Воображение ребенка природа и развитие

Воображение ребенка природа и развитие thumbnail

воображение дошкольный творческий психокоррекция

Реализм воображения

Воображение принадлежит к числу главных психических новообразований дошкольного детства. Как показывают исследования Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО, следствия развития воображения у дошкольников весьма разнообразны. Это не только высокие творческие достижения в изобразительной и музыкально-исполнительной деятельности, но и полноценная готовность к школьному обучению и даже высокие эффекты психолого-коррекционной и оздоровительной работы с детьми, а также многое другое. [7]

Что же такое воображение? Свободный, необузданный, неподконтрольный логике полет фантазии, выдумывание того, чего в действительности не бывает, пренебрежение реальностью… Чем дальше от реальности, тем продуктивнее воображение. Такова позиция здравого смысла. Впрочем, долгое время ее придерживалось и большинство исследователей-психологов.

Эта позиция может показаться еще более аргументированной, когда разговор заходит о маленьком ребенке. Она полностью согласуется с представлениями о нем как существе, живущем в мире грез, смутных впечатлений и символов. На этом основании психология (и педагогика) традиционно отказывала детскому воображению в какой-либо внутренней, существенной связи с реальностью. Конечно, никто не отрицал того очевидного факта, что оно черпает свой материал из внешнего мира. Но тем и ограничивались.

Так возможен ли реализм детского воображения? Ведь палочка, на которой ребенок скачет, не настоящая лошадка, а только замещающий ее символ. Поэтому и собственной стихией детского воображения обычно называли “мнимое”, “условное”. В то же время “реальное”, “действительное” идентифицировалось с тем, что непосредственно “бросается в глаза” и подлежит простому считыванию, “отражению”, а вовсе не “воображению”. [7]

Но в науке существует и другая позиция. Ее отстаивал выдающийся отечественный философ Э.В. Ильенков [5, 6]. Он был страстным противником сведения воображения к безудержному абсурдному фантазированию и самоцельному оригинальничанию. По Ильенкову, подлинное воображение всегда реалистично. Оно фиксирует нечто такое, что в действительности есть или при определенных условиях возможно, но пока не стало содержанием рационального знания. Этим “нечто” может быть слабо выраженная тенденция, нюанс, “намек”, даже “отклонение от правила”, которому большинство людей не придает никакого значения. Воображение способно “угадать” во всем этом существенную закономерность, всеобщую норму вещей, коей очень часто суждено проявиться лишь в более или менее обозримом будущем. Всемирная история познания буквально соткана из подобных “догадок”. (Согласно Ильенкову, любое всеобщее вначале возникает как “аномалия”, затем приобретающая статус закона [6]. С такими “аномалиями” и имеет дело воображение).

Воображая, человек “сходу” проникает в суть предмета еще до того, как в его сознании сложится сколь-нибудь отчетливое понятие о нем. Предмет будущей мысли уже явлен сознанию в чувственном образе. Мысль, которой только предстоит родиться, но которая уже предчувствуется. Воображение и есть предчувствие мысли в образно-смысловой форме. По словам Гегеля, воображая, мыслящий дух “отождествляет свои всеобщие представления с тем, что есть особенного в образе и тем самым дает им образное наличное бытие” [4, стр.228].

Движимая, на первый взгляд, чисто интуитивными импульсами сила воображения уверенно инвертирует всеобщее и единичное, необходимое и случайное, условное и реальное, знаемое и незнаемое, главное и, казалось бы, второстепенное. Но последующий скрупулезный анализ, как правило, обнаруживает законность инверсии.

В этом же — специфика детской картины мира. Спору нет, она наивна. Но “наивное” и “неправильное” — совсем не одно и то же. Ребенок видит окружающее, руководствуясь прежде всего смысловыми установками. Там, где у него исчерпывается запас таких установок, он самостоятельно порождает новые. Это находит свои проявления, например, в спонтанных вопросах и рассуждениях детей относительно таких универсальных категорий, как жизнь и смерть, идеальное и реальное, добро и зло и т.д., в создании воображаемых миров — “паракосмов” [1, стр. 187-188]. Это не означает, что ребенок воспринимает действительность не в геометрических, а в смысловых координатах и пропорциях в отличие от видимого. Такое противопоставление вообще было бы некорректным.

Геометрические формы и отношения внешнего мира ребенок всегда рассматривает сквозь призму той системы общественных значений предметов, которую он уже освоил.

Без воображения вообще не представима та картина действительности, которую продуцирует детское сознание. Детям не без оснований издавна приписывают дар видеть то, чего не замечают другие люди. Каждый из взрослых порой ловил себя на том, что в детстве отдельные предметы приобретали в его глазах гиперболизированные очертания. Это не иллюзия, а следствие активной работы воображения, которое фиксировало для субъекта смыслообразующую функцию этих предметов по отношению к тем или иным значимым ситуациям его жизни.

В онтогенезе наблюдается постоянная смена векторов движения от значения к смыслу и от смысла к значению. Во многих случаях движение по второму вектору направляется силой детского воображения. Вектор движения от смысла к значению превалирует, например, в младенчестве, в условиях непосредственно-эмоционального общения ребенка со взрослым. Для младенца общественный образец поначалу слит с индивидуальным образом действий родного, близкого взрослого — образом, который определяет смысловую доминанту активности ребенка. Образ и образец представляют собой относительно диффузную целостность. Практическое абстрагирование образца осуществляется по мере перевода общения взрослого и младенца в русло делового сотрудничества во второй половине младенчества. Однако его внутренним условием является смысловая (довербальная) инициация общения со взрослым — это и есть генетически исходный тип креативной активности ребенка [7], и уже в нем следует видеть ростки продуктивного воображения.

Читайте также:  Консультация для родителей роль семьи в воспитании и развитии ребенка

Так, взрослый пытается под ярко выраженный эмоциональный аккомпанемент (ласковый разговор, тактильный контакт и т.д.) активизировать у младенца интенцию на игрушку. Ребенок же через этот предмет “привязывает” взрослого к себе — превращает игрушку в повод, посредника дальнейшего, отсроченного во времени общения со взрослым. Он настойчиво втягивает игрушку в поле взаимодействия, силой “воображения” полагая предмет в качестве его значимой константы.

Для младенца игрушка воплощает его собственную живую эмоциональную память о Событии общения со взрослым. Он апеллирует к игрушке как к возможному инструменту актуализации этого события. Мало сказать, что ребенок лишь неосознанно оформляет в игрушке некоторую знаковость и стремится открыть ее в качестве таковой сознанию взрослого. Порождение знака ведет к проблематизации ситуации взаимодействия ребенка и взрослого, которая теряет свою определенность, к проблематизации норм ситуативного социотипического поведения [7]. Ведь для взрослого мотив вовлечения этой игрушки в ход взаимодействия вовсе не очевиден, а инициативное обращение ребенка ко взрослому через игрушку выглядит явно избыточным с точки зрения ситуативной нормосообразности. Социализированному взрослому и потом бывает трудно понять, почему украшение елки может ускорить долгожданное появление Деда Мороза, а с ним и приход Нового года, — для этого нужна фантазия.

Инициативное действие ребенка наполняет ситуацию человеческим смыслом, что и предстоит осознать взрослому, фиксирующему в этом действии прежде всего операционно-технические параметры. Креативная активность младенца принимает вид смыслообразования. Внешне это проявляется в попытке разрыва заранее намеченной и претворяемой взрослым “линии поведения” в отношении ребенка. В результате ребенок конструирует новую ситуацию, предполагающую особую норму действия в ней. По мере этого и социально узаконенный способ отношения к предмету осваивается ребенком в своей специфически человеческой — целостной форме (по принципу “целое раньше частей”).

Дальнейшая дифференциация образа и образца действий обязана развитию предметно-манипулятивной деятельности в раннем возрасте. Но и в этом возрасте, как и в последующих, освоение общественных образцов разворачивается в логике “осмысливания — воображения” [7].

Ребенок интегрируется в культурное целое творчески, и это — совершенно особая форма творчества [7]. Отсюда однако не вытекает, что он своевольно перекраивает содержание культуры по собственным субъективным меркам, наделяя вещи тем, что им не свойственно. Культура — не аморфная и податливая глина или пластилин. Ребенок застает ее уже обремененной исторической традицией, импульсами действий предшественников и современников.

Для того, чтобы постичь реальную сущность предмета, ребенок должен его вообразить, взглянуть на него с нетрафаретной, а подчас и парадоксальной точки зрения. И в этом — парадокс самого реалистического взгляда на мир. Яркий пример — детские словотворческие опыты, свободная экспериментатика с материальным телом (звуковой оболочкой) слова, — все эти “починщики”, “плавальщики”, “пескаваторы”, “котихи”… Без них грамматика родного языка не может быть твердо усвоена[7].

Перед ребенком — субъектом культуроосвоения встает непростая задача: нисколько не разрушая нормативного, закрепленного общественной практикой значения предмета, он вместе с тем должен выйти за рамки этого значения. Мало того: путь выхода за эти рамки он должен найти внутри этих рамок. Эту парадоксальную задачу и призвано решать в различных видах деятельности ребенка его творческое воображение.

Силой воображения ребенок выделяет те свойства, которые, будучи латентными, все же являются специфичными для данного объекта, наиболее адекватно отражают его общую, целостную природу. Эти свойства могут или сформироваться в процессе развития объекта или не возникнуть вовсе, так и не претворившись в действительность, оставшись в сфере возможного [7].

Смысловой реализм воображения — свойство общечеловеческое, и потому по его меркам можно оценивать продукты творчества как взрослых, так и детей. Если ребенок нарисовал странное существо с головой льва, шеей журавля и ластами тюленя, это, конечно, может быть простой комбинацией разнородных элементов, извлеченных им из личного опыта. Но, чтобы оценить изображенное, нужно попытаться проникнуть в смысловую логику детского образа. Этот образ может оказаться и подлинно творческим, но при том условии, что “лев”, “журавль” и “тюлень” будут осмысленно скреплены ребенком узами необходимой связи. Допустим, это животное — журавль, летом живущий на берегу Ледовитого океана и питающийся там рыбой, а на зимовку перелетающий в далекую Африку, где ему приходится сражаться с тиграми.

В реалистическом воображении нет ни грана плоского отражательства, свойственного “штампованным” решениям. Во-первых, схватывание “целого раньше частей” предполагает не механическую подгонку частей под целое, а творческое преобразование первых в составе второго. Наряду с этим и отдельная часть, став “точкой приложения” силы воображения, может изменить исходный образ целого. Во вторых, раскрыть потенциал вещи в новых условиях, не деформируя ее целостности, — сложная, противоречивая, а подчас и парадоксальная задача с высокой степенью проблемности.

Источник

Юлия Файрузова
Особенности воображения у детей дошкольного возраста

За последние десятилетия произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки к реальной жизни. Дети готовится к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в коллективе, быть готовым к быстрому переучивания в ответ на обновление знаний и повышение требований на рынке труда. В этой связи особую значимость и актуальность приобретают умения неординарно мыслить, творчески решать поставленные задачи,проектировать предвосхищаемый конечный результат.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка имеющего отклонения в развитии

Творческий подход к решению поставленных задач способствует быстрому и эффективному преодолению существующих преград, достижению поставленных целей и постановке новых, обеспечивает свободу выбора средств и методов при осуществлении той или иной деятельности. Творческий подход в процессе жизнедеятельности становится одним из ключевых условий воспитания активной жизненной позиции личности.

Исследование воображения стало представлять особый интерес для западных психологов начиная с пятидесятых годов двадцатого столетия. Построение и создание образов как функция воображения была признана учёными важнейшей человеческой способностью. В рамках творческого процесса роль функции воображения приравнивалось к роли знаний и суждений (1,с. 58).

Фундамент для творческого развития и саморазвития личности закладывается ещё в детстве. Воображение ребенка планомерно формируется период от пяти до пятнадцати лет. В этой связи объективно возросли требования, предъявляемые к начальному этапу становления личности ребенка, в частности в рамках такого института социализации, как дошкольное образовательное учреждение.

В дошкольном возрасте у детей наблюдается очень бурное развитие воображения, что объективно обусловлено интенсивными изменениями в жизни ребенка и получением огромного потока новой, не известной ранее, информации, которую следует проанализировать и использовать на практике.

Индивидуальные особенности воображения ребенка особенно ярко проявляются в процессе творчества. В указанной сфере деятельности воображение по своей значимости ничем не уступает мышлению. При этом очень важно знать, что для развития воображения необходима достаточная свобода для проявления самостоятельности, инициативности, для раскованности и уверенности (1, с. 102).

Развитие детского воображения характеризуется постепенным переходом к объективному и верному отражению окружающей действительности. Происходит плавный переход от произвольного комбинирования представлений к логически аргументированному комбинированию. Так, следующий пример наглядно подтвердит указанное выше: когда ребенку три или четыре года, то для представления автомобиля может потребоваться лишь, например, кусочек пластика или же палочка; в возрасте шести или семи лет ребенок уже не может удовлетвориться этим, он требует внешнего сходства с представляемой моделью, т. е. нужны колеса, крышка, капот, багажник и т. д. ; ребенок способен самостоятельно сконструировать модель автомобиля.

Проблема реализма в детском воображении связан с вопросом об отношении возникающих у детей образов к действительности. Он проявляется у ребенка во всех доступных ему формах деятельности: в игре, в изобразительной деятельности и т. д. Так, в процессе игровой деятельности по мере взросления у ребенка увеличивается требовательность к реализму игровой ситуации (1, с. 232).

В старшем дошкольном возрасте ребенок тщательно производит отбор необходимого для игры материала. При этом данный отбор производится по критерию наибольшей схожести выбранного предмета с реальной моделью, представляемой во время игры.

Большую роль в образовательном процессе в дошкольном возрасте играет уровень развития познавательных процессов: памяти, воображения, внимания, восприятия, наблюдения, мышления. Развитие и совершенствование воображения будет более эффективным при целенаправленной работе в данном направлении, вследствие чего будет активно расширяться познавательные возможно детей.

Литература

1. Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие//Психологический журнал. — 2011.- С. 57-68.

2. Морозова О. В. Творческое воображение// Инновации в науке. -2013 С. 102-110.

3. Соловей Л. Б. Факторы, влияющие на развитие воображения детей дошкольного и младшего школьного возраста// Известия РГПУ им. А. И. Герцена. -2012.-С. 230-232.

Источник

Диана Голиневич
Развиваем воображение у детей

5 простых способов развить у ребенка воображение

Вы хотите, чтобы ваш ребенок максимально развил свой интеллектуальный, эмоциональный и социальный потенциал? Для этого вам следует понять, как у него устроено воображение, и как развить у него творческие способности.

Важность воображения для детей

Первым шагом к развитию творческих способностей и интеллектуального потенциала является развитие воображения:

воображение способствует формированию познавательной и эмоциональной сфер ребенка. Оно помогает ему генерировать творческие идеи и находить решение проблем. Воспитывая ребенка младшего возраста, вы должны больше сосредоточиться на развитии у него творческих способностей и навыков критического мышления;

обучение и развитие ребенка взаимосвязаны. Дети сочетают свое воображение, творчество и знания во время игр и других подобных занятий, связанных с процессом эмоционального и умственного совершенствования.

Вспомните, как дети играют в приготовление пищи из песка, листьев, травы и т. д. Так они воспринимают мир и пытаются понять окружающую реальность. Но родители часто препятствуют таким проявлениям творчества у ребенка, беспокоясь, что он не сможет отличать реальность от вымысла. Самый большой вред, который вы способны причинить своему ребенку – это убить его творческие способности, не дав им развиться.

Поймите, что воображение позволяет вашему ребенку формировать уникальные идеи, развивает его в социальном и эмоциональном плане, повышает уверенность в себе. Эти навыки остаются с ним на протяжении всей жизни.

Как развить воображение у ребенка

Ребенок, у которого изначально развито воображение, намного счастливее и внимательнее своих сверстников, а также лучше справляется с трудными ситуациями. Рассмотрим несколько способов развить воображение у ребенка.

1. Истории

У детей есть врожденная любовь к различным историям. Истории подталкивают их к тому, чтобы самим делиться своими мыслями и чувствами. Поскольку рассказы основываются на воображении, дети не просто слышат и рассказывают истории, они их проживают. Каждый эпизод происходит с ними в их воображении. Именно так у детей развивается творчество.

Читайте также:  Латентный период в развитии ребенка

Читайте ребенку книги и рассказывайте истории, которые вы помните из своего детства. Рассказывайте эпизоды из своих любимых пьес. Смотрите вместе с ребенком фильмы и помогите ему узнавать истории из разных источников. Не ограничивайтесь только вымышленными историями. Рассказывайте ему об исторических событиях, о выдающихся людях и изобретениях. Это обогатит ум ребенка.

Полезные советы

обсуждайте с ребенком сцены из книг и фильмов, придумывайте вместе с ним альтернативные окончания;

придумывайте истории вместе с ребенком;

вместе с ребенком представьте себя героями фильма или книги и придумайте собственный сюжет;

если ваш ребенок еще маленький, читайте ему книги с картинками. Особое внимание уделите рассматриванию картинок;

с помощью историй помогите ребенку учить новые слова, географические названия и исторические события.

2. Искусство

Детские рисунки на обоях приводят родителей в ужас. Однако это первые попытки ребенка проявить творчество. Важность занятий ребенка разными видами искусства часто недооценивается: родители предпочитают обучать ребенка основам различных наук, чем развивать у него творческие способности. Однако признание творчества ребенка способствует самовыражению ребенка, развивает у него творческое мышление и укрепляет чувство собственного достоинства.

Полезные советы

дайте ребенку необходимые инструменты для рисования и лепки;

запишите ребенка в художественную школу;

водите его на выставки, в музеи и т. д. ;

не критикуйте работы ребенка и не навешивайте на них ярлыки. Просто наблюдайте;

не пытайтесь рационализировать. Если ребенок считает, что солнце не обязательно должно быть желтым – это его право;

позвольте ребенку использовать для творчества все, что ему доступно. В качестве полотна может выступить картонная коробка или старая ваза;

рассматривайте вместе с ребенком художественные альбомы с репродукциями картин.

3. Игры на воображение

Ваш ребенок любит играть в доктора, бизнесмена или певца? Неважно, любит ли он бегать по лужам, готовить воображаемые блюда из листьев и грязи или рисует небо черного цвета – все это означает, что именно так он видит мир.

Как подтверждают результаты исследований, если у ребенка нет возможности играть в игры на воображение, это ограничивает его способности к познанию и решению проблем и социализироваться, а также способности к изучению языков, математики и ряда других дисциплин.

через игры на воображение дети узнают, что им нравится, а что – нет;

дети экспериментируют и пытаются осознать, что они видят вокруг;

через ролевые игры дети познают реальный мир и приспосабливаются к нему.

Когда ребенок играет в игры на воображение, подыграйте ему. Нет ничего страшного в том, что он говорит: «Я сегодня дрессировал льва» или «Попробуй торт, который я испек».

Полезные советы

предложите ребенку пересказать свою любимую историю, продолжить ее и добавить новые детали. Если он испытывает затруднения, предложите ему подумать, что может произойти дальше;

предоставьте ребенку реквизиты для того, чтобы он мог разыгрывать придуманные им сцены. Не обязательно покупать что-то в специальных магазинах: в качестве реквизита могут быть мягкие игрушки, марионетки или что-то, собственноручно сделанное из бумаги. Если ребенок приглашает вас поучаствовать в пьесе – соглашайтесь;

купите или сделайте специальный реквизит для любимых игр ребенка. Обычно дети любят играть в ресторан, магазин, больницу или кухню.

4. Исследование природы

Дети часто удивляются тому, почему птицы могут летать, а они – нет. Они проявляют свои дизайнерские способности и строят замки из песка.

Исследования показывают, что регулярный контакт с природой хорошо влияет на психическое, физическое и социальное здоровье ребенка. Общение с природой развивает его познавательные навыки, критическое мышление, визуализацию и другие важные навыки.

Полезные советы

ходите с ребенком в парк и ботанические сады;

используйте прогулки на природе для обучения ребенка;

проводите больше времени в саду, лесу и т. д. ;

читайте ребенку книги о природе и нашей планете;

во время прогулок позволяйте ребенку собирать листья, сосновые шишки и т. д.

5. Проявления любопытства у ребенка

Дети интересуются буквально всем, что их окружает. Любопытство включает их активное мышление и мотивирует изучать то, чего они еще не знают. Поэтому дети задают так много вопросов.

Уделите время ребенку и ответьте на все его вопросы. Если какой-либо вопрос ставит вас в тупик, поищите ответ вместе с ребенком. Проявите свое творчество, делитесь с ребенком своими мыслями и идеями, чтобы помочь ему понять окружающий мир.

Полезные советы

задавайте ребенку открытые вопросы, чтобы он мог размышлять над ними;

задавайте вопросы, которые начинаются со слов «как», «почему» и «что, если»;

давайте ребенку возможность удовлетворить любопытство. Если после похода в зоопарк он стал интересоваться тиграми, посмотрите вместе документальный фильм о тиграх и ответьте на все вопросы ребенка;

решайте вместе различные головоломки;

придумывайте рифмованные предложения;

посещайте новые места.

Единственное, что может ограничить воображение вашего ребенка – это ваше собственное воображение. Почувствуйте себя ребенком и попробуйте посмотреть на мир его глазами. Занимайтесь вместе с ребенком делами, которые помогут ему развить воображение.

Источник