Социальное воспитание и развитие ребенка младенческого возраста

В млад. возрасте наблюдается полная зависимость от взрослого, кот. обеспечивает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход. Ведущей деят-ю явл.непосредственно эмоц. или ситуативно-личностное общение, внутри кот. фор-ся предметные действия ребенка.

Задача взрослого – создать условия для нормального психофизического раз-я детей. Психолого-пед.особенности рассматриваются под углом зрения генетической задачи развития, которая отражает систему отношений «ребенок – взрослый» .

Отличительные особенности младенческого возраста: быстрый темп физ. и психического развития; фор-е двигательной акт-ти и сенсомоторной координации; фор-е интеллекта на основе действий с предметами; появление первых слов, имеющих ситуативный характер, понятных близким людям; интенсивное раз-е общения со взрослым: первая форма общения – эмоционально-непосредственная (ситуативно-личностная), вторая форма общения – эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая); начало фор-я образа «Я», появление первых желаний («хочу», «не хочу»); восприятие разнообразия ярких цветов, звуков, форм; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, пение.

Эти особенности определяют содержание и условия пед. работы. Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослыми. Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве с ребенком, фор-т у него уравновешенность, чувство защищенности, познавательную активность.

Основные реакции и умения в разные периоды младенчества: от 1 до 3 мес. – зрительные и слуховые реакции (улыбка и комплекс оживления); от 3 до 6 мес. – развитие движений рук (хватательных, умения брать из рук взрослого предмет); голосовые реакции (гуление); подготовительные движения к ползанию; совершенствование зрительных и слуховых реакций (различение); от 6 до 9 мес. – лепет, ползание, понимание речи взрослых; от 9 до 12 мес. – подражание звукам и действиям; развитие специфических действий с предметами (возникают «соотносимые действия»: вынь-вложи разнообразные вкладыши, сними-надень кольца пирамидки и пр.); развитие ходьбы.

43. Социально-личностное воспитание и развитие ребёнка раннего возраста.

Соц.-личностное раз-е ребенка предполагает формирование у него полож.

отношения к себе, со­ц. навыков, раз-е игровой деят-ти, обще­ния со сверстниками.

Для фор-я и поддержки у ребенка полож. отношения к себе важно дать почувствовать ребенку, что он значим для окружающих: проявлять внимание к же­ланиям и предпочтениям малыша, чутко реагировать на все его переживания. Поэтому желательно как можно чаще создавать такие си­туации, где центром внимания явл. каждый ребенок. Детей обязательно нужно называть по имени, используя имя ребенка в играх, потешках, песенках. Взрослые должны способствовать раз-ю у ребенка представления о его внешнем облике, следует обращать внимание на цвет его глаз, волос, одежду, подчеркивать его достоинства. возмож­ностях, способностях и действиях, поощрять все его успехи. Уже в раннем возрасте следует уделять внимание форм-ю у него поло-ролевой идентификации. Для фор-я у ребенка представлений о своих возможностях необходимо отмечать успехи каждого малыша, комментировать его действия, поощрять настойчи­вость в деятельности.

Важную часть пед. процесса составляет фор­-е у детей социальныхнавыков. В ходе режимных процедур они постепенно осваивают навыки самооб-я: самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, умывать­ся, пользоваться туалетом. Педагоги приучают малышей ухаживать за своим вн. видом, за вещами и игрушка­ми, помогать воспитателю в повседневных делах, следовать элементарным правилам этикета. При формировании соц.навыков важна организация сотруд-ва с деть­ми, учет индивид. особенностей каждого.

сотрудничества.

Приход и уход детей — очень важные моменты для ребен­ка и его родителей. Раздевание и одевание детей занимают много времени в течение дня. Эти процедуры также следует использовать для развития у них сам. действий, поэтому надо предоставить им возможность упражняться в последователь­ности операций:— Уход за внешним видом.Помощь вос-лю.Уход за вещами и игрушками.Правила этикета. При авторитарном стиле взаимодействия взрослый прибе­гает к принуждению (насильное кормление, умывание, укла­дывание спать, одевание); угрозам («не будешь кушать — не пойдешь гулять»); запретам («нельзя вставать с горшка») и наказаниям.

Личностно-ориентированное взаим-е предполага­ет другие способы: ласковые уговоры, объяснения; использо­вание подходящих к ситуации песенок, стихов, рассказов; обыгрывание процедуры; поощрение самостоятельности ре­бенка; следование за темпом его действий. Способы личн.-ориентир. взаи­модействия требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода, зато вызывают испытывать полож. эмоции, чувство уверенности, доверия к взрослому, способствуют развитию сам-ти ребенка.

Для соц.-личностного раз-я ребенка большое значение имеет игра. Элементы ее должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра — стать основной формой организации разных видов детской деятель­ности. В течение дня воспитатели организуют с детьми иг­ры-забавы и дидактические игры; специальной задачей явля­ется раз-е у детей процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жиз­ненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за ок­ружающим, из детских книг и рассказов взрослых. В задачи вос-ля входит обогащение игрового опыта ребенка. Для этого можно использовать раз­личные приемы.1) Поддержка игровой инициативы ребенка2) Увеличение числа персонажей игры, стимулирование ре­чевого общения с ними.3) Расширение круга игровых предметов и действий.4) Обогащение игровых сюжетов5) Выстраивание последовательности игровых действий.6) Введение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает более интересной, содер­жательной, творческой.7) Подготовка к принятию роли.Вос-ли создают условия для развития у детей общения со сверстниками, помогают налаживать положительные взаи­моотношения друг с другом. С этой целью они поддерживают интерес детей к сверстникам, стимулируют эмоциональные кон­такты, сближающие их друг с другом, организуют разные виды совместных игр, тактично разрешают возникающие конфлик­ты. Взрослые воспитывают у малышей уважительное отношение к детям, независимо от расовой и национальной принадлежнос­ти языка, личностного и поведенческого своеобразия. Работа воспитателя с детьми в группе предполагает реше­ние следующих задач:

—привлечение внимания детей друг к другу, поддержка их интереса к сверстникам;

—стимулирование эмоциональных контактов ровесников, сближающих их друг с другом;

—организация предметного взаимодействия между детьми.

Для побуждения детей к общению со сверстниками следу­ет использовать самые разные ситуации их жиз-ти: режимные моменты, свободную игру, групповые заня­тия, специально организованные игры. Организация общения между детьми в течение дня-хоро­шее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в ясли. Спец. игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми, должны составлять неотъемлемую часть жизни группы, стать привычными и желанными для ма­лышей. Их можно проводить в перерывах между режимными моментами, на прогулке, во время свободной игры детей. Для форм-я и поддержки у ребенка полож.отношения к себе важно дать почувствовать ребенку, что он значим для окружающих: проявлять внимание к же­ланиям и предпочтениям малыша, чутко реагировать на все его переживания.

Источник

    Младенческий
    возраст – это период от рождения до
    года. В младенческом возрасте прежде
    всего необходимо обеспечить ребенку
    общение с взрослым, полноценное
    вскармливание и достаточный гигиенический
    уход. Особенно необходимо для младенца
    состояние эмоционального благополучия.
    Дефицит эмоциональных контактов со
    взрослым может привести к задержкам
    развития уже в первые месяцы жизни,
    потому что оно невозможно без
    непосредственного участия взрослого
    человека. Именно взрослый создает все
    условия для нормального психофизического
    развития. Эмоциональное, непосредственное
    общение — ведущий тип деятельности в
    этом возрасте.

    К
    первым признакам социального общения
    ребенка относится возникновение
    осмысленной улыбки, а немного позже –
    «комплекса оживления» (специфического
    проявления эмоциональных реакций).

    Первая
    форма общения – эмоционально-непосредственная
    (ситуативно-личностная). Ее характеризует
    интерес к близкому человеку, возникновение
    эмоционального отношения к нему. Ребенок
    научается узнавать близких, радоваться
    им, возникают первые привязанности. К
    концу первого полугодия появляется
    настороженность и страх по отношению
    к посторонним, малознакомым людям. Такая
    форма общения свойственна ребенку
    первого полугодия жизни.

    Вторая,
    более развитая форма общения –
    эмоционально- опосредованная
    (ситуативно-деловая) – начинает
    складываться во втором полугодии жизни.
    Такое общение, опосредованное предметами,
    возникает на основе совместных действий
    с взрослым. Ребенка начинают интересовать
    и радовать различные предметы, игрушки,
    действия с ними. Ярко проявляется
    потребность в новых впечатлениях.
    Взрослый, знакомя ребенка с окружающим
    миром, побуждает его к активному
    подражанию. Его эмоциональное отношение
    к совместным действиям с малышом во
    многом определяет и эмоциональное
    развитие ребенка. Основные задачи
    развития общения детей младенческого
    возраста с взрослыми:

    1.
    Способствовать возникновению чувства
    привязанности и доверия к взрослым,
    которые заботятся о ребенке.

    2.
    Удовлетворять потребность ребенка в
    доброжелательном отношении.

    3.
    Способствовать развитию интереса
    младенца к окружающему его миру и самому
    себе.

    В
    младенческом возрасте интенсивно
    развивается общение ребенка со взрослым.
    Формируются первые привязанности,
    возникают социальные ожидания,
    складываются ранние формы взаимодействия
    ребенка и взрослого. Ребенок учится
    управлять поведением взрослого, используя
    голосовые реакции и мимику. Взрослый
    учится адекватно реагировать на различные
    реакции младенца, в том числе и
    эмоциональные, социально значимые.
    Первые слова могут иметь эмоциональную
    окраску, своеобразную выразительность,
    ситуативную отнесенность. Такую речь
    называют автономной, или ситуативной,
    потому что она понятна только близким
    людям, хорошо знакомым с окружающей
    ребенка обстановкой. Первые слова
    относятся к конкретным предметам и не
    имеют обобщающего характера. Появление
    первых слов свидетельствует об изменении
    социальной ситуации развития ребенка.
    Теперь он может пытаться сам сказать о
    своих желаниях. По отношению к сверстнику
    ребенок на протяжении первого полугодия
    жизни действует так же, как по отношению
    к игрушке или предмету. К концу года
    наблюдаются реакции, похожие на ревность
    (тревожность), что является показателем
    начала формирования образа «Я». Зарождение
    образа «Я» ребенка связывается с
    появлением его первых желаний: «хочу»,
    «не хочу», с пониманием таких слов, как
    «можно» и «нельзя». Оно зависит от
    отношения к нему взрослого человека с
    первого года жизни. Позитивное отношение
    к себе – важное эмоциональное состояние,
    основа для нормального развития личности.

    К
    концу первого года ребенок:


    редко болеет, с аппетитом ест, хорошо
    засыпает, спит, с удовольствием купается,
    во время бодрствования активен, радостен;


    у него сформированы жизненно важные
    движения: ползание, ходьба, разнообразные
    действия с предметами в соответствии
    с их свойствами (открывает, закрывает
    коробку, укладывает в нее кубики;
    нанизывает кольца на стержень; прокатывает
    мяч, шарик; толкает игрушку на колесиках
    вперед, катит каталку перед собой и т.
    п.);


    хорошо ориентируется в знакомом ему
    пространстве среди многообразных
    предметов и игрушек. Знает всех окружающих
    его взрослых. Связывает понимаемые и
    произносимые слова с предметами,
    животными, людьми, действиями и их
    результатами. Владеет различными
    способами предметных действий и
    социальными способами общения с помощью
    эмоционально выразительных реакций и
    первых слов («мама, папа, баба, дай, на,
    нет» и др

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

      Младенческий
      возраст – это период от рождения до
      года. В младенческом возрасте прежде
      всего необходимо обеспечить ребенку
      общение с взрослым, полноценное
      вскармливание и достаточный гигиенический
      уход. Особенно необходимо для младенца
      состояние эмоционального благополучия.
      Дефицит эмоциональных контактов со
      взрослым может привести к задержкам
      развития уже в первые месяцы жизни,
      потому что оно невозможно без
      непосредственного участия взрослого
      человека. Именно взрослый создает все
      условия для нормального психофизического
      развития. Эмоциональное, непосредственное
      общение — ведущий тип деятельности в
      этом возрасте.

      К
      первым признакам социального общения
      ребенка относится возникновение
      осмысленной улыбки, а немного позже –
      «комплекса оживления» (специфического
      проявления эмоциональных реакций).

      Первая
      форма общения – эмоционально-непосредственная
      (ситуативно-личностная). Ее характеризует
      интерес к близкому человеку, возникновение
      эмоционального отношения к нему. Ребенок
      научается узнавать близких, радоваться
      им, возникают первые привязанности. К
      концу первого полугодия появляется
      настороженность и страх по отношению
      к посторонним, малознакомым людям. Такая
      форма общения свойственна ребенку
      первого полугодия жизни.

      Вторая,
      более развитая форма общения –
      эмоционально- опосредованная
      (ситуативно-деловая) – начинает
      складываться во втором полугодии жизни.
      Такое общение, опосредованное предметами,
      возникает на основе совместных действий
      с взрослым. Ребенка начинают интересовать
      и радовать различные предметы, игрушки,
      действия с ними. Ярко проявляется
      потребность в новых впечатлениях.
      Взрослый, знакомя ребенка с окружающим
      миром, побуждает его к активному
      подражанию. Его эмоциональное отношение
      к совместным действиям с малышом во
      многом определяет и эмоциональное
      развитие ребенка. Основные задачи
      развития общения детей младенческого
      возраста с взрослыми:

      1.
      Способствовать возникновению чувства
      привязанности и доверия к взрослым,
      которые заботятся о ребенке.

      2.
      Удовлетворять потребность ребенка в
      доброжелательном отношении.

      3.
      Способствовать развитию интереса
      младенца к окружающему его миру и самому
      себе.

      В
      младенческом возрасте интенсивно
      развивается общение ребенка со взрослым.
      Формируются первые привязанности,
      возникают социальные ожидания,
      складываются ранние формы взаимодействия
      ребенка и взрослого. Ребенок учится
      управлять поведением взрослого, используя
      голосовые реакции и мимику. Взрослый
      учится адекватно реагировать на различные
      реакции младенца, в том числе и
      эмоциональные, социально значимые.
      Первые слова могут иметь эмоциональную
      окраску, своеобразную выразительность,
      ситуативную отнесенность. Такую речь
      называют автономной, или ситуативной,
      потому что она понятна только близким
      людям, хорошо знакомым с окружающей
      ребенка обстановкой. Первые слова
      относятся к конкретным предметам и не
      имеют обобщающего характера. Появление
      первых слов свидетельствует об изменении
      социальной ситуации развития ребенка.
      Теперь он может пытаться сам сказать о
      своих желаниях. По отношению к сверстнику
      ребенок на протяжении первого полугодия
      жизни действует так же, как по отношению
      к игрушке или предмету. К концу года
      наблюдаются реакции, похожие на ревность
      (тревожность), что является показателем
      начала формирования образа «Я». Зарождение
      образа «Я» ребенка связывается с
      появлением его первых желаний: «хочу»,
      «не хочу», с пониманием таких слов, как
      «можно» и «нельзя». Оно зависит от
      отношения к нему взрослого человека с
      первого года жизни. Позитивное отношение
      к себе – важное эмоциональное состояние,
      основа для нормального развития личности.

      К
      концу первого года ребенок:


      редко болеет, с аппетитом ест, хорошо
      засыпает, спит, с удовольствием купается,
      во время бодрствования активен, радостен;


      у него сформированы жизненно важные
      движения: ползание, ходьба, разнообразные
      действия с предметами в соответствии
      с их свойствами (открывает, закрывает
      коробку, укладывает в нее кубики;
      нанизывает кольца на стержень; прокатывает
      мяч, шарик; толкает игрушку на колесиках
      вперед, катит каталку перед собой и т.
      п.);


      хорошо ориентируется в знакомом ему
      пространстве среди многообразных
      предметов и игрушек. Знает всех окружающих
      его взрослых. Связывает понимаемые и
      произносимые слова с предметами,
      животными, людьми, действиями и их
      результатами. Владеет различными
      способами предметных действий и
      социальными способами общения с помощью
      эмоционально выразительных реакций и
      первых слов («мама, папа, баба, дай, на,
      нет» и др

      Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #
      • #

      Источник

      Младенческий возраст – это период от рождения до года. В младенческом возрасте прежде всего необходимо обеспечить ребенку общение с взрослым, полноценное вскармливание и достаточный

      гигиенический уход. Особенно необходимо для младенца состояние эмоционального благополучия. Дефицит эмоциональных контактов со взрослым может привести к задержкам развития уже в первые месяцы жизни, потому что оно невозможно без непосредственного участия взрослого человека. Именно взрослый создает все условия для нормального психофизического развития. Эмоциональное, непосредственное общение — ведущий тип деятельности в этом возрасте.

      К первым признакам социального общения ребенка относится возникновение осмысленной улыбки, а немного позже – «комплекса оживления» (специфического проявления эмоциональных реакций).

      Первая форма общения – эмоционально-непосредственная (ситуативно-личностная). Ее характеризует интерес к близкому человеку, возникновение эмоционального отношения к нему. Ребенок научается узнавать близких, радоваться им, возникают первые привязанности. К концу

      первого полугодия появляется настороженность и страх по отношению к посторонним, малознакомым людям. Такая форма общения свойственна ребенку первого полугодия жизни.

      Вторая, более развитая форма общения – эмоционально- опосредованная (ситуативно-деловая) – начинает складываться во втором полугодии жизни. Такое общение, опосредованное предметами, возникает на основе совместных действий с взрослым. Ребенка начинают интересовать и

      радовать различные предметы, игрушки, действия с ними. Ярко проявляется потребность в новых впечатлениях. Взрослый, знакомя ребенка с окружающим миром, побуждает его к активному подражанию. Его эмоциональное отношение к совместным действиям с малышом во многом

      определяет и эмоциональное развитие ребенка. Основные задачи развития общения детей младенческого возраста с взрослыми:

      1. Способствовать возникновению чувства привязанности и доверия к взрослым, которые заботятся о ребенке.

      2. Удовлетворять потребность ребенка в доброжелательном отношении.

      3. Способствовать развитию интереса младенца к окружающему его миру и самому себе.

      Взрослый для ребенка – источник радости, дающий чувство защищенности. Необходимо разговаривать с ребенком, называть предметы и явления, рассказывать о том, что взрослый с ним делает и собирается делать, интонировать свою речь, напевать, приговаривая в рифму. Важно выражать ребенку свои чувства по отношению к его действиям, как положительные, так и отрицательные. При этом ребенок должен чувствовать, что взрослый любит его и беспокоится о нем. Важно также в различных ситуациях «озвучить» чувства самого ребенка и показать, что взрослый готов их разделить. Пестушки, потешки, прибаутки, поговорки обогащают звуковую и речевую среду, развивают интонационный слух, чувствительность к звучанию поэтического слова, помогают освоить речь. От 3 до 6 месяцев полезны произведения, включающие голосовые «наигрыши» – звукоподражания народным музыкальным инструментам. Они развивают речевые реакции гуления, стимулируют голосовые возможности ребенка. С появлением у него лепета (5 – 6 месяцев) полезны короткие эмоциональные фразы и подговорки, в которых неоднократно повторяются и выделяются голосом слоги, созвучные лепету. С 9 месяцев важно развивать у ребенка речевое подражание, опираясь на «разученные», знакомые ему ситуации. С 12 месяцев малыш может вступать в речевое общение на основе элементов произведений малого фольклорного жанра, выполнять движения

      соответственно звучащему тексту.

      В младенческом возрасте интенсивно развивается общение ребенка со взрослым. Формируются первые привязанности, возникают социальные ожидания, складываются ранние формы взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок учится управлять поведением взрослого, используя голосовые реакции и мимику. Взрослый учится адекватно реагировать на различные реакции младенца, в том числе и эмоциональные, социально значимые. Первые слова могут иметь эмоциональную окраску, своеобразную выразительность, ситуативную отнесенность. Такую речь называют автономной, или ситуативной, потому что она понятна только близким людям, хорошо знакомым с окружающей ребенка обстановкой. Первые слова относятся к конкретным предметам и не имеют обобщающего характера. Появление первых слов свидетельствует об изменении социальной ситуации развития ребенка. Теперь он может пытаться сам сказать о своих желаниях. По отношению к сверстнику ребенок на протяжении первого полугодия жизни действует так же, как по отношению к игрушке или предмету. К концу года наблюдаются реакции, похожие на ревность

      (тревожность), что является показателем начала формирования образа «Я». Зарождение образа «Я» ребенка связывается с появлением его первых желаний: «хочу», «не хочу», с пониманием таких слов, как «можно» и «нельзя». Оно зависит от отношения к нему взрослого человека с первого года жизни. Позитивное отношение к себе – важное эмоциональное состояние, основа для нормального развития личности.

      Задачи социального развития:

      1.Развивать интерес и внимание ребенка к близким взрослым.

      2. Учить ребенка замечать различные эмоциональные состояния взрослых: радость, печаль, гнев.

      3. Формировать речевые и неречевые способы общения.

      4. Вызывать у детей (во втором полугодии) поисковые движения на вопросы взрослого: «Где то-то?». Способствовать установлению связи между словом взрослого, ситуацией, предметом.

      5. Побуждать выполнять отдельные движения по словам взрослого (во втором полугодии).

      6. Поддерживать стремление ребенка активно пользоваться (к концу года) словами, в том числе при ответах на вопросы (по типу: «Кто(что) это?») и в инициативных высказываниях.

      7. Воспитывать доверие ребенка к взрослому.

      8. Удовлетворять потребность в доброжелательном, эмоционально положительном отношении к нему.

      Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослым, благодаря которому формируется эмоциональная уравновешенность, чувство защищенности, познавательная активность,

      Особую роль играет его интерес к индивидуальности ребенка — умение почувствовать и увидеть заинтересованность ребенка в совместной деятельности. Общение с ребенком должно основываться на сотрудничестве с ним. Если взрослый постоянно принуждает ребенка, он становится пассивным,

      стремится лишь приспособиться к окружению, а не активно исследовать его и познавать.

      В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Формируется двигательная активность и сенсомоторная координация. Задачи физического развития:

      1. Развивать движения, сенсомоторную активность, обеспечивающие перемещения в пространстве.

      2. Содействовать формированию действий с предметами.

      Маленьких детей размещают в просторных, светлых помещениях. Для бодрствования нужны манежи; наборы разнообразных ярких предметов,игрушек, погремушек, колечек, шариков, мячей. После полугода детям нужно больше пространства и специальные гимнастические пособия: валики, дорожки, доски, лесенки, диванчики. Необходимо создавать ситуации, развивающие зрительные, слуховые, вестибулярно-кинетические реакции, обогащающие тактильную чувствительность, побуждающие детей к исследовательским действиям. Рекомендуется помещать игрушки таким образом, чтобы ребенок мог поворачиваться, пытаясь дотянуться до них. Яркие игрушки, лежащие в

      манеже, пробуждают детей к ползанию, а расположенные на барьере манежа — желание подняться на ноги, держась за его перекладины. В младенческом возрасте необходимы массаж и гимнастика.

      Упражнения подбираются в соответствии с возрастными физиологическими возможностями организма. Игры-занятия, связанные с движениями, желательно проводить ежедневно индивидуально или с двумя-тремя детьми. Их длительность – 6-10 минут.

      Познавательное развитие в младенческом возрасте начинается задолго до овладения речью. Интеллект формируется на основе действий ребенка с предметами и, главным образом, в совместной со взрослым деятельности.  Задачи познавательного развития:

      1. Привлекать внимание ребенка к предметам-игрушкам, побуждать его обследовать их, экспериментировать с ними (стучать, трясти, катать, поворачивать).

      2. Развивать пассивную и активную речь ребенка.

      3. Способствовать развитию действий с предметами на основе словесных указаний взрослого.

      Важнейшее условие познавательного развития малыша – эмоционально теплое, стабильное, ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение ребенка с матерью и другими близкими ему людьми. Это общение должно включать комментирующую и обращенную к младенцу речь взрослого. Для развития обобщений следует использовать специальный подбор игрушек, предметов и действий с ними (одноименные игрушки из разного материала, разного размера, фактуры, цвета; одна игрушка в разных ситуациях, разные действия с нею; одно действие с разными игрушками).

      Ребенок воспринимает разнообразие ярких цветов, звуков, форм и радуется им. Он тянется к яркой игрушке, прислушивается к звукам, ищет глазами их источник. Искусство приходит к младенцу в виде рифмованных народных потешек, детских стихов, колыбельных песен, ярких картинок. Музыка

      оказывает на ребенка этого возраста очень большое влияние. Она развего эмоциональную сферу, элементарные музыкальные способности. Задачи эстетического развития:

      1. Доставлять детям радость музыкой, пением, движением под музыку и музыкальной игрой.

      2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

      3. Развивать устойчивость слухового внимания, способность прислушиваться к музыке, слушать ее.

      4. Способствовать запоминанию движений, связанных с музыкой.

      Необходимо учитывать индивидуальный темп общего и музыкального развития малышей; разную степень активности и выраженности «комплекса оживления», что чаще всего зависит от здоровья ребенка, физического состояния в данный момент. В связи с этим музыкальный материал следует

      предлагать детям дифференцированно. Радостное эмоциональное состояние ребенка на музыкальном занятии – непременное условие его музыкального развития. Петь, плясать и проводить «музыкально-двигательный показ» (показ действий с игрушкой или каким-либо атрибутом, сопровождаемый пением или игрой на детском музыкальном инструменте) нужно с каждым ребенком индивидуально. Занятия проходят три раза в неделю по 5-7 мин, через 30 мин после кормления. Для слушания хороши попевочки, небольшие колыбельные песенки и плясовые. Родителей нужно познакомить с задачами музыкального воспитания детей, побеседовать о музыке, которая звучит дома, поговорить о значении тишины, тихого пения и о шуме радио и телевизора.

      К концу первого года ребенок:

      — редко болеет, с аппетитом ест, хорошо засыпает, спит, с удовольствием купается, во время бодрствования активен, радостен;

      — у него сформированы жизненно важные движения: ползание, ходьба, разнообразные действия с предметами в соответствии с их свойствами (открывает, закрывает коробку, укладывает в нее кубики; нанизывает кольца на стержень; прокатывает мяч, шарик; толкает игрушку на колесиках вперед, катит каталку перед собой и т. п.);

      — хорошо ориентируется в знакомом ему пространстве среди многообразных предметов и игрушек. Знает всех окружающих его взрослых. Связывает понимаемые и произносимые слова с предметами, животными, людьми, действиями и их результатами. Владеет различными способами предметных действий и социальными способами общения с помощью эмоционально выразительных реакций и первых слов («мама, папа, баба, дай, на, нет» и др.). Все это говорит о хорошем самочувствии здорового ребенка, о его полноценном физическом и психическом развитии. На первом году жизни у ребенка формируются предпосылки развития личности, начинают складываться ее важнейшие характеристики. Он приобретает простые способы общения, используя для контакта с окружающими выразительные вокализации, жесты, мимику, а затем и первые слова. Начинает избирательно относиться к близким взрослым и чувствовать свою «отдельность» от них; действовать с предметами произвольно в соответствии с их назначением. Овладевает различными способами ориентировки и передвижения в пространстве.

      Источник