Развитие музыкальности ребенка в школе

Развитие музыкальности ребенка в школе thumbnail

Развитие музыкальности у ребенка простыми способами вполне возможна. Только знают о них далеко не все.

Музыкальными гениями рождаются? Или ими становятся? Откуда этот талант у человека слышать звуки? Хотелось бы найти ответы на эти вопросы. Многие из нас в детстве наверное хотели бы стать хорошим певцом, выступать на сцене. И обязательно жизнь свою связать с музыкой. Это желание появляется в человеке неспроста.

Развитие музыкальности детей

Музыка всегда занимала в жизни человека одно из главенствующих мест и каждый родитель по большому счету мечтает видеть в своем ребенке будущего Моцарта или Паганини и это естественно.

Очень большое значение в становлении ребенка как личности и в развитии его дальнейших способностей, играет то окружение, в котором он растет. Характер и способности малыша развиваются именно в семье. Если его родители по профессии музыканты, то следовательно и ребенок, как правило растет и развивается в привычной ему музыкальной среде, воспитывается на волшебных музыкальных звуках. Значит, как правило, из такой семьи и выходят истинные музыканты.

Здесь все просто, среда воспитала музыканта. Другое дело, когда ребенок растет в семье инженеров, а вырастает и становится музыкантом. Откуда эти способности появляются у человека? Ведь здесь уже абсолютно другое окружение, иная среда. Нужно заметить, что музыкальные задатки присутствуют практически у каждого человека с рождения. Человек способен слышать звуки, воспроизводить их. Прислушиваясь к различным звукам, человек способен определить его фонацию, высоту звука и его длительность. Нужно помнить и о том, что не бывает людей, которым когда-то «медведь на ухо наступил».

Музыкальность – это свойство, которое человеку дано природой. И если правильно развивать эти способности, то можно развить творческую личность, которая в будущем сможет стать хорошим специалистом в музыке.

Советы по развитию музыкальных способностей

  1. Любви к музыке необходимо приучать ребенка с самого раннего возраста.
  2. Необходимо запастись терпением, приучая ребенка к музыке. Результат может быть не так быстро, но ожидание того стоит.
  3. Если у ребенка не все и не сразу получается – это вовсе не значит, что и не нужно и пытаться учить ребенка.
  4. Прежде чем говорить, что ваш ребенок бездарный, разберитесь в себе. Все ли вы дали своему ребенку для развития этих способностей?
  5. Прежде чем отдать ребенка в музыкальную школу, подготовьте его к этому. Стоит показать ему инструмент, на котором он будет учиться играть в школе. Пусть ребенок попробует поиграть на этом инструменте, услышит его звук, почувствует его интонацию. Каждый ребенок способен слышать звуки, и, если вы увидите, что инструмент заинтересовал ребенка, будьте уверены, ему будет интересно учиться музыке.

Музыка давно стала частью нашей жизни. Однако не все люди одинаково ее воспринимают. Например, некоторые люди слушают музыку на ходу, в автомобиле, не особо обращая внимание на качество звука. Другие не воспринимают любимую музыку, если качество звучания мелодии, желает иметь лучшего. Именно по этому одним из важнейших элементов приобщения к музыке является правильный выбор музыкальных инструментов.

Ребенку, который любит музыку, но никогда ранее не играл ни на одном из инструментов, тяжело сделать выбор в пользу одного из них. Многие родители делают этот выбор за него и часто ошибаются. Как же избежать ошибки?

Как выбрать музыкальны инструмент для ребенка?

Для начала, попробуйте дать ребенку обще представление о музыке и музыкальных инструментах. Ходите с ним на концерты, смотрите образовательные передачи о музыке. такие магазины, как https://www.muzdrive.ru/catalog/national/ всегда рады посетителям и предоставляют им возможность ознакомления с всевозможными инструментами: аккордеоне, губной гармошке, гиатре, фортепиано, скрипке или барабане. Дайте ребенку возможность подержать и немного поиграть на всем подряд, не давите на него и не подгоняйте сделать выбор. У каждого человека свои предпочтения не только к звуку, но и к инструментам, которые его издают.

Практически каждая музыкальная школа проводит «день открытых дверей, где преподаватели имеют возможность пообщаться с детьми. Отведите его на несколько уроков в музыкальную школу. Со временем, ваше чадо само решит, что именно ему больше по-нарву и сообщит вам об этом. Возможно, в ходе выбора музыкального инструмента, он поймет, что вообще не создан для музыки. Не отчаивайтесь и пробуйте способности малыша в другой творческой отрасли: рисовании, лепке, оригами или сборке моделей.

Источник

ирина степанова
Развитие музыкальности у ребёнка

Доклад выступления на педагогическом совете

«Развитие музыкальности у ребенка».

Музыкальный руководитель:

Степанова И. Б.

Музыкальность — чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Человек постепенно привыкал различать в звуках природы их интонацию, высоту, длительность. Постепенно выкристаллизовывались выразительные интонации, на основе которых возникали простейшие музыкальные образы, формировались музыкальные лады. Люди совершенствовали свои способности в области сочинения, исполнения, восприятия музыки.

Читайте также:  Приемы развития речи у ребенка 1 года

Но ребенку не приходится проходить заново весь путь развития музыкальной культуры, как об этом говорят представители биогенетической теории психического развития. Взрослые четко выделяют тот объем музыкальных знаний, который может быть усвоен ребенком и знакомят его с уже выработанными приемами музыкального исполнительства.

Вопрос о музыкальности детей очень сложный. Мнение, что можно сразу определить, музыкален ребенок или не музыкален, еще широко бытует в семье и, что особенно плохо, в детском саду. В результате опрометчивых выводов взрослых, многие дети мало приобщаются к музыкальному искусству, к миру прекрасного.

Музыкальность — это комплекс способностей. Академик Б. Асафьев, обобщая свои наблюдения, отмечал, что у одних детей ярче проявляется музыкальная память, а у других — отзывчивость на музыку; часто наличие абсолютного слуха сопровождается “туповатость” восприятие более сложных музыкальных образов, и, наоборот, слабый слух порой сочетается с глубоким и серьезным интересом к музыке.

Музыкальное воспитание в детском саду не преследует цели ранней профессиональной подготовки. Его задача — обогатить личность ребенка, “раскрыть окно” в мир музыкальных звуков.

Психологи, педагоги, музыковеды ведут исследования проблемы музыкальности. Существуют многочисленные попытки дать определение этого понятия, указать основные признаки музыкальности и их взаимосвязь. Эти определения обосновываются методологическими позициями авторов. В первой трети ХХ века в буржуазной психологии видное место занимала так называемая гештальтпсихология, которая утверждала, что любое психическое явление исключительно целостно и его составные части не подлежат отдельному рассмотрению. Известный немецкий ученый Г. Ревеш, изучая понятие музыкальности, объяснял ее как единое, целостное явление, которое не поддается никакому анализу и не допускает его. В противовес этому представители “психологии элементов” скрупулезно изучали психические проявления, рассматривая их изолированно, поэлементно. Так, в известном исследовании К. Сишора приведена классификация многочисленных музыкальных способностей, которая, с точки зрения многих зарубежных ученых, дает картину структуры музыкальности и помогает изучить ее у детей путем применения тестов.

Оценивая точку зрения К. Сишора, советский психолог В. Н. Мясищев указывает на известный схематизм приведенной классификации и подчеркивает социальную обусловленность музыкальности. В. Н.Мясищев пишет: “. Изучение музыкальных способностей позволяет нам считать существенными те элементарные приемы исследования слуха, которые предложены Сишорой, но нельзя признать их достаточными для выяснения внутренних условий успешной музыкальной деятельности. Решающим же является музыкальность, т. е. такая реактивность, при которой музыка существенно влияет на все стороны психической деятельности и может быть мощной притягательной и побудительной силой, определяющей как поведение, так и деятельность, так и отдельные реакции человека.

Известный специалист в области фортепианной музыки Л. А. Баренбойм в одной из своих ранних работ (“Фортепианная педагогика”) выделяет основные музыкальные способности: Звуковысотный звук и музыкальный ритм. Звуковысотный звук включает в себя мелодический, гармонический и полифонический слух. Мелодический слух (проявляется у детей очень рано) — это способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить мелодию. Гармонический слух развивается позже. В состав музыкальности входит также абсолютный и относительный слух. Последний имеет особое значение и поддается почти безграничному развитию. Не менее важен и внутренний слух. В узком смысле слова он понимается, как способность представлять речь произведения, без внешнего его звучания, в широком смысле слова — как способность “внутренне” слышать художественный образ произведения.

В более поздней работе Л. А.Баренбойм писал: “Когда говорится о фундаменте музыкальности, имеется в виду музыкально-ретмическое чувство и музыкальный слух, позволяющие пережить — понять музыку, и. способность свободно в ней ориентироваться и свободно с нею обращаться. ”.

Наиболее развернуто обосновал свою точку зрения на проблему музыкального развития ребенка психолог Б. М. Теплов. В своей книге “Психология музыкальных способностей” (1961) он показал разнообразные и динамичные взаимосвязи между музыкой и переживанием субъекта, между музыкальной деятельностью и способностями, которые при этом развиваются.

Музыкальность по Теплову — “тот компонент музыкальной одаренности, которой необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при этом необходим для любого вида музыкальной деятельности”.

Б. М. Теплов выделил следующие три основные музыкальные способности:

• ладовое чувство как эмоциональное переживание и различение ладовых функций;

• произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение мелодии. Это уже один из компонентов музыкального слуха, который лежит в основе гармонического слуха. Если он достигает высокого уровня, то можно говорить о “внутреннем слухе”. Указанная способность лежит в основе музыкальной памяти и воображения;

музыкально-ритмическое чувство. Это способность чувствовать выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Она лежит в основе эмоциональной отзывчивости на музыку.

Краткий обзор специальной литературы позволяет выявить современные тенденции в определении понятия “музыкальность”.

Следующая тенденция — показать прямую связь и зависимость развития природных музыкальных способностей от организации музыкальной деятельности. По Теплову, музыкальность — комплекс способностей, необходимых для любой музыкальной деятельности. Но разнообразие видов этой деятельности позволяет способностям формироваться особо успешно. Наглядным примером служит ритмика, занимаясь которой дети упражняются в развитии чувства музыкального ритма и его воспроизведения.Аналогичный пример: правильно организованные занятия пением всегда ведут к развитию звуковысотного слуха, ладового чувства. Не случайно педагоги иногда применяют термин “певческий слух”, характеризующий слушание и исправление неточных певческих интонаций.

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста через игры

Наконец, еще одна тенденция в современной теории — рассматривать музыкальность как определенную структуру, в которой не просто обозначаются отдельные способности, а устанавливаются их тесные взаимосвязи. Эти способности дополняют друг друга, иногда компенсируют.

Например, Б. М. Теплов говорил, что на основе слуховых представлений звуковысотного движения мелодии формируется и гармонический слух, а в дальнейшем — более тонкий “внутренний слух”, что, в свою очередь, стимулирует развитие музыкальной памяти и воображения.

В какой же мере все эти положения применимы к характеристике музыкальности детей дошкольного возраста?

Можно предположить, что принципиально они едины для всех возрастов. Ведь почти все авторы опираются в своих доказательствах на анализ материалов музыкального развития ребенка. Однако возрастные особенности музыкальных проявлений детей и характер их деятельности побуждают развитие соответствующих способностей. Устанавливается определенная последовательность музыкального развития ребенка.

Таким образом, музыкальность детей — это комплекс музыкальных способностей, позволяющих успешно действовать в доступных формах музыкальной деятельности. У ребенка, как и у взрослого, главными показателями музыкальности выступают эмоциональный отклик на музыку и слух.

Эти способности проявляются очень рано. Уже в первые месяцы жизни малыш весело оживленно реагирует на пение взрослых плясовой мелодии. Монотонная же колыбельная песня успокаивает ребенка, и он затихает и сосредоточенно прислушивается к ее звукам.

Также ученые обнаружили методом выработки условного рефлекса, что дети очень рано различают звуки по высоте. Оказывается, уже на третьем месяце жизни они отличают крайние звуки интервала октавы. А к семи месяцам многие дети способны различать тон и даже полутон. Б. М. Теплов рассматривает этот факт как блестящее доказательство больших возможностей ребенка в области сенсорных способностей.

Эти два основных показателя музыкальности детей в дальнейшем играют уже меньшую роль, так как на их основе формируются более сложные способности.

Как уже отмечалось, психологи называют три основные музыкальные способности ребенка: ладовое чувство, слуховые представления, отражающие звуковысотные отношения, и музыкально-ритмическое чувство (Б. М. Теплов).

В музыкальной деятельности эти способности проявляются в зависимости от возрастных психических особенностей ребенка. Эмоциональный отклик на ладовую окраску музыкального произведения длительное время носит смутный и нерасчлененный характер. Лишь позднее развивается способность различать мажор-минор. В то же время слуховые представления высотных соотношений музыкальных звуков особенно успешно формируются, если их упражнять в условиях ладовой настройки.

Источник

Проблема развития способностей рассматривается многими учеными. Е.И. Рогов считает, что: «Способности – лишь возможность определенного освоения знаний, умений, навыков, а вот станет ли эта возможность действительностью, зависит от различных условий. Так, например, выявившееся у ребенка математические способности никак не являются гарантией того, что ребенок станет великим математиком» [1, с. 12]. Однако знания, умения и навыки по отношению к способностям остаются внешними только до тех пор, пока они не освоены. Если же они обнаруживаются в деятельности по мере их освоения личностью, то способности могут развиваться  дальше, формируя при этом в деятельности свое своеобразие и свою структуру.

Человеческие способности также классифицируются по основным видам деятельности, таким как литературные, математические, музыкальные

Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального тезауруса. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки — одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир, чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

К музыкальным способностям относятся индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие исполнения, восприятие, музыкальную память, ритмические качества, обучаемость в области музыки и т.д. В той или иной степени музыкальные способности зачастую проявляются почти у всех людей.

О музыкальных способностях можно сказать, что они представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств. Музыкальные способности могут сохраняться после утраты умственных способностей из-за психических заболеваний, а также могут  присутствовать у людей, страдающих слабоумием. Б.М. Теплов сформировал определение музыкальности таким образом: «Музыкальность есть комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью» [2, с. 22].

Читайте также:  Развитие речи первого года ребенка по тихеевой

Итак, Теплов Б.М. выделяет  три вида музыкальных способностей:

1) ладовое чувство — проявляется при восприятии музыки, как эмоциональное переживание, прочувствованное восприятие;

2) музыкально-слуховое представление, включает в себя память и воображение, эта способность, проявляющая в воспроизведении по слуху мелодии;

3чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке — это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Из всех приведенных научных данных можем сделать вывод о том, что музыкальное искусство должно стать неотъемлемой частью общего образования, потому, что именно оно делает человека умнее, восприимчивее, внимательнее, развивает в нем социальные навыки, перцептивно-моторные функции, навыки математического мышления и речи. Музыкальное искусство способствует развитию всех отделов мозга, улучшению восприятия, обострению ума и совершенствованию интеллекта. В Японии эстетическое воспитание, в Америке педагогика искусства, внедрённые в школу и колледж, уже стали популярными общественными и научными движениями. В подобных школах, дети и педагоги доказывают: мы занимались музыкой, и это не пустая трата времени — наши ученики лучшие по математике, по иностранным языкам, по владению речью и гибкости социального поведения.

Музыкальные способности у младших школьников не развиваются в обычной жизнедеятельности, они могут быть развиты лишь в процессе педагогической профессиональной деятельности учителя музыки. [3, с. 34].Таким образом, условием развития музыкальных способностей является профессиональная педагогическая деятельность, которая направлена на развитие данных способностей у детей младшего школьного возраста.

Основной формой музыкального обучения и воспитания школьников в общеобразовательной школе является урок музыки. Урок музыки в школе — это завершенный в смысловом, временном и организационном отношении определенный этап работы по музыкальному воспитанию и обучению школьников в целостном учебном процессе

Основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: «Урок музыки — урок искусства». Это предполагает доминирование на таких уроках духовно-практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения к миру возможно в условиях воспитания творчеством, т.е. организации художественной деятельности учащегося как триединства слушания музыки, её исполнения и создания. Организация собственной творческой практики детей, по мнению известных педагогов, — надёжный путь, к развитию восприятия искусства и общения учащихся его средствами.

Изучив музыкально-педагогическую, методическую, справочную литературу по проблеме особенностей развития музыкальных способностей школьников младшего возраста в различных видах музыкальной деятельности, проанализировав особенности каждой музыкальной способности и видов музыкальной деятельности, используя различные методы исследования, можно прийти к следующим выводам:

1. Успешное развитие музыкальных способностей школьников младшего возраста, как одной из задач музыкального воспитания, зависит от содержания музыкального воспитания, от качества используемого репертуара, эффективности использования методов и приемов обучения, видов музыкальной деятельности и форм ее организации;

2. Предположение о том, что использование педагогом в работе с детьми разнообразных видов музыкальной деятельности способствует музыкальному развитию школьников младшего возраста и вызывает у них интерес к музыке верно, так как музыкальность представляет собой комплекс способностей, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, таким образом, выдвинутая гипотеза подтверждена в процессе данной работы. [4, с. 45].

Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний. Благодаря особенностям музыки как вида искусства, она играет совершенно особую роль в развитии ребенка.

Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами школьных учреждений, потому что именно младший школьный возраст является сензитивным по отношению к развитию всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Развитие музыкальных способностей позволяет школьникам младшего возраста успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивает осознание особенностей музыкального языка, что является основой для формирования музыкального вкуса, интересов, потребностей детей. Изучение и решение проблемы развития основных музыкальных способностей школьников младшего возраста в различных видах музыкальной деятельности может способствовать решению задач музыкального воспитания в  школах.

Список литературы:

  1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь — справочник. — Мн.: Хорват, М.: АСТ, 2001. — 576 с. — (Библиотека практической психологии) ип. — М.: Издательский центр «Академия”, 1998. — 240 с.
  2. Масловская С.В. Педагогические основы становления эстетической культуры учащихся. Методическое пособие. — Оренбург: ООИПКРО, 2002. — 77с.
  3. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания мл. школьников: Учебное пособие для студентов нач. факультетов педвузов. — М.: Изд. Центр «Академия”, 2001. — 368 с.
  4. Музыкальные способности и методы их развития  https://www.km.ru/

Источник