Диагностика личности ребенка с особенности развития

лена чугаева
Изучение особенностей личности старших дошкольников

Чугаева Елена Вячеславовна – воспитатель первой квалификационной категории, психолог

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №112» г. Перми

Изучение особенностей личности старших дошкольников

Концепцией модернизации российского образования определены приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из важных задач модернизации является осуществление квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста.

Дошкольное детство – период интенсивного личностного развития ребенка, период проявления ряда психических новообразований, становления важных черт личности, это возраст формирования тех особенностей психики, которые определяют поведение детей, их отношение к окружающему миру и представляют собой фундамент личности.

В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает мотивы поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона – это развитие чувств и воли. Чувства и воля обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его независимость от изменений внешних обстоятельств.

О развитии личности ребенка мы судим:

• по тем изменениям, которые происходят во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различныхвидах его деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей, ценностно-ориентационной (классификация М. С. Когана);

• по смене ведущего вида деятельности (эмоциональное общение, манипулятивная, предметно-орудийная деятельность, сюжетно-ролевая игра, учение, по классификации А. Н. Леонтьева и Д. Б. Эльконина;

• по изменению активности ребенка в социальной ситуации развития (Л. С. Выготский, изменению его поведенческого репертуара (Э. Пиклер, появление противоречий и кризисных состояний, появлению новых качеств и свойств личности (Л. И. Божович).

Принято выделять характеристики личности дошкольника (базисные):

— произвольность

(рассматривается, как одна из форм волевого поведения, возможность управления своим поведением в соответствии с нормами и правилами, на этой основе возникает соподчинение мотивов).

— самостоятельность

(обеспечивает возможность постановки и решения жизненных проблем без помощи взрослого, важнейший фактор влияющий на развитие самостоятельности — стиль общения ребенка и взрослого).

— инициативность

(один из показателей развития детского интеллекта, познавательной деятельности).

— креативность

(связана с уровнем развития мышления, памяти, воображения, восприятия, осведомленности ребенка, а так же произвольности его поведения).

— свобода поведения

(ребенок, уверенный в своих силах способен самостоятельно сделать выбор средств и способов достижения определенной цели, свобода, понимаемая в позитивном аспекте, позволяет ребенку уважать себя и других, считаться с их мнением).

— безопасность поведения

(основывается на понимании причинно-следственных связей и усвоении социально обусловленных запретов как охраняющих жизнь и здоровье ребенка).

— ответственность

(связана с развитием эмоционально-волевой сферы ребенка, развитию ответственности ребенка за свои действия, способствующие прежде всего переживанием им последствий своих действий по отношению к другим людям).

— самосознание

Базисные характеристики личности динамичны и специфичны для каждого возрастного этапа развития. Их своевременное возникновение является залогом успешного развития ребенка.

Понимание личностного развития дошкольника как закономерно противоречивого требует иной приоритетности и в его психодиагностике. Чрезвычайно важно, чтобы психодиагностика была преимущественно направлена не на выявление картины дефекта, а на определение того, что Л. С. Выготский называл «гиперкомпенсаторным фондом личности», т. е. на выявление сильных сторон, позитива личности.

Предлагаю вашему вниманию методику для изучения особенностей личности старших дошкольников.

Проективная методика «Кактус» (М. А. Панфилова).

Методика предназначена для работы с детьми старше 4 лет

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус — таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам,а именно:

• пространственное положение

• размер рисунка

• характеристики линий

• сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели,характерные именно для данной методики:

• характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т. д.)

• характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

• характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивность — наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность — отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству — крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость — маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость — наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность — расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм — изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность — преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность — наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность — наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность — на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности — наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества — изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы,ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки?

Методика «Кактус» помогает выявить уровень эмоционального напряжения ребенка. Критериями выступают наличие в рисунках признаков тревожности, агрессивности, демонстративности и неуверенности в себе. За каждый признак ребенку ставится 1 балл.Отсюда: 3-4бала – высокий уровень тревожности, 2 балла – средний уровень, 0-1балл – низкий уровень.

Эта методика удобна тем, что проводить ее можно как в групповой форме, так и индивидуально. Необходимо помнить, что все графические методики применяются в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.).

Использованная литература:

1. Денисова Н. Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольнков — В. ,2012

2. Журнал «Психолог в детском саду»№4 2006

3. Мухина В. С. Детская психология — М. ,Просвещение 2000

4. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду — М. ,Педагогическое общество России 2001

Источник

Ñóùíîñòü ïñèõîëîãè÷åñêîé äèàãíîñòèêè ëè÷íîñòè. Îñîáåííîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà âîçðàñòíîé êàòåãîðèè îò òðåõ äî øåñòè ëåò. Ïðèìåíåíèå ìåòîäèêè íàáëþäåíèÿ, áåñåäû, ýêñïåðèìåíòà, òåñòîâ, îïðîñà â ïðàêòèêå êîíñóëüòàòèâíî-äèàãíîñòè÷åñêîé ðàáîòû.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://allbest.ru

Äèàãíîñòèêà ëè÷íîñòè â äîøêîëüíîì âîçðàñòå

ÂÂÅÄÅÍÈÅ

Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ äèàãíîñòèêà — ýòî îöåíêà èíäèâèäóàëüíî ïñèõîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé ëè÷íîñòè è ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâåêà. Ìíîãèå ñîâåòñêèå ó÷åíûå ñ÷èòàþò ,÷òî ëè÷íîñòü íà÷èíàåò ñêëàäûâàòüñÿ â äîøêîëüíîì âîçðàñòå, ÷òî âîçðàñò øåñòè — ñåìè ëåò ÿâëÿåòñÿ ðåøàþùèì â ñòàíîâëåíèè ëè÷íîñòè. «Äîøêîëüíûé âîçðàñò — åñòü ïåðèîä ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ, ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòíûõ íîâîîáðàçîâàíèé»[1;ñ.13].  îáùåì ïîíÿòèè « ëè÷íîñòü ïîíèìàåòñÿ íå êàê îñîáàÿ ñóáñòàíöèÿ, à êàê ïðîäóêò ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî îïûòà èëè êàê ðåçóëüòàò óñâîåíèÿ («ñîöèàëèçàöèè», «èíòåðíàëèçàöèè») ÷åëîâåêîì îáùåñòâåííûõ ôîðì ñîçíàíèÿ è ïîâåäåíèÿ».[3 ;c.92] Òàêèì îáðàçîì, ïðè ïðàâèëüíîì âîñïèòàíèè ðåáåíêà, ê êîíöó äîøêîëüíîãî âîçðàñòà îí óæå ñïîñîáåí ñåáÿ îöåíèâàòü ïî îòíîøåíèþ ê îêðóæàþùåìó ìèðó â ñîîòâåòñòâèè ñ ïðàâèëàìè è íîðìàìè îáùåñòâà, ïîÿâëÿåòñÿ ñïîñîáíîñòü âçàèìîäåéñòâèÿ ñ îêðóæàþùèìè, ÷òî ïðèâîäèò ê ïîÿâëåíèþ àäåêâàòíîé ñàìîîöåíêè è îñîçíàíèþ ñâîåãî ìåñòà â îêðóæàþùåì ìèðå ïî îòíîøåíèþ ê ñâåðñòíèêàì è ðåàëüíîé äåéñòâèòåëüíîñòè. Òîëüêî ñ ïîìîùüþ âçðîñëîãî èäåò àêòèâíîå ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè è òîëüêî çíàÿ ,êàê îíà ôîðìèðóåòñÿ â äàííîì âîçðàñòå ìû ìîæåì äèàãíîñòèðîâàòü ëè÷íîñòü ðåáåíêà.

Äèàãíîñòèêà ðàçâèòèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, áóäó÷è âêëþ÷åíà â äîøêîëüíîå îáðàçîâàíèå, ïðèçâàíà ïîìîãàòü ïåäàãîãàì è ðîäèòåëÿì ðåáåíêà ïðàâèëüíî ñòðîèòü ñ íèì ïåäàãîãè÷åñêîå îáùåíèå. Âàæíî çàìåòèòü, ÷òî îáùåíèå èìååò ñàìîå ïðÿìîå îòíîøåíèå ê ôîðìèðîâàíèþ áóäóùåé ëè÷íîñòè.

Ôîðìû ïðîâåäåíèÿ äèàãíîñòèêè ìîãóò áûòü ðàçíûå: ãðóïïîâûå è èíäèâèäóàëüíûå, ïèñüìåííîå èëè óñòíîå âûïîëíåíèå çàäàíèé, â áåñåäàõ èëè òåñòèðîâàíèÿõ, â âèäå èãðû. Ñïåöèôèêà äîøêîëüíîãî âîçðàñòà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî âñå ïñèõè÷åñêèå ïðîöåññû î÷åíü ïîäâèæíû è ïëàñòè÷íû, à ðàçâèòèå ïîòåíöèàëüíûõ âîçìîæíîñòåé ðåáåíêà â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè çàâèñèò îò òîãî, êàêèå óñëîâèÿ äëÿ ýòîãî ðàçâèòèÿ ñîçäàäóò åìó ïåäàãîãè è ðîäèòåëè.

Öåëüþ íàøåãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ , ÿâëÿåòñÿ ðàññìîòðåíèå ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè äåòåé äàííîãî âîçðàñòà è êàêèå îñíîâíûå ìåòîäû äèàãíîñòèêè èñïîëüçóþòñÿ èìåííî äëÿ ýòîãî âîçðàñòà.

ÃËÀÂÀ 1. ÔÎÐÌÈÐÎÂÀÍÈÅËÈ×ÍÎÑÒÈÐÅÁÅÍÊÀÂÄÎØÊÎËÜÍÎÌÂÎÇÐÀÑÒÅ

ÔÎÐÌÈÐÎÂÀÍÈÅ ËÈ×ÍÎÑÒÈ

Óæå ïîñëå ðîæäåíèÿ ðåáåíêà ïðîèñõîäÿò ñîáûòèÿ, èìåþùèå âàæíåéøåå çíà÷åíèå äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ áóäóùåé ëè÷íîñòè . Ïóòü ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè çàêëþ÷àåòñÿ â ïîñòåïåííîì îñâîáîæäåíèè åãî îò íåïîñðåäñòâåííîãî âëèÿíèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû è ïðåâðàùåíèè åãî â àêòèâíîãî ïðåîáðàçîâàòåëÿ ýòîé ñðåäû è â âîñïèòàòåëÿ ñîáñòâåííîé ëè÷íîñòè [3; ñ 439].Òî åñòü , â âîçðàñòå îò òðåõ äî ñåìè ëåò ðåáåíîê, ïðè ïîìîùè âçðîñëûõ, ïðîõîäèò íåñêîëüêî ýòàïîâ ðàçâèòèÿ îò ðàííåãî äî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà , â ïîñëåäñòâèè ÷åãî «ïðåâðàùàåòñÿ» â ÷åëîâåêà, ñïîñîáíîãî àíàëèçèðîâàòü ñâîè ïîñòóïêè è äåéñòâèÿ; ðåøàòü ïîñòàâëåííûå çàäà÷è; âîçðàñòàåò èíèöèàòèâíîñòü, èçîáðåòàòåëüíîñòü; ðåáåíîê îùóùàåò ñâîå ïðàâî íà âûáîð è ñòðåìèòñÿ åãî îòñòàèâàòü ïåðåä äðóãèìè ëþäüìè è ò.ä. Òàêèì îáðàçîì, ôîðìèðîâàíèå ëè÷íîñòè — ýòî ïðîöåññ îâëàäåíèÿ ÷åëîâåêîì ñèñòåìû çíàíèé, ïðåäñòàâëåíèé î ìèðå, òðóäîâûìè íàâûêàìè — ïîñëå ÷åãî îí àêòèâíî ýòî èñïîëüçóåò â ðåàëüíîé äåéñòâèòåëüíîñòè.

Îäíèì èç âàæíûõ óñëîâèé â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè — ÿâëÿåòñÿ âîñïèòàíèå. Îäíèìè èç âàæíûõ çàäà÷ âîñïèòàíèÿ, ÿâëÿþòñÿ:

1)âîñïèòàíèå ó äåòåé òðóäîëþáèÿ — íåîáõîäèìî ïðèó÷àòü äåòåé äîäåëûâàòü çàäàííóþ ðàáîòó äî êîíöà, òåì ñàìûì ðàçâèâàÿ åãî âîëþ; ïîîùðÿòü äåòåé, çà êà÷åñòâåííîå è ñâîåâðåìåííîå âûïîëíåíèå òðóäîâîãî ïîðó÷åíèÿ.

2)âîñïèòàíèå ó äåòåé íàâûêîâ ëè÷íîé è îáùåñòâåííîé ãèãèåíû — èãðàåò âàæíóþ ðîëü â îõðàíå èõ çäîðîâüÿ, ñïîñîáñòâóåò ïðàâèëüíîìó ïîâåäåíèþ â áûòó è â îáùåñòâåííûõ ìåñòàõ, îò ýòîãî çàâèñèò íå òîëüêî èõ çäîðîâüå, íî è çäîðîâüå âñåõ îêðóæàþùèõ.

3)íðàâñòâåííîå ðàçâèòèå — íåîáõîäèìî âîñïèòûâàòü ó íèõ ëþáîâü ê ëþäÿì, îêðóæàþùåìó ìèðó , ê ñâîåé Ðîäèíå. Òîëüêî â àòìîñôåðå äîáðîòû, ðàäîñòè è ëþáâè ìîæíî ôîðìèðîâàòü ó ðåáåíêà äîáðîæåëàòåëüíîñòü, óâàæåíèå ê ñòàðøèì è ãîòîâíîñòü ïîìî÷ü äðóãèì ëþäÿì, ñïîñîáíîñòü ñî÷óâñòâîâàòü èì, áûòü óâåðåííûì â ñåáå è â ñâîèõ ñèëàõ; ðàçâèòü ïàòðèîòèçì ê ñâîåé çåìëå ; ëþáèòü ïðèðîäó è ò.ä.

4)õóäîæåñòâåííîå âîñïèòàíèå — çàíÿòèÿ ìóçûêîé, ðèñîâàíèåì, ëåïêîé, àïïëèêàöèåé è ò.ä.

Âîñïèòàíèå ðåáåíêà äîøêîëüíèêà òðåáóåò îò âçðîñëîãî ñïåöèàëüíûõ íàâûêîâ, çíàíèé, óìåíèé, à ãëàâíîå — ýòî áîëüøîãî òåðïåíèÿ. Â.Â. Äàâûäîâ ñ÷èòàåò, ÷òî âîñïèòàíèå ñëóæèò íåîáõîäèìîé è âñåîáùåé ôîðìîé ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, ñïîñîáàìè åãî íåïîñðåäñòâåííî-ïðàêòè÷åñêîãî ïîçíàíèÿ [2; ñ.298].

ÔÎÐÌÈÐÎÂÀÍÈÅ ËÈ×ÍÎÑÒÈ Â ÎÁÙÅÍÈÈ

Âàæíåéøèì çíà÷åíèåì â ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ «åãî îáùåíèå ñ áëèçêèìè âçðîñëûìè è ïîÿâëåíèå ó íåãî, â õîäå êîíòàêòîâ ñ íèìè, ïåðâîãî âèäà âåäóùåé äåÿòåëüíîñòè — êîììóíèêàòèâíîé» (Ä.Á.Ýëüêîíèí). Îáùåíèå èìååò ñàìîå ïðÿìîå îòíîøåíèå ê ðàçâèòèþ áóäóùåé ëè÷íîñòè. Ý.Â. Èëüåíêîâ ñ÷èòàë ,÷òî ëè÷íîñòü — åñòü ñîâîêóïíîñòü îòíîøåíèé ÷åëîâåêà ê ñàìîìó ñåáå êàê ê íåêîåìó äðóãîìó — îòíîøåíèé «ß» ê ñåáå, êàê ê íåêîåìó «ÍÅ ß»[8; 195ñ]. Ïîÿâëÿþòñÿ òðè âèäà îòíîøåíèé:

1)îòíîøåíèå ê ñåáå

2)îòíîøåíèå ê äðóãèì ëþäÿì

3) îòíîøåíèå ê ïðåäìåòíîìó ìèðó

Ýòè òðè âèäà âçàèìîñâÿçàíû äðóã ñ äðóãîì, òî åñòü ìû ïîçíàåì ñåáÿ ÷åðåç äðóãèõ ëþäåé, à â äðóãèõ ãëÿäèìñÿ êàê â çåðêàëî, ÷åðåç âåùè îòíîñèìñÿ ê ÷åëîâåêó, à îòíîøåíèå ê ïðåäìåòíîìó ìèðó îïîñðåäñòâóåì îòíîøåíèåì ê ñåáå è äðóãèì ëþäÿì [2; Ñ.293 ].

Îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè ñïîñîáñòâóåò ëó÷øåìó ñîïîçíàíèþ äåòåé, à ðàâåíñòâî ñ íèìè îòñóòñòâèå îãðàíè÷åíèé , îáû÷íûå ïðè îáùåíèè ñî âçðîñëûìè. Ýòî áëàãîïðèÿòñòâóåò ðàçâèòèþ ñîöèàëüíûõ îòíîøåíèé ìåæäó íèìè, ðàñêðûâàåò èõ òâîð÷åñêèå êà÷åñòâà. Òàêèì îáðàçîì, ìû ïðèõîäèì ê âûâîäó, ÷òî èçó÷åíèå ðàçâèòèÿ îáùåíèÿ ìîæíî ñ÷èòàòü ýôôåêòèâíûì ñïîñîáîì ê èññëåäîâàíèþ ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ðåáåíêà.

ÃËÀÂÀ 2. ÎÑÎÁÅÍÍÎÑÒÈ ÄÈÀÃÍÎÑÒÈÊÈÒÈÏÀËÈ×ÍÎÑÒÈÓ ÄÅÒÅÉÄÎØÊÎËÜÍÎÃÎ ÂÎÇÐÀÑÒÀ

Äèàãíîñòèêà

Äèàãíîñòèêà — äåÿòåëüíîñòü, íàïðàâëåííàÿ íà ïîñòàíîâêó äèàãíîçà (äèàãíîç — ðàñïîçíàíèå, ãðå÷.). Îñíîâíàÿ öåëü äèàãíîñòèêè — ýòî ïðàâèëüíîå è ñâîåâðåìåííîå ðàçâèòèå äåòåé. Òåì ëþäÿì ,êîòîðûå ðàáîòàþò ñ äåòüìè, âàæíî çíàòü â êàêóþ ñòîðîíó íóæíî íàïðàâèòü äåÿòåëüíîñòü ðåáåíêà, â ÷åì åãî ñëàáûå è ñèëüíûå ñòîðîíû, âèäåòü â ÷åì îí íóæäàåòñÿ è ÷åãî ïîêà íå ñòîèò îò íåãî òðåáîâàòü.

Äàëåêî íå âñå äåòè ìîãóò âëàäåòü ñâîèìè ìûñëÿìè ,ïîñòóïêàìè, äåéñòâèÿìè. Òðóäíî ñåáå ïðåäñòàâèòü, ñêîëüêî ïåðåæèâàíèé ïðèõîäèòñÿ íà äîëþ ðåáåíêà ïîêà ôîðìèðóåòñÿ åãî ëè÷íîñòü è äàëåêî íå âñåãäà ñòîëêíîâåíèå ðåáåíêà ñ ìèðîì äðóãèõ ëþäåé è ñàìûõ ðàçíîîáðàçíûõ ïðåäìåòîâ ïðîõîäèò äëÿ íåãî áåçáîëåçíåííî. ×àñòî ïðè ýòîì ïðîèñõîäèò ëîìêà ìíîãèõ ïðåäñòàâëåíèé è óñòàíîâîê, èçìåíåíèå æåëàíèé è ïðèâû÷åê, ïîÿâëÿåòñÿ íåóâåðåííîñòü â ñåáå è óìåíüøàåòñÿ äîâåðèå ê äðóãèì. Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà ïñèõè÷åñêèì ðàçâèòèåì äåòåé, ÷òîáû âîâðåìÿ âûÿâèòü âîçìîæíûå îòêëîíåíèÿ è ñïëàíèðîâàòü èíäèâèäóàëüíûå ìåòîäû êîððåêöèè , íàïðàâëåííûõ íà âûðàâíèâàíèå îòäåëüíûõ ñòîðîí ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Äîêàçàíî, ÷òî ÷åì ðàíüøå íà÷èíàåòñÿ öåëåíàïðàâëåííàÿ ðàáîòà ñ ðåá?íêîì , òåì áîëåå ïîëíûìè ìîãóò îêàçàòüñÿ êîððåêöèÿ è êîìïåíñàöèÿ äåôåêòà, à â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ âîçìîæíî ïðåäóïðåæäåíèå âòîðè÷íûõ íàðóøåíèé ðàçâèòèÿ.[5; ñ.2 ]

Ïðàâèëüíàÿ äèàãíîñòèêà ïîäñêàæåò, êàê ïðàâèëüíî íóæíî îáùàòüñÿ ñ ðåáåíêîì è ÷òî ïðåäïðèíÿòü äëÿ äàëüíåéøåãî åãî ðàçâèòèÿ. Ïîñòàâèâ íåïðàâèëüíûé äèàãíîç, ìû òåì ñàìûì òîëêàåì ðåáåíêà íà ïóòü « ðàçûãðûâàíèÿ» íåñâîéñòâåííûõ åìó ðîëåé â æèçíè, êîãäà îí àäàïòèðóåòñÿ ê îêðóæàþùåé ñðåäå. ×òîáû âîñïèòàòü ðåáåíêà ñî âñåõ ñòîðîí, íóæíî ñî âñåõ ñòîðîí åãî èçó÷èòü, ïîíÿòü êàêèå ó íåãî âðîæäåííûå ñèëüíûå êà÷åñòâà, ðàçâèâàòü åãî ñïîñîáíîñòè è óìåíèÿ.

 óñëîâèÿõ ñîâðåìåííûõ ïðåîáðàçîâàíèé âîñïèòàíèå è îáó÷åíèå äåòåé íàïðàâëåíû íà âñåñòîðîííåå ðàçâèòèå ëè÷íîñòè , åãî ñïîñîáíîñòåé( ïîçíàâàòåëüíûõ, òâîð÷åñêèõ, êîììóíèêàòèâíûõ è òä). Ë.Ñ.Âûãîöêèé ñ÷èòàë, ÷òî ïðàâèëüíî îðãàíèçîâàííîå îáó÷åíèå «âåäåò çà ñîáîé ðàçâèòèå» . ×òîáû èäåíòèôèöèðîâàòü òèï ëè÷íîñòè ðåáåíêà, íóæíî ó÷èòûâàòü, íà êàêîé ñòàäèè ðàçâèòèÿ îí íàõîäèòñÿ, êàêàÿ ïîìîùü åìó íóæíà è ïðèìåíÿòü ñîîòâåòñòâóþùèå ýòîé ñòàäèè ìåòîäû.

Ìåòîäû äèàãíîñòèêè

 íàñòîÿùåå âðåìÿ ðàçðàáîòàíî áîëüøîå êîëè÷åñòâî ìåòîäîâ äèàãíîñòèêè, íî íå âñå îíè ïðèìåíèìû ê äåòÿì äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ðàññìîòðèì íàèáîëåå ïðèåìëåìûå èç íèõ òàêèå, êàê íàáëþäåíèå, áåñåäà, ýêñïåðèìåíò, òåñòû è îïðîñû.

Íàáëþäåíèå

Íàáëþäåíèå — ýòî öåëåíàïðàâëåííîå, îðãàíèçîâàííîå âîñïðèÿòèå è ðåãèñòðàöèÿ îáúåêòà. ßâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ ìåòîäîâ â ðàáîòå ñ äåòüìè.  ñîâðåìåííîì ìèðå íàáëþäåíèå ìîæåò ïðîâîäèòüñÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì íàáëþäàòåëüíûõ ïðèáîðîâ: àóäèî-, ôîòî- è âèäåîàïïàðàòóðû, îñîáûõ êàðò íàáëþäåíèÿ è ò. ä. Îíî ÿâëÿåòñÿ íåçàìåíèìûì ìåòîäîì, åñëè íåîáõîäèìî èññëåäîâàòü åñòåñòâåííîå ïîâåäåíèå èíäèâèäà è ïîëó÷èòü öåëîñòíóþ êàðòèíó ïðîèñõîäÿùåãî, áåç âìåøàòåëüñòâà â ñèòóàöèþ èçâíå. Íî ýòîò ìåòîä èìååò è ðÿä íåäîñòàòêîâ, ãëàâíûé èç êîòîðûõ — åãî òðóäîåìêîñòü. Îí òðåáóåò âûñîêîé ïñèõîëîãè÷åñêîé îáðàçîâàííîñòè èññëåäîâàòåëÿ è îãðîìíûõ çàòðàò âðåìåíè òî åñòü, èññëåäîâàòåëþ ïðèõîäèòñÿ æäàòü, ïîêà ÿâëåíèÿ, êîòîðûå åãî èíòåðåñóþò, íå âîçíèêíóò ñàìè ñîáîé. Êðîìå òîãî, íå âñåãäà ðåçóëüòàòû íàáëþäåíèé ïîçâîëÿþò ïîíÿòü ïðè÷èíû òîãî èëè èíîãî ïîâåäåíèÿ. Ìíîãèå èññëåäîâàòåëè çàìåòèëè, ÷òî, íàáëþäàÿ, ïñèõîëîã âèäèò òîëüêî òî, ÷òî îí óæå çíàåò, à òî, ÷òî åùå åìó íåèçâåñòíî, ïðîõîäèò ìèìî åãî âíèìàíèÿ.

Áåñåäà

Áåñåäà — îäèí èç ìåòîäîâ èññëåäîâàíèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî ïîâåäåíèÿ è ïðîèñõîäèò îíà îáû÷íî â ôîðìå äèàëîãà, â õîäå êîòîðîãî îäèí ÷åëîâåê âûÿâëÿåò ïñèõîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè äðóãîãî. Ê íåñîìíåííîìó äîñòîèíñòâó áåñåäû ñëåäóåò îòíåñòè íàëè÷èå êîíòàêòà ñ ñîáåñåäíèêîì, âîçìîæíîñòü ó÷èòûâàòü åãî îòâåòíûå ðåàêöèè, îöåíèâàòü åãî ïîâåäåíèå, îòíîøåíèå ê ñîäåðæàíèþ ðàçãîâîðà, çàäàâàòü äîïîëíèòåëüíûå, óòî÷íÿþùèå âîïðîñû. Áåñåäà ìîæåò íîñèòü ñóãóáî èíäèâèäóàëüíûé õàðàêòåð, áûòü ãèáêîé, ìàêñèìàëüíî ïîäîáðàííîé ê âîñïèòàííèêó. Ìîæåò ïðîâîäèòüñÿ â âèäå èíòåðâüþ. Áåñåäóÿ ñ ðåáåíêîì, ïñèõîëîã èëè ïåäàãîã äîëæåí çíàòü, êàêèå âîïðîñû íóæíî çàäàâàòü, îíè äîëæíû áûòü ïîíÿòíû è èíòåðåñíû è íè â êîåì ñëó÷àå íå äîëæíû ñîäåðæàòü ïîäñêàçêè, ÷òîáû äàòü âîçìîæíîñòü âûðàçèòü ñâîþ òî÷êó çðåíèÿ íà ïîñòàâëåííûå åìó âîïðîñû, êîíå÷íî íå âñåãäà äåòè ãîâîðÿò, ÷òî äóìàþò, íî, êàê ñêàçàíî âûøå, íàëè÷èå êîíòàêòà ïðèâîäèò ê íåñîìíåííîìó ïîëîæèòåëüíîìó ðåçóëüòàòó, ÷òî â äàëüíåéøåì ïðèâîäèò ê âîçìîæíîñòè ñîñòàâèòü áîëåå ïðàâèëüíûé ïñèõîëîãè÷åñêèé ïîðòðåò è âûÿâèòü áîëåå òî÷íûå ìåòîäû âîçäåéñòâèÿ. Áåñåäà ñ ðåáåíêîì ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàíà òîëüêî êàê âñïîìîãàòåëüíûé ìåòîä.

Ýêñïåðèìåíò

Ýêñïåðèìåíòîì íàçûâàþò ñïåöèàëüíî ñîçäàííóþ ñèòóàöèþ, ïðåäíàçíà÷åííóþ äëÿ áîëåå öåëîñòíîãî ïåðåæèâàíèÿ êëèåíòîì ñîáñòâåííîãî îïûòà.  íàó÷íî-èññëåäîâàòåëüñêîé ðàáîòå ñ äåòüìè ýêñïåðèìåíò ÷àñòî ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ñàìûõ âåðíûõ ìåòîäîâ ïîëó÷åíèÿ äîñòîâåðíîé èíôîðìàöèè î ôîðìèðîâàíèè ëè÷íîñòè è ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà, â îñîáåííîñòè òîãäà, êîãäà íàáëþäåíèå çàòðóäíåíî, à ðåçóëüòàòû îïðîñà ìîãóò îêàçàòüñÿ ñîìíèòåëüíûìè. Âêëþ÷åíèå ðåáåíêà â ýêñïåðèìåíòàëüíóþ èãðîâóþ ñèòóàöèþ ïîçâîëÿåò ïîëó÷èòü íåïîñðåäñòâåííûå ðåàêöèè ðåáåíêà íà âîçäåéñòâóþùèå ñòèìóëû è íà îñíîâå ýòèõ ðåàêöèé ñóäèòü î òîì, ÷òî ðåáåíîê ñêðûâàåò îò íàáëþäåíèÿ èëè íå â ñîñòîÿíèè âûðàçèòü ïðè îïðîñå. Ëó÷øå ïðîâîäèòü ýêñïåðèìåíò â ôîðìå èãðû èëè ïðèâû÷íûõ äëÿ ðåáåíêà çàíÿòèé — îòãàäûâàíèÿ çàãàäîê, ðèñîâàíèÿ, êîíñòðóèðîâàíèÿ ïîäåëîê, òîãäà, êîãäà ðåáåíîê îðãàíèçîâàí è ãîòîâ ïðîäåìîíñòðèðîâàòü ñâîè ñïîñîáíîñòè.

Òåñòû

Îäíèì èç âèäîâ ïñèõîëîãè÷åñêîãî ýêñïåðèìåíòà ÿâëÿþòñÿ òåñòû, ãäå çà âûïîëíåíèå êàæäîãî çàäàíèÿ ðåáåíîê ïîëó÷àåò îöåíêó â áàëëàõ, íî ñâîè ñïîñîáíîñòè è ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà äåòè äåìîíñòðèðóþò âî âðåìÿ òåñòèðîâàíèÿ ëèøü òîãäà ,êîãäà èõ ó÷àñòèå ñòèìóëèðóåòñÿ ïîëó÷åíèåì ïîîùåðåíèÿ èëè êàêîé-íèáóäü íàãðàäû.

Îïðîñ

Îïðîñíèê ïðèíàäëåæèò ê ñàìûì ïðîâåðåííûì, ïðàêòèêóåìûì è îñâîåííûì ìåòîäèêàì. Íî ó ýòîé äèàãíîñòèêè åñòü îäíà ðàñïðîñòðàíåííàÿ îòðèöàòåëüíàÿ ÷åðòà, ïðè ïîìîùè îïðîñíèêà ïûòàþòñÿ óçíàòü ó ñàìèõ äåòåé, êàêîâà ìåðà èõ âîñïèòàííîñòè. Ïîýòîìó ïåäàãîãè ÷àñòî ïðèáåãàþò ê îäíîâðåìåííîìó îïðîñó ðîäèòåëåé è äåòåé, à òàêæå ó÷èòûâàþò ñîáñòâåííóþ îöåíêó. Êðèòåðèåì îöåíêè îïðîñíèêà ÿâëÿåòñÿ ìåðà îáíàðóæåíèÿ íàïðàâëåííîãî èíòåðåñà ðåáåíêà, åãî ñòðåìëåíèé è æåëàíèé, ñîìíåíèé è â èòîãå ëè÷íûõ ïðîáëåì æèçíè. Îïðîñíèê, áóäó÷è äèàãíîñòèêîé, ïîìîãàåò äåòÿì îñìûñëèâàòü ñåáÿ â ìèðå è ðîæäàåò èõ ïîçèòèâíóþ àêòèâíîñòü, îòêðûâàÿ äëÿ íèõ íîâûé öåííîñòíûé îáúåêò.

Ó äîøêîëüíèêà ðàçâèâàåòñÿ íàèáîëåå ñëîæíûé êîìïîíåíò ñàìîñîçíàíèÿ — ñàìîîöåíêà. Îíà âîçíèêàåò íà îñíîâå çíàíèé è ìûñëåé î ñåáå.[4; 336ñ ]. Îöåíêà äîøêîëüíèêîì ñàìîãî ñåáÿ â ýòîì âîçðàñòå åùå íåäîñòàòî÷íî ðàçâèòà è âî ìíîãîì çàâèñèò îò òîãî, êàê åãî îöåíèâàåò âçðîñëûé, ãäå çàíèæåííûå îöåíêè îêàçûâàþò ñàìîå îòðèöàòåëüíîå âîçäåéñòâèå, à çàâûøåííûå — èñêàæàþò ïðåäñòàâëåíèÿ äåòåé î ñâîèõ âîçìîæíîñòÿõ â ñòîðîíó ïðåóâåëè÷åíèÿ ðåçóëüòàòîâ, íî â òî æå âðåìÿ èãðàþò ïîëîæèòåëüíóþ ðîëü â îðãàíèçàöèè äåÿòåëüíîñòè, äàåò ñèëû ðåáåíêó.

ÇÀÊËÞ×ÅÍÈÅ

ïñèõîëîãè÷åñêèé ðåáåíîê äèàãíîñòèêà

Ñ áîëüøîé äîëåé óâåðåííîñòè, ìû ìîæåì ñêàçàòü ,÷òî â âîçðàñòíîé êàòåãîðèè îò òðåõ äî øåñòè ëåò ïðîèñõîäÿò çíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè äåòåé, ÷òî âåäåò ê ôîðìèðîâàíèþ ëè÷íîñòíûõ êà÷åñòâ è ïîÿâëåíèþ îñíîâíûõ íîâîîáðàçîâàíèé , õàðàêòåðíûõ äàííîìó âîçðàñòó.

Ïî ñóòè, ðåáåíîê ïðîõîäèò ñëîæíûé è òðóäíûé ïóòü ëè÷íîñòè ñ äðóãèìè ëþäüìè, áóäü òî â îáùåíèè, â èãðîâîé èëè äðóãîé äåÿòåëüíîñòè ñî âçðîñëûìè, ñâåðñòíèêàìè. Ëîãèêà ïîñòóïêîâ è ñîöèàëüíûå íîðìû ïîâåäåíèÿ áåññîçíàòåëüíî èãíîðèðóþòñÿ èëè áîëåçíåííî âîñïðèíèìàþòñÿ, òàê êàê ïîêà åùå îòñóòñòâóåò ìåõàíèçì èõ âîñïðèÿòèÿ.  òàêîì âîçðàñòå ó íèõ ðàçâèòî ëèøü îáðàçíî-÷óâñòâåííîå âîñïðèÿòèå, ãäå ãëàâíûìè öåííîñòÿìè ÿâëÿþòñÿ ðàäîñòü è õîðîøèå îòíîøåíèÿ, äëÿ èõ âûÿâëåíèÿ — ñîçäàþòñÿ èãðîâûå ñèòóàöèè, âñåâîçìîæíûå ýêñïåðèìåíòû è òåñòû, ïîçíàâàòåëüíûå çàíÿòèÿ è ìíîãîå äðóãîå.

Î÷åíü âàæíî, íà ðàííèõ ñòàäèÿõ ðàçâèòèÿ îïðåäåëèòü è ïîñòàâèòü ïðàâèëüíûé äèàãíîç, ÷òî ïîçâîëèò íàïðàâèòü ðåáåíêà íà ïðàâèëüíûé ïóòü åãî ñàìîðåãóëÿöèè è ïîìîæåò åìó âûáðàòü ñïîñîáû âûðàæåíèÿ ñâîåé èíäèâèäóàëüíîñòè è çíà÷èìîñòè. ×àñòî, íåóìåíèå ïîñòàâèòü òî÷íûé äèàãíîç èëè ñîñòàâèòü ïñèõîëîãè÷åñêèé ïîðòðåò ëè÷íîñòè ðåáåíêà íåèçáåæíî ïðèâîäèò ê íåïðàâèëüíîìó ïîíèìàíèþ èì ñâîåé ðîëè â îêðóæàþùåé äåéñòâèòåëüíîñòè. Òàêèì îáðàçîì ,÷åì ðàíüøå ìû îïðåäåëÿåì èëè äèàãíîñòèðóåì ëè÷íîñòü ,òåì áûñòðåå ìû ñìîæåì ïîíÿòü, êàêèå ñïîñîáû äëÿ ýòîãî áîëåå ïðèåìëåìû è íàéòè äåéñòâåííûå ìåòîäû êîððåêòèðîâêè äëÿ ñâîåâðåìåííîãî ðàçâèòèÿ è èñïîëüçîâàíèÿ èíäèâèäóàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé.  ýòîì çàêëþ÷àåòñÿ ïîçèòèâíàÿ ðîëü äèàãíîñòèêè â ñèñòåìå äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ. Ïðàêòèêà êîíñóëüòàòèâíî-äèàãíîñòè÷åñêîé ðàáîòû ñ ñîâðåìåííûìè äåòüìè ïîêàçûâàåò, ÷òî òîëüêî èíäèâèäóàëüíîå, óãëóáëåííîå è òùàòåëüíîå îáñëåäîâàíèå ïðîáëåìíîãî ðåáåíêà ðàçëè÷íûìè ñïåöèàëèñòàìè äàåò âîçìîæíîñòü ïîëíîöåííîé äèàãíîñòèêè è ïðîãíîçà äàëüíåéøåãî ðàçâèòèÿ.[7;208ñ] Äàííûå äèàãíîñòèêè ïîçâîëÿþò ïåäàãîãàì è ðîäèòåëÿì ñëåäèòü çà õîäîì ðàçâèòèÿ ðåáåíêà è îñóùåñòâëÿòü ïîäõîä ê êàæäîìó èç íèõ.

Ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ðàáîò, íàïèñàííûõ ïðåêðàñíûìè êëàññèêàìè ïåäàãîãèêè , êîòîðûå ïðåäëàãàþò âñåâîçìîæíûå ðåêîìåíäàöèè è ñïîñîáû äëÿ ïðàâèëüíîãî äèàãíîñòèðîâàíèÿ è âîñïèòàíèÿ ëè÷íîñòè äåòåé ðàçíûõ âîçðàñòîâ, â òîì ÷èñëå è äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. « Ðåáåíîê — âñåãäà äèòÿ ñâîåãî âðåìåíè, çàêîíû åãî ðàçâèòèÿ ðåàëèçóþòñÿ (èëè íå ðåàëèçóþòñÿ) â êîíêðåòíûõ óñëîâèÿõ âîñïèòàíèÿ, ñâÿçàííûõ ñ óñòàíîâêàìè è ïðåäñòàâëåíèÿìè îêðóæàþùèõ åãî âçðîñëûõ»[6; ñ27-40].

ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ

1)Ôàäèíà Ã.Â. Äèàãíîñòèêà è êîððåêöèÿ çàäåðæêè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà — Íèêîëàåâ: 2004 ã,68 ñ.

2)Ëèñèíà Ì.È. Îáùåíèå. Ëè÷íîñòü è ïñèõèêà ðåáåíêà // Ïîä ðåäàêöèåé Ðóçñêîé À.Ã. — Ì.: Èçäàòåëüñòâî «Èíñòèòóò ïðàêòè÷åñêîé ïñèõîëîãèè»-Âîðîíåæ: ÍÏÎ «ÌÎÄÅÊ», 1997ã- 384 ñ

3)Áîæîâè÷ Ë.È. Ëè÷íîñòü è åå ôîðìèðîâàíèå â äåòñêîì âîçðàñòå, Ì.: Ïðîñâåùåíèå,1968ã — 464ñ.

4)Óðóíòàåâà Ã.À. Äîøêîëüíàÿ ïñèõîëîãèÿ// Ó÷åáíîå ïîñîáèå // Ì.: Àêàäåìèÿ ,2001ã 336ñ.

5)Ëàâðîâà Ã.Í. Ìåòîäû äèàãíîñòèêè è êîððåêöèè äåòåé äîøêîëüíîãî è ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà; ×åëÿáèíñê: 2005ã — ñ.2

6) Òîêàðåâ À. À. Ôîðìû è ìåòîäû ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà â óñëîâèÿõ ÄÎÓ. Ìåòîäû äèàãíîñòè÷åñêîãî îáñëåäîâàíèÿ [Òåêñò] / À. À. Òîêàðåâ // Ñîâðåìåííàÿ ïñèõîëîãèÿ: ìàòåðèàëû ìåæäóíàð. íàó÷. êîíô. (ã. Ïåðìü, èþíü 2012 ã.). — Ïåðìü: Ìåðêóðèé, 2012. — ñ. 27-40.

7) Ñåìàãî Í.ß., Ñåìàãî Ì.Ì. Ïðîáëåìíûå äåòè// Îñíîâû äèàãíîñòè÷åñêîé è êîððåêöèîííîé ðàáîòû — Ì.: 2000ã — 208 ñ.

8) Èëüåíêîâ Ý. ×òî æå òàêîå ëè÷íîñòü? — Ì.:1979 ã. — ñ.183-237

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник