ходьба широким шагом, приставным шагом, скрестным шагом, с выпадами вперед и т.д. – укрепляются мышцы стоп, а так же мышцы таза.

Ходьба в разных темпах: положительно влияет на сердечно – сосудистую и дыхательную системы, способствуют развитию быстроты.

Бег. В отличие от ходьбы бег – более быстрый способ передвижения. Вместе с тем он и более эффективно влияет на организм. Детей обучают разным видам бега. В дошкольном возрасте нужно научить детей:

  1. Тело слегка наклонено вперед (вертикальное положение или излишний наклон туловища неблагоприятен);
  2. Голова и туловище на одной линии, плечи не поднимаются;
  3. Толчковая нога ставится на внешнюю сторону носковой части стопы и в момент отталкивания полностью выпрямляется;
  4. Руки согнуты в локтях, двигаются в том же темпе, что и ноги;
  5. Движения перекрестные ( правая рука и левая нога);
  6. Кисти рук не напряжены, пальцы согнуты.

Умение быстро и ловко  бегать необходимо в основной деятельности ребенка, особенно   в игре.  Бег чаще других движений используется в повседневной жизни всеми детьми независимо от того, посещают они дошкольное учреждение, или играют на площадке во дворе. Бег способствует развитию мышц, оказывает большое влияние на сердечно – сосудистую и дыхательную системы, повышает обмен веществ. При занятиях бегом развиваются быстрота, выносливость, координация движений, воспитывается настойчивость, выдержка. В процессе обучения бегу необходимо обеспечить выполнение двух задач:1) научить детей правильно бегать; 2) использовать бег как средство гигиенического воздействия на организм.

Дети должны научиться бегать с правильной осанкой, мягко, в чередовании с ходьбой, друг за другом и навстречу друг другу, на носках, меняя темп, в одном направлении и с изменением направлении, с преодолением простейших препятствий, с различной длиной шагов, прямолинейно, с высокого старта.

И, что  немаловажно, научиться ритмично дышать.

Источник

Ходьба – циклическое движение умеренной интенсивности. В ходьбе активно участвует опорно-двигательный аппарат (одновременно с работой до 56% мышц). Величина нагрузки при ходьбе зависит от условий выполнения и скорости передвижений.

При обычной ходьбе передвигаемая вперед нога ставится с пятки, далее выполняется перекат на носок. Когда опорная нога выдерживает тяжесть тела, другая отделяется от земли и производит маятникообразные движения вперед. Руки двигаются в направлении вперед-назад, способствуют сохранению равновесия. Координация движений рук согласована с движениями ног перекрестно. Голова и туловище держатся прямо, плечи слегка отведены назад. Навык правильной ходьбы следует формировать с раннего возраста.

Читайте также:  Купить книгу развитие личности ребенка до года

В обычной ходьбе к концу дошкольного возраста должен быть в основном сформирован навык правильной ходьбы.

Следует научить:

1. Прямому положению туловища и головы.

2. Ровному неширокому шагу, выполняемому с разворотом стоп наружу, умеренному темпу.

3. Постановке ноги с пятки без шарканья с последующим перекатом на носок.

4. Правильному согласованию рук и ног.

5. Ходить по прямой, сохраняя это направление.

Для овладения ходьбой необходим ряд подготовительных упражнений, укрепляющих мышцы, способствующих формированию правильной координации.

Бег отличается от ходьбы наличием фазы полета, т. е. ноги бегущего отрываются от почвы. Это способствует увеличению скорости передвижения. Техника бега характеризуется следующим: туловище бегущего чуть наклонено вперед, голова и туловище держатся на одной линии, причем не поднимаются, толчковая нога, которая соприкасается с землей, должна ставиться на внешнюю сторону носковой части стопы, в момент отталкивания полностью выпрямляется. Маховая нога‚ которая уже оттолкнулась от земли, сгибается в коленном суставе, бедро движется вперед вверх, достигает наибольшей высоты в момент толчка другой ногой. Руки согнуты в локтях, двигаются в едином темпе с ногами, скрестно, пальцы полусогнуты, кисти напряжены.

Детей дошкольников следует научить:

1. Правильному положению головы и туловища.

2. Правильному согласованию движений рук и ног.

3. Правильной постановке ноги‚ в медленном беге перекатом с пятки на

носок, быстром – на носок.

4. Умению сохранять направление бега.

3. Бег с высоким подниманием коленей.

4. Бег на носках с 3-го года жизни.

5. Бег широким шагом с 5 лет.

6. Бег прыжками.

Детей учат правильному движению руками (вперед-вверх в направлении к плечу). Пальцы согнуты в кулак. Амплитуда движения рук зависит от ширины шага, высоты подъема колена, скорости передвижения.

Прыжки– движения ациклического типа, состоят их 4 фаз. 1-я фаза – подготовительная, заключающаяся в принятии исходного положения или выполнении разбега перед прыжком. 2-я фаза – основная, заключается в выполнении отталкивания. 3-я фаза – полета, ее назначение – пролететь после отталкивания как можно дальше. 4-я фаза – заключительная, мягкое приземление после прыжка.

При выполнении прыжка с места подготовительная фаза заключается в приседании, что способствует понижению общего центра тяжести тела (О.Ц.Т.) и отведению рук назад для выполнения последующего сильного взмаха в момент отталкивания. Кроме того при приседании мышцы ног растягиваются, что способствует лучшему их сокращению в следующей фазе. В прыжках с разбега в подготовительной фазе выполняется безостановочный ускоряющийся разбег, переходящий в отталкивание одной ногой.

Основная фаза – отталкивание (толчок) – создает необходимую для полета начальную скорость и направление. Выполнение этой фазы прыжка связано с сильным сокращением мышц-разгибателей, которые обеспечивают отталкивание. При прыжках с места толчок выполняется двумя ногами одновременно. При прыжках с разбега – одной более сильной ногой (толчковой)

Во время полета тело принимает такое положение, при котором возможен наилучший подъем тела вверх, обеспечиваются дальность полета и наилучшие возможности для приземления. Скорость и направление в полете уже нельзя изменить.

Заключительная фаза – приземление должно быть выполнено без резких сотрясений и толчков. При этом важно сохранить равновесие. При прыжках в длину с места и с разбега приземляются на носки с последующим перекатом на всю ступню, что обеспечивает амортизацию. При прыжке в высоту с разбега способом «перешагивание» приземление выполняется на маховую ногу (этот вид прыжка доступен только детям 6–7 лет). При спрыгивании с предмета (прыжок в глубину) приземление выполняется на носки с последующим опусканием на всю ступню. Во всех видах прыжков общим является приземление на полусогнутые ноги, что дает возможность гасить силу толчка от сустава к суставу, и сотрясения не передаются на внутренние органы и головной мозг.

Выполнение всех видов прыжков требует определенного уровня развития коры головного мозга, крепости опорного аппарата, особенно конечностей, достаточной эластичности мышц, развитого глазомера. Все это формируется у ребенка постепенно в ходе выполнения прыжковых упражнений.

Метание– это движение ациклического типа, имеющее скоростно-силовой характер. Упражнения в метании развивают все группы мышц, но особенно мышцы плечевого пояса. Развиваются также ловкость, глазомер, гибкость, быстрота, равновесие. Метание выполняется на дальность и в цель, причем обучение метанию на дальность предшествует обучению метанию в цель. Детей дошкольного возраста обучают различным видам метания, начиная с более простых: «прямой рукой сверху», «из-за спины через плечо», «прямой рукой снизу», «прямой рукой сбоку», «метание с четырех шагов», «метание с разбега».

Во всех способах метаний как видах ациклических упражнений выделяют ряд фаз:

1. Подготовительная, заключающаяся в принятии исходного положения перед замахом, выполнении замаха, разбеге в метаниях с разбега. Подготовительная фаза создает благоприятные условия для выполнения броска.

2. Основная фаза заключается в выполнении броска. В момент броска снаряду (предмету) передается определенное усилие, которое обеспечивает скорость и дальность полета. Бросок следует выполнять по дугообразной траектории.

3. Заключительная фаза направлена на погашение усилия, затраченного на бросок и удержание равновесия.

Обучению метаниям детей предшествуют упражнения с мячом: катание, бросание, ловля мяча. Эти упражнения доступны детям с раннего возраста и способствуют в дальнейшем более успешному обучению детей метаниям.

Источник

Почему контроль за физическим развитием ребенка так важен? Как изменение двигательных параметров влияет на здоровье и становление мальчиков и девочек? Что нужно контролировать взрослым в разные периоды жизни сына или дочки, чтобы обеспечить оптимальные условия для их развития? Данная статья рассказывает о значении физических изменений у детей в зависимости от возраста. Здесь будет показано, на какие аспекты физического совершенствования нужно обратить особое внимание, почему необходим своевременный контроль за критериями развития.

Содержание:

  • Значение физического развития детей в зависимости от возраста
    • С рождения до года
    • С 1 до 3 лет
    • С 3 до 7 лет
    • С 7 до 11 лет
    • С 11 до 17 лет

Значение физического развития детей в зависимости от возраста

показатели развитияФизическое развитие ребенка — многогранный процесс, включающий в себя несколько важных групп показателей:

  • антропометрия. Динамика роста, прибавка веса, увеличение окружности головы и груди в определенный промежуток времени и их гармоничность между собой;
  • функциональность организма. Качество работы всех внутренних систем, отражающихся на видимых или измеряемых показателях: сила мышц, емкость легких, частота и глубина сердцебиения и т. д.;
  • соматические показатели. Внешние признаки, указывающие на общее здоровье тела: состояние кожи и слизистых, правильность формирования осанки, состояние волос, зубов и т. д.;
  • оценка динамики развития ребенка. На основании сравнения имеющихся на данный момент физических умений и навыков с нормативными, можно судить о динамике развития малыша, отмечать и развивать его сильные стороны и вовремя обнаруживать вопросы, требующие скрупулезного рассмотрения.

Вы уже, наверно, заметили, что большинство параметров физического развития тесно связаны со здоровьем мальчиков и девочек? И вы правы. Развитие тела и организма ребенка напрямую связаны со здоровьем малыша. Малейшие изменения в физическом развитии тут же сказываются на иммунной системе, здоровье, общем состоянии всех органов и систем. А все болезни и недомогания — на физическом развитии.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 2561

Следить за изменениями в теле ребенка — это значит своевременно решать сложные задачи понятными и доступными способами:

  • контролировать здоровье и способствовать укреплению сопротивляемости организма;
  • обеспечивать оптимальные условия для формирования и развития всех органов и систем. В теле человека все взаимосвязано и работает по определенной схеме. Например, если рост малыша стал отставать от развития внутренних органов, уже через короткое время системы начнут чувствовать нехватку места, питательных веществ;
  • помогать  сыну или дочке вовремя приобретать необходимые навыки, развивать психические, умственные, двигательные навыки в правильные сроки, обеспечивая комфортное и быстрое усвоение развивающего и учебного материала.
  • своевременно исключать или корректировать негативные факторы, влияющие на здоровье, физическое и умственное развитие.

Решение обозначенных задач — это не только своевременный контроль за физическим развитием ребенка, но и подбор воспитательных и развивающих программ, создание оптимальных условий для воспитания, развития, нервно-психологического становления.

Не всегда с первого раза получается правильно организовать и подобрать все необходимые условия для развития малыша. В такой ситуации контроль физического становления тела ребенка может стать “звоночком”, который подскажет, что либо начинается какой-то сбой в здоровье ребенка, либо ребенку подобрали не совсем подходящие для него условия и методы развития.

Все методы и системы, применяемые для развития ребенка, рекомендуется заранее обсуждать с педиатром, чтобы не рисковать  здоровьем и благополучием сына или дочки.

Давайте подробно рассмотрим, как и какие показатели физического развития нужно контролировать в разные периоды жизни ребенка.

С рождения до года

с рождения до годаДети на первом году жизни нуждаются в постоянном контроле физического развития. В первые 3-5 дней, пока мама и малыш находятся в роддоме, кроху обследует врач каждый день. Эта необходимость в первую очередь связана с биологически обусловленной потерей веса в первые дни жизни.

Ситуация считается нормальной, если за первые 2 суток кроха теряет до 10% веса, а на 3-и сутки начинает понемногу набирать.

Отклонение от этого закона природы должно контролироваться специалистами, поэтому маму с крохой, при отсутствии иных патологий, выписывают из роддома только после стабилизации набора веса ребенком.

Приехав домой, родители остаются один на один со своим малышом. Для многих из них первые недели дома становятся настоящим испытанием, потому что мама и папа пока, плохо себе представляют как должен в реальной жизни развиваться малыш. Главное, в первые недели пребывания крохи дома не теряться и следовать рекомендациям педиатра, полученным в роддоме и при патронажном посещении.

Медицинский патронаж — посещение новорожденного ребенка по месту жительства представителем поликлиники для проведения контроля состояния здоровья малыша, обучения родителей основам ухода.

Первый патронаж происходит обычно на следующий день после выписки (в ближайший рабочий день) мамы и ребенка из роддома. В большинстве случаев патронаж осуществляет специальная медицинская сестра, которая осматривает кроху, проверяет его физические показатели: состояние родничка, кожи, слизистых, скорость заживления пупочной ранки и т. д. Раз в неделю вас посетит врач, чтобы послушать и осмотреть сына или дочку.

Рекомендуется к приходу патронажной сестры или врача подготовиться заранее. Хорошо, если вы составите список всех вопросов, которые вас волнуют. Беспокойство, сыпь, проблемы с кормлением и т. д. — все эти волнующие вас аспекты, связанные с уходом за новорожденным ребенком, лучше озвучить и получить на них компетентный ответ. Это поможет медицинскому работнику вовремя заметить возможные незначительные изменения, снизить ваше волнение, улучшить уход за малышом, наладить кормление и режим.

Не стесняйтесь задавать тревожащие вас вопросы, они могут оказаться очень своевременными и полезными.

Медицинский патронаж длится на протяжении всего первого месяца жизни. Если визуально у малыша все в порядке, мама уверена в своих силах и грамотно выполняет свои обязанности, то медицинские работники могут посещать семью раз в неделю. При возникновении вопросов к состоянию ребенка, необходимости оказания матери поддержки в уходе (научить правильно выполнять основные действия), патронаж может посещать семью и чаще.

Обычно на последней неделе патронажа медицинская сестра или доктор уведомляют маму о завершении посещений, назначают день и время посещения детской поликлиники для следующего осмотра.

осмотр врачаНа первом году жизни организм малыша растет очень быстро. Его вес и рост ежемесячно увеличиваются на 600 — 900 гр, 2-3 см. В теле малыша происходит быстрый рост и развитие всех систем, поэтому важно ежемесячно, в день рождения ребенка посещать педиатра.

В большинстве больниц для этого существует отдельный день в неделе, называемый “день грудничка” или “день здорового ребенка”.

В течение первых 3 лет жизни посещать педиатра со здоровым малышом желательно только в этот день, чтобы минимизировать возможный контакт с болеющими детьми.

Во время приема врач проведет ряд процедур:

  • взвесит ребенка;
  • измерит его рост, окружность головы и груди;
  • сверит динамику увеличения роста, веса, окружности груди и головы с показателями при рождении;
  • проверит, как зарастает большой родничок на голове;
  • послушает сердцебиение и дыхание;
  • прощупает животик;
  • осмотрит горлышко;
  • спросит как часто малыш писает и какает;
  • измерять частоту сердечных сокращений (ЧСС);
  • проверит тонус мышц тела, скорость появления основных двигательных навыков.

Ежемесячная оценка развития ребенка позволяет своевременно заметить отклонения в развитии, понять, насколько хорошо налажено питание и режим, все ли в порядке с процессами развития внутренних систем.

На приеме у педиатра необходимо задать все вопросы, связанные с уходом за ребенком, озвучить все волнующие ситуации, изменения.

Кроме ежемесячного посещения педиатра каждая мама может проводить контроль физического развития ребенка в домашних условиях, применять рекомендованные способы улучшения условий для развития малыша.

Способы оценки физического развития мальчиков в домашних условиях можно посмотреть тут.

Способы оценки физического развития девочки в домашних условиях смотрите тут.

Чтобы обеспечить условия для оптимального развития ребенка на первом году жизни, рекомендуется:

  • контролировать качество и количество питания. Показателем нормального питания служит набор веса: до 6 месяцев — около 700 гр., с 6 до 12 месяцев — около 500 гр. От пищи зависит и набор роста: в первые 6 месяцев кроха подрастает на 2-3 см, с 6 до 12 месяцев — 1-2 см. При снижении и существенном увеличении среднемесячных показателей веса и роста, необходимо проконсультироваться с педиатром, возможно, необходимо внести корректировки в питание.
  • с первых дней жизни крохи создавать условия для поддержания правильного режим сна и бодрствования. На время сна карапуза желательно создавать тихую обстановку, слегка затемнять освещение. В периоды активности разговаривать с крохой, петь ему песенки, проводить рекомендованные физические упражнения и т. д. Рекомендуется сразу установить определенное расписание основных элементов ухода, чтобы малыш к ним привыкал. Так, например, купаться, умываться, лежать на животике лучше всего в одно и то же время дня. Постепенно сын или дочка привыкнут к предложенному графику, будут радоваться, зная, что их ожидает.
  • включать в ежедневный график обязательную прогулку на свежем воздухе. Обычно, если с малышом все хорошо, то на 10-14 день патронажная медсестра дает разрешение на первую прогулку. С этого дня гулять на улице рекомендуется ежедневно. В теплое время года минимум 1,5 часа, в холодное — 30 минут. До 6 месяцев большинство детей предпочитают на прогулке спать, выходя на улицу по расписанию, легко приучить кроху отдыхать и бодрствовать в определенное время суток.
  • с 7 дня проводить массаж тела крохи. В первые месяцы это будут простые поглаживания, с 3-х месяцев первые движения, с 5-6 месяцев упражнения. Желательно перед началом массажа проконсультироваться у патронажной сестры или массажиста из поликлиники о наиболее подходящих элементах для крохи. Проводить массаж нужно до еды, в период бодрствования карапуза.
  • с 1 месяца жизни можно проводить закаливающие процедуры: обтирание кипяченой водой комнатной температуры после утреннего умывания (с 1 месяца), обливание ножек (с 9-10 месяцев). Закаливание проводится только со здоровыми детьми.
Читайте также:  Ребенок год и два месяца развитие

При хорошем питании, достаточном сне, массаже и закаливании, дети за первый год обычно удваивают свой вес при рождении и вырастают на 23-25 см.

С 1 до 3 лет

от года до трехС года контроль за показателями физического развития ребенка осуществляется ежеквартально. В первую очередь это связано с некоторым замедлением скорости роста ребенка.

Посещать педиатра обязательно нужно в 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30, 33 и 36 месяцев. На приеме у доктора кроху обязательно измерят, оценят динамику его развития, проверят функциональные и соматические показатели.

Также вы можете дома контролировать физическое развитие при помощи центильных таблиц.

Обязательный контроль динамики развития, функционального и соматического состояния тела необходимы в 1 — 3 года для определения:

  • качества и скорости увеличения тела для обеспечения роста внутренних органов и правильного функционирования всех систем организма;
  • своевременности приобретения всех необходимых навыков;
  • контроля состояния и здоровья ребенка.

Чтобы обеспечить малышу оптимальные условия для физического становления, в жизни карапуза рекомендуется вводить новые виды занятий:

  • утренний гимнастический комплекс (зарядка);
  • подвижные игры на свежем воздухе и дома;
  • классическая и альтернативные (фитбол, степ-аэробика, дыхательная) виды гимнастики;
  • закаливающие процедуры: обливание, контрастный душ, босые прогулки.

Не меньше внимания нужно уделять:

  • режиму дня. Ближе к году дети переходят на однократный сон. Общее количество сна в 12-18 месяцев должно составлять около 14 часов; с 1,5 до 3 лет — 13 часов. При нарушении сна у малыша нужно обратиться к педиатру за консультацией, возможно, понадобится дополнительный прием у узкого специалиста.
  • питанию. К году дети начинают переходить на новый тип питания: взрослый стол. Следует учитывать, что малышам нельзя жареного, соленого, копченого. Многие виды продуктов (шоколад, апельсины, грибы и т. д.) пока противопоказаны карапузу из-за их высокой аллергенности. Рекомендуется введение новых продуктов в рацион крохи обсуждать с педиатром. Показателем нормального питания у ребенка считаются антропометрические изменения. В среднем дети от 1 до 3 лет за год подрастают на 8 см, прибавляют 2,5 кг.  Окружность головы после 12 месяцев обычно увеличивается на 1 см в год, окружность груди на 2,5 см.

К 2 годам большой родничок на голове полностью закрывается.

С 3 до 7 лет

от трех до семиОценка физического развития ребенка с 3 до 7 лет производится в медицинском учреждении минимум раз в полгода. На приеме врач оценивает основные признаки (антропометрические, функциональные, соматические), делает вывод о гармоничности развития, группе здоровья малыша.

Оценить физическое развитие ребенка в этот период можно и дома, при помощи формульного или центильного метода (гиперссылка). В среднем в этот период дети вырастают на 6 см за год, увеличивают вес на 3 кг за год. Окружность груди увеличивается на 2,5 см, окружность головы — на 1 см за год.

Для обеспечения условий для оптимального физического развития ребенка в этот период необходимо позаботиться о:

  • питании ребенка. Здоровый сбалансированный рацион позволит организму ребенка развиваться и расти по законам природы, своевременно приобретать обязательные навыки;
  • режиме дня. После 3 лет нервная система, контролирующая все процессы в организме еще очень несовершенна, поэтому контролировать количество сна и бодрствования очень важно. В сутки малыш должен спать около 12 часов.
  • закаливающих процедурах: обливание, контрастный душ, хождение босиком, контроль одежды — позволяют укреплять иммунную систему, способствуя корректному физическому развитию;
  • достаточной физической нагрузке в течение дня, адекватном распределении умственной и физической нагрузок. Предлагайте своему сыну или дочке ежедневно выполнять зарядку и комплексы гимнастических упражнений в течение дня, учите спортивным подвижным играм, знакомьте с разными видами спорта, научите кататься на велосипеде, самокате, роликах, коньках и т. д.

Ребенок с 3 до 7 лет должен играть на улице в подвижные игры минимум 1,5 часа в день.

С 7 до 11 лет

с семи до одиннадцати К 7 годам большинство детей начинают посещать школу. Начало школьной жизни не должно вызвать у вас иллюзию, что теперь физическое развитие ребенка ложится на плечи учителей.

Контроль за физическим развитием сына или дочки со стороны родителей в период младшей школы обязателен. Рекомендуется не только помогать сыну или дочке преодолевать сложности адаптации, но контролировать соблюдение режима дня, обеспечивать достаточной двигательной активностью.

С началом посещения школы дети больше времени проводят в статическом положении: сидя за партой. Подбор спортивной секции или организация подвижных игр после уроков — важная задача, которую должны решить родители. Да, в рамках уроков предусмотрены физкультминутки, разминки для глаз и тела, в течение недели есть несколько уроков физкультуры, но этого очень мало.

Двигательная активность позволяет телу быстрее доставлять к каждой клеточке необходимые элементы для роста и развития. Стоит внимательно оценить школьный режим ребенка, подобрать для свободного времени занятия, в рамках которых он сможет хорошо побегать, попрыгать, размяться. Это позволит не только улучшить физическое состояние тела ребенка, но и снизит негативизм, поможет побороть нежелание подчиняться новым правилам.

Занимаясь спортом, ребенок устает, но сбрасывает негативные эмоции, его головной мозг отдыхает, готовится к “штурму” новых знаний. Многие ученые пишут, что дети, посещающие спортивные секции на любительском уровне, более сконцентрированы на занятиях, лучше усваивают учебный материал.

Оценку физического развития ребенка с 7 до 11 лет необходимо проводить 1 раз в год в месяц рождения сына или дочки. Темпы роста и развития мальчиков и девочек в этот период начинают отличаться, становятся скачкообразными. Дело в том, что в этот период начинают просыпаться органы, ответственные за половое созревание и деторождение. Организм начинает подготовку к подростковому возрасту.

Особое внимание со стороны взрослых нужно уделять детям, находящимся в периоде бурного роста. Достаточно часто, при быстром увеличении длины тела, внутренние системы не успевают перестроиться.

Сильнее всего это заметно на сердечно-сосудистой системе. Сосуды не успевают за ростом тела, поэтому иногда кислорода недостаточно, при сильных нагрузках мальчики и девочки могут чувствовать слабость, головокружение. Если вы заметили у своего ребенка эти признаки, рекомендуется обратиться к педиатру. Обычно это состояние не требует лечения, но исключить возможный порок сердца стоит.

В этот период взрослым нужно контролировать:

  • режим дня ребенка. Мальчики и девочки должны спать около 10 часов в сутки.
  • питание. Рацион ребенка должен быть сбалансированным, содержать большое разнообразие витаминов, минералов и других полезных веществ.
  • соблюдение принципов здорового образа жизни. Следить за выполнением основных гигиенических процедур.
  • достаточность двигательной активности. Если ребенок не посещает спортивную секцию, то он должен играть на улице минимум 1,5 часа в день.

С 11 до 17 лет

до семнадцати