Вклад выготского в психическое развитие ребенка

Вклад выготского в психическое развитие ребенка thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семья как фактор развития поведения ребенка

Существует понятие возрастной сегрегации, которая проявляется в неспособности найти свое место в жизни общества. Молодой человек чувствует себя оторванным от окружающих людей, и корни оторванности (отчуждения) закладываются в семье.

Особенности современной семьи: большое количество разводов, воспитания детей одним родителем; низкий материальный уровень семьи; со стороны отца — очень непродолжительное общение с ребенком.

Таким образом, развитие ребенка с позиций бихевиоризма, представляет собой чисто количественный процесс научения, т.е. процесс накопления навыков. Это научение не предполагает возникновения качественно новых психических новообразований, поскольку происходит одинаково на всех этапах онтогенеза. Поэтому в бихевиоризме речь идет не о психическом развитии ребенка, а о его социальном научении. Переживания, представления, интересы ребенка здесь не являются предметом исследования, поскольку их нельзя увидеть и измерить. А для бихевиоральной психологии существуют только объективные методы, основанные на регистрации и анализе внешних наблюдаемых фактов и процессов.

Сильная сторона этого направления в том, что оно внесло в психологию четкость, объективность, «измеряемость». Метод измерения поведенческих реакций стал одним из главных в психологии.

Слабая сторона: недооценка сознания человека, его воли и собственной активности. При этом научение происходит как бы автоматически: подкрепление приводит к «закреплению» в нервной системе успешных реакций, независимо от воли и желания самого человека. В таком понимании человек является рабом внешних обстоятельств и своего прошлого опыта.

Отечественная детская психология связана с именем Л.С.Выготского, который внес огромный вклад в ее развитие.

Все предыдущие теории рассматривают человека как результат действующих на него сил – наследственности или среды. Но ни наследственность, ни среда, ни их сочетание сами по себе не определяют путь развития человека и его психологические особенности. Они лишь создают необходимые условия для его развития.

Основные достижения Л.С.Выготского:

1. Вводит экспериментально-генетический метод исследования психических явлений, который позволяет найти первопричины психического развития.

2. Разработал культурно-историческую концепцию (идея знакового опосредования сознания человека).

Согласно Л.С. Выготскому, человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил развития, поведения. Только в процессе общественной жизни у человека развились новые потребности, а сами природные потребности в процессе этого исторического развития претерпели глубокие изменения. Выготский ввел исторический принцип в область психологии. Изучать исторически – значит изучать развитие личности в движении.

Знаки – это особые предметы, обладающие двойной природой (материальной и идеальной). Знаки, по Выготскому, не только заместители других предметов, но и средства, орудия внутренней психической жизни человека, позволяющие осознать себя, свои действия и овладеть ими. Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития сознания ребенка, по Выготскому, является развитие речевого опосредования.

Психика человека, с позиций культурно-исторической концепции, опосредована достижениями культуры, в которую ребенок попадает с первых дней своей жизни.

У человека есть врожденные, натуральные психические функции и процессы (условные и безусловные рефлексы, непроизвольное внимание и память, защитные и пищевые реакции и пр.). Но они не определяют специфику и сущность психики человека, а являются лишь предпосылками ее развития. Над этими «нижними» этажами надстраиваются другие, высшие функции, которые имеют не натуральную, а культурную основу. Признаками высших функций выступают: 1) опосредованность; 2) произвольность; 3) системность; 4) осознанность. Они формируются в результате овладения специальными орудиями. Эти высшие психические функции и составляют сущность и своеобразие человеческой психики и коренным образом отличают ее от психики всех животных.

3. Разработал учение о возрасте как единице анализа детского развития.

4. Предложил новое понимание хода, условий, источников, специфики и движущих сил психического развития ребенка. Специфика детского развития подчиняется действию не биологических, а общественно-исторических законов. У человека нет врожденных форм поведения в среде и его развитие представляет собой процесс освоения и присвоения культурно и исторически выработанных форм и способов деятельности (или становление высших психических функций).

5. Описал эпохи, стадии, фазы детского развития и переходы между ними (кризисы).

6. Выявил и сформулировал основные законы психического развития:

1) детское развитие имеет свой ритм, который не совпадает с ритмом времени (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве)

2) развитие есть цепь качественных изменений.

3) закон неравномерности психического развития, где каждая сторона психики имеет свой оптимальный период развития.

4) закон развития высших психических функций.

Все зарубежные теории детского развития трактовали этот процесс с биологической точки зрения и описывали ход детского развития как процесс перехода от индивидуального к социальному.

Роль взрослых в психическом развитии ребенка признается практически во всех теориях. Само это развитие в большинстве случаев рассматривается как процесс постепенной социализации или адаптации ребенка к внешним для него условиям. Механизм такой адаптации может быть различным. Это либо преодоление врожденных инстинктивных влечений (психоанализ), либо созревание когнитивных структур (Ж.Пиаже), либо подкрепление социально приемлемого поведения (теория социального научения). Но во всех случаях собственная природа ребенка трансформируется, перестраивается, подчиняется требованиям взрослых, которые противостоят ребенку.

В культурно-исторической концепции социальный мир и окружающие взрослые не перестраивают природу ребенка, а являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества. Он изначально включен в общественные отношения, а не входит в них в процессе адаптации. Собственная деятельность ребенка, его человеческие способности и потребности возникают в результате присвоения образцов человеческой культуры. Психическое развитие есть прежде всего культурное развитие. Носителями этой культуры для ребенка могут быть только взрослые, и только они могут ее передать ребенку. Стать человеком ребенок может только вместе со взрослыми, в процессе совместной деятельности с ним.

Всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает в процессе взаимодействия со взрослым и существует не в индивидуальном сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их взаимоотношений. Впоследствии она переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, т.е. становится его индивидуальным достоянием. Таким образом, психические процессы у человека с самого начала социальны (и по своему происхождению, и по своему содержанию). Интериоризация – процесс перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние, психические. Взрослые непрерывно направляют внимание ребенка на новые предметы, явления, события, правила поведения, способы действий, человеческие ценности. Такая передача человеческой культуры от взрослых детям происходит в процессе воспитания и обучения.

Л.С.Выготский считал, что на сознание влияет обучение (процесс посредничества взрослых между ребенком и идеальными формами культуры).

С помощью взрослых ребенок открывает для себя человеческий смысл предметов и тем самым приобщается к человеческому образу жизни.

Далеко не всякое обучение способно вести за собой развитие, поскольку между обучением и развитием предполагается собственная деятельность ребенка.

Ребенок никогда не является пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. Свои желания, интересы, отношение к окружающему он проявляет в деятельности. Не проявляя собственную активность, не включаясь в какую-либо деятельность, ребенок ничему не сможет научиться, т.е. невозможна «пересадка» знаний в голову субъекта, минуя его собственную деятельность. Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает.

Читайте также:  Факторы развития ребенка в 4 года

Разные виды деятельности оказывают разное влияние на психическое развитие ребенка. Но главные изменения в психике ребенка происходят тогда, когда он занимается ведущей деятельностью на том или ином возрастном этапе. Ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития и как показатель психического возраста ребенка. Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает 1) развитие отдельных психических процессов; 2) развитие личности ребенка в целом; 3) зарождение новых форм деятельности ребенка.

Содержание и форма ведущей деятельности зависят от конкретных исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. В современном обществе ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:

Возраст Ведущая деятельность Психич. новообразования и развитие психических процессов
0-1 год Эмоциональное общение Потребность в эмоциональном общении
1-3 года Предметно-манипулятивная деятельность Воображение; речь; наглядно-действенное мышление
3-6 лет Игра Потребность в общественно-оценочной, общественно-значимой деят-ти; наглядно-образное мышление
6-10 лет Учеба Произвольность (управление своими псих. процессами; умение при необходимости сосредоточиться); внутренний план действий; рефлексия (оценка самого себя)
10-14 лет Общественно-учебная д-ть Чувство романтизма; чувство взрослости
14-18 лет Професионально-ориентированная д-ть Потребность в любви; потребность в труде; формирование мировоззрения

Во всех исследованиях процесса интериоризации культурный опыт передавался ребенку в процессе общения и взаимодействия со взрослым.

Общение рассматривается как особый вид деятельности. Потребность в общении появляется у ребенка к концу 1-го мес. жизни после кризиса новорожденности (ребенок улыбается и радуется близкому человеку). Это эмоциональное общение создает радостное настроение, повышает активность, что служит основой для развития движений, восприятия, речи и мышления.

М.И.Лисиной выделены следующие формы общения (коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития) ребенка со взрослым:

1) ситуативно-личностная (от рождения до 6 мес.);

2) ситуативно-деловая (6 мес. – 3 г.);

3) внеситуативно-познавательная (3 – 5 лет);

4) внеситуативно- личностная (5 – 7 лет).

Каждая форма характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к нему, основными средствами общения.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

ТЕОРИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Д.Б.ЭЛЬКОНИНА

Психическое развитие ребенка является процессом стадиальным, в котором сменяются качественно своеобразные возрастные периоды. Первым, кто предложил возрастную периодизацию развития, были Пифагор, Гиппократ и Аристотель.

Пифагор выделял четыре периода в жизни человека: весну (становление человека) – от рождения до 20 лет; лето (молодость) – 20-40 лет; осень (расцвет сил) – 40-60 лет; зиму (угасание) – 60-80 лет.

Гиппократ в ходе всей жизни человека выделял 10 семилетних периодов, а Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая – от рождения до 7 лет; вторая – от 7 до 14 лет; третья – от 14 до 21 года.

На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации.

Существует несколько подходов к периодизации детского развития.

1. Степень зрелости организма как характеристика возраста. П.П. Блонский ввел классификацию периодов детства на основе наличия и состояния зубов (беззубое, молочнозубое, постояннозубое детство). Но данная периодизация позволяет представить календарный возраст и не является периодизацией психического развития.

2. Э.Эриксон предлагает периодизацию развития личности и его мотивационно-потребностной сферы.

3. Стадиальное развитие детского интеллекта Ж.Пиаже.э

В классификации Д.Бромлея выделяется пять циклов развития: внутриутробный, детство, юность, взрослость, старость. При этом каждый цикл в свою очередь подразделяется на несколько стадий.

Цикл «детство» охватывает три стадии: младенчество (от рождения до 18 мес.); дошкольное детство (от 18 мес. до 5 лет), раннее школьное детство (от 5 лет до 11-13 лет).

Цикл «юность» подразделяется на две стадии: старшее школьное детство (от 11 до 15 лет), поздняя юность (от 15 до 21 года).

Цикл «взрослость» состоит из трех стадий: ранняя взрослость (от 21 года до 25 лет), средняя взрослость (от 25 до 40 лет), поздняя взрослость (от 40 до 55 лет).

В качестве особой переходной стадии выделяется предпенсионный возраст (от 55 до 65 лет). Цикл «старость» начинается от 65 лет и включает в себя также три стадии: отставка (от 65 лет), старый возраст (от 70 лет), третья стадия, обозначаемая как финиш, по существу включает в себя период старческих болезней и умирания.

Д.Б.Эльконин показал, что общество с этих позиций является для ребенка своеобразной внешней «средой обитания», к которой он вынужден приспосабливаться. Это общество состоит из «мира предметов» и «мира людей», которые выступают изначально как не связанные друг с другом элементами среды. Поэтому способы адаптации к разным «мирам» совершенно различны и не связаны между собой. Д.Б. Эльконин предлагает по-новому посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества, исходя из культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Согласно этому пониманию, ребенок не противостоит обществу, а изначально включен в него.

Деятельность ребенка, направленная на познание и овладение предметным миром, усвоение общественных способов действий с предметами, представляет систему «ребенок – общественный предмет».

Взаимодействие ребенка с миром людей, усвоение мотивов человеческой деятельности, норм отношений между людьми, является системой «ребенок – общественный взрослый».

Д.Б. Эльконин выделил 2 группы деятельности детей.

1. Виды деятельности, внутри которых происходит ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, освоение ее задач, мотивов и норм отношений между людьми, т.е. развивается потребностно-мотивационная сфера (ориентация в системе «ребенок — общественный взрослый»).

— непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым;

— сюжетно-ролевая игра;

— общение младших подростков.

2. Виды деятельности, внутри которых идет усвоение общественно выработанных способов действий с предметами (ориентация в системе «ребенок – общественный предмет»).

— предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве;

— учебная деятельность младших школьников;

— учебно-профессиональная деятельность старших подростков.

Д.Б.Эльконин открыл закон чередования различных типов деятельности.

Таким образом, в детском развитии имеют место, с одной стороны, периоды, в которых происходит развитие мотивационно-потребностной сферы (освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми), с другой, — периоды развития интеллектуально-познавательных сил, операционно-технических возможностей (освоение способов действий с предметами).

Д.Б. Эльконин сформулировал положение о периодичности процессов психического развития ребенка, в котором существует важная закономерность: период освоения задач и мотивов деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий.

Переходы между различными периодами происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребенка, отстаиванием своих прав. Эти переходы называются кризисами возрастного развития:

— кризис 1-го года жизни (переход от младенчества к раннему возрасту);

— кризис 3-х лет (переход от раннего к дошкольному возрасту);

— кризис 7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному);

— кризис подросткового возраста.

Д.Б. Эльконин рассматривает каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

— социальная ситуация развития;

— ведущая деятельность;

— психические новообразования (отдельные психические процессы, свойства личности).

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3258; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка родительское собрание

Источник

Как известно, Л.С. Выготский положил в основу своих исследований две гипотезы: гипотезу об опосредствованном характере психических функций человека и гипотезу о происхождении внутренних умственных процессов из деятельности первоначально внешней и «интерпсихологической».

Согласно принципу интериоризации, психическая деятельность первоначально происходит из внешней деятельности во «внутрь» и хранит важнейшие ее черты, к которым относятся орудийность и социальность.

Таким образом, согласно первой из гипотез, специфически человеческие особенности психики возникают вследствие того, что прежде непосредственные, «натуральные» процессы превращаются в опосредованные благодаря включению в поведение промежуточного звена («стимула – средства»). Например, при опосредствованном запоминании замыкающиеся элементарные связи структурно объединяются посредством мнемотехнического знака. В других случаях эта роль осуществляется словом.

Принципиальное значение имела и вторая гипотеза, одновременно выдвигавшаяся Л.С. Выготским, согласно которой опосредствованная структура психического процесса первоначально формируется в условиях, когда посредствующее звено имеет форму внешнего стимула (и, следовательно, когда внешнюю форму имеет также соответствующий процесс). Это положение позволило понять социальное происхождение новой структуры, не возникающей изнутри и не изобретающейся, а необходимо формирующейся при общении, которое у человека всегда является опосредствованным.

Л.С. Выготский сформулировал общий генетический закон культурного развития в следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения людей. Сам механизм, лежащий в основе высших психических функций, есть слепок с социального. Все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка, основа социальной структуры личности. Их состав, генетическая структура, способ действия – одним словом, вся их природа социальна; даже превращаясь в психические процессы, она остается квазисоциальной. Человек и наедине с собой сохраняет функцию общения. Таким образом, согласно этому закону, психическая природа человека представляет совокупность общественных отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры.

Культурно-историческая концепция помогла Л.С. Выготскому сформулировать ряд законов психического развития ребенка.

Важнейшим среди них, как уже говорилось, является закон формирования высших психических функций. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе, как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий.

Тесно связанным с этим законом и развивающим его содержание является закон неравномерности детского развития, согласно которому каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Этот период в психологии развития называется сензитивный период. Возрастная сензитивность – это присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. строении сознания.

Закон цикличности детского развития. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет..

Закон «метаморфоз» в детском развитии. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

Закон сочетания процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Эволюция развивает психическое функции, инволюция как бы «очищает» место для формирования других. Процессы «обратного развития» (инволюция) как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется.

Зона ближайшего развития– это расстояние между уровнем актуального развития ребенка, определяемым самостоятельными достижениями ребенка, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.

Зона ближайшего развития – логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.

Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от од­ного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного периода характерно плав­ное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно неза­метны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного пе­риода, можно представить себе тот огромный путь, который про­шел ребенок в своем развитии.

Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразо­вания, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчи­выми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рас­сматривал чередование стабильных и кризисных периодов как за­кон детского развития.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в раз­витии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.

Кризис начинается и завершается незаметно, его границы раз­мыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением пове­дения, появлением «трудновоспитуемости», как пишет Л.С. Вы­готский.

Главные изменения, происходящие во время кризиса, – внут­ренние. Развитие приобретает негативный характер. Что это зна­чит? На первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его дея­тельность, отказывается от прежних ценностей и форм отноше­ний. Но, наряду с потерями, создается и что-то новое. Новообра­зования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказы­ваются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде транс­формируются, поглощаются другими новообразованиями, раство­ряются в них и, таким образом, отмирают.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой – между новы­ми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэто­му возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид:

· кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца-1 год)

· кризис 1 года

· раннее детство (1-3 года)

· кризис 3 лет

· дошкольный возраст (3-7 лет)

· кризис 7 лет

· школь­ный возраст (8-12 лет)

Читайте также:  Игра как деятельность форма и способ развития ребенка

· кризис 13 лет

· пубертатный возраст (14-17 лет)

· кризис 17 лет.

Вопросы возрастной психологии в трудах С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева.

В 30-х г.г. XX в. начал развиваться деятельностный подход к психическому развитию ребенка. В начале 1930 г. А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн начали рассматривать проблему становления и развития психики и сознания, вводя понятие «деятельность».

Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Структура деятельности:

1. Мотивы (побуждение субъекта к деятельности);

2. Цели (результаты, на достижение которых направлена деятельность);

3. Средства (с помощью чего осуществляется деятельность).

В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная деятельность в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий (операции, обеспечивающие использование имеющихся средств, и условия для достижения необходимого результата).

Исследования российских психологов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов и др.) показали, что протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средств осуществления. На каждой ступени возрастного развития определенная деятельность приобретает ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств личности индивида.

Развитие деятельности оказывает решающее влияние на формирование психики в онтогенезе. В процессе деятельности происходит совершенствование психических процессов, обогащение форм познания окружающей действительности, усвоение общественного опыта. Согласно исследованиям Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, деятельность ребенка качественно изменяется в ходе его развития, представляя третью линию становления личности, наряду с умственным и личностным развитием. В процессе развития ребенка как субъекта деятельности формируются целенаправленность, произвольность, саморегуляция, четкое разграничение способов, приемов действия для решения каких – либо задач в различных жизненных ситуациях.

А.Н. Леонтьев вывел критерий психического развития, согласно которому «признаком перехода от одной стадии на другую является именно изменение ведущего вида деятельности, ведущего отношения к действительности». По его мнению, в изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности так, как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Деятельность не складывается механически из отдельных ее видов. Одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими, имеют большее значение для дальнейшего развития личности и играют главную роль в развитии, другие имеют меньшее значение и играют подчиненную роль в развитии.

Т.о. благодаря работам А.Н. Леонтьева ведущая деятельность рассматривается как критерий периодизации психического развития как показатель психологического возраста ребенка.

Основные понятия и общие вопросы развития (возраст, социальная ситуация развития, движущие силы и факторы психического развития ребенка).

Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сензитивным периодом развития данного свойства. Применительно к речи такой период охватывает возраст от одного года до восьми-девяти лет. Для большинства психологических свойств и поведенческих особенностей человека можно указать свои сензитивные периоды развития. Они представлены в следующих главах учебника в системе рассуждений о том, какие качества и свойства человека и в каком возрасте лучше всего формируются у детей.

Следующее понятие психологической теории детского развития — движущие силы развития. Под ним понимаются потребности самого ребенка, его мотивация, а также внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Наилучшие условия для развития с точки зрения движущих сил создаются тогда, когда цели воспитания и обучения соответствуют собственной мотивации деятельности ребенка и усиливают ее.

Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Все это вместе взятое составляет условия психологического развития ребенка. От них зависят его индивидуальные особенности, использование и превращение в соответствующие способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических и поведенческих свойств, приобретаемых в процессе развития.

Еще одно теоретическое понятие, связанное с психологическим развитием,— факторы развития. Это — совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей (все то же можно сказать о воспитании). Факторы развития могут способствовать или препятствовать ему, ускорять или, напротив, замедлять процесс развития ребенка.

Особую роль в понимании законов возрастного развития детей играют понятия ведущего вида деятельности и ведущего типа общения. Ведущим называется такой вид деятельности ребенка, который определяет наибольшие успехи в развитии его познавательных процессов, а ведущим типом общения называется такой, в рамках которого лучше всего и быстрее всего формируются и закрепляются основные положительные черты личности. С возрастом ведущие виды деятельности и общения ребенка меняются, увеличивается их разнообразие и общее число.

С представлениями о психологическом развитии детей также связано понятие возраста. Под ним понимается качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями. В психологии сложилось два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст . Первый характеризует время жизни ребенка в годах, месяцах и днях, прошедших с момента его рождения, а второй указывает на достигнутый к этому времени уровень психологического развития.

Переходы из одного возраста в другой могут происходить незаметно как для самого ребенка, так и для окружающих его людей. Эти переходы связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Если переход из одного физического возраста в другой совпадает по времени с переходом из одного психологического возраста в иной, то это обычно сопровождается довольно приметными для внешнего наблюдения признаками. Такая ситуация называется кризисом возрастного развития или сокращенно — возрастным кризисом. Он обычно свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути нормального физического и психологического развития возникли некоторые проблемы, которые ребенок самостоятельно не в состоянии решить. Преодоление кризиса означает шаг вперед на пути развития, переход ребенка на более высокий уровень, в следующий психологический возраст.

Физическое развитие ребенка, совершенствование его познавательных процессов, личности и поведения нельзя рассматривать как отдельные, независимые друг от друга процессы. Они являются взаимосвязанными сторонами одного и того же процесса психофизического совершенствования.

При переходе ребенка на более высокую ступень развития прежние виды общения и деятельности, характерные для него, полностью исчезают и на смену им приходят совершенно новые. Это означает лишь то, что к уже сформировавшимся ранее видам деятельности и общения добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности и общения. Кроме того, с возрастом на первый план выходят одни, а на второй план отодвигаются другие виды общения и деятельности, так что меняется их иерархия в качестве ведущих. Процесс, о котором идет речь, имеет системный характер.

Источник