Психологическая коррекция развития ребенка дошкольного возраста

Психологическая коррекция развития ребенка дошкольного возраста thumbnail

Психологическая коррекция (психокоррекция) ребенка – это специально разработанная система психологических воздействий, направленная на уменьшение эмоционального дискомфорта, повышение активности и самостоятельности. Посещая специальные занятия, ребенок избавляется от негативных личностных реакций, возникающих в результате эмоциональных нарушений, становится менее агрессивным, возбудимым и мнительным.

Психологическая коррекция ребенка

Цель коррекции

Главная задача психологической коррекции заключается в том, чтобы помочь ребенку, изменить некоторые модели мышления и поведения, которые осложняют жизнь ему и окружающим. Психокоррекция помогает привить позитивное мышление, создать условия для полноценного развития личности, самоактуализации. При этом раскрываются индивидуальные способности и личностный потенциал.

Показания для назначения

Те или иные методы психокоррекции применяют, если в поведении ребенка начинают наблюдаться следующие нарушения:

  • гиперактивность, импульсивность;
  • неконтролируемая агрессия;
  • тревожность, мнительность;
  • чрезмерная стеснительность, боязливость;
  • неоправданные страхи;
  • трудности запоминания;
  • неусидчивость;
  • нарушения мышления;
  • трудности в процессе обучения.

Этапы психологической коррекции

Психологическая коррекция обычно предусматривает соблюдение следующих этапов:

  • сбор информации;
  • создание программы проведения психокоррекции;
  • установочный этап;
  • процесс психологической коррекции;
  • завершающий этап.

Сбор информации происходит на первой встрече со специалистом, который будет составлять программу последующих занятий. Обычно она проходит без ребенка. Основной задачей предварительной встречи является передача психологу детальной информации о развитии ребенка, особых чертах его поведения. Может оказаться полезным изучение его индивидуальной медицинской карты.

Создание программы происходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Она включает в себя определение расписания посещаемых занятий, а также изменений, которые должны произойти в домашней обстановке и поведении родителей для осуществления психокоррекционного процесса.

Установочный этап представляет собой процесс формирования положительной установки на проведение занятий. На этом этапе все действия будут направлены на снижение эмоционального напряжения, активизацию самостоятельной психологической работы, повышение веры в достижение положительных результатов, формирование доверительного контакта специалиста с ребенком и его родителями.

Процесс психологической коррекции подразумевает точное выполнение всех рекомендаций в рамках психокоррекционной программы. Выполнение предписаний, направленных на решение конкретных задач: преодоление кризиса внутри семьи, изменение родительских позиций и установок, устранение дезадаптации в поведении ребенка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование адекватного отношения к себе и окружающим.

Завершающий этап представляет собой оценку достигнутых результатов. При этом обычно просматривают отчеты родителей о поведении ребенка на начальном и конечном этапе занятий. Также происходит разбор и анализ поведенческих и эмоциональных реакций ребенка при помощи метода наблюдения. Анализ проделанной работы может выявить необходимость проведения дополнительных занятий.

Основные методы

Программу психологической коррекции специалист составляет индивидуально для каждого пациента, выбирая наиболее подходящие методы.

Самыми популярными методами психокоррекции детей являются игры. Игровые методы бывают направленные и ненаправленные. Направленная игротерапия построена на активном участии психолога в игре ребенка. Ненаправленная игротерапия проходит в свободной форме. Играя, ребенок учится самовыражаться, достигать эмоционального равновесия. К методам директивной игровой коррекции относят сюжетноролевые игры и психодрамы.

Сюжетноролевые игры помогают формированию достаточной самооценки ребенка и положительных отношений с окружающими. В начале игры психолог задает сюжет, выбирает игровой материал, планирует определенные ситуации. Этот метод эффективен в борьбе с межличностными конфликтами и нарушениями поведения.

Игры драматизации хорошо подходят для детей с ограниченным социальным опытом. Такая игра помогает рассмотреть характер межличностных отношений и прожитых ситуаций исходя из сюжетов знакомых сказок. При этом свои эмоции и личностные качества ребенок переносит на игровой образ, наделяя ими персонажей.

Арт-терапия это специализированный метод психотерапии, основанный на изобразительном искусстве, задачей которого является развитие самовыражения и самопознания ребенка. В рисунках детей отражается их уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности. Это своеобразная проекция личности. Анализируя детский рисунок необходимо выражать одобрение. Похвала вызовет гордость у ребенка за выполненное задание. В процессе псикоррекции методом арт-терапии, ребенку могут предложить изготовить маску, фигурку из пластилина, конструкцию из подручных материалов.

Музыкотерапия прекрасно помогает справиться с эмоциональными нарушениями. Основные психологические механизмы музыкотерапии: катарсис (эмоциональная разрядка, регулирование эмоционального состояния), эмоциональная экспрессия, повышение социальной активности. Эффективными методами музыкотерапии являются рецептивная методика (восприятие музыки с определенной целью) и активная терапия (коррекционно-направленная, активная музыкальная деятельность).

По завершению курса коррекции психолог обязательно даст рекомендации по дальнейшему развитию ребенка, с учетом приобретенных навыков и качеств.

Источник

В последние годы
наметился рост числа детей, имеющ.
отклонения в психич. развитии и испытывающ.
вследствие этого трудности в обучении.
Поиск наиболее эффективных методов
коррекции детей с отклон. в психич.
развитии яв-ся актуальной проблемой
для специалистов, работающих с данной
категорией детей.

Ее цель
– развитие познавательной сферы детей
раннего возраста с психофизическими
нарушениями. Здесь будут решаться след.
задачи:

— развитие
эмоционально-делового и предметного
общения;

— развитие предметных
действий и предметной деятельности;

— накопление и расширение
сенсорного опыта;

— развитие
наглядно-действенного мышления;

— развитие мелкой
моторики;

— развития и коррекция
слухового внимания и восприятия

Ранний возраст в жизни
ребенка яв-ся более ответственным
периодом, когда развиваются моторные
функции, ориентировочно-познавательная
деятельность, речь, а также формируется
личность. Пластичность мозга ребенка
раннего возраста, сензитивные периоды
формирования эмоций, речи, интеллекта
и личности определяют большие потенциальные
возможности в коррекционной помощи.
Ранняя и адекватная помощь ребенку
позволяет более эффективно компенсировать
нарушения в его психофизическом развитии
и тем самым смягчить, а возможно и
предупредить вторичные нарушения.
Контроль в этом возрасте необходим для
раннего выявления отклонений, планирования
индивид. мер коррекции и профилактики
направленных на создание условий для
полноценного развития все сторон психики
ребенка.

Началом кореек.-развивающей
работы яв-ся этап диагностики. Основное
назначение диагностики получить
объективные данные о состоянии тех
качеств, свойств и функций, которые
подлежат дальнейшему коррекционно-развивающему
воздействию. При диагностики ребенка
выявляют: сенсорное развитие, развитие
общих движений, мелкой моторики, развитии
речи, формирование игровой деятельности
и навыков самообслуживания.

Все занятия с детьми
раннего возраста проходят в игровой
форме, продолжительность не превышает
10 минут. Подходит следующая схема
построения занятия:

1. Ритуал приветствия.
Цель: настроить ребенка на предстоящую
игровую ситуацию сформировать
эмоциональный контакт.

2. Упражнения направленные
на познавательное развитие, игры на
сенсорное развитие, развитие и коррекцию
слухового внимания и восприятия.

3. Упражнения направленные
на физическое развитие: развитие и
коррекцию мелкой моторики, развитие
общих движений.

19. Особенности психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста

Дошкольное детство –
один из самых важных этапов жизни
ребенка: без полноценно прожитого,
всесторонне наполненного детства вся
его последующая жизнь будет ущербной.
Чрезвычайно высокий темп психического,
лич­ностного и физического развития
в этот период позволяет ребенку в
кратчайшие сроки пройти путь от
беспомощно­го существа до человека,
владеющего всеми основными началами
человеческой культуры. Грамотное
взаи­модействие взрослых в процессе
воспитания ребенка обес­печивает
максимальную реализацию всех имеющихся
у него возможностей, позволит избежать
многих трудностей и отклонений в ходе
его психического и личностного раз­вития.
Созда­вая новые интенсивные программы
развивающей работы с ребенком необходимо
иметь в виду не только то, чего он может
достигнуть, но и то, каких физических и
нервно-пси­хических затрат ему это
будет стоить.

Читайте также:  Семейный центр развитие ребенка от года

Старший дошкольный
возраст непосредственно пред­шествует
переходу ребенка на следующий, очень
важный этап его жизни – поступление в
школу. Поэтому существен­ное место в
работе с детьми 6-го и 7-го года жизни
начина­ет занимать подготовка к школе.
Здесь можно выделить два аспекта:
во-первых, продолжающееся целенаправлен­ное
развитие личности ребенка и познавательных
психи­ческих процессов, лежащих в
основе успешного освоения им в будущем
собственно учебной программы, а
во-вто­рых, обучение начальным школьным
умениям и навыкам (элементам письма,
чтения, счета).

Проблема готовности
ребенка к школьному обучению сегодня
рассматривается в первую очередь как
психологи­ческая: приоритет отдается
уровню развития мотивационно-потребностной
сферы, произвольности психических
процессов, операциональных навыков,
развитию тонкой моторики руки. Установлено,
что одна лишь интеллекту­альная
готовность к школе не обеспечивает
успешного вхождения ребенка в учебную
деятельность. Тем не менее на практике
работа со старшими дошкольниками
сводит­ся к обучению чтению, письму
и счету, чтобы обеспечить им, таким
образом, некоторую фору на первый этап
школь­ного обучения. Отчасти это
спровоцировано и самой учеб­ной
программой современной школы: она
составлена так, что на отработку начальных
навыков письма, чтения и счета времени
отведено мало. Если ребенок приходит в
школу неграмотным, он отстает от своих
более продвину­тых одноклассников
просто потому, что так составлена
программа начальной школы. Формирование
же у ребен­ка соответствующей учебной
мотивации, произвольности внимания,
памяти, словесно-логического мышления,
ориентировки на способ действия,
операциональных навыков выступает при
этом лишь как побочный продукт обуче­ния:
все это должно сформироваться само
собой, по мере развития интеллектуальных
навыков. Тем не менее это далеко не так.
Специальные исследования показывают,
что дети, хорошо интеллектуально
подготовленные к школе, зачастую плохо
пишут, не выполняют правил ведения
тет­радей, работы с дидактическим
материалом и испытыва­ют целый ряд
других трудностей учебного порядка.

К сожалению, и у
педагогов, и у родителей существует
убеждение, что достижение ребенком
определенного возра­ста или поступление
в школу автоматически должно вести к
возникновению и становлению указанных
выше качеств. Обнаружив, что они
отсутствуют и это мешает первокласс­нику
хорошо учиться, взрослые начинают
требовать от него «быть добросовестным,
внимательным», забывая о том, что эти
качества формируются на протяжении
всего дошколь­ного детства и отсутствие
их у ребенка 6-7 лет свидетель­ствует
о недостаточной развивающей работе с
ним.

Исследования показали,
что к концу старшего дошколь­ного
возраста не все дети достигают того
уровня психоло­гической зрелости,
который позволил бы им успешно пе­рейти
к систематическому обучению. Можно
выделить ряд показателей психологической
незрелости ребенка, посту­пающего в
школу.

1. Слабое речевое
развитие детей.

2. Неразвитость тонкой
моторики.

3. Неправильное
формирование способов учебной рабо­ты.

4. Отсутствие у детей
ориентировки на способ действия, слабое
владение операциональными навыками.

5. Слабое развитие
произвольного внимания, памяти

6. Низкий уровень
развития самоконтроля.

Практический психолог
детского сада может использо­вать
программу диагностики психологической
зрелости детей старшего дошкольного
возраста, составленную с уче­том
выделенных выше показателей. Весь
комплекс методик направлен на качественную
диагностику развития тех психических
функций, которые занимают центральное
место в общей картине психологической
зрелости ребенка и его го­товности к
систематическому обучению. Выполнение
каж­дого задания демонстрирует
сформированность у ребенка не только
того психического познавательного
процесса, на диагностику которого оно
направлено в первую очередь, но и ряда
других, сопряженных с ним функций,
уровень раз­вития которых в значительной
мере определяет качество решения
экспериментальной задачи. Таким образом,
все показанные ребенком результаты
взаимно дополняют друг друга, что
позволяет получить более полное
представление о степени психологической
зрелости ребенка старшего дош­кольного
возраста и на этом основании вести с
ним коррекционную и развивающую работу.
В поведении и развитии детей дошкольного
возраста часто встречаются нарушения
поведения (агрессивность, вспыльчивость,
пассивность, гиперактивность), отстава­ние
в развитии и различные формы детской
нервности (невропатия, неврозы, страхи).

Осложнения психического
и личностного развития ребен­ка
обусловлены, как правило, двумя факторами:
1) ошибка­ми воспитания или 2) определенной
незрелостью, минималь­ными поражениями
нервной системы. Зачастую оба эти
фак­тора действуют одновременно,
поскольку взрослые нередко недооценивают
или игнорируют (а иногда и вовсе не
зна­ют) те особенности нервной системы
ребенка, которые ле­жат в основе
трудностей поведения, и пытаются
«исправить» ребенка различными
неадекватными воспитательными
воз­действиями. Очень важно поэтому
уметь выявить истинные причины поведения
ребенка, тревожащего родителей и
вос­питателей, и наметить соответствующие
пути коррекционной работы с ним. Для
этого необходимо ясно представлять
себе симптоматику указанных выше
нарушений психичес­кого развития
детей, знание которой позволит педагогу
со­вместно с психологом не только
правильно построить ра­боту с ребенком,
но и определить, не переходят ли те или
иные осложнения в болезненные формы,
требующие квали­фицированной
медицинской помощи.

Коррекционная работа
с ребенком должна быть начата как можно
раньше. Своевременность психологической
по­мощи – главное условие ее успешности
и эффективности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Методы психологической коррекции в работе с дошкольниками

Основной метод психологической коррекции в соответствии с ее главной целью в пространстве нормального дошкольного детства может быть определен как развивающее взаимодействие взрослого и ребенка. Такое обобщающее понимание метода с одной стороны конкретизирует смысл и результат коррекционных усилий и выделяет единый психологический механизм во множестве широко применяемых на практике разнообразных приёмах, методиках, упражнениях, техниках, видах и формах коррекционной работы. С другой стороны четко обозначает важность и необходимость постоянной включенности в развивающее взаимодействие не только психолога или иного специалиста, но и других значимых, самых близких для ребенка, взрослых (членов семьи, воспитателей и педагогов детского сада) как непосредственных соучастников этого процесса. Только в таком случае, становятся возможными и необходимая интенсификация психического развития ребенка, и относительная устойчивость во времени происходящих положительных изменений.

Кроме этого, отсутствие в целом в современной психологической науке единой теоретической точки зрения на развитие личности человека закономерно обуславливает вариативность существующих коррекционных подходов в зарубежной и отечественной практике. Избежать противоречия в использовании с дошкольниками способов коррекции, разработанных в различных психологических направлениях, позволяет оценка эффективности результатов с точки зрения позитивного продвижения в психическом развитии и на основе анализа целостной картины развития ребенка по ключевым направлениям.

Процесс развития в дошкольном возрасте разноплановый, чрезвычайно динамичный и многогранный. В этот период взаимодействие взрослого и ребенка характеризуется целым рядом особенностей, которые дополняют и уточняют основные развивающие задачи.

Ориентирами направления и содержания развивающего взаимодействия выступают важнейшие показатели развития ребенка, разработанные в современной отечественной психолого-педагогической науке и практике — уровень овладения ребенком различными видами детской деятельности с учетом достижений; развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний; умственное развитие, включающее уровень развития познавательных процессов (восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения), развитие речи и приобретение ребенком различных знаний-представлений об окружающем; развитие взаимодействия и общения со сверстниками, усвоение социальных норм и правил. Наиболее объемным и сложным показателем выступает умственное развитие, основным содержанием которого является развитие умственных способностей – психологических качеств, определяющих возможность усвоения новых знаний и умений и их использование для решения разнообразных задач. Для ребенка дошкольника такими качествами становятся образные средства познания и саморегуляции.

Читайте также:  Необходимые условия для воспитания и развития ребенка

На каждом этапе дошкольного детства эти показатели имеют свои качественные характеристики, в единстве и взаимосвязи которых раскрываются особенности возрастного развития. В связи с этим, задача взрослых заключается в том, чтобы соотнести те или иные индивидуальные проявления ребенка с этими ориентирами и на основе всестороннего и полноценного анализа развития ребенка выбрать путь создания условий для гармонизации его психического развития.

Максимальный эффект в реализации возможностей ребенка-дошкольника достигается, когда развивающее взаимодействие строится в соответствии с психофизическими и психофизиологическими возрастными и индивидуальными особенностями. Это означает, что чем младше ребенок, тем в большей мере степень зрелости центральной нервной системы ограничивает его психомоторные, эмоциональные и познавательные возможности. Вследствие этого недопустимо предъявлять завышенные требования и форсировать развитие ребенка, перегружая его мозг излишней информацией и эмоциональными впечатлениями. Одновременно с этим необходимо учитывать такие особенности возраста как, например, естественную яркость эмоциональных проявлений и их импульсивность, большую потребность в движении и новых впечатлениях, относительную неустойчивость и кратковременность сосредоточения внимания, непосредственность поведения и пр. В тех случаях, когда ребенок чего-то не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники, необходимо не упрекать, а проявить особое внимание к индивидуальным особенностям – личным стремлениям и желаниям ребенка, темпу деятельности, работоспособности, утомляемости, степени уверенности в своих силах, уровню самооценки и т.д. Предоставление ребенку определенной свободы в выборе эмоционально привлекательных видов деятельности и способов работы, в чередовании дел, в продолжительности занятий каким-либо одним делом предохраняет ребенка от переутомления, позволяет сохранить интерес, стимулирует его самостоятельность, активность и стремление к постоянному открытию чего-то нового в окружающей действительности.

Полноценному психическому развитию в дошкольном возрасте способствует включение ребенка в процесс активного взаимодействия с окружающим миром, когда взрослые становятся посредниками между ребенком и предметной средой, а также участниками совместного опыта исследования разнообразной и постоянно меняющейся действительности. Большое значение имеет умелая организация и содержательное, разнообразное наполнение окружающей среды, в которой постоянно живет ребенок и дома и в детском саду. Задача взрослых состоит в том, чтобы не только знакомить ребенка с разными сторонами действительности — явлениями живой и неживой природы, миром человеческих отношений и собственных переживаний, предметами и произведениями культуры, но и постепенно расширять и углублять эти знания, способствовать освоению ребенком способов их получения, дальнейшего обобщения и самостоятельному использованию в решении различных задач.

При этом необходимо помнить, что поведение значимых взрослых выступает для ребенка в целом как образец для подражания. То, насколько последовательно близкие взрослые в своей повседневной жизни, в общении с ребенком и другими людьми придерживаются установленных норм и правил, во многом определяет их соблюдение ребенком, ориентирует его на социально одобряемые формы поведения. Для ребенка-дошкольника важно, чтобы взрослый не только задавал необходимые нормы и правила в виде прямых указаний, требований и инструкций, но и объяснял, для чего они необходимы, т.е. вводил их как средства, позволяющие оптимально действовать с предметами, взаимодействовать с людьми, заботиться о своем здоровье и безопасности близких. Взрослому необходимо поощрять у ребенка проявления желательных форм поведения (выражать эмоциональное одобрение или использовать подкрепления, например, жетоны, для получения различных привилегий), а также давать возможность эмоционально проживать последствия соблюдения (или нарушения) норм и правил для других людей (например, в играх-драматизациях, при ознакомлении с художественной литературой). На протяжении дошкольного возраста освоение ребенком норм и правил происходит постепенно через их расширение, усложнение и повышение уровня удержания. Но в каждом конкретном случае требуется определенное время прежде, чем ребенок сможет самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами без напоминаний взрослых, независимо от своих желаний, интересов и отношения к другим участникам взаимодействия, и отстаивать усвоенные правила, свои этические представления перед ровесниками и взрослыми.

В процессе развивающего взаимодействия важную роль играет также личностно-ориентированная модель общения с ребенком, предполагающая создание взрослым отношений партнерства и содружества, атмосферы эмоционального комфорта, непринужденности, безопасности и доверия, что достигается безусловным принятием ребенка, уважением его интересов и личности в целом, выражением доброжелательного отношения, проявлением эмпатии, эмоциональным откликом и сопереживанием чувствам ребенка.

В период всего дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослым сохраняет ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития необходимо взаимодействие и общение со сверстниками, создающее ситуации равенства и партнерства. Во взаимодействии с равными партнерами к концу старшего дошкольного возраста ребенок приобретает важные личностные качества – готовность вступать в отношения сотрудничества в разных видах деятельности, умение отстаивать свои права и внимательно слушать друг друга, способность участвовать в коллективном создании замысла и конструктивно выходить из возникающих конфликтов, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка и проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание и т.д. Учитывая это, в задачи взрослых входит организация и поддержка сотрудничества и состязания ребенка со сверстниками в различных видах совместной деятельности, поощрение и укрепление детских игровых объединений, развитие умения справедливо решать возникающие в игре конфликты, используя для этого нормативные способы (очередность, различные виды жребия).

Еще одна особенность развивающего взаимодействия взрослого и ребенка-дошкольника состоит в том, что оно происходит в разнообразных видах и формах, имеющих определенную специфику организации и проведения.

Наиболее благоприятные условия для психического развития ребенка создает игровая деятельность, ведущая для дошкольного возраста. В игре происходят существенные изменения в психике ребенка, имеющие непреходящее значение и подготавливающие его к последующей, более высокой ступени развития. Наряду с этим, на протяжении дошкольного детства сама игра ребенка претерпевает постепенные изменения и проходит целый ряд этапов от простейших отдельных игровых действий с игрушками или предметами-заместителями до игр с развернутыми сюжетами и открытыми правилами. Каждый этап игры по-своему важен и вносит определенный вклад в психическое развитие ребенка. Именно поэтому игровое развивающее взаимодействие взрослого и ребенка используется как преимущественная форма организации и проведения коррекционно-развивающей работы и с младшими и со старшими дошкольниками. Такое взаимодействие возможно в виде различных индивидуальных и групповых игр, в том числе подвижных, физкультурно-спортивных, сюжетно-ролевых, режиссерских, дидактических, музыкальных, игр-драматизаций и игр-импровизаций, игр с правилами, а также в виде создания разнообразных пластических образов и их выразительного исполнения с помощью «языка движений», разыгрывания различных психогимнастических этюдов и использования игровых приемов в других видах деятельности ребенка.

Примером использования игрового приема в ситуации решения ребенком познавательной задачи может быть создание игровой мотивации деятельности через символическое обозначение игровой ситуации. Так, могут быть использованы различные игрушки: Карлсон, обезьяна, медведь, Буратино и другие, которые будут выполнять то или иное задание вместе с ребенком или за него (руками ребенка), выслушивать ответы ребенка, давать новые задания. Действия для решения задачи, хотя и выполняется ребенком реально, но приобретают понятный игровой смысл.

Читайте также:  Влияние воспитателя на развитие ребенка

Во время развивающих игр, в зависимости от их вида и поставленных задач, взрослый может выступать организатором, ведущим и непосредственным участником игры в роли какого-либо персонажа (или нескольких персонажей). Например, взрослый, с одной стороны, выступает как игровой партнер, а с другой – незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные игровые решения. Или организует подготовительный период самостоятельной игры детей, где будущие участники высказывают свои предложения относительно развертывания выбранной для игры темы, поддерживает предложения детей, направленные на комбинирование различных событий и ввод в игру новых персонажей, следит за соблюдением установленных игровых правил, активизирует состязательные отношения между партнерами при достижении конечного результата-выигрыша и т.п. Во всех случаях важна живая эмоциональная включенность взрослого в процесс игры и его искреннее желание, в случае необходимости, быть вдохновляющим источником различных вариантов игры, характеров персонажей, сюжетных поворотов, расширения и изменения содержания игры и т.п. В играх с правилами взрослый выступает как образец выдержки и настойчивости, честности и сдержанной реакции на собственный проигрыш в игре, а также умения ободрить и поддержать потерпевшего неудачу сверстника. Однако любая активность взрослого в своих проявлениях не должна препятствовать самостоятельности и активности ребенка, его конструктивной инициативе и творческой импровизации, как в индивидуальной, так и в групповой игре.

Другая форма развивающего взаимодействия — организация собственного опыта ребенка в разнообразных видах деятельности — практической, изобразительной, литературно-художественной, музыкально-театрализованной, познавательно-исследовательской (например, поощрение детской любознательности, наблюдение проявлений различных природных закономерностей, экспериментирование) и т.п. Эти виды деятельности уникальны тем, что одновременно служат и источником и движущей силой развития ребенка, и наряду с этим именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения. Между развивающим влиянием множества детских деятельностей существует широкая взаимная компенсация. Не отрицая значение и необходимость каждой из них в общем развитии ребенка-дошкольника, это позволяет все же отдавать предпочтение тем из них, которые могут быть лучше организованы взрослым и к которым испытывает интерес и большую склонность сам ребенок. Но в любом случае важно, чтобы в той или иной деятельности ребенок осваивал не только ее операционально-техническую сторону, т.е. совершенствовался в необходимых специфических навыках, но и овладевал деятельностью как способом выражения своего видения действительности.

Развивающее взаимодействие может проводиться и в форме обучающих занятий. Однако такие занятия направлены не только на получение ребенком конкретных знаний о действительности и приобретение необходимых умений и навыков в их количественном измерении, но и на выполнение ребенком определенных действий и преобразований с получаемой информацией, т.е. на развитие операциональной стороны познавательных процессов. В таком случае, понимая обучение в самом широком смысле слова, как ознакомление ребенка с окружающим миром во всей его полноте и взаимосвязях, правомерно использовать понятие развивающее обучение, влияющее на умственное и личностное развитие дошкольника через новые знания и новый опыт. Цель развивающего обучения в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его личностные качества и те психические процессы, которые лежат в основе успешного освоения ребенком в будущем собственно учебной программы – восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь, произвольная регуляция поведения в соответствии с усвоенными нормами и правилами.

В ходе развивающего обучения взрослый сотрудничает с ребенком, вместе ищет и находит решения поставленной задачи, в том числе в новых и неожиданных ситуациях, создает благоприятные и стимулирующие условия для самостоятельного поиска ребенком решений в различных проблемных ситуациях. Взрослый организует совместную деятельность детей, помогает в распределении материала, удержании различных ролевых позиций, установлении элементарных правил по отношению друг к другу, соблюдении определенной последовательности и очередности и т.п.

Одним из примеров развивающего обучения в детском саду, построенного на принципах развивающего взаимодействия взрослого и ребенка, является психолого-педагогическая образовательная программа «Развитие», разработанная под научным руководством Л. А. Венгера. Программа направлена на развитие у детей дошкольного возраста умственных и художественных способностей через усвоение образных средств для решения познавательных и творческих задач, т.е. овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования. Развитие способностей позволяет ребенку научиться ориентироваться в окружающем мире, самостоятельно анализировать действительность, использовать для передачи своего отношения к ней различные средства художественной выразительности и постепенно, к концу дошкольного детства, осознанно относиться к собственной деятельности.

В контексте развивающего обучения взаимодействие взрослого и ребенка в таких присущих и неотъемлемых для дошкольного возраста видах как ситуативная беседа и тематический разговор, чтение и обсуждение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, творческое задание, поиск выхода из проблемно-игровой ситуации, конструирование и моделирование, экскурсия, создание коллекций, реализация проекта, эмоциональное «проживание» различных ситуаций и т.п., безусловно, обладает большими развивающими ресурсами и позитивно влияет на психическое развитие дошкольника. Такие виды совместной деятельности предполагают и организацию собственного опыта ребенка, и включение различных игровых моментов.

В связи с этим выделение той или иной отдельной формы взаимодействия взрослого и ребенка в определенной мере условно, поскольку каждый вид деятельности дошкольника совершено особый, направленный, в конечном счете, на познание окружающей действительности в широком понимании. В процессе разностороннего познания мира любая содержательная деятельность, творчески организованная и гибко направляемая взрослым, расширяет разнообразный опыт ребенка и может органично сочетать в себе создание и реализацию игровых замыслов, импровизацию и перевоплощение, получение новых впечатлений и эмоциональных переживаний, решение познавательных задач, создание оригинальных законченных произведений, приобретение новых знаний и умений. Так, в младшем дошкольном возрасте познавательные задачи можно предлагать в форме сюжетно-ролевой игры, поскольку она протекает развернуто, сопровождаясь внешними игровыми действиями. Примером таких ситуаций может быть выполнение заданий на сравнение по количеству групп предметов при помощи фишек (или отбора количества предметов, равного заданному из большего множества). В разыгрываемой, например, сюжетно-ролевой игре «Магазин» один ребенок (или взрослый) выполняет роль покупателя, а другой – продавца. Игровая ситуация – покупка в магазине определенного количества пуговиц – задает ребенку выполнение определенных игровых действий, которые совпадают с действиями по овладению средством решения познавательной задачи – использования заместителей для обозначения количества предметов.

Таким образом, перечисленное многообразие возможных вариантов развивающего взаимодействия взрослого и ребенка расширяет перспективы психокоррекционной работы с дошкольниками, позволяет создавать развивающие программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и может служить источником необходимого оптимизма и уверенности для родителей, педагогов и психологов в успехе преодоления различных трудностей, встречающихся у детей на практике.

Источник