Нарушений речи с нарушениями физического развития ребенка

Нарушений речи с нарушениями физического развития ребенка thumbnail

Марина Хохлова
Физическое развитие детей с нарушениями речи

С каждым годом колличество детей с нарушениями речи увеличивается. Речь — важнейшая психическая функция на основе которой формируются и развиваются психические процессы. В ходе эволюции человека в процессе филогенеза речь возникла одной из последних. Поэтому, как «молодая» функция, она наиболее ранима, наиболее чувствительна и подвержена воздействиям внешним среды и эндогенным факторам. Неблагоприятная экология, значительное повышение повседневного психоэмоционального напряжения, поток огромной и разнообразной информации при наличии еще небольшого словарного запаса негативно сказывается на сформировавшейся нервной системе ребенка. У детей усиливается страх перед собственной речью, развиваются речевые дефекты, которые ведут к формированию неврологических реакций, проявляющихся в затруднении общения со сверстниками, формируется замкнутость и отчужденность.

Задержка речевого развития приводит к задержке психического развития, к отставанию в двигательной сфере, недоразвитие моторики, неуверенность в выполнении упражнений, затрудняет познавательную деятельность, ухудшает психоэмоциональное состояние.

У детей с речевой патологией при выполнении физических упражнений наблюдается несогласованность движений рук и ног, нарушение ритмической структуры движения, отсутствие плавности и четкости, дети с речевой патологией отстают от здоровых сверстников по таким проявлениям как сила, быстрота, выносливость и ловкость, им свойственна неуверенность, боязнь, низкая мотивация, неумение создать образ упражнений, а затем выполнить его.

Сохранение и укрепление здоровья особенно важны для детей с нарушениями речи. У плохо говорящих детей формируется комплекс неполноценности, появляются поведенческие отклонения, характерно недоразвитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).

Двигательная активность в дошкольном возрасте является главным фактором функциональной активизации обменных процессов в организме ребёнка.

Общие особенности физического развития детей с речевыми нарушениями:

*Нарушение дыхания и голосообразования;

*Нарушения общей и мелкой моторики;

*Расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

*Повышенная утомляемость;

*Заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;

*Нарушение темпо-ритмической организации движений;

*Нарушение оптико-пространственного праксиса;

*Неустойчивость внимания;

*Расстройство памяти (особенно слуховой);

*Несформированность мышления;

*Задержка развития воображения.

Особенности физического развития детей с речевыми недостатками по типам нарушений

*При моторной функциональной дислалии –сохранна общая моторика, имеются лишь незначительные нарушения ручной и пальчиковой моторики.

*При ринолаллии имеются нарушения общей, ручной, пальчиковой и мимической моторики, физиологического дыхания; физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям. Отмечается вялость, снижение мышечного тонуса, нарушение темпа и ритма движений.

*При эфферентной моторной алалии отмечается скованность, неловкость моторики, нарушение координации, переключаемости, общих движений, тонкой произвольной моторики рук, пальцев.

*При афферентной моторной алалии имеются общие, ручные, пальчиковые, мимические нарушения моторики. Дети проявляют неуравновешенность и суетливость в поведении, двигательно беспокойны, невнимательны.

*У детей с сенсорной алалией происходят нарушения двигательной сферы — общее двигательное беспокойство.

*У дизартриков двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнения. Чем сложнее движение, тем заметнее моторная недостаточность. Характерны синкинезии, гиперкинезы, дискоординация движений, тремор, наличие нередуцированных рефлексов.

*При афазии нарушается двигательная сфера – неспособность перехода от одной артикуляционной позы к другой.

*У заикающихся имеются свои особенности нарушения моторики: общая напряжённость мышечной системы; особенно в процессе речи, нечёткость координации движений; уловки, вспомогательные движения; расхождение в моторике и речи.

Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОО:

— развитие общей и мелкой моторики;

— дыхательная и зрительная гимнастики;

— массаж и самомассаж;

— использование элементов су-джок и кинезиотерапии;

— утренняя гимнастика и гимнастика после сна, физкультурные занятия;

— артикуляционная гимнастика;

— плавание, ритмика и т. д.

Для поддержания интереса детей актуально использовать:— музыкально-ритмические движения (придающие физкультурной деятельности увлекательный характер) поднимающие настроение, способствующие развитию точности, координации движений;

— развивать мелкую моторику посредством создания развивающей среды (оборудование, позволяющее “оживить” движения, обеспечить качество выполнения упражнения, активизировать в той или иной степени работу пальцев рук, совершенствовать координацию их движений, активизировать деятельность анализаторных систем) и использования пальчиковых игр;

— развивать двигательные способности детей – логопатов при выполнении всех видов движений с разнообразным оборудованием, позволяющим обеспечить качество выполнения упражнения, развить физические качества и без него.

Источник

Особенности физического развития и воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Физическое развитие –неотъемлемая часть всей жизни человека. Взрослые уделяют особое внимание физическому здоровью и активности детей, т.к именно в этом периоде закладывается фундамент здоровья человека.

В дошкольных образовательных учреждений физическое развитие реализуется как одно из пяти направлений в работе с детьми. Физическое воспитание дошкольников с общим недоразвитием речи строится согласно программе ДО.

В нашем дошкольном учреждении помимо общеобразовательных групп есть группа компенсирующей направленности для детей с ТНР. Основной контингент этой группы составляет дети с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи — ОНР (общее недоразвитие речи) – несформированность звуковой и смысловой сторон речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов и связной речи. 

Читайте также:  Диагностика физического развитие одного ребенка раннего возраста

Для всех детей с ОНР характерна:

— общая моторная неловкость.

-Большая часть детей имеет плохую координацию, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Недостаточная координация движений отмечается во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной.

-Основные двигательные умения и навыки сформированы недостаточно, движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость, снижена двигательная память и внимание.

-При отсутствии выраженных неврологических нарушений отмечаются слабая регуляция произвольной деятельности, эмоционально-волевой сферы и трудности в овладении письмом.

-Наблюдают недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти снижена вербальная память (отмечаются трудности в выполнении движения по словесной и особенно многоступенчатой инструкциями (может нарушаться последовательность, опускаться одна из составных частей серии, отсутствовать самоконтроль при выполнении задания), страдает продуктивность запоминания, забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, они нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Им трудно выполнять такие движения, как перекатывание мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

— Наблюдается недостаточный самоконтроль при выполнении заданий.

-Характерным является развитие мимической моторики: страдает точность и полнота выполнения движений, при сохранных непроизвольных движениях наблюдается появление содружественных движений при попытке выполнить произвольные движения (участие мышц лба, щеки или губ при подмигивании одним глазом).

— Присутствуют отставания в развитие мелкой моторики рук, отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, затруднена координация движений при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков.

-Имеются нарушения артикуляционной моторики, которые проявляются в наличие содружественных движений, неполноте и неточности в работе мышц и органов артикуляционного аппарата. Нарушение артикуляторной моторики проявляются в виде легких парезов, тремора, насильственных движений отдельных мышц языка.

Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении не проявляют. Наличие речевой патологии приводит к стойким нарушениям деятельности общения, затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, создаются проблемы на пути их развития и обучения.

Личность ребенка характеризуется специфическими особенностями, среди которых:

  • заниженная самооценка,
  • коммуникативные нарушения,
  • проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.

Выявленные особенности речевого развития детей с ОНР (трудности морфологического, синтаксического, логико-синтаксического и композиционного характера) сочетаются с нарушениями коммуникативной функции, что выражается в снижении потребности в общении, не сформированности способов коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (нет заинтересованности в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).

Можно сделать вывод о том, что речевые нарушения сказываются на взаимоотношениях ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки.

Многие исследователи придавали особое значение связи состояния моторики и речи. Такие как

— Гиляровский В.А. (1932) отмечал, что запоздалое развитие речи может быть проявлением общего недоразвития моторики.

-В.И. Дресвянников (1972) указывал на параллельность и взаимосвязь речевого и обще моторного онтогенеза, подчеркивал, что развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве.

-При исследовании произвольных движений, Запорожец А.В. (1990), доказал, что формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи.

 Можно сказать, что связь общей моторики и речи позволяет развивать необходимые качества движений органов артикуляционного аппарата путем развития аналогичных свойств общей моторики.

Физическое воспитание дошкольников с общим недоразвитием речи строится согласно программе для коррекционных групп. В непосредственно-образовательной деятельности по физическому воспитанию необходимо постоянно контролировать физическое состояние детей. Дети с нарушениями речи, как правило, относятся к второй-третьей группам здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях физическими упражнениями.

Предметом особого внимания служит работа над осанкой, так как тяжелая походка (на всю стопу), боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей, имеющих речевые расстройства.

Для детей с общим недоразвитием речи упражнения, задания и игры следует проводить с речевым сопровождением, то есть при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Это способствует формированию просодической стороны речи.

В направления по физическому развитию также необходимо включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц. Регуляции тонуса способствует выполнение упражнений с разной амплитудой и скоростью. Одновременно с этим исполнение ребенком подобных упражнений со стихами стимулирует речь, активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми логопедических групп дошкольных учреждений.

Дыхательным упражнениям в курсе коррекции необходимо уделять особое внимание. При выполнении физических упражнений организму требуется больше кислорода, а это, возможно, обеспечить только путем увеличения количества дыханий в минуту и возрастанием глубины дыхания. Вместе с тем дети с общим недоразвитием речи, при выполнении даже сравнительно легких упражнений нередко задерживают дыхание, поэтому правильному дыханию их нужно специально учить. Для детей с речевыми нарушениями упражнения на развитие дыхания  ведутся в двух направлениях: -работа над физиологическим дыханием

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка 2 барановичи сайт

— коррекция речевого дыхания

Помощь детям с нарушением речи состоит из организации комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление нервной системы. Поэтому на занятиях должен создаваться положительный эмоциональный фон, речь педагога должна быть спокойной, плавной, певучей. Целенаправленно должны создаваться ситуации, помогающие детям почувствовать себя ловкими и сильными.

Важным средством физического воспитания детей являются подвижные игры. Для детей с общим недоразвитием речи необходимо, чтобы эти игры сочетались с текущей логопедической работой и являлись стимулирующим дополнительным коррекционным средством, способствующим психомоторной и речевой коррекции.

         Выявленные психомоторные особенности у детей с общим недоразвитием речи позволяют делать вывод о том, что рассматривать данную категорию детей необходимо с позиции целостного подхода (выявление речевой и неречевой симптоматики, учет соотношения и характера связей этих компонентов структуры дефекта).

В этой связи занятия физическими упражнениями должны способствовать коррекции не только психомоторного, но речевого, эмоционального и общего психического развития.

Источник

Нарушений речи с нарушениями физического развития ребенкаДоброго дня всем подписчикам и друзьям!
Сегодня мы с вами поговорим о том, как особенности физического развития детей с нарушениями речи воздействуют на выбор занятий, как двигательные упражнения могут помочь дошкольникам и школьникам с языковыми проблемами, на какие обстоятельства следует обратить внимание.

Причины задержки речевого развития

ЗРР по данным статистики встречается не так уж редко, наблюдается у четверти всех детсадовцев. Под этим понятием подразумевают более позднее по сравнению с нормативами овладение устной речью. Такие малыши разговаривают, но гораздо хуже своих сверстников, этапы обучения у них затягиваются и отодвигаются на более поздние сроки. Предрасполагающие к ЗРР условия могут быть выявлены педиатрами и внимательными мамами и папами еще в грудном возрасте, поскольку для качественной вербализации необходимо:

  •  хорошие зрение и слух: грудничок видит артикуляцию родителей и повторяет за ними движения губ и языка, слышит и различает отдельные звуки и интонации;
  •  отсутствие анатомических пороков челюстно-лицевого аппарата;
  •  отсутствие органических поражений цнс: ДЦП, эпилепсия и др.;
  •  сформированная дыхательная мускулатура.

Если грудничок не поворачивает голову на громкий шум или музыку, не следит глазами за яркой погремушкой, не фиксирует взор на лице мамы – уже следует насторожиться, у шести – восьмимесячных ползунков заметить неладное еще проще – они не владеют своим телом, не пытаются сидеть, ползать, переворачиваться, не тянутся и не удерживают игрушку, нет гуления, попыток повторять за взрослым.

Речевые патологии

Нельзя легкомысленно относиться к ЗРР, поскольку вербальное общение формирует мышление. А также  внимание, память и воображение. При расстройстве возникает отставание и в псих-ской сфере вплоть до умственной отсталости. Трудности коммуникации и социализации налицо. Безусловно, кроха не может сбалансированно и качественно контактировать и находить общий язык с товарищами, окружающими взрослыми. Не в состоянии выразить свои чувства, мысли, потребности. Это значительно ухудшает качество его жизни.

Задержка РР – это лишь синдром, который может сопровождать любые патологии нервной системы:

  • детский церебральный паралич,
  • гидроцефалию,
  • психиатрические болезни,
  • аутизм,
  • наследственные и генетические патологии,
  • врожденные пороки,
  • тугоухость и глухоту,
  • слепоту и аномалии зрительного тракта,
  • дефекты челюстно-лицевого скелета, мышц гортани или языка.

У детишек с подобными аномалиями лексика не соответствует средним показателям, а увеличивается медленно. К тому же плохо формируются абстракции, плохо выстраиваются логические цепочки. Также восприятие формы и объема не соответствует возрасту, а пространственные соотношения нарушены.

Безусловно, страдает грамматика, звукопроизношение, построение предложений. нельзя исключить возникновения дизартрии, дислалии, заикания, эхолалии, дислексии. Еще одним из важнейших причин является поведение значимых близких:

  • социальная депривация,
  • заброшенность,
  • педагогическая запущенность
  • излишняя гиперопека, когда любой каприз крохи выполняется по малейшему жесту, и нет необходимости говорить.

В следствие этого существует множество причин, которые влияют на несвоевременное формирование вербальных функций. Не следует забывать, что существует тесная связь между физическим и нервно — психическим развитием. Безусловно, заболевания, тормозящие физ. показатели, вызывают и замедление темпов псих-го разв-я.

Факторы, которые влияют на физическое развитие

Нормальное физ-кое разв-е (ФР) определяется по антропометрическим показателям:

  • росту,
  • весу,
  • окружностям груди и головы,
  • индексам массы, упитанности.

Однако на каждом возрастном этапе происходит интенсивный рост определенных частей тела, скелета и внутренних органов. Между ием факторы, отвечающие за отставание в ФР делят на две основные группы:

Внутренние (эндогенные);

В первой группе особую роль имеет:

  • наследственность,
  • генетическая предрасположенность.
  • обменные эндокринные процессы,
  • состояние всех систем организма,
  • особенности психики.
Читайте также:  Развитие ребенка от 1 года до 2 лет по месяцам видео

Внешние (экзогенные и социальные) – влияние окружающей среды.

Ко второй относят:

  • климат,
  • лекарства,
  • вредности, действовавшие в течение беременности на плод,
  • болезни матери,
  • питание,
  • социально-экономические условия жизни,
  • гиподинамия.

Давно известно, что функция, постепенно атрофируется, если ее не тренируют. В результате она утрачивается, а то и не образуется вовсе. Однако двигательная активность важна для правильного ФР. Более того, через него опосредованно имеет большое значение для познавательной деятельности, сенсорики и игры. В то время как российскими и зарубежными учеными доказана польза физкультуры и спорта для полноценного формирования личности.

Методы адаптированной физкультуры для детей с нарушением речи

Безусловно, у дошкольников с ЗРР низкая выносливость, а таже снижена быстрота и сила реакции. Это  обнаружили ученые, которые изучали малышей с логопедическими отклонениями, прежде всего их физподготовку. В результате на основании этого были разработаны специальные методики и комплексы физвоспитания. В процессе игровой деятельности специальные упражнения тренируют крупную и мелкую моторику, силу мышц, выносливость и координацию.

Только групповые и командные виды спортапомогают больше практиковаться в коммуникации. В самом деле, во время игры  можно научиться разговаривать, строить диалоги и завязывать отношения. Конечно, это способствует межличностному взаимодействию, потому что соревнования повышают самооценку и уверенность в себе. Часто именно они формируют морально-волевые качества.

Имейте в виду, что выбор комплекса зависит от тяжести имеющегося дефекта, количества лет и медицинских противопоказаний. Формы подразделяются на:

    • регулярные, учебные – утренняя гимнастика, физ-ра, физкультминутки;
    • разовые – совместные мероприятия, прогулки и т.д.
    • игровые;
    • массовые – фестивали, соревнования, праздники и пр.;
    • адаптивный спорт;
    • трудовое воспитание.

Родители, которые  не имея специального образования и подготовки тем не менее могут заниматься в домашних условиях. Вот виды занятий и упражнений, которые перечислены ниже:

  • утренняя гимнастика, включающая в себя ходьбу,
  • бег на месте,
  • прыжки,
  • наклоны,
  • задания со скакалкой, обручем и мячом

Все это позволит зарядиться бодростью с самого утра.

Игры и развлечения

В течение дня проводите физминутки, организуйте подвижные забавы:

  •  пролезание через стоящий обруч;
  •  перешагивание через препятствия;
  •  перекидывание дуг другу мячика с произнесением нужных слогов или слов заданной тематики (фрукты, овощи, мебель, одежда, герои сказок);
  •  имитация – «велосипед», «как ходит кошечка», «как скачет зайка» и пр.
  •  прохождение по ограниченной поверхности (бруску, бревну);
  •  перепрыгивание по «кочкам» или нарисованным на горизонтальной поверхности кругам;
  •  ползание на четвереньках, по пластунски, а также передвижение на корточках, гусиным шагом;
  •  выбивание шариком предмета или забрасывание в кольцо;
  •  бег в мешках и всевозможные эстафеты , веселое времяпровождение и к тому же отличная тренировка;
  •  сюжетно-ролевые подвижные игры тоже способствуют физ. подвижности, мышлению, воображению, помогают раскрывать творческие наклонности;
  •  занятия в спортивных секциях, особенно хороши плаванье, легкая атлетика, велосипед, теннис.

Нарушений речи с нарушениями физического развития ребенка
Не забывайте включать обязательные водные процедуры, элементы дыхательной гимнастики и закаливания, потому что вода успокаивает, снимает тревожность и напряжение, и кроме всего прочего заряжает позитивом.  Укрепляется мускулатура грудной клетки, диафрагма, увеличивается полезный объем легких, кровь насыщается кислородом если  правильно дышать. Закаливание повышает иммунитет, укрепляет организм в целом, к тому же делает его более устойчивым к инфекциям.

Трудовая деятельность

Несомненно, трудовое воспитание  играет очень большую роль в формировании полезных навыков и решении логопедических проблем. В самом деле, в труде совершенствуется ловкость, мелкая моторика. А также координированные движения рук, любовь к природе. Обогащаются знания об окружающем мире и межличностные взаимодействия, если работа  соответствует возрасту и интересам.

Безусловно, в форме игры можно предложить такие виды трудовой деятельности как:

  • постирать одежду для куколки,
  • прополоть личную грядочку с растениями
  • полить цветы,
  • вымыть игрушечные тарелки и кастрюльки.

Безусловно, в раннем возрасте трудовые навыки:

  • умение держать ложку и кружку,
  • одевать носки и колготки,
  • шнуровать ботинки
  • застегивать пуговицы

Все это самообслуживание, которое требует подготовки и развития мелкой моторики.

Это хорошо разрабатывает пальчики, поскольку стимулирует речевые центры в ЦНС. Подойдут разные виды рукоделия: вышивка, выпиливание, лепка, если это  школьный возраст. Абсолютно, труд вырабатывает ответственность, поскольку он дисциплинирует и способствует простейшему сотрудничеству. Следовательно, он становится предпосылкой к умению ценить усилия других людей и бережному отношению и трудолюбию.

Сегодня мы говорим лишь об основных направлениях физ-го разв-ия у малышей с языковыми отклонениями. Какие бы способы и методы вы не выбрали, помните, что только комплексное становление всех сфер деятельности человека: физической, психической и социальной, позволят сформироваться полноценной личности. Только в этом случае можно стать успешным, востребованным, уверенным в своих силах, а самое главное – счастливым.

Заходите на сайт, подписывайтесь на новости, узнавайте о самом интересном из первых рук.

Источник