Влияние шахмат на развитие мышление ребенка

Влияние шахмат на развитие мышление ребенка thumbnail

И.А. Галкина (к.пс.н.)

«Так же, как огранка алмаза превращает его в бриллиант, занятия шахматами позволяют раскрыть умственные способности» — говорил Б. Франклин. Этой увлекательной игрой с древнейшей историей увлекаются миллионы человек во всех уголках земли. В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте — в 4-6 лет. Ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе и способствует гармоничному развитию ребенка. Практический анализ ученых доказал, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, как правило, вырастают многие выдающиеся специалисты, ученые и руководители большого государственного масштаба. Выводы, сделанные учеными и педагогами в разные времена и в разных странах, едины и свидетельствуют о том, что обучение игре в шахматы является одной из новых весьма перспективных форм всестороннего развития и воспитания детей.


Развитие логики и пространственного воображения

Прежде всего, шахматы — это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного, интуитивного мышления. Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист в процессе игры.


Развитие внимания и усидчивости

Во время занятий шахматами вырабатывается усидчивость, поскольку внимание концентрируется на одном процессе. Исследования показали, что рассеянность детей резко снижается, после того, как они приобщаются к шахматам. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть даже пять минут на одном месте — они становятся спокойнее и уравновешеннее.


Развитие памяти

Шахматы очень помогают в развитии разных видов памяти. Во-первых, развивается оперативная память, т.е. память, содержащая те сведения, которые используются в данный момент времени. Необходимость рассчитывать различные варианты, а значит и удерживать в голове информацию о тех вариантах, что уже рассчитаны и их результатах, и тех вариантах, что еще требуют расчета и обдумывания — все это тренирует оперативную память. Также игра способствует развитию долговременной памяти. Уже обладая небольшими практическими знаниями, шахматист в своей партии использует предыдущий опыт. Если он помнит, что в похожей позиции противник однажды уже смог получить выигрыш, значит, он сделает другой ход.


Формирование характера и воли

Начиная увлекаться шахматными партиями в раннем возрасте, ребёнок получает мощный толчок развития — как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно постигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт. Конечная цель любой шахматной партии – победа, поэтому волевые усилия по преодолению сопротивления неизбежны. Поиск наилучшего хода, умение хладнокровно отбить неожиданный тактический удар, собраться в критической ситуации и продолжить сражение — все это и есть воспитание характера и силы воли.


Развитие целеустремленности

Игра сама по себе способствует развитию целеустремленности. Любой стратегический план в партии имеет конечную цель, к которой стремится игрок, преодолевая сопротивление противника. В свою очередь, глобальная стратегия делится на множество мелких тактических задач, решение которых также способствует воплощению задуманной идеи. Поэтому умение идти к цели, отбрасывая все ненужное, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты, вырабатывается у ребенка от игры к игре и в конечном итоге формирует целеустремленность и настойчивость в достижении поставленной задачи.


Приучение к самостоятельности и ответственности

Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. Планомерные, регулярные занятия шахматами способствуют все более широкому развитию этих качеств. И, что особо нужно отметить, дети с каждым занятием начинают понимать, что они что-то могут делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.


Эмоциональный интеллект

Шахматисты во время игры наблюдает за партнером, пытается распознать его состояние и учится оказывать влияние. Так формируется способность понимать свои эмоции и эмоции других людей и управлять ими. Это умение потом очень пригодится во взрослой жизни.


Интуиция

В шахматах все рассчитать может только суперкомпьютер. Шахматист чаще полагается на общую оценку, вероятностную. В жизни люди часто упускают благоприятные возможности только потому, что не привыкли доверять своей интуиции, которая, в частности, опирается на прежний опыт и знания. Умение прислушиваться к внутреннему голосу нередко помогает людям избежать ошибок во многих сложных жизненных и профессиональных ситуациях.


Умение мыслить системно и нестандартно

Неорганизованность мыслительного процесса — вполне обычное явление для большинства людей. Справиться с этим явлением помогают шахматы. Сама игра и ее изучение обязательно приводят к дисциплине мышления. Регулярные шахматные баталии вырабатывают умение мыслить системно, выстраивая стройные логические цепочки в зависимости от обстоятельств. Они избавят от хаотического разброса мыслей при решении возникших задач.


Развитие творческих способностей и возможностей

Ситуации, когда следует применить оригинальный, нестандартный ход или план, встречаются практически в каждой партии. Разбор и анализ партий сильных мастеров помогают совершенствовать эту сторону интеллекта. Одним из важнейших достоинств шахматной игры является то, что шахматы могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активным досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой — и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме иногда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата. Каждый человек хоть раз в жизни испытывал удивительное чувство, вырывающее нас из обыденности и повседневной серости, — вдохновение. И неважно, чем вы занимались в этот момент — пели, играли в футбол или решали сложную математическую задачу. Просто в определенный миг рутинная работа неожиданно превращалась во что-то яркое, сверкающее, и казалось, что для вас нет ничего невозможного. Человек, играющий в шахматы, испытывает такие эмоции очень часто.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в детстве


Развитие способности к обучению

Начинающий игрок рано или поздно отправится к книжной полке со специальной литературой или обратится к компьютеру. И тут начинается самое интересное. Дело в том, что мало прочитать и запомнить то, что написано в книжке. Следует все это проанализировать, разобрать варианты — как правило, в большинстве учебников дается поверхностный анализ, с далеко не полными расчетными выкладками. Делается это и для экономии печатного места, и для побуждения новичка к самостоятельному размышлению. Ну и, естественно, как и везде, необходимо полученные знания применить на практике, что тоже не так просто. В общем, изучение шахмат является полноценной и многоэтапной учебой.

Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Все это осознали деловые люди на Западе, где шахматы в последние десятилетия активно внедряются в область детского образования и воспитания.

Конечно, если родители сами умеют играть в шахматы, они могут начать обучение ребенка игре и самостоятельно, без помощи профессионального педагога, но на определенном этапе обучения они столкнутся с некоторыми «подводными камнями», которые благополучно обходит опытный специалист. К тому же одним из необходимых элементов обучения является обязательная игра с соперниками, имеющими примерно одинаковый уровень и багаж знаний и умений, Участие в турнирах, что также является неотъемлемой часть процесса обучения детей игре в шахматы.

В нашем психолого-педагогическом центре «Летиция» организованы специальные занятия для детей, желающих приобщится к увлекательному миру шахмат. Занятия ведут опытные профессионалы – педагоги-шахматисты, имеющие спортивные разряды и обладающие специальными знаниями для обучения детей игре в шахматы. Если кто-то из родителей, ознакомившись с материалами этой статьи, примет решение научить своих детей играть в шахматы, записывайтесь на занятия в наш развивающий центр прямо сейчас, чтобы выбрать удобное время занятий и совместить их с другими необходимыми для успешного и всестороннего развития ребенка программами!

Обучайте ребенка шахматам – «игра мудрецов» щедро вознаградит вас за правильный выбор и за преданность этому увлекательному и полезному виду спорта.

Источник

Влияние шахмат на развитие мышление ребенка

Доброго времени суток, дорогой друг!

Привычка —  вторая натура, извиняюсь за избитую фразу. То, чем мы занимаемся – во многом формирует нашу личность. Давайте обсудим влияние шахмат на развитие ребенка с этой точки зрения.

Бытует мнение, что шахматы развивают память. Это действительно так. Однако далеко не самое главное, и развитие памяти – только малая толика целого спектра полезных качеств и навыков, которые дарит древняя игра.

vlianie-shahmat

Развитие мышления

О том, как шахматы влияют на развитие мышления, мы говорили в этой статье. Коротко повторю:

Обобщение

Приобщившись к шахматам, ребенок быстро поймет, что победа не приходит сама по себе. Партию надо выигрывать, а для этого необходимо думать и принимать решения.

Ребенок неосознанно начинает постигать логику и сравнительный анализ, обобщает информацию и старается выделить главное.

Концентрация внимания

В жизни важно концентрироваться на главном, отделяя его от второстепенного. И держать это главное в поле зрения.

Исследования (Н.Греков) показали, что рассеянность резко снижается, после того, как дети приобщаются к шахматам.

Влияние шахмат на развитие мышление ребенка

Дисциплина мышления

Время – один из важнейших факторов реальности. Управление временем – необходимый навык.

Шахматисту важно распределять отведенное время на обдумывание  так, чтобы не угодить в цейтнот. Пренебрежение временем, нерациональное его использование приводит к печальным последствиям.

Интуиция

В шахматах все рассчитать может только суперкомпьютер. Шахматист чаще полагается на общую оценку, вероятностную.

В жизни люди часто упускают благоприятные возможности только потому, что не привыкли доверять своей интуиции. Однако в основе интуиции лежит опыт и знания. Привычка доверять интуиции – это тоже навык. И шахматы эту привычку развивают.

Это тренажер для творческих изысканий, творческая лаборатория. Кстати, не забудем, что любые занятия, тренировки, тем более ребенка, — лучше проводить под руководством специалиста.

Влияние шахмат на развитие мышление ребенка

Далеко ходить не надо. Школа обучения шахматам «Шахматы с Жориком» буквально в одном клике от вас.

Окружение

Очевидно, что для развитии важное значение имеет окружение. Общее дело сближает людей, как ничто другое. Как известно:

Друзья не растут в огороде

Скажу за себя: друзья детства — шахматисты были для меня лучшими друзьями. Мы друзья и по сей день, хотя судьбы разбросала нас по разным работам и даже городам. Но у нас особая связь. Мы «свои» и всегда поможем друг другу, как никому другому.

И еще одно: шахматы могут стать «пропуском в построении карьеры на работе. Лично у меня пару раз было именно так. О чем я рассказывал  здесь.

Жизненно-важные навыки

Шахматы воспитывают и формируют важные в жизни навыки:

Самостоятельность

За доской шахматист наедине как с возможностями, так и с угрозами. Помочь некому. Результат игры – плод исключительно собственных решений.

Результат игры зависит от игрока. Проиграть или выиграть можно только в результате собственных решений, да еще с учетом противодействия партнера.

Ответственность

Самостоятельность создает ответственность. Привычка искать и принимать собственные решения и отвечать за них  делает человека надежным и ответственным.

Эмоциональный интеллект

Способность понимать свои эмоции и эмоции других людей. И управлять ими.

Шахматист во время игры наблюдает за партнеров автоматически. Кто больше, кто меньше. Кто сверлит партнера уничтожающим взглядом, кто бросает взгляд украдкой.

Влияние шахмат на развитие мышление ребенка

Он пытается распознать его состояние и учится оказывать влияние. И это тоже ценный для жизни навык.

Спортивные качества

Ласкер писал:

«Шахматы – прообраз жизненной борьбы…Они полезны для обучения борьбе, которой пронизана жизнь. Мы должны развивать в себе силы потребные для деятельности в условиях противоборства»

Партия иногда переходят в довольно жесткое противоборство двух людей, желающих выиграть. Но невозможно выиграть обоим. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, или ничья. Так устроена игра.

Читайте также:  Нарушений речи с нарушениями физического развития ребенка

Зависть, подозрительность, чрезмерная агрессивность, могут появляться в спорте как и в жизни. И в шахматах такое случается.

В нужное русло

Важно, чтобы увлечение спортом и шахматами в том числе развивало важные и полезные качества, а не те, о которых мы сказали абзацем выше.

Известно, что в восточных единоборствах вначале разьясняют нечто вроде «морального кодекса» спортсмена. Это задача наставника, тренера.

В шахматах также есть правила «джентльменского поведения» и честной игры. Важно, чтобы ребенок услышал их из уст родителя или опытного наставника.

Тем более, что невозможно играть в одиночку. Да и обучаться также желательно в сообществе «себе подобных» В секции, кружке. Или дистанционно. Онлайн Школа «Шахматы с Жориком» предоставляет все возможности обучения, включая членство в сообществе шахматистов.

Влияние шахмат на развитие мышление ребенка

Обучайте ребенка шахматам. Занятия окупается сторицей, «игра мудрецов» щедро отплатит за любовь и преданность.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Удачного дня!

Влияние шахмат на развитие мышление ребенка

Влияние шахмат на развитие мышление ребенка

Источник

Лекция на тему:

«Влияние шахмат на развитие детей, в том числе одаренных».

1. Вступление

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации сказано, что «система образования призвана обеспечить… разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».

Решая вопросы модернизации отечественного образования, надо думать, как наполнить образовательный процесс теми дисциплинами, которые в ещё большей степени будут способствовать развитию умственного потенциала наших детей, их способности мыслить и действовать. А способность мыслить и действовать – это основа компетентностно–ориентированного подхода в образовании. Эту задачу может решить шахматное обучение.

2. Влияние шахмат на развитие ребенка

Что наша жизнь? Игра! Ребенок растет и развивается, играя. Есть игры для детей, есть для взрослых, для девочек, для мальчиков. И только шахматы являются универсальной развивающей игрой. Научно доказано: если ребенок рано приобщен к загадочному миру шахмат, он лучше успевает в школе, быстрее выполняет домашние задания. К тому же игра в шахматы выполняет несколько функций.

Развивающая функция шахмат:

Хорошо развивают логическое мышление, расширяют кругозор, помогают самостоятельно думать, сравнивать, обобщать явления, анализировать, ориентироваться на плоскости, что важно для школы.

Воспитательная функция шахмат:

Вырабатывают усидчивость, силу воли, внимание, целеустремленность, собранность. Дети, обучающиеся шахматам, учатся самостоятельно принимать решения, правильно воспринимать критику, достигать поставленных целей.

Физическая функция шахмат:

Побуждают заниматься физкультурой, чтобы хватало выносливости долгое время проводить за шахматной доской.

Коррекционная:

Гиперактивным детям помогают быть уравновешеннее, спокойнее, контролировать эмоции, сосредотачиваться на определенном виде деятельности. Чем раньше ребенок начнет играть в шахматы, тем легче ему будет адаптироваться в школе.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа, в том числе с ограниченными возможностями. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным, доброжелательным.

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные, а это обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие!

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе и к последующей жизни.

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, логика, терпение, целеустремленность.

Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера. Занятия шахматами способствуют повышению усвоения учебного материала и по другим предметам в школе. В этом актуальность и важность для всего общества развития популярности шахмат.

Примерно к 5-7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс – процесс действий в уме, результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова.

В норме умение совершать действия в уме формируется в 7-10 лет, и шахматы в начальной школе являются идеальной моделью для успешного развития этих способностей.

Если говорить о прямом воздействии игры в шахматы на физическое здоровье человека, то положительное влияние они оказывают в комплексе с физическими упражнениями и правильным питанием.

Мнительность, нерешительность, ослабленная память ослабляют сердце человека. Одно из условий продления долгой и здоровой жизни — душевное спокойствие.

Еще Библия учит, что душевное и физическое состояние взаимосвязаны. Ревность, гнев, озабоченность, раздражительность вредят сердцу человека. А шахматная игра способна выработать в человеке сдержанность, самообладание, настойчивость и массу черт характера, которые в свою очередь будут препятствовать возникновению стрессов, которые сказываются на работе не только сердца, но и всего организма.

На благополучное развитие ребенка влияет его духовный мир, нормы поведения, нормы жизни, а также мотивация на сохранение и укрепления здоровья.

Нельзя однозначно сказать, что игра в шахматы способна прямо повлиять на мотивацию ребенка к ведению здорового образа жизни, но качества, которые формируются в процессе обучения и игры в шахматы, подведут ребенка к осознанию ценности саморазвития и смогут побудить его к самосовершенствованию, определению путей решения поставленной перед собой проблемы.

Так как здоровье ребенка это не только медицинское понятие, но и социальное, формирование таких привычек оказалось бы очень ценным качеством характера для современной молодежи.

Читайте также:  Бальные танцы и развитие ребенка

Низкая самооценка, большое количество стрессовых ситуаций, тяжелая домашняя обстановка, трудности с учебой, колебания при выборе профессии, неудачные попытки найти свое место в обществе служат толчком к агрессии – внутренней или внешней.

Проблемы в семье, как экономические, так и социальные (пьющие родители, развод родителей, утрата взаимопонимания и т.д.) могут спровоцировать замкнутость, возникновение эмоциональной и социальной изоляции.

Государство затрачивает деньги, разрабатывает программы, ведется социальная поддержка, которая зачастую заключается в материальном обеспечении, социальная работа заключается в предоставлении «рыбы», а нужна «удочка» и этой «удочкой» могли бы послужить шахматы, ведь игра в шахматы предоставляет возможность ребенку осознания своего «я», эмоционально обогащает, корректирует стиль поведения в обществе, прививает навыки совместной работы, выбора стратегии преодоления трудностей.

Шахматы способствуют развитию и силы воли. А воля — это способность человека управлять своим поведением, способность преодолевать препятствия, стоящие на пути к цели, способность организовать свой труд, быт, общение.

С запасом таких привычек ребенок чувствует себя уверенным не только в игре, но и по жизни. А уверенный в себе человек с силой воли стремится к самосовершенствованию а, следовательно, и к самовоспитанию.

Самоконтроль, как одно из составляющих самовоспитания, и как важное для успешной социализации качество, не бывает врожденным, его нужно развивать. И в этом опять помогают шахматы.

Шахматы это игра, которая обеспечивает человеческий мозг практически полным потоком ощущений.

Это можно обосновать тем, что развитие руки ребенка и речь взаимосвязаны. Пальцы рук наделены огромным количеством рецепторов, которые посылают импульсы в центральную нервную систему человека. Даже незначительные упражнения рук, значительно влияют на здоровье человека. Ведь недаром старая педагогическая мысль гласит: «ум ребенка очень часто находится на кончиках его пальцев».

Работая с шахматным материалом (фигурами), ребенок воспринимает весь набор ощущений одновременно, воспринимает форму, цвет, пространство, направление, звук, чувствует соперника. Развивается объемное видение.

А самое главное, что дают шахматы, – это творческий процесс, который заставляет детей расти, развиваться! И именно в этот момент ребенка можно спасти от вина, наркотиков, преступлений. Ребенок, вкусивший радость творческого процесса, испытавший восторг победы, не пойдет курить и пить, ему это будет уже не нужно.

3. Работа с одаренными детьми

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Наблюдения о том, что умственные возможности людей разные, старо как мир. Люди древности понимали, сколь существенна разница между гением и простым смертным человеком. Также давно замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.

Поэтому раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем.

Кого же считать одаренным шахматными способностями? Можно выделить несколько особенностей характерных для детей шахматно одаренных:

• Высокая любознательность и исследовательская активность, умение задавать вопросы;

• Способность быстрее, чем сверстники, схватывать смысл, принципы, понятия;

• Высокий для их возраста уровень игры;

• Быстрый рост мастерства;

• Способность рассуждать, выдвигать объяснения, анализировать шахматную партию, опираясь на речь.

Последний пункт, на мой взгляд, очень показателен: талантливого шахматиста сразу видно по тому, как он анализирует сыгранную партию, буквально сыплет вариантами и идеями, теми мыслями, которые были во время игры или появляются в анализе. Дети через несколько месяцев занятий шахматами начинают гораздо более развернуто строить свои рассуждения (и не только на шахматные темы). Это тесно переплетается и с выводом, который делает Эльконин в книге «Психология игры»: «Игра является такой деятельностью, которая помогает формировать предпосылки к переходу умственных действий на более высокий уровень – умственные действия с опорой на речь».

Исследования психологов и педагогов показали, что основными элементами, характеризующими творческую деятельность человека, являются: способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию; определение новых проблем в знакомых стандартных условиях; видение новых функций знакомого объекта, его структуры; умение находить оригинальный способ решения при известных способах игры и т.д. Все эти качества формируются в процессе шахматного творчества и, как показывают исследования, весьма четко выражены у шахматистов высокой квалификации. Шахматы – это как бы самим Богом созданный материал или модель для развития способности действовать в уме.

Одарённость — дело штучное, это всегда индивидуальность. При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встаёт проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию?

Важно приучить ребенка к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одарённый ребёнок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребёнка трудно воспитывать терпение и усидчивость. Необходима полная загрузка такого ребёнка, его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

Существуют разные стратегии занятий с одарёнными детьми. К ним относятся ускорение и углубление.

Для одарённых детей необходимо разрабатывать индивидуальные программы, создавать непринужденную, «домашнюю» атмосферу во время занятий. Педагог должен уважать личность ребенка, способствовать формированию положительной самооценки ребёнка. На начальном этапе обучения – установка на успех, никаких поражений! Учитель (тренер) должен поощрять и стимулировать творчество и работу воображения воспитанника, его постоянное стремление к самосовершенствованию.

Соблюсти принцип дифференциации при работе с одаренными детьми и учесть их индивидуальность могут помочь информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Компьютеризация процесса обучения шахматной игре увеличивает эффективность интеллектуального развития обучаемых за счет ряда преимуществ компьютера:

— индивидуальный, дифференцированный подход к скорости восприятия информации каждым учеником;

— повышение мотивации обучения;

— наглядность обучения;

— большая экономия времени (быстрота ответа компьютера);

— повышение эффективности процесса обучения;

— создание установки на успех (проигравших нет!);

— создание информационно-аналитической базы каждого ученика.

Кроме того, нужна постоянная прямая и обратная связь с родителями воспитанников для своевременной и эффективной коррекции обучения, развития и воспитания детей.

Работа с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Обоюдный процесс. Он требует от взрослых личностного и профессионального роста, обновляемых знаний в области психологии одарённых детей.

П.А. Назаров – педагог дополнительного образования по шахматам

МКУ ДО ДЮЦ «Ровесник» г. Вятские Поляны Кировской области.

Источник