Как выбрать центр раннего развития для ребенка

Как выбрать детский развивающий центр?

3 July, 2013

Про детские развивающие центры, детские клубы, центры раннего развития и другие дошкольные образовательные учреждения я могу говорить долго, поскольку смотрю на них с 3-х точек зрения:

  1. Как мама, которая посещает детский клуб со своими детьми (хотя сейчас туда чаще ходит с детьми наш папа);
  2. Как преподаватель творчества, посещающий семинары и тренинги по работе в детских центрах;
  3. Как дочка владельца детского клуба, которая знает большинство проблем изнутри.

Думаю, такая позиция позволит мне дать взвешенные и обоснованные рекомендации по выбору развивающего центра для Вашего малыша.

Попробуем разделить параметры выбора на 2 категории: самые важные и желательные.

Объясню почему. Все условия, которые должны быть в идеале, конечно, достижимы. НО в постсоветских странах понятие “раннее развитие” довольно молодо. В связи с этим фактом возникает ряд проблем:

1. Денежная составляющая. Бизнес, связанный с детским образованием, слабо прибыльный. Начинают его чаще всего на чистой инициативе. Как говорил доктор Комаровский: “Это в основном женщины, которые выпросили у своего мужа деньги, которые он мог бы потратить на другой серьезный и прибыльный бизнес” (цитата не дословная, взята из передачи об аутизме). Когда проходит время, детский клуб общими усилиями владельца и коллектива (а также благодаря постоянным денежным вложениям) встает на ноги, только тогда можно говорить о серьезных масштабах деятельности. Никаких дотаций и льгот от государства такие заведения, конечно, не получают. Так как многие центры развития работают не более 5 лет, что и говорить о серьезных масштабах.

2. Лицензия. Чтобы получить разрешительные документы, педагогический состав должен быть в сборе. А это возможно только в случае, если они уже работают и их труд оплачивается. Поэтому многие центры развития находятся на стадии сбора документов и подготовки к длительному процессу лицензирования.

3. Дипломы педагогов в сфере дошкольного образования. Любой детский клуб постоянно ищет хороших сотрудников, поскольку ВУЗов, выпускающих готовые квалифицированные кадры, мало. Педагогов, которые обучались за границей, ещё меньше. Курсы подготовки специалистов платные. Поэтому клубы ищут умных, образованных, интеллигентных людей, проверяют их знания, зачастую отправляют на дополнительные курсы, а уже потом разрешают работать с детьми. Это я к тому, чтобы при выборе клуба Вы не смущались отсутствия у педагога диплома по прямой специальности. Зачастую в клубах работают: психологи, учителя младших классов, художники, музыканты, филологи. О педагогах расскажу чуть ниже.

4. Методики. Это вообще интересная тема. Когда читаешь зарубежные ресурсы о Монтессори-центрах, замечаешь совсем иной подход. Да, там те же низкие полки, зонирование пространства, разнообразные игры и пособия, чтобы дети могли самостоятельно выбирать вид деятельности. Но там нет тех очень дорогостоящих предметов, которыми обязан быть увешен и обставлен отечественный Монтессори-центр. Иначе местное Монтессори-сообщество назовет твое заведение несерьезным суррогатом. А ведь Монтессори-центр – это скорее педагоги и свобода выбора, чем точные размеры помещения и дорогие пособия. Подготовка педагогов здесь тоже стоит внушительных денег. Хотя мне кажется, что было бы неплохо, чтобы квалифицированных Монтессори-педагогов было в разы больше. Кроме методик М. Монтессори и Н. Зайцева, остальные сложно полностью воплотить в групповых занятиях, которые проходят 2-3 раза в неделю. Поэтому методики Домана, Никитиных и другие зачастую применяются на занятиях лишь частично. Не смущайтесь, а лучше посоветуйтесь со своим педагогом и примените понравившуюся методику для регулярных занятий дома.

Я все это написала к тому, чтобы Вы понимали, что не всё в деле раннего развития зависит только от простого желания создателей и коллективов детских центров. А также к тому, чтобы ярлыки “лицензия”, “диплом”, “методика” не были для Вас решающим фактором выбора заведения, в котором будет заниматься Ваш малыш.

Что обязательно должно быть в хорошем центре развития?

  1. Обученные и опытные педагоги. Они являются ключевыми фигурами детских центров. Именно от них в большинстве случаев зависит, будет ли ребенку интересно, научится ли он чему-нибудь. Урок, проведенный педагогом, должен Вам понравиться. Даже в сложные моменты непослушания хороший педагог найдет выход из положения. И если у Вас возникнут вопросы или проблемы в процессе обучения, он сможет дать дельный совет.
  2. Программы. Любые занятия в детских клубах должны быть запланированы, а не возникать спонтанно. Вы должны знать, в каком порядке идут темы уроков, по какому принципу построен каждый отдельный урок. Если в центре развития нет планирования, это значит, что обучение здесь зависит от настроения педагога, его собранности и изобретательности – сегодня хорошо, а завтра плохо.
  3. Материалы для занятий. Чем разнообразнее игрушки и другие учебные пособия, тем лучше. Невозможно проводить качественные уроки регулярно на одних и тех же игрушках. Они могут повторяться, но не из занятие в занятие. Ребенку интересно узнавать что-то новое. Какой смысл водить ребенка в заведение, которое не может позволить себе качественные материалы для работы? Кстати, печатные пособия тоже могут использоваться в занятиях, но они тоже должны меняться под каждую тему. У совсем маленьких деток на уроке может быть несколько крупных картинок. У деток лет 5-ти, их может быть намного больше, но они должны быть интересными.
  4. Ответственный администратор. Он не проводит занятий и, возможно, Вам все-равно, какая у него внешность и голос. Но от него зависит, узнаете ли Вы все самое интересное из жизни клуба: праздники, новые курсы, перемены в расписании, акции и т.д.
  5. Чистота. Если в развивающем центре грязно, это свидетельствует о безразличии коллектива. Что можно говорить о других аспектах деятельности клуба?
  6. Ремонт. Он должен быть аккуратным. Очень хорошо, если, он будет ярким и детским. Вашему малышу будет приятно посещать красивое помещение. Вспомните себя в детстве, когда Вы приходили куда-нибудь, где были яркие стены и красивые рисунки.
  7. Активность коллектива. Осмотритесь, видите ли Вы, что здесь жизнь бьёт ключом: новые праздники, сезонная смена декора, новые курсы, программы, какие-нибудь семинары, поездки. Монотонное заведение зачастую варится в собственном соку. Вам скоро станет скучно и надоест сюда приходить.
Читайте также:  Ребенку 2 месяца и одна неделя развитие

Если перечисленные условия есть, то с большой вероятностью это хороший детский развивающий центр.

Есть ещё вещи, на которые Вы можете обратить внимание. Назову их желательными условиями:

  1. Большое помещение. Когда в группе занимается 6 мам и 6 детей, в маленькой комнате может стать душно. Соответственно, чем больше помещение, тем удобнее Вам будет.
  2. Раздевалки. Лучше тоже просторные. Когда приходит одновременно несколько групп, а мест для сидения нет, то Вам будет, как минимум, не комфортно.
  3. Возраст клуба. Лучше если он будет хотя бы старше года. У начинающих клубов много проблем: от педагогов и администратора до программ и пособий. Если, конечно, молодой клуб не является филиалом давно существующего.

Ещё пару слов о стоимости услуг:

  1. Совсем дешевыми они быть не должны, поскольку труд квалифицированных педагогов оплачивается достойно. Плюс регулярная закупка новых качественных пособий и материалов для работы тоже стоит денег. Экономя на клубе, как правило, Вы экономите именно на этих двух аспектах.
  2. Посещать или не посещать очень дорогие центры развития, Вы должны решить самостоятельно, взвешивая все плюсы и минусы этого заведения, отличие его от других, соответствие цены и качества, престиж и другие показатели.
  3. Развивающие центры со средней стоимостью услуг чаще всего бывают просто качественными, особенно если они отвечают вышеперечисленным параметрам.

Получилась длинная статья, в которой я постаралась учесть все важные моменты. Их много, но ведь детский клуб – место, где Ваш малыш будет расти и развиваться. Его выбору стоит уделить особое внимание.

Если у Вас возникли вопросы, пишите, я с удовольствием отвечу.

Источник

Современные мамы и папы знают, насколько важно уделять внимание развитию малыша. Но, увы, мало кто из вечно занятых на работе родителей имеет для этого свободное время да и необходимые навыки. Поэтому в нашей стране все большую популярность набирают центры развития, ориентированные на детей дошкольного возраста. Чем такие организации отличаются от обычных детских садов, что они могут дать вашему ребенку — об этом мы поговорим в нашей статье.

Детские центры развития — достойная альтернатива государственной системе дошкольного образования, предлагающая множество современных и действенных педагогических методик. Подробнее…

Центр развития ребенка: что это?

Пожалуй, каждая женщина, у которой есть дети, может сказать, что она заново познает мир вместе с ребенком. Многие мамы признаются, что появление малыша стало для них стимулом к собственному развитию — пришлось вспомнить множество позабытых умений и освоить новые. Но для всестороннего гармоничного развития ребенка все же не обойтись без помощи профессионалов. Поэтому с каждым годом растет популярность детских учреждений дополнительного образования, среди которых как традиционные детские сады, так и развивающие центры, дворцы творчества, семейные и языковые клубы, учебные центры для дошкольников.

Читайте также:  Роль игры в физическом развитии ребенка дошкольного возраста

Центры дополнительного образования, или по-другому — центры развития ребенка, появились в нашей стране в 90-х годах прошлого столетия. Они не похожи на обычные садики, напоминают, скорее, семейные клубы: в них проводятся занятия, тренинги и семинары для всей семьи, организуются детские праздники, просмотры театральных представлений. Отличительной чертой таких учреждений является и то, что ежедневное пребывание в них не превышает нескольких часов. Обучение малыша в таких центрах начинается с самого раннего возраста, практически с рождения, и продолжается до поступления в школу.

Во многих центрах раннего развития практикуется отличный от традиционного подход к воспитанию: например, реализуются методики Глена Домана, Монтессори, система Никитиных, элементы Вальдорфской педагогики. Услуги таких центров быстро стали востребованы, показав свою эффективность в вопросах развития личности и способностей детей. К тому же подобные учреждения не требуют пребывания малыша в течение всего рабочего дня. Достаточно и пары часов. В подобных центрах в обязательном порядке практикуется индивидуальный подход к каждому малышу: занятия строятся с учетом особенностей ребенка и его темпа усвоения знаний. Специалисты, работающие в таких образовательных учреждениях, обычно не только отличные воспитатели, но и хорошие психологи. Чаще всего речь идет о настоящих фанатах (конечно, в положительном смысле) педагогического труда. Поэтому они подходят к процессу обучения малышей с особым вниманием и трепетом.

Альтернативные системы дошкольной педагогики зачастую предполагают проведение занятий в игровых формах, здесь нет места скучным монотонным урокам. При этом если классическая образовательная программа включает в себя только базовые элементы — чтение, письмо, счет, то в «авторских» большее внимание уделяется познанию окружающего мира, раскрытию творческого потенциала ребенка, коммуникативных навыков: словом, гармоничному развитию личности.

Как правило, в программу обучения в центре включен творческий блок (пение, лепка, рисование, актерское мастерство и т.п.), спортивный (гимнастика, танцы, йога) и общеобразовательный (чтение, письмо, счет, изучение иностранного языка). Перечень занятий зависит от методики: некоторым блокам в одной программе может отводиться больше времени, в другой — меньше. Например, Вальдорфская педагогика отрицает необходимость изучения письма и счета в раннем возрасте, зато уделяет много внимания построению взаимоотношений с окружающими и развитию физических навыков, речи и креативности мышления малыша.

Не нужно забывать, что подобные «семейные клубы» — это не просто «курсы по интересам», это место, где родители и дети могут провести время вместе, научиться чему-то новому, познакомиться с другими семьями, построить близкие позитивные отношения.

Программы детских развивающих центров

  • Для самых маленьких

    Немногие знают о том, что с самого рождения малыш, конечно, в компании своей мамы, уже может начать обучение. Для этого разработаны специальные программы: совместная гимнастика, массаж, плавание и даже бэби-йога. В рамках этих занятий ребенок не только развивается физически, но и активно познает мир с помощью всех органов чувств. По достижении одного года дети уже могут посещать различные игровые кружки, занятия по танцам и просто веселые мероприятия с участием родителей.

  • От 1,5 до 3 лет

    В этом возрасте возможности ребенка возрастают. Если до полутора лет малышу были доступны уроки преимущественно физической направленности, то теперь внимание можно уделять также творческому и интеллектуальному развитию. Психологи говорят, что важно не заглушить в ребенке природное стремление к обучению, поэтому занятия должны проводиться в форме игры, быть интересными и неутомительными. Лучше всего, если они будут проходить 2–3 раза в неделю и длиться не более одного-двух часов. Можно также начать подготовку к посещению садика: для этого существуют студии-сады, куда ребенка приводят на несколько часов — поиграть под присмотром воспитателей с другими детьми, позаниматься. После таких «экскурсий» малыш значительно легче и быстрее привыкнет к детскому саду.

Если физические упражнения при отсутствии противопоказаний можно выполнять с самого раннего возраста, то реализация комплексного подхода развития личности малыша имеет возрастные ограничения. Так, в группы Монтессори обычно принимают детей с 8–9 месяцев. Многие начинают занятия позже — с 2–3 лет. Впрочем, мнения педагогов расходятся: к примеру, методика П. Тюленева предполагает посещение занятий ребенком с первых дней: по мнению автора, к трем годам малыш уже должен быть готов к обучению в школе. Аналогичной позиции придерживается японец Масару Ибука, заявляющий, что «после трех уже поздно» развивать малыша.

  • От 3 до 7 лет

    С трех лет наступает оптимальный период для всестороннего развития малыша. Это пора первой дружбы, поиска и раскрытия талантов, а иногда — и первых творческих достижений. В это время актуальны занятия в группах с постоянным составом, в которых дети могут полноценно общаться и строить взаимоотношения. При этом уроки могут быть разной направленности: творческой (музыка, танцы, театр, рукоделие), спортивной, интеллектуальной (шахматы, математика, иностранные языки). Конечно, не стоит забывать о подготовке к школе: обычно в этот период ребенок получает базовые знания из области естественных наук, учится читать и писать. Задача родителей — найти то, что нравится малышу, определить его сильные стороны и помочь своему юному гению в развитии способностей.

  • Семейные программы

    Некоторые детские центры предлагают программы для всей семьи: проведение сезонных праздников, поездки на загородный пикник или к морю, организация спектаклей, концертов, участие в играх. Такой семейный досуг позволяет сблизить мам, пап, бабушек и дедушек с их малышами, учит кооперации, способствует укреплению дружбы между детьми и родителями. Последние получают великолепную возможность проводить время со своими детьми весело и с пользой: вместе с ними учиться рисовать или танцевать, участвовать в играх, конкурсах и просто общаться.

  • Программы для родителей

    Некоторые детские центры предлагают и занятия для родителей, которые можно посещать еще на этапе ожидания или планирования ребенка. Большой популярностью пользуются курсы подготовки к беременности, родам и материнству. После рождения малыша мамы и папы могут посетить семинары, тренинги и уроки, посвященные особенностям обучения и воспитания, а также разрешению конфликтов. Очень полезны группы по обмену опытом, в которых родители под руководством психолога делятся своими достижениями и проблемами, связанными с воспитанием.

Читайте также:  Самооценка как фактор развития личности ребенка

Условия посещения центра развития

Посещение многих детских центров устроено так же, как в спортивных клубов — можно приобрести абонемент на определенное количество занятий либо оплатить месяц/полгода/год посещения. Нерегулярные мероприятия (например, просмотр театральных представлений) оплачиваются дополнительно. В некоторых учреждениях существует практика «пробного» занятия за небольшую плату или вовсе бесплатно.

Некоторые детские центры построены по клубному принципу: при поступлении необходимо внести единоразовый вступительный взнос, далее услуги оплачиваются ежемесячно по фиксированной ставке. В сумму входит пребывание ребенка в центре, а также развивающие занятия и игры. Питание может быть включено в цену или оплачивается дополнительно.

В большинство организаций принимают всех детей после предварительного собеседования с малышом и родителями, однако в некоторых проводят конкурсный отбор. Требования зависят от возраста малыша и устанавливаются индивидуально каждым конкретным центром.

Стоимость услуг детских центров

Цена на постоянное посещение центра развития ребенка в Москве — около 25 000–45 000 тысяч рублей в месяц, примерно столько же составляет вступительный взнос. Если вы не планируете ежедневное пребывание ребенка в учреждении, можно выбрать оплату по абонементной системе — примерно 1000–2000 рублей в день. Стоимость питания — 100–400 рублей ежедневно.

Развивающие занятия в детских центрах будут стоить в пределах 2000–4000 рублей за абонемент на четыре занятия и порядка 7000–10 000 рублей — на 16 занятий.

Как выбрать клуб раннего развития?

Обычно поиск подходящего образовательного центра начинается с изучения различных методик воспитания детей. Здесь сложно давать конкретные советы — быть может, вам и вашему малышу покажется ближе Вальдорфская педагогика, а возможно, система Монтессори. Помимо методики важно оценить: близость расположения клуба к дому, стоимость услуг, количество малышей в группе, отзывы о центре.

Чтобы быть уверенными в выборе, желательно посетить полноценное пробное занятие, лично пообщаться с педагогами, увидеть их в процессе работы с детьми, познакомиться с другими семьями. Обязательно обратите внимание на программу занятий, проводимых мероприятий, график, обсудите с воспитателями, развитию каких навыков они отдают предпочтение.

Детские центры — уникальные учреждения, которые помогают всестороннему естественному развитию ребенка с самого юного возраста, при этом учат его главному — любить процесс обучения. Но каждая методика имеет свои особенности и подходит не всем — поэтому к выбору центра нужно подходить очень внимательно.

Источник