Влияние воспитателя на развитие ребенка

Влияние воспитателя на развитие ребенка thumbnail

Татьяна Лукьянова
Влияние роли воспитателя на формирование личности дошкольника

Очень важную роль в формировании психики ребенка играет воспитатель. Образцами для подражания в поведении дошкольника служат родители и конечно воспитатель.

Дети видят неподдельную радость воспитателя, когда в чем-либо они добиваются успеха, огорчение, когда у них неудача, беспокойство, когда малыш ошибается.

Воспитатель способствует знакомству детей с жизнью людей, которые могли бы служить достойными образцами поведения (сказочные герои, герои рассказов).

Все правила, которым обучают детей в детском саду, постепенно усложняются. В младшем дошкольном возрасте, детей учат соблюдать режим, обращаться с игрушками. Формируют культурно-гигиенические навыки.Также детей этого возраста учат тому что : 1. нельзя драться;

2. нельзя кричать;

3. нельзя отнимать у товарища;

Чем взрослее становится дошкольник, тем больше и сложнее правила взаимоотношений. Усвоение их происходит с большим трудом.

Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их как правило поведения дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет педагогическая оценка. Когда воспитатель поощрает все успехи ребенка в выполнении правил, дети осваивают их быстрее.

Разумными являются формы самоутверждения дошкольника.

Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.

Если ребенок не находит понимания у воспитателя, то он находит другие формы самоутверждения, не лучшим образом влияющие на его психическое развитие (разрушает созданные другими постройки, нарушает дисциплину). Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и скорректировать собственную педагогическую деятельность.

Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление у старших дошкольников.

Они любят сравнивать свои успехи с успехами других, могут прихвастнуть, очень переживают свои неудачи.

Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он всего лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Необходимо использовать в работе с дошкольниками элементы проблемного обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития познавательных интересов у дошкольников (5 – 7 лет) используют насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании поведения личности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.

Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формы созидательного типа личности, у других- разрушительного.

Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать развитие ребенка, как личности, обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.

Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности, ставит перед собой более высокие цели.

Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников.

Источник

ирина жерукова
Консультация для воспитателей «Влияние воспитателя на формирование успешности ребёнка»

Влияние воспитателя на формирование успешности ребёнка.

В повседневном общении ребёнок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

Как гласит древняя пословица:

«Посеешь мысль- пожнёшь поступок,

посеешь поступок- пожнёшь привычку,

посеешь привычку- пожнёшь характер,

посеешь характер- пожнёшь судьбу…» .

Важную роль в процессе социализации, воспитания и развития личности конечно же играет семья, но так как ребёнок с 2 лет начинает посещать детский сад, а затем идёт в школу, то нам с вами отводится немаловажная роль в этом процессе.

Под нашим четким руководством дети должны учиться оценивать себя, правильно принимать похвалы, замечать и пытаться подвергать анализу свои успехи и достижения.

Опора на положительные качества ребёнка- вот чем руководствуется педагог в подходе к детям.

Воспитатель обязан помнить: плохих детей нет, отдельные отрицательные черты- результат неправильного воспитания. лучше подчёркивать положительные качества и тем самым закреплять их, содействуя развитию у ребёнка чувство собственного достоинства.

Для достижения этих целей мы используем разнообразные методы,соответствующие возрасту :

•Словесные:

беседы, рассказы, чтение художественной литературы, использование игровых ситуаций.

Наглядные:

контакт глаз, индивидуальные выставки, кукольные спектакли, наблюдения за природой.

Читайте также:  Развитие ребенка 1 год 10мес

Практические:

физический контакт, игры-драматизации, игры-забавы, подвижные игры, развлечения, мини-конкурсы.

Специально организованные:

музыкальные занятия, познавательное развитие, физкультурные занятия, психогимнастика, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, трудовая деятельность, художественная творческая деятельность.

Условия:

Цветовое решение окраски помещения и мебели,

Эстетический характер обстановки;

Соблюдение режима дня;

Достаточное количество разнообразных игрушек, соответствующих возрасту и умениям, весёлое настроение во время занятий.

Самооценка ребёнка, в первую очередь, зависит от взрослых. Поэтому педагогам нужно особое внимание уделять правильной оценке его действий и поступков. Именно действий и поступков, а не самой личности.

Оценки можно отнести к методам поощрения и наказания. В нашей практике воспитаниянаиболее употребляемыми вербальными видами оценок являются:

• Прямая оценка- оценка адресованная непосредственно к ребёнку.Например: «Умница, ты была внимательной и поэтому все задания выполнила правильно.», «Из-за своей торопливости ты разрушил Ванину постройку и ему стало больно.»

• Косвенная оценка, выражающаяся в одобрении или в порицании определённых моральных качеств или поступков оцениваемого через непрямое соотношение его с другим лицом.Например: «Некоторые дети ведут себя сейчас, как глупые медвежата из сказки «Два жадных медвежонка», «Настоящие мужчины не плачут, а молча огорчаются».

• Опосредованная оценка, выражающаяся в оценивании действий и личностных качеств одного ребёнка через прямую оценку другого человека.Например: «Наша Машенька всегда старается поступать, как добрая фея».

• Предвосхищающая оценка, выражающаяся в одобрении предстоящих действий ребёнка.Например: «Ты замечательно прочтёшь стихотворение, потому что у тебя звонкий и выразительный голос».

Как воспитать успешного ребёнка?

Уважайте его, показывайте ему свою любовь. Наша задача заложить основу успешной личности- высокую самооценку ребёнка. Учите в каждой ситуации видеть положительные моменты. Каждый человек имеет определённые способности. Если мы хотим чтобы ребёнок стал успешным в жизни, необходимо развивать навыки общения. Приучать ребёнка иметь своё мнение, осознавать свои желания, знать что он хочет и почему. Чем больше ребёнок делает самостоятельно, тем увереннее он себя чувствует.

«Успешный человек- всегда потрясающий художник своего воображения. Воображение гораздо важнее знания, ибо знание ограничено, а воображение беспредельно». (Альберт Энштейн).

Поощряйте в ребёнке любознательность и любопытство.

С ранних лет приучайте ребёнка быть занятым. С течением времени привычка быть занятым закрепиться в характере, а это необходимое качество успешного человека.

С ранних лет приучаёте ребёнка нести ответственность за свои действия и поступки. (завести домашнее животное)

Многие люди не достигают успеха, потому что просто не знают, чего конкретно они хотят. Поэтому с ранних лет необходимо учить ребёнка осознавать свои желания, ставить конкретную цель, придумывать действия для её достижения и добиваться результата.

Организуя день ребёнкав детском саду мы решаем разные задачи: одного ребёнка учим доводить начатое до конца, другого- убирать за собой, третьего- подчиняться принятым правилам поведения, а каждого- быть предупредительным и доброжелательным.

Источник

Влияние воспитателя на развитие ребенка

влияние воспитателя на ребенка

Попадая в детский сад, ребенок оказывается в совершенно иной среде, чем дома. Ему предстоит привыкнуть не только к постоянному общению со сверстниками и взрослыми, но и к ряду режимных моментов, к порядку и определенным требованиям. Все это может даваться малышу с трудом, поэтому на первый план выходит влияние воспитателя и его умение сгладить процесс привыкания, успешно организовать воспитательный процесс, заинтересовать малыша происходящим.

Самое важное, что предстоит усвоить родителям малышей, это то, что на воспитание их ребенка отныне будет влиять не только семья и родные, но и воспитатель детского сада, другие взрослые и сверстники. Для того, чтобы этот процесс шел органично и не вызывал проблем, педагоги и родители должны действовать в одном направлении и придерживаться сходных методов воспитания.

Влияние воспитателя на формирование мировоззрения детей

Семья – это образец для подражания для ребенка. Именно здесь закладываются основные модели поведения, базовые знания и умения. Но при попадании в детский сад малыш начинает контактировать с большим количеством сверстников и взрослых, в первую очередь с воспитателем группы.

От того, насколько хорошо подготовлен специалист и сколь высоки его человеческие и личностные качества, зависит и то, каким вырастет малыш. В детском саду, как и в семье, будут формироваться не только его знания и навыки, но и черты характера. Поэтому деятельность педагога, предусматривающая большое влияние воспитателя на воспитанников, является настолько важной и ответственной.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка новочеркасска

Дети растут, копируя поведение окружающих, их манеры двигаться, говорить, решать насущные задачи. Именно поэтому к воспитателю ДОУ предъявляются столь высокие требования. Его личные качества оставляют неизгладимый отпечаток на характере, знаниях, интеллекте и здоровье ребенка.

Воздействие педагога на уровень знаний и умений воспитанников

воздействие педагога

Для того, чтобы его воспитанники росли умными, талантливыми и знающими, самому педагогу необходимо иметь значительные знания, обладать множеством умений в разных сферах деятельности. Именно поэтому столь много внимания в современной педагогике уделяется самообразованию воспитателя.

Для него это непрерывный и очень важный процесс. Детей нужно заинтересовать, а современные малыши достаточно придирчивы и разбалованы обилием игрушек, книг, фильмов и разнообразных развлечений. Задачей воспитателя является нахождение таких методов влияния на воспитанников, которые помогут удержать их внимание и принесут несомненную пользу их физическому, психическому и интеллектуальному здоровью.

В свете этой проблемы нельзя преуменьшить влияние устного народного творчества, особенно на самых маленьких воспитанников ДОУ. Сказки, былины и иные формы фольклора все еще являются одним из действенных средств воспитания детей.

Физическое развитие, здоровье и безопасность малышей

В детском саду большое внимание уделяется не только воспитанию и обучению детей, но и укреплению их здоровья, занятиям физической культурой, прогулкам, танцам и активным играм. В этом плане огромное значение имеет влияние воспитателя на создание здоровьесберегающей среды воспитанников. Избежать травматизма среди малышей можно только путем непрерывного уделения им внимания и устранения из окружения предметов и деталей, которые могут нести опасность физическому или психическому здоровью воспитанников.

Но создание здоровьесберегающей среды в детском саду заключается не только в исключении несчастных случаев. В эту задачу входят следующие моменты:

  • Соблюдение режима дня.
  • Адаптация к условиям пребывания в ДОУ.
  • Санитарно-гигиенический режим.
  • Обследования.
  • Предупреждение заболеваемости.
  • Оздоровление детей путем занятий физической культурой.
  • Создание качественной и безопасной предметно-пространственной среды в конкретной группе и во всем детском саду.

Воспитатель должен суметь интегрировать все эти требования в повседневную жизнь воспитанников таким образом, чтобы это не воспринималось как навязанные извне задания. Все должно проходить естественно и органично, иначе детям будет просто неинтересно, и важные сведения и умения они будут усваивать с большим трудом и неохотой.

Проблемы адаптации

проблемы адаптации

Многим родителям хорошо знакома проблема адаптации их детей к условиям и требованиям детского сада. Некоторые малыши легко вписываются в новую среду, другим это дается с большим трудом. Истерики по утрам и острое нежелание идти в сад, капризы в течение дня, замкнутость или агрессия по отношению к сверстникам или старшим – часто это проявления трудностей с адаптацией.

Роль воспитателя в процессе привыкания к условиям детского сада чрезвычайно велика. Если педагогу не удастся найти общий язык с воспитанником, если он не сумеет завоевать его доверие, успешно интегрировать малыша в группу, может получиться так, что родителям придется забрать его из сада.

Если же воспитатель будет нарушать педагогические правила воспитания ребенка, это может привести к крайне негативным последствиям для психики и здоровья ребенка, стать причиной развития отрицательных форм поведения воспитанника, сказаться на его характере.

Но процесс адаптации распространяется не только на детей. Он касается и их родителей, и самих воспитателей. Мамам и папам также приходится перестраиваться, менять свой график и жизненный уклад, поэтому столь большое значение имеют контакты и консультации с воспитателем их ребенка. Вместе они смогут избежать наиболее распространенных и опасных ошибок в процессе воспитания подрастающего поколения.

Не меньшее значение имеет адаптация воспитателя к условиям работы и ее влияние на здоровье как самого педагога, так и детского коллектива. Если воспитатель будет пребывать в хроническом стрессе, это неминуемо скажется на процессе воспитания, поведении детей, их подготовке, физическом и психическом здоровье. 

Для обеспечения нормального рабочего уровня адаптации придется уделить внимание всем сторонам. При слаженной работе воспитателей и родителей удастся наладить процесс воспитания и обучения, сделать его непрерывным, эффективным и интересным для воспитанников. А это самое главное для того, чтобы дети получили в ДОУ не просто необходимые знания, умения и навыки, но и стали полноценными членами общества.

Читайте также:  Роль дошкольного учреждения на развитие личности ребенка

Источник

Жегалова Ирина
Роль воспитателя в жизни детей

Воспитатель – это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желание постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Хороший воспитатель всегда знает, как увлечь и занять малыша, помочь ему справиться с нелегким расставанием с родителями. Дети очень тонко чувствуют, когда педагог искренне интересуется их проблемами. Таких воспитателей ребята очень любят и всегда вспоминают о них с теплотой и нежностью, даже покинув стены детсада.

Успешное развитие личности ребёнка — дошкольника, повышение эффективности учебных и воспитательных задач, благоприятное, эмоциональное становление во многом определяется тем, насколько велика будет роль воспитателяс детьми и подразумевает выполнение им в своей деятельности функций:

Воспитатель изучает индивидуальность ребёнка, анализирует характер развивающейся личности

Воспитатель способствует овладению детьми культурой общения, поведения, содействует успешной социальной адаптации детей

• Влияет на общение в группе сверстников

Климов Е. А. в своей книге отметил «развитие личности ребёнка это «нелепый «цветок», требующий систематического профессионального «ухода». Ребёнок нуждается в поддержке, которая будет направлена на то, чтобы помочь ему окрепнуть и обрести способность к социальной адаптации в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями. Важным способом оказания поддержки ребёнка — является искренне самовыражение воспитателя, т. к. даже самый маленький ребёнок чувствует отношение к себе, как бы тщательно оно не скрывалось. Поддержка должна оказываться вопросительным, соучастным или ласковым взглядом «глаза в глаза», доброжелательным жестом, улыбкой «открытой», легким тактильным прикосновением, чтобы расположить ребёнка к себе и эффективно воздействовать на него — необходимо открытое, искреннее поведение, выражение откровенной симпатии, солидарности. Каковы же качественные понятия воспитателя — педагога?

Это:

• терпимый

• внимательный вежливый

• помогающий

• одобряющий

• сотрудничающий

• добросердечный

• открытый

• активно слушающий

Благодаря такому поведению воспитателя дети будут чувствовать себя внутренне раскованными и свободными, что оказывает положительное влияние на развития их чувства достоинства, смелости, уверенности в себе.

Задача воспитателя не только в создании положительной эмоциональной атмосферы, но и в преодолении эмоциональных трудностей. В своей работе воспитатель может использовать различные психогимнастические игры, коррекционно-развивающие упражнения, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, различные этюды. Например, в утреннее время хорошо провести такие игры, как «Подари теплоту и доброту», или начинать каждый день с «Круга друзей» во время которого можно поинтересоваться как дети провели вечер, что интересного узнали, поделиться с ними радостной новостью.

Использование в работе современных игр, которые учат детей самовыражению, помогает воспитателю понять каждого ребенка. Это такие игры, как «Комплементы», «Фантазии», «Архитекторы», «Дизайнеры». Эти игры влияют на общую атмосферу в коллективе.

Для формирования комфортного психоэмоционального состояния ребёнка воспитателямрекомендую опираться в своей работе на следующие приемы:

1. Создание обстановки доверительности — воспитатель

подчёркивает свою уверенность в успехе каждого ребёнка, создаёт благоприятную атмосферу общения и

взаимодействия, предугадывает трудности и возможные способы преодоления.

2. Акцентуирует внимание на личности в общении, на индивидуальных возможностях каждого ребёнка в обучении и воспитании, поэтому, приветствуются любые вопросы обсуждения.

3. Творческое сотрудничество — педагог отождествляет себя с детьми, развивает стремление фантазировать и сочинять, организует совместную деятельность с целью эффективного взаимодействия, сплочения в коллективе.

4. Подчёркивает успехи ребёнка, выделяет их, хвалит его.

5. Обстановка дружелюбия, воспитатель должен быть настроен дружелюбно, эмоционально приветливо должен уметь слушать детей. Отделяя эмоциональные реакции от фактов.

6. Активизирует речь детей путём одобрения,.

Перефразирования, повторения.

7.Речь должна иметь поддерживающий характер: понятность, образность, упорядоченность изложения, выделение главного, с эмоциональной окраской.

8.Должна присутствовать стимуляция: интерес, прямое

обращение, сравнение, вопросы удивления.

9. Самопомощь — давать возможность действовать самому, уметь совершать выбор

Ребёнок должен многое увидеть, услышать, проходить свой путь, «сражаясь» со своими страхами, учиться преодолевать проблемы, понимать себя и других.

Роль воспитателя — педагога в формировании комфортного психоэмоционального состояния ребёнка заключается в сохранении и укреплении психического и психологического здоровья. А создание нравственно-психологической атмосферы комфорта предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям.

Источник