Социальная природа законов развития психики ребенка

Социальная природа законов развития психики ребенка thumbnail

Татьяна Колесникова
Основопологающие законы психического и личностного развития детей

ОСНОВОПОЛОГАЮЩИЕ ЗАКОНЫ ПСИХИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Проблема изучения возрастных особенностей школьников на сегодняшнее время остается самой актуальной не только для родителей, но и для школьных педагогов, которым необходимо быть также психологом, чтобы эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность.

В общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления в ней как личность,а именно: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.

Значимым периодом в возрастном развитии личности являются отрочество и юность. Диагностика и самодиагностика личности особенно важны в этот период, когда молодой человек усваивает социальные нормы, примеряет на себя различные социальные статусы и формирует навыки исполнения социальных и психологических ролей. Выявление резервов личностного развития становится важной задачей.

В развитии самосознания в юношеском возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка родителями, педагогами, сверстниками. Но очень ценно, если эти качества проанализированы научно.

Изучение данной темы дает возможность сравнить особенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на организацию учебной деятельности.

Каждый человек имеет свои психологические особенности. Нет на земле двух одинаковых людей. Каждому присущи особенности, которые определяются в психических процессах: отдельный индивид обладает свойственным только ему восприятием, субъективной памятью и особенностями ее процессов.

Уровень интеллектуального развития, такие качества, как внимание и воображение, также отличаются индивидуальными особенностями. Каждый человек – неповторимая личность.

Люди отличаются друг от друга по способностям, чертам характера, особенностям, темперамента, проявлениями воли, эмоциональностью, потребностями и интересами. У каждого человека свои личностные установки, правила и нормы жизни.

Сегодня, в начале XXI в. наблюдается процесс дицелерации (замедление темпов развития). Современные дети по всей совокупности морфологических характеристик значительно уступают своим родителям в их детстве, и этот процесс, исходя из предположений антропологов, по всей вероятности будет продолжаться. Вместе с тем в связи со стремительными темпами научно-технического прогресса наши дети более информированы и эрудированы. Существуют ли специфические, характерные для сегодняшних школьников особенности в развитии их интеллектуальных способностей, и каковы эти особенности? Ответ на этот вопрос принципиально важен как для современной науки, так и для практики организации учебно-образовательного процесса. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что изучение закономерностей развития познавательных способностей и их формирования в учебной деятельности в период роста и развития человека является одной из актуальных теоретических и научно-практических задач современности.

2. Понятие условий и источников развития.

Концепция Д. Б. Эльконина

Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. X. Вернер, Л. С. Выготский и другие психологи описали основные признаки развития.Наиболее важные среди них: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента; появление новых сторон, новых элементов в самом развитии; перестройка связей между сторонами объекта.

С точки зрения Л. С. Выготского, все современные ему теории описывали ход детского развития как процесс перехода от социального к индивидуальному. Поэтому не удивительно, что центральной проблемой всей без исключения зарубежной психологии до сих пор остается проблема социализации, проблема перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности.

Условия развития, с точки зрения большинства представителей западной психологии, — наследственность и среда. Источник развития они ищут внутри индивида, в его природе. Однако главная черта всех концепций — это понимание развития как приспособления человека к окружающей его среде. В современных концепциях в основе детского развития так же лежат, если не наследственные, то биологические процессы приспособления.

По Л. С. Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. По К. Марксу (Л. С. Выготский разделял эти его идеи, «присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у самих индивидов». В этом смысле человек есть социальное существо, вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые развились в результате развития всего человечества.

Читайте также:  Развитие мелкой моторики у ребенка

Согласно Л. С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Так, например, сначала речь — средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию.

Л. С. Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо, рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка.

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка.

Детское развитиеимеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.

Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными (формами) функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, оно не может происходить иначе как в форме усвоения заданных образцов, поэтому это развитие проходит ряд стадий.

Условия развития позднее были более подробно описаны А. Н. Леонтьевым. Это морфофизиологические особенности мозга и общение. Эти условия должны быть приведены в движение деятельностью субъекта. Деятельность возникает в ответ на потребность. Потребности также не врожденны, они формируются, причем первая потребность — потребность в общении со взрослым. На ее основе младенец вступает в практическое общение с людьми, которое позднее осуществляется через предметы и через речь.

По Л. С. Выготскому, движущая сила психического развития — обучение. Важно отметить, что развитие и обучение — это разные процессы. По словам Л. С. Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. «Развитие, — пишет он, — есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях».

Обучение, по Л. С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.

Л. С. Выготским были осуществлены экспериментальные исследования отношения между обучением и развитием. Это изучение житейских и научных понятий, исследование усвоения родного и иностранного языков, устной и письменной речи, зоны ближайшего развития. Последнее — подлинное открытие Л. С. Выготского, которое известна теперь психологам всего мира.

Зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального развития, ребенка и уровнем возможного развития определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л. С. Выготский, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день«.

Читайте также:  Игра в развитии речи ребенка младшего возраста

Д. Б. Эльконин предлагает по-иному посмотреть на взаимоотношения ребенка и общества. Гораздо правильнее, считает он, говорить системе «ребенок в обществе», а не «ребенок и общество», чтобы не противопоставлять его социуму. Если рассматривать формирование личности ребенка в системе «ребенок в обществе», то радикально меняется характер взаимосвязи, да и само содержание систем «ребенок — вещь» и «ребенок — отдельный взрослый», выделенных европейской психологии как две сферы детского бытия. Д. Б. Эльконин показывает, что система «ребенок — вещь» по сути есть система «ребенок — общественный предмет», так как на первый план для ребенка выступают в предмете общественно выработанные действия с ним, а не физические и пространственные свойства объекта; последние служат лишь ориентирами для действий с ним. При усвоении общественно выработанных способов действий с предмет ми и происходит формирование ребенка как члена общества.

Система «ребенок-взрослый» превращается, по Д. Б. Эльконину, в систему «ребенок — общественный взрослый». Это происходит потому, что для ребенка взрослый — носитель определенных видов общественной по своей природе деятельности. Взрослый осуществляет в деятельности определенные задачи, вступает при этом в разнообразные отношения с другими людьми и сам подчиняется определенным нормам. Эти задачи, мотивы и нормы отношений, существующие в деятельности взрослых, дети усваивают через воспроизведение или моделирование их в собственной деятельности (например, в ролевой игре у дошкольников, конечно, с помощью взрослых. В процессе усвоения этих норм ребенок сталкивается с необходимостью овладения все более сложными, новыми предметными действиями.

Д. Б. Эльконин показывает, что деятельность ребенка в системах «ребенок — общественный предмет» и «ребенок — общественный взрослый» представляет единый процесс, в котором и формируется личность ребенка. Другое дело, пишет он, что «этот единый по своей природе процесс жизни ребенка в обществе в ходе исторического развития раздваивается, расщепляется на две стороны».

Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не абсолютны – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности.

Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью коих можно оценить адекватность развития индивида и кои касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов.С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивалисьих интеллектуальные способности: слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т. д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

По нашему мнению, одной из важных причин катастрофического ухудшения здоровья современных учащихся является также недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при организации их учебно-познавательной деятельности. Именно неправильные организация и нормирование интеллектуальных и информационных нагрузок, ведут к переутомлению школьников. И как результат – недомогания и различного рода заболевания.

Читайте также:  Новорожденный ребенок развитие и уход по месяцам

Источник

Социальная природа законов развития психики ребенка

Ñêà÷èâàíèå íà÷àëîñü.
Âçàìåí îòïðàâüòå íà ñàéò îäíó èç âàøèõ õîðîøèõ ðàáîò

Ïîæàëóéñòà, íå çàãðóæàéòå ðàáîòû, òîëüêî-÷òî ñêà÷àííûå èç Èíòåðíåòà. Ïîäáåðèòå ðàáîòó, â êîòîðóþ âëîæåíû âàøè çíàíèÿ è òðóä — ðàáîòó, êîòîðîé âû õîòåëè áû ïîäåëèòüñÿ ñ äðóãèìè ñòóäåíòàìè. Îíè áóäóò ïðèçíàòåëüíû âàì.

Åñëè âàñ ïîäæèìàþò ñðîêè, ðåêîìåíäóåì îáðàòèòüñÿ â êîìïàíèþ Multiwork. Ïåðåéäèòå ïî ññûëêå, ÷òîáû óçíàòü ñòîèìîñòü óíèêàëüíîé ðàáîòû è ñäåëàòü çàêàç ó ïðîôåññèîíàëîâ.

Çàêîíû ïñèõîëîãè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïî Ë. Âûãîòñêîìó. Ñîöèàëüíàÿ ïðèðîäà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà. Êðèòåðèè èíòåëëåêòóàëüíîãî è óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Çàêîí íåðàâíîìåðíîñòè äåòñêîãî ðàçâèòèÿ è çàêîí ðàçâèòèÿ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.

Íàæàâ íà êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ», âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ»

ÐóáðèêàÏñèõîëîãèÿ
Âèäêîíòðîëüíàÿ ðàáîòà
ßçûêðóññêèé
Äàòà äîáàâëåíèÿ27.10.2010
Ðàçìåð ôàéëà16,8 K

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ñîîòíîøåíèå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è îáó÷åíèÿ â äåòñêîì âîçðàñòå. Ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ïî Ë.Ñ. Âûãîòñêîìó. Ïðèíöèïû ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ïî Â.Ï. Çèí÷åíêî. Îñíîâíûå çàêîíû ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ñåíçèòèâíûå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé.

    ðåôåðàò [27,9 K], äîáàâëåí 03.07.2012

  • Èññëåäîâàíèå êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêîãî ïîäõîäà ê ïîíèìàíèþ çàêîíîìåðíîñòåé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ñîöèàëüíàÿ ñðåäà êàê èñòî÷íèê èíäèâèäóàëüíîãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Õàðàêòåðèñòèêà îñîáåííîñòåé ôîðìèðîâàíèÿ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ðåáåíêà.

    ïðåçåíòàöèÿ [265,1 K], äîáàâëåí 07.10.2013

  • Èñòîðèÿ ðàçâèòèÿ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé. Ïðîáëåìû ðàçâèòèÿ âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé ÷åëîâåêà â ïðîöåññå âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ. Êîíöåïöèÿ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî î âûñøèõ è íèçøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèÿõ è ñîâðåìåííûå èññëåäîâàíèÿ ïîçíàâàòåëüíîãî ðàçâèòèÿ.

    ðåôåðàò [30,9 K], äîáàâëåí 23.06.2009

  • Ïîíÿòèå, ñïåöèôèêà è ñòðîåíèå âûñøèõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé. «Íàòóðàëüíûå» è «êóëüòóðíûå» ïñèõè÷åñêèå ÿâëåíèÿ. Çàêîíû Âûãîòñêîãî è ñòàäèè èõ ðàçâèòèÿ. Îâëàäåíèå ñîöèàëüíî-êóëüòóðíûì îïûòîì. Èñïîëüçîâàíèå âíåøíèõ îïîðíûõ çíàêîâ. Çàêîí äâîéíîãî ïîÿâëåíèÿ ÂÏÔ.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [26,4 K], äîáàâëåí 22.09.2009

  • Ïðîáëåìà àäåêâàòíîãî ìåòîäà èññëåäîâàíèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà. Âçàèìîñâÿçü ìåæäó ïðîöåññàìè îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ. Êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêàÿ òåîðèÿ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, åå ñîäåðæàíèå è çíà÷åíèå â ïñèõîëîãèè. Ñåíçèòèâíûå ïåðèîäû ðàçâèòèÿ ðåáåíêà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [30,7 K], äîáàâëåí 15.12.2014

  • Ñòàíîâëåíèå ïîíÿòèÿ äåÿòåëüíîñòè â èñòîðèè íàó÷íîé øêîëû Ë. Âûãîòñêîãî. Ìåõàíèçìû è çàêîíû êóëüòóðíîãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, ðàçâèòèÿ åå ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé (âíèìàíèÿ, ðå÷è, ìûøëåíèÿ, àôôåêòîâ). Ðîëü âíåøíèõ ñðåäñòâ è èíòåðèîðèçàöèè â ðàçâèòèè ïàìÿòè äåòåé.

    ðåôåðàò [23,1 K], äîáàâëåí 09.01.2011

  • Ñîñòàâíûå ÷àñòè êóëüòóðíî-èñòîðè÷åñêîé êîíöåïöèÿ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî: ÷åëîâåê è ïðèðîäà, ÷åëîâåê è åãî ñîáñòâåííàÿ ïñèõèêà, ãåíåòè÷åñêèå àñïåêòû. Òåîðèÿ ðàçâèòèÿ âûñøèõ ïñèõîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé, åå çíà÷åíèå è ïðèìåíåíèå â ïñèõîêîððåêöèè è âîñïèòàíèè ðåáåíêà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [58,3 K], äîáàâëåí 09.04.2009

  • Ñîâðåìåííûå ïðîáëåìû è ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ ïñèõîäèàãíîñòèêè â êîíòåêñòå ôîðìèðîâàíèÿ è ðàçâèòèÿ âçãëÿäîâ Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî. Ñòóïåíè ïñèõîëîãè÷åñêîãî äèàãíîçà â êîíòðîëå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà (ñèìïòîìàòè÷åñêèé, ýòèîëîãè÷åñêèé, òèïîëîãè÷åñêèé).

    ðåôåðàò [27,6 K], äîáàâëåí 24.07.2010

  • Ïåðèîäèçàöèÿ ðàçâèòèÿ, â òðóäàõ ïñèõîëîãîâ. Âçãëÿäû Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, êîòîðûé ïðîàíàëèçèðîâàë ïðîöåññû ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà â ðàçíûå âîçðàñòíûå ïåðèîäû è ðàçðàáîòàë ñõåìó, ïîçâîëÿþùóþ íàáëþäàòü ïðè÷èíû ñìåíû âîçðàñòîâ. Êîíöåïöèÿ Ä.Á. Ýëüêîíèíà.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [25,4 K], äîáàâëåí 22.06.2012

  • Ïîíÿòèå ïñèõîëîãè÷åñêîãî âîçðàñòà êàê êà÷åñòâåííî ñâîåîáðàçíîãî ïåðèîäà ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ïåðåëîìíûå òî÷êè íà êðèâîé äåòñêîãî ðàçâèòèÿ, îòäåëÿþùèå îäèí âîçðàñò îò äðóãîãî, èëè êðèçèñû. Ïðîÿâëåíèÿ êðèçèñîâ. Ìîòèâèðóþùèå ïðåäñòàâëåíèÿ ðåáåíêà.

    ðåôåðàò [33,6 K], äîáàâëåí 13.02.2009

Социальная природа законов развития психики ребенка

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник