Требования к центру развития ребенка детский сад

Требования к центру развития ребенка детский сад thumbnail

Развивающий центр для детей, досуговый центр, клуб по развитию дошкольника — вы можете назвать свою организацию любым удобным для вас словосочетанием. Основной момент для вас — это отсутствие элементов обучения в программе. Если таковых нет, а обычно развивающие центры не занимаются обучением, оставляя этот момент на откуп ДОУ, вашу деятельность нет нужды лицензировать.

К сожалению, на сегодняшний день специальной нормативной базы, подведенной именно под работу детского развивающего центра (ДРЦ) нет. Поэтому при открытии предприятия данной направленности стоит руководствоваться законодательными актами, рассчитанными на детские общеобразовательные учреждения. Конечно, требования будут зависеть от размеров вашего центра. Мы рассматриваем небольшой ДРЦ, рассчитанный на группу до 10 человек.

Рекомендуемые законодательные акты

Перед открытием детского центра по развитию вы можете проконсультироваться в проверяющих службах (о том, какие они выдвигают требования к подобным заведениям):

  • Роспотребнадзор.
  • Государственный пожарный надзор.

Вы можете даже пригласить их на добровольную проверку. Но нет такого документа, который бы обязывал эти службы проверять заведения, если это не ДОУ до поступления к ним жалоб от населения.

Если вы не смогли добиться ответа от соответствующих служб, что именно вы должны соблюсти, постарайтесь максимально следовать требованиям следующих документов:

  1. Прежде всего — это СанПиН 2.4.3049-13 от 15.05.13 — регулирующих работу детских образовательных учреждений для дошкольников.
  2. Приказ №402 в редакции от 02.06.16, который излагает требования Роспотребнадзора к медицинской документации сотрудников (медкнижкам).
  3. ЗоЗПП N 2300-1 и ПП №125, призванные защищать потребителя. Из текста этих законодательных актов вы узнаете о правилах подготовки вывески (она должна быть в обязательном порядке) и ведении Уголка потребителя.
  4. ФЗ РФ 123 в последней редакции от 29.07.2017, этот документ касается пожарной безопасности.

Перед приобретением оборудования для игр и развития стоит разобраться с отечественными и международными стандартами, касающимися его безопасности.

Кроме этого, вам лучше узнать нет ли в вашем регионе специально разработанных областной СЭС правил, рекомендаций или СанПиНов для ДРЦ.

Требования СЭС

Сан-эпид надзор посетит ваше предприятие, если на вас поступит жалоба от населения. Основной документ, согласно которому вам нужно готовить помещение и оборудование для ДРЦ, это СанПиН 2.4.1.3049-13, подготовленный для ДОУ. Именно с ним работники СЭС будут сравнивать условия в вашем центре.

Требования к помещению

Прежде всего определитесь с возрастной группой ваших посетителей. Детки должны быть примерно одного возраста.

Размер помещения, который вы можете себе позволить, определить и количество детей одновременно занимающихся с вашими воспитателями:

  • На одного малыша до 3 лет 2,5 м2 площади по СанПину;
  • деткам от 3 до7 лет нужно выделять не менее 2 м2 площади.

Одна и та же группа детей не может находиться в вашем центре более 4-5 часов. В противном случае вам придется оборудовать спальню. Требования к заведению, которое обеспечивает дневной сон детям, будут строже.

Для своего центра вы можете купить/арендовать:

  • отдельное здание;
  • квартиру в жилом доме или встроенно-пристроенную ее часть;
  • помещение на 1-2 этаже ТРЦ.

В подвале и цоколе детские комнаты не размещают. Когда будите планировать разбивку помещений для своего ДРЦ, ознакомьтесь с СП 118.13330.2012 (п. 5.7, Таблица 5).  Для детей и их родителей желательно поставить кулер питьевой воды с одноразовыми стаканчиками. В помещении рекомендуется установить бактерицидную лампу и проводить кварцевание и сквозное проветривание между заходами групп.

Установка такой лампы в документах не прописана. Ее наличие снижает риск инфицирования детей в вашем центре и уменьшает вероятность подачи на вас жалобы в СЭС.

Требования к отделке

По требованиям СанПина стены комнаты, где будут находится дети, должны быть покрыты легко моющимися материалами. Причем покрытие должно выдерживать контакт не только с моющим, но и с дезсредством.

Окраска стен довольно произвольная. Но СанПин рекомендует выбирать для детских помещений пастельные тона. Причем в теплые оттенки окрашивать северные стены с севера. А в прохладные тона «одевать» помещения с юга.

Не запрещены и яркие элементы в отделке помещений, но требуется выдерживать соотношение постельные/яркие тока (27/25%). Окна должны иметь защиту от прямых солнечных лучей (жалюзи, занавески), причем ее тоже должно быть легко мыть и чистить.

Требования к оборудованию и содержанию помещения

Оконные рамы помещения, где будут находиться дети должны быть выполнены с возможностью проветривания. Игрушки, развивающий инвентарь, мебель должны соответствовать возрасту детей, а точнее, их росту и весу.

Все оборудование и развивающий раздаточный материал, с которым будут контактироваться дети, должен быть:

  • безопасным для их здоровья (с учетом того, что ребенок может погрызть игрушку или проглотить шарик);
  • сертифицированным;
  • изготовленным из легко очищаемого и дезинфицируемого материала.

Кроме того, материал, из которого выполнена мебель, игрушки и т. д. должен быть разрешенным, не несущим вреда для здоровья малышей. Мягкие игрушки лучше не использовать.

Все столы, стулья, полочки должны быть выполнены без острых углов, чтобы ребенок не мог зацепиться за угол одеждой и травмироваться.

Помещение ДРЦ, где вы работаете с детьми, нужно убирать, как минимум, дважды в день. Уборка должна быть влажной с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Инвентарь, которым проводится уборка, маркируется и храниться в шкафу/комнате, предназначенном для этих целей. Дезинфицирующие и моющие средства хранятся в специально отведенном и маркированном месте, недоступном для детей.

Обязательным элементом является журнал учета дезинфицирующих средств.

Требования к освещению

Все лампочки должны гореть, плафоны находиться в исправном состоянии. Нормируется дневной свет и искусственное помещение так же как и в квартире. Если освещение комбинированное, допустимо неравномерностью его считается соотношение 3:1.

Читайте также:  Возраст ребенка 2 года развитие психология

Требования к вентиляции и отоплению

Требования к вентиляции и отопительным приборам такие же, как в жилой квартире. Единственным условием является защищенность отопителей безопасным материалом (при контакте с ним малыш не должен обжечься, травмироваться, получить открытую рану).

Использовать дополнительные переносные обогреватели нельзя. Температура в помещении должна быть комфортной для ребенка и в летнее время не превышать 25оС. Зимой недопустимым считается ее понижение меньше 18оС. Комфортной для детей раннего возраста считается температура 22-24оС.

Температура измеряется ртутным термометром, который должен располагаться к комнате, но не на сквозняке или возле двери. После проветривания температура в помещении не должна снижаться больше чем на 2-4оС.

Воздух в «детском» помещении должен соответствовать санитарным и гигиеническим стандартом. Содержание в нем СО2 и других вредных и потенциально вредных газов, пыли и т.п. не должно превышать нормативы.

Требования к сотрудникам

Все сотрудники, работающие с детьми должны перед поступлением на работу пройти медосмотр (с отметкой об этом в санитарной книжке). Также они должны проходить регулярные осмотры наравне с воспитателями ДОУ.

Требования Госпожнадзора

Правила пожарной безопасности (ППБ) обязательны для всех. Поэтому перед открытием ДРЦ его владельцу стоит ознакомиться с ППБ 01-03. Если в вашем центре не планируется пребывание детей без родительского надзора, согласование для открытия предприятия с пожарной службой не требуется. Но ответственность в случае пожара владелец центра будет нести, если меры ППБ были нарушены.

Регламентирующие акты

  • СП 54.13330.2011 (актуальная редакция для СНиП 31-01-2003) — описывает правила размещения помещений для семейно детского сада.
  • СП 118.13330.2012 (актуальная редакция для СНиП 31-06-2009). Этот свод описывает требования к площадям предприятия.
  • СП5.13130.2009 описывают правила и требования к АПС.
  • СП4.13130.2013 — правила посвящены эвакуационным мерам
  • СП6.13130.2013 — данный свод содержит требования, касающиеся электрики.

Требования к помещениям

Выбирая здание, где вы будите снимать/покупать помещение опирайтесь на п.4.14. СП 54.13330.2011. Если в вашей группе будет не более десятка детей, вы можете открыть свой центр даже в квартире жилого дома:

  • если он имеет II степени огнестойкости или более;
  • квартира ориентирована на две стороны;
  • располагается не выше 2 этажа.

Вы даже не обязаны предусматривать пожарный выход и соизмерять ширину эвакуационных проходов и дверных проемов с соответствующими документами, что обязательно для образовательных учреждений.

Требования к системе ПБ

Специальных требований по ПБ, разработанных под детские развивающие центры на сегодняшний день нет. Согласно комментариям Госпожслужбы классифицировать помещение ДРЦ по степени пожароопасности соответственно помещениям ДОУ не целесообразно. Тем не менее владелец центра обязан принять все возможные меры. Их можно разделить на:

  • документарно-формительские;
  • технические элементы.

К документарно-оформительским можно отнести:

  1. Журналы, касающиеся системы ППБ: учета средств тушения пожара, инструктажа, проверки знаний сотрудников, проверки Госпожслужбой, проверки знаний по эксплуатации АПС.
  2. Договора на установку и обслуживание АПС.
  3. Эвакуационный план м знаки с ФИО ответственного лица и номером вызова пожарной бригады.
  4. Приказы и инструкции по ПБ.
  5. Сертификаты и документы на покупку средств первичного погашения огня.

К техническим элементам относят собственно:

  • пожарную сигнализацию;
  • средства тушения пожара (огнетушитель с биркой поверки, ведро, ящик с песком и т. п.)

Материалы, используемые для отделки стен помещения ДРЦ должны быть минимально горючими.

Это основные требования на сегодняшний день. Законодательная база меняется и редактируется. Перед открытием предприятия уточняйте требования в местных органах контроля.

Источник

Требования к центру развития ребенка детский садМуниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка — детский сад № 153»  

города Магнитогорска 

 

Коротко о нас

      Детский сад-ясли № 153 был открыт в   1981 году на 12 групп. С 1996 года были открыты специальные группы.

     Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №153» города Магнитогорска — учреждение с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции нарушений в речевом и психическом развитии детей дошкольного возраста (5-7 лет).

Работа учреждения строится в соответствии с:

  • Законом «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Концепцией дошкольного воспитания;

  • Федеральными государственными требованиями к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  • Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении;

  • Договором с учредителем;

  • Уставом МДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 153» города Магнитогорска,

  • Правилами внутреннего трудового распорядка;

  • Коллективным договором между администрацией ДОУ и профсоюзным комитетом;

  • Договором между детским садом и родителями/законными представителями.

Уважаемые родители!

Ваши дети пришли в новый детский сад, который в 2002 году прошел государственную аккредитацию и получил статус «Центра развития ребенка» (приказ по Главному Управлению образования и науки Челябинской области № 03-95 от 28 января 2003 года). Это значит, что работа ДОУ превышает государственный  стандарт по всем направлениям.

Что же такое – «Центр развития ребенка – детский сад»?

И чем же он отличается от обычного детского сада?

      «Центр развития ребенка – детский сад» — инновационное образовательное учреждение. Обеспечивает полноценное и целостное развитие личности каждого ребенка.

      Обеспечение обогащенного развития воспитанников через реализацию личностно-ориентированного подхода во всех направлениях деятельности учреждения составляет главную специфику дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад».

      Помимо реализации задач единых для всех видов дошкольных образовательных учреждений мы решаем специфические  задачи Центра развития ребенка:

  • Обеспечиваем обогащенное физическое, познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие детей;

  • Формируем базисные основы личности; развиваем повышенный уровень способностей у одаренных детей через  ориентацию личностно-ориентированной системы образования.

  • Осуществляем коррекцию в личностном развитии детей имеющих недостатки речи, ЗПР, ослабленное здоровье, через организацию специальных коллективных и индивидуальных  видов деятельности  (занятия, игры, ЛФК, оздоровление в микрополиклинике).

  • Создаем условия для обогащенной разнообразной деятельности детей.

  • Строим взаимодействие с семьёй по принципу партнёрства.

Для эффективного решения этих задач в нашем учреждении организована  служба психолгого-медико-педагогического консилиума, которая координирует работу педагогов, специалистов и медиков на основе диагностики физического, психического и личностного развития ребенка.

     Одним из условий реализации поставленных нами задач является профессиональная компетентность  всех педагогов, которые работают по принципам:

  1. Построение работы с каждым ребенком в соответствии с его психофизическим развитием и личностными возможностями (гибкое содержание и подбор технологий);

  2. Выстраивание сотрудничества взрослых с детьми и детей со сверстниками на основе содержательного, межличностного диалога, формирование детского сообщества;

  3. Создание условий для самостоятельной, активной, инициативной деятельности каждого ребенка;

  4. Взаимодействие с семьей на основе партнерства, с опорой на достижения ребенка. 

Дата последнего обновления страницы 22.01.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»

Читайте также:  Карта развития ребенка инвалида в школе

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера. СОГЛАСЕН

Источник

Ирина Путивцова
Построение предметно-пространственной среды в группе ДОУ с учетом ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду должна:

• иметь привлекательный вид;

• выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

• снимать утомляемость;

• положительно влиять на эмоциональное состояние;

• помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

• давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.

Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.

При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

• Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.

• На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

• В среднем— старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.

Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям с учетом

ФГОС

1) Социально-коммуникативное развитие:

— Центр ППД

— Центр пожарной безопасности

— Уголок дежурств

— Центр сюжетно- ролевых игр

2) Познавательное развитие:

— Центр «Мы познам мир»

— Центр сенсорного развития

— Центр конструктивной деятельности

— Центр математического развития

— Центр экспериментирования

3) Речевое развитие:

— Центр «Говори правильно»

— Центр книги

4) Художественно-эстетическое развитие:

-Уголок творчества «Умелые руки»

— Центр музыкально- театрализованной деятельности

— Центр ряжения

5) Физическое развитие:

— Центр физического развития

Рассмотрим подробнее оборудование и значение некоторых зон.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

Примерное оснащение театрального уголка группы:

1. Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, простейшие декорации, фланелеграф

2. Стойка-вешалка для костюмов.

3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 5-6 сказок.

4. Разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, теневой театр, тростевые куклы,

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды должны быть эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними.

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей.

Читайте также:  Ребенок младшего школьного возраста диагностика и развитие

В музыкальных уголках должны находиться:

— Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, мягкие музыкальные игрушки; куклы — неваляшки, образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки

— Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)

— Музыкально дидактические игры:

— Иллюстрации -пособия типа «Лото»: карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками

— Всевозможные картинки: книжки-малютки «Мы поем», музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, иллюстрации по теме «Времена года», иллюстрации музыкальных инструментов, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.

— Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты.

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели.

Что мы помещаем в книжный уголок?

— Книги, соответствующие возрасту детей. Кроме программных книг, можно выставлять книги, которыми интересуются дети. Для детей младшего возраста обязательно подбирать книги в 2—3-х экземплярах: это поможет избежать конфликтных ситуаций.

— Познавательная и детская энциклопедическая литература.

— Сборники считалок, чистоговорок, пословиц, поговорок, загадок.

— Детские журналы.

— Альбомы фотографий родного города (деревни, детских писателей, праздников, проводимых в группе.

— Портреты детских писателей, с произведениями которых дети хорошо знакомы.

— Панно, картины, рисунки любимых литературных героев.

— Диафильмы, слайды, диски с детскими сказками.

— Наборы открыток (тематические, сюжетные).

— Настольно-печатные, речевые игры.

— Альбомы для рисования, книжки-раскраски, цветные карандаши.

— Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (в старших группах).

Исходя из требований ФГОС, отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться:

— содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;

— гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;

— вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;

— периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

Теоретический материал физкультурного уголка.

В младших группах:

— картотека подвижных игр;

— картотека малоподвижных игр;

— картотека физкультминуток;

— картотека утренних гимнастик;

— картотека считалок;

— иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;

— символика и материалы по истории Олимпийского движения;

В старших группах к данному материалу добавляется:

-сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы) ;

Практический игровой материал и оборудование:

— материал для подвижных игр;

— дидактические игры о спорте;

— пособия для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

коврики массажные, нестандартное оборудование, массажные мячи.

— пособия для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи, ленты с кольцами.

— пособия для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием: мячи разного размера, кольцеброс, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли.

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность.

Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

— осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала;

— зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев;

— весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

— Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.

— Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

— Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

— Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

— Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.

— Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

— Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие

Итак, главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным и является среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Источник