Ребенок 8 мес развитие речи

Ребенок 8 мес развитие речи thumbnail

8 месяцев ребенку — время активного физического и психологического развития. Малыш учится ползать, вставать на ножки, пробует делать первые шаги. Активно развивается речь и эмоциональное восприятие мира.

Ребенок 8 мес развитие речи

Какие физиологические изменения произошли

К восьми месяцам детки становятся очень активными. Они много двигаются, интересуются всем вокруг. Какие физиологические изменения произошли к этому времени:

  1. Память малыша становится все глубже. Он повторяет за родителями действия, узнает предметы, реагирует на знакомые песенки, стишки, радуется близким людям.
  2. Активно идет прорезывание зубов.
  3. Ребенок переворачивается, сидит, ползает, стоит. Мышцы крепкие, позволяют ему делать сложные и недоступные раньше движения.
  4. Стул ребенка теперь более оформленный, отличается от стула деток, находящихся полностью на грудном вскармливании. Запах стула нерезкий, обычно малыш какает один раз в день.

Физическое развитие малыша

Физическое развитие малыша зависит от наследственности, от индивидуальных физических данных, от его зарождающегося характера и особенностей поведения.

Что должен уметь делать ребенок

Хоть все детки развиваются в своем ритме, есть определенные навыки, по наличию которых оценивают степень развития малыша. Усредненные нормы — что должен уметь ребенок в 8 месяцев:

  • играть до 10 минут самостоятельно;
  • ползать доступными способами (чаще всего, на четвереньках);
  • пытаться вставать, держась за опору;
  • из положения стоя садиться на попу (или падать на попу);
  • делать шаги, держась за руки взрослых;
  • самостоятельно садиться, переворачиваясь со спины, животика, помогая себе ручками;
  • сидеть несколько минут;
  • пить из чашки, есть из ложки;
  • захватывать мелкие предметы, перекладывать из одной руки в другую;
  • брать мелкие вещи большим и указательным пальцами.

Занятия для физического развития

Чтобы помочь физическому развитию малыша, играйте с ним. Физические упражнения и игры для развития мышц, чувства равновесия, мелкой моторики:

  1. Положите ребенка на животик, аккуратно приподнимите за ножки. Пусть ребенок упрется ладонями в пол и попробует «походить» на руках.
  2. Резиновый мячик подкатывайте под ножки малыша, пусть он отпинывает его.
  3. Покружитесь немного с малышом на руках — это укрепляет вестибулярный аппарат.
  4. Поставьте перед малышом широкую чашку с мукой, мелкой крупой. Пусть он трогает ее пальчиками, хватает. Следите, чтобы ничего не тащил в рот.
  5. Начинайте приучать ребенка к горшку, высаживая на него сразу после еды на несколько минут. Это ознакомительная процедура, уверенно пользоваться горшком детки начинают к 1,5 годикам.
  6. Просите ребенка складывать разбросанные игрушки в коробку;
  7. Собирайте-разбирайте вместе пирамидку, дайте малышу поиграть с сортером.
  8. Дайте малышу тряпочку, попросите стереть пыль с игрушек. Подключайте ребенка к быту – ему это интересно и познавательно.
  9. Лепите из теста для лепки.

Психическое и эмоциональное развитие

В восьмимесячном возрасте психическое развитие ребенка проходит важный рубеж. Психологи называют это время кризисом, «периодом отчуждения». Малыш хорошо понимает, где родные люди, а где чужие, незнакомые. Ребенок боится расставаться с мамой, болезненно переносит даже недолгое расставание. Не игнорируйте этот страх, ребенок научился ощущать опасность. Будьте рядом с ним, создавайте ощущение защищенности. Со временем, ребенок поймет, что вы рядышком, никуда не пропадете, и страхи рассеются.

Навыки и умения в восьмимесячном возрасте

В психоэмоциональной сфере у ребенка большой прорыв. Ребенок ярче проявляет эмоции, хорошо распознает речь и интонацию.

Развитие психики и эмоций — что должен уметь ребенок 8 месяцев (девочка и мальчик, как уверяют педиатры, в целом, проходят одинаковые этапы развития):

  • удивленно реагирует на незнакомые звуки, стремится узнать, посмотреть, что это;
  • четкое различает своих и чужих, если ребенок одинаково относится и к родителям и к незнакомым людям, следует насторожиться;
  • хорошо концентрирует внимание, способен после небольшого перерыва вернуться к прерванной игре;
  • осваивает причинно-следственные связи;
  • подражает движениям, эмоциям родителей;
  • понимает запреты, настораживается, обижается на строгий тон;
  • понимает просьбы и вопросы «дай», «где»;
  • показывает жестами, куда ему нужно, чего хочется, обо что и чем ударился;
  • девочки раньше мальчиков проявляют музыкальность — пробуют качаться в такт музыке, песням, топать ножкой;
  • изучает предметы на ощуп, гладит ладошкой, пальчиком незнакомые поверхности.

Развивающие занятия

Несложные ежедневные занятия в форме игры помогут малышу развиваться быстрее и гармоничнее.

Примеры развивающих занятий:

  1. Ребенок в восьмимесячном возрасте проявляет страх не знакомых людей и звуков. Развейте эти страхи. При испуге ласково говорите с ребенком, обнимайте, гладьте.
  2. Играйте с ребенком в конструкторы, пирамидку, с игрушками-сортерами. Начинайте игру вместе: вы рассказываете, что делаете, называете предметы, цвета. Затем малыш играет самостоятельно.
  3. Научите малыша играть в ладушки вместе с вами, учите махать ручкой на прощанье, хлопать ладошками по полу.
  4. Учите ребенка выполнять простые просьбы: потопать ножками, вытянуть ручку, помахать, похлопать в ладошки.

Развитие речи ребенка

Ребенок продолжает развивать речь, произносит отдельные слоги, пробует соединять их в простые слова. Помогайте на этом этапе ребенку накопить словарный запас: рассказывайте обо всем, что видите, говорите название предметов и действий — это называют пассивным словарным запасом слов, которые ребенок еще не умеет произносить, но уже понимает их значение.

Речевые навыки и умения

В восьмимесячном возрасте и мальчики, и девочки умеют анализировать, соотносить действия и происходящие события. Они используют звуки, слоги, чтобы привлечь внимание, выразить эмоции.

Читайте также:  История развития ребенка купить казань

Речевое развитие — что делает ребенок в 8 месяцев:

  • формирует пассивный словарный запас, понимает, о чем ему говорят взрослые;
  • зовет родителей, произнося слоги «ма-ма-ма», «па-па-па»;
  • пробует повторять за родителями подражания речи животных, когда родители показывают картинки в книжке (мяу, гав, меее, мууу, беее);

Как развивать речь малыша

Лучшая помощь в развитие речи малыша – много и активно с ним общаться. Смотрите вместе с ребенком детские книги, показывайте пальцем на картинки и рассказывайте, что на них изображено. Чем больше слов ребенок слышит, тем больше он понимает, тем быстрее развивается его психика и речевые навыки.

Слушайте с ребенком музыкальные книжки, обращайте его внимание на различные звуки. Слушание обогащает ребенка, способствуя развитию речи.

Читайте ребенку стихи, пойте песенки, рассказывайте потешки и сказки.

Уход за восьмимесячным ребенком

Ребенку в восемь месяцев утром проводят те же гигиенические процедуры. Умываю личико, подмывают, чистят зубки.

В вечерние процедуры входит ежедневное купание, ребенок купается с удовольствием, теперь для него это игра и развлечение.

Если переживаете, можно ли восьмимесячному ребенку проводить закаливание, педиатры говорят, что можно и нужно. Начните с ежедневных воздушных и солнечных ванн, проветривания комнаты. Расстилайте мокрое полотенце, держите малыша за ручки, пусть он пробежит по нему ножками.

Каждый день полезно делать укрепляющую гимнастику и легкий массаж.

Режим дня малыша

К восьми месяцам малыш спит все меньше, а бодрствует все больше. Общая продолжительность сна сокращается до 15 часов (10 часов ночью и дневной сон по 1,5-2 часа.

С ребенком гуляют два раза в день: утром и после обеда. Кормление сокращается до пяти раз в день, с промежутками между ними в 3,5-4 часа. Чтобы определить приблизительный объем пищи в сутки, необходимый для ребенка, вес малыша делят на 9.

Ориентировочный распорядок дня восьмимесячного ребенка:

6:30Пробуждение.

Первое кормление (грудное молоко/молочная смесь).

7:00Утренний туалет, гигиенические процедуры.
7:30Бодрствование.
9:00Легкая гимнастика.
10:00Второе кормление.
10:30Бодрствование, игры.
11:30Прогулка и первый дневной сон
13:30Третье кормление
14:00Бодрствование, активные игры, чтение, развивающие занятия с малышом.
15:00Прогулка и второй дневной сон.
17:30Четвертое кормление.
18:30Период бодрствования, спокойные игры.
20:30Купание.
21:00Пятое кормление (грудное молоко/молочная смесь).

Гигиенические процедуры, подготовка к ночному сну.

НочьМалыши на грудном вскармливании просыпаются несколько раз на ночное кормление, на искусственном вскармливании спят всю ночь.

Есть ли различие в развитии мальчиков и девочек

Особой разницы в развитии девочек и мальчиков в возрасте восьми месяцев нет. Но родители отмечают, что мальчики быстрее развиваются физически, а девочки — психологически

Разница в развитии мальчиков и девочек:

Что умеет ребенок в 8 месяцев, девочкаЧто умеет в 8 месяцев мальчик
Активно и эмоционально лепечет, чаще пытается взаимодействовать через речь, а не через жесты руками.

Быстрее учатся вставать, раньше начинают пытаются ходить.

Мальчикам проще показать что-то, указывая на это ручками, или взять самостоятельно, чем пытаться выразить желания через звуки. Обычно они отстают от девочек в развитии речи.

Мальчики пробуют ходить позже девочек, их вполне устраивает быстрое перемещение на четвереньках.

Какие проблемы возникают

Восемь месяцев — период активного роста и развития малыша. На этом этапе родители сталкиваются с некоторыми проблемами:

  1. Отказ от прикорма. Если ребенку не нравится консистенция, вкус, температура нового блюда, он активно показывает свое недовольство, отказываясь кушать. Отложите знакомство с новым прикормом, вернитесь к нему позже, когда малыш в хорошем настроении, здоров и его ничто не беспокоит.
  2. Плохой сон. Если малыш перевозбудился вечером, у него в течение дня происходило слишком много событий (новые знакомства на прогулке, поход в новые места), его сон нарушается. Особенно это касается мальчиков. Помните, что умеет ребенок-мальчик в 8 месяцев: активно перемещаться по дому. Мальчуганы обычно начинают ходить позже девочек, но они активнее ползают, используя для игр весь дом. Если мальчика к вечеру не угомонить, он устает так сильно, что ему сложно расслабиться. Сделайте вечером малышу массажик, предложите спокойные игры, спойте колыбельную, чтобы помочь плавно перейти ко сну.
  3. Страх исчезновения мамы. Если ребенок плачет, не хочет вас отпускать ни на секунду, тяжело переживает даже недолгое расставание, не игнорируйте его страхи. Успокойте, ласково говорите с малышом, будьте с ним рядышком. Пройдет время, и он спокойно отпустит вас. А на время переходного периода наберитесь терпения и напитывайте ребенка лаской и любовью.
  4. Аллергия на прикорм. Чтобы избежать проблемы аллергической реакции на прикорм, используйте знакомые, нейтральные продукты. Не давайте ребенку красные ягоды, продукты из сои, помидоры, какао, цитрусовые, не торопитесь с введением молока, курицы и яиц.
  5. Болезненное прорезывание зубов. Появление зубов нередко приносит с собой капризы, высокую температуру, раздражительность и болевые ощущения. Предложите ребенку прорезыватели для зубов. Если болевые ощущения сильные — используйте обезболивающие гели. Если болят зубки и высокая температура — дайте малышу жаропонижающее с обезболивающим эффектом, которое порекомендует ваш педиатр.

Советы родителям

Чтобы ваш малыш гармонично развивался, а его окружение оставалось уютным и безопасным, прислушайтесь к несложным советам:

Читайте также:  Игра как развитие личности ребенка презентация
  1. Если ребенок еще не встает на ножки, не переживайте и не торопите события. Малыш встает, когда мышцы его ножек достаточно крепкие. Когда придет время, он начнет тренировки в вертикальном положении.
  2. Не злоупотребляйте ходунками. Если ребенок самостоятельно не встает, значит, его ножки и спина окрепли недостаточно. Нахождение в ходунках даст ненужную лишнюю нагрузку на мышцы и позвоночник.
  3. Позаботьтесь о безопасности. Ребенок ползает по полу: уберите с пола мелкие предметы, вазы и стулья, которые опрокинуться от толчков детских ручек и ножек. Уберите скатерти, потянув за край которых кроха свалит на себя содержимое стола. Всю химию и медикаменты держать высоко под замок. Не оставляйте ребенка в комнате без присмотра. Полы пылесосьте и мойте каждый день — так вы убедитесь, что на полу нет ничего опасного для малыша.
  4. Чаще разговаривайте с ребенком.
  5. Уделяйте время развивающим занятиям, гимнастике и массажу.
  6. Не забывайте перед сном устраивать спокойные развлечения, читать сказки, петь песенки.

Любите своего малыша, обнимайте, ласкайте, купайте в своей любви — это лучшее топливо для быстрого и гармоничного развития.

Источник

Овладение телом и пространством

К 7–8 месяцам вдвое увеличивается масса мозга ребенка (по сравнению с той, что была при рождении): идет интенсивное формирование центральной нервной системы. Малыш овладевает двигательными и речевыми навыками. Теперь он лучше понимает обращенную к нему речь и интенсивно социализируется, т.е. входит в  общество окружающих его людей. Эти метаморфозы – результат общения взрослых с ребенком. Значит, это ваши общие заслуги!

Малыш осваивает пространство – ползает быстро и во всех направлениях. Он самостоятельно садится – новое умение, которое ребенок приобрел совсем недавно. Все это также является важным моментом в организации дальнейшей жизни и развития крохи.

Предметные игры позволяют малышу впервые почувствовать себя в качестве «деятеля»: на практике познавать физические свойства объектов (круглый – катится, прямоугольный – стоит, маленький – вкладывается в большой, но не наоборот; предмет, не имеющий отверстия, нельзя нанизать на палочку и др.).

Несмотря на то что предметная деятельность считается ведущей в этот период младенчества, приоритетным выступает социальное развитие ребенка.

Социализация и эмоции

Душевные, эмоциональные переживания малыша заполняют все его существо: кроха сильно привязывается к ухаживающему за ним взрослому (как правило, маме). Это особые отношения, которые влияют на его дальнейшее общее развитие, в том числе и речевое.

Теперь, беря малыша на руки, мама удобно усаживает его лицом к себе. Но иногда ребенок бьет взрослого ладонью по лицу, стаскивает очки, царапает щеки, рвет волосы. Взрослый в недоумении – в чем дело?! Конечно, малыш еще не понимает, что так вести себя нельзя. Это врожденная ориентировочная активность малыша, выводящая его на неосознанное еще социальное экспериментирование. Иными словами, ребенок изучает вас, а «разведка боем» обнаруживает вашу реакцию на его действия.

Как же быть в этой ситуации? Мама должна отвести руку ребенка и строго сказать: «Нельзя!» Даже если малыш заплачет, она все же показывает, что ей не нравятся его действия. А затем следует дать ребенку образец ласкового общения: погладить его ручкой по своей щеке, провести по волосам, прижаться к его головке и т.п.

Когда малыш находится на руках у мамы, ему удобно рассматривать ее лицо. Кроме того, обозревая окружающее пространство, они одновременно видят один и тот же объект, который ребенку следует назвать (как и производящиеся с этим объектом действия).

Маленький имитатор

Мимика взрослого, его отношение к событиям и ситуациям раскрывают перед крохой палитру родительских настроений и чувств. Ребенок начинает входить в тесный эмоциональный контакт с матерью, не только наблюдая ее переживания, но и повторяя их. Ее эмоции – это школа чувств и лакмусовая бумажка для малыша в понимании окружающего на ранних этапах социализации. Так, оказавшись в непривычной обстановке, он будет внимательно следить за реакцией мамы, и именно ее эмоции определят его настроение и поведение.

В этот период жизни ребенок не отделяет себя от взрослого. Он не обособляет себя от своего окружения, не знает и  не понимает своего «Я». Привязанность крохи к матери, их эмоциональную спаянность ученые называют бинарностью, т. е. сдвоенностью, неразделяемостью, единым целым.

Содержательное общение с ребенком – первостепенное условие психофизического развития малютки на этом этапе. Взрослый должен понимать, что малыш смотрится в него, как в зеркало, копируя эмоции, жесты, характер реагирования на то или иное событие; отношение, выраженное в слове и т.п.

В этих обстоятельствах родителям необходимо вести себя определенным образом: быть эмоционально открытыми и понятными. Ничего наигранного, искусственного, надуманного. В присутствии ребенка важно уметь распахнуться навстречу миру. Например, расцвел цветок: «Ах, как красиво! Посмотри!» (мама смеется, подносит ребенка к цветку); пошел дождь: «Ой, скорее-скорее! Спрячемся! Но-но, дождик, нельзя нас мочить!» (мама делает строгое лицо, грозит пальчиком, смеется); проехала большая машина: «Ай-ай! Какая большая бибика (машина)! Би-би-би!» (мама удивленно смотрит на ребенка); вышло солнышко: «Ха-ха! Здравствуй, здравствуй, солнышко! Подставляй ладошки!» (мама демонстрирует радость, протягивает свои ладони и ручки ребенка к солнышку).

Так вы учите малыша воспринимать мир и эмоционально реагировать на происходящее. Обогащение чувств ребенка ведет за собой интенсивное развитие понимания речи.

Цель занятий

  • Продолжать развивать ориентировочную активность в процессе действий с предметами (игрушками).
  • Проводить игры – занятия с предметами, способствующие фиксации внимания на 1–3 мин на одном объекте.
  • Усиливать содержательную сторону общения взрослого с ребенком в процессе игрового взаимодействия («деловое» общение).
  • Способствовать появлению у малыша потребности в совместных действиях (сотрудничестве) со взрослым.
  • Показывать примеры новых действий с образными и дидактическими игрушками (ознакомительная игра).
Читайте также:  Особенности развития ребенка с рда кратко

Потребность в общении с любимым взрослым и привязанность к нему способствуют развитию речевых навыков.

Развитие речи: месяц 8

Взрослый должен:

  • создавать ситуации, побуждающие малыша вступать в речевой контакт (эмоциональный, интересный показ игрушки, ситуация поиска, сюрпризность и т.д.);
  • обращать внимание на звуковой состав лепета и интонационную выразительность голосовых реакций малыша;
  • продолжать использовать практику речевой переклички с ребенком;
  • сочетать простые и наглядные демонстрации игрушек с краткими пояснениями, побуждающими ребенка к лепету и интонированию;
  • широко использовать звуковую и интонационную выразительность детского поэтического фольклора для формирования артикуляции (открытые слоги «а-а-аля, э-м-м!», закрытые слоги «дэ-дэ, бе?де-дэ, ба-ба-ба» и др.);
  • организовывать игровое общение малыша с близкими, благодаря которым ребенок получает образцы речевых конструкций, относящихся к конкретным социальным ситуациям;
  • показывать и называть животных, имитировать их голоса, разыгрывать с ними сценки («коровка», «козочка», «петушок» и др.);
  • проводить специальные речевые занятия, давать образцы произношения фонем, слогов;
  • разучивать с малышом простые пальчиковые игры;
  • включать в общение фольклорные произведения;
  • предлагать занимательные предметные игры.

Игровое общение способствует быстрому развитию понимания речи взрослого, формированию артикуляции речевых звуков, развитию интеллекта ребенка.

С 8 месяцев в лепете малыша уже отчетливо слышится интонация просьбы и появляется утверждение: «Дя-дя-дя!», «Тя-тя-тя!», «Бе-бэ-ба!»

Примерная ситуация речевого общения «Дай! Дай, пожалуйста!»

Задачи

Развивать понимание речи взрослого. Воспитывать у малыша любовь и привязанность к близким. Создавать ситуации, побуждающие ребенка вступать всеми возможными способами в контакт со взрослыми.

Закрепить понимание обращения: «На! Возьми!» Познакомить с новой речевой конструкцией: «Дай! Дай, пожалуйста». Ввести эти выражения в игровой сюжет с участием всех членов семьи.

Материал

Корзинка с яблоками. Цветные флажки разного цвета (например, красный, зеленый, желтый, синий).

Способ изготовления флажков

Можно использовать высохшие фломастеры для древка флажков. Полотнища сделать из цветной бумаги (4×12 см2), наклеить их на концы фломастеров.

Содержание

Мама укладывает яблоки в корзинку. Берет на руки ребенка, они идут к бабушке. Разыгрывается сценка встречи малыша с бабушкой. Мама дает крохе яблоко и предлагает угостить бабушку. Бабушка просит: «Дай! Дай, пожалуйста!» Если малыш не хочет отдавать яблоко, мама берет другое яблоко и протягивает бабушке: «На! Возьми!» Мама еще раз повторяет сценку угощения.

Бабушка благодарит и протягивает ребенку флажок, держа его за кончик так, чтобы малыш мог его перехватить:

На! Возьми!
Возьми, дружок,
Ярко-красный флажок!

Далее мама и малыш идут угощать дедушку. Сценка повторяется. Дедушка дарит другой флажок:

На! Возьми!
Возьми, дружок,
Зеленый флажок!
(Л. Павлова)

Так проходит угощение и других членов семьи.

Мама ставит флажки в пластмассовый стаканчик и располагает так, чтобы ребенок видел их. «Где флажки?» – спрашивает она, закрепляя понимание вопроса «Где?» – «Вот они!»

Примечание

Игровую ситуацию следует повторить не один раз, используя другие материалы.

Примерное наблюдение «Коровка»

Задачи

Использовать пребывание ребенка в деревне для его речевого развития. Показать с расстояния 3–4 м корову. Активизировать в лепете ребенка слог «му».

Содержание

Мама заранее выбирает удобное для обзора место, берет ребенка на руки.

Дает малышу возможность внимательно рассмотреть животное в течение 2–3 мин. Затем называет: «Коровка! Му-му!» Несколько раз повторяет: «Му-му!» Показывает рога коровы. Комментирует наблюдаемое: коровка ест травку (смотрит, ходит, мычит, машет хвостом и др.).

Развитие речи

Далее взрослый читает потешку, передавая в голосе нежное, доброе отношение к животному:

Ты, коровушка,
Ступай
В чисто поле,
Погуляй!
А вернешься вечерком –
Нас напоишь молочком…
Му-му! Му-му!

Примечание

Аналогичные наблюдения по ситуации проводятся и с другими животными.

Примерное речевое занятие «Заинька, войди в сад!»

Задачи

Развивать голосовой аппарат. Формировать речевое подражание на основе освоенных звуков речи, в частности, повторение слога «гу». Ввести в речевую практику слог «ди». Использовать поэтический фольклор.

Материал

Игрушка – зайка (25–30 см).

Содержание

Мама усаживает ребенка в креслице, привлекает его внимание к своему лицу. Произносит слог, который малыш освоил, начинает перекличку: «Гу-гу!», «Гу-гу!». Замолкает. Повторяет попытку активизировать речевую реакцию малыша. Когда кроха откликнется, мама читает потешку:

Заинька по сеничкам
Гуляй, погуляй!
Серенький, по новеньким
Погуливай – гуляй!
Гу-гу! Гу-гу!

Во 2 части игры-занятия мама читает новую потешку про заиньку, где дается звучание слога «ди»:

Заинька, войди в сад!
Серенький, войди в caд!
Зайка, зайка,
Войди в сад!
Серый, серый,
Войди в сад!
Ди-ди! Ди-ди!
Динь!

В конце занятия мама показывает зайку, который скачет и танцует. Можно спеть знакомые потешки и показать ребенку игровые движения ручками (хлопки, «фонарики»). Разучить их, выполняя руками малыша (пассивные движения).

Примерная игра-занятие на развитие слуха «Что звучит?»

Задачи

Продолжать совершенствовать ориентировочные слуховые и зрительные реакции.
Развивать реакцию на звучащие игрушки. Учить ребенка играть вместе со взрослым или подражать ему. Обогащать предметную деятельность на основе новых впечатлений.

Материал

Набор игрушек, издающих различные звуки: например, резиновая пищащая уточка, звенящий колокольчик, гремящая каталка или матрешка, салфетки.

Содержание

Мама кладет на ковер игрушки в разных местах. Накрывает их салфетками. Помещает малыша на ковер. Затем, приподняв салфетку, встряхивает игрушку, привлекая звуком ребенка, но не показывая предмет.

Малыш подползает, поднимает салфетку. Мама показывает действия с игрушкой, разговаривает с малышом: «Вот! Матрешка!» Аналогично ребенок обнаруживает другие звучащие игрушки.

К концу восьмого месяца заметно расширяется понимание малышом речи взрослого, совершенствуется лепет, в нем появляются новые фонемы и слоги.

Источник