Программа организации развития ребенка в детском саду

Программа организации развития ребенка в детском саду thumbnail

Жарова Елена
Обзор основных программ дошкольного образования

Дети уникальны, потому что они так взволнованы этим миром. Они могут весело провести время или сделать игру из чего угодно. Они имеют естественную любовь к обучению. Я чувствую, что детский сад-это социальный колыбель, и это тоже делает его уникальным! Наиболее важным вещам, которые они будут обучаться, это социальные навыки, которые подготовят их к достижению будущих целей. Как педагог, я думаю, что детский сад отличается тем, что мы видим в самом широком спектре способности детей. Для меня очень важно помочь детям раскрыть их собственный внутренний мир.

В этом нам помогают такие программы как:

Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой

Цель программы : охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее воспитание, обучение и подготовка к школе.

В 2004г. вышла новая Программа обучения и воспитания в детском саду. Новая Программа – то чего давно ждали практические работники дошкольных учреждений России.

Одно из её преимуществ состоит в том, что во всех видах детской деятельности на каждом возрастном этапе первостепенное внимание уделяется развитию творческих способностей детей, их индивидуальности.

Идеологической основой программы стали важнейшие этические принципы Конвенции «О правах ребёнка», что соответствует современным нормам воспитания и развития ребёнка.

Авторы сохранили лучшие традиции прежней программы: всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, чёткое определение задач воспитания и обучения, преемственность всех возрастных периодов раннего и дошкольного детства, ориентация на региональный компонент, а также на подготовку детей к школе. Вместе с тем авторы обновили общее содержание дошкольного образования, основные направления воспитания, обучения и развития ребёнка, представили их с учетом психофизиологических особенностей дошкольников.

Программа предлагает вариативные формы обучения — каждый воспитатель может творчески использовать в работе предлагаемое авторами содержание. Новая Программа сохранила преемственность с программой 1985г, но одновременно уточнена её структура, появились новые разделы. Впервые подробно описана эстетическая развивающая среда, даны рекомендации по её созданию, включая деятельность самих детей, их творчество и освоение окружающей микро- и макросреды. Новая Программа восполняет недостатки в области духовного воспитания детей и их приобщение к общечеловеческим ценностям.

Большое место в программе отводиться здоровью детей, их эмоциональному благополучию, использованию физических упражнений и подвижных игр, развитию двигательного творчества.

Художественная литература выделена в отдельный раздел как вид искусства и как один из способов интеллекта и творчества детей.

Новая Программа обогатила методику работу с детьми, что обеспечено рядом уже опубликованных пособий для педагогов дошкольных учреждений.

Программа «Детство»

Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.

Цель программы: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.

Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе Представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. В программе

выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).

Программа «Развитие»

Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.

Цель программы: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет.

Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей.

В основе программы, как указывают авторы, лежат два теоретических положения. Первое — это теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Второе — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей.

Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. При разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.

Программа составлена для каждого возраста.

Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.

Организация работы во всех возрастных группах предполагает проведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.

Помимо традиционных программа включает в себя следующие разделы: «Выразительное движение», «Художественное конструирование», «Режиссерская игра». Программа обеспечена развернутыми планами к каждому занятию и педагогической диагностикой, имеет полный комплект пособий в помощь педагогам.

Все программы рекомендованы Министерством образования РФ.

Дорогие коллеги давайте будем относиться с вниманием и любовью к нашей работе.

Читайте также:  Центр развития ребенка белые кораблики самара

С уважением

Воспитатель МДОУ №1 «Ромашка» г. Дмитров

Жарова Е. В.

Обзор основных программ дошкольного образованияПрограмма организации развития ребенка в детском садуПрограмма организации развития ребенка в детском саду

Источник

Бабаева Наталия Владимировна .
Образовательная программа в ДОУ

1 Образовательная программа: понятие, структуры

Образовательная программа – документ в виде нормативного текста, в котором определены цели и ценности образования на соответствующей его ступени, пути их достижения, содержание образования определенного уровня и направленности, объем допустимой нагрузки на учащихся и требования к уровню их подготовки. Образовательная программа показывает, как с учетом конкретных условий в образовательном учреждении создается собственная модель обучения, воспитания и развития учащихся. Образовательная программа школы является сугубо индивидуальной, так как призвана учитывать потребности конкретных обучаемых, их родителей.

Структура образовательной программы представлена в форме модулей. Количество и содержание модулей образовательным учреждением определяется самостоятельно исходя из специфики образовательного процесса и условий его организации. Набор модулей: цели и ценности образовательной программы; адресность образовательной программы; учебный план образовательного учреждения; учебно-программное обеспечение, учебные программы; освоение ФГОС; программы внеурочной деятельности, система воспитания; организационно-педагогические условия образовательного процесса; технологии образовательного процесса; ожидаемые результаты освоения образовательной программы; система диагностики результатов освоения образовательной программы; общественно-государственное управление; организационно-методические условия образовательного процесса; образовательный кодекс.

Содержание образовательной программы формируется с учётом требований ФГОС к ступеням общего образования, образовательных запросов обучающихся и родителей, социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Образовательная программа ДОУ рассматривается как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника и учитывающая вид дошкольного образовательного учреждения, а также приоритетные направления деятельности. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Образовательная программа ДОУ состоит из двух частей

Обязательная часть Программы должна быть реализована в любом образовательном учреждении, работающем по основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Она обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных образовательных программ начального общего образования. В группах компенсирующей и комбинированной направленности обязательная часть Программы включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

II часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает: видовое разнообразие учреждений, наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65 % до 80 % времени пребывания детей в группах с 12-часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей. Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса — не более 20 % общего объема Программы.

2 Вариантность образовательных программ для детей дошкольного возраста

Основные программы для ДОУ: комплексные (общеразвивающие)программы, направленные на формирование у ребенка общеуниверсальных способностей и развитие их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества («Радуга», «Развитие», Истоки», «Детство», «Из детства в отрочество» и др.); специализированные (парциальные, локальные) включают в себя одно или несколько направлений развития ребенка («Гармония», «Синтез», «Я-человек», «Юный эколог», «Детская одаренность», «Музыкальные шедевры» и др.). Дополнительные программы для ДОУ – программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, и т д.

Внедрение новых нормативных документов обусловило значительные перемены в организации образовательной работы современного детского сада, а именно самостоятельную деятельность учреждения по разработке основной общеобразовательной программы. Однако в научной и методической литературе достаточно подробно представлены особенности разработки обязательной части основной программы дошкольного образования: определена ее структура, прописано необходимое содержание каждой структурной единицы. При этом проблема разработки части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной, почти не рассматривается. Разработка данной части – это творческая работа педагогов, и воспитатели вольны самостоятельно выбирать структуру и содержательное наполнение своей части программы, ориентируясь на ранее существовавшие требования к документам подобного рода.

Вариативность остается одним из главных признаков нового периода в развитии программно-методического обеспечения системы дошкольного образования в обязательной части, которая разрабатывается на федеральном уровне и реализуется всеми дошкольными образовательными учреждениями. Она отражается в выборе тем, форм, средств и методов образования с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников. В части, формируемой участниками образовательного процесса, — через дополнительный объем и содержание дошкольного образования при реализации приоритетных направлений деятельности и специфику осуществления образовательного процесса. Вариативная часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает вариативность современного дошкольного образования, и составляет не более 40% от ее общего объема, так как отражает: видовое разнообразие учреждений системы дошкольного образования; наличие приоритетных направлений деятельности детского сада, обеспечивающих развитие интегративных качеств дошкольников и равные стартовые возможности для дальнейшего обучения детей в общеобразовательных учреждениях; особенности проведения санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур в конкретном детском саду с учетом условий, которыми располагает учреждение; особенности физического, социально-личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей конкретной группы с учетом их интересов, желаний, потребностей и способностей, а также запросов родительской общественности; специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс конкретного ДОУ.

Читайте также:  Влияние любви на развитие ребенка

Таким образом, программа должна показать как с учетом конкретных условий, происходит обновление содержания образовательной деятельности детского сада.

Перед коллективом встала задача разработать вариативную часть со следующими приоритетными направлениями: нравственно-патриотическим, экологическим, физкультурно-оздоровительным и социальным (ПДД, которые были названы, как самые важные в воспитательно-образовательном процессе, при опросе родителей и утверждены педагогами на пед. совете.

3 Участники процесса реализации образовательных программ

Участниками образовательного процесса ДОУ являются воспитанники, их родители (законные представители, педагогические работники. При приеме детей в ДОУ последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. Установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в ДОУ, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. Отношения воспитанника и персонала ДОУ строятся на основе сотрудничества, уважения личности воспитанника и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями. Порядок комплектования персонала ДОУ регламентируется его уставом. Права работников ДОУ и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом и трудовым договором.

4 Роль родителей в осуществлении задач дошкольного образования

В настоящее время российское дошкольное образование переживает сложный, по сути, переломный период в своей истории. Повод для грядущих перемен хорошо известен педагогам и родителям — это изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и сопутствующий ему Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В законе предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье. В статье 44 Закона впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребёнка. В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. В связи с этим возникает необходимость по-новому взглянуть и на взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья — детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства.

Взаимоотношения сотрудников детского сада и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Историко-педагогический анализ и анализ научно-исследовательской литературы по данной теме свидетельствует о том, педагоги дошкольного образования уже много лет изучают аспект взаимодействия семьи и ДОУ, и пришли к выводу, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество ДОУ с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов. Отдельные родители считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома — просмотр мультфильмов и прогулка.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в его развитии. Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать. Задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если детский сад будет постоянно поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (ст. 63-67) «родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей». В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44, 45) говорится о том, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

Читайте также:  Центр развития ребенка город москва

Ведущая цель взаимодействия детского сада и семьи — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей: изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области); поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

Основные направления и формы работы с семьей:

-Взаимопознание и взаимоинформирование.

-Стенды.

-Непрерывное образование воспитывающих взрослых.

-Мастер-классы.

-Совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

-Семейные праздники.

-Проектная деятельность.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка.

5 Проект «путеводителя для родителей»

Проект «путеводителя для детей дошкольного возраста и их родителей «Я, моя семья, мой город»

Цель создания путеводителя: формировать у ребенка собственный образ родного города.

Задачи путеводителя:

-формировать систему знаний ребенка по географии, истории, культуре родного города;

-воспитывать патриотизм и гражданские чувства у ребенка на основе развития интереса к истории своей семьи, истории родного города;

-способствовать формированию позиции субъектов деятельности у ребенка и каждого члена семьи;

-приобщать к культуре своего народа, традициям семьи;

-повышать ценность семьи в глазах ребенка;

-способствовать установлению доверительных отношений ребенка и близких ему членов семьи, эмоциональному сближению с ними;

-содействовать развитию связной речи ребенка и пополнению его активного словарного запаса.

Проблемы, на решение которых направлено создание путеводителя

-тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка;

-распад межпоколенных связей, исчезновение семейных традиций;

-эмоциональное неблагополучие ребенка, приводящее к стрессам, неврозам, агрессивности у детей;

-искаженные представления о смысле человеческой жизни, истинных ценностях у молодого поколения воспитывающих взрослых и, как следствие, трудности в воспитании у подрастающего поколения духовно-нравственных жизненных ориентиров, в том числе патриотизма и гражданственности;

-нехватка методических материалов для педагогов города по изучению с детьми истории, географии, культуры города;

-отсутствие доступной литературы с разработками для родителей по изучению с детьми истории города и, как ее части, семейной истории, возрождению семейных традиций и передачи их своим детям.

Путеводитель предназначен

-для детей дошкольного возраста и их родителей, бабушек и дедушек;

-может также использоваться родителями в работе с детьми младшего школьного возраста;

-будет интересен воспитателям детских садов, социальным педагогам, координаторам по работе с семьей, учителям начальных классов;

-может служить хорошим средством расширения представлений о семье у детей в патронатных семьях, а также средством наиболее успешной адаптации приемных детей в семье.

Особенности путеводителя

-опора на личный опыт детей, полученный ими в практической деятельности;

-доступность материала для детей дошкольного возраста (отсутствие большого количества сведений энциклопедического характера);

-максимальная включенность родителей в работу по ознакомлению дошкольников с родным городом;

-интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.

Содержание путеводителя:

Историческая справка;

Семейная летопись;

Нам есть чем гордиться;

Традиции города в нашей семье.

Источник