Основные теории развития личности ребенка

Основные теории развития личности ребенка thumbnail

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Выполнила: Кашина Е.В. Теории развития личности ребенка

Описание слайда:

Выполнила: Кашина Е.В. Теории развития личности ребенка

2 слайд

Психоаналитическая теория Её предмет – человеческие эмоции и межличностные от

Описание слайда:

Психоаналитическая теория Её предмет – человеческие эмоции и межличностные отношения. Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона.

3 слайд

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда Он полагал, что дети проходят 5 ста

Описание слайда:

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. 1. Оральная стадия (0 – 2 года); 2. Анальная стадия (2 – 3 года); 3. Фаллическая стадия (4 – 5 лет); 4. Латентная стадия (6 – 12 лет); 5. Генитальная стадия (12 – 18 лет).

4 слайд

Психоаналитическая теория Эрика Эриксона Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 ста

Описание слайда:

Психоаналитическая теория Эрика Эриксона Э. Эриксон (1902-1979) выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики: 1.доверие – недоверие к окружающему миру (0 – 1 год); 2.чувство независимости – ощущение стыда и сомнения (1 – 3 года); 3.инициативность – чувство вины (4 – 5 лет); 4.трудолюбие – чувство неполноценности (6 – 11 лет); 5.понимание принадлежности к определенному полу – непонимание форм поведения, соответствующего данному полу (12 – 18 лет); 6.стремление к интимным отношениям – изолированность от окружающих (раннее взросление); 7.жизненная активность – сосредоточенность на себе, возрастные проблемы (нормальное взросление); 8.ощущение полноты жизни – отчаяние (позднее взросление).

5 слайд

Когнитивная теория Наиболее полно процессы умственного развития были разработ

Описание слайда:

Когнитивная теория Наиболее полно процессы умственного развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896 – 1980). Человек, по Пиаже, в своем умственном развитии проходит 4 большие периода: 1) чувственно-двигательный (сенсомоторный) – от рождения до 2 лет; 2) до оперативный (2 – 7 лет); 3) период конкретного мышления (7 – 11 лет); 4) период формально-логического, абстрактного мышления (11-12 – 18 лет и далее).

6 слайд

Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взр

Описание слайда:

Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом дети и взрослые обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской. Основоположником бихевиоризма является Джон Уотсон (1878-1958). Большой вклад в практическое осуществление теории внес Б. Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание. Б. Скинер Джон Уотсон

7 слайд

Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных усл

Описание слайда:

Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология. По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения – инстинктами. Конрад Лоуренц

8 слайд

Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целос

Описание слайда:

Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней: 1. выживание, или биологические потребности; 2. безопасность и уверенность в будущем; 3. любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус); 4. самооценка; 5. самореализация. Абрахам Маслоу

9 слайд

Культурно-историческая теория Основывается на том, что "всякая функция в куль

Описание слайда:

Культурно-историческая теория Основывается на том, что «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, как категория интерпсихическая, потом – психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка». Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем «взращиваются» в его сознание. Л.С.Выготский

10 слайд

Кризисы и стабильные периоды   Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды

Описание слайда:

Кризисы и стабильные периоды   Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические .   Для критических периодов характерны следующие особенности: Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Стабильные периоды Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

11 слайд

Зона ближайшего развития   Взаимодействие ребенка с социальной средой являетс

Описание слайда:

Зона ближайшего развития   Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Зона ближайшего развития – это то, на что ребенок способен, но не умеет без помощи взрослых.

12 слайд

Кризис новорожденности (0-2 месяца) Кризис новорожденности был не открыт, а в

Описание слайда:

Кризис новорожденности (0-2 месяца) Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения. Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи. Проявляется новообразование в форме комплекса оживления, который включает в себя следующие реакции:   1.общее моторное возбуждение при приближении взрослого; 2.использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения; 3.обильные вокализации во время общения с матерью; 4.реакция улыбки.      

Выберите книгу со скидкой:

Основные теории развития личности ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Основные теории развития личности ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Воспитатель детей дошкольного возраста

Основные теории развития личности ребенка

Курс повышения квалификации

Основные теории развития личности ребенка

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1359066

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Психоаналитическая теория (З. Фрейд и его последователи). Теория отчуждения Э. Фромма. Теория фрустрации. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

Личность, по Фрейду, единство трех структур (Оно, или Ид; Я, или Эго; Сверх-Я, или Супер-Эго). Зависимость становления и развития личности от действия внутренних, врожденных, неосознанных сил (Оно) и норм общества, воспринятых человеком (Сверх-Я). Развивающаяся личность находится в постоянном конфликте с социальным окружением. Бессознательные стремления личности образуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действий.

Теория научения (бихевиоризм) (Б. Скиннер и его последователи). Основой формирования личности является научение (тренировка). Регулирование внешнего поведения личности осуществляется позитивным или негативным подкреплением.

Теория личности в экзистенциальной психологии (К. Ясперс, М. Хайдеггер и др.). Отстаивают идею о несводимости человеческой психики к физиологическим механизмам. В человеческом действии всегда отражается отношение человека к окружающему. Ему присуще «рефлектирующее» сознание, высвобождающее человека из ситуации. Человек находится с окружающим миром в постоянном взаимодействии.

Гуманистические теории личности (К. Роджерс, Г. Олпорт и др.). Теория самоактуализации А. Маслоу. Личность является психологическим образованием, которое относится не только к окружающей действительности, но и к самому себе. Всякий человек наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. У человека изначально существуют альтруистические потребности, являющиеся источником поведения. Человек обладает способностью, развивающейся только в контексте социальных отношений, решать возникающие перед ним проблемы и направлять должным образом свое поведение. Центральным ядром человека является его представление о себе, его самооценка. Психическое развитие — результат собственного выбора, сделанного человеком. Сам процесс развития носит спонтанный характер, так как его движущей силой является стремление к актуализации (по К. Роджерсу) или стремление к самоактуализации (по А. Маслоу). Эти стремления носят врожденный характер. Смысл самоактуализации (актуализации) состоит в развитии человеком собственного потенциала, своих способностей, что ведет к развитию «полноценно функционирующего человека».

Антропософия Р. Штейнера как антропология для педагогики, ставящая перед собой цель развития человека в целом. Обоснование практики преподавания, нацеленной на индивидуальность ребенка. Цель — посредством образного и феноменологического преподавания, развития фантазии и художественного понимания мира разбудить в учениках способности, которые выведут их за рамки упрощенной и ограниченной интерпретации. Христианские взгляды в антропософии занимают существенное место.

Когнитивная теория (Ф. Хайдер, Ж. Пиаже, Л. Кольберг и др.). Социальное поведение человека объясняется за счет описания познавательных процессов, характерных для человека. Когнитивисты обращаются, прежде всего, к психической деятельности, к структурам психической жизни. Развитие в трактовке сторонников этого подхода состоит из эволюционирования психических структур или способов обработки информации, частью генетически запрограммированных и зависящих от степени зрелости личности. Познавательное развитие происходит по мере нарастания и усложнения опыта ребенка но практическому действованию с предметами за счет интериоризации предметных действий, т.е. их постепенного превращения в умственные операции. Эгоцентризм, представление о сохранении и обратимости мышления являются диагностическими признаками интеллектуального развития ребенка.

Интеракционистские теории (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Берн и др.). Теории группового приспособления, взаимодействия и общения. Нет человека вне ролевого поведения. Личность — функция от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе. Группа как проводник социальных ценностей. Реферетная группа. Социальная солидарность. Эффект зависимости.

Теологическая концепция человека как основа клерикальных (религиозных) подходов в воспитании и образовании (Ж. Мари-тен, Д. Трейси и др.). Человек — совмещение двух начал — физического и духовного. Духовное начало — «бессмертная душа» — возвышает человека над земной природой, служит залогом общения с Богом. Смысл человеческой жизни во все более глубоком постижении «сверхчувственного мира», открываемого верой.

Деятельностная теория (А. А. Ухтомский, А . К. Гастев, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Д. Н. Узназде, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.). Развитие личности в процессе деятельности, которая выступает как предпосылка и средство формирования личности и ее сознания.

Отечественная психология и педагогика стоят на позициях признания значимости влияния на развитие личности как биологических, так и социальных факторов при активной позиции самой личности. «Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной); воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности); собственной практической деятельности человека» (Б. Г. Ананьев).

На основе теорий развития личности формируются различные педагогические теории, в которых разрабатываются методы, средства и формы воспитания и обучения в соответствии с их пониманием философской и психологической концепций развития личности. Так основой авторитарной педагогики является бихевиористский подход. Гуманистические педагогические теории развиваются на основе теории личности в экзистенциализме, гуманистических теориях личности, антропософии; ролевая педагогика на основе интерракционистских теорий; религиозная педагогика на теологических концепциях.

Источник

Жители деревни пытались вернуть Балу человеческий облик, но всё было безуспешно. Ни рис, ни овощи, ни другие традиционные в деревне виды пищи мальчик не ел, он предпочитал лишь сырое мясо. Он ловил кур и тайком съедал их. Найти на него управу не удавалось. Особенно зверел Балу по вечерам. Стоило ему услышать вой шакалов или лай собак, он мгновенно возбуждался, начинал по-волчьи выть, глаза его хищно блестели. Передвигался он только на четвереньках.

Не в силах исправить ребёнка и видя, что он опасен для окружающих, крестьяне передали мальчика в монастырь. Там с ним систематически занимались, но успехи были незначительны. Максимум, чего удалось достичь, так это того, что временами он стал откликаться на своё имя, иногда брать пищу с ладони и ещё реже — подниматься на ноги. Однажды Балу чем-то заболел, слёг, перестал двигаться и вскоре (19 февраля 1985 г.) умер. Никакие «человечьи» лекарства ему не помогали.

Для большинства психических свойств и поведенческих особенностей человека можно указать свои сензитивные периоды развития. Ряд исследователей предполагает, что у одного и того же психического процесса таких периодов может быть несколько в течение жизни индивида. Разумеется, можно предполагать, что степень сензитивности в различные из этих периодов разная.

* * *

Проблема роли биологических и социальных факторов в психическом развитии ребёнка представлена в настоящее время двумя основными подходами: биогенетическим и социогенетическим. Биогенетический подход предполагает преобладание в развитии биологических факторов, о социогенетический — социальных (средовых). На основе этих подходов существует множество теорий, отражающих определённые точки зрения на эту проблему.

Согласно эволюционной теории развития, становление психики и поведения человека есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных в организме с рождения возможностей, существующих в виде задатков. В процессе онтогенетического психического развития нет ничего такого, что хотя бы в зачаточных формах не содержалось в генотипе. Все психические и поведенческие новообразования изначально имелись в виде задатков, которые превращаются в способности в основном по законам биологического созревания организма.

Другая крайняя точка зрения представлена революционной теорией развития. Сторонники этой теории утверждают, что у любого человека независимо от его природных анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства, доведя их развитие до любого уровня с помощью обучения и воспитания.

Третья точка зрения представлена вероятностной (стохастической) теорией развития. Согласно этой теории, конечный результат развития, достигаемый на каждой его ступени, изначально в генотипе не заложен. Этот результат также не может быть совершенно не зависящим от генотипа. Изменения, происходящие на каждой ступени развития, связаны и с генотипом, и со средой, но сами по себе определяются случайным стечением обстоятельств в жизни индивида.

Четвёртую точку зрения можно было бы назвать функциональной. Здесь утверждается, что формирование и преобразование той или иной функции определяется тем, как часто она используется в жизни организма.

Одним из примеров теории последнего типа является культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С.Выготского, подробнее рассматриваемая нами далее.

1. Психоаналитические теории детского развития.

а.) Теория З.Фрейда

б.) Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона.

2. Теория социального научения.

а.) Поощрение и наказание как условия формирования нового поведения.

б.) Роль подражания в формировании нового поведения.

Л и т е р а т у р а :

1. Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990

2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996

3. Немов Р.С. Психология Книга 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1995

4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1979

5. Годфруа Ж. Что такое психология. Книга 2. М.: Мир, 1992

* * *

Личность по З. Фрейду — это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека, причём каждый из этапов этого развития характеризуется определённым способом проявления (или непроявлением) либидо через эрогенные зоны, присущие данному возрасту.

Оральная стадия (0 — 1 год) Удовлетворение либидо достигается за счёт ротового контакта во время сосания, покусывания или жевания. Остановка на этой стадии впоследствии приводит к возникновению у детей таких «невинных пороков», как курение, гурманство, словесная агрессивность и т.п., а иногда и к развитию личности с чертами пассивности и зависимости от окружения.

Анальная стадия (от 1 года до 2 лет) Приучение ребёнка к чистоплотности ведёт к перемещению источника удовлетворения либидо в анальную область тела. Нарушения развития на этой стадии могут быть обусловлены страхом ребёнка потерять контроль над сфинктерами, непоследовательным поведением родителей, радующихся успехам ребёнка и в то же самое время выражающих своё отвращение к его выделениям (экскрементам), или слишком суровым воспитанием. Фиксация ребёнка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности, как пунктуальность (точная своевременность действий), скупость (стремление «всё» сберечь для себя), чрезмерная чистоплотность (стремление убирать всё грязное) или упрямство (систематическое сопротивление или отказ делать то, чего ожидают другие).

Фаллическая стадия (от 2 до 5 лет) Ребёнок интересуется и манипулирует своими половыми органами. В результате он может обнаруживать различия между мальчиками и девочками. На этой стадии развивается также эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). Эти комплексы характеризуются нежной привязанностью ребёнка к родителю противоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю того же пола, которого ребёнок рассматривает как соперника и подсознательно хочет «устранить». Этот конфликт разрешается отказом ребёнка от своих нежных чувств к родителю противоположного пола и отождествлением себя с родителем одного с ним пола. В результате ребёнок приобщается к ценностям, ролям и установкам, свойственным его полу. Фиксация на этой стадии может вести к формированию гомосексуальных ориентаций, а также может толкнуть на поиск партнёра, который был бы «заменой» родителя и т.п.

Латентный период (от 5 до 11 лет) Характеризуется заметным снижением активности и интересов, связанных с сексом – на первый план выдвигаются школьное обучение, социализация и освоение различных форм поведения (ролей), свойственных данному полу.

На генитальной стадии (начинающейся вместе с половым созреванием) подростки обоего пола всё больше ориентируют свой поиск сексуального удовлетворения на других людей – как правило, противоположного пола.

Так человек приближается к зрелости, критериями которой Фрейд назвал стремление работать и способность любить (arbeiten und lieben).

* * *

По мнению американского психолога немецкого происхождения Эрика Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребёнка ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребёнка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором, наоборот, – недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребёнка к чистоплотности. Если родители понимают ребёнка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребёнок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребёнка стыда и сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над своим организмом.

Третий кризис соответствует возрасту с 3 до 6 лет. В этом возрасте происходит самоутверждение ребёнка. Планы, которые он постоянно строит, и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвёртый кризиспроисходит в школьном возрасте. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребёнка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризиспереживают подростки обоего пола в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к её «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризиспереживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражается главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если этот кризис проходит неблагополучно («жизнь для себя»), то супружеская жизнь может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация) с оскудением межличностных отношений.

Восьмой кризиспереживается во время старения. Он знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании её как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

* * *

В американской психологии считается, что теории социального научения — это самое значительное направление в исследовании развития детей.

Один из классиков бихевиоризма Б. Скиннер считает, что поведение человека целиком определяется влиянием внешней среды. Человеческое поведение, как и поведение животных, можно «сделать», создать и осуществлять контроль над ним. Его слова: «Дайте мне положительно выраженное обуславливание… я выдам вам нужного человека!». Главное понятие у Скиннера – подкрепление, то есть увеличение или уменьшение вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова.

Подкрепление бывает положительным и отрицательным. По мнению Скиннера, в современном обществе многое в социальном поведении строится на основе отрицательного подкрепления. В более совершенном обществе поведение будет строиться на основе положительного подкрепления.

Скиннер выступал против наказаний. Что может заменить наказание в воспитании? Игнорирование нежелаемого поведения, ведущее к его угасанию: нежелательные действия не нужно подкреплять.

По мнению представителя более позднего поколения представителей теории социального научения, Дж. Аронфрида, социализация ребёнка не может опираться только на поощрение. Общество передаёт ребёнку множество сложных структур социального поведения взрослых, но эти формы часто расходятся с мотивационными установками ребёнка. Научение не смогло бы преодолеть этот разрыв, если бы наказание не было присуще социализации в такой же мере, как и поощрение.

Для исследования вопроса о формировании у ребёнка внутреннего контроля за поведением, Аронфрид провёл эксперимент.

Дата добавления: 2014-02-12; просмотров: 2225; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9479 — | 7515 — или читать все…

Читайте также:

Источник