Для развития речи ребенка раннего возраста большое значение имеет общение

Нина Яковлева
Развитие речи детей раннего возраста

Яковлева Нина Ивановна

воспитатель МБДОУ №89 «Ладушки» г. Чебоксары

Раннее детство является важнейшим периодом жизни человека, во многом определяющим все его дальнейшее развитие. В этом возрасте происходит интенсивное развитие двигательной сферы, познавательных процессов, речи. Речь в процессе формирования подвержена сильному влиянию социальных и биологических факторов, что обусловливает многоаспектный подход к вопросу ее изучения. Речевое развитие находится в центре внимания различных наук: физиологии, психологии, лингвистики, а также их отраслей: психофизиологии, нейропсихологии, психолингвистики и др.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Речь является важнейшей психической функцией человека — универсальным средством общения, мышления и организации действий. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы — восприятие, память, внимание, воображение — опосредованы речью (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и другие).

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Большое значение для формирования речи имеет потребность ребенка в общении со взрослым в ходе их совместной предметно-практической деятельности (М. М. Кольцова, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец и др.).

Развитие речи в раннем возрасте осуществляется не только в процессе общения с взрослым, но и в общении со сверстниками. В возникновении общения между детьми взрослый выполняет важнейшую функцию (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин). На первоначальном этапе дети взаимодействуют друг с другом преимущественно как с объектами действия, стремясь, прежде всего, проявить себя в общении. Именно под влиянием взрослого у детей формируется потребность в общении со сверстниками, которую они учатся выражать как невербальными, так и вербальными средствами.

Таким образом, полноценное общение ребенка с окружающими, взаимодействие с взрослыми в предметно-практической деятельности являются необходимыми условиями развития речи.

Установлена тесная связь и зависимость состояния тонкой моторики кисти руки и уровня развития речи у детей (Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова и др.). По мнению М. М. Кольцовой, есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть речевая зона мозга. Кроме того, электрофизиологические исследования позволили фиксировать резкое усиление согласованной деятельности лобных и височных отделов мозга при выполнении ребенком ритмических движений пальцев рук.

Таким образом, отставание в развитии моторики, различные двигательные нарушения могут оказать неблагоприятное влияние на речевое развитие ребенка.

Примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие ручной моторики

1. Игра «Бабушкины очки»

Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев рук: округленные указательные и большие пальцы соединены в кольцо, остальные пальцы на каждой руке сжаты в кулак. Взрослый подносит руки с глазами, имитируя очки, и произносит потешку: «Бабушка очки надела и Настюшу рассмотрела». Затем ребенку предлагается выполнить то же действие.

2. Игра «Зайчик-пальчик»

Взрослый демонстрирует ребенку положение пальцев руки (сначала одной, затем другой): указательный и средний пальцы выпрямлены, большой палец прижимает безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка, у него длинные ушки:

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит.

Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!»

Взрослый предлагает ребенку изобразить ушки зайчика пальцами сначала одной, затем другой руки и подвигать «ушками» под речевое сопровождение взрослого.

3. Игра «Силачи»

Взрослый и ребенок, сидя напротив друг друга, поочередно зацепляются за одноименные пальцы друг друга и тянут их на себя. Сначала движения выполняются пальцами одной, затем пальцами другой руки.

Во время выполнения движений взрослый называет пальцы руки и читает потешку:

«Пальчик сильный у Никиты, вот какой, вот какой!

Будет мериться он силой и с зайчишкой и со мной!»

4. Игра «Пальчик о пальчик»

Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.

Речь взрослого

Движения

Пальчик о пальчик

Тук-тук-тук.

Пальчик о пальчик

Тук-тук-тук.

Заплясали ручки,

Заплясали.

Ай.

Стучать указательным пальчиком одной руки по указательному пальчику другой руки. Поменять руки.

Вращение кистями рук.

5. Игра «Встреча»

Взрослый читает потешку, демонстрирует движения и привлекает ребенка к выполнению движений.

Речь взрослого

Движения

1. Повстречались два котенка,

2. Два щенка,

3. Два поросенка,

4. Два ягненка,

5. Два теленка.

Соединять одноименные пальцы рук: мизинцы, безымянные, средние,

указательные, большие.

Примеры упражнений, направленных на развитие речевой моторики.

Цель упражнения

Игровое название

1. Развитие подвижности нижней

челюсти

«Домик открываем — закрываем»

«Птенчики клювики открыли — закрыли»

2. Развитие умения округлять и выдвигать вперед губы.

«Поцелуем матрешку»

«Поцелуем матрешку»

«Подуй в трубочку (дудочку)»

3. Развитие силы губ.

«Удержи салфетку» (захват губами салфетки в течение нескольких секунд)

4. Развитие подвижности кончика языка.

«Часики», «Лошадка», «Язычок дружит с носиком», «Вкусное варенье».

Таким образом, можно отметить следующие основные моменты, влияющие на правильное речевое развитие детей раннего возраста:

1. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

2. Речь взрослого должна соответствовать нормам литературного языка, литературной разговорной речи и в отношении звуковой стороны (произнесение звуков и слов, дикция, темп, и в отношении богатства словаря, связности. Специальное внимание должно быть обращено на звуковую сторону речи, так как ее недостатки преодолеваются самим говорящим хуже, чем, например, недочеты словоупотребления.

3. Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребенок — уход, отношение окружающих взрослых, их воспитательные воздействия, а также собственная активность ребенка в различных видах деятельности.

4. Воспитательные воздействия должны проводиться постепенно и направляться на все стороны нервно-психического развития детей. Только при всестороннем развитии у них будет своевременно формироваться речь.

Литература

1. Волошина Н. А. Артикуляционная гимнастика для мальчиков (для девочек). М., Детство — пресс, 2011 г.

2. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 1982 г.

3. Ушакова Т. Н. Психолингвистика. М., Пер — сэ, 2006 г.

4. Эльконин Д. Б. Психология развития. М., Академия, 2001 г. Р

Источник

Елена Сикачева
Развитие речи детей раннего возраста в общении со взрослыми

Статья: Развитие речи детей раннего возраста в общении со взрослыми

Сикачева Елена Викторовна

Актуальность речевого развития детей раннего возраста определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. Согласно взглядам отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисина, Е. О. Смирновой, Д. Б. Эльконина) развитие речи выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности.

Период раннего возраста является наиболее продуктивным и важным возрастным этапом речевого развития, в течение которого ребенок овладевает основными закономерностями языка, его словарный запас активно увеличивается.

В научных исследованиях Е. А Янушко [6] указывается, что развитие речи связано с развитием мышления ребенка. В первые годы жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга. К двухлетнему возрасту линии развития мышления и речи как бы встречаются друг с другом и совпадают. Становясь средством мышления, речь дает начало вербальному или речевому мышлению.

Читайте также:  Игрушки для развития логики ребенка

Леонтьев А. Н. трактует «речь» следующим образом – вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка [3]. Понятие «развитие речи» подразумевает процесс овладения речью: средствами языка и механизмами речи — ее восприятия и выражения своих мыслей [11].

Леонтьев А. Н. [3] раскрыл психологическую природу речи и отмечал ее центральное место в процессе психического развития. Также автор указывал на полифункциональность речи, т. е. ей присущи коммуникативная функция, индикативная и интеллектуальная, сигнификативная функции. Процесс развития речи, по словам А. Н. Леонтьева, – это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова [10, с. 64].

Предметом изучения А. Н. Гвоздева [2] являлся онтогенез детской речи. Основной авторский замысел заключался в том, чтобы через процессы овладения речью и языком в раннем возрасте проникнуть глубже в закономерности самого языка и понять перспективы его развития. Таким образом, А. Н. Гвоздев основал подлинно лингвистическое направление в изучении детской речи.

Общеизвестно, что наиболее полное развитие речи детей раннего возраста происходит в общении со взрослыми, которое способствует разностороннему развитию ребенка [4].

Существуют различные определения понятия «общения», прежде всего связанных с различными подходами и взглядами на эту проблему.

Лисина М. И. характеризует общение как процесс передачи и приёма вербальной и невербальной информации, одно из условий развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку себя посредством других людей [4, с. 15].

Речь детей раннего возраста развивается во времени и пространстве, обусловлена социальными условиями, психофизическими особенностями детей, предметно-практической деятельностью, спецификой пространства общения.

Исследования М. И. Лисиной показывают, что характер общения ребенка изменяется и усложняется на протяжении детства, приобретая форму то непосредственного эмоционального контакта, то контакта в процессе совместной деятельности, то речевого общения. Развитие различных форм общения способствует открытию перед ребенком новых возможностей усвоения от взрослых знаний и умений, что имеет важное значение для развития его психики и формирования личностных качеств [4].

В научных исследованиях Е. А. Аркина доказано, что речевое общение детей со взрослыми является источником познания ребенком окружающего мира. Автор прослеживает динамику словарного запаса и грамматического строя речи; обосновывая психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывая взаимосвязь развития речи и мышления [1].

Аркин Е. А. справедливо подчеркивал, что «культура речи, являясь одной из основных проблем воспитания в ранние годы, представляет собой сложнейшую задачу, требующую от педагога для своего правильного разрешения большого искусства и опыта». Он приходит к выводу о необходимости руководства развитием ребенка, определения его задач [1].

Речевое развитие ребенка происходит постепенно. В возрасте до 2 лет этот процесс носит по преимуществу неосознанный подражательный характер. Первоначально ребенок многое пропускает, переставляет, воспринимая то, что сильнее воспринимается на слух и легче произносится. В три-четыре года речь ребенка имеет некоторые особенности, связанные с психофизиологическими факторами. В целом, к этому возрасту речь почти сформирована.

Недостаток общения в раннем возрасте ведет к утрате эмоциональных контактов со взрослыми, к нарушениям функций речи, к трудностям установления взаимоотношений с окружающими.

Янушко Е. А. [6] указывает, что важной функцией речи является коммуникативная, ведь речь – это прежде всего средство общения: высказывания и понимания. Общение требует адекватной системы средств. Такой системой и является речь. Слово является тем «проводником», с помощью которого мысли одного человека могут быть переданы другому человеку. Именно поэтому развитие речи ребенка раннего возраста невозможно без участия взрослого. И от того, как ведет себя близкий взрослый, насколько сильно он хочет общаться с малышом, что он делает для этого, зависит развитие речи ребенка. Если взрослый постоянно, но при этом ненавязчиво, обращается к малышу, знает много интересных игр и предлагает поиграть в них, с радостью поддерживает любое стремление малыша общаться, с развитием речи проблем не будет.

Речь также выполняет функцию контроля. В данном контексте на первый план выступает способность ребенка выполнять речевую инструкцию взрослого. При выполнении речевой инструкции действия ребенка отличаются от непроизвольных движений: в основе действий лежат не врожденные потребности и не требования непосредственной ситуации. Выполнение словесной инструкции взрослого помогает ребенку овладеть своим поведением с помощью речевых знаков. То, что ребенок может выполнить по словесной инструкции взрослого сегодня, завтра он сможет выполнить в ответ на свой приказ, сформулированный в собственной внутренней речи. Можно говорить о том, что выполнение речевых инструкций взрослого – это первая форма произвольного поведения ребенка.

Все вышесказанное возможно благодаря тому, что ребенок осваивает грамматический строй речи, позволяющий связывать между собой отдельные слова и выражать словами отношения предметов. В раннем возрасте речь ребенка в основном выражена в форме простого диалога со взрослым.

Лисина М. И. выделяет несколько форм общения ребенка со взрослым. Первая такая форма была названа ситуативно-личностной (от одного до шести месяцев жизни) [4, с. 11].

Данная форма общения характеризуется потребностью во внимании и доброжелательности взрослого, и в первую очередь, личностными мотивами и экспрессивно-мимическими средствами общения.

В периоде после 6 месяцев малышу становится недостаточно внимания взрослого. Ребенок начинает привлекать не только взрослый, но и предметы, которые с ним связаны, что объясняется формированием новой формы общения ребенка со взрослым — ситуативно-деловой (до трех лет) – и связанной с ней потребностью в деловом сотрудничестве. Данная форма общения характеризуется тем, что ребенок обращает внимание на взрослого не только потому, что он доброжелательный, но и в большей степени потому, что у взрослого имеются различные предметы и он владеет ими. Таким образом, при данной форме общения на первый план выходят «деловые» качества взрослого и деловые мотивы общения.

На данном возрастном этапе происходит обогащение средств общения, т. к. ребенок самостоятельно передвигается, действует с предметами, может принимать различные позы. Следовательно, это приводит к тому, что экспрессивно-мимические средства общения активно обогащаются предметно-действенными – в раннем возрасте ребенок использует невербальные средства общения (жесты, мимику, позы).

Появление и развитие речи делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка со взрослым. Вышеуказанные формы общения были ситуативными, т. к. в их содержании присутствует определённая ситуация. Развитие следующим форм общения не ограничено ситуативными рамками, а продолжается за ее пределами. В содержании общения ребенка со взрослым могут быть конкретные предметы и явления, которые нельзя ощутить во время взаимодействия (например, прошедший дождь.). Предметом общения также могут стать и собственные переживания, цели и планы, отношения, воспоминания.

В возрасте от 6 месяцев до 3 лет появляется ситуативно-деловая форма общения со взрослыми, которая отличается от первой генетической формы общения.

Общение со взрослыми входит в предметно-манипулятивную деятельность, являющуюся ведущей. Главную роль здесь играет деловой мотив общения, что объясняется целью речевого взаимодействия, а именно практическим сотрудничеством.

В жизни ребенка раннего возраста большое значение имеет ситуативно — деловое общение со взрослыми. В научных исследованиях М. И. Лисиной, Б. Эльконина указывается, что этот период ребенок переходит от неспецифических примитивных манипуляций с предметами ко все более специфическим, а затем и культурно фиксированным действиям с ними.

Читайте также:  Диагностика психического развития ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет

Внеситуативная форма общения возможно только тогда, когда ребенок овладеет активной речью, которая является средством создания образов и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, отсутствующих перед глазами, а также средством действия с этими образами и представлениями, которые отсутсвуют ситуации общения. Эта форма общения, содержание которой выходит за рамки воспринимаемой ситуации, называется внеситуативный.

Таким образом, наиболее полное развитие речи детей раннего возраста происходит в общении со взрослыми, которое способствует разностороннему развитию ребенка.

Литература

1. Аркин, Е. А. Ребёнок в дошкольные годы / А. В. Запорожца, В. В. Давыдова. – Издательство «Просвещение». – Москва: 1998. – 167 с.

2. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. Москва. – 1991. – 198 с.

3. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. -584 с.

4. Лисина, М. И. Изучение общения с окружающими людьми у детей раннего и дошкольного возраста // Советская педагогика. – 1990. – № 1. – С. 29-35

5. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.

6. Янушко, Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет: Теревинф; Москва: 2013. – 264 с.

Источник

Наталия Николаевна Дегтярева
Выступление на РМО «Влияние общения на развитие речи ребенка в раннем возрасте»

Выступление на РМО.

Тема: «Влияние общения на развитие речи ребенка в раннем возрасте».

Подготовила: Дегтярева Н. Н. воспитатель I кв. категории. Новобурейский д/с «Искорка».

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.

В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или кассеты не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая – межиндивидуальная – функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего это подтверждается практикой воспитания детей.

Процесс становления у детей первой функции речи, т. е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии).

Aнализ поведения детей раннего возраста показывает – ничто в их жизни и поведении не делает для них необходимым употребление речи; лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой («Что это?»; «Ответь!»; «Назови!»; «Повтори!», заставляет ребенка овладевать речью. Следовательно, только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Поэтому при рассмотрении каждого из трех этапов генезиса речевого общения особое внимание уделяется исследованию коммуникативного фактора как решающего условия появления и развития у детей речи.

Коммуникативный фактор влияет на развитие речи у детей в ее межличност-ной функции на всех трех этапах становления (в довербальный период, в момент возникновения и в дальнейшем ее развитии). Но по всей видимости, такое влияние неодинаково проявляется и сказывается на каждом из этапов. И это связано в первую очередь с тем, что сам коммуникативный фактор изменяется у детей в разные периоды дошкольного детства.

Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослым:

1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточ-ное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание по-требности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

3. Нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество.

4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.

В раннем возрасте у детей выделяются четыре формы общения со взрослым:

• ситуативно-личностное,

• ситуативно-деловое,

• внеситуативно-познавательное

• внеситуативно-личностное.

Ситуативно-личностная форма общения детей со взрослыми приходится на первое полугодие жизни.

Период 2-3 лет соответствует ситуативно-деловому общению, ведущей деятельностью является деятельность с миром вещей, возникает новая форма деятельности — игровая, становящаяся ведущей в конце данного возрастного периода. Роль взрослого состоит в участии в деятельности ребенка по освоению внешнего мира и в игровой деятельности. Больше внимания уделяется развивающе — обучающим функциям взрослого.

Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений.

Внеситуативно-познавательная форма общения возникает в период от 3-х до 5-ти лет.

Что же происходит с ребенком, в случае лишения его возможности об-щения с близким взрослым в этом периоде?

Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка. Это проявляется в: отсутствии сформированной речи; отставании в умственном развитии; трудностях установления прочных взаимоотношений со взрослыми; недостатке инициативности; замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы; двигательной вялости.

В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, повышается сопротивляемость болезням (дети-воспитанники детских учреждений закрытого типа; дети, пережившие войны и др.) Полная же изоляция детей от взрослых не позволяет им стать людьми и оставляет их на положении животных (дети-маугли, волчьи дети).

Индивидуальное взаимодействие взрослого и ребенка эффективно для развития речи.

С помощью нехитрых способов взрослый привлекает внимание ребенка к предмету, для чего показывает на предмет, проделывает с ним те или иные манипуляции, протягивает ребенку, сам погружается в рассматривание предмета и т. д. При этом взрослый произносит слово, обозначающее предмет, и неоднократно это слово повторяет.

Читайте также:  Моральное развитие ребенка 4 года

Таким образом, ребенок усваивает два основных элемента задачи: объект и его словесное обозначение в связи друг с другом. Кроме того, взрослый создает практическую необходимость для ребенка усвоить эту связь и научиться актуализировать ее.

Усвоение детьми пассивной речи и произнесение ими первых активных слов в решающей степени зависит от общения между взрослым и ребенком.

Таким образом, можно считать: практические контакты ребенка со взрослым в ходе совместных действий могут положительно влиять на становление речи благодаря тому, что организуют ориентировку ребенка, помогают ему выделить ключевые компоненты ситуации взрослого и предмет и увидеть в поведении взрослого его содержание обращенность к предмету и артикулирование обозначающего этот предмет слова.

Чем больше говорят с ребенком, тем быстрее и лучше развивается его речь. Если же с ребенком общаются мало, то его речевое развитие будет идти медленно, с запозданием.

Важно также, чтобы ребенок слышал в этот период ясную, четкую, пра-вильную речь. Вот почему нельзя с ним сюсюкать, подлаживаясь под его речь. Многократным повторением одних и тех же слов и соотнесением их с определенными предметами взрослые способствуют образованию у ребенка ассоциативной связи между словом и предметом. Таким образом, слово приобретает для него сигнальную функцию.

Дальнейшим этапом в развитии речи детей является овладение пра-вильными грамматическими и синтаксическими формами речи. В 2—3 года ребенок начинает широко применять в речевом общении с другими людьми уже не отдельные слова, а целые предложения. При этом наблюдаются отдельные ошибки в согласовании падежных окончаний, а также рода, числа, времени глагола и т. д. ; дети в этом возрасте часто допускают неправильные обороты речи. В основе этих ошибок лежит неточность дифференцировки уже не отдельных фонем, а сложных сочетаний слов в предложения по правилам родного языка. Эти неточности преодолеваются путем систематического упражнения в правильном построении речи. Большое значение при этом имеет грамматическая, в частности синтаксическая правильность речи взрослых и постоянные их указания, направленные на исправление речи детей (так, например, в школе за правильностью речи детей должны следить не только преподаватели родного языка, но и все другие учителя, а также систематические упражнения в письменной речи.

Речь воспитателя и педагогические требования к ней.

Речь педагога является условием и средством формирования речи его воспитанников. Поэтому в пределах детского сада к речи воспитателя предъявляются дополнительные требования, отличающие ее от разговор-но-бытовой, которой он пользуется в личном обиходе.

Речь педагога должна быть эталоном для детей. Речь воспитателя оценивается ее с трех сторон:

• содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям);

• безупречная правильность формы (как говорит);

возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с до-школьниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым — родителям, коллегам).

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, точно обозначать оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.

Речь должна быть безупречной грамматически, содержащей разнообраз-ные синтаксические конструкции. Большие требования предъявляются к звуковой стороне речи: чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность.

«Стимуляция речевого развития детей раннего возраста»

Стимулирование развития речи идет в нескольких направлениях:

— провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого

— провоцирование на эхолалии и непроизвольные речевые реакции на фоне эмоционального заражения

— провоцирование на просьбу, отказ, формальный диалог.

Провоцирование непроизвольного подражания является предпосылкой подражания произвольного, когда ребенок осознанно копирует звуки, звуковые комплексы, слова, интонацию речи взрослого. Убаюкивание, кормление, наказание, похвала сопровождаются соответствующей и легко узнаваемой интонацией взрослых. Растормаживание взрослым подражания может происходить только при поощрении ребенка и его поведения.

Например, увидев, что ребенок пытается убаюкивать куклу за ноги и издает звуки, мы его поощряем словесно: «Как замечательно! Ты молодец!», затем показываем, как надо брать куклу и баюкать, проговариваем: «А-а-а». Идем по лесенке и подговариваем: «Оп-оп-оп». Стучим кубиками и подговариваем: «Топ-топ-топ».

Стимуляция речи происходит и при диалоге, в сопровождении с жестом: «Хочешь эту игрушку?», «Будем рисовать

Игры –манипуляции: паровозик гудит – у-у-у; прятки – а-у; поиск предмета –ку-ку; гуси-га-га-га; мышки – пи-пи-пи приводят к появлению двойных слогов.

Стимулирование речи происходит при манипуляции с предметами быта: мытье предметов, умывание, называние необходимых предметов и их качеств, как результат действия, сопровождаемое репликами: «Вот какие чистые руки», «Ах, как мыло пахнет», «Вот твое полотенце» и др.

Непременное условие – утвердительная, спокойная интонация реплик, создаю-щая позитивный речевой фон любой инициативы ребенка. Нельзя много задавать ребенку вопросов, не дожидаясь ответов на них.

Только в общении со взрослым перед ребенком встает особая разновидность коммуникативной задачи понять обращенную к нему речь взрослого и произнести вербальный ответ.

Задачи развития речи детей 1 года 6 месяцев — 2 лет

Много разговаривать с ребенком. Обучать речи путем совершенствования ее понимания, активизации подражания звукам, словам. Тренировать артикуляционный аппарат.

При общении комментировать происходящие, наблюдаемые действия и события. Активизировать речь ребенка посредством вопросов (что? кто? где).

Разговаривать с ребенком с помощью игрушек (включая игрушки бибабо). Разыгрывать различные несложные сценки из жизни (зайчик идет гулять и ищет теплые штанишки; мишка заболел, стал чихать и лег в кровать; кукла умывается: моет глазки, щечки, носик и др.).

Учить рассматривать реальные предметы (игрушки) и действовать с ними (одежда, обувь, мебель и др.) с последующим называнием их и своих действий. Учить рассматривать картинки с изображением реальных предметов и игрушек; находить знакомое изображение из трех, четырех, пяти предлагаемых картинок. Учить узнавать и называть различные действия и состояния животных и игрушек (кошка лежит, мишка сидит, собака ест и др.). Ближе к двум годам учить рассматривать и комментировать (с помощью взрослого) несложные сюжетные картинки (девочка кормит куклу, зайчик спит в кроватке, гусь плавает в воде, мальчик играет в мяч и др.).

Упражнять в умении отвечать звукоподражанием на вопросы: «Как лает собачка?», «Как кричит гусь?», «Как мяукает кошка?» и др. (с опорой на картинки и (или) игрушки и без наглядной опоры). В сценках с игрушками-животными наглядно показывать и называть повадки, голос соответствующих животных.

Учить рассматривать реальные предметы и игрушки (одежда, обувь, мебель и др.) и действовать с ними с последующим их называнием.

Задачи развития речи детей 2-3 лет

Много разговаривать с ребенком на понятные и близкие ему темы. Про-должать учить понимать и выполнять простые инструкции. Учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом («Что ты делал?», «Во что играли?», «Что ты ел?» и др.).

Во время игр с ребенком учить его правильно произносить звуки, разгова-ривать (используя речевые и внеречевые средства). Закреплять названия различных предметов (посуда, мебель, одежда, обувь, игрушки и пр.); не-которые действия и взаимоотношения; признаки, обозначающие величину, цвет, вкус. Учить использовать эти слова в речи.

Рассматривать предметные и сюжетные картинки. Слушать и понимать несложные рассказы по ним. Повторять рассказы по вопросам взрослого.

IV. Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного ап?