Рекомендации родителям по развитию мышления ребенка

Рекомендации родителям по развитию мышления ребенка thumbnail

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как правило, дети, поступившие в первый класс, умеют считать, читать и, казалось бы, полностью подготовлены к школьному обучению. Однако часть первоклассников, сталкиваясь с постоянной мыслительной нагрузкой, обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определённых правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей. Одна из распространённых причин такого положения – недостаточное развитие в школьном возрасте словесно-логического мышления, которое имеет следующие особенности:

  1. поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;
  2. неспособность синтезировать информацию;
  3. неумение планировать;
  4. неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;
  5. трудности в формулировании плана логической операции, её хода и результата

Характерные признаки речевой и интеллектуальной деятельности являются у 6-7-летних детей возрастными, физиологически обусловленными. Принято считать, что у дошкольников ещё преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. Абстрагироваться же от чувственного опыта с помощью понятий и рассуждений в полной мере доступно лишь детям школьного возраста.

Чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии малыша, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится плавный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников и младших школьников в условиях речевой патологии.

Существует огромное разнообразие игр и упражнений для развития всех операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция). Педагог или родитель должен выбирать игру или упражнение, сложность которого соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребёнку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия. Затем необходимо переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий. Регулярная и планомерная работа по развитию мышления не только существенно повысит готовность ребёнка к познавательной деятельности, интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, но и подготовит к успешному обучению в школе.

Таким образом, взрослые, играя с дошкольником или младшим школьником, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребёнка психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

Характерно, что проведение игр не требует никаких специальных условий. Играть с ребёнком взрослый может, гуляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, по дороге в школу и даже в ванной комнате. При решении интеллектуальных задач ребёнку потребуется подсказка, совет родителя или педагога. Такая помощь взрослого, а также его заинтересованное общение помогут ребёнку не только справиться с поставленной целью, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.

Если взрослый сконцентрируется на точности, чёткости и полноте всех формулировок ребёнка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления – речи, оба эти процесса получат дополнительное развитие.

Упражнения на простейшие умозаключения

с опорой на словесное описание

  1. Посылки простой логической структуры выражают отношения порядка между данными объектами. Вывод основан на отношении порядка.

*Люда не старше Гали. Галя не старше Люды. Кто из них моложе?

*Саша выше Димы, а Дима выше Светы. Кто выше – Саша или Света?

*Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама?

*Саша выше ростом Миши, а Миша ниже Серёжи. Назови имя самого высокого мальчика.

*Алёша тяжелее Коли, а Коля тяжелее Андрея. Кто легче – Алёша или Андрей?

*5 девочек получили 7 яблок. Каждая девочка получила, по крайней мере, одно яблоко. Получила ли какая-нибудь девочка 4 яблока? Почему?

  1. Посылки – составные предложения, содержащие логические связки. Вывод основан на свойствах логических связок.

*Лена живёт на четвёртом или пятом этаже. Лена не живёт на пятом этаже. На каком этаже живёт Лена?

*Все дети нашего двора коллекционируют марки или открытки. Мой брат не коллекционирует открытки. Что коллекционирует мой брат?

*В выходной день наш класс ходил в кино или в зоопарк. Наш класс не ходил  в кино. Какой вывод правильный? Наш класс ходил в зоопарк. Наш класс не ходил в зоопарк.

  1. В посылках содержится (или подразумевается) логический квантор общности (все, всякий, каждый и т.п.). Выводы основаны на смысле этого квантора.

*Все ученики 5 «А» класса – спортсмены. Саша учится в 5 «Б» классе. Выбери правильный ответ: Саша — спортсмен. Саша – не спортсмен.

*Все растения обладают свойствами питаться, расти, погибать. Дерево – это растение. Какими свойствами обладают деревья?

*Все названия рек пишутся с большой буквы. Волга – это река. С какой буквы пишется это слово?

*Все хоккеисты хорошо катаются на коньках. Серёжа плохо катается на коньках. Выбери правильный ответ: а) Некоторые хоккеисты плохо катаются на коньках.

                                 б) Серёжа – хоккеист.

                                 в) Некоторые мальчики хорошо катаются на коньках.

                                 г) Серёжа не хоккеист.

*Деревянные предметы не тонут в воде. Камень тонет в воде. Выбери правильный ответ: а) Некоторые предметы тонут в воде.

б) Камень не деревянный.

в) Некоторые предметы не деревянные.

г) Камень – тяжёлый предмет.

*Все дети 4 класса умеют плавать. Витя не умеет плавать. Витя учится в 4 классе?

*Все берёзы – деревья. Все деревья – растения. Значит, …

*Названия рек – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, …

*Все рыбы дышат жабрами. Кашалот дышит лёгкими. Значит, …

*Все имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Слово «весёлый» — прилагательное. Значит, …

*Если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 5. Известно, что число х не делится на пять. Следовательно, …

*Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? В предложении Собака бежит слово собака – одушевлённое имя существительное. Следовательно, …

  1. Задания, в которых надо дополнить умозаключения недостающими посылками (большой или малой).

*Все слова, отвечающие на вопрос что делать, пишутся с мягким знаком. Следовательно, учиться пишется с мягким знаком. (Пропущена малая посылка: слово учиться отвечает на вопрос что делать?)

*Марс – планета солнечной системы. Следовательно, Марс вращается вокруг Солнца. (Пропущена большая посылка: все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца)

*Кит – млекопитающее животное. Значит, кит кормит своих детёнышей молоком. (Пропущена большая посылка: все млекопитающие животные кормят своих детёнышей молоком.)

  1. Задания на проведение простейших доказательств

*Докажите, что предложение Поезд ушёл не является распространённым.

*Докажите, что предложение Скорый поезд отошёл от станции является распространённым.

* Докажите, что названия городов пишутся с большой буквы.

*Докажите, что в слове бесшумный надо писать с, а не з.

*Докажите, что лошадь – млекопитающее животное.

*Докажите, что слово смеяться пишется с большой буквы.

Рекомендации по развитию мышления и речи

  1. Общаться с детьми на их возрастном уровне
  2. Разговаривать с ребёнком, обсуждать книги, фильмы и все интересные события, как можно меньше поучая, поправляя его.
  3. Предлагать ребёнку вопросы и задания типа: Чем столб отличается от дерева? Если шубу положить на снег, снег под ней растает? и др.
  4. Играть в настольные игры, развивающие память, внимание, мышление, воображение, речь.
  5. Предлагать ребёнку помощь не в виде готового ответа, а в виде суждения, которое ребёнок должен закончить, сделав умозаключение.
  6. Развивать познавательную активность ребёнка: отвечать на все интересующие его вопросы, спрашивать совета.
Читайте также:  Родительское собрание речевое развитие ребенка в первой младшей группе

Источник

Памятка для родителей

КАК ПРАВИЛЬНО

РАБОТАТЬ НАД

РАЗВИТИЕМ ПАМЯТИ РЕБЁНКА?

Если ваш ребенок справляется со школьной программой, то, скорее всего, его память развита достаточно. А тот материал, что он плохо запоминает, может свидетельствовать о том, что он ему неинтересен (или непонятен). Нередко качество запоминания у ребенка (как впрочем, и у взрослого!) напрямую зависит от интереса. В свою очередь, материал интересен только тогда, когда он понятен. У детей младшего школьного возраста доминирует механическая память, то есть без логических связей. Поэтому и качество запоминания часто хромает. Постепенно, по мере естественного развития и обучения в школе, доминирующей становится смысловая (логическая) память. И вы можете помочь своему ребенку развить ее. Учите его искать смысл в том, что он заучивает. Для усвоения учебного материала и развития памяти важны такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение. Поэтому-то мотивация и играет такую важную роль в процессе обучения: она помогает незнакомым вещам стать значимыми и интересными для изучающего.

Значительно повышает эффективность запоминания установка на возможность и необходимость его запомнить. Иначе говоря, в этом деле (как и во многих других!) большую роль играют внушение и самовнушение. Поэтому, первое, с чего нужно начать, — это вселить в ребенка уверенность в том, что у него хорошая память, что он может запомнить все, что ему необходимо. Полезно, чтобы ребенок проговаривал утром и вечером (перед сном) простые установки. Например, “У меня хорошая память!”, “Я могу запомнить все, что мне нужно!”

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Психологами установлена тесная связь между эмоциональным состоянием детей и их памятью. Замечано, что у детей с высоким уровнем тревожности плохая память, и наоборот, у детей эмоционально уравновешенных — она превосходная!

При заучивании важно сделать упор на значимости запоминаемого материала. Ребенок должен понимать, зачем ему нужно это запоминание. За ним следует использование усвоенных знаний. Полезно убеждать ребенка назидательными фразами: “Без таблицы умножения, как без воды: “и не туды, и не сюды!”, “Я выучу ее всего один раз, а запомню на всю жизнь!”.

Другие “секреты” запоминания основаны на том, что ребенок учится логическим приемам запоминания на основе образных представлений того, что нужно усвоить. Например, вашему ребенку задали на дом освоить правописание трудных слов. Не заставляйте его много раз писать их. Ведь так будет работать в основном механическая память (наименее эффективная!). Поэтому предложите ему пофантазировать. Изобразите самую трудную букву в заданном слове в виде какого-нибудь предмета, имеющего сходство с этой буквой и одновременно связанного по смыслу с этим словом.

Правила тоже усваиваются быстрее, если их вообразить в какой-то нестандартной форме. Например, запоминая правило: “Не с глаголами пишется раздельно”, можно представить себе хоккеиста (глагол!) отбивающего шайбу-частицу. А правило: “После шипящих у существительных женского рода третьего склонения всегда пишется мягкий знак” легко запомнится, если представить шипящую змею, кончик хвоста которой свернут в виде мягкого знака.

Фантазирование также значительно повышает эффективность запоминания учебных текстов (по истории, биологии, литературе и т.п.). Предложите ребенку нарисовать (достаточно даже в воображении!) к каждой части текста что-то такое, что поможет ему создать зрительный образ (чем более смешно или необычно, тем лучше!). Например, к параграфу по истории о том, как жили древние славяне, можно нарисовать избу, на крыше которой растет пшеница и плещется рыба… Точно также “изображайте” трудно запоминающиеся стихотворения. Рисунки или какие-нибудь значки (узелки на память) можно сделать к каждой строфе или строчке.

Многие дети, плохо запоминают все, что связано с цифрами. Их можно “оживить” и сделать веселыми и доходчивыми. Пофантазируйте с ребенком, на кого похожа та или иная цифра? На какой предмет? На какое животное? (один — игла; два — лебедь; три — откусанные бублики; шесть — улитка; восемь — наручники и тому подобное). Предложите зарисовать образы-фантазии на карточках. Для каждой цифры должна быть своя карточка. Из таких карточек хорошо составлять даты, которые обычно запоминаются с большим трудом. Чтобы дата лучше уложилась в памяти, можно из названий предметов и животных, обозначающих цифры, придумать предложение. Чем необычнее и нелепее оно будет, тем легче запомнится нужная дата. Например, 1836 год (дата смерти Пушкина): “Иголка, обшивая наручники, откусила от двух бубликов и остатками угостила улитку”.

Старайтесь сделать занятия с ребенком игровыми, веселыми, интересными. Тогда они станут источником радости и помогут развить у вашего сына или дочери не только память, но и мышление, воображение, восприятие. Учиться вашему ребенку станет легче и интереснее.

ПАМЯТЬ И УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Память и ее развитие также напрямую связаны с уровнем умственных способностей ребенка. Существует прямая зависимость между тем, о чем ребенок может думать и что делать, и тем, что он в состоянии запомнить. Поэтому очевидно, что с развитием умственных способностей, которое происходит по мере взросления, связано и развитие памяти.

Наш багаж знаний тоже оказывает огромное влияние на способность запоминать новую информацию и вспоминать старую. Так что по мере увеличения объема знаний будет развиваться и память.
Чтобы что-то запомнить, не достаточно только повторять слова, цифры, фразы, так как это просто не правильно. Так, запомнить информацию еще можно, но память — это не только способность сохранять необходимое в голове, но и извлекать его оттуда, а вот это-то как раз при таком способе весьма проблематично.

Когда вашему ребенку нужно что-то запомнить, он должен применять определенные методы, которые способны не только сохранить информацию в памяти, но и впоследствии ее воспроизвести. В науке эти методы называются

«стратегиями». 

Произнесение вслух заучиваемого материала — это наиболее простая и распространенная стратегия, которую многие дети поначалу (лет до 8) применяют неосознанно. Если вы понаблюдаете за тем, как ваш ребенок учит таблицу умножения, правило правописания или новые слова для урока иностранного языка, вы увидите, как он шевелит губами, повторяя то, что читает. Маленькие дети (дошкольного возраста) редко могут учить что-либо специально: обычно они хорошо запоминают стихи, числа и т.п., повторяя их в игровых ситуациях.

Однако нужно сказать, что произнесение заучиваемого материала требует слишком много усилий, времени и внимания. К тому же результатов запоминания по такой стратегии хватает не надолго, так как ребенок ведет себя, как попугай, в прямом смысле этого слова, совершенно не пытаясь понять связи, существующие между элементами того, что он заучивает. Поэтому такая стратегия подходит для запоминания информации, которая должна понадобиться в ближайшее время: на длительный срок она не рассчитана. Это типичный способ подготовки к экзамену, после которого все успешно выветривается из головы.

Куда более полезно научить ребенка «организовывать» заучиваемый материал, то есть группировать его в процессе заучивания и находить связи между элементами того, что он учит, а также между новыми и старыми знаниями. Например, если для урока иностранного языка ребенок должен выучить некоторое количество новых слов, то, прежде чем их учить, нужно сгруппировать их по какому-то признаку, например, по первой букве, значению или ассоциациям. Также полезно пытаться увязать новые знания с теми, которыми ребенок уже обладал, например, изучая следующий столбец таблицы умножения, проводить параллели с уже выученными. Ведь новые знания практически всегда в чем-то «повторяют» старые, и, таким образом, в голове выстраивается некая связь одного с другим и появляются ориентиры, которые помогут в нужную минуту полноценно восстановить в памяти необходимую информацию. Немного практики и вашей помощи, и ваш ребенок без труда овладеет этой полезной стратегией.

Читайте также:  Принципы развития ребенка 5 лет

СИСТЕМНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

«Высший пилотаж» в заучивании материала — это системное запоминание. Если ваш ребенок просто прочтет текст (вслух или про себя), он поймет его и даже запомнит в общих чертах. Но цельное и системное представление у него сложится только в процессе активного запоминания, то есть составляя конспект прочитанного, записывая основные идеи и сведения, устанавливая связи между частями изучаемого материала и выясняя ответы на возникающие вопросы. Таким образом, информация не просто запоминается, а хорошо понимается и осмысливается ребенком и остается в голове на долгое время в виде стройной системы.

Чтобы с легкостью применять вышеперечисленные стратегии, нужна практика и помощь родителей, которые должны помогать детям выполнять то или иное задание, объясняя, как лучше к нему подойти и какую стратегию применить. Если ваш ребенок научится правильно запоминать новую информацию, он получит в свое распоряжение мощный инструмент, нужный для учебы, а впоследствии и для работы, который называется «память».

Источник

Рекомендации родителям по способам развития

логического мышления.

В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.hello_html_3855fe54.jpg

Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям ит. п.).

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка вэтой области весьма скромны).

Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.

Итак, логическое мышление это

Википедия предлагает такое определение: Ло́гика (др.-греч. Λογική)— наука о правильном мышлении, искусство рассуждения. 

Логическое мышление – это мыслительный процесс, в котором человек пользуется четкими и конкретными понятиями. Логическое мышление необходимо при принятии решения, когда требуется применить и анализировать полученные ранее знания.hello_html_m736a4119.jpg

Мы пользуемся им при решении очень многих задач, как при выборе кратчайшего пути на работу, так и при разработке стратегических бизнес-планов.

Мыслить логически – это значит выделять важное, отделять его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать выводы. Логика помогает нам находить обоснование многим ситуациям и явлениям, осмысленно оценивать факты, грамотно выстраивать свои суждения.

Вот к примеру задача…

Поезд шел из Москвы в Петербург без остановок со скоростью 120 км/ч. Другой поезд также без остановок шел ему навстречу из Петербурга в Москву со скоростью 80 км/ч. Вопрос: на каком расстоянии будут эти поезда за 1 час до их встречи?

Ответ 200 км. – Это и есть ЛОГИКА!!!

Логические приемы умственных действий — сравнение, обобщение, анализ, синтез,

классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование — в литературе также называют логическими приемами мышления.

  1. Сравнение – это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между  предметами и явлениями.

  2. Классификация – это мысленное распределение предметов на классы в соответствии с наиболее существенными признаками.

  3. Обобщение – это мысленное  объединение предметов и явлений по их общим и  существенным признакам.

  4. Систематизировать — значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность. Для овладения приемом систематизации ребенок должен прежде всего уметь выделять различные признаки объектов, а также сопоставлять по этим признакам разные объекты. Иначе говоря, он должен уметь выполнять элементарные действия сравнения.

  5. Сериация – это упорядочивание объектов по степени интенсивности одного или нескольких признаков.

  6. Абстрагирование — это особый прием, мысленное отвлечение от тех или других сторон, свойств, связей объекта исследования с целью выделить те существенные признаки, которые интересуют исследователя.

  7. Аналогия – сходство предметов, понятий в каких-либо свойствах, признаках или отношениях, причем таких предметов, которые в целом различны.

Умозаключение по аналогии представляет собой логический вывод, в результате которого достигается знание о признаках одного предмета на основании знания того, что этот предмет имеет сходство с другими предметами.

И так, если Ваш ребёнок обнаруживает трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определённых правил и понятий, установлении и обосновании причинно-следственных связей причиной такого положения может быть – недостаточное развитие словесно-логического мышления, которое имеет следующие особенности:

  • поверхностный, непоследовательный анализ проблем и ситуаций, неумение выделить в них главное;

  • неспособность синтезировать информацию;

  • неумение планировать;

  • неспособность отвлечься от внешнего и увидеть внутреннюю, глубинную сторону проблемы или явления;

  • трудности в формулировании плана логической операции, её хода и результатаhello_html_21a3098a.png

При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Существует огромное разнообразие игр и упражнений для развития всех операций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация, абстракция). Отличным упражнением также является разгадывание загадок, решение различных кроссвордов, головоломок. Хорошо развивает логику игра в шахматы.

И так, вначале занятий Вам необходимо выбирать игру или упражнение, сложность которого соответствует возможностям ребёнка. Доступность задания и успешное его выполнение придадут ребёнку уверенность в себе, и у него появится желание продолжить занятия.

Затем необходимо переходить к упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.

Регулярная и планомерная работа по развитию мышления существенно повысит интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, а так жебудет способствовать успешному обучению в школе.

Играя с ребёнком, Вы будете совершенствовать самые ценные для него психические процессы: мышление, речь, внимание, память, воображение, способность к творчеству.

Характерно, что проведение игр не требует никаких специальных условий. Играть с ребёнком возможно, гуляя на улице, ожидая очереди к врачу, в автобусе, по дороге в школу и даже в ванной комнате. При решении интеллектуальных задач ребёнку потребуется подсказка, Ваш совет. Такая Ваша помощь, а также его заинтересованное общение помогут ребёнку не только справиться с поставленной целью, но и сделают совместную деятельность увлекательной, творческой, развивающей.

Если Вы сконцентрируетесь на точности, чёткости и полноте всех формулировок ребёнка, необходимых для решения интеллектуальных задач, то есть на материальной оболочке мышления – речи, оба эти процесса получат дополнительное развитие.

Упражнения на простейшие умозаключения с опорой

на словесное описание.

Посылки простой логической структуры выражают отношения порядка между данными объектами. Вывод основан на отношении порядка.

*Люда не старше Гали. Галя не старше Люды. Кто из них моложе?

*Саша выше Димы, а Дима выше Светы. Кто выше – Саша или Света?

*Мама купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила мама?

*Саша выше ростом Миши, а Миша ниже Серёжи. Назови имя самого высокого мальчика.

*Алёша тяжелее Коли, а Коля тяжелее Андрея. Кто легче – Алёша или Андрей?

*5 девочек получили 7 яблок. Каждая девочка получила, по крайней мере, одно яблоко. Получила ли какая-нибудь девочка 4 яблока? Почему?

Посылки – составные предложения, содержащие логические связки. Вывод основан на свойствах логических связок.

*Лена живёт на четвёртом или пятом этаже. Лена не живёт на пятом этаже. На каком этаже живёт Лена?

*Все дети нашего двора коллекционируют марки или открытки. Мой брат не коллекционирует открытки. Что коллекционирует мой брат?

*В выходной день наш класс ходил в кино или в зоопарк. Наш класс не ходил  в кино. Какой вывод правильный? Наш класс ходил в зоопарк. Наш класс не ходил в зоопарк.

В посылках содержится (или подразумевается) логический квантор общности (все, всякий, каждый и т.п.). Выводы основаны на смысле этого квантора.

Читайте также:  Социальная среда развития ребенка в доу это

*Все ученики 5 «А» класса – спортсмены. Саша учится в 5 «Б» классе. Выбери правильный ответ: Саша — спортсмен. Саша – не спортсмен.

*Все растения обладают свойствами питаться, расти, погибать. Дерево – это растение. Какими свойствами обладают деревья?

*Все названия рек пишутся с большой буквы. Волга – это река. С какой буквы пишется это слово?

*Все хоккеисты хорошо катаются на коньках. Серёжа плохо катается на коньках. Выбери правильный ответ:

а) Некоторые хоккеисты плохо катаются на коньках.

б) Серёжа – хоккеист.

в) Некоторые мальчики хорошо катаются на коньках.

г) Серёжа не хоккеист.

*Деревянные предметы не тонут в воде. Камень тонет в воде. Выбери правильный ответ: а) Некоторые предметы тонут в воде.

б) Камень не деревянный.

в) Некоторые предметы не деревянные.

г) Камень – тяжёлый предмет.

*Все дети 4 класса умеют плавать. Витя не умеет плавать. Витя учится в 4 классе?

*Все берёзы – деревья. Все деревья – растения. Значит, …

*Названия рек – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Значит, …

*Все рыбы дышат жабрами. Кашалот дышит лёгкими. Значит, …

*Все имена прилагательные изменяются по родам, падежам, числам. Слово «весёлый» — прилагательное. Значит, …

*Если число оканчивается цифрой 0, то оно делится на 5. Известно, что число х не делится на пять. Следовательно, …

*Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? В предложении Собака бежитслово собака – одушевлённое имя существительное. Следовательно, …

Задания, в которых надо дополнить умозаключения недостающими посылками (большой или малой).

*Все слова, отвечающие на вопрос что делать, пишутся с мягким знаком. Следовательно, учитьсяпишется с мягким знаком. (Пропущена малая посылка: слово учиться отвечает на вопрос что делать?)

*Марс – планета солнечной системы. Следовательно, Марс вращается вокруг Солнца. (Пропущена большая посылка: все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца)

*Кит – млекопитающее животное. Значит, кит кормит своих детёнышей молоком. (Пропущена большая посылка: все млекопитающие животные кормят своих детёнышей молоком.)

Задания на проведение простейших доказательств

*Докажите, что предложение Поезд ушёл не является распространённым.

*Докажите, что предложение Скорый поезд отошёл от станции является распространённым.

* Докажите, что названия городов пишутся с большой буквы.

*Докажите, что в слове бесшумный надо писать с, а не з.

*Докажите, что лошадь – млекопитающее животное.

*Докажите, что слово смеяться пишется с большой буквы.

  • https://www.labirint.ru/books/527331/

Игры для развития мышления

hello_html_m352d7534.jpg

  • «Остров Детства» Т. Зинкевич-Евстигнеева, Н. Данилова Издательство «Речь»Для детей 4–11 лет. Количество игроков: 2–9

Психологическая игра-ходилка, развивающая не только воображение и творческие способности, но и помогающая бороться с детскими страхами. Перед началом игры ведущий зачитывает сказку: это история о мальчике, который был украден у мамы Королем Страхом. И однажды Король приказывает мальчику погубить Остров Детства, на котором живут добрые волшебницы — Феи двенадцати месяцев. Игроки превращаются в путешественников, которые должны спасти Остров Детства. Игровое поле — карта. В путь корабль с игроками поведет игральный кубик. На каждой клетке путешественников ждет задание, выполнив которое, можно отправиться дальше. Задания — это вопросы ребенку о его собственной жизни: какая у тебя семья, как мама заботится о тебе, чему ты радуешься, какие перемены были недавно в твоей жизни, какие чувства ты при этом испытал? А что с тобой происходит, когда ты оказываешься во власти Страха? Так в игровой сказочной форме родители смогут лучше узнать своего ребенка, понять его переживания, страхи, другие эмоциональные проблемы и помочь решить их эффективным способом — через игру и сказку.hello_html_m1a593421.jpg

  • Игротека. Магия чисел. Игра учит составлять ряды из чисел по определённым правилам, набирая как можно больше очков, развивает логические и математические способности ребёнка, тренирует усидчивость, наблюдательность.Возраст: от 6 лет.

  • Настольная игра «Математический Эрудит для детей». Кроме навыков быстрого сложения и вычитания, игра развивает у ребенка мышление, логику, умение планировать свои действия. В процессе игры участники должны создавать математические действия прямо на игровой доске. Математическое действие — сложение или вычитание — производится с двумя соседними числами, при этом фишка с результатом также должна находиться рядом. Для игры используется двусторонняя игровая доска, а также 60 фишек с числами. Каждая фишка имеет ценность в очках, равную числу на фишке.

  • «Звезда Ван дер Грааса» – развивает пространственное и логическое мышление, смекалку и моторику пальцев. Звезда состоит из шести элементов, которые нужно соединить, составив узел. Для этого придется научиться синхронизировать свои движения. И самое главное, вы убедитесь: то, что кажется на первый взгляд невозможным, в большинстве случаев вполне решаемо и вам по плечу! Для детей 7-14 лет.

  • Крест Дюбуа. Изюминка головоломки состоит в том, что собрав первые пять деталей, нужно сделать еще семь манипуляций, чтоб шестая (последняя) деталь встала на свое место. Над разгадкой этой головоломки люди не устают думать более 200 лет. Крест Дюбуа развивает стратегическое мышление, логику, настойчивость, наблюдательность, находчивость и улучшает координацию движений. Для детей 7-14 лет.hello_html_273dd53e.jpg

  • «Масонский квадрат» — точная копия загадки Гунара. Головоломка состоит из квадратной рамки, в которой расположены два треугольника и три четырехугольника. Эти фигуры занимают почти всю площадь квадрата. В отдельной нише находится шестая деталь — квадрат. Задача — поместить черный квадрат среди фигур так, чтобы они полностью заполнили пространство, и ни одна часть не была лишней.

  • «Арена дона Сальваторе» состоит из шестигранной рамки и 9 элементов различной формы. Для игры вам понадобятся все элементы, из которых можно сложить множество фигур. Для детей 7-14 лет.

  • «Змея Масао» – деревянная змейка, которая состоит из соединенных между собой кубиков. Разобрав, довольно сложно уложить змейку обратно в куб так, чтобы он удерживал свою форму. Собрав куб, необходимо собрать свою фигуру. Для детей 7-14 лет.hello_html_m2dd348ba.jpg

«Дельфийский куб» способствует развитию сообразительности, усидчивости, умению концентрировать внимание, развивает пространственное мышление, логику, воображение, мелкую моторику, учит находить и устанавливать правильные алгоритмы действий. Для детей 7-14 лет

О старом добром, но не забытом…. Кубике-Рубике

В отношении использования Кубика Рубика детьми существует мнение, что данная головоломка положительного влияет на развитие многих отделов личности растущего человека. Во-первых, следует отметить, что кубик-Рубик замечательно подходит для разрабатывания и укрепления суставов кистей рук. Повышается координация и точность движения, что особенно важно в тот период взросления личности, когда уже имеются первичные навыки по «точному» управлению своим телом и когда необходимо закреплять эти навыки, находящиеся больше на уровне подсознания и переводить их в состояние осознанного умения.

Начиная где-то со второго класса, в ребёнке по нарастающей происходит развитие аналитического мышления, в котором первичные навыки пространственной геометрии и механики занимают не последнее место. Кубик Рубика приучает к последовательной дисциплине мышления, так как в процессе ознакомления на нашем сайте с различными схемами сборки, можно прийти к закономерному выводу, что скорейший успех в достижении цели зависит от точного соблюдения последовательности алгоритмов сборки данной головоломки. Кроме того, просто огромное количество исходных вариантов практически исключает применение шаблонного подхода. То есть, каждая отдельная сборка кубика является по-своему уникальной, что требует от человека, который собирает головоломку совмещать гибкость и скорость мышления с применением чётко выверенных алгоритмов движения.

По сути дела сборка кубика Рубика нарабатывает психологические подсознательные и рассудочные алгоритмы по выходу из той или иной проблемной ситуации. Потому данная головоломка будет далеко не бесполезной и для взрослого. Ведь помимо того, что это достаточно увлекательное время препровождение, кубик Рубика ещё и снимает определённую психологическую нагрузку.

Способов развития логического мышления огромное множество! Выберите наиболее подходящие для себя варианты занятий. Занимайтесь понемногу каждый день и результаты не заставят себя ждать. Желаю Вам успехов!

hello_html_m7ee664f4.jpg

С уважением Ваш психолог

Светлана Михайловна Хайретдинова.