Латентный период в развитии ребенка

Латентный период в развитии ребенка thumbnail
— (от лат. latens — скрытый), время между началом действия раздражителя и возникновением ответной реакции. Величина латентного периода обусловлена осуществлением физико-химического процесса в рецепторе, прохождением нервного импульса по проводящим путям, аналитико-синтетической деятельностью в структурах головного мозга и срабатыванием мышц или желез. По своей величине латентный период может существенно меняться в зависимости от модальности и интенсивности раздражителя, от уровня сложности и автоматизированности реакции, от функциональной готовности нервной системы.


* * *
— 1. период времени с момента некоего патогенного воздействия до появления клинически значимых симптомов расстройства; 2. в психоанализе – период времени с конца Эдиповой стадии до начала половой зрелости. Рассматривается как период «эмоционального покоя меж драмами и смятениями детства и подросткового возраста». Неясно, является ли латентный период врождёным, универсальным явлением, связанным с продолжающейся биологической незрелостью, или же он ограничен пределами репрессивных культур, в которых инфантильное сексуальное поведение подлежит ограничению.


* * *
– период инфантильной сексуальности, характеризующийся ослаблением активности в сфере половой деятельности и скрытым проявлением психосексуальных процессов. В классическом психоанализе латентный период относится к временному интервалу, начинающемуся в пяти-шестилетнем возрасте ребенка и завершающемуся к пубертату, то есть к наступлению половой зрелости.

   Представление о «сексуальном латентном периоде» было заимствовано З.

Фрейдом (по его собственному признанию) у берлинского врача В. Флисса (1858–1928), с которым он вел интенсивную переписку на протяжении нескольких лет с 1887 по 1904 год. Предлагая свое понимание специфики этого периода, он исходил из того, что в период частичной или полной латентности в психосексуальном развитии ребенка происходит задержка на пути реализации сексуального влечения, в результате чего наблюдается формирование чувств отвращения и стыда, возникновение эстетического и этического требования идеала. Инфантильные сексуальные переживания сохраняются у ребенка на долгие годы, однако в латентном периоде соответствующие влечения отводятся от сексуальных объектов и переключаются на другие цели, что ведет к освобождению сексуальной энергии и приданию ей характера культурного освоения мира (сублимация).

   С точки зрения З. Фрейда, развитие процессов сублимации берет свое начало именно в сексуальном латентном периоде детства. В этот период сексуальные переживания детских лет не находят своего истинного применения, так как функция продолжения рода появляется позднее. Вместе с тем исходящая из эрогенных зон инфантильная сексуальность вызывает такие реактивные образования, которые создают своего рода плотины для подавления неприятных чувств типа отвращение, стыд, мораль. Время от времени не поддавшаяся сублимированию часть инфантильной сексуальности может сохранить свою деятельность в течение всего латентного периода до момента усиленного проявления сексуального влечения при наступлении половой зрелости. В этом случае, как замечал З. Фрейд в работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905), воспитатели «преследуют все сексуальные проявления ребенка как «пороки», не будучи в состоянии ничего предпринять против них».

Основатель психоанализа считал, что затишье и спад в сексуальном развитии ребенка – типичная картина детского психосексуального развития, наблюдаемая примерно с шестого до восьмого года жизни. Но он также полагал, что латентного периода может и не быть. В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он замечал, что латентный период «вовсе не обязательно прерывает на время сексуальную деятельность и гасит сексуальные интересы по всей линии». Другое дело, что перед наступлением латентного периода большинство сексуальных переживаний подвергается инфантильной амнезии, окутывается «амнестическим покрывалом», разорвать которое может только аналитическое исследование.

   Латентный период соотносился З. Фрейдом с формированием и угасанием эдипова комплекса. В его понимании в раннем возрасте ребенок испытывает либидозную привязанность к родителям. Однако эта привязанность вступает в конфликт с нарциссическим отношением ребенка к своим частям тела, к которым он проявляет особый интерес при сексуальном исследовании себя и лиц противоположного пола. Детские представления о возможности кастрации (мальчик) или уже свершившейся кастрации (девочка) ведут к тому, что ребенок отвращается от эдипова комплекса. Происходит отказ от либидозной привязанности к родителям, идентификация с родительским авторитетом, строгость которого обеспечивает запрет на инцест. Рассматривая изменения, происходящие в психике ребенка, в работе «Гибель эдипова комплекса» (1924) З. Фрейд подчеркнул, что связанные с эдиповым комплексом либидозные стремления становятся заторможенными, частично десексуализируются, сублимируются и превращаются в нежные побуждения. Собственно, этим процессом начинается «латентный период, прерывающий сексуальное развитие ребенка». В конечном счете, как полагал З. Фрейд, психоанализ способствует обнаружению непосредственной связи между эдиповым комплексом, угрозой кастрации, образованием особой инстанции в психике ребенка (Сверх-Я) и латентным периодом в процессе инфантильного психосексуального развития.

   З. Фрейд рассматривал существующие отношения между эдиповым комплексом, сексуальным запугиванием (угрозой кастрации), образованием Сверх-Я и наступлением латентного периода как типичные, свойственные всем детям. Однако он не утверждал, что подобный тип отношений является единственно возможным. Более того, он подчеркивал, что изменения в хронологичности и последовательность этих процессов должны иметь важное и существенное значение для развития человека.

Читайте также:  Приложение ребенок развитие по месяцам

скрытый период в психическом и физиологическом отражении, время от момента воздействия на организм раздражителя и до момента появления ответной реакции. Л.п. любой рефлекторной реакции складывается из времени преобразования энергии внешнего раздражителя в рецепторе в физиологическое возбуждение, времени проведения возбуждения по нервным волокнам, а также длительности синаптических задержек и времени срабатывания эффекторов.


* * *
(от лат. lateens – скрытый, невидимый) – первый, скрытый период в динамике конфликта, в ходе которого презентуется противоречие между сторонами и их позиции, а также в значительной степени формируется конфликтный потенциал дальнейшего взаимодействия. Л. п. включает этапы: объективной проблемной ситуации; осознания объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия; проблемной ситуации взаимодействия; предконфликтной ситуации.


* * *
(от лат. latens — скрытый, невидимый) — промежуток времени от начала действия раздражителя до возникновения ответной реакции. Для реакций, опосредствованных ц. н. с, Л. п. складывается из времени физико-химических процессов, происходящих в рецепторе, проведения возбуждения по проводящим путям, аналитикосинтетических интегративных процессов в мозговых центрах и времени срабатывания мышц или желез. Величина Л. п. зависит от модальности, интенсивности и др. особенностей раздражителя, от степени сложности и автоматизации реакции, от готовности соответствующих нервных путей и структур к восприятию сигнала и проведению возбуждения, от функционального состояния нервной системы и ее индивидуально-психологических особенностей.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

Источник

В промежутке от 6 –
7 лет до начала подросткового возраста
располагается фаза относительного
сексуального затишья, получившая
название латентного периода. Теперь
либидо ребенка направляется посредством
сублимации в виды деятельности, не
связанные с сексуальностью, – такие,
как интеллектуальные занятия, спорт и
отношения со сверстниками. Латентный
период можно рассматривать как время
подготовки к взрослению, которое наступит
в последней психосексуальной стадии.
Снижение сексуальной потребности в
данном случае Фрейд относил частично
к физиологическим изменениям в организме
ребенка, а частично – к появлению в его
личности структур эго и суперэго.
Следовательно, латентный период не надо
рассматривать как стадию психосексуального
развития, потому что в это время не
появляются новые эрогенные зоны, а
сексуальный инстинкт предположительно
дремлет.

Фрейд уделял лишь
незначительное внимание процессам
развития в латентном периоде. Это
довольно странно, поскольку он занимает
в жизни ребенка почти такой же временной
промежуток, как все предшествующие
стадии вместе взятые. Возможно, это была
передышка не только для ребенка, но и
для теоретика.

Генитальная стадия

С наступлением
половой зрелости восстанавливаются
сексуальные и агрессивные побуждения,
а вместе с ними интерес к противоположному
полу и возрастающее осознание этого
интереса. Начальная фаза генитальной
стадии (периода, продолжающегося от
зрелости до смерти) характеризуется
биохимическими и физиологическими
изменениями в организме. Репродуктивные
органы достигают зрелости, выброс
гормонов эндокринной системой ведет к
появлению вторичных половых признаков
(например, оволосение лица у мужчин,
формирование молочных желез у женщин).
Результатом этих изменений является
характерное для подростков усиление
возбудимости и повышение сексуальной
активности. Иначе говоря, вступление в
генитальную стадию отмечено наиболее
полным удовлетворением сексуального
инстинкта.

Согласно теории
Фрейда, все индивидуумы проходят в
раннем подростковом возрасте через
«гомосексуальный» период. Новый взрыв
сексуальной энергии подростка направлен
на человека одного с ним пола (например,
на учителя, соседа, сверстника) – в
основном, таким же образом, как это
происходит при разрешении эдипова
комплекса. Хотя явное гомосексуальное
поведение не является универсальным
опытом этого периода, согласно Фрейду,
подростки предпочитают общество
сверстников одного с ними пола. Однако
постепенно объектом энергии либидо
становится партнер противоположного
пола, и начинается ухаживание. Увлечения
юности в норме ведут к выбору брачного
партнера и созданию семьи. Генитальный
характер – это идеальный тип личности
в психоаналитической теории. Это человек
зрелый и ответственный в социально-сексуальных
отношениях. Он испытывает удовлетворение
в гетеросексуальной любви.
Хотя Фрейд
был противником сексуальной распущенности,
он более терпимо относился к сексуальной
свободе, чем буржуазное общество Вены.
Разрядка либидо в половом акте обеспечивает
возможность физиологического контроля
над импульсами, поступающими от половых
органов; контроль сдерживает энергию
инстинкта, и поэтому достигает наивысшей
точки в подлинном интересе к партнеру
без каких-либо следов чувства вины или
конфликтных переживаний.

Фрейд был убежден:
для того, чтобы сформировался идеальный
генитальный характер, человек должен
отказаться от пассивности, свойственной
раннему детству, когда любовь, безопасность,
физический комфорт – в сущности, все
формы удовлетворения легко давались,
и ничего не требовалось взамен. Люди
должны учиться трудиться, откладывать
удовлетворение, проявлять в отношении
других тепло и заботу, и прежде всего,
брать на себя более активную роль в
решении жизненных проблем. И наоборот,
если в раннем детстве имели место разного
рода травматические переживания с
соответствующей фиксацией либидо,
адекватное вхождение в генитальную
стадию становится трудным, если не
невозможным. Фрейд отстаивал точку
зрения, согласно которой серьезные
конфликты в поздние годы являются
отголосками сексуальных конфликтов,
имевших место в детстве.

Читайте также:  Лекции по развитию ребенка до года

12

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Латентный период в развитии ребенкаЕсли ребенок предыдущую стадию (Эдип) прошел удачно, то прошла интернализация конфликта. Он сформировал прочную идентификацию с родителем своего пола. Дальнейшая работа заключается в построении независимого от родителей пути. Фигуры родителей уже интернализованы, т.е. усвоены и освоены родительские ценности и основные поведенческие стереотипы. Ребенком на предыдущей стадии найден компромисс между своими желаниями и интернализованными запретами родителей. И на латентной стадии этот компромисс удерживается определенными фантазиями.

Интернализация – процесс перевода внешних объектов (напр. Родительских фигур) во внутренние объекты психики)

Чем же характерен именно этот возраст?

Ребенок активно включается в жизнь социума и начинается процесс деидеализации родителей. Обычно в этом возрасте дети уже не так привязаны к родителям и больше внимания переключается на сверстников. Обычно они успешно учатся и чем-либо активно интересуются. Это время занятий в кружках, секциях. Резко расширяется сфера общения. Но дети еще собираются в группы по своему полу: девочки с девочками, мальчики с мальчиками. Часто в этом возрасте основные чувства или инстинкты как бы скрыты. Особенно агрессивные и сексуальные. В символическим виде этот период описан в сказке «Спящая красавица» — ребенок столкнулся с собственными сексуальными желаниями (укололась о веретено) и ушел в спокойный сон, чтобы снова, уже в подростковом возрасте, «проснуться» вместе с возросшей чувственностью.

Зато в этом возрасте много фантазий. Они, как мы уже говорили, призваны поддерживать равновесие между родительскими запретами и собственными желаниями.

Первая фантазия – «Семейный роман». Главное содержание фантазии — идея о том, что родители ребенку «не родные». Эта фантазия может быть как бессознательной, так и сознательной. Ребенок фантазирует что он рожден какими-то важными, знатными или богатыми людьми, но вынужден жить в этой семье, пока не найдет своих настоящих родителей. Для этого надо совершить что-нибудь героическое: отправиться в далекое героическое путешествие или совершить подвиг. Именно поэтому в этом возрасте так часты побеги из дома или первые случаи «героического» воровства. Украденная в магазине булочка в этом случае приравнивается к хватке с драконом, а бегство в «хлебный город Ташкент» к путешествию за «молодильными яблоками». «Героические» поступки в этом возрасте нужны для привлечения внимания «настоящих» родителей – чтоб нашли и «забрали». А так как фантазия эта часто плохо осознаваемая – ребенок не в силах объяснить, что «за бес в него вселился» 🙂

Такие фантазии широко представлены в культуре – начиная от мифов и сказок и кончая «мыльными операми». Именно поэтому дети в этом возрасте любят такие истории и с удовольствием их читают и смотрят. Фильмы о путешествиях, приключениях и подвигах, в этом возрасте – «наше все». Начиная от душещипательных историй о «брошенном малютке», до поисков отца в романе «Дети капитана Гранта» или «Двух капитанах». Таким образом, реализуется архетип «сиротства», сопровождающийся ощущениями отверженности и брошенности. Эти чувства надо принимать в расчет даже родителям из благополучных семей. Мотив этой фантазии универсален и не зависит от достатка семьи и реальных внутрисемейных отношений. Помню, как сама в этом возрасте, плакала и просила отдать меня в детдом 🙂

Эта фантазия помогает ребенку дистанцироваться от родителей: ведь они «не настоящие», да еще и не слишком привлекательны, по сравнению с «настоящими». Еще она позволяет разрушить фантазию всемогущества: ребенок не всемогущ, ему еще надо многому научиться, только предстоит проявить свои таланты, навыки, умения, силы, чтобы вернутся к родителям.

Одно из ответвлений «семейного романа»- миф о сверхестественном рождении.

Сверхестественное рождение.

Ребенок фантазирует, что у его «настоящих» родителей есть особенный, отличный от людей, способ происхождения детей. Примерами могут служить рождение Девой Христа, Даная, которая забеременела от Золотого дождя, Звездный мальчик. Эти фантазии, также, помогают ребенку смирится с тем, что он еще маленький и беспомощный, и взрослая жизнь ему не доступна. На этой фазе развития, как уже говорилось, только подвигом можно заслужить возвращение к «настоящим» родителям. Это становится стимулом к приобретению и совершенствованию различных навыков и умений, создает бессознательную мотивацию для обучения, которая пропадает в подростковый период. Формируется потребность и способность доводить начатое дело до конца. Потом, в подростковый период, эти способности тоже могут на время исчезнуть :-), но если латент пройден «правильно», по истечении подросткового возраста к молодому человеку возвращается и мотивация к обучению и способность доводить дела до конца.

Читайте также:  Роль игры в психическом развитии ребенка курсовая 2015 г

В сознании ребенка данная фантазия проявляется как мечта о путешествиях, дальних странах, получении огромного наследства от неизвестных благодетелей. Ребенок мечтает совершить в будущем, что-то такое, о чем напишут в газетах, что его прославит на весь мир. Тогда его «настоящие» родители узнают его и заберут к себе 🙂 Задача родителей и воспитателей – дать ему возможность совершить «подвиг»: покорить гору (или ближайший холмик), выиграть соревнования, напечь больше всех блинов, принять мужественное решение какого цвета выбрать мебель в свою комнату 🙂 Важно, чтобы ребенок научился получать удовольствие от своей деятельности и доводил ее до конца.

Вторая базовая фантазия латентного периода – это фантазия о близнецах.

Служит тем же целям, что и первая. Ребенок в своих фантазиях создает себе как бы двойника — другое Я, которому позволено делать то, что не позволено ему самому. Этой фантазией ребенок защищается от эдипальных желаний, приписав их другому. Эта фантазия, как и предыдущая также широко представлена к литературе: «Малыш и Карлсон», «Принц и нищий», Том Сойер и Геккельбери Финн. А также помните чудесный детский фильм «Приключения Электроника»?

Именно в этом возрасте девочка-отличница может влюбиться в местного хулигана, а пацаны приобретают «крепкую мужскую дружбу», когда и в огонь и в воду. Также девочки начинают мечтать о настоящей «живой» кукле. Мальчики часто тоже 🙂 Вспомните хотя бы куклу «наследника Тутти» из «Трех толстяков». А многочисленные невидимые друзья, подбивающие делать пакости? Если ребенок не находит себе такую «дополняющую» пару в жизни, например, девочка не начинает дружить с мальчиком –«хулиганом», а сам а хулиганит – значит она «застряла» на предыдущей эдипальной стадии.

В период латентной фазы от родителей и воспитателей требуется помощь в развитии навыков и умений. Интересы, которые появляются у ребенка в этот период, очень устойчивы и могут сохраняться всю жизнь, в отличие от подростковых интересов, которые часто с подростковым возрастом и заканчиваются. Это связано с тем, что латентные интересы отражают потребности самого ребенка, а подростковые – больше требования социума или родительских интроектов. Было даже замечено, что человек во взрослой жизни часто выбирает профессию, связанную с интересами, проявившимися в латентный период. Так что постарайтесь запомнить, чем интересуется ваш ребенок в этом возрасте – потом это сможет помочь в выборе профессии.

Обучаются дети этого возраста лучше всего в однополых группах. Роль такой группы в том, что она берет на себя часть контролирующих функций – этакий коллективный разум и судья;- и позволяет проявлять инициативу, быть более раскрепощенным, не боясь наказания.

Тактика родителей и воспитателей должна отличаться от того, что они делали в предыдущий период. Тогда было необходимо выражать одобрение ребенку, вне зависимости от того, хорошо или плохо ему удается какое-либо дело. Теперь, если ребенка хвалят, не смотря на то, что ему что-то не удалось – у него это не вызывает желания продолжать работу, а только разочарование. Т.е хвалить надо только за РЕАЛЬНЫЕ достижения. Даже маленькие.

Именно к концу этой фазы ребенок должен приучится самостоятельно делать все школьные задания. Как понять, что ребенок «залип» на латентной фазе? – Он не может доводить дела до конца. Бросает, разочаровавшись. Но надо помнить, что за этим могут стоять и более глубокие проблемы, например, страх успеха. А это уже изъяны прохождения доэдипальных стадий.

В этом возрасте дети моторно активны, так проявляется их агрессивность и сексуальность. Задают очень много вопросов. Появляется очень много фантазий связанных с телом. Даже сексуальные фантазии несут характер любопытства по поводу ТЕЛЕСНЫХ изменений. С этой точки зрения подобные фантазии и надо интерпретировать. Они предвестники физиологических и анатомических изменений в подростковом возрасте. А дети очень боятся этих телесных изменений. Поэтому присутствует много фантазийных страхов, связанных с телом. Именно в этом возрасте ребенка можно напугать, сказав, что от мастурбации на руках вырастают волосы. Любое кровотечение – фантазия о менструации. Вегето-сосудистая дистония – фантазии о беременности. То же и полнота. Именно в этом возрасте дети любят дразнить полных сверстников.

И если вам удастся все это пережить и не сойти с ума, то вас ждет совсем замечательное время – подростковый возраст 🙂

Источник