Музыкальные игры в развитии творческих способностей ребенка

Юлия Мусс
Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников»

Мастер-класс «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников».

Музыкальный руководитель.

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Прошу вашего внимания!

Надеюсь на ваше дружеское участие и понимание.

Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников». Использование музыкально – дидактических игр позволяют в простой и доступной игровой форме дать детям представление о музыке,о её выразительных возможностях. Благодаря применению наглядных пособий у детей активнее развиваются музыкально-сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – ладовый слух, чувство ритма. У детей появляется интерес к музыке. Предлагаю вашему вниманию игры, которые вы можете использовать в совместной деятельности и в повседневной жизни детей для развития их музыкальных и творческих способностей.

Музыкальный руководитель. Каждое утро вы встречаете своих воспитанников в детском саду. Создать положительный эмоциональный настрой может помочь незатейливая игра «Сочиняем и поем». Суть ее заключается в том, что вы приветствуете ребенка или всю группу в песенной форме, и он отвечает вам тем же. Давайте попробуем.

Проводится музыкально-дидактическая игра «Сочиняем и поем»

Музыкальный руководитель. В последствии на ваше музыкальное приветствие дети тоже могут поприветствовать вас так же,в песенной форме,так как они придумают сами Такая музыкальная игра развивает детское песенное творчество, способствует лучшей адаптации ребенка к детскому саду и просто создает хорошее настроение.

Музыкальный руководитель. Следующая игра называется «Угадай песню по ритмическому рисунку» Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню. Мы сейчас убедимся в этом.

Звучит ритмический рисунок популярной песни «Маленькой елочке холодно зимой» и «В траве сидел кузнечик» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Участникам с желтыми нотками предлагается угадать песню по ритмическому рисунку.

Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.

Музыкальный руководитель.

А сейчас еще одна ритмическая игра «Звучащие жесты».

3. ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ (участвуют все)

Звучит полька «Добрый жук» из фильма «Золушка». Участники на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой. На 2-ю часть музыки придумывают свои «звучащие жесты».

Музыкальный руководитель. В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.

4. ПОЭТИЧЕСКОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ (оркестр шумовых инструментов)

Участники с синими нотками озвучивают стихотворение «День и ночь», автор Ахмерова А. С.

Рано утром в тёмном небе

Вдруг раздался сильный гром: (Кастрюля)

Капли стукали по крыше

Отчего запел весь дом: (Треугольник)

Тут поднялся сильный ветер, Дудочка,

Зашумел в листве, в саду: (фольга)

С веток яблоки срывались,

Падали на землю – Бум! (Барабан)

А сороки от испуга

Растрещались по округе: (Трещётка)

Гром ударил ещё раз: (Кастрюля)

И затихло всё тот час.

Музыкальный руководитель. С помощью такой дидактической игры у детей развивается чувство ансамбля, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Безусловно, во всех упражнениях присутствует элемент творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

ТАНЦТЕРАПИЯ (участвуют все)

Музыкальный руководитель. Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Приглашаю всех участников с импровизироватьпод эту песню…. ритмическими движениями,можно звучащими жестами, можно в парах, Здесь играет только ваша фантазия

Уважаемые коллеги,спасибо вам, присаживайтесь на места.

В заключении, хотелось бы посоветовать всем нам побольше двигаться,ведь движение –это жизнь. Дарить друг другу,дарить вашим детям только положительные эмоции.

Я надеюсь, что представленные сегодня игры помогут вам в развитии музыкальных и творческих способностей ваших воспитанников. Спасибо за внимание.

Источник

Ирина Варюхина
Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников

Музыкальный руководитель. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Разрешите представить вашему вниманию непрерывно образовательную деятельность «Музыка», на тему «Музыкально-дидактические игры и упражнения для развития музыкальных и творческих способностей дошкольников». Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые вы можете использовать в совместной деятельности и в повседневной жизни детей.

Дети входят в зал, здороваются с гостями, встают в круг.

Музыкальный руководитель. Ребята, а вы знаете, что здороваться – это еще и очень весёлая и интересная игра.

Коммуникативная игра «Доброе утро»

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» — нам шепчут цветки.

«Доброе утро!» — журчат ручейки.

«Доброе утро!» — нам птица поет.

«Доброе утро!» — скажет нам кот.

«Доброе утро!»— нам скажет пчела.

«Доброе утро!»«Как ваши дела?»

«Доброе утро!» — солнцу и птицам.

«Доброе утро!» — улыбчивым лицам.

Музыкальный руководитель. Ребята, какое сейчас время года? (Ответ). Правильно, весна. Весной с юга прилетают перелетные птицы. Для того, чтобы они поскорее вернулись домой, дятел послал им телеграмму. Давайте возьмем кубики и поможем ему.

Проводится речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма».

Дети (стучат кубиками в ритм стихам) .

Дятел сел на толстый сук, тук да тук.

Всем друзьям своим на юг, тук да тук.

Телеграммы срочно шлет, туки – туки – тук,

Что весна уже идет, туки – туки – тук,

Что растаял снег вокруг, туки – тук, туки – тук,

Что подснежники вокруг, туки – тук, туки – тук,

Дятел зиму зимовал, тук да тук,

В жарких странах не бывал, тук да тук.

И, понятно почему скучно дятлу одному! (В. Суслов)

Музыкальный руководитель. Телеграмма быстро дошла до перелетных птиц, и они вернулись домой. Давайте присядем и послушаем песню жаворонка.

Дети проходят на стульчики. Передними портрет композитора П. И. Чайковского.

Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите на портрет. Вы догадались, музыку какого композитора мы будем слушать? (Ответы детей)

Правильно, мы будем слушать пьесу из цикла «Времена года» П. И. Чайковского под названием «Песня жаворонка», которая воспевает чудесную весеннюю природу, мелодия исполняется в умеренном темпе и звучит в высоком регистре,

Дети слушают музыку.

Музыкальный руководитель. Итак, мы слушали это замечательное произведение не первый раз. Что вы можете сказать об этой музыке?

Дети: (высказываются о динамике, настроении, изменении в звучании) – громко- тихо, весело-грустно, медленно-быстро, и т. п.

Музыкальный руководитель. Чтобы помочь вам высказать впечатления о прослушанном произведении, я предлагаю поиграть в игру «Копилка». Вы будите произносить слова о настроении и характере произведения,

а я буду собирать ваши их в «Копилку».

Проводится дидактическое упражнение «Копилка».

Ребенок проговаривает прилагательное, «бросая ладошками» это слово педагогу. Педагог «ловит» слово, проговаривает, «складывает» в «Копилку».

(Музыка лирическая, светлая, легкая, изящная, радостная, волнующая, нежная, мелодичная, выразительная)

Читайте также:  Утвердить индивидуальный план развития ребенка

Появляется кукла бибабо — пчела «Майя».

Музыкальный руководитель. Доброе утро, Майя! Тебя разбудило пение жаворонка? Ты хочешь, чтобы мы научили тебя петь, как птичка? (Майя кивает). Для этого надо правильно распеваться.

Проводится дидактическая игра «Рисуем голосом».

Педагог показывает первый рисунок, на котором изображена прямая линия. Дети поют на звук «о». Музыкальный руководитель держит на руке червячка с закрытым ртом и поет вместе с детьми. На втором рисунке изображена схема линий, указывающих движение голосом вверх и вниз. Дети поют по схеме на звук «а». На третьем — схема, где несколько раз линия поднимается вверх и опускается вниз.

Музыкальный руководитель. Кто покажет Майе, что у нас получилось.

(Музыкальный руководитель по очереди предлагает одеть на руку червячка и пропеть задание) .

Музыкальный руководитель: Молодцы дети, молодец пчелка Майя. Приходи на следующее занятие, мы покажем много новых упражнений для развития голоса, и ты обязательно научишься петь, как птичка.

Майя уходит. Раздаются звуки природы, шум весеннего дождя и раскаты грома.

Педагог предлагает детям озвучить природные явления с помощью музыкальных инструментов.

Проводится дидактическая игра «Поэтическое музицирование».

Дети озвучивают стихотворение «День и ночь», автор Ахмерова А. С.

Рано утром в тёмном небе

Вдруг раздался сильный гром: (Тарелки)

Капли стукали по крыше

Отчего запел весь дом: (Треугольник)

Тут поднялся сильный ветер,

Зашумел в листве, в саду: (Дудочка, фольга)

С веток яблоки срывались,

Падали на землю – Бум! (Бубен)

А сороки от испуга

Растрещались по округе: (Ксилофоны)

Гром ударил ещё раз: (Тарелки)

И затихло всё тот час.

Музыкальный руководитель. Отлично исполнили каждый свою партию. Вовремя вступали и были внимательными.

Музыкальный руководитель. Ребята, какие музыкальные жанры вам знакомы? (ответы детей). Послушайте мелодии, и определите, к какому жанру они относятся?

Дети слушают р. н. м. «Барыня», «Колыбельную», «Марш» Э. Парлова и дают ответы.

Проводится дидактическая игра «Танец – песня – марш».

Дети делятся на три подгруппы, каждая из которой выполняет соответствующие движения на свою мелодию: танцуют, пляшут, поют.

Музыкальный руководитель. Молодцы, ребята!

Играть, как известно, всем интересно!

Сегодня никто не успел заскучать!

И мы это веселое дело

Всегда с удовольствием будем продолжать!

Помашем на прощанье

И дружно-дружно всем мы скажем:

– До, свидания!

Музыкальный руководитель. На этом наше занятие закончилось. Спасибо за то, что вы были эмоциональными, задорными и мне было с вами очень интересно.

https://www.maam.ru/users/ 745508

Источник

Ольга Родионова
Музыкально-ритмические игры для развития творческих способностей и инициативы детей

На музыкальных занятиях в музыкально-ритмической деятельности ребёнок не только учится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и развивается духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который помогает ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир.

Основная цель включения на занятиях и в режимных моментах музыкально-ритмических игр с дошкольниками – всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Задачи развития и воспитания детей при использовании музыкально-ритмических игр:

1. Развитие музыкальности.

2. Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер, понимать содержание.

3. Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

4. Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.

5. Развитие музыкальной памяти.

6. Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.

7. Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через движения и литературный текст.

8. Развитие двигательных качеств и умений координировать свои движения.

9. Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности.

10. Формирование правильности осанки, красивой походки.

11. Развитие умения ориентироваться в пространстве.

12. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

13. Развитие способностей фантазии и импровизации.

14. Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы, умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.

Занятия музыкой и музыкально-ритмическими движениями помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Музыкально-ритмические занятия связывают хореографическое и музыкальное творчество детей с практической деятельностью, с различными формами творчества.

Многие игры посвящаются раскрытию у детей какой-либо эмоции. Каждый ребенок придумывает движения для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих движений, где они могут выразить свои чувства в различной форме. Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злой феей или злым волшебником, исполняя их танец.

Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других.

На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.

Всестороннее развитие детей осуществляется посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения, а также через развитие чувства ритма, музыкального восприятия музыки.

Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации, помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными, развивается интегративное качество «Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», которое проявляется в желании сообща заниматься музыкальной деятельностью, а в частности ритмическими движениями.

Для этого разработано много музыкальных игр и музыкально-хореографических этюдов, игр на развитие творческого воображения, игротанцев, логоритмических упражнений и т. д.

Танцевальные движения в сочетании с простыми музыкальными попевочками, песенками очень хорошо помогают ребенку почувствовать метро-ритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. Что интересно в данной методике, это то, что дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и «пропевать» танцевальные движения, тем самым способствуя развитию пластики, гиб-кости, танцевальности и создания гармонии в творческом процессе. Для создания попевочек используются любимые и знакомые всем детям стихи Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Валентина Берестова и Агнии Барто. Интересно то, что дети начинают использовать динамические оттенки в музыкальной ритмике, ощущая смысловое движение в стихотворении и в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.

При ознакомлении с музыкально-ритмическими играми используется наглядный материал (карточки из творческой лаборатории педагога, ре-продукции знаменитых художников (о балете и музыке, звучит живая музыка (фортепиано) и музыка в записи (фонограммы). С помощью музыкальных и творческих игр и слушания музыки, теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми.

Читайте также:  Центр развития ребенка в братеево

Музыкально-ритмические игры способствуют более быстрому развитию творческой активности детей дошкольного возраста, развитию чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала. На занятиях пробуждается пытливость и любознательность, тем самым, давая толчок для развития творческой активности в детях. Музыкальный руководитель учит внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений. Совместно с детьми взрослый придумывает способы воплощения и передачи увиденного и дает возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний.

Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития танцевального творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс музыкально-ритмических занятий приносит детям истинную радость и развивает способность к самовыражению в творчестве.

Источник

Светлана Христенко
Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

Составитель: музыкальный руководитель

Христенко Светлана Сергеевна

Введение

В современном мире образовательное учреждение становится местом, где ребенок проходит первые этапы социализации, воспитания и обучения. Успешное прохождение этих этапов является основой для дальнейшего благоприятного развития личности ребенка.

Во многих семьях игры не актуальны, их место заняли диски с мультфильмами, сомнительными по своему содержанию, телевизор, просмотр которого не всегда контролируется со стороны родителей, компьютерные игры. Родители увлечены идеей интеллектуального воспитания ребенка. Они хотят видеть своих детей усидчивыми, внимательными, собранными, целеустремленными, желающими учиться, то есть наделенными такими качествами, которые способствуют умственному развитию и облегчают процесс обучения. Современные дети быстро решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, творят.

Прогрессивные тенденции современной детской психологии и педагогики, определяющие продуктивную деятельность как условие развития креативности личности, как движущую силу формирования психической готовности к школе выявляют значимость творчества в развитии школьников. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Проблемой детского творчества занимались и занимаются многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Б, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, З. Фрейд, В. Глоцер, Т. Г. Казакова, Л. С. Ходонович, Г. А. Никашина и другие. Благодаря этим исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни исследователи (В. Глоцер, Б. Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в

процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности».

Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества. Другие исследователи (А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова и другие) признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.

Л. С. Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов.

Отмечая важность развития музыкальных творческих способностей дошкольников, Л. С. Ходонович основное место отводит музыкальной игре.

Научно-практические исследования показывают, что музыка – благодатная почва для становления и активизации творческих способностей детей. Успешность их проявления зависит от:

-накопления впечатлений в результате восприятия музыкальных произведений, являющихся и образцом для творчества и его источником;

— накопления опыта исполнительства;

— уровня развития творческого воображения и умения им пользоваться.

Большие резервы в деле накопления музыкального опыта и развития творческого воображения и фантазии скрыты в музыкальной деятельности, а именно в музыкальной игре с ее радостной эмоциональностью, образностью, инициативностью и коллективностью действия. Музыкальная игра – самый органичный из всех видов музыкальной деятельности детей. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, правильное восприятие содержания музыкальных произведений, пробуждает потребность постоянного общения с музыкой и желание активно и творчески проявлять себя в этой сфере. В процессе музыкальной игры дошкольники вовлекаются в деятельность, требующую фантазии: они оперируют звуками, комбинируют танцевальные движения, ищут выразительные средства для передачи игровых образов, опираясь на имеющийся опыт.

Поскольку музыкальная игра рассматривается во всем ее многообразии как средство активизации творческих способностей дошкольников, то их деятельность в процессе игры можно охарактеризовать как музыкально-игровую, содержанием которой являются:

— ценностное отношение детей к миру музыки (накопление опыта восприятия музыкальных произведений с целью осмысления их эмоционально-образного содержания);

— взаимодействие с миром музыки (нахождение способов передачи музыкально-игровых образов, составление танцевальных композиций, нахождение интонаций, вариантов инструментальных импровизаций);

— знания детей о мире музыки (самостоятельное применение усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и самим ребенком; умения преобразовывать способы решения задач, предлагать свой замысел и воплощать его в музыкально-художественной деятельности).

Актуальность поставленной проблемы обусловила выбор темы работы: «Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников».

Объект: педагогическая деятельность, направленная на активизацию творческих способностей дошкольников.

Предмет исследования – средства развития и становления творческих способностей дошкольников.

Работая по данной теме, я поставила перед собой Цель: Активизировать творческие способности дошкольников посредством системы музыкальных игр в музыкально-игровой деятельности.

Задачи:

-систематизировать формы и методы своей работы по развитию творческих способностей дошкольников посредством современных педагогических технологии;

-развивать у дошкольников умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, комбинировать и импровизировать.

— содействовать повышению педагогической культуры родителей воспитанников в музыкально-игровой деятельности.

Методы: теоретические — изучение, анализ и обобщение литературных источников по теме; изучение и обобщение педагогического опыта по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения практические — наблюдения, беседы, индивидуальная работа, продуктивная деятельность.

В современной концепции дошкольного воспитания в качестве ключевой позиции обновления детского сада выделяется охрана и укрепление здоровья детей, гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми.

Участие ребёнка в разных видах деятельности способствует психическому развитию дошкольника, становлению взаимоотношений с окружающим, что способствует началу общечеловеческого знания, а значит приобщение ребёнка к общепринятым нормам и правилам.

1. Анализ результатов педагогической деятельности

1.1. Музыкальная деятельность как средство развития музыкальных способностей

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Читайте также:  Что лучше делать по неделям развития ребенка

В дошкольной педагогике ее рассматривают и как один из основных методов воспитания, обучения, и как одну из форм организации деятельности детей.

Также игра является средством усвоения, закрепления и углубления знаний дошкольников. В работах ученых неоднократно подчеркивалось ее развивающее значение на детей данного возраста.

Игры выполняют различные функции в жизни детей: воспитательную, образовательную, обучающую, развивающую, познавательную, коммуникативную, развлекательную, функцию отдыха, организаторскую, ценностно-ориентационную и др.

В игре ребенок закрепляет свой опыт познания окружающего мира и его преобразования, осуществляется всестороннее развитие ребенка.

Некоторые игры направлены на формирование умений и навыков какой-либо деятельности, другие — определенных качеств личности (коммуникативных умений, выдержки, воли, самостоятельности, активности, развитие способностей (общих и специальных).

В музыкальном воспитании дошкольников игровая деятельность носит специфический характер. Она эмоциональна в силу особенностей эмоционального искусства, что усиливает возможности развития мышления, воображения детей, музыкальных и творческих способностей.

Музыкальная деятельность дошкольников существенно отличается от музыкальной деятельности взрослых, можно отметить, что она носит несколько условный характер: дети импровизируют музыкальные попевки, занимаются музыкальным творчеством, сочинением музыки. Однако это еще нельзя назвать творчеством в полном смысле этого слова, так как продукт творчества предполагает абсолютную новизну, которой нет в детских импровизациях. То же можно сказать и о детском музыкальном исполнительстве. В дошкольном возрасте присутствует и пение и игра на детских музыкальных инструментах, однако если сравнивать с профессиональным исполнительством, то детское является, лишь его элементами.

Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми тех способов деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Музыкальные способности так же создаются в постоянной практической деятельности. Основными видами музыкальной деятельности являются слушание-восприятие, пение – исполнительство и детское музыкальное творчество.

Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра.

В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа.

Другим видом музыкальной деятельности является пение — исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней.

Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах.

1.2 Особенности музыкальных игр

Игра всегда была и остается ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Использование игр для развития и обучения дошкольников во всех образовательных областях это неотъемлемая и основная часть образовательного процесса. Широкое использование разнообразных игр в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» позволяет сделать обучение пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах более интересным, доступным и увлекательным для малышей. Музыкальные игры помогут достичь того, что образовательный процесс станет более ярким и эмоционально обогащенным.

Существует множество музыкальных игр, благодаря которым у дошкольников развивается образное мышление: то они представляют маленького зайчика, услышав задорную мелодию, то выходит голодный волк, и музыка подаёт детям сигнал о том, что пора «бежать в укрытие». Таким образом, дети более сосредоточенно вслушиваются в изменения музыки, и если у них есть стимул выиграть, тогда музыкальные игры им приносят массу положительных, необходимых каждому ребенку, эмоций.

Музыкальные игры помогают детям знакомиться с творческими возможностями мира, развивают у них чувство ритма, координацию слуха и голоса, музыкальную память, при помощи музыкальной игры дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи: ритм, тембр, динамику, темп, лад, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий и обучающий характер и ориентированы на:

— овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями;

— развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.

Музыкальный руководитель ориентирует ребенка на вовлечение его в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности. Музыкальные игры способствуют решению важнейших задач педагога — пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность. В ходе музыкальных игр ребенок развивает музыкальные способности, приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, приобретает способность эстетического мировосприятия. В данном контексте музыкальную игру можно определить как духовно — практическое действие, направленное на удовлетворение потребности ребенка в познании. Любая музыкальная игра имеет свой побудительный мотив, игровой замысел, игровой материал, правила. Каждой игре предшествует подготовительное или вспомогательное упражнение, которое сначала проводится без музыки, а затем с музыкальным сопровождением. Цель этих упражнений – подготовить тело ребенка к воспроизведению действия, разогреть мышцы – сгибатели и мышцы – разгибатели, участвующие в возникновении движения. Рифмованные задания отдельных игр побуждают детей к двигательной активности и четкому выполнению игровых правил.

Классификация музыкальных игр представлена в таблице 1.

Таблица 1

Игры под инструментальную музыку Игры с пением Музыкально-дидактические игры Ритмические игры со словами Игры спектакли

Сюжетные, несюжетные, инсценировки Хороводы, инсценирование песен, народные игры с пением На развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти На развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве Муз-драматические, ритмо-пластичские на основе певческих импровизаций

Существует следующая классификация развивающих музыкальных игр:

Музыкально – дидактические игры. Один из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства. Музыкально — дидактические игры можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребенка.

В основе дидактического материала лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, эти игры помогают детям чисто интонировать, определить, правильно ли спета песня, услышать смену темпа, силу звучания. Музыкально – дидактические игры просты и доступны, интересны и привлекательны, становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. В процессе таких игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, такие, например, как чувство товарищества и ответственности. Музыкально – дидактические игры носят обучающий характер, при проведении которых, в доступной игровой форме у детей развиваются такие музыкальные способности, как музыкальный слух и память, осваиваются средства музыкальной выразительности.

Музыкально-ритмические игры. Один из наиболее активных видов музыкальной деятельности детей, направленный на выражение эмоционального содержания музыки, ее ритмических особенностей. В ходе таких музыкальных игр дети в наиболее доступной и интересной для них форме усваивают программные требования по развитию музыкально-ритмических движений. Дети учатся двигаться, соблюдая ритмическую структуру музыкального сопровождения, учитывая темп ?