Влияние шахмат на развитие мышление ребенка

И.А. Галкина (к.пс.н.)
«Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности» — говорил Б. Франклин. Этой увлекательной игрой с древнейшей историей увлекаются миллионы человек во всех уголках земли. В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте — в 4-6 лет. Ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе и способствует гармоничному развитию ребенка. Практический анализ ученых доказал, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, как правило, вырастают многие выдающиеся специалисты, ученые и руководители большого государственного масштаба. Выводы, сделанные учеными и педагогами в разные времена и в разных странах, едины и свидетельствуют о том, что обучение игре в шахматы является одной из новых весьма перспективных форм всестороннего развития и воспитания детей.
Развитие логики и пространственного воображения
Прежде всего, шахматы — это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного, интуитивного мышления. Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист в процессе игры.
Развитие внимания и усидчивости
Во время занятий шахматами вырабатывается усидчивость, поскольку внимание концентрируется на одном процессе. Исследования показали, что рассеянность детей резко снижается, после того, как они приобщаются к шахматам. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть даже пять минут на одном месте — они становятся спокойнее и уравновешеннее.
Развитие памяти
Шахматы очень помогают в развитии разных видов памяти. Во-первых, развивается оперативная память, т.е. память, содержащая те сведения, которые используются в данный момент времени. Необходимость рассчитывать различные варианты, а значит и удерживать в голове информацию о тех вариантах, что уже рассчитаны и их результатах, и тех вариантах, что еще требуют расчета и обдумывания — все это тренирует оперативную память. Также игра способствует развитию долговременной памяти. Уже обладая небольшими практическими знаниями, шахматист в своей партии использует предыдущий опыт. Если он помнит, что в похожей позиции противник однажды уже смог получить выигрыш, значит, он сделает другой ход.
Формирование характера и воли
Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития — как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт. Конечная цель любой шахматной партии – победа, поэтому волевые усилия по преодолению сопротивления неизбежны. Поиск наилучшего хода, умение хладнокровно отбить неожиданный тактический удар, собраться в критической ситуации и продолжить сражение — все это и есть воспитание характера и силы воли.
Развитие целеустремленности
Игра сама по себе способствует развитию целеустремленности. Любой стратегический план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. В свою очередь, глобальная стратегия делится на множество мелких тактических задач, решение которых также способствует воплощению задуманной идеи. Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается у ребенка от игры к игре и в конечном итоге формирует целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.
Приучение к самостоятельности и ответственности
Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. Планомерные, регулярные занятия шахматами способствуют все более широкому развитию этих качеств. И, что особо нужно отметить, дети с каждым занятием начинают понимать, что они что-то могут делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.
Эмоциональный интеллект
Шахматисты во время игры наблюдает за партнером, пытается распознать его состояние и учится оказывать влияние. Так формируется способность понимать свои эмоции и эмоции других людей и управлять ими. Это умение потом очень пригодится во взрослой жизни.
Интуиция
В шахматах все рассчитать может только суперкомпьютер. Шахматист чаще полагается на общую оценку, вероятностную. В жизни люди часто упускают благоприятные возможности только потому, что не привыкли доверять своей интуиции, которая, в частности, опирается на прежний опыт и знания. Умение прислушиваться к внутреннему голосу нередко помогает людям избежать ошибок во многих сложных жизненных и профессиональных ситуациях.
Умение мыслить системно и нестандартно
Неорганизованность мыслительного процесса — вполне обычное явление для большинства людей. Справиться с этим явлением помогают шахматы. Сама игра и ее изучение обязательно приводят к дисциплине мышления. Регулярные шахматные баталии вырабатывают умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств. Они избавят от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач.
Развитие творческих способностей и возможностей
Ситуации, когда следует применить оригинальный, нестандартный ход или план, встречаются практически в каждой партии. Разбор и анализ партий сильных мастеров помогают совершенствовать эту сторону интеллекта. Одним из важнейших достоинств шахматной игры является то, что шахматы могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активным досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой — и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме иногда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал удивительное чувство, вырывающее нас из обыденности и повседневной серости, — вдохновение. И неважно, чем вы занимались в этот момент — пели, играли в футбол или решали сложную математическую задачу. Просто в определенный миг рутинная работа неожиданно превращалась во что-то яркое, сверкающее, и казалось, что для вас нет ничего невозможного. Человек, играющий в шахматы, испытывает такие эмоции очень часто.
Развитие способности к обучению
Начинающий игрок рано или поздно отправится к книжной полке со специальной литературой или обратится к компьютеру. И тут начинается самое интересное. Дело в том, что мало прочитать и запомнить то, что написано в книжке. Следует все это проанализировать, разобрать варианты — как правило, в большинстве учебников дается поверхностный анализ, с далеко не полными расчетными выкладками. Делается это и для экономии печатного места, и для побуждения новичка к самостоятельному размышлению. Ну и, естественно, как и везде, необходимо полученные знания применить на практике, что тоже не так просто. В общем, изучение шахмат является полноценной и многоэтапной учебой.
Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Все это осознали деловые люди на Западе, где шахматы в последние десятилетия активно внедряются в область детского образования и воспитания.
Конечно, если родители сами умеют играть в шахматы, они могут начать обучение ребенка игре и самостоятельно, без помощи профессионального педагога, но на определенном этапе обучения они столкнутся с некоторыми «подводными камнями», которые благополучно обходит опытный специалист. К тому же одним из необходимых элементов обучения является обязательная игра с соперниками, имеющими примерно одинаковый уровень и багаж знаний и умений, Участие в турнирах, что также является неотъемлемой часть процесса обучения детей игре в шахматы.
В нашем психолого-педагогическом центре «Летиция» организованы специальные занятия для детей, желающих приобщится к увлекательному миру шахмат. Занятия ведут опытные профессионалы – педагоги-шахматисты, имеющие спортивные разряды и обладающие специальными знаниями для обучения детей игре в шахматы. Если кто-то из родителей, ознакомившись с материалами этой статьи, примет решение научить своих детей играть в шахматы, записывайтесь на занятия в наш развивающий центр прямо сейчас, чтобы выбрать удобное время занятий и совместить их с другими необходимыми для успешного и всестороннего развития ребенка программами!
Обучайте ребенка шахматам – «игра мудрецов» щедро вознаградит вас за правильный выбор и за преданность этому увлекательному и полезному виду спорта.
Источник
Доброго времени суток, дорогой друг!
Привычка — вторая натура, извиняюсь за избитую фразу. То, чем мы занимаемся – во многом формирует нашу личность. Давайте обсудим влияние шахмат на развитие ребенка с этой точки зрения.
Бытует мнение, что шахматы развивают память. Это действительно так. Однако далеко не самое главное, и развитие памяти – только малая толика целого спектра полезных качеств и навыков, которые дарит древняя игра.
Развитие мышления
О том, как шахматы влияют на развитие мышления, мы говорили в этой статье. Коротко повторю:
Обобщение
Приобщившись к шахматам, ребенок быстро поймет, что победа не приходит сама по себе. Партию надо выигрывать, а для этого необходимо думать и принимать решения.
Ребенок неосознанно начинает постигать логику и сравнительный анализ, обобщает информацию и старается выделить главное.
Концентрация внимания
В жизни важно концентрироваться на главном, отделяя его от второстепенного. И держать это главное в поле зрения.
Исследования (Н.Греков) показали, что рассеянность резко снижается, после того, как дети приобщаются к шахматам.
Дисциплина мышления
Время – один из важнейших факторов реальности. Управление временем – необходимый навык.
Шахматисту важно распределять отведенное время на обдумывание так, чтобы не угодить в цейтнот. Пренебрежение временем, нерациональное его использование приводит к печальным последствиям.
Интуиция
В шахматах все рассчитать может только суперкомпьютер. Шахматист чаще полагается на общую оценку, вероятностную.
В жизни люди часто упускают благоприятные возможности только потому, что не привыкли доверять своей интуиции. Однако в основе интуиции лежит опыт и знания. Привычка доверять интуиции – это тоже навык. И шахматы эту привычку развивают.
Это тренажер для творческих изысканий, творческая лаборатория. Кстати, не забудем, что любые занятия, тренировки, тем более ребенка, — лучше проводить под руководством специалиста.
Далеко ходить не надо. Школа обучения шахматам «Шахматы с Жориком» буквально в одном клике от вас.
Окружение
Очевидно, что для развитии важное значение имеет окружение. Общее дело сближает людей, как ничто другое. Как известно:
Друзья не растут в огороде
Скажу за себя: друзья детства — шахматисты были для меня лучшими друзьями. Мы друзья и по сей день, хотя судьбы разбросала нас по разным работам и даже городам. Но у нас особая связь. Мы «свои» и всегда поможем друг другу, как никому другому.
И еще одно: шахматы могут стать «пропуском в построении карьеры на работе. Лично у меня пару раз было именно так. О чем я рассказывал здесь.
Жизненно-важные навыки
Шахматы воспитывают и формируют важные в жизни навыки:
Самостоятельность
За доской шахматист наедине как с возможностями, так и с угрозами. Помочь некому. Результат игры – плод исключительно собственных решений.
Результат игры зависит от игрока. Проиграть или выиграть можно только в результате собственных решений, да еще с учетом противодействия партнера.
Ответственность
Самостоятельность создает ответственность. Привычка искать и принимать собственные решения и отвечать за них делает человека надежным и ответственным.
Эмоциональный интеллект
Способность понимать свои эмоции и эмоции других людей. И управлять ими.
Шахматист во время игры наблюдает за партнеров автоматически. Кто больше, кто меньше. Кто сверлит партнера уничтожающим взглядом, кто бросает взгляд украдкой.
Он пытается распознать его состояние и учится оказывать влияние. И это тоже ценный для жизни навык.
Спортивные качества
Ласкер писал:
«Шахматы – прообраз жизненной борьбы…Они полезны для обучения борьбе, которой пронизана жизнь. Мы должны развивать в себе силы потребные для деятельности в условиях противоборства»
Партия иногда переходят в довольно жесткое противоборство двух людей, желающих выиграть. Но невозможно выиграть обоим. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, или ничья. Так устроена игра.
Зависть, подозрительность, чрезмерная агрессивность, могут появляться в спорте как и в жизни. И в шахматах такое случается.
В нужное русло
Важно, чтобы увлечение спортом и шахматами в том числе развивало важные и полезные качества, а не те, о которых мы сказали абзацем выше.
Известно, что в восточных единоборствах вначале разьясняют нечто вроде «морального кодекса» спортсмена. Это задача наставника, тренера.
В шахматах также есть правила «джентльменского поведения» и честной игры. Важно, чтобы ребенок услышал их из уст родителя или опытного наставника.
Тем более, что невозможно играть в одиночку. Да и обучаться также желательно в сообществе «себе подобных» В секции, кружке. Или дистанционно. Онлайн Школа «Шахматы с Жориком» предоставляет все возможности обучения, включая членство в сообществе шахматистов.
Обучайте ребенка шахматам. Занятия окупается сторицей, «игра мудрецов» щедро отплатит за любовь и преданность.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Удачного дня!
Источник
Лекция на тему:
«Влияние шахмат на развитие детей, в том числе одаренных».
1. Вступление
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации сказано, что «система образования призвана обеспечить… разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».
Решая вопросы модернизации отечественного образования, надо думать, как наполнить образовательный процесс теми дисциплинами, которые в ещё большей степени будут способствовать развитию умственного потенциала наших детей, их способности мыслить и действовать. А способность мыслить и действовать – это основа компетентностно–ориентированного подхода в образовании. Эту задачу может решить шахматное обучение.
2. Влияние шахмат на развитие ребенка
Что наша жизнь? Игра! Ребенок растет и развивается, играя. Есть игры для детей, есть для взрослых, для девочек, для мальчиков. И только шахматы являются универсальной развивающей игрой. Научно доказано: если ребенок рано приобщен к загадочному миру шахмат, он лучше успевает в школе, быстрее выполняет домашние задания. К тому же игра в шахматы выполняет несколько функций.
Развивающая функция шахмат:
Хорошо развивают логическое мышление, расширяют кругозор, помогают самостоятельно думать, сравнивать, обобщать явления, анализировать, ориентироваться на плоскости, что важно для школы.
Воспитательная функция шахмат:
Вырабатывают усидчивость, силу воли, внимание, целеустремленность, собранность. Дети, обучающиеся шахматам, учатся самостоятельно принимать решения, правильно воспринимать критику, достигать поставленных целей.
Физическая функция шахмат:
Побуждают заниматься физкультурой, чтобы хватало выносливости долгое время проводить за шахматной доской.
Коррекционная:
Гиперактивным детям помогают быть уравновешеннее, спокойнее, контролировать эмоции, сосредотачиваться на определенном виде деятельности. Чем раньше ребенок начнет играть в шахматы, тем легче ему будет адаптироваться в школе.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа, в том числе с ограниченными возможностями. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным, доброжелательным.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные, а это обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие!
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе и к последующей жизни.
Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, логика, терпение, целеустремленность.
Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. Занятия шахматами способствуют повышению усвоения учебного материала и по другим предметам в школе. В этом актуальность и важность для всего общества развития популярности шахмат.
Примерно к 5-7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс – процесс действий в уме, результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова.
В норме умение совершать действия в уме формируется в 7-10 лет, и шахматы в начальной школе являются идеальной моделью для успешного развития этих способностей.
Если говорить о прямом воздействии игры в шахматы на физическое здоровье человека, то положительное влияние они оказывают в комплексе с физическими упражнениями и правильным питанием.
Мнительность, нерешительность, ослабленная память ослабляют сердце человека. Одно из условий продления долгой и здоровой жизни — душевное спокойствие.
Еще Библия учит, что душевное и физическое состояние взаимосвязаны. Ревность, гнев, озабоченность, раздражительность вредят сердцу человека. А шахматная игра способна выработать в человеке сдержанность, самообладание, настойчивость и массу черт характера, которые в свою очередь будут препятствовать возникновению стрессов, которые сказываются на работе не только сердца, но и всего организма.
На благополучное развитие ребенка влияет его духовный мир, нормы поведения, нормы жизни, а также мотивация на сохранение и укрепления здоровья.
Нельзя однозначно сказать, что игра в шахматы способна прямо повлиять на мотивацию ребенка к ведению здорового образа жизни, но качества, которые формируются в процессе обучения и игры в шахматы, подведут ребенка к осознанию ценности саморазвития и смогут побудить его к самосовершенствованию, определению путей решения поставленной перед собой проблемы.
Так как здоровье ребенка это не только медицинское понятие, но и социальное, формирование таких привычек оказалось бы очень ценным качеством характера для современной молодежи.
Низкая самооценка, большое количество стрессовых ситуаций, тяжелая домашняя обстановка, трудности с учебой, колебания при выборе профессии, неудачные попытки найти свое место в обществе служат толчком к агрессии – внутренней или внешней.
Проблемы в семье, как экономические, так и социальные (пьющие родители, развод родителей, утрата взаимопонимания и т.д.) могут спровоцировать замкнутость, возникновение эмоциональной и социальной изоляции.
Государство затрачивает деньги, разрабатывает программы, ведется социальная поддержка, которая зачастую заключается в материальном обеспечении, социальная работа заключается в предоставлении «рыбы», а нужна «удочка» и этой «удочкой» могли бы послужить шахматы, ведь игра в шахматы предоставляет возможность ребенку осознания своего «я», эмоционально обогащает, корректирует стиль поведения в обществе, прививает навыки совместной работы, выбора стратегии преодоления трудностей.
Шахматы способствуют развитию и силы воли. А воля — это способность человека управлять своим поведением, способность преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели, способность организовать свой труд, быт, общение.
С запасом таких привычек ребенок чувствует себя уверенным не только в игре, но и по жизни. А уверенный в себе человек с силой воли стремится к самосовершенствованию а, следовательно, и к самовоспитанию.
Самоконтроль, как одно из составляющих самовоспитания, и как важное для успешной социализации качество, не бывает врожденным, его нужно развивать. И в этом опять помогают шахматы.
Шахматы это игра, которая обеспечивает человеческий мозг практически полным потоком ощущений.
Это можно обосновать тем, что развитие руки ребенка и речь взаимосвязаны. Пальцы рук наделены огромным количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Даже незначительные упражнения рук, значительно влияют на здоровье человека. Ведь недаром старая педагогическая мысль гласит: «ум ребенка очень часто находится на кончиках его пальцев».
Работая с шахматным материалом (фигурами), ребенок воспринимает весь набор ощущений одновременно, воспринимает форму, цвет, пространство, направление, звук, чувствует соперника. Развивается объемное видение.
А самое главное, что дают шахматы, – это творческий процесс, который заставляет детей расти, развиваться! И именно в этот момент ребенка можно спасти от вина, наркотиков, преступлений. Ребенок, вкусивший радость творческого процесса, испытавший восторг победы, не пойдет курить и пить, ему это будет уже не нужно.
3. Работа с одаренными детьми
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Наблюдения о том, что умственные возможности людей разные, старо как мир. Люди древности понимали, сколь существенна разница между гением и простым смертным человеком. Также давно замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.
Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем.
Кого же считать одаренным шахматными способностями? Можно выделить несколько особенностей характерных для детей шахматно одаренных:
• Высокая любознательность и исследовательская активность, умение задавать вопросы;
• Способность быстрее, чем сверстники, схватывать смысл, принципы, понятия;
• Высокий для их возраста уровень игры;
• Быстрый рост мастерства;
• Способность рассуждать, выдвигать объяснения, анализировать шахматную партию, опираясь на речь.
Последний пункт, на мой взгляд, очень показателен: талантливого шахматиста сразу видно по тому, как он анализирует сыгранную партию, буквально сыплет вариантами и идеями, теми мыслями, которые были во время игры или появляются в анализе. Дети через несколько месяцев занятий шахматами начинают гораздо более развернуто строить свои рассуждения (и не только на шахматные темы). Это тесно переплетается и с выводом, который делает Эльконин в книге «Психология игры»: «Игра является такой деятельностью, которая помогает формировать предпосылки к переходу умственных действий на более высокий уровень – умственные действия с опорой на речь».
Исследования психологов и педагогов показали, что основными элементами, характеризующими творческую деятельность человека, являются: способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию; определение новых проблем в знакомых стандартных условиях; видение новых функций знакомого объекта, его структуры; умение находить оригинальный способ решения при известных способах игры и т.д. Все эти качества формируются в процессе шахматного творчества и, как показывают исследования, весьма четко выражены у шахматистов высокой квалификации. Шахматы – это как бы самим Богом созданный материал или модель для развития способности действовать в уме.
Одарённость — дело штучное, это всегда индивидуальность. При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встаёт проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию?
Важно приучить ребенка к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одарённый ребёнок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребёнка трудно воспитывать терпение и усидчивость. Необходима полная загрузка такого ребёнка, его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.
Существуют разные стратегии занятий с одарёнными детьми. К ним относятся ускорение и углубление.
Для одарённых детей необходимо разрабатывать индивидуальные программы, создавать непринужденную, «домашнюю» атмосферу во время занятий. Педагог должен уважать личность ребенка, способствовать формированию положительной самооценки ребёнка. На начальном этапе обучения – установка на успех, никаких поражений! Учитель (тренер) должен поощрять и стимулировать творчество и работу воображения воспитанника, его постоянное стремление к самосовершенствованию.
Соблюсти принцип дифференциации при работе с одаренными детьми и учесть их индивидуальность могут помочь информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Компьютеризация процесса обучения шахматной игре увеличивает эффективность интеллектуального развития обучаемых за счет ряда преимуществ компьютера:
— индивидуальный, дифференцированный подход к скорости восприятия информации каждым учеником;
— повышение мотивации обучения;
— наглядность обучения;
— большая экономия времени (быстрота ответа компьютера);
— повышение эффективности процесса обучения;
— создание установки на успех (проигравших нет!);
— создание информационно-аналитической базы каждого ученика.
Кроме того, нужна постоянная прямая и обратная связь с родителями воспитанников для своевременной и эффективной коррекции обучения, развития и воспитания детей.
Работа с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Обоюдный процесс. Он требует от взрослых личностного и профессионального роста, обновляемых знаний в области психологии одарённых детей.
П.А. Назаров – педагог дополнительного образования по шахматам
МКУ ДО ДЮЦ «Ровесник» г. Вятские Поляны Кировской области.
Источник