Социальное воспитание и развитие ребенка младенческого возраста
В млад. возрасте наблюдается полная зависимость от взрослого, кот. обеспечивает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход. Ведущей деят-ю явл.непосредственно эмоц. или ситуативно-личностное общение, внутри кот. фор-ся предметные действия ребенка.
Задача взрослого – создать условия для нормального психофизического раз-я детей. Психолого-пед.особенности рассматриваются под углом зрения генетической задачи развития, которая отражает систему отношений «ребенок – взрослый» .
Отличительные особенности младенческого возраста: быстрый темп физ. и психического развития; фор-е двигательной акт-ти и сенсомоторной координации; фор-е интеллекта на основе действий с предметами; появление первых слов, имеющих ситуативный характер, понятных близким людям; интенсивное раз-е общения со взрослым: первая форма общения – эмоционально-непосредственная (ситуативно-личностная), вторая форма общения – эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая); начало фор-я образа «Я», появление первых желаний («хочу», «не хочу»); восприятие разнообразия ярких цветов, звуков, форм; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, пение.
Эти особенности определяют содержание и условия пед. работы. Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослыми. Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве с ребенком, фор-т у него уравновешенность, чувство защищенности, познавательную активность.
Основные реакции и умения в разные периоды младенчества: от 1 до 3 мес. – зрительные и слуховые реакции (улыбка и комплекс оживления); от 3 до 6 мес. – развитие движений рук (хватательных, умения брать из рук взрослого предмет); голосовые реакции (гуление); подготовительные движения к ползанию; совершенствование зрительных и слуховых реакций (различение); от 6 до 9 мес. – лепет, ползание, понимание речи взрослых; от 9 до 12 мес. – подражание звукам и действиям; развитие специфических действий с предметами (возникают «соотносимые действия»: вынь-вложи разнообразные вкладыши, сними-надень кольца пирамидки и пр.); развитие ходьбы.
43. Социально-личностное воспитание и развитие ребёнка раннего возраста.
Соц.-личностное раз-е ребенка предполагает формирование у него полож.
отношения к себе, соц. навыков, раз-е игровой деят-ти, общения со сверстниками.
Для фор-я и поддержки у ребенка полож. отношения к себе важно дать почувствовать ребенку, что он значим для окружающих: проявлять внимание к желаниям и предпочтениям малыша, чутко реагировать на все его переживания. Поэтому желательно как можно чаще создавать такие ситуации, где центром внимания явл. каждый ребенок. Детей обязательно нужно называть по имени, используя имя ребенка в играх, потешках, песенках. Взрослые должны способствовать раз-ю у ребенка представления о его внешнем облике, следует обращать внимание на цвет его глаз, волос, одежду, подчеркивать его достоинства. возможностях, способностях и действиях, поощрять все его успехи. Уже в раннем возрасте следует уделять внимание форм-ю у него поло-ролевой идентификации. Для фор-я у ребенка представлений о своих возможностях необходимо отмечать успехи каждого малыша, комментировать его действия, поощрять настойчивость в деятельности.
Важную часть пед. процесса составляет фор-е у детей социальныхнавыков. В ходе режимных процедур они постепенно осваивают навыки самооб-я: самостоятельно есть, одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом. Педагоги приучают малышей ухаживать за своим вн. видом, за вещами и игрушками, помогать воспитателю в повседневных делах, следовать элементарным правилам этикета. При формировании соц.навыков важна организация сотруд-ва с детьми, учет индивид. особенностей каждого.
сотрудничества.
Приход и уход детей — очень важные моменты для ребенка и его родителей. Раздевание и одевание детей занимают много времени в течение дня. Эти процедуры также следует использовать для развития у них сам. действий, поэтому надо предоставить им возможность упражняться в последовательности операций:— Уход за внешним видом. —Помощь вос-лю. —Уход за вещами и игрушками. —Правила этикета. При авторитарном стиле взаимодействия взрослый прибегает к принуждению (насильное кормление, умывание, укладывание спать, одевание); угрозам («не будешь кушать — не пойдешь гулять»); запретам («нельзя вставать с горшка») и наказаниям.
Личностно-ориентированное взаим-е предполагает другие способы: ласковые уговоры, объяснения; использование подходящих к ситуации песенок, стихов, рассказов; обыгрывание процедуры; поощрение самостоятельности ребенка; следование за темпом его действий. Способы личн.-ориентир. взаимодействия требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода, зато вызывают испытывать полож. эмоции, чувство уверенности, доверия к взрослому, способствуют развитию сам-ти ребенка.
Для соц.-личностного раз-я ребенка большое значение имеет игра. Элементы ее должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми, а сама игра — стать основной формой организации разных видов детской деятельности. В течение дня воспитатели организуют с детьми игры-забавы и дидактические игры; специальной задачей является раз-е у детей процессуальной игры, в ходе которой дети моделируют различные ситуации, отражающие их жизненный опыт, впечатления, полученные из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых. В задачи вос-ля входит обогащение игрового опыта ребенка. Для этого можно использовать различные приемы.1) Поддержка игровой инициативы ребенка2) Увеличение числа персонажей игры, стимулирование речевого общения с ними.3) Расширение круга игровых предметов и действий.4) Обогащение игровых сюжетов5) Выстраивание последовательности игровых действий.6) Введение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает более интересной, содержательной, творческой.7) Подготовка к принятию роли.Вос-ли создают условия для развития у детей общения со сверстниками, помогают налаживать положительные взаимоотношения друг с другом. С этой целью они поддерживают интерес детей к сверстникам, стимулируют эмоциональные контакты, сближающие их друг с другом, организуют разные виды совместных игр, тактично разрешают возникающие конфликты. Взрослые воспитывают у малышей уважительное отношение к детям, независимо от расовой и национальной принадлежности языка, личностного и поведенческого своеобразия. Работа воспитателя с детьми в группе предполагает решение следующих задач:
—привлечение внимания детей друг к другу, поддержка их интереса к сверстникам;
—стимулирование эмоциональных контактов ровесников, сближающих их друг с другом;
—организация предметного взаимодействия между детьми.
Для побуждения детей к общению со сверстниками следует использовать самые разные ситуации их жиз-ти: режимные моменты, свободную игру, групповые занятия, специально организованные игры. Организация общения между детьми в течение дня-хорошее настроение малышей, расположение их друг к другу нужно поддерживать с момента прихода в ясли. Спец. игры и занятия, направленные на развитие общения между детьми, должны составлять неотъемлемую часть жизни группы, стать привычными и желанными для малышей. Их можно проводить в перерывах между режимными моментами, на прогулке, во время свободной игры детей. Для форм-я и поддержки у ребенка полож.отношения к себе важно дать почувствовать ребенку, что он значим для окружающих: проявлять внимание к желаниям и предпочтениям малыша, чутко реагировать на все его переживания.
Источник
Младенческий
возраст – это период от рождения до
года. В младенческом возрасте прежде
всего необходимо обеспечить ребенку
общение с взрослым, полноценное
вскармливание и достаточный гигиенический
уход. Особенно необходимо для младенца
состояние эмоционального благополучия.
Дефицит эмоциональных контактов со
взрослым может привести к задержкам
развития уже в первые месяцы жизни,
потому что оно невозможно без
непосредственного участия взрослого
человека. Именно взрослый создает все
условия для нормального психофизического
развития. Эмоциональное, непосредственное
общение — ведущий тип деятельности в
этом возрасте.
К
первым признакам социального общения
ребенка относится возникновение
осмысленной улыбки, а немного позже –
«комплекса оживления» (специфического
проявления эмоциональных реакций).
Первая
форма общения – эмоционально-непосредственная
(ситуативно-личностная). Ее характеризует
интерес к близкому человеку, возникновение
эмоционального отношения к нему. Ребенок
научается узнавать близких, радоваться
им, возникают первые привязанности. К
концу первого полугодия появляется
настороженность и страх по отношению
к посторонним, малознакомым людям. Такая
форма общения свойственна ребенку
первого полугодия жизни.
Вторая,
более развитая форма общения –
эмоционально- опосредованная
(ситуативно-деловая) – начинает
складываться во втором полугодии жизни.
Такое общение, опосредованное предметами,
возникает на основе совместных действий
с взрослым. Ребенка начинают интересовать
и радовать различные предметы, игрушки,
действия с ними. Ярко проявляется
потребность в новых впечатлениях.
Взрослый, знакомя ребенка с окружающим
миром, побуждает его к активному
подражанию. Его эмоциональное отношение
к совместным действиям с малышом во
многом определяет и эмоциональное
развитие ребенка. Основные задачи
развития общения детей младенческого
возраста с взрослыми:
1.
Способствовать возникновению чувства
привязанности и доверия к взрослым,
которые заботятся о ребенке.
2.
Удовлетворять потребность ребенка в
доброжелательном отношении.
3.
Способствовать развитию интереса
младенца к окружающему его миру и самому
себе.
В
младенческом возрасте интенсивно
развивается общение ребенка со взрослым.
Формируются первые привязанности,
возникают социальные ожидания,
складываются ранние формы взаимодействия
ребенка и взрослого. Ребенок учится
управлять поведением взрослого, используя
голосовые реакции и мимику. Взрослый
учится адекватно реагировать на различные
реакции младенца, в том числе и
эмоциональные, социально значимые.
Первые слова могут иметь эмоциональную
окраску, своеобразную выразительность,
ситуативную отнесенность. Такую речь
называют автономной, или ситуативной,
потому что она понятна только близким
людям, хорошо знакомым с окружающей
ребенка обстановкой. Первые слова
относятся к конкретным предметам и не
имеют обобщающего характера. Появление
первых слов свидетельствует об изменении
социальной ситуации развития ребенка.
Теперь он может пытаться сам сказать о
своих желаниях. По отношению к сверстнику
ребенок на протяжении первого полугодия
жизни действует так же, как по отношению
к игрушке или предмету. К концу года
наблюдаются реакции, похожие на ревность
(тревожность), что является показателем
начала формирования образа «Я». Зарождение
образа «Я» ребенка связывается с
появлением его первых желаний: «хочу»,
«не хочу», с пониманием таких слов, как
«можно» и «нельзя». Оно зависит от
отношения к нему взрослого человека с
первого года жизни. Позитивное отношение
к себе – важное эмоциональное состояние,
основа для нормального развития личности.
К
концу первого года ребенок:
—
редко болеет, с аппетитом ест, хорошо
засыпает, спит, с удовольствием купается,
во время бодрствования активен, радостен;
—
у него сформированы жизненно важные
движения: ползание, ходьба, разнообразные
действия с предметами в соответствии
с их свойствами (открывает, закрывает
коробку, укладывает в нее кубики;
нанизывает кольца на стержень; прокатывает
мяч, шарик; толкает игрушку на колесиках
вперед, катит каталку перед собой и т.
п.);
—
хорошо ориентируется в знакомом ему
пространстве среди многообразных
предметов и игрушек. Знает всех окружающих
его взрослых. Связывает понимаемые и
произносимые слова с предметами,
животными, людьми, действиями и их
результатами. Владеет различными
способами предметных действий и
социальными способами общения с помощью
эмоционально выразительных реакций и
первых слов («мама, папа, баба, дай, на,
нет» и др
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Младенческий
возраст – это период от рождения до
года. В младенческом возрасте прежде
всего необходимо обеспечить ребенку
общение с взрослым, полноценное
вскармливание и достаточный гигиенический
уход. Особенно необходимо для младенца
состояние эмоционального благополучия.
Дефицит эмоциональных контактов со
взрослым может привести к задержкам
развития уже в первые месяцы жизни,
потому что оно невозможно без
непосредственного участия взрослого
человека. Именно взрослый создает все
условия для нормального психофизического
развития. Эмоциональное, непосредственное
общение — ведущий тип деятельности в
этом возрасте.
К
первым признакам социального общения
ребенка относится возникновение
осмысленной улыбки, а немного позже –
«комплекса оживления» (специфического
проявления эмоциональных реакций).
Первая
форма общения – эмоционально-непосредственная
(ситуативно-личностная). Ее характеризует
интерес к близкому человеку, возникновение
эмоционального отношения к нему. Ребенок
научается узнавать близких, радоваться
им, возникают первые привязанности. К
концу первого полугодия появляется
настороженность и страх по отношению
к посторонним, малознакомым людям. Такая
форма общения свойственна ребенку
первого полугодия жизни.
Вторая,
более развитая форма общения –
эмоционально- опосредованная
(ситуативно-деловая) – начинает
складываться во втором полугодии жизни.
Такое общение, опосредованное предметами,
возникает на основе совместных действий
с взрослым. Ребенка начинают интересовать
и радовать различные предметы, игрушки,
действия с ними. Ярко проявляется
потребность в новых впечатлениях.
Взрослый, знакомя ребенка с окружающим
миром, побуждает его к активному
подражанию. Его эмоциональное отношение
к совместным действиям с малышом во
многом определяет и эмоциональное
развитие ребенка. Основные задачи
развития общения детей младенческого
возраста с взрослыми:
1.
Способствовать возникновению чувства
привязанности и доверия к взрослым,
которые заботятся о ребенке.
2.
Удовлетворять потребность ребенка в
доброжелательном отношении.
3.
Способствовать развитию интереса
младенца к окружающему его миру и самому
себе.
В
младенческом возрасте интенсивно
развивается общение ребенка со взрослым.
Формируются первые привязанности,
возникают социальные ожидания,
складываются ранние формы взаимодействия
ребенка и взрослого. Ребенок учится
управлять поведением взрослого, используя
голосовые реакции и мимику. Взрослый
учится адекватно реагировать на различные
реакции младенца, в том числе и
эмоциональные, социально значимые.
Первые слова могут иметь эмоциональную
окраску, своеобразную выразительность,
ситуативную отнесенность. Такую речь
называют автономной, или ситуативной,
потому что она понятна только близким
людям, хорошо знакомым с окружающей
ребенка обстановкой. Первые слова
относятся к конкретным предметам и не
имеют обобщающего характера. Появление
первых слов свидетельствует об изменении
социальной ситуации развития ребенка.
Теперь он может пытаться сам сказать о
своих желаниях. По отношению к сверстнику
ребенок на протяжении первого полугодия
жизни действует так же, как по отношению
к игрушке или предмету. К концу года
наблюдаются реакции, похожие на ревность
(тревожность), что является показателем
начала формирования образа «Я». Зарождение
образа «Я» ребенка связывается с
появлением его первых желаний: «хочу»,
«не хочу», с пониманием таких слов, как
«можно» и «нельзя». Оно зависит от
отношения к нему взрослого человека с
первого года жизни. Позитивное отношение
к себе – важное эмоциональное состояние,
основа для нормального развития личности.
К
концу первого года ребенок:
—
редко болеет, с аппетитом ест, хорошо
засыпает, спит, с удовольствием купается,
во время бодрствования активен, радостен;
—
у него сформированы жизненно важные
движения: ползание, ходьба, разнообразные
действия с предметами в соответствии
с их свойствами (открывает, закрывает
коробку, укладывает в нее кубики;
нанизывает кольца на стержень; прокатывает
мяч, шарик; толкает игрушку на колесиках
вперед, катит каталку перед собой и т.
п.);
—
хорошо ориентируется в знакомом ему
пространстве среди многообразных
предметов и игрушек. Знает всех окружающих
его взрослых. Связывает понимаемые и
произносимые слова с предметами,
животными, людьми, действиями и их
результатами. Владеет различными
способами предметных действий и
социальными способами общения с помощью
эмоционально выразительных реакций и
первых слов («мама, папа, баба, дай, на,
нет» и др
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Младенческий возраст – это период от рождения до года. В младенческом возрасте прежде всего необходимо обеспечить ребенку общение с взрослым, полноценное вскармливание и достаточный
гигиенический уход. Особенно необходимо для младенца состояние эмоционального благополучия. Дефицит эмоциональных контактов со взрослым может привести к задержкам развития уже в первые месяцы жизни, потому что оно невозможно без непосредственного участия взрослого человека. Именно взрослый создает все условия для нормального психофизического развития. Эмоциональное, непосредственное общение — ведущий тип деятельности в этом возрасте.
К первым признакам социального общения ребенка относится возникновение осмысленной улыбки, а немного позже – «комплекса оживления» (специфического проявления эмоциональных реакций).
Первая форма общения – эмоционально-непосредственная (ситуативно-личностная). Ее характеризует интерес к близкому человеку, возникновение эмоционального отношения к нему. Ребенок научается узнавать близких, радоваться им, возникают первые привязанности. К концу
первого полугодия появляется настороженность и страх по отношению к посторонним, малознакомым людям. Такая форма общения свойственна ребенку первого полугодия жизни.
Вторая, более развитая форма общения – эмоционально- опосредованная (ситуативно-деловая) – начинает складываться во втором полугодии жизни. Такое общение, опосредованное предметами, возникает на основе совместных действий с взрослым. Ребенка начинают интересовать и
радовать различные предметы, игрушки, действия с ними. Ярко проявляется потребность в новых впечатлениях. Взрослый, знакомя ребенка с окружающим миром, побуждает его к активному подражанию. Его эмоциональное отношение к совместным действиям с малышом во многом
определяет и эмоциональное развитие ребенка. Основные задачи развития общения детей младенческого возраста с взрослыми:
1. Способствовать возникновению чувства привязанности и доверия к взрослым, которые заботятся о ребенке.
2. Удовлетворять потребность ребенка в доброжелательном отношении.
3. Способствовать развитию интереса младенца к окружающему его миру и самому себе.
Взрослый для ребенка – источник радости, дающий чувство защищенности. Необходимо разговаривать с ребенком, называть предметы и явления, рассказывать о том, что взрослый с ним делает и собирается делать, интонировать свою речь, напевать, приговаривая в рифму. Важно выражать ребенку свои чувства по отношению к его действиям, как положительные, так и отрицательные. При этом ребенок должен чувствовать, что взрослый любит его и беспокоится о нем. Важно также в различных ситуациях «озвучить» чувства самого ребенка и показать, что взрослый готов их разделить. Пестушки, потешки, прибаутки, поговорки обогащают звуковую и речевую среду, развивают интонационный слух, чувствительность к звучанию поэтического слова, помогают освоить речь. От 3 до 6 месяцев полезны произведения, включающие голосовые «наигрыши» – звукоподражания народным музыкальным инструментам. Они развивают речевые реакции гуления, стимулируют голосовые возможности ребенка. С появлением у него лепета (5 – 6 месяцев) полезны короткие эмоциональные фразы и подговорки, в которых неоднократно повторяются и выделяются голосом слоги, созвучные лепету. С 9 месяцев важно развивать у ребенка речевое подражание, опираясь на «разученные», знакомые ему ситуации. С 12 месяцев малыш может вступать в речевое общение на основе элементов произведений малого фольклорного жанра, выполнять движения
соответственно звучащему тексту.
В младенческом возрасте интенсивно развивается общение ребенка со взрослым. Формируются первые привязанности, возникают социальные ожидания, складываются ранние формы взаимодействия ребенка и взрослого. Ребенок учится управлять поведением взрослого, используя голосовые реакции и мимику. Взрослый учится адекватно реагировать на различные реакции младенца, в том числе и эмоциональные, социально значимые. Первые слова могут иметь эмоциональную окраску, своеобразную выразительность, ситуативную отнесенность. Такую речь называют автономной, или ситуативной, потому что она понятна только близким людям, хорошо знакомым с окружающей ребенка обстановкой. Первые слова относятся к конкретным предметам и не имеют обобщающего характера. Появление первых слов свидетельствует об изменении социальной ситуации развития ребенка. Теперь он может пытаться сам сказать о своих желаниях. По отношению к сверстнику ребенок на протяжении первого полугодия жизни действует так же, как по отношению к игрушке или предмету. К концу года наблюдаются реакции, похожие на ревность
(тревожность), что является показателем начала формирования образа «Я». Зарождение образа «Я» ребенка связывается с появлением его первых желаний: «хочу», «не хочу», с пониманием таких слов, как «можно» и «нельзя». Оно зависит от отношения к нему взрослого человека с первого года жизни. Позитивное отношение к себе – важное эмоциональное состояние, основа для нормального развития личности.
Задачи социального развития:
1.Развивать интерес и внимание ребенка к близким взрослым.
2. Учить ребенка замечать различные эмоциональные состояния взрослых: радость, печаль, гнев.
3. Формировать речевые и неречевые способы общения.
4. Вызывать у детей (во втором полугодии) поисковые движения на вопросы взрослого: «Где то-то?». Способствовать установлению связи между словом взрослого, ситуацией, предметом.
5. Побуждать выполнять отдельные движения по словам взрослого (во втором полугодии).
6. Поддерживать стремление ребенка активно пользоваться (к концу года) словами, в том числе при ответах на вопросы (по типу: «Кто(что) это?») и в инициативных высказываниях.
7. Воспитывать доверие ребенка к взрослому.
8. Удовлетворять потребность в доброжелательном, эмоционально положительном отношении к нему.
Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослым, благодаря которому формируется эмоциональная уравновешенность, чувство защищенности, познавательная активность,
Особую роль играет его интерес к индивидуальности ребенка — умение почувствовать и увидеть заинтересованность ребенка в совместной деятельности. Общение с ребенком должно основываться на сотрудничестве с ним. Если взрослый постоянно принуждает ребенка, он становится пассивным,
стремится лишь приспособиться к окружению, а не активно исследовать его и познавать.
В младенческом возрасте ребенок интенсивно растет и развивается. Формируется двигательная активность и сенсомоторная координация. Задачи физического развития:
1. Развивать движения, сенсомоторную активность, обеспечивающие перемещения в пространстве.
2. Содействовать формированию действий с предметами.
Маленьких детей размещают в просторных, светлых помещениях. Для бодрствования нужны манежи; наборы разнообразных ярких предметов,игрушек, погремушек, колечек, шариков, мячей. После полугода детям нужно больше пространства и специальные гимнастические пособия: валики, дорожки, доски, лесенки, диванчики. Необходимо создавать ситуации, развивающие зрительные, слуховые, вестибулярно-кинетические реакции, обогащающие тактильную чувствительность, побуждающие детей к исследовательским действиям. Рекомендуется помещать игрушки таким образом, чтобы ребенок мог поворачиваться, пытаясь дотянуться до них. Яркие игрушки, лежащие в
манеже, пробуждают детей к ползанию, а расположенные на барьере манежа — желание подняться на ноги, держась за его перекладины. В младенческом возрасте необходимы массаж и гимнастика.
Упражнения подбираются в соответствии с возрастными физиологическими возможностями организма. Игры-занятия, связанные с движениями, желательно проводить ежедневно индивидуально или с двумя-тремя детьми. Их длительность – 6-10 минут.
Познавательное развитие в младенческом возрасте начинается задолго до овладения речью. Интеллект формируется на основе действий ребенка с предметами и, главным образом, в совместной со взрослым деятельности. Задачи познавательного развития:
1. Привлекать внимание ребенка к предметам-игрушкам, побуждать его обследовать их, экспериментировать с ними (стучать, трясти, катать, поворачивать).
2. Развивать пассивную и активную речь ребенка.
3. Способствовать развитию действий с предметами на основе словесных указаний взрослого.
Важнейшее условие познавательного развития малыша – эмоционально теплое, стабильное, ситуативно-личностное и ситуативно-деловое общение ребенка с матерью и другими близкими ему людьми. Это общение должно включать комментирующую и обращенную к младенцу речь взрослого. Для развития обобщений следует использовать специальный подбор игрушек, предметов и действий с ними (одноименные игрушки из разного материала, разного размера, фактуры, цвета; одна игрушка в разных ситуациях, разные действия с нею; одно действие с разными игрушками).
Ребенок воспринимает разнообразие ярких цветов, звуков, форм и радуется им. Он тянется к яркой игрушке, прислушивается к звукам, ищет глазами их источник. Искусство приходит к младенцу в виде рифмованных народных потешек, детских стихов, колыбельных песен, ярких картинок. Музыка
оказывает на ребенка этого возраста очень большое влияние. Она развего эмоциональную сферу, элементарные музыкальные способности. Задачи эстетического развития:
1. Доставлять детям радость музыкой, пением, движением под музыку и музыкальной игрой.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
3. Развивать устойчивость слухового внимания, способность прислушиваться к музыке, слушать ее.
4. Способствовать запоминанию движений, связанных с музыкой.
Необходимо учитывать индивидуальный темп общего и музыкального развития малышей; разную степень активности и выраженности «комплекса оживления», что чаще всего зависит от здоровья ребенка, физического состояния в данный момент. В связи с этим музыкальный материал следует
предлагать детям дифференцированно. Радостное эмоциональное состояние ребенка на музыкальном занятии – непременное условие его музыкального развития. Петь, плясать и проводить «музыкально-двигательный показ» (показ действий с игрушкой или каким-либо атрибутом, сопровождаемый пением или игрой на детском музыкальном инструменте) нужно с каждым ребенком индивидуально. Занятия проходят три раза в неделю по 5-7 мин, через 30 мин после кормления. Для слушания хороши попевочки, небольшие колыбельные песенки и плясовые. Родителей нужно познакомить с задачами музыкального воспитания детей, побеседовать о музыке, которая звучит дома, поговорить о значении тишины, тихого пения и о шуме радио и телевизора.
К концу первого года ребенок:
— редко болеет, с аппетитом ест, хорошо засыпает, спит, с удовольствием купается, во время бодрствования активен, радостен;
— у него сформированы жизненно важные движения: ползание, ходьба, разнообразные действия с предметами в соответствии с их свойствами (открывает, закрывает коробку, укладывает в нее кубики; нанизывает кольца на стержень; прокатывает мяч, шарик; толкает игрушку на колесиках вперед, катит каталку перед собой и т. п.);
— хорошо ориентируется в знакомом ему пространстве среди многообразных предметов и игрушек. Знает всех окружающих его взрослых. Связывает понимаемые и произносимые слова с предметами, животными, людьми, действиями и их результатами. Владеет различными способами предметных действий и социальными способами общения с помощью эмоционально выразительных реакций и первых слов («мама, папа, баба, дай, на, нет» и др.). Все это говорит о хорошем самочувствии здорового ребенка, о его полноценном физическом и психическом развитии. На первом году жизни у ребенка формируются предпосылки развития личности, начинают складываться ее важнейшие характеристики. Он приобретает простые способы общения, используя для контакта с окружающими выразительные вокализации, жесты, мимику, а затем и первые слова. Начинает избирательно относиться к близким взрослым и чувствовать свою «отдельность» от них; действовать с предметами произвольно в соответствии с их назначением. Овладевает различными способами ориентировки и передвижения в пространстве.
Источник