Свободное время и его в развитии ребенка

Что сейчас очень часто делают хорошие, неравнодушные родители? Развивают ребенка: записывают к репетиторам, маленьких – в развивающие студии. Детей постарше – в спортивные секции, в музыкальную школу. И совершенно не оставляют им свободного времени. Сейчас таких родителей и таких детей стало очень много. К чему это приводит? Узнайте аргументированное мнение психолога.

Часто сталкиваюсь с тем, что ребенка приводят к психологу и родители не могут найти время, когда ребенок сможет этого психолога посещать. Потому что просто «окон» нет между кружками, репетиторами… И мама спрашивает: «Может, в воскресенье? В воскресенье у него только один репетитор».

На самом деле такие дети часто становятся клиентами психологов. Перегруженные развивающими мероприятиями, они, имея багаж знаний и учебных навыков, отстают в развитии и в других важных вещах.

Вот говорят родители про сына-школьника: «Ему дай свободное время – он в компьютер уткнется на все воскресенье. Ни играть, ни читать, ни с друзьями гулять не хочет». А может быть, ребенка с раннего детства водили из одной развивающей студии в другую, потом – из кружка в кружок, у него просто не было времени, которым он распоряжался сам?

  • И он просто не научился распоряжаться своим временем. Привык не знать, чего он хочет. Потому что распоряжаться своим свободным временем – это и есть развитие.
  • И не научился общаться. С умением общаться со сверстниками ребенок не рождается. Чтобы оно сформировалось, ему нужно много общаться со сверстниками. Потому что общение – это тоже развитие.
  • И рано отвык играть. Если у ребенка отбирали все игрушки («Он уже большой, надо все игрушки куда-нибудь убрать, подарить, выбросить…») Вот он и разучился играть. А игра – это развитие.

Давайте рассмотрим все это подробнее.

Свободное время нужно для умственного развития

Основной способ познания мира в разном возрасте бывает разный. И для ребенка долгое время совсем не главное, показывают ли ему буквы. Если показывают – почему бы и нет? Но не стоит забирать у него игрушки.

Чем старше ребенок, тем сложнее его игры. И не только потому, что он уже где-то «развился умственно» и это проявилось в игре. Он развивается умственно, потому что играет в эти игры.

Свободное время нужно для развития умения общаться

Как ребенок лет до трех – трех с половиной играет с другим ребенком? Что-то отнял, или подошел и этого ребенка потрогал, или совочком по голове ударил. Начинает взаимодействовать. Может подойти и угостить чем-то. Это очень простые действия. И когда родители не дают другого ребенка ударить или что-то у него отнять, показывают, как поделиться, они его учат общаться.

И далее игра намного усложняет и развивает это взаимодействие. Детям очень важно играть друг с другом. Потому что в игре они познают правила, по которым живут окружающие.

Если ребенок «под завязку» загружен всякими кружками, репетиторами, секциями, он развивается умственно или физически, но не психологически. Не развивается умение общаться, замечать, что чувствует другой человек, понимать, как на это реагировать.

Способность дружить, сотрудничать, договариваться. Позже – умение влюбиться и общаться с противоположным полом. Вот эти «гляделки», потом – как подойти и заговорить… Это все происходит в неформальном общении.

Не обольщайтесь насчет школы (и разных кружков, кстати, тоже). В школе свободного общения крайне мало. Школа организована, структурирована уроками. А ребенку нужна своя доля общения вне школы.

У перегруженных и мало общающихся детей часто бывают проблемы с тем, чтобы за себя постоять. Они либо часто дают себя в обиду, либо бывают очень агрессивными. Бывают проблемы с тем, чтобы подойти и познакомиться. Или бывают постоянные конфликты, и ребенок не понимает, почему так происходит. Потому что развитие общения не происходило.

Свободное время и свободный выбор нужны для развития индивидуальности

И в конце концов, в свободное время формируется индивидуальность ребенка. Сейчас очень часто называют творчеством действия по шаблону. Люди раскрашивают раскраски (например, мандалы), или делают поделки по алгоритму (скажем, алмазная живопись – красиво), или раскрашивают картину по цифрам. А создавать свое не могут, если в детстве у них не было возможности свободно играть, самим выбирать, как провести время. Какую игрушку взять с полки, что нарисовать.

Потом родители удивляются, что сын или дочь не знает, чего хочет, когда приходит время поступать в университет. А ведь он давно уже не знает, что ему нужно!

Вывод прост. Когда ваш сын попросит записать его в определенную спортивную секцию, сделайте это. Если будет в ней заниматься – хорошо. Если не будет – тоже нормально. Он, подрастая и развиваясь, находится в постоянном поиске, проясняет, какой он человек, что ему нравится, что подходит.

Или, если девочка хочет не танцевать, а рисовать, позвольте ей учиться рисовать. В таких вещах очень важно с ребенком считаться. Это развитие его личности. Это его возможность быть собой. Искать себя – неповторимого, уникального человека. И взрослым важно уважать этот поиск.

Умственное развитие, конечно, тоже очень важно. И накопление знаний важно. Умейте определять, что важнее. Один кружок и один репетитор. Или пара репетиторов. Умейте останавливаться, решать, когда хватит.

Если ребенок учится в музыкальной школе, где занят каждый день, подумайте: а надо ли записывать его куда-то еще? Подумайте о балансе свободного времени и обучения – это важно.

Татьяна Литвинова

Татьяна Литвинова

практикующий психолог, переводчик литературы по психотерапии, преподаватель курсов переподготовки и повышения квалификации

Источник

Как вы относитесь к свободному времени? Конечно, положительно, ответит каждый. А что вы делаете в свободное время? Вы проводите его активно? Как много этого времени вы уделяете семье? Чем заняты дети? Играете ли вы вместе с ними? Так много вопросов, чтобы попытаться разобраться, что такое свободное время и для чего оно необходимо современному человеку.

В связи со всеми этими размышлениями у меня возникла идея провести опрос в классе, где учится мой ребенок (4-й класс), в одной из витебских школ. И узнать чем и как живут современные дети.

Что для ребенка значит понятие «свободное время»?

Свободное время — это то время, когда человек отдыхает от основного занятия. Взрослый человек отдыхает от работы, а школьники — от учебы. Каждый сам себе организовывает отдых, который ему по вкусу. Кто-то отдыхает лежа перед телевизором. Другой занимается самообразованием. Третий путешествует. Свободное время для человека — это неотъемлемая часть его жизни.

Читайте также:  Методики развития речи годовалого ребенка

Ребёнок – это всегда дитя своего времени. Все законы его развития всегда тесно связаны с установками и представлениями родителей. В последнее время окружающий мир, а значит и установки родителей, во многом кардинально изменились.

Свободное время для наших детей — это прежде всего отдых, а не смена деятельности. В этом возрасте детям хочется иметь не менее 3 часов на отдых и разгрузку от учебы. Но что же происходит сейчас? Не успел ребенок прийти из школы, как родители почти сразу же отправляют его на всяческие дополнительные занятия: танцы, вокал, спортивные секции, модельные агентства, робототехника.

Часто ребенок даже не успевает нормально поесть, не говоря уже о том, чтобы успеть немного отдохнуть. Да, дополнительное образование – это замечательно. Наши дети развиваются и физически, и эстетически, и технически. Но это не должно перегружать ребенка и обязательно соответствовать его интересам и желаниям.

На первый вопрос «Что современные дети 10-11 лет понимают под «свободным временем» были получены следующие ответы:

• Отдых

• Веселье

• Время, которым я распоряжаюсь сам

• Время, которое я могу посвятить своим играм

• Это ничего не делать

• Это когда я могу расслабиться

• Время, когда я могу отдохнуть и заняться чем хочу

• Когда я гуляю с друзьями

• Отдых от учебы – самый популярный ответ

Что такое классики и резиночки? 

Следующий вопрос касался того, как дети проводят свободное время. Ответы детей показали, что достаточно активно:

— играют на улицы в подвижные игры,

— общаются с родителями, 

— играют в настольные игры,

то есть, не только разговаривают по телефону или сидят в социальных сетях, как многие думают.

Конечно, способы проведения свободного времени современных школьников 10-11 лет и их родителей в таком же возрасте отличаются. Ведь проведение досуга зависит не только от выбора человека или его семьи, но и от исторических условий, в которых он существуют. 

Поэтому вопросы были заданы и родителям, чтобы сравнить, что и как поменялось за эти годы. Например, сейчас у каждого в семье есть компьютер. Поэтому вопрос, сколько времени ребенок проводит за компьютером, для взрослых мы заменили на время, проводимое в детстве у телевизора.

Да, компьютеры и другие современные гаджеты, а также социальные сети и интернет уже вошли в жизнь каждого ребенка. Но мы спросили, в какие подвижные игры любят играть дети и играли их родители. И каждый ребенок назвал как минимум одну игру. Так что не только компьютерные в приоритете у наших детей. Хотя игры у них другие: некоторые дети даже не знают, что такое резиночки и классики, которые были очень популярны в конце ХХ века. ????

Дети хотят больше времени проводить с родителями…

Последний вопрос был о том, что чаще всего дети делают в свободное время, что для них привычнее. Играть с друзьями. Это актуально для всех поколений. ????  Современные школьники любят слушать музыку, играть в настольные игры, рисовать. Возможно, этому способствует то, что появились новые возможности: у всех есть телефон, любую настольную игру можно купить в магазине. Дети, конечно, любят общаться в социальных сетях, но они также любят общаться с родителями. Раньше дети больше времени проводили во дворе, больше общались со своими сверстниками.

Делаем вывод: за последние 25-30 лет в обществе произошли изменения, которые повлияли на проведение свободного времени детей. В нашу жизнь прочно вошли компьютеры, интернет, социальные сети и сотовые телефоны. Неудивительно, что современные школьники не представляют свою жизнь без всего этого. 

Но главное, я поняла, что в семьях существуют определенные традиции, которые передаются от родителей к детям, общие семейные дела.

Дети любят своих родителей, любят проводить с ними время и играть, любят активный отдых. К сожалению, родители современных детей сами принадлежат уже к «неиграющему» поколению. И времени на игры с детьми у взрослых регулярно не хватает. 

Но откупиться от детей не получится. Исключив свое непосредственное участие в жизни детей, мы лишаем их жизнь душевности, которую ни за какие деньги не купишь, без которой их мир обеднеет. Помните, как точно подметил Король из сказки «Золушка»: «Никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу — большой, а сердце — благородным». 

Наталья Абазовская. 

Фото из открытых источников.

Источник

С самого маленького возраста вы должны прививать своему ребенку любовь к полезным занятиям в свободное время. Малыши, как правило, не имеют каких-либо дел, поэтому практически все их время, помимо сна – свободное, и родителям необходимо позаботиться, чтобы он его проводил с пользой. Казалось бы, что может быть проще? Но это не так уж и легко.

Свободное время и его в развитии ребенка

Содержание:

  • Отдых с пользой
  • Занятия с детками разных возрастов
  • Развиваем скрытые таланты
  • Заключение

Отдых с пользой

Чтобы ваш ребенок был полон сил и энергии для занятий, немаловажно правильно организовать время его отдыха. Имеется ввиду не только обеденный и ночной сон по режиму, но и активный и пассивный отдых в перерывах между занятиями:

  • Отдых активного характера придумать для детей не сложно, ведь в них так и плещет энергия, которую необходимо выплеснуть наружу. Ребенок может и сам предложить вам занятие, которое будет ему по душе, чтобы размяться и побегать. Если же вы вынуждены сами придумывать его, то это могут быть прятки, догонялся, прогулка по улице, катание на велосипеде или самокате и т.п. Если у мамы накопилось огромное количество дел по дому, то привлеките вам в помощь и ребенка, ведь это также можно считать активным занятием;
  • Если подвижные занятия для ребенка придумать легко, и он с удовольствием будет ими заниматься, то намного сложнее заинтересовать ребенка пассивными занятиями, ведь они по природе своей крайне неусидчивы. Большая редкость, когда малыш отдает предпочтения пассивным видам развлечений, нежели активным. Спокойные занятия, особенно если их проводит мама, требуют от ребенка внимательности, умения слушать. Чтобы дети с радостью занимались и пассивным отдыхом, необходимо правильно чередовать его с активным, тогда ребенок будет успевать тратить накопившуюся энергию. Чтобы сменить вид деятельности с подвижной на спокойную, необходимо заинтересовать ребенка тем, что ему действительно интересно (например, любимая игрушка, мультфильм, музыка и т.п.).
Читайте также:  Развитие речи для годовалого ребенка

Когда малыш упорно не желает менять вид деятельности, воспользуйтесь тем, что он всегда старается брать пример с родителей, и своими действиями увлекайте его. Ни в коем случае не принуждайте ребенка к какому-либо занятию силой.

Занятия с детками разных возрастов

Чтобы ребенок не скучал, а с пользой проводил свое свободное время, существует огромное количество игр и занятий:

  • Дети любого возраста с удовольствием занимаются лепкой. Это может быть тесто, пластилин или глина. Предложите ребенку проявить свою фантазию и слепить цветочек, животных и т.п. Это поможет не только занять ребенка, но и развивать его мелкую моторику и творческие навыки. Маленькие детки во время таких занятий могут также изучать названия цветов. Чтобы обезопасить малышей от попадания пластилина в рот, можно приготовить соленое тесто, которое будет для него абсолютно безопасным;
  • С раннего возраста можно предлагать ребенку краски и лист, чтобы он учился рисовать. Для самых маленьких существуют пальчиковые краски, которыми можно рисовать руками. Также они безопасны в том случае, если малыш вдруг решит облизать руку, которая испачкана краской. Для деток постарше уже можно покупать ватман или мольберт, чтобы рисовать было намного удобнее. Также многие дети любят рисовать фломастерам или карандашами. Учитывайте вкусы и предпочтения ребенка в выборе материалов для занятий;
  • Школьникам можно предложить научиться делать оригами. Используя самый обычный лист бумаги можно сделать красивый цветок, животное, машинку и т.п. Не нужно использовать для этого ножницы и клей, ребенку придется только слаживать бумагу, чтобы получить желаемую фигурку;
  • Займите ребенка скрапбукингом. Для этого можно использовать старые газеты, журналы, все имеющиеся украшения. Сделать можно альбомы для фотографий, дневник, блокнот и т.п. Заинтересует такое занятие не только девчонок, но и мальчишек;
  • Разрешите малышу почувствовать себя в роли повара. Пусть под вашим чутким руководством он приготовит какое-то не сложное блюдо. Если ребенок еще маленький, то можно приготовить с ним, например, печенье, чтобы он участвовал в процессе приготовления теста для него;
  • Если погода не позволяет пойти на прогулку, то можно дома построить уютный шалаш из одеял, подушек и простыней;
  • Когда на улице тепло и можно отправиться на длительную прогулку, возьмите с ребенком плед и вкусности, чтобы устроить небольшой пикник;
  • Если родители готовы проявить себя творчески, то можно устроить для своих детей небольшой квест, к примеру, поиск клада. Заранее подготовьте все необходимое, заройте клад, оставьте для детей подсказки и сделайте пиратские костюмы. Такое развлечение точно оценит каждый ребенок;
  • Предложите ребенку собрать пазл. В зависимости от количества деталей и сложности рисунка подберите для ребенка тот, который будет ему под силу. Большие пазлы можно собирать и вместе с родителями, устроив приятный семейный вечер.

Свободное время и его в развитии ребенка

На самом деле, занятий с детьми существует огромное количество. И даже самые обычные вещи родители могут так обыграть, что ребенок получит от процесса колоссальное удовольствие. Даже скучная уборка квартиры, если подключить фантазию, может превратиться в увлекательную и полезную игру.

Развиваем скрытые таланты

Когда у ребенка появляется свободное время, постарайтесь проследить, чтобы он проводил его по максимуму полезно. Меняйте виды занятий, чтобы можно было понять, какими талантами обладает малыш, и что в нем лучше развивать. Если ваш ребенок уже может самостоятельно выражать свои предпочтения, то обязательно к ним прислушивайтесь. В свободное время не плохо бы отдать ребенка в кружок или спортивную секцию по интересам. При этом не стоит определять, куда именно отдать своих детей, исходя из половой принадлежности. Если ваш мальчик неплохо поет, то не стоит подавлять его талант и желание пойти в кружок пения. Также и девочкам, которые не хотят танцевать, а предпочитают пойти на спортивный секции, не стоит ставить ультиматум и запрещать это.

Вариантами таких занятий для детей в свободное время могут быть:

  • Различные спортивные секции. Ребенок, у которого хорошие физические данные, может добиться успехов в спорте, который ему по душе. Это может быть гимнастика, бокс, волейбол, футбол, различные виды единоборств и т.д.;
  • Дети, которые имеют хороший слух и голос, с удовольствием будут посещать музыкальные кружки. Это может быть как пение, так и походы в музыкальную школу, чтобы обучаться игре на каком-либо музыкальном инструменте;
  • Если ваш ребенок отдает предпочтение занятиям балетом, то в первую очередь необходимо объяснить ему, что это не только красивые наряды, но и немалый труд. Чтобы добиться результатов в балете придется упорно заниматься, и если он готов к этому – поддержите его желание;
  • Чтобы ребенок стал более открытым, перестал стесняться, и возможно, раскрыл в себе актерские таланты, отдайте его в драмкружок. Но если ребенок говорит вам, что ему это не интересно, или же он боится выступать перед большим количеством людей, то не заставляйте его, ведь стресс только усугубит его замкнутость в самом себе.

Свободное время и его в развитии ребенка

Заключение

Не забывайте, что ребенку обязательно нужно отдыхать. Не нагружайте его слишком сильно, ведь тогда он будет уставать и не добьется успехов ни в учебе, ни в любимом занятии. Пусть ребенок делает все с желанием и рвением, именно тогда он получит удовольствие и от занятий будет толк.

Источник

Ольга Шиманская
Консультация «Чем занять ребёнка дома? Умеете ли вы интересно проводить с детьми свободное время?»

Чем занять ребёнка дома?

Умеем ли мы интересно проводить с детьми свободное время? В какие игры мы играем с ними? Что вместе мастерим? Есть ли у нас свободное время? Мы часто смотрим на свободное время как на часы отдыха.

Свободное время – это проблема не только каждого человека, но и семьи в целом. Преобладающую часть своего нерабочего времени мы проводит дома, в семье. Именно в семье ребёнок должен впитывать то, что можно назвать культурой свободного времени: чему-то его надо учить, а что-то должно вырастать в нем из подражания старшим, из следования их примеру.

К сожалению, мы часто попусту растрачиваем своё свободное время. Но будем помнить, что свободное время – это время, которое не просто свободно от чего-то, оно должно быть свободно для чего-то. А если мы свободное время обращаем на обогащение своих творческих, духовных качеств, мы совершенствуем не только себя, но и своих детей. Вечера будних дней и выходные в жизни нашего ребёнка всецело принадлежат нам, самым близким и дорогим для него людям – родителям.

Читайте также:  Польза настольных игр в развитии ребенка

Так чем заняться с ребёнком в это время? Почитать? Посмотреть новую

телепередачу? А может быть, поиграть? Ведь столько игр можно затеять в

комнате, за уютным семейным столом.

Все прекрасно знают, что дети буквально всему обучаются в игре. Так какими же занимательными и полезными играми можно развлечь наших детей? Игр существует множество, но всегда хочется чего-то нового. Мы ведь знаем, как дети любят копаться в ящичках, коробках, сумках и т. д. Итак возьмём сумочку и положим в нее массу мелких предметов, а затем вручим ее своему малышу. Не забываем объяснять ребенку, для чего нужен тот или иной предмет.С более взрослыми детками можно играть таким образом: завяжем глаза ребенку, пусть он вынимает из сумки их на ощупь и пытается объяснить, что ему попалось. Такая игра хорошо тренирует мелкую моторику, а также стимулирует тактильные ощущения.

Многие дети просто обожают играть с водой. Дайте ребенку миску с водой и трубочку для коктейля. Покажите ему, как надо дуть в трубочку, а не втягивать воздух в себя.При желании можно усложнить игру: дуть в трубочку ритмично под легкую детскую песенку или мелодию.

В этой игре малыш выполняет дыхательные упражнения, учится контролировать силу выдоха, кроме этого, развивает чувство ритма, а также выполняет артикуляционную гимнастику, которая благотворно влияет на правильную постановку некоторых звуков. Играть в такую игру целесообразно с детьми в возрасте 2 лет.

Чем занять ребенка, если плохая погода и не погулять на улице? Книги вроде бы уже прочитаны, игры переиграны. Можно поиграть в веселый пир для кукол. Возьмём старые журналы, найдём в них картинки с разными красивыми блюдами и вырежем их. Из белого картона сделаем тарелочки, которые можно раскрасить. А теперь посадим кукол или различные любимые игрушки ребёнка за столы и устроим им веселое угощение.

Можно потренироваться в меткости и ловкости. Наполним пластиковые бутыли до половины водой и мячиком сбиваем самодельные «кегли». Или возьмём контейнер для яиц, в некоторые из ячеек положим конфеты и, усевшись на небольшом расстоянии, бросаем по очереди со своим малышом пробочки от бутылок. Кто попадет, тому приз – конфета.

Можно заняться цветами — рассадить, украсить цветочные горшочки или сделать вазы для цветов из баночек с помощью наклеек или специальных красок для керамики или стекла.

Для более подвижной игры, можно взять цветные листы и, приложив на них ручки и ножки малыша, сначала обвести их, а потом вырезать. Таких фигурок нужно сделать побольше, и выложить из них дорожку. А теперь предложим юному следопыту пройти по дорожке, попадая ручками и ножками на свои вырезанные следы.

Есть веселая игра под названием «Чепуха». Возьмём лист бумаги и карандаш и, закрывшись от ребенка, рисуем голову персонажа из сказки или животного. Скатываете листок, так что бы малыш видел только шею. Далее он рисует ему туловище и тоже прячет от нас рисунок. Вы дорисовываете ему ноги, а ребенок ступни. Потом вместе разворачиваете рисунок и смотрите, что у вас получилось.

Можно устроить кругосветное путешествие по своей квартире. Сделайте при помощи стула и одеяла – пещеру, из бумажных полос — реки и мосты. В конце каждого отрезка пути устроим испытание для ребёнка, пусть разгадает загадку, споет песенку и т. п. Соберём маленький рюкзачок с продуктами и устроим привал «на берегу реки». Организуйте путешествие на Южный полюс, в Китай или Америку. Для игры можно использовать различные сувениры — придумайте, из какой страны вы их привезли.

И так мы весело проведём время, а ребёнок получит определенные навыки, расширяющие его словарный запас, тренирующие моторику и зоркость.

А вот ещёнесколько игр:

Игра «Заметить все»

Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их газетой. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребёнку перечислить все. Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребёнка, в какой последовательности они лежали. Переменив местами два каких-либо предмета, показать снова предметы секунд на 10. Предложить ребёнку уловить, какие два предмета переложены. Не глядя больше на предметы, сказать какого цвета каждый из них. Положив один на другой восемь предметов, заставить ребёнка перечислить

их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз. Рассматривать 20секунд.

Пять-шесть предметов разместить в разных положениях: перевернув, поставив на бок, приложив, друг к другу, положив один на другой и т. п. Играющий должен сказать, в каком положении находится каждый предмет. В игре могут участвовать дети с 5-летнего возраста.

Игра помогает развить память ребёнка, внимание, мышление, наблюдательность.

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и т. п., по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

Игра способствует развитию наблюдательности и памяти.

Игра «Запоминай порядок»

Играющим показать на руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав

их, спросить о последовательности в их расположении. 5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящий становится другой.

Игра развивает память, наблюдательность, внимание.

Игра «Разноцветное меню»

Предложить ребёнку составить меню из продуктов одного цвета. Для начала

вместе решите, сколько продуктов будет входить в меню. Например, «Красное меню» из трёх блюд: помидора, перца, свёклы.

Эта игра помогает развить логическое мышление и воображение ребёнка,

способствует сенсорному развитию – усвоению сенсорного эталона цвета.

Игра «Узнай на ощупь»

Взять несколько предметов и внимательно рассмотреть их с ребёнком. Завязать ребёнку глаза шарфом. Нужно определить предмет, потрогав его поверхность, взяв его в руки. На ощупь определить, сахар это или соль; определить – какое зерно, какая крупа и т. п.

Игра способствует развитию тактильного восприятия, мышления и воображения ребёнка.

Удачи!

Источник