Психологические программы развития личности ребенка

Психологические программы развития личности ребенка thumbnail

Юлия Рыбникова
Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста»

«Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраст

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции существенным образом влияют на позитивные процессы и поведение, определяя направленность внимания ребенка, особенности восприятия окружающего мира и логику суждений.

Особенно трудным для ребенка бывает период, когда в его жизни происходят существенные изменения – он начинает ходить в детский сад или в школу. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, осознал требования воспитателей и учителей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения.

В последние года многие дети при поступлении в первый класс страдают социально-психологической дезадаптацией. Неразвитые навыки общения, неумение управлять своими чувствами, импульсивность поведения приводят к психологическим проблемам и нервным заболеваниям детей при переходе в школу.

Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиск путей оказания помощи детям до поступления их в школу привели к созданию программы для детей 6-7 лет «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста».

При разработке рабочей программы мы руководствовались следующими нормативно – правовыми документами:

— Законом «Об образовании» Российской Федерации

— Федеральным государственным образовательным стандартом

— ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»

— ФЗ «Об утверждении федеральной программы развития образования»

— Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении

— Международными актами в области защиты прав ребенка

— Законом «Об образовании в Свердловской области».

Принципы:

1. Психолого-педагогического принцип — обучения ребёнка, для определения структуры нарушения, выявления развития индивидуально-психологических процессов.

2. Принцип учёта онтогенетических закономерностей формирования функций и закономерностей психического развития детей.

3. Принцип учета возрастных границ.

4. Принцип дифференциаци – способствует раскрытию личностных особенностей и возможностей ребенка, дает возможность целенаправленно осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

5. Принцип интеграции – позволяет решить такие проблемы, как перегрузка ребёнка, согласовывать содержание образования по различным предметам, систематизировать его знания и умения.

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для развития эмоционально-личностной сферы старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Развитие эмоциональной сферы, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей;

2. Восполнение дефицита произвольной саморегуляции, направленной на

анализ собственного поведения;

3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, неадекватная самооценка)

4. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирования адекватной оценочной деятельности,

5. Обучение приемам саморасслабления, снятия психомышечного напряжения.

6. Расширение знаний педагогов и родителей ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.

Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы коррекционно-развивающих воздействий:

— игровая терапия (эмоционально-двигательные, познавательные, сюжетно-ролевые игры)

— сказотерапия (чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, этюдов)

— психогимнастика

— арт-терапия (работа с красками, пластилином, игры с водой, песком)

— релаксационные упражнения (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники)

— беседа

Особая роль отводится индивидуальным, подгрупповым занятиям с детьми в группе и в кабинете педагога-психолога, проведение которых не влияет на изменения сетки обязательных занятий и не ведет к нарушению санитарных норм.

Все занятия имеют общую структуру.

Вводная часть, цель которой – настроить детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками

Рабочая часть, на нее приходится основная нагрузка всего занятия (этюды, упражнения, игры направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной сферы). Завершающая часть, цель которого является закрепление положительных эмоций от работы на занятии (создание общего рисунка, релаксация и др.)

Поскольку не всегда созданы оптимальные условия для поддержания благоприятного эмоционального самочувствия детей в их ближайшем окружении (нарушения внутри семейных отношений, межличностных отношений ребенка со сверстниками и др., для более эффективного развития эмоционально-личностной сферы дошкольников была разработана и представлена система работы психолого-педагогической службы ДОУ с родителями и с педагогами.

Мониторинг результативности программы

Результативность, эффективность программы выявляется путем обследования, проводимого 2 раза в год: до начала занятий и после. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:

-изучение психического развития (пакет методик)

-изучение эмоционально-личностной сферы (методика «Социометрия», «Лесенка»В. Г. Щур, «Рисунок семьи», «Эмоционально-мотивационная готовность к школе 6-7 лет по Д. В. Солдатовой)

— анкетирование воспитателей и родителей.

Критерием эффективности работы со старшими дошкольниками по программе формирования психологического здоровья является овладение детьми следующими нормами здоровьесберегающего поведения:

-умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения

Читайте также:  Какие кризисы переживает ребенок в своем развитии

-умение положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку

-умение словесно выражать свои желания, чувства

-умение посредством пантомимики выражать свои эмоции: радость, грусть, злость, страх, удивление, вина

-умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками

-умение самостоятельно использовать приемы саморасслабления и снятия психомышечного напряжения.

Источник

Приложение к основной образовательной программе

основного общего образования МБОУ СОШ №6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Введение

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования, положения о рабочих программах МБОУ СОШ №6.

Программа разработана для учащихся 5 – 7-х классов, находящихся в трудной жизненной ситуации и нарушающих нормы и правила поведения в школе.

Пояснительная записка

В подростковом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Для подросткового возраста характерно повышение тревожности, неуверенности, страхов. У подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации все эти проблемы проявляются гораздо острее.

Традиционно считается, что на формирование девиантного (отклоняющегося) поведения подростков влияет неправильное воспитание и асоциальное окружение. Однако лишь совсем недавно негативное влияние средовых факторов на формирование девиантного и делинквентного (общественно опасного, противоправного) поведения, а также аномалий личностного развития подростка специалисты начали рассматривать в еще одном аспекте: как психическую травматизацию. Исследования показывают, что среди подростков, демонстрирующих делинквентное поведение, число подвергшихся жестокому обращению гораздо выше, чем среди неделинквентов.

Последствия психологических травм проявляются в различных сферах жизнедеятельности подростка. По данным Н.В. Тарабриной, основными последствиями физического насилия для подростков являются их недостаточный контроль над собственной импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии.

Согласно концепции «цикла насилия», жестокое обращение в форме физической и эмоциональной жестокости, сексуального насилия, а также пренебрежения способствуют формированию у подростка агрессивности и склонности к дальнейшему воспроизведению подобных форм поведения в социальных контактах и впоследствии по отношению к собственным детям.

Особые трудности в общении испытывает подросток, которому не хватает родительского внимания и тепла. Это относится не только к подростку – сироте, но и к подростку из неблагополучной семьи. Чаще всего социально – эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на подростка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками.

Для большинства подростков, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такой школьник не желает и не умеет признавать свою вину, у него доминируют защитные формы поведения, он не способен конструктивно разрешать конфликты.

В свою очередь, большинство родителей, жестоко обращающихся с детьми, сами переживали физическое насилие, отвержение, депривацию в детстве. Им свойственны низкая самооценка, недостаточный самоконтроль. Таким образом, насилие как способ разрешения проблем и конфликтов передается из поколения в поколение. Для того чтобы прервать этот цикл, необходимы большие усилия со стороны специалистов.

С целью гармонизации отношений подростка с окружающей средой, его социализации, коррекции эмоционально – личностной сферы и развития у него навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми была разработана программа индивидуальных коррекционно — развивающих занятий: « Развитие личности подростка».

Задачи:

  1. Развитие навыков эффективного общения;

  2. Снижение эмоционального напряжения;

  3. Развитие самоконтроля и произвольности в поведении;

  4. Осознание и решение подростком личных проблем;

  5. Формирование адекватной самооценки.

Методическое обеспечение

Программа индивидуальных коррекционно — развивающих занятий: «Развитие личности подростка» включает в себя четыре основных блока:

  1. Диагностический.

Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

  1. Установочный.

Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности подростка в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

  1. Коррекционно — развивающий.

Цель: гармонизация и оптимизация развития подростка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой.

  1. Оценки эффективности проведенной работы.

Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, стабилизация позитивной самооценки.

Формы и методы проведения занятий.

Индивидуальные коррекционно — развивающие занятия проводятся с использованием следующих методов:

— беседы, в ходе которых подросток в доступной форме получает необходимые сведения и проигрывает в воображении различные варианты

построения жизни;

  • проективных методов рисуночного и вербального типов;

  • сюжетно-ролевых игр, в которых ученик имеет возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения;

  • элементов психогимнастики;

  • игр и упражнений, направленных на развитие у ученика устойчивости, переключаемости внимания, развивающие способность понимать эмоциональные состояния, выражать свои чувства.

Читайте также:  Развитие физическое ребенка 4 года жизни рост

Возрастные и индивидуальные особенности.

Данная программа предназначена для учащихся 5 – 7-х классов находящихся в трудной жизненной ситуации и нарушающих нормы и правила поведения в школе.

Отличительные особенности рабочей программы.

Рабочая программа составлена с учетом региональных особенностей и выбранного УМК. Методическая особенность курса – проблемность обучения (за счет привлечения подростка к обсуждению проблем личного и общего характера).

Методологические и теоретические основы программы

Данная программа строится на:

— научных теориях Л.И.Божович, Д.Б.Эльконина, концепциях современной нейропсихологии;

— концепции Л.С. Выготского, показавшего в своих работах, что психическое развитие идет через обучение, то есть овладение социальным опытом.

В программе также используется опыт и практические наработки Е.Г. Дозорцева по помощи подросткам с проблемами в поведении, получивших психологическую травму и М.А.Одинцовой по формированию адекватных форм поведения в социуме и полноценному развитию личности.

Методические принципы программы:

  • принцип единства диагностики и коррекции, предполагающий эффективность коррекции в случае предшествующей ей точной диагностики, их взаимосвязь;

  • деятельностный принцип, основанный на организации и вовлечении подростка в деятельность, в рамках которой создаются условия для эффективности коррекционного воздействия;

  • принцип превентивности, связанный с овладением необходимыми знаниями и умениями, помогающими избежать ошибок в своей жизни (знание социальной психологии и конфликтологии, коммуникативные умения, психологические умения (снятие стрессовых состояний, саморегуляция));

  • принцип контекстности заключается в умении «примерить» на себя различные стили общения и разрешения анализируемых жизненных затруднений в контексте решения разнообразных проблемных ситуаций;

  • принцип полезности, формирования знаний и умений, актуальных для практического понимания подростком других людей, самого себя, для самовоспитания, самоуправления учебной деятельностью;

  • принцип системности предполагает учет всех аспектов индивидуального развития личности в их взаимосвязи.

Сроки реализации рабочей программы:

Программа рассчитана на 10 часов, 1 занятие в неделю.

Форма организации занятий — индивидуальная.

Материально-технического обеспечение:

— пособия (таблицы, рисунки, схемы..);

— технические и интерактивные средства обучения (компьютер, принтер, ксерокс, интернет-ресурсы…).

Планируемые результаты

По окончании освоения программы ученик будет знать:

— свои индивидуальные особенности, личностные качества и ресурсы для достижения поставленных целей;

— основы конструктивного, бесконфликтного общения с другими людьми.

Подросток будет уметь:

● корректировать свое эмоциональное состояние, используя приемы снижения психоэмоционального напряжения и самоконтроля;

● активно включаться в деятельность, проявлять интерес и творческую инициативу;

● выстраивать эффективное общение с другими людьми;

●ставить цели, принимать решения, руководить своими поступками в соответствии с намеченными целями;

●планировать свой дальнейший жизненный путь.

Диагностика и отслеживание результативности программы является важным звеном образовательного процесса.

Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения:

  • разрешения реальных трудностей развития;

  • достижения целей и задач программы

Результативность данной программы выражается в положительной динамике результатов коррекционно-развивающей работы, подтверждаемых повторной диагностикой, результатами наблюдений, бесед, мини-сочинений.

Критерии отслеживания результативности проведенной работы:  

Календарно – тематическое планирование.

Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

1. Знакомство, беседа.

2. «Методика диагностика склонности к отклоняющемуся поведению».

3. Опросник САН

Раздел 2. Установочный.

Цель: побуждение желания взаимодействовать, снижение тревожности, повышение уверенности подростка в себе, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.

Тема 1. Что я знаю о себе? Какой я в глубине души?

Цель: Создание положительного эмоционального фона и мотивации к самопознанию. Развитие способности понимать себя, свое эмоциональное состояние и управлять им.

  1. Упражнение «Прогноз погоды».

  2. Упражнение «Ищем секрет».

  3. Релаксация – визуализация «Заброшенный сад».

  4. Упражнение «Кто я? Какой я?».

  5. Упражнение «Настройка на определенное эмоциональное состояние».

  6. Рисунок «Какой я и каким бы я хотел быть».

Тема 2. Мои интересы и увлечения.

Цель: расширение знаний ученика о себе, формирование адекватной самооценки.

  1. Упражнение «Моя вселенная».

  2. Релаксация – визуализация «Мудрец из храма».

  3. Рисунок

Раздел 3. Коррекционно – развивающий.

Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой.

Тема 1. Мои переживания. Способы снятия психоэмоционального напряжения.

Цель: уменьшение чувства одиночества и улучшение представлений о самом себе, «реконструировав» негативные воспоминания. Снижение эмоционального напряжения, обучение способам снятия мышечного напряжения в приемлемой форме.

  1. Релаксация – визуализация «Слова, которые причиняют боль».

  2. Рисунок

  3. Упражнение «Незаконченные предложения».

  4. Упражнение «Дыхание».

  5. Упражнение «Мысленная тренировка».

  6. Упражнение «Приятное воспоминание».

  7. Релаксация – визуализация «Прогулка к морю».

Тема 2. Моя семья и внутрисемейные отношения.

Цель: помощь в осознании и решении подростком личных проблем, стабилизация эмоционального состояния.

  1. Упражнение «Родословное дерево».

  2. Упражнение «Самый счастливый случай из детства».

  3. Рисунок «Моя семья»

  4. Упражнение «Что мне необходимо для семейного счастья».

Читайте также:  Ребенок 1 год игры для развития речи

Тема 3. Чувство гнева и альтернативные стили поведения в гневе.

Цель: ознакомление с альтернативными гневу способами снижения эмоционального напряжения.

  1. Упражнение «Формула гнева».

  2. Работа с «сердитым журналом».

  3. Сказка «Солнце и ветер».

  4. Обсуждение ситуаций.

Тема 4. Как научиться управлять своими эмоциями? Произвольный контроль поведения.

Цель: снижение эмоционального напряжения, тревожности, развитие самоконтроля и произвольности поведения.

  1. Упражнение «Фантом».

  2. Упражнение «Аукцион».

  3. Игра «Победи своего дракона».

  4. Упражнение «Вверх по радуге».

Тема 5. Я и другие.

Цель: развитие умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать точку зрения другого, сотрудничать.

  1. Игра «Маленький принц».

  2. Упражнение «Значимые люди».

  3. Упражнение «Мотивы наших поступков».

Тема 6. Путешествие в будущее.

Что мне нужно для счастья?

Цель: развитие целеполагания, уверенности в себе, формирование адекватной самооценки. Развитие целеполагания, стабилизация эмоционального состояния.

  1. Упражнение «Мои ценности».

  2. Упражнение «Самое – самое».

  3. Упражнение «Выбор жизненного пути».

4. Упражнение «Мои достижения».

5. Упражнение «Ладошка»

6. Упражнение «Прогноз погоды».

Повторная диагностика.

Цель: измерение психологического содержания и динамики реакций, стабилизация позитивной самооценки.

1.«Методика диагностика склонности к отклоняющемуся поведению».

2. Опросник САН

3. Беседа. Подведение итогов.

Список литературы для педагогов

1. Абрамова Г.С.

Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 672.

2. Богатырева Т.П.

Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10 – 12 лет). Методическое пособие для школьных психологов и социальных педагогов. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 144 с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б.

Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ: Астрель, 2013. – 238 с.

4.Дети группы риска в общеобразовательной школе./ Под ред. С.В.Титовой. – СПб.: Питер, 2012. – 240 с.

5. Дозорцева Е.Г.

Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. – М.: Генезис, 2012. –128 с.

6. Королева Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н.

Проблемные ситуации в школе и способы их решения: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2012. –80 с.

7.Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. 3-е изд., стер. – М.:, Генезис, 2014. – 192 с.

8.Кулганов В.А., Верещагина Н.В.

Консультирование в работе детского практического психолога: Учебное пособие. – СПб: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013. – 128 с.

9. Кэррел С.

Групповая психотерапия подростков. – СПб.: Питер., 2012. – 224 с.

10. Ликсон Ч.

Конфликт. – СПб.: Питер Паблишинг, 2012. – 160 с.

11. Лукьянова М.И.

Моя профессия – детский психолог: Практическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений. – М:АРКТИ, 2012. – 364 с.

12. Матвеев Б.Р.

Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. – СПб.: Изд-во «Речь», 2013. – 176 с.

13. Навайтис Г.

Профессиональная психологическая помощь подростку: Монография. – М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2012. – 216 с.

14. Немов Р.С.

Практическая психология: Учеб.пособие. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 320 с.

15. Одинцова М.А.

Я – целый мир: Программа развития личности подростков и юношества. / Учеб. – методическое пособие Серия «Психология успеха». – М.: Изд-во Института психотерапии. 2013. – 208 с.

16. Осипова А.А.

Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2012. – 512 с.

17. Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н.

Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2013. –192 с.

18. Подростковый конфликт/ автор – сост. С.Г.Кажарская. Минск: Красико – Принт, 2013. –64 с.

19.Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте/ Под ред. И.В.Дубровиной. – 3-е изд., стереотип. – М: Издательский центр «Академия», 2012. –128с.

20. Столяренко Л.Д.

Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2013 г. – 736 с.

21. Фопель К.

Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие/ Пер. с нем. 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2012. – 256 с.

Список литературы для учащихся

1.Лагутина Т.В.

Искусство общения. – М.: Мой мир ГмбХ, 2013. – 320 с.

2. Микляева А.В.

Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии (7 класс). – СПб.: Изд-во «Речь», 2013. – 118 с.

3. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2013. – 376 с.

4. Рахманова С.М.

Популярная психология для тинейджеров. –Ростов н/Д: Феникс, 2012.– 224 с.

Источник