Роль стихотворения в развитии ребенка

Роль стихотворения в развитии ребенка thumbnail

Правильное развитие ребенка — это обязанность всех родителей. Однако в современном мире технологий, родители чаще всего уделяют много внимания развитию логического мышления, не заботясь о развитии речи и абстрактного мышления. И именно в этом заключается основная ошибка родителей, так как малыш развивается неравномерно.

Развитие абстрактного мышления с помощью стихов

Народное творчество с древних времён играло значительную роль в развитии мышления, фантазии, способности слушать. Сказки и прибаутки, стишки и песни с древних времён наполняли жизнь каждого ребёнка, рассказывали о мире, о людях, о героях, о странах. Это очень важно для развития личности, характера, индивидуальности.

Значительную часть народного творчества занимают колыбельные, которые матери раньше пели детям. Это сейчас можно включить мультфильмы и подождать пока дети уснут. А вот раньше мамы пели колыбельные. А значит говорили с детьми больше, ласковее, уделяли время таким песенным рассказам. С того момента, когда малыш начинает говорить, слушая колыбельную, он развивает память, способность слушать и сопоставлять, запоминать слова, звуки. Благодаря этому увеличивается словарный запас, ведь в стихах используются слова, которые редко употребляются в разговорной речи. Маленький ребёнок благодаря колыбельным, не только лучше засыпает, но и учится слушать.

Обрядовые песни, девичьи песни, песни рабочих в поле — слагали удивительные мотивы и сюжеты. Об этом можно было рассказать другим. И поэтому такое творчество было образцом литературного искусства. Для детей важно получать такой опыт. Ведь песни передают опыт, сюжет, иногда украшают быт. Слушая песни, стихи, малыши узнают о том, что так далеко от них, чего может быть они никогда не увидят, или лучше представляют о том что их окружает, по-другому смотрят на обычные дела, это становится интереснее. Значит народное творчество развивало фантазию, воображение, мышление, а также преподавало те навыки, которые пригодятся в быту.

Раньше солнышко не встанет,
Солнце ждёт пока ты спишь.
Только утром светло станет.
Спи спокойно, мой малыш!

Чем  заменяется народное творчество в реалиях современного мира?

Музыка всегда привлекает маленьких детей. На праздниках, на дискотеках они готовы бегать и играть друг с другом, с теми взрослыми кто тоже танцует. Песни иногда бывают непонятными, а маленькие слушатели пытливо пытаются выяснить что же такое люли-люли, и почему зайчик бывает солнечный?

Однако, детям предстоит научиться правильно расставлять акценты, чувствовать ритм и если не понимать все песни целиком, то узнать о том, какие чувства хочет передать исполнитель. Современные дети чаще слушают песни: как по ТВ, и это всевозможные жанры, так и по радио, в машинах своих родителей, на компьютере.

Когда начинать учить стихам

дети играютНачинать учить детей небольшим стишкам, можно с самого раннего детства. Как только ребенок научился говорить, и его словарный запас составляет более ста слов, вы можете начать понемногу учить его стихам. Самое главное в этом деле проявить терпение, ведь тяга к учебе, есть не у всех детей, поэтому родителям нужно постараться.

Для начала обучения малыша стихам, лучше всего подходят стишки-игры, которые позволят ему не только учиться, а и повеселится с родителями. Благодаря таким играм он может выучить первый стишок, так как дети интуитивно повторяют поведение взрослых.

После того, как маленький выучит несколько первых стишков, можно попробовать научить его детской считалке. Это тоже полезно для памяти и поможет ему в будущем в играх. Обучение считалкам, тоже можно проводить в виде игры, так как это самая лучшая форма для обучения детей.

В 3-4 года, можно обучать более серьезным стишкам, которые имеют сюжет и смысл. Это поможет ему развить память, обогатить речь, и позволит выглядеть оригинально. Конечно, не стоит забывать и о физическом развитии, или о логическом мышлении, так как развитие детей должно проходить гармонично.

Почему нужно позаботиться о всестороннем развитии в раннем возрасте

Если вы будете уделять вашему чаду должное внимание, играть с ним, учить его, то еще в раннем возрасте он получит незаменимый толчок для развития, который поможет ему на протяжении всей жизни. При этом оба родители, должны заниматься развитием малыша. Время, потраченное на занятия с ребенком в раннем возрасте, обучение его стихам, игры с ним, не будет потрачено зря. Ведь спустя всего несколько лет, когда он будет учиться в школе, вам не придется заниматься с ним, так как школьник намного лучше будет усваивать любой материал. Ведь благодаря развитому абстрактному мышлению, он намного лучше самостоятельно усваивает материал.

Читайте также:  Влияние проектной деятельности на развитие ребенка

Научные факты

Учеными, уже давно доказано, что люди, которые в детстве учили стихи, имеют лучше развитый интеллект. Однако это не единственная польза от стихов. Благодаря стихам, расширяется кругозор ребенка, и тренируется весь мозг, поэтому стихи в детстве просто незаменимы. Именно исходя из этого утверждения, разработаны общеобразовательные программы. Ведь даже в детском саду устраивают утренники, на которых дети рассказывают стихи. Это помогает им развивать свои таланты. Поэтому важность стихов в развитии ребенка, невозможно отрицать.

Источник

Березина Любовь Ивановна
Консультация для педагогов ДОУ «Роль поэзии в развитии речи дошкольников»

Материалы педагогического совета

Консультативный материал для педагогов ДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение города Кургана

«Детский сад комбинированного вида №18 «Журавлик»

Подготовила:

Березина Любовь Ивановна,

воспитатель, первая квалификационная категория

«Дать ребенку радость поэтического

вдохновения, пробудить в его сердце

живой родник поэтического творчества-

это такое же важное дело, как научить

читать и решать задачи».

Василий Александрович Сухомлинский.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Лев Семёнович Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи».

Многие ученые, педагоги, занимающиеся проблемами методики развития речи, отмечают огромное положительное влияние поэзии на развитие речи ребенка, например Наталья Анатольевна Стародубова в своей работе «Теория и методика развития речи дошкольников» отмечает, что «поэтическое произведение оказывает на ребят огромное воздействие: обостряет чувства, способствует более эмоциональному восприятию содержания произведения; открывает богатство интонаций и звукового состава слова; развивает чувства ритма, рифмы, творческое воображение, юмор; помогает увидеть и выразить в словах впечатление от многоцветного окружающего мира, учит любить яркое, меткое слово».

Поэтическая речь кардинально отличается от обычной разговорной речи. Она насыщена яркими образами, красочна, фонетически богата и воспринимается, как песня. Дети чувствуют эти особенности и тянутся именно к таким произведениям. Разучивание поэтических произведений для дошкольниковимеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, речь, формируется культурный уровень маленького человека. Стихи воспитывают у ребенка особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание всей красоты слова, мелодии и ритма.

Повторение и заучивание стихов является прекрасной тренировкой для мозга.

Давно доказано, что ребенку, знающему большое количество стихов в детстве, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания, они демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким-либо причинам со стихами не знакомили.

Старайтесь создать атмосферу поэзии в детском саду, когда поэтическое слово сопровождает ребенка во всех видах деятельности. Читайте детям стихи, заучивайте их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически, в течении года, развивайте потребность слушать и запоминать.Поэтическое слово звучит при каждом удобном случае: на занятиях, на прогулке, во время наблюдений, экскурсий, игр, при рассматривании картин и иллюстраций, во время выполнения режимных моментов.

Организовать такую работу помогают сборники стихов, в которых можно найти подтверждение и ответы на многие вопросы нравственного содержания.

С помощью стихов увлекайте детей, доводите до их сознания этические постулаты и прививайте любовь к родному языку. Ни реклама, ни боевики, ни страшные картины новостных телевизионных программ должны оказывать воздействие на детей, а встречи с добрым, прекрасным, радостным, пусть на первый взгляд и простым, обыденным.

В процессе педагогической деятельности добивайтесь положительных результатов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников, используя в образовательном процессе поэзию.

Можно выделить следующие задачи:

• Знакомить с художественным словом на всех занятиях, а также в свободной и игровой деятельности.

• Учить использовать поэтические образы и выразительно передавать их в различных ситуациях, в том числе на праздниках, в ходе развлечений, драматизаций.

• Учить выразительно читать стихи и уметь их слушать.

• Учить подбирать рифмы к стихотворным строчкам.

Работу по использованию стихов в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников выстраивайте следующим образом. Прежде чем начать беседу, или проводить занятие, или отправиться на прогулку, определяйте, какие стихи помогут решить поставленные цели и задачи, отражайте данную ситуацию.

Читайте также:  Ребенок 5 месяцев развитие игрушки и игры

При знакомстве детей с поэтическими произведениями необходимо эмоционально их настроить. Как? Это может быть беседа по теме произведения, демонстрация иллюстративного материала, короткий рассказ о поэте, выразительное чтение стихотворения воспитателем, а также анализ произведения, по ходу которого детям даются объяснения непонятных слов и выражений, обращается внимание на то, какие слова и обороты использованы для характеристики героя, описания событий, картин природы. Вопросы формулируются так, чтобы дети могли отвечать на них словами стихотворения.

Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического

воспитания. Данный вопрос должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию. Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.

Ребенку непросто запомнить то, что не связанно с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением. Поэтому подбираем такие стихи, которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их.

Дети чувствуют ритм стихов, понимают, что в них есть рифма, поэтому используйте игры, при помощи которых можно развивать чувство рифмы, необходимое и для понимания специфики стихотворной речи, и для выразительной декламации стихов. Это такие игры как «Продолжи строчку», «Подбери пару», «Найди рифму», «Что звучит одинаково?», «Отгадка рядом» и т. д.

Очень важно периодически организовывать выставку «Любимые книги» (Агнии Барто, Самуила Маршака, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова). Это помогает дошкольникам не только глубже окунуться в поэтический мир, но и ближе познакомиться с авторами детских стихов.

Широко используется в практике работы проведение во всех возрастных группах литературных праздников, конкурсов и викторин. Они могут быть посвящены творчеству детских поэтов или объединены определенной тематикой («Все обо всем», «Веселые стихи», «Праздник настоящих друзей», «Небылицы в лицах» и т. д.). Сюжетно-ролевая основа такого мероприятия роднит его с игрой, поэтому дети с удовольствием в него включаются. В сценарии присутствует множество игровых моментов, побуждающих детей к образному движению, к звукоподражанию и имитации «речи» персонажей.

Главными принципами организации таких праздников являются:

• деятельностный подход;

• нравственно-эстетическая направленность;

• сочетание индивидуальной и коллективной деятельности.

Одной из форм организации деятельности дошкольников, является конкурс чтецов, который дает возможность каждому ребенку для самореализации. Подготовка к конкурсу позволяет педагогам решать задачи по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой. При организации конкурса объединяются разные виды искусств – музыка, живопись, литература, что способствует духовному и нравственному развитию личности, воспитанию эстетического вкуса.

Конкурсы чтецов проводятся ежегодно. Их тематика разнообразна, она может быть связана с различными знаменательными датами, посвящена предстоящему празднику и т. д.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, педагогирешают следующие задачи:

развивать речевой слух детей (фонематический слух, темп, ритм);

— формировать произносительную сторону речи (правильное произношение звуков, дыхание, голос, дикция);

— воспитывать интонационную выразительность речи (умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма, и тембра).

К отбору репертуара конкурсных стихов подходите вдумчиво и серьезно: подбирайте малоизвестные, интересные, небольшие по объему и понятные детям тексты. Важно, чтобы дети приняли активное участие, не только запомнили и прочитали стихи, но и

услышали их. Приучение детского уха к поэзии, создание своеобразного пласта «наслышанности» — вот главная задача таких праздников.

Взрослые – активные участники в организации и проведении литературных праздников. Воспитатели и родители выступают в качестве членов жюри, участников праздника, исполняют роль сказочных персонажей, готовят атрибуты и подарки. Активное участие взрослых предполагает содержательное общение педагогов, родителей и детей.Опыт проведения таких мероприятий показывает: царит атмосфера взаимопонимания, дружбы, совместного творчества, сотрудничества. Стремитесь, чтобы ни один ребенок не остался без внимания, чтобы каждый участник получил награду.Дипломы и персональные подарки вручайте в разных номинациях: «Создание яркого образа», «Творческое исполнение», «За обаяние», «Самое смешное стихотворение», «Приз зрительских симпатий» «За идейное содержание» и т. д.

Уверена: если дети полюбят поэзию, будут знать наизусть много стихов, они станут интеллектуально и духовно богаче. Диапазон данной темы представляет целостную систему работы по эстетическому и нравственному развитию дошкольников, где предусматриваются цели и задачи коммуникативных навыков и умений речевого развития.

Читайте также:  Моторное развитие ребенка в раннем возрасте

Конечно же, понятно, что нельзя просто просить детей выучить наизусть стихотворение на какую-то тему и потом прочитать их выразительно. Конкурс требует более основательной подготовки.В этом участвуют: воспитатели, учитель-логопед (при необходимости, родители. Подбирают тексты доступные, интересные по содержанию и близкие жизненному опыту детей.

Выразительно читать, перевоплощаться, владеть мимикой — это дано не каждому ребенку, эти умения развиваются и совершенствуются, при проведении таких мероприятий.

Завершить своё выступление хочется словами русского критика, публициста,теоретика и историка литературы Виссариона Григорьевича Белинского: «Читайте детям стихи. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, а сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них как музыка).

Источник

ТЕМА «Роль  детской  поэзии  в развитии  детей    дошкольного  возраста».

                                                                 Из  опыта  работы    

                                                                  Воспитателя

                                                                  Ослоповой  О.А.

                                          2015год.

   В развитии  ребенка, его  интеллектуальных  способностей и чувства  языка  важную  роль играет чтение вслух.  Ребенок с самого раннего возраста  способен определять  интонацию, хорошо чувствует ритм речи.

И  тут огромную  роль в его развитии приобретают детские  стихи.

Поэтическая  речь существенно отличается от обычной.  Она ритмически четко организованна, а это особенно важно в стихах  для детей. В детской поэзии, как правило, четкие, звонкие, легко угадываемые рифмы, которые легко запоминаются.  Это   способствует  заучиванию  их  наизусть.

Заучивание  стихов _ это прекрасная   тренировка  мозга. В  заучивании активно действует  не только одно полушарие , но и весь  мозг. Ученые  давно доказали, что ребенок, знающий в детстве  много стихов  и в дальнейшей жизни  демонстрирует  лучшие  показатели  интеллектуального  развития.

С другой  стороны, любой детский стишок включает в себя слова, которыми мы редко пользуемся в повседневной  жизни:  метафоры, яркие эпитеты, сравнения и образы.  И построение  стихотворения  отличается от речевой конструкции нашей обычной речи. Ребенок, повторяющий  эти обороты при  заучивании  стихотворения.  Запоминает  их, обогащая  собственную  речь и словарный  запас.  Стихи учат ребенка прислушиваться  к  звучанию  слов.  Дают  знания, что  существуют  слова  с похожим  звучанием.  Но разным  содержанием  и наоборот, -различные  слова могут  содержать и обозначать одно и тоже.  Стихи  также  развивают  артикуляцию  и произношение  звуков  и слов,  звукового  состава  слова;   развивают  чувство  ритма,  рифмы,  творческое  воображение,  юмор.

Наиболее  благоприятным  периодом  для заучивания  стихотворений  является  возраст 4-5 лет. Именно  в этом возрасте  начинает  быстро развиваться  память у ребенка. После  четырех лет необходимо  целенаправленно учит ребенка запоминать текст наизусть.

В старшем  дошкольном  возрасте совершенствуется  умение отчетливо, осмысленно,  ясно и выразительно читать стихи наизусть, проявляя  инициативу  и самостоятельность.  Для заучивания  рекомендуются достаточно  сложные  по содержанию и  художественным  средствам  стихи   (А.С. Пушкин «Ель растет перед  дворцом»,  И. Суриков»Зима»,         Е. Благинина «Посидим в тишине», С.Есенин «Белая Береза») и т.д.  

Во  время  работы  с детьми  старшей и подготовительной  группы , я пришла к выводу,  что  для  развития  у детей  чувства  рифмы  и ритма  огромную  роль играют заучивание стихотворений и упражнения  на развитие  этих чувств.

Например, упражнение «Послушай, как стучит сердце» знакомит детей с ритмом сердца, т.к. они простукивают его или прохлопывают ладошками.

«Простучи столько раз, сколько  точек на карточке»,  «Простучи, как я скажу».

Также рекомендую проводить упражнения  на чувство рифмы,слушать  музыку, поощрять движения под  музыку, инсценировать  детские  стихи и т.д.

Таким образом,  учитывая, что группа детей разновозрастная, результаты работы по заучиванию стихотворений  свидетельствуют:  Высокий уровень развития -20%,  средний -50% и низкий уровень-30%. Это значит, что

Заучивание стихов наизусть  является наиболее эффективным  методом обучения  и превосходит  другие виды занятий.

Источник