Влияние речевых нарушений на психическое развитие и личность ребенка

ЕЛЕНА МАЛЬГИНА
Формирование личности ребёнка с речевыми нарушениями различного генеза

Формирование личности ребёнка с речевыми нарушениями различного генеза.

«Личность — индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности». Словарь «Психология».

Личность формируется, когда малыш начинает осознавать себя частью окружающего его мира, осознаёт собственное «Я». Обычно это происходит в 3 года. Развивается познавательная, деятельная, эмоционально-волевая сфера. Формирование личности ребёнка происходит под влиянием различных факторов: это семья, социальное окружение, условия, в которых растёт ребёнок, его воспитательная, индивидуальная и коммуникативная среда. На закладку «фундамента» для развития личностных качеств играет влияние семьи. На раннем этапе развития маленький ребёнок копирует поведенческие модели своих родителей и других близких ему людей. Именно в семье каждый день возникают ситуации, выходя из которых ребёнок формируется под влиянием воспитательных и обучающих мер. Процесс формирования личности является сугубо индивидуальным, на него влияют различные факторы. Одним из значимых факторов является коммуникация и социализация, которые в свою очередь тесно связаны с процессом формирования речи.

Наличие у ребёнка, какого либо речевого дефекта не может не оказывать влияния на личность и психику. Играет роль природа дефекта, степень его выраженности, эмоциональное состояние малыша, его отношение к своему речевому дефекту. Многое зависит от того, насколько он адаптирован к сложившейся ситуации, мешает ли ему речевой дефект в общении, в реализации своих жизненных задач, удовлетворении своих потребностей. А так же насколько адекватно реагируют на сложившуюся ситуацию, окружающие его взрослые. При негативных обстоятельствах в результате различных переживаний формируются такие эмоции, как страх, неуверенность в себе, повышенная тревожность. Тревожность, как негативный фактор, оказывает отрицательное влияние, как на речь, так и на всё дальнейшее развитие ребёнка: развивается речебоязнь, появляются проблемы с коммуникацией, стеснительность, робость, пассивность, сниженный уровень притязаний, неадекватная самооценка, расстройство настроения.

Л. А. Зайцева провела исследования о влиянии неблагоприятных факторов микросреды (дом, детский сад) на заикающихся детей. «В числе неблагоприятных факторов оказались: передразнивание ребенка, наказание за неправильную речь, насмешки, неправильный педагогический подход, недостаточная помощь в развитии речи и др.»

А. И. Селивёрстов. «Заикание у детей».

«Н. А. Власова и др. отмечают усугубляющую роль зафиксированного внимания на дефектной речи у заикающихся. Ф. Г. Штоккерт (1927, а затем М. И. Пайкин утверждали, что собственно заикание начинается лишь с момента фиксации заикающегося на своем расстройстве. Когда заикающийся впервые обратит внимание на свою неправильную речь,этот период может считаться критическим в развитии заикания: только теперь начинается боязнь говорить, боязнь речи, которая делает пациента асоциальным и заставляет уединяться. Чем больше внимания уделяется своему страданию, тем оно хуже становится». «С. С. Ляпидевский, С. И. Павлова и др. страх перед речью (логофобию) определяют как «типичный симптом заикания». А. И. Селивёрстов. «Заикание у детей».

В. С. Кочергина, проведя исследования детей с заиканием, сделала вывод о взаимовлиянии личности и речевого дефекта с позиции психофизиологии. Она разделила детей на группы с учетом соотнесения их личностных качеств с речевым дефектом и временем его возникновения. У первой группы детей неуравновешенное поведение возникло из-за речевого дефекта. У второй группы детей неуравновешенное поведение являлось личностной особенностью и усиливалось с развитием заикания. У третьей группы детей неуравновешенное поведение было выражено более явно и напрямую связано с различными соматическими заболеваниями. Четвёртую группу составили дети, у которых задолго до развития заикания наблюдались признаки тяжёлого невроза.

Читайте также:  Дородовая диагностика нарушений развития ребенка что это

Исследования В. А. Калягина, и Т. С. Овчинниковой показали, что у детей с речевыми нарушениями эталон нервно-психического благополучия ниже, чем у здоровых детей.У детей с алалией наблюдаются: неуверенность в себе, замкнутость, негативизм. Развитие личности становится заторможенным, так как происходит ограничение употребления речи, нарушение коммуникации и социализации.

Однако все же можно снизить фиксацию на речевом расстройстве, тем самым избежав патологических последствий для развития личности.Этого можно добиться под влиянием благоприятных условий: спокойная, доброжелательная обстановка, своевременная коррекционная помощь в преодолении речевого дефекта, коррекция психологического состояния ребёнка.

С другой стороны многие родители, имеющие ребёнка с нарушением речи, зачастую стараются облегчить жизнь своему чаду, предугадывают его желания, общаются с ним с помощью жестов, тем самым вредят ребёнку, снижая его речевую активность. Малыш хорошо чувствует «особое» отношение к себе со стороны близких и постепенно превращается в манипулятора, который «играет» на жалости и доброте окружающих его людей. Развивается безынициативность, слабость характера, приспособленчество.

Так же большое значение на формирование личности оказывает социум. В процессе общения реализуется коммуникативная функция речи. Однако ребёнок с нарушениями в речи испытывает трудности в выражении своих мыслей, чувств, желаний. Он не в состоянии поддерживать диалог, полноценно общаться со сверстниками и взрослыми. Это создаёт определённые затруднения в реализации коммуникативной деятельности, усложняет процесс адаптации в обществе, а в частности в детском коллективе, замедляет процесс познания окружающего мира и отрицательно сказывается на социально-личностном, эмоциональном развитии индивидуума. Любое речевое нарушение затрудняет речевое общение ребёнка с другими людьми. Лев Семёнович Выготский говорил, что «любой дефект, ограничивая в общении с окружающим миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества».

Зачастую ребёнок, имеющий речевые нарушения становится объектом издевательств и насмешек со стороны своих сверстников, что так же негативно сказывается на его личностном развитии и создает дополнительные психологические проблемы. Снижается инициативность в общении, повышается конфликтность, замкнутость.

Таким образом, дети с различными речевыми нарушениями в ряде случаев имеют своеобразные особенности формирования личности ребёнка и нуждаются в коррекционном педагогическом воздействии.

Литература:

1. Калягин В. А.Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова

. —— М.: Академия, 2006. — 320 с.

2. Кочергина В. С., Некоторые клинические особенности заикающихся детей дошкольного возраста, Журнал невропатологии и психиатрии, вып. 7, — М., 1958

3. Селиверстов В. И.Заикание у детей:Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. — 4-е изд., доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.(Коррекционная педагогика).

4. Ляпидевский С. С.: Расстройства речи у детей и подростков.Издательство: Москва 1969 год.

Источник

Автор: Поликарпов Алексей Алексеевич
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: ЦРР МДОУ Детский сад № 1 «Мечта»
Населённый пункт: г. Ртищево Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: «Влияние нарушения речи на формирование личности ребенка»
Дата публикации: 31.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Влияние нарушения речи на формирование личности ребенка

Речевая функция является одной из важнейших психических функций

человека.

В процессе речевого развития формируются высшие формы

познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим

представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не

тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но

Читайте также:  Для развития речи ребенка раннего возраста большое значение имеет общение

в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно

новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки

для специфических человеческих социальных контактов, благодаря которым

формируются и уточняются представления ребенка об окружающей

действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и

регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для

развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера

речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие

ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения

речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование

высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной

взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных в частности

речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познавание

ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно

влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические

наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы,

способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости,

нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на

успеваемости в целом, на выборе профессии.

Фонетико-фонематическое нарушение речи может в себя включать:

дислалию, дизартрию, ринолалию, что является серьезным препятствием у

детей в их дальнейшем обучении и воспитании. Страдает

звукопроизношение, фонематический слух, фонематическое восприятие,

иннервация речевого аппарата, звуковой анализ и синтез (на различном

уровне), словообразование, слоговая структура. Так как речь тесно связана со

всеми психическими процессами, то со временем накладываются вторичные

наслоения, где начинает отклоняться от нормы мышление, восприятие,

память, представления, внимание.

Важно своевременно проводить дифференциальную диагностику, при

поступлении ребенка в первый класс, чтобы исправить, коррегировать

нарушенные структурные компоненты речи, развивать прочие психические

процессы. Вести обучение, воспитание, коррекцию и развитие специалистам,

соответствующим тому или иному нарушению.

При несвоевременном оказании логопедической, психологической,

медикаментозной помощи у детей первых классов начинаются проблемы с

чтением и письмом (нарушения письма и чтения, обусловленное ФФН –

дисграфия, дислексия).

Недостаточно проводить обычную диагностику, она должна обязательно

включать в себя всю систему структурных компонентов речи и других

психических процессов, чтобы отчетливо видеть всю картину той или иной

речевой патологии. Дифференциальная диагностика, помогает достаточно

точно выявить речевую патологию, другие отклонения и нарушения

психических процессов.

К моменту поступления детей в школу, они умеют различать,

дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка,

осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи,

последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно выделять

его элементы. Дети умеют распределять внимание между различными

звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в

слове, Что является решающим фактором в предупреждении дисграфии,

дислексии; сформированы все основные лексико-грамматические категории;

высокий уровень связной речи и психических процессов в целом, что влияет

на более быструю и безболезненную адаптацию в школе, в кротчайшие

сроки.

Если какие-то из перечисленных параметров нарушены, то можно

говорить о речевой патологии, отклонении от нормы.

Я продолжу работать в данном направлении, еще больше

самосовершенствуюсь в практике.

Источник

Слайд 1

« ВЛИЯНИЕ РЕЧЕВЫХ ДЕФЕКТОВ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА » Учитель-логопед: Дёмина Г.Ю. ИМБДОУ ДСКВ «Сказка»

Слайд 2

Развитие речи тесно связано с высшими психическими процессами: речь восприятие внимание воображение мышление память

Слайд 3

Если психические (познавательные) процессы развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна.

Читайте также:  Диагностика отклонений в развитии ребенка дошкольника

Слайд 4

Познавательные процессы являются психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.

Слайд 5

Исследователи занимавшиеся изучением познавательного развития детей с речевой патологией: Л.С. Цветкова, Т.М. Пирцхалайшвили, Е. М. Мастюкова, Н.А. Чевелева, Г.С. Сергеева — исследовали разные периоды восприятия ; Г. С. Гуменная — изучала особенности памяти; О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотекова — исследовали внимание ; И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцева, В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин, О.Н. Усанова — изучали своеобразие различных форм мышления; В.П. Глухов – исследовал воображение .

Слайд 6

Исследования показали, что «у многих детей с речевыми нарушениями при сохранном интеллекте имеются выраженные трудности обучения, своеобразное неравномерное дисгармоничное отставание всех психических процессов». (Е.М. Мастюкова)

Слайд 7

Внимание Внимание – это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной.

Слайд 8

Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется рядом особенностей: Неустойчивостью; Низким уровнем произвольного внимания; Трудностями в планировании своих действий.

Слайд 9

Восприятие Восприятие – ощущения, обобщенные с понятиями и простейшая форма психического отражения объективного мира в виде целостного образа.

Слайд 10

У дети данной категории наблюдается нарушение взаимодействия между речеслуховым и речедвигательным анализаторами, что ведёт к : Недостаточному овладению звуковым составом слова; Ограниченному накоплению словарного запаса; Нарушению формирования грамматического строя речи; Трудностям в овладении письмом и чтением.

Слайд 11

Память Память – это форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической и физиологической памяти, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного.

Слайд 12

У детей с нарушением речи заметно снижена : Слуховая память и продуктивность запоминания; Смысловая и механическая память , недостаточна сформирован процесс смыслового запоминания.

Слайд 13

Воображение Воображение – это форма опосредованного, обобщенного познания, создание на основе уже имевшихся восприятия и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий.

Слайд 14

Специфические особенности воображения у детей данной категории: снижение мотивации в деятельности; снижение познавательных интересов; бедный запас общих сведений об окружающем мире; отсутствие целенаправленности в деятельности; сложность в создании воображаемой ситуации; недостаточную точность предметных образов – представлений; непрочность связей между зрительной и вербальной сферами.

Слайд 15

Мышление С.Л. Рубинштейн отмечал, что «между речью и мышлением существует не тождество и не разрыв, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь……»

Слайд 16

Дошкольники с нарушением речи характеризуются относительно развитым наглядно-действенным мышлением, но отставанием в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления. Можно выделить ряд особенностей: Дети с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением; Затрудняются в классификации и выделении лишнего предмета; Затрудняются в умозаключении по аналогии; Испытывают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений.

Слайд 17

У детей с нарушением речи на процесс мышления влияют: Нарушения самоорганизации ( недостаточный объем сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов, трудности в установлении причинно-следственных связей); Нарушения эмоционально-волевой и мотивационной сфер ( психофизическая расторможенность или заторможенность и отсутствие устойчивого интереса к заданию ).

Слайд 18

Дисгармоничный характер познавательного и речевого развития детей с нарушением речи определяет необходимость выработки единой стратегии специалистов и педагогов в решении коррекционно-логопедических задач, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Слайд 19

«От нашей мудрости и любви зависит будущее ребенка»

Источник