Вопросы по влияние среды на психическое развитие ребенка
Влияние среды на психическое развитие.
Определенное влияние на психическое развитие индивида оказывает и среда.
Это условия жизни: социальные, экономические, экологические, культурные и др.
Придавая важную роль в развитии ребенка внешним воздействиям, необходимо иметь в виду изменчивость этой окружающей среды. Ребенок с макросредой связан через микросреду. Выбор ближайшей микросреды определяется возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, отношением к нему взрослых, его товарищей особенно значимых для него, характером воспитания.
Ситуация. Замечено, что в закрытых детских учреждениях, несмотря на довольно хорошие условия, дети плохо прибавляют в весе, поздно начинают ходить, много болеют и резко отстают в общем психическом развитии.
Возможно ли это в условиях семейного воспитания?
Решение. Психическое и физическое отставание в первые годы жизни ребенка возникают вследствие дефицита внимания и воспитания. Это явление получило название «госпитализм». Оно может возникать и в условиях семьи у равнодушных к своим детям родителей – особенно у «холодных» матерей, не уделяющих своим детям необходимого внимания.
* * *
На процесс развития ребенка оказывают влияние те элементы окружающей среды, с которыми он активно взаимодействует. От того, какие люди включены в микросреду ребенка, каково содержание из общения с ребенком, каков характер взаимоотношений, во многом зависит, какие свойства личности будут преобладать у ребенка.
Влияние микросреды вступает в силу с первых дней появления ребенка на свет. Характер заботы взрослых, их взаимоотношения между собой, единство взглядов, характер эмоциональных реакций и др. – все это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его психическое развитие.
В разных семьях – разные условия воспитания, поэтому и вырастают разные дети. При всем разнообразии воспитания должна быть высокая степень ответственности родителей за физическое и психическое здоровье ребенка, его воспитание.
Потребность общения с людьми побуждает ребенка искать контакты с ними и перестраивать свое поведение в том направлении, которое взрослые подсказывают, организую его деятельность. Но потребность в общении может задержаться, даже не возникнуть при «госпитализме». Лишенные возможности общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, становятся пассивными. Дети, имеющие опыт тесного общения со взрослыми, превосходят сверстников в психическом развитии.
В разные периоды жизни ребенок включается в различные микрогруппы, которые имеют для него значение: семья детский сад, школа, училище, техникум, ВУЗ, производство.
В обстановке доброжелательности и поддержки, в демократической атмосфере психическое развитие детей происходит без отклонений. Развитие умственных способностей ребенка зависит преимущественно от внутрисемейной среды. По отношению к ней внешняя культурная среда, включающая и школьное обучение, выступает как общий фон. Именно родители, в основном, ответственны за психическое и интеллектуальное развитие ребенка.
Микросреду, в которой социально развивается ребенок, можно назвать контактной малой группой. В ней для индивида складывается определенная социально- психологическая ситуация межличностного взаимодействия. В процессе взросления ребенок вступает в различные системы значимых для него отношений, которые определяют процесс формирования личности. А.С. Макаренко уделял большое внимание воспитательному влиянию социальной среды, соответствующим образом ее организуя (режим, порядок, традиции, ритуалы и др.).
Те или иные качества личности формируются в процессе взаимодействия ребенка со средой, при активной деятельности в ней.
Д.И. Фельдштейн считает, что усвоение ребенком социальных норм, принципов жизнедеятельности происходит в противоречивом процессе социализации и индивидуализации, когда ребенок формирует себя и свой творческий потенциал. Разным возрастным этапам свойственны различия в уровне и степени развития, самореализации, творческой активности, социальной зрелости.
Наследственные особенности и врожденные свойства организма. Предпосылками психического развития ребенка являются наследственные особенности и врожденные свойства организма. Выделяют: генетическую конституцию (генотип) – совокупность генов, получаемую от родителей; биологический,
молекулярный шифр, в котором запрограммированы обмены веществ между клетками и окружающей средой природные свойства анализаторов, особенности строения нервной системы и мозга.
Все, что содержится в генотипе, довольно устойчиво. Ученые восстановили облик людей, которые сотни лет назад жили в Новгороде. Они очень похожи на современных новгородцев.
Однако при передаче по наследству некоторых черт наблюдается изменчивость. Она обеспечивает более эффективное приспособление к условиям существования. Чем выше развитие организма, тем сложнее его взаимодействие со средой, тем большую роль играет изменчивость, тем эффективнее приспособление к условиям существования.
Говоря о том, что дочь похожа на мать, мы отмечаем и ее отличие от матери. В лице сына, хотя и «вылитого отца» есть что-то материнское. Он не является точной копией своего отца.
От наследственных черт следует отличать врожденные особенности человека. Они обычно формируются в процессе внутриутробного развития.
В силу единства организма матери и плода, развивающийся ребенок в какой-то мере компенсирует недостатки организма матери. В результате – повышенная (или пониженная) функция каких-то органов развивающегося ребенка. Но многие неблагоприятные воздействия плод не в состоянии компенсировать, и происходит его патологическое развитие. Тогда дети рождаются со значительными индивидуальными особенностями. Строение функционирование организма и отдельных органов – различное (химический состав крови, тканей, клеток, количество мозговых нервных клеток и т.д.).
Сами по себе наследственные задатки не предопределяют становление личности, конкретные достижения ее развития, всего своеобразия отдельного человека.
На различия в развитии детей сильно влияет неблагоприятная среда, и особенно, если родители не в состоянии обеспечить своим детям хорошее образование. Однако при равных условиях вперед выходят наследственные факторы.
Исследователей давно интересовал вопрос доли наследственных и средовых факторов в развитии умственных способностей. по результатам исследований 20-30-х годов генотипическим особенностям отводили 80%. В 80-е годы доля генотипа составляла уже 60%. Продолжим рассмотрение типовых ситуаций.
Ситуация. Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей – лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься – предопределены наследственностью.
Почему теория наследственности в настоящее время так распространена среде родителей?
Решение. При таком взгляде на воспитание можно заключить, что ребенок развивается независимо от наших усилий. Достаточно вырастить его здоровым – все остальное произойдет само собой.
Живучесть теории наследственности среди родителей связана с их низким уровнем психолого-педагогической грамотности. Кроме того, многие родители, не желая заниматься воспитанием своих детей, считают, что они сами вырастут, сформируются. Если же что-то родителям в детях не нравится, то они оправдывают свою бездеятельность наследственными факторами. Легче сказать «Он такой уродился», «Ему медведь на ухо наступил» – и тем самым снять с себя ответственность за воспитание ребенка.
* * *
Все факторы психического развития действуют в комплексе. Нет ни одного психического качества, развитие которого зависело бы только от одного из факторов, все они выступают в органическом единстве.
Источник
Важное место среди внешних воздействий, влияющих на развитие ребенка, занимает окружающая его макросреда, та общая ситуация, в которой развивается индивид, особенно социальные, экономические, культурные условия его жизни. Иллюстрацией этого влияния могут служить описанные в литературе случаи (в Бельгии, Венгрии, Германии, Голландии, Индии), когда маленькие дети были унесены животными и их развитие проходило вне человеческого общества, в логове зверей. Несмотря на свою специфическую человеческую организацию, поведение этих детей напоминало повадки животных. Они, как правило, отлично лазали и прыгали, бегали на четвереньках, издавали нечленораздельные звуки, ели, как звери; далеко не все из них даже после продолжительных занятий научились говорить.
Отводя ведущую роль в развитии ребенка внешним воздействиям, советские психологи одновременно придают особое внимание изменчивости окружающей среды, исходя из принципа историзма в понимании психического развития жизни человека. И жизнь подтверждает справедливость такой позиции. Примером могут служить те изменения, сдвиги в развитии сознания, культурного уровня окраин дореволюционной России, которые произошли за годы Советской власти, создавшей благоприятные условия для развития личности. Подтверждением этого являются и результаты специальных исследований, например изучение влияния социально-исторических условий на психическое развитие детей, проведенное Р. Г. Гуровой и А. В. Запорожцем на Алтае в 1929 и 1966 гг., исследование развития познавательных процессов в отсталых отдаленных кишлаках и в центральных районах Узбекистана, где социальные преобразования уже затронули основные слои населения, проведенное Л. С. Выготским и А. Р. Лурия в 20—30-е гг.[38]
Широкая макросреда имеет, бесспорно, огромное влияние на развитие человека. Конкретными же условиями, которые оказывают влияние на процессы развития, являются только те элементы среда, с которыми ребенок активно взаимодействует. Именно микросреда тесно связывает ребенка с окружающим его большим миром, макро-средой. Выбор ближайшей среды во многом определяется индивидуальными; и возрастными особенностями ребенка, отношением к нему взрослых, товарищей, значимостью их, характером воспитания. Oт того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком, каков характер их взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут преобладать. Исключительно важную роль отношений в психическом развитии неоднократно отмечал А. С. Макаренко, считавший, что выключить личность, изолировать ее, выгнать из отношений совершенно невозможно, технически невозможно,— следовательно, невозможно представить себе эволюцию отдельной личности, а можно представить себе только эволюцию отношений.
Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу лишь когда ребенок заговорит. Уже в самые первые месяцы жизни характер заботы взрослых в значительной степени определяет психическое развитие детей. Об этом свидетельствуют специальные исследования, многочисленные наблюдения за развитием детей в разных семьях.
Важным достижением младенческого периода является появление у ребенка потребности в общении с людьми, которая побуждает его искать контакты с окружающими взрослыми, порождает острую чувствительность к отношению старших, готовность перестраивать свое поведение в том направлении, которое они подсказывают, овладевают специфическими человеческими действиями. Однако эта столь важная потребность не возникает (крайне запаздывает) при «госпитализме». Лишенные возможности общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, остаются погруженными в полудремотное состояние, пассивно реагируя на внешние первичные стимулы. Исследования советских ученых (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, И. Л. Фигурина, М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская и др.) показали, что подлинной причиной «госпитализма» является ограниченность микро-среды, недостаток общения детей со взрослыми. Исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной, убедительно доказали не только отчетливое превосходство в развитии детей, имеющих опыт тесного общения со взрослыми, но и возможность ликвидации отставания в развитии младенцев, воспитывающихся при дефиците общения. Для этого достаточно было провести 3—4 раза индивидуальные занятия с ними по 7—8 мин[39]. Особо важную — роль в формировании потребности в общении у таких детей играли воздействия взрослого, который авансом уже к младенцу относился как к субъекту и личности.
Как советскими, так и зарубежными исследователями[40] замечено, что формирование личностных качеств ребенка в значительной степени определяется семейной атмосферой, в которой он живет: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию, проявляют ли они к’ нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и требовательность, носят ли отношения в семье теплый, дружественный характер или преобладают в них официальность, холодность и т. д. Специальные исследования и жизненные наблюдения показывают, что дети, воспитанные в климате доброжелательности и поддержки, в демократической атмосфере, имеют немало преимуществ в своем психическом развитии.
С поступлением в детский сад еще один очень значимый для ребенка взрослый включается в его микросреду — воспитатель. Характер общения воспитательницы с детьми, ее оценки их поведения в большой мере сказываются на психическом развитии дошкольников, их отношениях, на формировании самосознания детей.
Фактически микросреда, представляющая собой социальную ситуацию развития ребенка, по своей социально-психологической сущности является не чем иным, как контактной малой группой.
На старте вертикальной оси жизненного пути личности находится генетически первичная диада — «мать (значимые взрослые) — дитя». К. ней затем подключается система «сверстник — сверстник», которая закономерно видоизменяется в процессе онтогенеза: группа детского сада — школьный класс — группа ГПТУ, послешкольный коллектив, студенческая группа, производственный коллектив, вплоть до кружка пенсионеров, и возвращение в рамки семейной микросреды.
Движение личности по группам совершается не только по вертикальной оси, но и по горизонтальной. В каждый данный момент жизни человек оказывается вовлеченным в целую систему различных (по своему происхождению, характеру деятельности, размерам, длительности существования, субъективной значимости и т. д.) контактных и неконтактных общностей. Структура личностной микросреды является полигрупповой, в каждой общности для человека складывается уникальная социально-психологическая ситуация межличностного взаимодействия: роль, статус, характер общения и взаимоотношений, эмоциональное благополучие и т. п.
Группы, в которые включен ребенок, по-разному влияют на его эмоциональное самочувствие, на развитие его личности. Однако личностные качества, считают советские психологи, не просто «сообщаются» или прививаются ребенку извне. Он не пассивный объект внешних воздействий. Специфически человеческие свойства формируются лишь в процессе взаимодействия ребенка, со средой, в процессе его деятельности в ней. Важное значение при этом имеет то, какую роль, функцию выполняет человек в коллективе, насколько активно он действует в нем, в какой степени является носителем его общественного мнения.
Источник
Болдуин одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее как инструмент социализации, подчеркнув, что она подготавливает человека к жизни в системе сложных социальных отношений.
Болдуин обосновал концепцию познавательного развития детей. Он доказывал, что познавательное развитие включает несколько стадий, начинающихся с развития врожденных двигательных рефлексов. Затем идет стадия развития речи, и завершает этот процесс стадия логического мышления. Болдуин выделял специальные механизмы развития мышления — ассимиляцию (интериоризацию воздействий среды) и аккомодацию (изменения организма). Эти положения теории Болдуина оказали влияние на взгляды Ж. Пиаже.
Немецкий психолог В. Штерн (1871 — 1938), автор теории персонализма, поставил в центр своих исследовательских интересов анализ духовного развития ребенка, формирования целостной структуры личности ребенка. Штерн считал, что личность — это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие — это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, направляемое и определяемое той средой, в которой живет ребенок.
Само развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур, как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам окружающего мира. Потенциальные возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает ребенку осознать себя, организует его внутренний мир, придает ему четкую, оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды все то, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. Эта теория получила название теории конвергенции (взаимовлияния) двух факторов, так как в ней учитывалась роль, которую играют в психическом развитии два фактора — наследственность и среда.
Конфликт между внешними воздействиями (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет, по мнению Штерна, принципиальное значение для развития, так как именно отрицательные эмоции служат стимулом для развития самосознания. Таким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, они помогают процессу социализации и развитию рефлексии у детей.
Штерн утверждал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важнейших индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы психического развития, которые проявляются в скорости обучения.
Штерн уделил внимание и вопросам познавательного развития, исследуя этапы развития мышления и речи, впервые провел систематическое наблюдение за процессом формирования речи. Результаты этой работы нашли отражение в книге Штерна «Язык детей» (1907). Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет. Он первым обратил внимание на перелом в развитии детской речи (в возрасте около полутора лет), который связан с открытием ребенком «значения» слова, а именно того, что каждый предмет имеет свое название; выделил основные тенденции речевого развития — переход от пассивной речи к активной и от слова к предложению.
Идеи В. Штерна повлияли практически на все области детской психологии (исследование когнитивных процессов, изучение развития эмоций, личности, периодизации развития) И на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами психики ребенка.
Влияние среды на психическое развитие ребенка
Социолог и этнопсихолог М. Мид стремилась показать ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей. Сравнивая особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки у представителей разных народностей, она подчеркивала зависимость этих процессов в первую очередь от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Введенное ею понятие инкулътурации как процесса научения в условиях специфической культуры обогащает общее понятие социализации.
Мид выделила три типа культур в истории человечества — постфигуративные (дети учатся у своих предшественников), кофигуративные (дети и взрослые учатся в основном у сверстников, современников) и префигуративные (взрослые могут учиться и у своих детей). Ее взгляды оказали большое влияние на концепции психологии личности и возрастной психологии; она наглядно показала роль социального окружения, культуры в формировании психики ребенка.
Таким образом, мы проследили постановку проблемы детерминации психического развития в теоретических положениях и эмпирических исследованиях ряда крупнейших психологов.
Источник