Критерии в оценке развития ребенка

Критерии в оценке развития ребенка thumbnail

Критерии оценивания развития ребенка

Ребенок 2 лет:

Физическое развитие:

  1. Преодолевает препятствия, чередуя шаг.

  2. Поднимается и спускается по лестнице.

  3. Подпрыгивает.

  4. Меняет темп движения: ходьбу на бег.

  5. Удерживает мяч одной или двумя руками.

  6. Ловит мяч с близкого расстояния.

Бытовые навыки:

  1. Ест аккуратно, не роняя пищу.

  2. При умывании трет ладони, часть лица.

  3. Вытирается с помощью взрослого.

  4. С небольшой помощью взрослого одевается: натягивает носочки, шапку, обувь.

  5. Частично раздевается.

  6. Контролирует физиологические потребности.

Эмоциональное развитие:

  1. Эмоционально уравновешен в течение дня.

  2. В хорошем настроении при своих умелых действиях.

  3. Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.

  4. Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем.

  5. Кричит, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.

  6. Отказывается от общения с незнакомыми взрослыми.

  7. Плачет при уходе мамы, при обиде.

  8. Проявляет яркие эмоции при общении с близкими.

Игровые навыки:

  1. В игре последовательно выполняет порядок действий: куклу раздевает, купает, вытирает.

  2. В игре подражает бытовым действиям близкого взрослого.

  3. Сооружает из кубиков знакомые постройки (дом, забор, диван, стол).

  4. Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

Познавательное развитие:

  1. Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех-пяти колец.

  2. Раскладывает фигуры разной величины и формы в аналогичные отверстия на доске.

  3. Ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет.

  4. По образцу находит предмет того же цвета.

  5. Начинает распознавать вес, температуру и другие качества предметов (тяжелый, легкий, холодный, теплый, твердый, мягкий).

Речевые достижения:

  1. В словарном запасе до 200-300 слов.

  2. Использует предложения из двух-трех слов в разговоре с взрослыми и детьми.

  3. Облегченные слова заменяет правильными.

  4. Начинает употреблять прилагательные (большой, маленький и т. д.) и местоимения (я, ты).

  5. Может называть себя в третьем лице.

  6. Задает вопросы.

  7. Называет предметы на картинке.

  8. Понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях.

Ребенок 2,5 лет:

Бытовые навыки

  1. Одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;

  2. Расстегивать и застегивать одну-две пуговицы;

  3. В определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду;

  4. Самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;

  5. С помощью взрослого приводить себя в порядок;

  6. Пользоваться индивидуальными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком;

  7. В процессе еды держать правильно ложку.

Социально-эмоциональное развитие 

  1. Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования.

  2.  Может определить свое состояние.

  3. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.

  1. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.

  2. Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.

  3. Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).

  4. Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.

Игровые действия (сюжетная игра)

  1. Подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе (в самостоятельной игре).

  2. Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор.

  3. Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).

Познавательное развитие 

  1. Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках.

  2. Ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.

  3. Собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по показу).

  4. Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3-4 составляющих (по показу).

  5. Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.

  6. Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.

  7. Узнает, что нарисовал (или вылепил).

Речевое развитие

  1. Обозначает себя: «Я», «Я сам».

  2. Использует предложения из нескольких слов (трех и более).

  3. Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Показывает движениями, как делает персонаж.

  4. Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.

  5. Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).

  6. Отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?» (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.

  7. Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги).

  8. Понимает рассказ взрослого.

Ребенок 3 лет может:

Бытовые навыки

  1. Одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно.

  2. Аккуратно складывать свою одежду перед сном.

  3. Застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки.

  4. Знать назначение многих предметов и их местонахождение.

  5. Выполнять поручения из 2-3 действий: «отнеси», «поставь», «принеси».

  6. Уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;

  7. Замечать беспорядок в своей одежде, самостоятельно пользоваться носовым платком.

  8. Регулировать свои физиологические потребности.

  9. Вытирать обувь при входе в помещение.

  10. Аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.

  11. Не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим.

  12. Говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.

Двигательные навыки

Ребенок должен уметь:

  1. Подниматься вверх и вниз по лестнице, чередуя ноги – идти шаг за шагом

  2. Бить по мячу, бросать мяч, ловить его

  3. Прыгать на одной и двух ножках

  4. Довольно уверенно крутить педали и кататься на трехколесном велосипеде

  5. Стоять на одной ноге до пяти секунд

  6. Идти вперед и назад довольно легко

  7. Наклоняться, не падая при этом

Эмоциональное и социальное развитие

В 3 года ваш ребенок должен обладать следующими социальными навыками:

  1. Подражать родителям и друзьям

  2. Показывать привязанность к знакомым семьи и друзей

  3. Понимать, что такое «мое» и «его / ее»

  4. Показывать широкий спектр эмоций, таких как грусть, печаль, гнев, счастье или скука

Развитие мыслительных процессов

3-х летний малыш должен уметь следующее:

  1. Правильно называть знакомые цвета.

  2. Играть и фантазировать более творчески, чем раньше.

  3. Выполнять три простых команды взрослых подряд.

  4. Помнить сказки и песенки и рассказывать самые простые из них.

  5. Любить сказки и песенки, особенно перед сном.

  6. Понимать простые числа и считать до пяти.

  7. Сортировать предметы по форме и цвету.

  8. Отгадывать загадки, которые соответствуют возрасту ребенка.

  9. Узнавать знакомых людей и детей на фотографиях.

Речевое развитие

  1. Называть свое имя и возраст

  2. Выговаривать от 250 до 500 слов

  3. Отвечать на простые вопросы

  4. Составлять предложения из пяти-шести слов и говорить полными предложениями

  5. Говорить четко

  6. Рассказывать простые сказки и истории.

Источник

Содержание:

  • Познавательное развитие
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)
  • Бытовые навыки
  • Физическое развитие

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по признакам:

Называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.

Читайте также:  Врожденный порок развития позвоночника у ребенка

Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.

Собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).

Легко подбирает плоские геометрические фигуры к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).

Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма («крыша»), цилиндр («столбик»), кирпичик, конус.

Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.

Собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).

Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.

Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).

Составляет картинку из двух частей (на занятии).

Подбирает мозаику к несложному рисунку.

Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).

Подражает письму взрослого (имитирует).

К рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).

Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.

Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).

Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.

Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).

Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры):

Проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может «брать роль» (называет себя в игре «мама», «врач» и т. п.). Осознает свою роль в игре.

Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).

Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.

Подражает другим детям (в любых играх).

Выполняет правила в подвижных играх.

Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу)

Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.

Проявляет инициативу, независимость.

Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.

Проявляет чувство гордости за себя («лучше всех бегаю»), за родителей («папа самый сильный», «мама самая красивая»).

Любознателен, любопытен.

Долговременная память опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.

Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.

Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.

Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.

Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.

Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку («Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться»).

Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.

Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.

Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).

Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).

Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.

Могут возникать страхи, боязнь темноты.

Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).

Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от «боли» и т. д.).

Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).

Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.

Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.

Проявляет интерес к рисованию, лепке.

Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.

Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).

Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).

Огорчается при неумении что-то сделать.

Радуется своим умелым действиям, когда получается.

Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.

Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).

Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.

Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.

Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).

Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.

Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.

Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).

Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.

Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

Выражает симпатию к некоторым детям.

Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.

Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.

Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).

Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: «Где?», «Куда?», «Почему?», «Когда?» и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).

Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.

Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).

Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.

Быстро отвечает на вопрос: «Как тебя зовут?». Знает свою фамилию.

Отвечает на вопрос: «Сколько тебе лет?». Показывает на пальчиках.

Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).

Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.

Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).

Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): «глаза смотрят», «уши слушают», «ноги ходят»).

Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: «глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы».

В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: «Кто ты в игре?».

Играя, свои действия сопровождает словами.

Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.

По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).

Читайте также:  Если у ребенка задержка психического развития

Имеет представление о числе, показывает и говорит: «один, два, три, много, мало».

Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).

Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).

Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению «Я».

Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.

Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.

Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.

Застегивает несколько пуговиц.

Завязывает (связывает) шнурки.

Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.

Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).

Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.

Замечает беспорядок в своей одежде.

Пользуется носовым платком.

Вытирает ноги при входе в квартиру.

Регулирует свои физиологические потребности.

Ест аккуратно.

Держит ложку за конец ручки.

Пользуется салфеткой.

Не выходит из-за стола до конца еды.

Не мешает за столом другим.

Говорит «спасибо», здоровается, прощается.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Катается на трехколесном велосипеде. Учится ходить на лыжах.

Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, подпрыгивает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.

Из книги Е. Волосовой «Развитие ребенка раннего возраста»
(основные показатели), М.: «Линка-Пресс», 1999 г.

Источник

«Критерии оценки уровня развития ребенка с учетом разновозрастных показателей»

Таблица 1

Восприятие

3-4

4-5

5-6

6-7

7-8

8-9

9-10

10-11

Восприятие носит предметный характер. При восприятии ребенок видит не все свойства предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других. Например, трава зелёная, лимон кислый.

С 4-х лет ребенок собирают пирамиду с учетом величины. При этом у него наблюдаются пробы и примеривания путем прикладывания (с целью сравнения) колец.

В 3 года ребенок должен знать объемные фигуры: шар, куб, треугольная призма на уровне сличения и также выполнять конструктивные задания, действуя с объемными телами с учетом формы объекта. Ребенок в этом возрасте может не дифференцировать круг, овал, квадрат и треугольник, но должен узнавать 2-3 фигуры. Ребенок осваивает ориентировку на собственном теле, под руководством взрослых ребенок начинает выделять и правильно назвать правую руку, другие направления пространства (спереди, сзади) ребенок тоже относит только к себе.

Ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу, измерения и другие. У него формируются представления об основных геометрических фигурах (на уровне сличения, узнавания и называния) и, о семи цветах спектра, о параметрах величины, о пространстве, о времени, особые свойства предметов: звук, вкус, запах, температура.

Ребенок пользуются способом зрительного соотнесения. Ребенок должен знать геометрические эталоны на всех трех уровнях (сличения, узнавания, называния), геометрические объемные тела на уровне сличения и узнавания, а куб и шар на уровне называния. Ребенок должен уметь соотносить предметные изображения простой формы с геометрическим изображением. Ребенок должен уметь находить предметы заданной формы в окружающей обстановке. Ребенок различает такие геометрические фигуры, как квадрат, круг, треугольник и знает их названия.

Может проводить зрительный анализ самостоятельно на основе соотнесения, исправляет неверное выполнение, при этом возможно речевое сопровождение.

Ребенок начинает выделять пространственные отношения между предметами, словесно фиксируя результат.

Ребенок должен знать о разновидностях геометрических фигур (кругов разных диаметров, овалов с разным соотнесением осей) и понимать, что это одни и те же фигуры. Он понимает сложную форму, то есть должен уметь расчленять и составлять из нескольких частей целое (5-6 частей).

У ребенка этого возраста появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, рассматривая предмет, он вертит его в руках, ощупывает, обращает внимание на наиболее заметные особенности.

Знания о предметах и их свойствах организуются в систему. Ребенок соотносит воспринимаемые предметы с учетом двух признаков (цвет, форма). Ребенок систематически планомерно рассматривает предметы, при этом описывая свойства предмета, пользуясь чисто зрительным восприятием.

Ребенок должен уметь осуществлять при идентификации формы: зрительно-зрительный перенос, зрительно-осязательный, осязательно-зрительный, осязательно-осязательный (см Приложение 2). В 7 лет ребенок должен идентифицировать 5 геометрических фигур 3 размеров: квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, неправильный четырехугольник. Из объемных геометрических тел: цилиндр, конус, четырехугольная призма, брус.

У ребенка формируется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умения менять точки отсчета.

Недостаточно дифференцированно. Восприятие анализирующее. Возрастает точность различения геометрических форм, их правильное называние. Отмечается способность опредмечивания незнакомых ребенку форм (младшие ученики называют цилиндр стаканом, конус (опрокинутый) – волчком или крышей, четырехгранную призму — столбиком и т. д.), что говорит трудностях в абстрагировании формы от предмета.

В периоде от 8-11 лет у ребенка совершенствуются, и достигает высокой ступени сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле.

Таблица 2

Внимание

3-4

4-5

5-6

6-7

7-8

8-9

9-10

10-11

Внимание неустойчивое, непроизвольное, организуется с помощью словесных указаний взрослого.

Ребенок начинает овладевать произвольным вниманием, но непроизвольное остается преобладающим видом. Ребенку трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности.

Внимание становится произвольное, ребенок способен после пресыщения однообразной работой доделать ее до конца.

Ребенок способен удерживать внимание на действиях, которые приобретают для него интеллектуально значимый интерес.

Ребенок способен концентрировать внимание на неинтересных действиях, но остается преобладать непроизвольное внимание. Увеличивается длительность рассматривания картинки в 2 раза по сравнению с младшим дошкольным возрастом.

В связи с усложнением деятельности ребенка в период 7-11 лет внимание ребенка приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Он начинает сам управлять своим вниманием, без словесной организации взрослого, сам начинает обозначать словесно те предметы и явления, на которые необходимо обратить внимание, чтобы добиться нужного результата, начинает формироваться планирующая функция речи.

Формируется планирующая функция речи, ребенок обретает способность заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.

Таблица 3

Память

3-4

4-5

5-6

6-7

7-8

8-9

9-10

10-11

Память непроизвольная, ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить, не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы.

Начинает

формироваться произвольная память, сознательное целенаправленное запоминание и припоминание появляются эпизодически, способны запомнить 3 слова с 2-3 предъявлений, а 5 слов с 3-4 предъявлений.

Появляется способность к рассуждению. Ребенок понимает условия задания, удерживает ее в памяти. Удерживает 4-6 слов

Овладевает операциями осмысленного запоминания 5-8 слов. Произвольное запоминание продолжает формироваться, к нему дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда в деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые

Формируется произвольная и осмысленная память. Хорошо развита механическая память. Совершенствуется смысловая память, ребенок овладевает приемами запоминания.

Ребенок осознает необходимость запоминать произвольно, может определить, каким образом можно запомнить и воспроизвести то, что следует выучить. Осознает, что для запоминания необходимо понимать

Читайте также:  Психологические программы развития личности ребенка

Таблица 4

Мышление

3-4

4-5

5-6

6-7

7-8

8-9

9-10

10-11

Наглядно-действенное мышление, предметные действия носят обобщенный характер, то есть ребенок может переносить усвоенные действия в новую ситуацию, ребенок умеет действовать по заданному образцу, комментировать свои действия, ребенок активно использует предметы заместители в игре. Собирает разрезные картинки из 2-3 частей, разрезанные по горизонтальной и вертикальной линии.

Доступно узнавание изображений — нелепиц.

Активно пользуется образцом, сопоставляет с ним свою работу, находит ошибки.

Собирают картинки из 3-4 частей, разрезанные по вертикальной, горизонтальной и диагональной линии. Способны узнавать сказки по отдельным изображенным фрагментам.

Устанавливает сходства и различия между воспринимаемыми изображениями, сравнивает по величине, цвету, форме, анализирует, объединяет в группу с учетом того или иного признака.

Ребенок действует в умственном плане, осознанно на основе зрительного соотнесения, при этом проявляют живой интерес к работе, испытывают радость при ее удачном выполнении. Определяет место фрагмента сказки в серии картинок с учетом ее сюжета.

Выделяют в предметах существенные признаки и делают на этой основе обобщения, что свидетельствует о категориальности мышления, то есть способности отнести к определенному виду, классу. Сформирована операция сравнения, способность находить существенные признаки, мысленно синтезировать их по принципу аналогии.

Мышление словесно-логическое, появляются логически верные рассуждения, используют операции, которые носят конкретный характер (применяются только на конкретном, наглядном материале). Дети при дорисовывании ассиметричных изображений допускают ошибки. Устанавливают причинно-следственные связи, понимают скрытый смысл сюжета в целом. Производят сравнение по основным признакам, не отклоняются от поставленной цели. Анализируют содержание рассказов, устанавливают связи между отдельными частями, устанавливают выводы. Появляется рефлексия – осознание детьми своих действий, результатов и способов своего анализа условий задачи

Способен группировать предметы на основе существенных признаков, действия обдуманные, устанавливают существенные связи. Ребенок способен классифицировать группу предметов по какому-либо признаку. У ребенка развивается способность к сериации, то есть умению располагать набор элементов в соответствии с имеющейся между ними связью

Формируются научные понятия, хотя ребенок используют научные понятия, но он может это делать применительно к конкретным объектам, то есть к предметам, которые непосредственно доступны их органам чувств.

Наряду с развитием способности ребенка к классификации, сериации, он уже может давать логические объяснения выполняемым им действиям и переходить с одной точки зрения на другую, постепенно обретая большую объективность в суждениях.

Таблица 5

Речь

Раздел

Возраст детей

3– 4 года

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Словарь

Различают и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал), некоторые сходные по назначению предметы (туфли — ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель

Употребляют существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризует стояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги

Употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно, точно по смыслу

Расширяется запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют разные части речи точно по смыслу

Морфология

Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за

Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать

Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные

Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными, местоимения с существительными

Словообразование

Употребляют существительные в форме ед., мн. ч, существительные, обозначающие животных и их детенышей, форму мн. ч. существительных в род. п. (ленточек)

Обозначают форму мн. ч. существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребляют эти существительные в им., род. п. (котята-котят), правильно используют форму мн. ч. род. п. существительных (яблок)

Образуют форму мн. ч. существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова по (образцу)

Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова

Синтаксис

Употребляют предложения с однородными существительными, учатся правильно согласовывать слова в предложении

Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений

Продолжают учиться составлять простые сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью

Используют предложения разных видов

Связная речь

Дети односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; повторяют за взрослыми рассказ из 3-4 предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок

Дети пересказывают небольшие сказки и рассказы, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете, по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу: задают вопросы правильно по форме и содержанию, отвечают на вопросы

Совершенствуются диалогическая и монологическая речь, поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы, правильно отвечают на вопросы. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картинке, по набору картинок, по плану, образцу, рассказы из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера

Совершенствуется умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картинке, по набору картинок, по плану, образцу

Письменная речь

7-8

8-9

9-10

10-11

чтение

ребенок читает небольшие тексты возможно по слогам, с ударением, без искажения, замен, перестановок букв.

Во втором полугодие скорость чтения достигает 20-25 слов в минуту

плавное осознанное чтение рассказов с соблюдением интонации, пауз, соответствующим знакам препинания с постепенно увеличивающейся скоростью. Умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно передать содержание прочитанного.

Скорость чтения достигает 30-50 слов в минуту

ребенок читает текст плавно и без ошибок целыми словами, но малоизвестные слова со сложной слоговой структурой по слогам. Делит текст на части и озаглавливает их, предает содержание прочитанного по плану, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующего отрывка

Скорость чт