Особенности развития ребенка в неблагоприятных условиях
Ольга Елагина
Психологические особенности поведения детей, воспитывающихся вне семьи или в неблагоприятных семейных условиях
В переломные моменты жизни любой страны усиливается социальная дезадаптация людей. Прежде всего, она коснулась детей. Против ребёнка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни. Нарастает волна детской беспризорности, она грозит приблизиться к той, которая сотрясала общество в 20-е годы XX в. По официальным данным число детей, брошенных семьёй на произвол судьбы, социально дезадаптированных, имеющих девиантное поведение постоянно возрастает, их проблемы усугубляются, а спектр этих проблем становится всё более широким.
Рассмотрим наиболее существенные проявления психических дезадаптированных расстройств у детей, воспитывающихся вне семьи, вызывающие трудности их социально-психологической адаптации в приюте и в окружающем их мире в целом.
Самым распространенным является гипердинамический синдром. Основные признаки синдрома гиперактивности- двигательная расторможенность, нарушение концентрации внимания. Это самый шумный ребенок в детском коллективе. Иногда он чрезмерно вспыльчив, драчлив, может быть агрессивным. В обстановке безнадзорности, предоставленный самому себе, ребенок может слепо следовать за любой подростковой группой.
Но не менее важное значение имеют неврозоподобные нарушения. У детей часто встречаются такие проявления, как тики, энурез, заикание. Наряду с этими расстройствами у детей могут отмечаться повышенная отвлекаемость и истощаемость, низкая работоспособность, так называемые патологические привычные действия: кусание ногтей, сосание пальцев и т. д.
Очень часто у детей, воспитывающихся вне семьи, наблюдается истеричность. Главные черты истерической личности- это эгоцентризм, демонстративности, жажда внимания и потребность вызывать удивление и сочувствие у окружающих. При склонности к истерическому типу реагирования ребенок для достижения своей цели обычно использует любой дисбаланс в отношении между взрослыми. У подростков могут проявляться такие нарушения поведения, как нежелание учиться и работать, склонность к алкоголю, к вызывающему поведению в общественных местах, ко лжи и фантазированию.
Среди психических расстройств можно выделить и депрессивные состояния. Обычно они проявляются в соматовегетативных, двигательных расстройствах и различных нарушениях поведения. Отмечаются депрессивные поведения в психомоторной сфере: страдальческое выражение лица, старческая осанка, тихий голос, наблюдаются суточные колебания настроения. Для детей младшего школьного возраста при депрессивном состоянии характерны такие проявления, как пассивность, вялость, потеря интереса к играм, обидчивость. У подростков более отчетливо выражен депрессивный синдром: подавленное настроение, интеллектуальная и моторная заторможенность, повышенная утомляемость.
Таким образом, попадая в приют, беспризорные дети, естественно, не сразу адаптируются к новой социальной среде, требуется немало усилий, чтобы состоялось их социальное возрождение.
Источник
Реферат
Курсовая работа содержит29 страниц и 23 использованных источника.
Ключевые слова:неблагоприятные условия, дети-сироты, дети без попечения родителей, дети-инвалиды, дети с особенностью психофизического развития, дети беженцев.
Объектомисследования:общественные отношения, связанные с правовым статусом ребёнка в неблагоприятных условиях.
Предмет исследования:НПА, регулирующие и составляющие социальные права детей и их защиту.
Цель курсовой работы:правовой статус ребёнка в неблагоприятных условиях.
Задачи:
— раскрыть понятие статуса ребёнка в неблагоприятных условиях;
— рассмотреть права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
-рассмотреть права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития;
— рассмотреть права детей-беженцев.
Полученные результаты:
Правовая политика в области прав детей — это научно обоснованная, нормативно закрепленная и последовательно осуществляемая деятельность государственных и местных органов власти по созданию эффективного механизма правового регулирования отношений, возникающих в связи с реализацией и защитой прав детей и детства.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………….4
1.Понятие статуса ребенка в неблагоприятных условиях……………………..6
2.Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………………………………………………….10
3.Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития…………………………………………………………..……………….16
4.Права детей-беженцев…………………………………………………………..20
Заключение …………………………………………………………………..……25
Список используемых источников………………………………………………27
Введение
Права человека являются естественной принадлежностью, неотъемлемым свойством каждого члена общества с самого момента его рождения. Именно благодаря осуществлению прав и свобод проявляется уникальность личности, раскрываются творческие способности и возможности каждого человека, что решающим образом сказывается на развитии общества в целом.
Проблема прав и свобод ребёнка занимает одно из центральных мест в современном мире. В ней в концентрированном виде отражается сущность политического строя общества, содержание, направленность и эффективность деятельности государственной власти и общественных правозащитных организаций. Последовательное осуществление прав и свобод ребёнка на практике — основной показатель демократичности, гуманности и цивилизованности любого общества.
Актуальность данной работы заключается в том, что будущее каждой нации и человечества в целом потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение прав детей и их правовая защита безусловно являются основной задачей современности, в решении которой должно быть заинтересовано все мировое сообщество — в целом, и каждое отдельное государство — в частности. В нашем государстве правам ребенка уделяется значительное место в национальном законодательстве, непосредственно основные права ребенка определены в Законе Республики Беларусь «О правах ребенка»: «Важнейшей политической, социальной и экономической задачей Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений».
Эффективная политика в интересах детей в каждой стране должна основываться на точном знании и понимании настоящего положения детей, их потребностей и способов наилучшего удовлетворения этих потребностей. В то же время очевидно, что выполнение государством принятых международно-правовых обязательств не может быть обеспечено без создания постоянно действующих независимых механизмов защиты прав детей. Это более чем актуально для Республики Беларусь, поскольку происходящие в обществе процессы социально-экономических и политических преобразований самым негативным образом отразились на положении социально незащищенных групп населения республики.
Цели и задачи: является исследование защиты прав ребёнка в Республики Беларусь.
В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи:
— раскрыть понятие статуса ребёнка в неблагоприятных условиях;
— рассмотреть права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— рассмотреть права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития;
— рассмотреть права детей-беженцев.
Теоретическая основа: для написания курсовой работы были использованы учебные пособия и статьи таких авторов как: Буянов, М.И, Иванов, В.С, Синкевич, Н.Ф, а так же НПА:законы, указы и статьи.
Методологическая основа:при написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: исторический, статистический, сравнительный, формально – юридический.
Структура работы: работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованных источников.
Понятие статуса ребенка в неблагоприятных условиях
Рассматривая семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. При более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри — семейные… Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом»… Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать что оно велико.
Вследствие увеличения числа разводов более полумиллиона ребятишек ежегодно остаются без одного из родителей. Постоянно растет число исков о лишении родительских прав. На учете в милиции сегодня состоит 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей. Результаты выборочных исследований показывают, что в последнее время большое распространение получило внутрисемейное насилие в том числе и сексуальное. По данным центра социальной и судебной психиатрии имени Арбского, особенно часто страдают дети в возрасте 6 — 7 лет. Из них 70% отстают в умственном и физическом развитии, страдают разными психоэмоциональными расстройствами. Ежегодно в стране от травм, отравлений погибают десять тысяч детей в возрасте до 14 лет. У детей из неблагоприятных семей было обнаружено: детей из таких семей в 7 раз больше суицидных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного поведения. Многие дети уходят из дома и становятся беспризорниками. Одно дело, когда беспризорнику 16 — 18 лет, т.е. он в состоянии сам принимать решения и оценивать свои поступки. И совсем другое, когда родители пьют беспробудно, сами бродяжничают и ребенок предоставлен сам себе. Часть проблем может объясняться системой воспитания в семье.
Говоря о детях из неблагополучных семей, т.е. о детях, о неблагополучных семьях, о том, что случается с ребенком если он окажется в неблагополучной семье. Что такое неблагополучная семья односложно ответить невозможно. Ведь все в мире относительно — и благополучие и неблагополучие по отношению к ребенку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие нет, одни ранимые, но все реагирующие, а другим ничем их не проймёшь. Стало быть говорить о ребенке из неблагополучной семьи — значит говорить:
1). Какие бывают неблагополучные семьи
2). Какие бывают дети со своими психологическими и психопатологическими проблемами, поверженные чрезмерному регулированию на семейное неблагополучие.
3). Как отражается семейное неблагополучие на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы.
4). Как больной ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпеливость и т.д. т.е. превращать семью в неблагополучную, а последняя в свою очередь может еще больше усугублять психическое состояние ребенка.
5). Что должны — предпринять педагоги, чтобы помочь ребенку, — ведь он не виноват, что живет в неблагополучной семье.
Неблагополучная семья для ребенка — это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего плохого не скажешь с формальной точки зрения, но тем не менее для данного ребенка эта семья является неблагополучной. Конечно, семья пьяницы или хулигана для любого ребенка будет неблагоприятной, однако в большинстве случаев понятие неблагоприятной семьи может возникнуть лишь в соотношении с конкретным ребенком, на кого это неблагополучие действует. Разные бывают семьи, разные встречаются дети, так что только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.
Семья может быть неполной. Может быть полной, но с противоречивым воспитанием или с воспитанием, подавляющим ребенка и т.д. Порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная. Хотя и полная (скажем отец пьяница, терроризирующий семью, потом наконец-то он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в нее воцаряет мир). Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребенку, — это тоже может приводить к дурным последствиям для ранимой души маленького человека.
Разводы также влияют на ребенка. Родители разводятся и не задумываются над судьбой детей, над их исковерканным детством и исковерканной душевной жизнью. Вырастут дети и, помня, как вели себя родители, продолжат их путь. Или станут циниками, или одинокими, или еще какими-нибудь, но в любом случае — несчастливыми. Дефекты воспитания — это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия — только отношение к ребенку.
Неблагополучие в семье в том или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Не в смысле поглупения или каких-то иных нарушений, допустим, интеллекта, а в смысле дисгармонии созревания эмоционально-волевой сферы, т.е. преимущественно характера человека. А каков характер, таковы и взаимоотношения человека с другими людьми, таково и его счастье.[1, с. 58-59].
Дети, оставшиеся без родительской опеки, имеют право на особую заботу со стороны государства об условиях их жизни, развития, защиту от жестокости и бесчеловечного отношения. Государственные органы охраны детства должны принимать меры для определения детей, оставшихся без родительской опеки, в другую семью через усыновление, в опекунскую (приемную) семью или детский дом семейного типа. Государство оказывает и материальную поддержку опекунским (приемным) семьям, детским домам семейного типа в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
При невозможности определения такого ребенка в семью в Республике Беларусь допускается его усыновление, установление опеки (попечительства) в интересах ребенка гражданами другой страны, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В этом случае за ребенком сохраняется право на гражданство, имущество, жилье, материальную помощь государства, согласно действующему законодательству Республики Беларусь.
Все эти действия производят государственные органы строго конфиденциально и в интересах ребенка.
Ребенок, достигший 15-летнего возраста, имеет право жить самостоятельно при наличии условий для проживания, материальной поддержки государства и осуществления контроля со стороны органов опеки и попечительства.
Для детей, оставшихся без родительской опеки, при невозможности передать их на воспитание в семью, закон предусматривает содержание и воспитание в детских интернатских учреждениях любого типа, где создаются все необходимые условия, приближенные к семейным. Это делается в целях полноценного физического, интеллектуального и духовного развития ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни.
Государство гарантирует детям-инвалидам, детям с недостатками умственного или физического развития бесплатную специализированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь, выбор ими и родителями учебного заведения, образования, трудоустройства в соответствии с их возможностями, социальную их реабилитацию.
Детям, оказавшимся в экстремальных ситуациях (стихийные бедствия, аварии, катастрофы, загрязненность окружающей среды, как следствие аварий на АЭС, промышленных предприятиях и в других подобных ситуациях), государство оказывает, срочную безвозмездную помощь, принимает неотложные меры по отселению их из зоны опасности, заботится о воссоединении с семьей, оказывает необходимую медицинскую помощь, в том числе и в других странах.
Этим детям в случае потери родителей обеспечивается такая же социальная защита, как и любому ребенку, оставшемуся без родительской опеки.
Закон запрещает участие детей в военных действиях.
Дети-беженцы, лишившиеся жилья и личного имущества в результате военных действий, вооруженных конфликтов на национальной или иной почве, имеют право на защиту своих интересов.
Закон подробно конкретизирует защиту прав ребенка при привлечении его к ответственности. Так, право на личную свободу ребенка охраняется законом. Задержание или арест несовершеннолетних применяется как крайняя мера в» случаях, предусмотренных законом. О задержании ребенка немедленно сообщается родителям или лицам, их заменяющим, а также органам прокуратуры. Запрещается содержание несовершеннолетних в одном помещении с задержанными, арестованными или осужденными взрослыми лицами.
В случае привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности участие адвоката и педагога (психолога) при производстве дознания, следствия обязательно. Эти элементарные права своих детей зачастую не знают родители, а правоохранительные органы по некомпетентности либо по другим причинам эти требования закона не выполняют.
Не допускается применение насилия, угроз либо иных незаконных действий в отношении несовершеннолетних с целью принуждения их к даче показаний в качестве свидетеля или признания своей вины.
Рассмотрение судебных дел в отношении несовершеннолетних осуществляется специализированными судами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Направление ребенка в специализированное воспитательное учреждение производится только судом по представлению комиссии по делам несовершеннолетних местного органа власти.
Защита прав ребенка в специализированных воспитательных учреждениях осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Ребенок имеет право на гуманное обращение, охрану здоровья, получение базового образования и профессиональной подготовки, свидания с родителями, родственниками и другими лицами, отпуск, переписку.
Закон подчеркивает, что обязательной целью содержания несовершеннолетних в специальных воспитательных учреждениях является перевоспитание и возвращение их к нормальным условиям жизни и труда.
Государство принимает меры по защите детейот насильственного и незаконного их перемещения и невозвращения из-за границы, похищения и т.п.
Защита осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь и нормами международного права.[2, с. 461-462].
Положение детей привлекает к себе все большее внимание всех структур белорусского общества. Общественность выражает озабоченность здоровьем, образованием и нравственным благополучием подрастающего поколения.
Источник