Становление и развития института защиты прав ребенка

Становление и развития института защиты прав ребенка thumbnail

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпевало значительные изменения. В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличалось от отношения животных к своим детенышам. Затем долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а после этого возраста – как к взрослым, и приучали их к нелегкой жизни зрелого человека той поры. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого [3].

Вопрос об отдельном рассмотрении прав детей возник сравнительно недавно. Губительные последствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость, со стороны, Лиги Наций создать в 1919 г. Комитет детского благополучия, который рассматривал права детей в основном в контексте мер, которые нужно было принять в отношении беспризорных детей, рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности, Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб. В 1923 г. в рамках этой организации была разработана декларация, содержащая основные условия, которым должно следовать общество, чтобы обеспечить соответствующую защиту детей и заботу о них.

В 1924 г. в Женеве Лига Наций на своей 5-й сессии приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребенка. Это был первый документ международно-правового характера в области охраны прав и интересов детей. Декларация, состоящая из 5 принципов, сформулировала цели международно-правовой защиты детей: ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного (пр. 1); голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования (пр. 2); ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии (пр. 3); ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации (пр. 4); ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения (пр. 5) [1].

В Декларации впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны — все человечество должно заботиться о благополучии детей.

Однако окончательно система международной защиты прав ребенка как составной части защиты прав человека сложилась после Второй мировой войны в рамках Организации Объединенных Наций, одним из основополагающих принципов которой было провозглашение уважения к правам и свободам человека без какой-либо дискриминации. Принцип уважения прав человека был закреплен в Уставе ООН. В преамбуле Устава говорилось о решимости народов «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности». В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Устава ООН одной из целей Организации являлось «осуществление международного сотрудничества… в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» путем содействия ООН «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех» [5].

Таким образом, Устав ООН создал правовую основу для формирования механизма международной защиты прав человека, который включает в себя разработку международных стандартов в области защиты прав человека и создание международных контрольных органов за их соблюдением.

Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовала выделение международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). Кроме того, защитой прав детей в отдельных областях занимаются специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

Организацией, которая занимается исключительно детскими проблемами, является Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). ЮНИСЕФ был создан резолюцией Генеральной Ассамблеи 57(1) об учреждении ЮНИСЕФ от 11 декабря 1946 г. В ней было сказано, что Фонд создается для оказания помощи детям в послевоенной Европе. Он должен быть организован и использован в пределах имеющихся в его распоряжении средств, а получающие помощь от ЮНИСЕФ правительства обязаны распределять эту помощь соответственно потребностям и без дискриминации в отношении расы, религии, национальности и политических убеждений. Международная защита прав ребенка в рамках ЮНИСЕФ осуществляется по нескольким направлениям: 1) разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка; 2) создание специального контрольного органа по защите прав ребенка; 3) содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами (имплементационная деятельность); 4) оказание международной помощи через Детский фонд ООН.

Наиболее результативной является нормотворческая деятельность по защите прав ребенка. Она велась по двум направлениям:

1) закрепление прав ребенка в общих декларациях и конвенциях по правам человека либо в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин) или в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования);

2) разработка деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка.

Специальным документом, полностью посвященным правам ребенка, стала Декларация прав ребенка. При подготовке Всеобщей декларации прав человека Экономический и Социальный совет предложил Комиссии по правам человека рассмотреть одновременно Всеобщую декларацию прав человека и проект Декларации прав ребенка. В 1946 г. Экономический и Социальный совет решил, что, хотя принципы Женевской декларации должны оставаться применимыми, Объединенные Нации нуждаются в обновленном документе, соответствующем уставным целям Организации Объединенных Наций в области прав человека. И в том же году Социальная комиссия обсуждала возможность разработки декларации. На 6-й сессии Социальной комиссии (1950) был принят проект Декларации под названием «Декларация прав ребенка» [2]. Экономический и Социальный совет в 1950 г. передал проект этой Декларации на рассмотрение Комиссии по правам человека, которая включила вопрос о Декларации прав ребенка в повестку дня своей 13-й сессии (1957). Подготовив проект Декларации на своей 15-й сессии в январе 1959 г., Комиссия представила его 14-й сессии Генеральной Ассамблеи, где он рассматривался Комитетом по социальным, гуманитарным и культурным вопросам. Проект Декларации вызвал острую дискуссию.

Читайте также:  Психологическая коррекция развития ребенка дошкольного возраста

Представители СССР и других социалистических стран считали, что провозглашения общих принципов защиты прав детей в Декларации недостаточно и что ее следует дополнить указанием конкретных мер, которые должны быть приняты государствами для содействия осуществлению этих прав. Представители же западных стран подчеркивали, что в Декларации следует перечислить лишь принципы, так как данный документ является не более чем утверждением добрых намерений и носит лишь рекомендательный характер. В результате предложение СССР было отклонено. 20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией 1383(14) приняла Декларацию прав ребенка.

Несмотря на продуктивность и многоаспектность нормотворческой деятельности в области защиты прав ребенка, к концу 70-х гг. стало очевидным, что существующие нормы по правам человека уже не являются больше адекватными для того, чтобы отвечать специальным нуждам детей. К тому же со времени принятия Декларации были выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав ребенка и методов их защиты. Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка [9].

Вопрос о необходимости придания правам детей силы международного обязательства встал при подготовке к проведению Международного года ребенка (1979), главной целью которого было «укрепление осознания особых нужд детей среди общественности и правительств» (резолюция Генеральной Ассамблеи 31/169 от 21 декабря 1976 г.). Тогда, в 1979 г. по инициативе Польши Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке специальной Конвенции о правах ребенка. Однако решение о разработке Конвенции не было таким уж очевидным. С самого начала работы над проектом Конвенции обозначилось политическое противостояние между США и СССР и их союзниками. Первоначальный проект Конвенции, представленный Польшей, почти весь был сфокусирован на экономических, социальных и культурных правах, которые западные страны не признавали как юридически обязательные.

Ожидалось, что они не поддержат проект, и тогда их можно было бы обвинить в том, что они не заботятся о детях. Соединенные Штаты и их союзники ссылались на то, что права детей уже защищены рядом конвенций по правам человека, в том числе и двумя Пактами о правах человека, и что создание специальной конвенции для детей невыгодно, так как иногда специальное обращение может привести к их дискриминации.

В начале 80-х гг. переговоры по поводу Конвенции стали прогрессировать, так как Конвенцию поддержали развивающиеся страны, которые увидели в ней полезный инструмент для поддержки своих требований по поводу глобальной экономической и социальной справедливости. США ответили на эту растущую поддержку предложением новых статей, которые предоставляли детям гражданские и политические права. Они надеялись, что поддерживающие разработку Конвенции страны не согласятся с включением данных прав, которые в большинстве этих стран являлись спорными даже для взрослых, что сделает конвенцию менее приемлемой. Но этого не случилось.

В середине 80-х, когда начали происходить перемены в Восточной Европе, «холодная война» подходила к концу, стало возможным продолжать работу над Конвенцией и оказывать повышенное внимание реальной ситуации, сложившейся с защитой прав детей. В это же время в разработку Конвенции активно включились Детский фонд ООН и большое число неправительственных организаций, что значительно ускорило ее принятие [6]. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея приняла Конвенцию о правах ребенка. 2 сентября 1990 г. после сдачи на хранение 20 ратификационных грамот Конвенция вступила в силу.

Принятие Конвенции стало значительным событием в области защиты прав детей. В Конвенции впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция, состоящая из 54 статей [7], охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет), если национальным законодательством не предусмотрен более ранний возраст достижения совершеннолетия (ст. 1). С принятием Конвенции был введен ряд новых прав ребенка: на выживание и развитие (ст. 6), на сохранение индивидуальности (ст. 8), на право свободно выражать свои взгляды (ст. 12), на неучастие в военных действиях (ст. 38), на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации (ст. 39).

В Конвенции впервые особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении, чтобы ребенок имел доступ к информации из различных национальных и международных источников (ст. 17). В соответствии со статьей 42 государства-участники обязуются «широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей».

Читайте также:  Что делать беременным для развитие ребенка

Впервые в истории в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля за выполнением положений Конвенции – Комитет по правам ребенка. Он уполномочен рассматривать периодические (раз в 5 лет) доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции (ст. 44). Кроме того, ст. 45 предусматривает, что Комитет также является координатором международного сотрудничества по выполнению поставленных в Конвенции целей.

Для этого в его работе могут принимать участие Детский фонд ООН, специализированные учреждения, международные неправительственные организации. Еще одно новшество Конвенции — это положение, согласно которому государства должны обеспечить «широкую гласность своих докладов в своих странах» (п. 6 ст. 44) [8].

На начало 1998 г. 190 стран ратифицировали Конвенцию о правах ребенка. Из всех стран, признанных международным сообществом как суверенные государства, только 3 еще не ратифицировали Конвенцию (Сомали, Объединенные Арабские Эмираты, Оман). Конвенция о правах ребенка близка к тому, чтобы стать первым в мире договором по правам человека, который ратифицируют все страны мира.

Конвенция о правах ребенка стала отправной точкой для разработки как региональных конвенций о правах ребенка (в рамках Организации африканского единства в 1990 г. принята Африканская Хартия прав и благополучия детей; Советом Европы разрабатывается Европейская конвенция о правах ребенка), так и конвенций, регулирующих отдельные права ребенка (например, Конвенция 1993 г. по защите детей и сотрудничеству в отношении международного усыновления).

13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 года вступила в силу для Российской Федерации как правопреемника. Правительство РФ, подписав международные документы ООН об обеспечении выживания, защиты и развития детей, взяло на себя обязательство не только самому принимать соответствующие акты, но и поощрять правительственные и неправительственные организации в регионах к подготовке программ в интересах детства. [4]

Основным документом в РФ по правам ребенка является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года.

Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности» [10].

Права ребенка в РФ также закреплены в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, Семейном кодексе РФ.

Подводя итог, можно сделать вывод, права ребенка наиболее обоснованно были регламентированы в результате реформ в XX веке, на современном этапе уже практически все государства мира, взяли на себя ответственность за защиту и обеспечение прав детей.

Литература:

1. Бондаренко А. Б. Насилие и права человека сегодня // Вестник МГУ серия 7 Философия, 2004. — №6. С. 20.

2. Всеобщая декларация прав ребенка // Сборник документов по правам человека. 2008.

3. Всеобщая декларация прав ребенка // Сборник документов по правам человека, 2009.

4. Желаннова А. Права ребенка и педагогика// История. – 1997. — № 40. С. 33.

5. Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод человека // Правоведение. — 2004. — №5. — С.18.

6. Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод человека // Правоведение. – 2004. — №5. С.20.

7. Зубенко В. Принципы и категории прав и свобод человека // ОБЖ, 2004, №5, с.20.

8. Каламкарян Р. А. Концепция права в современном международном праве. // Государство и право, 2008. — №6. —

9. Кравчук Н.В. Порядок защиты прав ребенка. – 2002. — С. 48.

10. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 09.07.1998 г.

Источник

«Ребёнок» всегда являлся особым субъектом правоотношения, права и свободы которого всегда зависели от воли родителей, а дальнейшем и от политики государства.

Ещё Домниций Ульпиан характеризовал ребёнка как личность с шаткой рассудительностью, поэтому права ребёнка всегда требовали особой защиты государства.

Эта проблема прошла все периоды истории, задела все страны, но не потеряла свою актуальность и по сей день.

В древнем мире в основе практики воспитания детей лежала идея полной родительской власти (чаще отца) над ребёнком.

В римском праве власть отца была абсолютной и являлась строго национальным институтом римских граждан [1]

Именно глава семьи решал судьбу детей, оставить жизнь или же отдать в рабство, но постепенно происходило ослабление родительской власти, и ребёнок становился под защиту права.

Дети получили возможность жаловаться в магистрат, тем самым ограничив власть родителя над собой. В институциях Юстиниана появилась запись о том, что родители в обязательном порядке должны были уплачивать издержки на воспитание детей. Отдельно были выделены незаконнорождённые, к примеру, дети-конкубины имели притязания об алиментах к обоим родителям, остальные же могли требовать выплаты только от матери или же её близких родственников.

Со временем расширялась и имущественная самостоятельность детей. В Гаевом кодексе указывается, что отец был обязан выделять сыну имущество — пекулей, по достижении им 25 лет, и последний мог распоряжаться им по своему усмотрению абсолютно законно, но в случае его смерти вся собственность закреплялась за родителем.

Также ребёнок получил право владения состоянием матери, на которое отец не мог претендовать, он лишь выполнял роль регента.

Но всё выше сказанное относилось лишь к детям свободных, родившиеся, же в семьях рабов не имели никаких прав, их судьба полностью зависела от воли господина.

Читайте также:  Посмотреть развитие ребенка в утробе матери по неделям

Безграничной власть отца являлась и в Древнем Китае. Там, родитель имел право продать ребёнка, но эта возможность распространялась лишь на младших детей, старший, же оставался дома и обладал рядом преимуществ перед остальными. Наказывались сыновья и внуки, пытавшиеся без разрешения отселиться от большой семьи или присвоить часть семейного имущества.

Таким образом, можно сказать, что уже во времена господства Римского права началось становление детской гражданской правоспособности, а государству была приписана роль высшего опекуна.

Средневековье можно охарактеризовать как период со слабо развитой правовой защитой детства, жестокость в обращении была характерна для большинства законодательных актов того периода.

Также как и в Риме, глава семьи играл огромную роль, так например, исторические памятники немецкого средневекового законодательства утверждают за отцами право продавать детей в крайних случаях, во время голода и лишь с некоторыми ограничениями в пользу продаваемых. «Швабское зерцало» говорит, что отец во время нужды может по праву продать своих детей, но не в дом публичных женщин и не для убийства. В саксонских городах закон предоставлял отцу право во время голода продавать и закладывать детей, но так, чтобы не было при этом опасности для их жизни и притеснения религиозных верований.

Отношение средневекового законодательства к детоубийству отличалось от современного в двух моментах: детоубийство рассматривалось как «нечто меньшее, чем убийство», но, с другой стороны, как нечто худшее, чем небрежность, приведшая к смерти. Тем самым внимание церкви было обращено не только на грех родителей, но и на благополучие ребенка. Родители не только должны были иметь добрые намерения, но и заботиться о ребенке в действительности. К примеру, Французская Салическая правда гласила:

«Параграф 1. XXIV. Если кто лишит жизни мальчика до 10 лет включительно и будет уличён, присуждается к уплате 600 сол».

«Параграф 4. Если кто лишит жизни ребёнка в утробе матери раньше, чем он получит имя, и это будет доказано, присуждается к оплате 100сол». [2]

В Германском праве средневековья — Каролине, 1525г. написано:

«Ст. C XXX. Женщина, которая злоумышленно, тайно и по своей воле убьет своего ребёнка, уже получившего жизнь, будет согласно обычаю заживо погребена и забита кольями»

«Ст. C XXXIII. Если кто-нибудь изгонит живой плод у женщины путём насилия, вредной пищи или напитка, то мужчина должен быть казнён (путём отсечения головы) мечом, а женщина, хотя бы она учинила это сама над собой, должна быть утоплена или подвергнута иной смертной казни» [3].

В Статутах Великого Княжества Литовского присутствует статья:

«Раздел 11.10. Если бы кто-нибудь из-за голода продал в рабство…своего сына, то такой договор не должен иметь силы, и когда прекратится голод, тот человек, достав деньги, отдаст их кредитору, а сам снова станет свободным» [4].

В целом можно сказать, что на средневековом праве лежал теократический отпечаток, религия занимала в то время одну из главенствующих позиций. Развитие правоспособности детей происходило не очень интенсивно, т. к. ребёнок выступал в качестве товара или раб. силы и родители распоряжались им по своему усмотрению.

Более остро вопрос о правоспособности детей стоял в новое время. Именно в этот период общество стало особо яро защищать права ребёнка по средствам различных НПА или разнообразных общественных организаций.

К примеру, Французский Гражданский кодекс 1804г. говорит о правах ребёнка так:

«Параграф 372. Ребёнок находится под властью родителей до того, как станет совершеннолетним, или приобретёт полную дееспособность».

«Параграф 375. Отец, у которого имеются достаточные и серьёзные основания сомневаться в достойном поведении своего ребёнка, обладает следующим средством для его наказания:

Параграф 376. Если ребёнку исполнилось 16 лет, то отец может поместить его в тюрьму на срок, который, однако, не может превышать одного месяца. Во исполнении этого президент окружного суда обязан выдать ордер на его содержание в тюрьме по требованию отца.

Параграф 377. Если ребёнку до 16 лет, отец может только попросить поместить ребёнка в тюрьму. Причём такое прошение органы власти должны рассмотреть и принять решение: удовлетворить или отклонить».

В описанных выше ситуациях от судей не требовались никакие письменные документ, совершенно не соблюдались какие-либо формальности (кроме выдачи ордера). В те времена заключение ребёнка под стражу считалось нормой, и объяснять это каким-либо образом не требовалось. Всю структуру власти отца над семьёй можно соотнести с patria potestas домовладыки в римском праве.

Статистика нарушения прав ребёнка того времени была внушительной. Например, в Лондоне были официально зарегистрированы 762 случая, из них: голодание (81), опасная жестокость (130), заброшенность (30), оставление ребёнка на произвол судьбы (70) и др. Было вынесено 120 приговоров.

Всё это способствовало образованию различных организаций защищающих права ребёнка:

Лондонское общество по предотвращению жестокости по отношению к детям (1884)

Нью-Йоркское общество предупреждение жестокого обращения с детьми(1871)

Союз защиты детей от использования и жестокого обращения, образованный в Германии (1898) и др.

В 1899 г. был образован первый детский суд, разбирающий исключительно дела связанные с несовершеннолетними. Введены понятия «виновный» и «правонарушитель», отличающиеся от статуса «преступник».

Из выше изложенного можно сделать вывод, что к началу эпохи нового времени права ребёнка по-прежнему носили авторитарный характер по отношению к родителям, отец обладал большими полномочиями, но уже ближе к завершению этого периода общество становится на защиту правоспособности детей посредствам введения различных законопроектов и действиями общественных организаций.

Литература:

1.                 Институции Юстиниана. [Электронный ресурс]. URL: https://www.law-students.net/index.php (дата обращения: 8. 11. 2013)

2.                 Салическая правда. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hist.msu.ru/ ER/Etext/salic.htm (дата обращения: 8. 11. 2013)

3.                 «Каролина» Уголовно-судебное уложение Карла V. [Электронный ресурс]. URL: https://www.law-students.net/index.php (дата обращения: 8. 11. 2013)

4.                 Статут Великого княжества Литовского 1529 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.law-students.net/index.php (дата обращения: 8. 11. 2013).

Основные термины (генерируются автоматически): отец, ребенок, родитель, время, глава семьи, время голода, власть отца, XXXIII, XXX, XXIV, жестокое обращение, параграф.

Источник