Развитие звукопроизношения у ребенка с ффн

Развитие звукопроизношения у ребенка с ффн thumbnail

Любовь Василенко
Развитие фонематических процессов у детей с ФФН с помощью дидактического пособия «Речекруг»

Актуальность проблемы речевого развития дошкольников с фонематическим недоразвитием речи определена тем, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста являются нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе. Проблема преодоления фонетико – фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста является актуальной для современной логопедии, т. к. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза (индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни) параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с нарушениями речи. Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия. Для детей с недоразвитием фонематического слуха также характерны нарушения звуковой и слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и слогов). У этих детей наблюдается фонетико- фонематическое недоразвитие.

Фонетико- фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

При ФФН наблюдается несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. Нарушения средств общения являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико- фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.

Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

Характеристика детей с ФФН

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т] вместо [ с], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал, трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов.

Изучив и апробировав опыт работы других логопедов по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, методические рекомендации Т. А. Ткаченко, Е. Карельской, И. С. Лопухиной пришла к выводу, что использование игр, игровых упражнений, снижают сроки обучения и повышают качество подготовки к обучению в школе. А именно улучшают восприятие звуков, способствует нормализации произношения, обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза, совершенствует внимание и память, повышает готовность к чтению и письму. Таким образом, проблема формирования фонематических процессов у дошкольников с нарушением речи является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы. А раннее выявление детей с речевыми нарушениями и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корректировать речевую функцию у дошкольников. Предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.

Читайте также:  Портрет развития ребенка дошкольного возраста

Практическая значимость опыта заключается в том, что систематизировав материал, основанный на использовании различных дидактических игр и упражнений на развитие фонематических процессов, было создано пособие «Речекруг». Оно благоприятно влияет на общее и речевое развитие детей, вызывает у них живой интерес, т. к. основная деятельность дошкольного возраста – игра.

Разработанное пособие представляет из себя набор кругов для автоматизации или дифференциации разных звуков, а также множества игр и упражнений, способствующих развитию фонематических процессов, например:

Упражнение «Подели слова на слоги»

(Деление слов на слоги и определение, в каком слоге слышится автоматизируемый звук)

1).Ма-ши-на (прохлопали, определи, сколько раз хлопнули) (старшая группа)

2).Ма-ши-на, в слове «машина» 3 слога, звук Ш слышится во втором слоге ШИ. (подготовительная группа).

Дидактическая игра «Жёлтый шар»

(Составление предложений со словами на звуки Ш-Ж (дифференциация Ш-Ж) или со звуком Л (автоматизация звука Л)

Сквозь жёлтый шар я вижу жирафа. Сквозь жёлтый шар я вижу лопату.

Дидактическая игра «Паровозик»

(определение позиции звука в слове)

В слове «стол» звук Л слышится в конце слова. В слове «лось» звук Л слышится в начале слова.

Игра «Жёлтый и красный шар».

— Ребята, представьте, что вы смотрите на предметы сквозь шары. В названии которых слышится звук Л, вы смотрите сквозь жёлтый шар, а на предметы, в которых слышится звук Р – сквозь красный. (Сквозь жёлтый шар я вижу лося. Сквозь красный шар я вижу трактор)

Мною разработаны конспекты индивидуально-подгрупповых занятий по использованию данного пособия.

Пособие «Речекруг» облегчает детям работу над автоматизацией поставленных звуков и дифференциацией, развивает фонематические процессы и делает занятия менее утомительными и более привлекательными, обеспечивает комфортное самочувствие, самовыражение ребёнка — логопата через реализацию его интересов и потребностей, через игровое взаимодействие со сверстниками. Воспитывает у детей внимательное отношение к родному языку, желание говорить правильно и красиво. А для логопеда оно является эффективным коррекционным средством. Кроме того, служит дополнительной опорой при автоматизации и дифференциации звуков и способствует быстрому введению поставленного звука в свободную речь.

Результативность опыта. Подводя итоги работы с пособием «Речекруг» за 5 лет, направленной на развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста с нарушением речи добилась следующих результатов: использование игр и игровых упражнений способствовали достаточной сформированности фонематических процессов, что положительно повлияло на развитие фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Дети намного лучше воспринимают и различают звуки родного языка, могут дать звуку подробную характеристику; определяют позицию звука в слове (начало, середина, конец); владеют звуковым анализом слов; умеют дифференцировать акустически и артикуляционно близкие фонемы, делят слова на слоги и определяют их количество.

Ссылка на презентацию

Источник

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) — это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.[5]

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:

• дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;

• дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;

• дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

Речь ребенка с ФФН характеризуется множественными пропусками, искажениями и заменами звуков. Иногда ребенок может неправильно произносить 15—20 звуков.

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи детей отмечаются нарушения звукопроизношения, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия и некоторое отставание лексико-грамматического развития.

Причины нарушений могут быть механические (органические) и функциональные [14].

Признаком фонематического недоразвития фонем у детей является незаконченность становления и дифференциации звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Речь идет о свистящих и шипящих, сонорных «р» и «л», звонких и глухих, твердых и мягких звуках [7].

При фонематическом недоразвитии обнаруживается ряд особенностей при произношении звуков и их употреблении в речи:

— аморфное, неотчетливое произнесение звуков;

— недифференцированное произнесение пар или групп звуков.

Так, например, «с» и «ш» заменяются мягким звуком «щь». При этом ребенок произносит «шьяпка» вместо «шапка» и «шьяни» вместо «сани»;

— замена звуков более простыми по артикуляции (вместо «р» «ль») некоторые дети всю группу свистящих и шипящих заменяют взрывными, более простыми при артикуляции — «т, ть, я, ль»; они произносят «тапка» вместо «шапка», «дук» вместо «жук»;

— нестойкое употребление в речи звуков: в этом случае одно и тоже слово ребенок произносит различно в разных контекстах или при неоднократном повторении;

— смешение звуков в речи: в одних случаях ребенок употребляет звук правильно, в других их взаимозамещает;

— произнесение звука «р» одноударное, щечное или губное «ш», «ж», сходное с «у», «ы», «в» или заменой на «л».

Все эти особенности в большинстве случаев являются показателями незаконченности процесса приспособления артикуляции. Нередко на фоне общего недоразвития отдельные звуки оказываются сформированными, но произносятся с дефектом. Например: звук «р» может быть горловым, боковым, губным, свистящим, а шипящие — щечными, межзубными.

Читайте также:  Влияние алкоголизма на развитие ребенка

Характер произнесения звуков указывает на то, что дети недостаточно хорошо различают их на слух. При данном дефекте развития слоговая контура слова (за исключением отдельных случаев) воспроизводится правильно, но в то же ‘время отмечается сокращение групп согласных в составе слова, то есть нарушение звуконаполняемости или слоговой структуры слова: дети вместо «милиционер» говорят «минцанер».

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи всегда отмечаются нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Эти дети самостоятельно в контакт с окружающими не входят, так как свободное общение у них затруднено. Даже те звуки, которые они умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат недостаточно четко. Они стараются «обходить» трудные для них слова и выражения, мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий, допускают ошибки в словообразовании. Большое количество ошибок приходится на образование относительных прилагательных.[4]

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются почти все виды нарушения звукопроизношения: свистящих и шипящих, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения. Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушение слоговой структуры.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, и они без помощи логопеда не могут овладеть грамотой.

Этих детей можно определять по следующим недостаткам речи:

— неточное употребление многих обиходных слов на фоне сравнительно развернутой речи; в активном словаре преобладание существительных и глаголов, мало слов, характеризующих качества, признаки, состояние предметов, действий, а также способов действий; большое количество ошибок при использовании простых предлогов и практически, полное отсутствие сложных предлогов (из-за, из-под);

— недостаточная сформированность грамматических форм языка — ошибки в падежных окончаниях, в согласовании и управлении, смешение временных и видовых форм глаголов. Способами словообразования дети почти не пользуются. В активной речи применяют преимущественно простые предложения, испытывают затруднения, а часто совсем не умеют составить распространенные и сложные предложения (сочиненные и подчиненные);

— недостатки произношения звуков и нарушение структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом;

— при хорошем понимании речи незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами, что особенно проявляется при чтении учебных и художественных текстов [17]. В письме и чтении возникает много ошибок специфического характера, как следствие недоразвития речи.

Источник

В настоящее время наблюдается тенденция к
значительному росту числа детей с речевыми
нарушениями. Среди них весьма распространенным
нарушением является фонетико-фонематическое
недоразвитие речи, т. е. нарушение процессов
формирования произносительной системы родного
языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем.

Как известно, звуки речи образуются в
результате сложного комплекса движений
артикуляционных органов — кинем. Выработка той
или иной кинемы открывает возможность освоения
тех речевых звуков, которые не могли быть
произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно
произносим различные звуки, как изолированно,
так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей
подвижности и дифференцированной работе органов
звукопроизносительного аппарата. Произношение
звуков речи — это сложный двигательный навык. При
произнесении различных звуков каждый
участвующий в речевом процессе орган занимает
определённое положение. В речи звуки
произносятся не изолированно, а плавно один за
другим, и органы артикуляционного аппарата
должны быстро менять своё положение. Добиться
четкого произношения звуков, слов, фраз можно
только при условии достаточной подвижности
органов артикуляционного аппарата, их
способности перестраиваться и работать
координировано. У детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи со
стёртой дизартрией наблюдаются особенности
речевой моторики, обусловленные нарушением
функции двигательных нервов, которые участвуют в
артикуляции, в связи с чем, оказывается
нарушенной как статика, так и динамика
артикуляторных движений.

Группа ведущих ученых Р.Е. Левина, Н.А. Никашина,
Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина, А. В. Ястребова
и др. доказали, что существует прямая зависимость
между уровнем речевого развития ребенка и его
возможностями овладения грамотой, что влечёт за
собой нарушение письма. В свою очередь нарушения
письма — результат недостаточной
подготовленности ранних ступеней речевого
развития к переходу на последующие его ступени,
т.е. как результат недоразвития устной речи
ребенка.

Развитие речи, включающее умение четко
произносить звуки и различать их, владеть
артикуляционным аппаратом, правильно построить
предложение и т. д., одна из ведущих проблем,
стоящих перед дошкольным учреждением.

Преодоление фонетико-фонематического
недоразвития достигается путем
целенаправленной логопедической работы по
коррекции звуковой стороны речи и
фонематического недоразвития. Но прежде, чем
приступить к логопедической коррекции,
необходимо выявить особенности нарушения
дефекта.

Исходя, из выше изложенного было проведено
исследование, на базе МДОУ детского сада № 99
(посёлок Фрязево, Московской области), в старшей
группе, в количестве 10 человек, в течение трёх
недель.

Цель: выявление особенностей
звукопроизношения у детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Задачи:

  • подобрать методики для обследования состояния
    звукопроизношения;
  • провести обследование звукопроизношения детей
    5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием
    речи; проанализировать результаты обследования
    и сформулировать выводы.

Предметом исследования является звукопроизношение
у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи.

Соответственно, объектом исследования
выступают особенности звукопроизношения у
детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи.

В качестве гипотезы мы выдвинули
предположение, что у данной группы детей
нарушения звукопроизношения носят полиморфный
характер и выражаются в антропофонических
(искажение, пропуски) и фонологических (замена,
смещение) дефектах. Звукопроизношение может
зависеть от фонетического контекста (от позиции
звука в слове, от сложности слоговой структуры
слова).

Обследование состояния звукопроизношения <приложение
1>
проводилось по общепринятой в логопедии
методике, опубликованной в работах Н.С. Жуковой,
Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Р.Е.
Левиной. При изучении состояния
звукопроизношения определялось количество
нарушенных звуков, какие фонетические группы
нарушены, характер нарушения произношения
звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в
различных фонетических условиях:

  • при изолированном произношении;
  • в слогах — прямых, обратных, со стечением
    согласных;
  • в словах (исследуемый звук находится в разных
    позициях по отношению к началу, концу и середине
    слова);
  • во фразах;
  • в спонтанной речи.
Читайте также:  График развития ребенка по месяцам вес рост

При подборе лексического материала
соблюдались следующие требования:

  • насыщенность лексического материала заданным
    звуком;
  • разнообразие лексического материала;
  • включение слов с оппозиционными звуками;
  • включение слов сложной слоговой структуры и
    звуконаполняемости.

При обследовании звукопроизношения
применялись методические приемы отраженного и
самостоятельного воспроизведения лексического
материала. Детям предлагались сюжетные и
предметные картинки, слоги, слова, предложения,
чистоговорки, включающие исследуемые звуки.

Одним из основных требований к лексическому
материалу было понимание значения слов,
предлагаемых ребенку для воспроизведения при
обследовании звукопроизношения.

Подводя итоги нашего исследования можно
отметить, что общим характерным признаком для
этой категории детей является полиморфное
нарушение звукопроизношения.

Как видно из <приложений № 2 и № 3>
наиболее трудными в произношении для детей
оказываются твердые свистящие: [с], [з]. Для
свистящих характерно межзубное произношение (у 6
детей), реже встречается губно-зубное
произношение. Анализируя пары свистящих, мы
видим, что в большей степени нарушается звук [з’]-
у 7 человек, а нарушение произношения звука [с’]
встречается у 2 человек. Аналогичные нарушения
наблюдаются в группе шипящих: [ш], [ж]. Дети
заменяют шипящие искаженными свистящими.
Некоторые ребята имеют межзубное произношение
звука [ж].

Среди аффрикат чаще страдает произношение
звука [ц] — 5 человек, нарушение произношения [ч],
отмечается у 4 ребят. Звук [ц] — заменяется на [с’] (2
человека) или искаженное [с], а звук [ч] заменяют на
[т’].

Сонорные нарушаются следующим образом: среди
нарушений произношения звука [л] преобладают
нарушения межзубного лам6дацизма или звук [л]
заменяют на [j]. Среди расстройств произношения
звука [р] является искажение велярного
произношения. Заднеязычные [г] и [к] заменяют на [т]и [д], у 4 детей заднеязычные звуки отсутствуют.

Твердые звуки у детей со стертой дизартрией
нарушаются чаще, чем мягкие. Глухие и звонкие
пары звуков в произношении нарушены одинаково:
если глухой свистящий звук [с] имеет межзубное
произношение, то и его звонкая пара, звук [з], тоже
имеет межзубное произношение (у 7 детей).

Нарушения звукопроизношения у детей со стертой
дизартрией стабильно и зависит от позиции звука
в слове. Наибольшие трудности возникают при
позиции звука в середине слова, согласно <приложению
№ 4>
.

Сложным для детей являютсяслова со
стечением согласных <приложение № 5>.
Чаще в этих случаях выпадает один согласный звук.
Вследствие трудностей, возникающих при
переключении с одного артикуляционного уклада к
другому, встречаются случаи нарушения слоговой
структуры слова. В слоге со стечением согласных С
CN Г — Владик и Снежана допускали искажение трёх
звуков. В слоге со стечением согласных CN С Г-
искажение более пяти звуков допускали 2 ребёнка.
Наибольшие трудности вызывали почти у всех ребят
по схеме С Г С и Г С Г. Это видно из профиля
нарушения звуков <приложение № 6>. Так
у некоторых детей отмечается во время
прозношения вялая артикуляция, без активности и
четкости. Двигательный акт не завершается, как бы
«замирает» на полпути, тогда звук замещается
гласным или паузой.

У троих ребят артикуляция неотрегулирована,
языкчрезмерно сближаться с твердым небом и
отклоняться в сторону, кончик проходит в
межзубную щель, а корень излишне приподниматься
к мягкому небу, вследствие чего возникает
искажение (шипяшие и свистящие сигматизмы).

Согласные нарушаются по-разному, например, при
произнесении [т],[д] кончик языка находится
между зубами (неравномерность поражения
черепно-мозговых нервов), передняя часть спинки
языка смыкается с твердым небом.

У дух детей при спастическом парезе корень
языка прикасается к тонически напряженному
мягкому небу и язычку, под воздействием
воздушной струи язычок вибрирует, тело языка,
опушенное на дно полости рта, во время
произнесения остается неподвижным, что приводит
к искаженному произнесению [р].

На основании представленных результатов можно
сделать вывод, что у детей данной группы выявлены
следующие нарушения звукопроизношения:

  • свистящие звуки,
  • шипящие звуки оформляются в более простом,
    нижнем произношении и заменяются на свистящие
    звуки,
  • аффрикаты,
  • сонорные звуки,
  • заднеязычные (в меньшей степени),
  • нарушение двух и более фонетических групп
    звуков,
  • межзубное произношение переднеязычных звуков
    [л], [с], [з],
  • смягчение согласных звуков, обусловленное
    спастическим напряжением средней части спинки
    языка.
  • искажённое произношение одного или нескольких
    звуков, ребёнок может искаженно произносить 2-4
    звука или говорить без дефектов, а на слух не
    различать большее число звуков из разных групп.

Звукопроизношение может зависеть от
фонетического аспекта, т. е. от позиции звука в
слове, от сложности слоговой структуры слова.

Нарушение звукопроизношения носят полиморфный
характер и выражается в антропофонических
(искажение, пропуски) и фонологических (замена,
смещении е) дефектах.

Список литературы:

  1. Архипова Е. Ф. Клинико-педагогическая
    характеристика детей со стёртой формой
    дизартрии. — М., 2006.
  2. Артёмова Е. Э. Особенности формирования
    просодики у дошкольников с речевыми нарушениями.
    — М., 2005.
  3. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и
    др. Диагностика нарушений речи у детей и
    организация логопедической работы в условиях
    дошкольного образовательного учреждения. — СПб:
    Детство-пресс, 2001.
  4. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие
    фонематического слуха у дошкольников. — М., 1997.
  5. Лопатина Л. В. Методика исследования
    экспрессивной речи детей дошкольного возраста,
    страдающих стёртой формой дизартрии //изучение и
    коррекция речевых расстройств. — Л.,1987.
  6. Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления
    стертых дизартрий и методы их диагностики. — М.,
    1990.
  7. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического
    восприятия и навыков звукового анализа. — СПб.,
    1998.

Приложение 1, приложение
2, приложение 3, приложение
4, приложение 5, приложение
6.

Источник