Игра как деятельность форма и способ развития ребенка

Екатерина Старкова
Доклад «Игра как средство воспитания и форма организации жизни детей дошкольного возраста»

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не, только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют свои аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры.

Современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

Игра имеет социальную основу. Детские игры связаны с миром взрослых, это доказал К. Д. Ушинский. Развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между взрослыми.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

Игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы.

Взяв какую-то роль, ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой школой, средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

При тактичном, грамотном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (мышления, воображение, упрочению его интересов, развитию речи.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор.

В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании роли, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюма. Воспитательные возможности всех видов игр чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их так, чтобы не нарушать естественный ход игры, не лишать ее «души» замечанием, указанием, нотацией, просто неосторожным словом.

Одним из положений педагогической теории игры является признание игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста. Первая попытка организовать жизнь детей в форме игры принадлежала Ф. Фребелю, который разработал систему игр, преимущественно дидактических и подвижных, на основе которых осуществлялась воспитательная работа в детском саду.

В отечественной педагогике мысль о том, что жизнь детского сада должна быть наполнена разнообразными играми, развивали Н. К. Крупская, А. С. Макаренко. Научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей в детском саду содержится в работах А. П. Усовой. По мнению А. П. Усовой, воспитатель должен находиться в центре детской жизни, понимать происходящее, вникать в интересы играющих детей, умело их направлять. Чтобы игра выполняла в педагогическом процессе организующую функцию, воспитателю нужно хорошо представлять себе, какие задачи воспитания и обучения можно с наибольшим эффектом в ней решать. Целесообразно планировать задачи, относящиеся ко всей группе (учить детей объединяться в знакомой им подвижной игре, и задачи, которые касаются отдельных детей (вовлечь застенчивого мальчика в подвижную игру, попросить кого-то объяснить новичку игру «Танграм»).

Исходя из особенностей вида игры, задач, которые можно решать с ее помощью, уровня сформированности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае. Так, новую дидактическую игру он объяснит и сам поиграет с детьми: сначала в роли ведущего, а затем – рядового партнера; увидев, что игра в «семью» зашла в тупик, возьмет на себя роль бабушки, которая приехала в гости издалека; мальчикам, спорящим о том, кто будет играть белыми шашками, напомнит о существовании жеребьевки.

Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она – своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника. В игре ребенок обладает возможностью проявлять самостоятельность в большей степени, чем в любой деятельности: сам выбирает сюжеты игры, игрушки и предметы, партнеров и др. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. Игра позволяет детям уже в первые годы жизни самостоятельно использовать те или иные формы общения.

В процессе игры между детьми складываются два вида отношений:

• отношения, которые определяются содержанием игры (ученики подчиняются учителю, дети слушаются родителей, инженер руководит рабочими, правилами игры (по сигналу цапля выходит ловить лягушек, а те затаиваются, замирают, потом цапля неподвижно стоит на болоте, а лягушки прыгают и резвятся; с цаплей, поймавшей лягушку, спорить нельзя);

• реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта, возникшего между играющими, установление правил).

Читайте также:  Периоды развития ребенка до одного года

Реальные отношения, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии, малыш стремится к общению с ним: беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя роль, т. е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, ссорится с партнерами, выходит из игры до ее завершения). Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются (или не формируются) качества «общественности»: способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами, качества «общественности» позволяют ребенку успешно взаимодействовать с другими детьми.

При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. Умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.

Однако без помощи взрослого путь формирования общественного поведения может быть долгим и болезненным, особенно для детей с проблемами развития (застенчивые, агрессивные, малоактивные). Влияя на поведение детей, их взаимоотношения друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития. Но у всех дошкольников без исключения необходимо поощрять желание быть самостоятельным, формировать умения, которые реально обеспечат самостоятельность.

Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом.

Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции. Например, можно ввести детей в игровую ситуацию, «научим новенького», где в роли новенького выступает игрушка. В процессе самообслуживания, ухода за растениями дети показывают и объясняют ему, что и как надо делать.

Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она органически соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями. В процессе игры возникает потребность сделать новую игрушку (бинокль, весы, тетради, по-другому оформить уже имеющиеся атрибуты. С помощью воспитателя дети могут починить игрушку, отремонтировать коробки, постирать кукольную одежду. У старших детей формируют привычку ответственно, бережно относиться к игрушкам, игровому материалу.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.

Новая классификация детских игр разработана С. Л. Новоселовой. В ее основе лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

1) игры, возникающие по инициативе ребенка (детей, — самостоятельные игры:

a) игра – экспериментирование;

b) самостоятельные сюжетные игры:

сюжетно-отобразительные,

творческие игры:

сюжетно-ролевые,

режиссерские,

театрализованные,

игры со строительным материалом;

2) игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями:

a) игры обучающие:

сюжетно-дидактические и бессюжетные,

игры с правилами:

дидактические:

по содержанию – математические, речевые, природоведческие;

по дидактическому материалу – с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные;

подвижные:

по степени подвижности – малой, средней, большой подвижности,

по преобладающим движениям – с прыжками, с перебежками, с метанием,

по предметам, которые используются в игре – мяч, ленты, обруч;

b) досуговые игры:

игры – забавы,

игры – развлечения,

интеллектуальные,

празднично-карнавальные,

театрально-постановочные;

3) игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и детей:

a) традиционные ли народные.

Источник

Татьяна Зайцева
Игра как средство развития личности (из опыта работы)

Доклад по теме

«Игра как средство развития личности»

Введение.

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

В современном мире все большее значение уделяется развитию социально-коммуникативных качеств личности человека. Отсюда вытекают две задачи. Первая задача: как развить многообразную развитую личность? А вторая: какие условия необходимо создать, чтобы человек мог выстраивать успешные связи в обществе?

В связи с тем, что первичная социализация формируется в детстве, одним из важнейших видов деятельности, способных благополучно решить эти задачи, является игра. Интерес к ней авторов психологии традиционен. Проблемами игры занимались: К. Бюллер, А. Валлон, Л. С. Выготский, К. Гросс, А. В. Запорожец, К. Коффка, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, З. Фрейд, В. Штерн, Д. Б. Эльконин и др.

Социальная значимость возможностей применения различных видов игр, их влияние на развитие психических процессов человека были неоднократно доказаны. Показаны преимущества игрового общения перед обучающим. И это закономерно, потому, что личность ребенка раскрывается наиболее органично именно в игре, т. к. в процессе игровой деятельности дети ведут себя спонтанно, снимается напряжение. Таким образом, предлагаемые задачи решаются более легко.

Благодаря многолетним наблюдениям и исследованиям было доказано, что при правильно организованных играх уже к 4-5 годам дошкольники показывают высокий уровень коммуникации, заинтересованное отношение к познавательной деятельности. Это подтверждает аксиому о том, что игра, как ведущий вид деятельности дошкольников, способствует усвоению новых знаний и навыков, творческих способностей, т. к. в процессе игр дети учатся выражать свои мысли, развивают эмоционально-чувственную сферу, усваивают правила действий.

Читайте также:  Как билирубин влияет на развитие ребенка

Цель данной работы — изучение теоретических аспектов и основ психологического воздействия игровой деятельности на развитие детей.

1. Психологические основы игры.

Ведущие руды педагогов-психологов рассматривали значение и психологические основы игровой деятельности. Особенно ярко это выражено в дошкольном возрасте. Игра влияет на формирование произвольных психических процессов: произвольного внимания и памяти. В ходе игры ребята лучше сосредотачиваются и поэтому лучше запоминают и усваивают информацию. Сами игровые условия настраивает ребенка сосредоточиться на предметах, участвующих в игре, правилах, по которым нужно действовать.

Играя, ребенок не копирует действительность, а интегрирует различные впечатления с собственным, пусть небольшим, жизненным опытом. Общаясь, дети развивают речь, обогащают словарный запас, стараясь высказать свое мнение, учатся формулировать мысли.

В игровой деятельности начинает складываться учебная мотивация. Дошкольник начинает учиться играя, совместно со сверстниками познает мир, соревнуясь, общаясь, сравнивая и комбинируя способы действий.

Определяя цель игры, ребенок выстраивает цепочку последовательных действий. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Таким образом, игра формирует самостоятельность, инициативность, организованность, что так пригодится будущему первокласснику, ведь играя, он принимает решения, структурирует наглядный или игровой материал, а в старшем дошкольном возрасте, сам организует игру.

Игра – важнейшее средство интеллектуального развития. Знания, полученные на занятиях и повседневной жизни, находят в игре практическое применение. Воспроизводя в играх сюжеты знакомых литературных произведений, дети постигают смысл многих явлений, культурные основы жизни людей, общества. В игре определяется понятие «дружбы», формируются моральные качества личности ребенка, ведь он несет ответственность перед товарищами по игре, учится решать спорные вопросы.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Рефлексия — это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.

Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребенок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер — развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, предвидя реакцию других людей.

В зарубежной психологии были введены возрастные задачи развития. Так в психосоциальном развитии дошкольника Грейс Крайг выделяет следующие возрастные задачи:

1) «ребёнок должен понимать, что такое плохое и хорошее поведение;

2) уметь справляться со своими чувствами, желаниями и потребностями социально приемлемыми способами;

3) знать, чего ожидают от него его семья, община и все общество, в котором он живет;

4) дети начинают усваивать нормы, правила и обычаи своей культуры;

5) они вырабатывают «Я-концепцию», которая сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни».

Итак, именно в игре формируются важнейшие новообразования. Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, ее содействие развитию воображения, мышлению, речи ребенка. Можно также говорить о том, что игра является действенной формой самопомощи ребенка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности во взаимопонимании с родными. А наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом.

2. Что включает понятие «игровая деятельность»?

В культурах разных стран «игра» обозначает радость, веселье, эмоциональный подъем. Так или иначе, игра, как явление жизни, постоянно привлекает к себе всеобщее внимание своей яркостью, неповторимостью и многопрофильностью. Она сочетает легкость общения и трудности обучения, поэтому, является одним их замечательных явлений. Так игра становится способом реализации потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Игра любого человека связанна с работой воображения, выражает потребность в преобразовании окружающей действительности. Проявляясь в игре, эта способность к творческому преобразованию действительности в игре впервые и формируется. В этой способности, отображая, преображать действительность, заключается основное значение игры.

Итак, игровая деятельность – вид осмысленной, непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате, а в самом процессе.

Игра – ведущий вид деятельности (А. Н. Леонтьева, т. е. такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, развиваются психические процессы, подготовительный переход к высшей ступени развития.

3. Классификация и виды игр.

При изучении игры, ученые увидели ее многогранность, потому, что каждый видит ее по-своему, в зависимости от того, какие функции присущи данной игре и какие задачи она решает.

Можно выделить основные функции игровой деятельности.

Функция игры Влияние функции

Обучающая Способствует решению конкретных образовательных задач.

Развивающая

Развитие и коррекция психических и физиологических процессов ребёнка.

Воспитательная Помогает выявить индивидуальные особенности личности ребенка, скорректировать их в соответствии с культурными ценностями личности, воспитать волевые качества и самостоятельность.

Коммуникативная Состоит в развитии и удовлетворении потребности каждого ребенка в общении, умения взаимодействовать, строить дружеские отношения в коллективе.

Развлекательная Способствует повышению эмоционального фона ребенка, комфортному проживанию детства.

Читайте также:  Игра в развитии ребенка в дошкольном возрасте

Психологическая

Состоит в развитии психологических новообразований, индивидуальных творческих способностей каждого ребенка и положительного психологического климата в детском коллективе.

Релаксационная

Заключается в восстановлении физических и психологических функций организма ребенка, умении адекватно реагировать на результаты игры.

Самореализации Предполагает развитие умения каждого ребенка высказывать и защищать свое мнение, решать игровые задачи нестандартным способом, создавать собственные игровые и творческие продукты.

Диагностическая Позволяет проводить диагностическую оценку развития личности ребенка в различных видах деятельности.

Игровую деятельность можно классифицировать по нескольким направлениям.

По виду деятельности

Спортивные Организованная или самостоятельная двигательная активность детей, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий и физических упражнений, основанных на различных обще- развивающих движениях, сопряженная с выполнением правил играющих.

Умственные/интеллектуальные Игры, в основе которых лежат знания детей в различных сторонах познания окружающего мира, формирования элементарных математических представлений, с применением игроками интеллекта и эрудиции. Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы или выполнить задания из различных сфер жизни.

Трудовые Игра, основанная на продуктивной деятельности с применением трудовых навыков.

Социальные Игры, направленные на социальное взаимодействие участников, способствующие формированию коммуникативных навыков, разрешению конфликтных ситуаций, умению строить взаимодействие со сверстниками.

Психологические Последовательность ходов (транзакций) по взаимодействию с другими людьми, в которой явно декларируется одна цель взаимодействия (социальная цель, но главной является другая скрытая, неосознаваемая цель (психологическая цель)

По характеру педагогического процесса

Обучающие/дидактические Одно из важнейших и эффективных средств обучения детей дошкольного и школьного возраста, в котором участники ориентированы на достижение игровой цели, сопряженной с обобщением, систематизацией или приобретением новых знаний, умений и навыков. Наряду с обучающей задачей в них явно прослеживаются задачи коммуникативного взаимодействия участников.

Тренировочные Их еще называют игры-тренинги. форма активного обучения, направленная на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок в ходе выполнения конкретных упражнений.

Контролирующие Игровая деятельность, позволяющая проконтролировать степень усвоения детьми ряда умений и навыков.

Развивающие Игры, в процессе которых происходит развитие или усовершенствование различных навыков. Понятие развивающих игр связано, в основном, с детским периодом жизни человека. Дети, играющие в развивающие игры, тренируют собственные мышление, изобретательность, воображение, креативность.

По характеру игровой методики

Предметные Игра детей с предметами материальной и духовной культуры или их заменителями, подчиняемая культурно историческим особенностям этих предметов и их прямому назначению.

Сюжетно-ролевые это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения

Образные Игра, в которой ребенок принимает на себя образ того или иного персонажа и действует в соответствии с его характером.

Деловые Игры-имитации рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.

Игры-драматизации Игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще это могут быть сказки, песни, стишки. В них ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя творцом, хозяином происходящих событий, он сам управляет действиями героев и сам строит их отношения

По структуре

Игры-упражнения Игры, имеющие характер упражнений в той или иной сфере деятельности. Как правило, они имеют заданный алгоритм и повторяемость. (Например: спортивные или релаксационные упражнения)

Игры-состязания Игры соревновательного характера, в которых участвуют группы людей или два человека, подчиненные определенными правилами и временными отрезками. Состязания могут проводиться в разных видах деятельности (спортивной, интеллектуальной и т. д.)

Игровая деятельность детей является сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у каждого ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет.

Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально. Через игру он вновь творит свой реальный жизненный опыт, приобретаемый в общении со взрослым, в наблюдении за его жизнью, в собственной практической деятельности.

Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Элементы игры появляются в младенческом возрасте, затем, многогранно развиваются в дошкольном возрасте. «Ненаигравшийся ребенок», как правило, плохо подготовлен к школьному обучению. Поэтому, основная задача дошкольного детства, как можно полнее обогатить игровой и опыт ребенка, для того, чтобы перейти на новую ступень развития – обучение в школе.

Со временем у ребенка складываются высшие формы игры, которые переходят в овладение учебными знаниями и первичными профессиональными навыками.

Заключение

Исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что игра – это важная и неотъемлемая часть жизни дошкольника, в которой осуществляется становление личности, принятие норм, правил, социальных ролей общества, в котором он живёт и воспитывается. Окружающим взрослым важно помнить об этом, оказывать внимание играм детей, помогать в развитии игр, давать материал для них. Так как от того, в какие игры и как играет ребёнок, зависит дальнейшее развитие личности, и всего последующего поколения общества в целом.

Список литературы.

1. Богомолова Н. Н. Ситуационно — ролевая игра, как активный метод социально — психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии, Москва — МГУ, 1977 г.

2. Вуарен Н. Что такое игра? // Культура, 1982 г., №4.

3. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду, Москва. Мозаика-Синтез, 2008 г.

4. Добрынская Е. И. Свободное время и развитие личности. Спб.: «Питер», 1993 г. – 354 с.

Источник