Развитие певческого голоса ребенка в системе музыкального воспитания

Екатерина Минор
Проблема развития детского певческого голоса в системе дошкольного образования

Одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития певческого голоса в системе дошкольного образования.

Цель дошкольного учреждения – развитие музыкальных способностей воспитанников, овладение вокальными навыками, формирование музыкальной культуры личности.

Достижению данной цели способствует создание условий для:

— овладения вокально – певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания;

развития музыкальной памяти, внимания, воображения, мышления;

— воспитания эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры.

Формирование певческих навыков – один из наиболее сложных и важных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Занятия пением являются важной особенностью гармоничного развития ребенка.

Проблема постановки певческого голоса ребенка– дошкольника – одна из сложных в музыкальной педагогической теории и практике. И одна из самых важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.

Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанимента, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Систематическое вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, а так же упражняет и развивает его дыхательную систему.В пении формируется ряд музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Создавая условия для развития детей по вокалу, я всегда стараюсь учитывать, что голосовой аппарат ребёнка нежный, хрупкий растёт в соответствии с развитием организма ребёнка. Очень важно владеть вокальной методикой, беречь голос ребёнка. Мною подобраны всевозможные приёмы вокальной техники, которые способствуют развитию детского голоса.

По методике О. П. Радыновой выявлено, что 60% детей 3-4 лет имеют низкий уровень развития вокальных навыков: большинство пели напряженно, интонировали не всегда чисто, вступали не вовремя, нередко замедляли темп. Результаты обследования этих же детей другими специалистами показали, что у некоторых из детей выявлены проблемы со звукопроизношением, также были дети робкие, с замедленной речью и слабой памятью.

А вот, советский педагог-музыкант, кандидат педагогических наук Н. А. Метлов в своей методике определяет особенности голосового аппарата, физиологические возможности дошкольников, диапазон голосов детей разных возрастных групп, требования к песенному репертуару детского сада.

В современной практике очень хорошо используются вокальные упражнения педагога-музыканта и детского композитора Е. Н. Тиличеевой, которые помогают детям овладеть элементарными певческими навыками, достигать в пении лёгкости звучания, правильного дыхания.

Интересна и познавательна технология В. Емельянова, в которой представлена разработка мер по охране и защите детского голоса.

Учитывая современные методики и рекомендации известных педагогов, выстроилась определенная система формирования певческих навыков ребенка дошкольного возраста. Для этого были адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е. Тиличеевой, Н. Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, А. Битус и т. д. В образовательной деятельности важно постоянно следить за детьми, чтобы они пели и разговаривали без напряжения, не подражали громкому пению взрослых, объяснять родителям вредность крикливого пения, не разрешать петь на улице в холодную погоду.

Подбор репертуара, самая важная и сложная задача – найти песню, которая была бы по настроению детей, отражала их представления об окружающем мире, духовно развивала их, доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подобран яркий и доступный музыкальный материал, с помощью которого можно решить проблемы развития вокальных навыков.

После подбора репертуара начинается вокально-хороваяработа.

В первую очередь, детям напоминаются правила певческой установки, и контролируется их выполнение. Насколько свободно и активно чувствует себя поющий, зависит физическое состояние, правильное дыхание, характер звука, эмоциональность.

Опыт работы показал, что использование с дошкольниками данного комплекса мероприятий по вокально-хоровой работе повышает уровень формирования певческих навыков и исполнительской культуры, обогащает их знания о строении голосового аппарата, охране органов речи и способах управления ими.

«Запоют дети – запоет народ», – писал К. Д. Ушинский. Будут любить пение дети или нет, в основном зависит от взрослых.

Список литературы:

1. Анисимова Г. «100 музыкальных игр», Ярославль, «Академия развития», 2002

2. Емельянов В. В. «Школа «Поюшки» литература – интернета, 2006

3. Емельянов В. В. «Развитие голоса», Санкт – Петербург, 2004

4. Орлова Н. Д. «Учите детей петь» Упражнения для слуха и голоса, Методическое пособие для музыкальных руководителей детских садов, Москва. 1981

5. Шацкая В. Н. «Развитие детского голоса», Москва, 1963

6. Шереметьев В. «Хоровое пение в детском саду», ж-л Музыкальный руководитель № 5, 2005.

Источник

Юлия Лещёва
Развитие певческого голоса и слуха ребенка

Развитие слуха и голоса ребенка, их взаимообусловленность – одна из

фундаментальных проблем певческого воспитания дошкольников. Неслучайно

она была темой научных международных конференций, которые состоялись в 60-

70-х годах в Москве. (СНОСКА, 2 конференции). Наиболее обширные

исследования в этой области были проведены советскими, чешскими и

болгарскими учеными: А. Запорожец, Т. Ендовицкой, Р. Зинич, Н. Ветлугиной, Ф.

Лысеком, Е. Седлачковой, Ц. Колевым и др. особенностью конференций было то,

что вопросы вокально-хорового воспитания детей рассматривались педагогами-

музыкантами, психологами, физиологами, врачами-фониаторами, акустиками.

Исследованиями было установлено, что слух является главным регулятором

и корректором певческого поведения голосового аппарата, поэтому именно слуху,

прежде всего, должно быть уделено внимание при формировании певческих

навыков у детей. Слух развивается не попутно и не одновременно с голосом, а его

Читайте также:  Что входит в индивидуальную карту развития ребенка

развитие и воспитание должно идти всегда впереди. Известная формула

музыкантов-инструменталистов: «вижу—слышу—играю» с заменой последнего

слова на «пою» не теряет своего значения при развитии детского голоса.

Воспитанный в музыкальном отношении слух ускоряет приобретение

необходимых певческих навыков. Ученые утверждают, что звуковые образы

накапливаются в слуховой памяти еще до использования их в речи или пении, в

этом отношении окружающая среда имеет огромное значение для развития

музыкального слуха детей. Поэтому музыкальный слух — это не только следствие

врожденных способностей, но и результат взаимоотношений ребенка с

музыкальной средой, музыкальным воспитанием.

Наблюдения за детьми раннего и дошкольного возраста показали (Ф. Лысек

и др., что музыкальный слух заметно проявляется у детей, которые в период

развития речи — «ползунками» — слышали речь выразительную как

фонематически, так и музыкально. Имитировать слышимую речь ребенок мог тем2

легче, чем больше эта речь основывалась на вокализации — была распевна,

тонально определена и, сверх того, произносилась голосом, близким по звучанию

голосу ребенка (например, женским или детским). Ученый считает, что высота

голоса матери, воспитателей в детских садах оказывает на формирование

подражательных умений ребенка самое существенное влияние. Кроме того, в ходе

становления музыкального слуха ребенка и его музыкально-воспроизводящих

(певческих) умений опора на звучание музыкального инструмента (скрипки,

фортепиано, аккордеона и др.) также является желательной

Исследователи голоса и слуха ребенка отмечают, что в ходе практической

работы с детьми слух нужно развивать и воспитывать не только в отношении

звуковысотности, но и в гармоническом и ладовом отношении, учить детей

различать тембровую окраску, динамику. Одним словом, этот орган должен

оправдать то название, которое дал ему И. П. Павлов, — «анализатор».

Доктор Е. Седлачкова (чешский фониатрический институт, исследуя

причины расстройства детского голоса, также выявила взаимосвязь голоса и

развития музыкального слуха. Она пришла к выводу, что развитие голоса с

младенческого возраста зависит от слухового восприятия, что связь слуховых

стереотипов (т. е. акустических с артикуляционными) с самого начала очень

крепкая. Поэтому работа по совершенствованию музыкального слуха самым

благоприятным образом сказывается на развитии певческих голосов детей. Более

того, у тех детей, кто не имел достаточно развитого музыкального слуха,

расстройства голоса были значительно тяжелей и хуже поддавались

восстановлению (Е. Седлачкова Расстройства голоса у детей//«2-я научная

конференция по вопросам развития слуха и певческого голоса»)

Как уже было отмечено выше, для развития музыкального слуха важное

значение имеет музыкальная среда, которая окружает ребенка. Однако для3

развития слуха одной музыкальной среды недостаточно, поскольку подлинное

слышание — не пассивный процесс восприятия внешних воздействий, а процесс

активный, включающий в себя эффекторные компоненты, воспроизводящие,

моделирующие свойства воспринимающего объекта. Для того, чтобы развить у

ребенка музыкальный слух, необходимо формировать у него определенные

действия, с помощью которых он может отражать окружающую музыкальную

действительность.

Источник

Ольга Старовойтова
Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста

Статья «Развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста».

Составила: музыкальный руководитель Старовойтова Ольга Александровна МБДОУ «Детский сад №5 № «Колокольчик» комбинированного вида г. Бокситогорска»

«Хотите научиться петь, учитесь у детей и птиц».

Мусин Алмат Жумабекович

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту – маленький человек осознаёт своё достоинство, развивает духовные силы ребёнка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки …»

В. А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса.

Пение – древнейшее искусство, которое улучшает самочувствие, снимает боль и даже продлевает жизнь. Оказывается, петь не только приятно, но и полезно.

Пение — наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности для детей дошкольного возраста. Дети очень любят петь, поют охотно, с удовольствием. Ветлугина Н. А. считает, что »пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой обогащаются переживания ребенка, успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке».

Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является составляющей основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения, оказывает благоприятное влияние на физическое здоровье детей, доставляет удовольствие поющему, но также упражняет и развивает его дыхательную систему, которая влияет на состояние сердечно-сосудистой системы. Следовательно, занимаясь дыхательной гимнастикой на занятиях, ребенок укрепляет своё здоровье.

Доказано, что в пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Передо мной, как музыкальным руководителем дошкольного учреждения, стоит ответственная задача — научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. Отсюда вытекает цель — научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное красиво, с большой самоотдачей, овладение детьми дошкольного возраста певческими навыками на музыкальных занятиях.

Для выполнения цели мной были поставлены задачи:

1. Создать условия для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Читайте также:  Теории психического развития ребенка психоаналитическая теория развития

2. Развивать музыкальные способности дошкольников (эмоциональную отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления, чувство ритма).

3. Воспитывать у детей любовь и интерес к певческой деятельности.

4. Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Обучение пению должно начинаться с определения диапазона звучания, типа и особенности голоса ребенка.

Певческий диапазон – это объем звуков, который определяется интервалом (расстоянием) от самого высокого до самого низкого звука, в пределах которого хорошо звучит голос.

Не малую роль в развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста для меня играет подбор музыкального репертуара. Это самая важная и сложная задача – найти такую песню, которая была бы созвучна настроению детей, отражала их интересы и представления об окружающем мире, духовно развивала их, и самое главное — была доступна для исполнения. Для каждой возрастной группы подбираю интересный и доступный материал, с помощью которого можно решить различные проблемы развития вокальных навыков.

С подбором репертуара начинается вокально-хоровая работа:

Правила певческой установки.

Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой степени зависит качество звука и дыхания. При обучении детей пению надо следить за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

b]Правила пения:[/b]

• сидеть (стоять) ровно;

• не сутулиться;

• корпус и шею не напрягать

• голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

• дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

• петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

• рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого звука;

• нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

Вокально-хоровые навыки:

1. Дыхание

2. Звукообразование

3. Дикция

4. Чистота интонирования

5. Ансамбль

1. Работа над дыханием.

Овладеть навыком певческого дыхания детям помогают различные упражнения:

— дыхательные упражнения без звука;

— звуковые дыхательные упражнения;

— упражнения под музыку.

Эти упражнения способствуют оздоровлению всей дыхательной системы, а также осуществляют массаж внутренних органов, насыщают ткани кислородом, укрепляют нервную систему. Пение позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Эмоции ребёнка тесно связаны с дыханием, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать у детей эмоциональное состояние.

Работа над певческим дыханием — это сложный и длительный процесс. Для этого на начальном этапе обучения я ориентируюсь на овладение плавным и равномерным вдохом и выдохом, не прерывающим музыкальную фразу.

Чтобы научить детей спокойному вдоху, не перегруженному воздухом, без участия плеч я в своей работе очень часто использую упражнения из дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой («Ладошки», «Погонщики», «Насос», «Кошечка» и другие) и системе Д. Огороднова («Понюхать цветок»).

В последующей своей работе над дыханием задача усложняется – дети учатся быстрому спокойному вдоху в подвижных песнях и между фразами.

В своей работе использую игры на развитие речевого и певческого дыхания из сборника «Игровая методика обучения детей пению» О. В. Кацер.

2. Следующий этап – звукообразование – это процесс образования певческого голоса, то есть звука определенной высоты, силы и тембра.

На занятиях я добиваюсь, чтобы голос у детей был естественным, звонким и лёгким. Дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Работая над звукообразованием необходимо напоминать детям, чтобы они пели и разговаривали без напряжения, не подражая излишне громкому пению взрослых, разъяснять родителям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.

Работу по звукообразованию целесообразно начинать с детьми младшей группы. Учить детей протягивать отдельные звуки, окончания музыкальных фраз. Так в своей работе я использую песню «Петушок», «Корова» М. Раухвергера. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных.

3. Дикция (от лат. dictio — произношение) — четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка. Выразительность дикции — важная сторона мастерства актера, певца, выступающего.

Дикция является средством донесения текстового содержания до слушателей, и одним из важнейших средств художественной выразительности раскрытия музыкального образа. Главное правило дикции – полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.

Большое значение для правильности дикции в пении имеют согласные звуки и их взаимодействие с гласными. Одни согласные произносятся с участием голосовых связок, другие — при помощи пропускания струи воздуха между языком и нёбом, языком и зубами:

— движение («р», «т», «д»);

— утечку воздуха («ш», «ж») ;

— значительного выдоха («в», «ф», «з»).

Добиться лёгкости в произношении согласных в работе над дикцией и артикуляцией можно с помощью народных прибауток, построенных в основном на одном — двух звуках. Например, я использую в своей работе такие народные прибаутки, как «Барашеньки», «Андрей — воробей», «Дин — дон». Так же очень часто в работе с детьми использую такие игровые упражнения:

— «Надуйте щёки» — (изобразите важную персону, надуйте щёки и держите 5-6 секунд). Повторите.

— «Сдуйте щёки» — (хлопком по щекам, губы в «пучок»).

— «Пение про себя».

Читайте также:  Развитие восприятия и мышления ребенка дошкольного возраста

Работа над дикцией важна во всех возрастных группах, поскольку в дошкольном возрасте у многих детей присутствуют речевые дефекты, затрудняющие чистоту интонирования. В своей в работе с детьми я использую скороговорки и чистоговорки, которые помогают добиться чистоты произношения звуков.

Перед тем, как начать работать над дикцией, обязательно делаем с детьми артикуляционную гимнастику.

4. Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Очень в работе над артикуляцией помогают упражнения: «Улыбочка», «Заборчик», «Трубочка». «Болтушка». Игровые упражнения «Лопатка», «Сладкая конфета», «Иголочка» — помогают для разминки языка.

В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

Также неоценимое значение оказывают упражнения по системе В. Емельянова, которые делятся на статические и динамические.

Артикуляционная гимнастика.

5. Интонирование — точное воспроизведение мелодии.

Работу над интонированием начинаю с понятия высоты звука. Чистота интонации зависит от музыкального окружения ребенка. Сначала я предлагаю детям выполнить упражнения на звукоподражания, затем петь прибаутки. Желательно, чтобы мелодия шла сверху вниз: это сразу дает настройку голосового аппарата на высокое звучание. Пение по фразам, предложениям даёт хороший результат, учит детей слышать пение других детей, быть внимательным, ответственным за сольное исполнение. Также для налаживания чистоты интонации в пении, я использую систематическое повторение выученных песен с сопровождением и а капелла, упражнение «рисуем голосом» — этот вид деятельности представляет собой свободное скольжение голосом по нарисованным линиям.

Чтобы дети могли легко определить направление движения мелодии, я использую моделирование (показ движения рукой, дидактические игры и так далее).

6. Красивое, чистое исполнение песни закладывает основы ансамбля. Ансамбль – это целостность, слитность звучания. В пении хором важно научить детей слушать себя и других, сливаться с общим пением, следить, чтобы ни один голос не выделялся. Так же очень важно, чтобы дети начинали петь все вместе одновременно, выдерживали темп песни и заканчивали пение так же одновременно. Слаженность в пении у детей даёт заметный результат такой приём, как пение «цепочкой».

В развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста большое значение отводится песенному творчеству или импровизации — умению творить, самостоятельно искать песенные интонации. И главное, развивать умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него, петь естественным голосом.

Все вышеперечисленные вокальные навыки (звукообразование, дикция, дыхание, чистота интонации, стройное, слитное пение) тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно. Вокальные навыки помогают в работе над песней, которая состоит из трёх этапов:

Ознакомление с новым музыкальным произведением;

Разучивание песни;

Исполнение песни.

Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для формирования певческих навыков дошкольников достаточно много. Организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности детей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудничеству воспитателей и родителей.

В заключении хочется сказать о пользе пения у детей.

Занятия вокалом приносят неоценимую пользу. Прежде всего, у ребенка укрепляется иммунитет за счет вибраций, создаваемых в организме при пении. У хорошо поющих детей диапазон воспроизводимых частот охватывает от 70 до 3000 колебаний в секунду.

Регулярные занятия горловым пением помогают детям лечить астму. Это обусловлено особым диафрагмальным дыханием, которое стимулирует работу легких и положительно сказывается на нервной системе певцов. Кроме того, пением можно вылечить ребенка от легкого заикания.

Занимающиеся вокалом дети становятся дружелюбнее и быстрее налаживают контакты со сверстниками. Это большой плюс в пользу психического здоровья, которое не менее важно, чем физическое.

Детям приносит пользу как хоровое пение, так и а капельное. Вреда от занятий вокалом не обнаружено. Таким образом, если вы заметили у ребенка интерес или предрасположенность к вокальному искусству, обязательно поспособствуйте развитию соответствующих способностей.

Пение способствует улучшению настроения. Когда человек поет, в его головном мозге вырабатывается гормон счастья – эндорфин. Именно он отвечает за хорошее настроение, радость, жизненный тонус. Ребенок станет спокойней, счастливей, активней.

В процессе пения в организм поступает больше кислорода. Как следствие этого процесса – улучшение кровообращения, нормализация сердцебиения и артериального давления, улучшение общего самочувствия, исчезновение головных болей, улучшение цвета лица.

Пение способствует повышению иммунитета. Дети, которые любят петь, реже страдают от болезней горла, поскольку благодаря улучшению кровообращения укрепляются стенки сосудов, голосовые связки и лимфоузлы. А это в свою очередь благотворно сказывается на местном иммунитете.

Отсюда вытекает вывод: пойте как можно больше сами и не запрещайте петь своим детям

Список использованной литературы:

1. Кацер О. В. «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра», С-П -2005г

2. Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1-2005г., с. 2

3. Шереметьев В. статья «Хоровое пение в детском саду // «Музыкальный руководитель»№5-2005г, №1-2006г.

4. Волкова Г. В. «Логопедическая ритмика». М., Владос, 2002.

5. Тиличеева Е. «Маленькие песенки». Вокальные упражнения для детей дошкольного возраста». М., Музыка, 1978.

6. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва, 1998.

7. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж, СПб, 1997.

8. Тютюнникова Т. Э. статья «Чтобы научиться петь, надо петь» //Музыкальная палитра, №5, 2004г.

Источник