Упражнения для развития ребенка аутиста

Упражнения для развития ребенка аутиста thumbnail

Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.

Игры с аутистами

Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.

Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению

Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.

Какие игры у аутистов

Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.

Статья в тему: Нейрокоррекция при аутизме

Поэтому стоит:

  • принять состояние ребенка;
  • внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
  • составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
  • каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
  • обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.

Полезные игры

Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения.
Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки. Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.

Игры дети аутисты

Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.

Какие бывают игры для детей аутистов

Также можно сыграть на особенностях заболевания, и направить их в благое русло. Например, каждый раз, как будет проходить занятия при детском аутизме, можно вести дневники, делать по одной новой фотографии или кормить каждый раз рыбок после окончания занятия. Это задействует любовь к коллекционированию и однотипным действиям. И вместе с этим развивает новые навыки и кругозор. Однако вместе с этим, остальные виды занятий не должны быть однотипными, ведь тогда ребенок может быстро потерять интерес.

Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели

Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, вы начнете замечать первые изменения, улучшение состояния своего чада, что является самой большой наградой для любящего родителя.

Предметные игры

Виды развивающих игр:

  • Предметная;
  • Сюжетно-ролевая;
  • Стереотипная;
  • Сенсорная.

Первый вид игры — предметная. Она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры. Ниже описаны варианты ее проведения.

Предметные игры для детей аутят
«Мячик, катись!»Педагог или родитель садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом. Можно играть в группе, когда ребенок в ней освоиться.
«Открой – закрой»Необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры и т.д, с разными видами застежек. И поместить в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип ее работы.
«Ужин для кукол»Предложите малышу приготовить куклам кушать из пластилина, глины, кинетического песка т.д. Так, может получиться колбаса, хлеб, торт, блинчики, сосиски. Взрослый должен продемонстрировать, как можно «приготовить» то или иное блюдо.

Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые направлены на всестороннее развитие ребенка.
Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован. Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.

Статьи в тему: 1. Игрушки для детей с аутизмом; 2. Наборы игр для детей с РАС

Развивающие игры для детей аутистов

Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз. Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую деятельность.

Список игр для детей аутистов

Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков.
Поэтому желательно во время занятия позволять ему периодически возвращаться к ней. Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.

Пятеро детей аутистов

Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет следующие задачи:

  • нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
  • проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
  • снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
  • введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).
Читайте также:  М н ильина развитие ребенка

Специальные игры для детей

Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками, водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения упражнения.

  1. «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
  2. «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
  3. Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.
  4. «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
  5. Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
  6. « Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между психологом или мамой и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После попробуйте провести параллели происходящего на бумаге с реальной жизнью.

Кстати отслеживать развитие сюжета можно по книгам. Выберите журнал или книгу с яркими и красивыми картинками, и попробуйте определить совместно с ребенком, то происходит на изображении. Если он не идет на контакт, начните сами, подстраивая интонацию и делая свой рассказ максимально увлекательным.

Попробуйте поиграться с крупами. Ребенок не только будет развивать моторику, ощупывая мелки и крупные зерна, но и получать удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение. Для таких целей также хорошо подойдет работа с пластичными материалами, вроде пластилина, глины и т.д. Можно лепить зверюшек, бытовые предметы или вовсе обойтись без конкретных очертаний, делая акцент на создании чисто геометрических фигур.

Разные игры для детей аутистов

Также продемонстрируйте малышу явления природы на простых примерах. Сильно стуча ногами по полу, сымитируйте землетрясение, или постройте из спичек или карт домик, и сдуйте его, демонстрируя силу ветра реальной жизни. Такие игры и упражнения для коррекции аутизма продемонстрируют малышу природные явления и их проявления.

Игры с детем

Как правильно организовать взаимодействие психолога, педагога и родителей
Как уже говорилось – лечение аутизма должно проводиться в комплексе. Это касается и взаимодействия родителей с педагогами и психологами. Ведь именно от совместных усилий зависит успех при лечении. Даже если психолог составит эффективную программу коррекции, а педагог внимательно будет отслеживать состояния малыша и сопровождать его в школе или детском саду, маме все же придется хорошенько постараться дома.

Детские игры для аутистов

Занятия с психологом для коррекции аутизма должны проходить не только для ребенка, но и для родителей. Это нужно для психологического сопровождения мам и пап, которым ежедневно приходиться сталкиваться со сложностями воспитания аутиста.
Также важно правильно организовать программу занятий для аутят дома. Для этого обеспечьте ребенку свое комфортное место, установите четкий график проведения игр и упражнений, и старайтесь придерживаться его ежедневно.

Дети с шариками

Главное, не нужно думать что логопедические занятия или упражнения выполненные с психологом, не нужно повторять дама. Конечно, они могут быть не конкретно в той же форме, но прорабатывать освоенные навыки придется.
Так, направив все свои усилия на адаптацию и развитие своего чада, можно добиться заметных результатов. Главное понимать важность системности и регулярности, которую не можно нарушать.

Статья в тему: Как сняли диагноз аутизм — реальный пример

Видео — Занятия с детьми аутистами (рекомендации специалиста)

Видео — Развивающие игры. Арина, аутист, 4 года

Видео — Занятие за столом с мальчиком с аутистизмом. 6 лет

Источник

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

СБОРНИК ИГР И УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА КОРРЕКЦИЮ АУТИЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Камышлов, 2016

Сборник игр и упражнений, направленный на коррекцию аутичного поведения детей младшего школьного возраста м / сост. В.С.Бирюкова., Е.А.Борихина – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2016. – с.12.

Данный сборник предназначен для использования в ОУ – учителем начальных классов компенсирующего и коррекционно-образовательного обучения и учителем начальных классов, на учебных и внеурочных занятиях. Также сборник может использоваться в домашних условиях родителями, в ходе различных практик и учебных занятий студентами педагогических колледжей. Общее назначение – коррекция аутичного поведения младших школьников. Яркие и увлекательные игры и упражнения, которые помогут детям раскрепощеннее и увереннее чувствовать себя в социуме.

© ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

Оглавление

Пояснительная записка

В последнее время в сферу научных исследований и практики отечественной патопсихологии и дефектологии включена аномалия психологического развития, называемое ранним детским аутизмом.

Читайте также:  Слухи его значение в развитии ребенка

Ранний детский аутизм (РДА) – это особое нарушение психического развития. Наиболее ярким его проявлением является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми, что не может быть объяснено просто сниженным уровнем когнитивного развития ребенка. Особенностью таких детей является нервная система, при которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и более всего – с человеком. Другая характерная особенность – стереотипность в поведении, проявляющаяся в стремлении сохранить постоянные привычные условия жизни, сопротивления малейшим попыткам изменить что-либо в окружающем, в собственных стереотипных интересах и стереотипных действиях ребенка, в пристрастии его к одним и тем же объектам.

Детский аутизм – достаточно распространенное явления, встречающееся не реже, чем глухота и слепота. Встретить такого ребенка может каждый человек, который постоянно имеет дело с детьми. Также аутизм встречается при довольно многих психических расстройствах. РДА проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, поэтому ребенка с аутизмом можно обнаружить и в специальном и в обычном образовательном учреждении. И всюду такие дети испытывают огромные трудности во взаимодействии с другими людьми, в общении и социальная адаптация требует специальной поддержки. Однако в место этого они часто встречают непонимание, недоброжелательность и даже отторжение, получают тяжелые душевны травмы.

В настоящее время ФГОС НОО предъявляет требования по результатам различных умений ученика начальных классов, одним из умений является, например, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Именно с такой проблемой могут столкнуться дети с синдромом РДА. Данный сборник поможет развить ребенку данные умения, в частности, коммуникативные, следовательно, освоить программу НОО на достаточном уровне.

Причину аутизма видят в нарушениях деятельности нейронов из-за генетических аномалий развития или разнообразных повреждений мозга в период беременности, при родах или в постнатальном периоде развития ребенка. Причины могут быть различны, но всегда наибольшее значение имеет наследственная предрасположенность. В результате указанных причин не развивается эмпатия, следствием чего являются расстройства социализации, коммуникации, поведения и воображения, т.е. симптомы аутизма. Но все это поддается коррекции.

Много лет ученые искали способы лечения аномалии, но пришли к выводу, что излечить аутизм полностью невозможно, возможно только приглушить его проявлением. Одним из способов являются игры и игровые упражнения, которые развивают их нравственные качества, интеллектуальные способности, восприятие, повышают уровень физического развития, а также корректируют коммуникативные умения.

Можно сделать вывод, что основной эффективной формой воспитания и обучения детей с аутичным поведением, является игра.

Целью сборника является подбор и систематизация игр и игровых упражнений, направленных на коррекцию поведения детей с синдромом аутизма.

Исходя из основных направлений психологичской коррекции детей с ранним детским аутизмом, нами были выделены следующие разделы данного сборника:

  • игры и упражнения, направленные на преодоление трудностей в общении и социализации;

  • игры и упражнения, направленные на коррекцию неспособности установления эмоциональных связей;

  • игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений речевого развития.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ В ОБЩЕНИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

hello_html_234dc1c.jpg

«Рассказ»

Цель: формирование умения преодолеть барьеры в общении (среди сверстников и одноклассников)

Ход игры: написать на листочке имя, фамилию детей и сложить в мешочек, затем, все перемешать и по очереди дети вытаскивают по одному листочку и пишут рассказ об этом человеке, имя которого написано. Затем ведущий зачитывает рассказ, а остальные угадывают, о ком он.

«Интервью»

Цель: снятие напряжения в общении

Ход игры: выходит один человек, садится, группа задает вопросы. Он может отвечать с любой степенью откровенности: полной, частичной, подмазкой. Упражнение проводится столько раз, сколько вы считаете нужным.

Методические рекомендации: добиться успеха – значит добиться полной откровенности, возможно после этого у ребенка будут уменьшаться паузы в речи.

«Вопросы и ответы по кругу»

Цель: развитие реакции общения

Ход игры: встать в круг, взять в мячик, передавать его тому, кто стоит рядом, задавая вопрос. Тот должен быстро ответить на вопрос и передать мячик следующему.

Методические рекомендации: ребенок приобретает навыки быстрой реакции в разговоре.

«Змея»

Цель: развитие навыков группового взаимодействия.

Описание: дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок – «голова змеи», последний – «хвост змеи». «Голова Змеи» пытается поймать «хвост», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз «головой» становится тот ребенок, который изображал «хвост» и не дал себя поймать. Если же «голова змеи» его поймала, этот игрок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

«Зоопарк»

Цель: развитие невербальных способов общения учащихся.

Описание: каждый из учеников представляет себе, что он – животное, птица, рыба. Учитель дает 2 – 3 минуты для того, чтобы войти в образ. Затем по очереди каждый ребенок изображает это животное через движение, повадки, манеру поведения, звуки и т.д. Остальные дети угадывают это животное.

«Найди меня»

Цель: развитие навыков общения.

Описание: для проведения данной игры дети делятся на две команды, в одной из которой всем завязываются глаза. Группа с завязанными глазами ходит по комнате и находит детей из другой команды. Но нужно не просто найти друга, но и узнать его. Это можно сделать, ощупывая волосы, руки, одежду. После того, как все найдены и названы, участники меняются ролями.

«У нас новоселье!»

Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения и творческих способностей, адекватной самооценки у застенчивых детей.

Описание: на доске нарисован большой дом, окна которого пусты. Ученикам выдаются листы бумаги, размер которых соответствует окнам. Дети рисуют свои портреты и помещают их в пустые окошки. Лучше всего, чтобы первыми в пустой дом «заселились» самые робкие участники игры, иначе активные дети займут самые хорошие места, а это, несомненно, отразится на настроении более скромных «жильцов». Затем дети вместе раскрашивают дом цветными мелками.

«Круглый ушастик»

Читайте также:  Таблица психофизического развития ребенка до 3 лет

Цель: формирование умения снятия негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Описание: учитель наклеивает на стене (щите) круг с ушами. Дети, которых кто – то обидел, разозлил, могут побросать мяч в ушастика, представляя своего обидчика. Таким образом снимается негативное состояние.

«Ласковые ладошки»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети стоят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди стоящего ребенка по голове, спине, внешней части рук (легко, слегка прикасаясь). Это упражнение снимает напряжение, расслабляет.

«Лимон»

Цель: формирование умения управления состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Описание: ведущий предлагает детям представить, что в правой руке у них лимон, из которого нужно выжать сок. Дети как можно сильнее сжимают правую руку в кулаке, затем расслабляют ее. Аналогичное упражнение выполняется левой рукой. Затем дети садятся на стулья и пьют воображаемый сок.

«Майские жуки»

Цель: формирование умения снятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети – майские жуки. Они летают, жужжат под слова ведущего.

На полянке, у реки,

Летают майские жуки.

Падают, устали!

На спинке полежали.

Ножками болтают.

Затихли. Отдыхают.

Жуки ложатся на ковер ножками вверх, барахтаются. Устали. Некоторое время лежат, отдыхают под звуковой фон на лесной полянке.

«Месим тесто»

Цель: формирование уменияснятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети мнут тесто в руках, месят его, по желанию могут лепить из него различные фигурки. Дети могут играть с тестом в уголке уединения, вдвоем или поодиночке.

«Мишки»

Цель: формирование уменияснятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети изображают медведей, выполняют различные движения.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли мишки погулять.

Раз, два, три!

Ну – ка! Порычи!

После слов ведущего медведи дружно рычат, так, как им этого хочется.

«Мороженое»

Цель: формирование уменияснятия психоэмоционального напряжения.

Описание: дети стоят на ковре. Им предлагается поиграть в мороженое. Учитель: «Вы – мороженое. Вас только что достали из холодильника. Мороженое твердое как камень. Ваши ручки напряжены, ваше тело ледяное.

hello_html_3bfd46ac.png

«Интонация»

Цель: развитие темпа речи

Ход упражнения: предложить детям медленно произнести скороговорки, затем постепенно наращивать темп произношения. Произнести фразы удивленно, грустно, гневно, весело.

Методические рекомендации: ребята развивают темп речи, эмоционально окрашенную речь.

«Взаимное цитирование»

Цель: развитие коммуникативных навыков

Описание: играющие садятся на стульчики или на пол, образуя круг.

Ведущий говорит:

— Я два раза стучу ладонями по коленям и дважды произношу свое имя «Лена – Лена», а затем хлопаю в ладоши над головой, называя кого – нибудь другого, например: «Ваня-Ваня». Ваня, услышав свое имя, сначала стучит по коленям два раза, называя себя «Ваня – Ваня» а потом хлопает в ладоши и называет кого – нибудь другого, например: «Катя-Катя». Теперь Катя перенимает ход и так далее. Постарайтесь не смотреть на того участника, которого вы называете.

Произносите его имя, например, глядя куда-то вверх.

«Изобрази состояние»

Цель: формирование умения интонационно рассказывать о различных состояниях человека

Ход упражнения: Подражания различным эмоциональным состояниям, сопровождающиеся движениями тела, мимикой.

Боль: «А-а-а, у меня болит голова» — руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.

Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» — руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.

Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» — руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.

Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» — руки вперед, брови немного сдвинуты.

Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» — руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.

Методические рекомендации: предлагаются инсценировки русских народных сказок, стихов с подражанием героев, диалогов с различными интонациями.

«Магнитофон»

Цель: овладеть темпоритмическими (интонация, система пауз) и динамическими (регулирование громкости голоса) характеристиками звучащей речи

Описание: Перед началом игры можно предложить детям прослушать несколько записей из цикла «Голоса родной природы» и придумать им соответствующие названия. Взлет самолета, вьюга, дождь, шелест листьев, поезд… Предложите детям самим озвучить какой-нибудь шум (в лесу, на болоте, на кухне, пылесос, чирикание птиц). 

«Телефончик знакомства»

Цель: формирование умения преодолять барьеры общения
Описание: учащиеся становятся в круг. Один из учеников (ведущий) говорит шепотом игроку, стоящему слева любое имя. Это имя по цепочке узнают все. После этого ведущий говорит: «1, 2, 3, в круг беги!» Игроки, чье имя было названо должны выбежать в круг, соседи пытаются их удержать. Те, кто смог выбежать в центр круга, рассказывают немного о себе, а кто не смог, выполняют задания, которые дают им другие игроки. Игра повторяется, но уже с новыми именами.

«Я и моя семья»

Цель:развитие коммуникативных навыков

Описание: Дети делятся на группы по 8-10 человек. В каждой группе распределяются роли: папы, мамы, дочки и сына, бабушки, дедушки. Каждая семья должна рассказать, что делают дома мама, папа, дети и т.д. выслушиваются все члены семьи.

В конце игры подводится итог: какая семья смогла лучше рассказать о себе.

Список литературы

  1. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.1-4 класс/ Л.М. Новикова, И.В. Самойлова.- М.: Эксмо, 2008.

  2. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб.: Питер, 2000.

  3. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотерапевтические упражнения  коррекционные программы. — М- Новая школа,1995.-144 с.

  4. Карвасарская И.Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. – М.:Теревинф, 2003. – 70 с.

Источник