Сказка как средство всестороннего развития ребенка

Наталья Петрова
Сказка как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Автор: Петрова Н. В.

«…. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».

В. А. Сухомлинский.

Сказка как средство всестороннего развития

детей дошкольного возраста.

Мир сказки чудесен. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок! Это выражение знакомо каждому человеку с детства.

Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это и стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребенка появляются не только новые знания, но и самое главное –новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.

Из сказокдети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей.

Опыт работы

Считаю, что именно с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста, сказка является незаменимым средством воспитания и образования ребенка. Ведь сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для малыша рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети именно этого возраста глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите. И именно этот импульс и позволяет сделать сказку в работе с дошкольниками базовым основанием при построении образовательного процесса. «Пережив» волшебную историю сказки всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.

Конечно же, каждый педагог в своей работе использует сказку: ежедневно читает детям, использует сказочные сюжеты при организации НОД и многое др. Но задумываемся ли мы о педагогическом потенциале сказки?

Именно этому вопросу и посвящен мой опыт работы.

Цель: использование педагогического потенциала сказки для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели решила ежедневно использовать сказку для развития всех сторон личности ребенка дошкольного возрастас помощью следующих методов и приемов:

• построение НОД на основе сказочных сюжетов.

• использование сказки как средства мотивирования на деятельность.

• использование сказки как средства духовно-нравственного воспитания детей;

• использование сказки как средства интеллектуального развития детей;

• использование сказки как средства художественно-эстетического развития детей;

• использование сказки как средства речевого развития детей;

• использование драматизации как активного способа восприятия сказки.

Работу начала с малышами.

Построение НОД на основе сказочных сюжетов.

Эмоциональная отзывчивость детей младшего дошкольного возраста на появление сказочного героя дает нам возможность сделать процесс обучения для них мотивированным и интересным. (давайте сравним установку воспитателя – «так детки, сегодня мы с вами будем лепить домик» или после прочтения сказки «Заюшкина избушка»воспитатель предлагает детям: «Ребята, а как вы думаете, что чувствует лисичка, когда ее выгнали из дома?. А давайте поможем лисичке стать доброй и, построим ей домик? А как это можно сделать)

При организации НОД я часто использую такие методы активного обучения, когда знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сопоставления существенных признаков предметов и явлений, установления взаимозависимостей.

Использование сказки как средства мотивирования на деятельность.

Практика дошкольного воспитания показала, что на успешность обучения детей, влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей.

Включая сказки в непосредственно образовательную деятельность, даю возможность детям приобрести опыт познания, создаю ситуации переживания и преобразования окружающей реальности.

Такая организация непосредственно образовательной деятельности способствует тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника образовательного процесса.

Особый всплеск эмоций вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, преобразовываю сложные ситуации в педагогические задачи, подвожу к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.

Читайте также:  Жизненный цикл семьи имеющей ребенка с отклонениями в развитии

Данному вопросу посвящено множество педагогических изданий, но, конечно же, педагог может и должен сам учиться использовать потенциал сказок как средства мотивирования на деятельность.

Например, придумать задачи для решения детьми по сказке «Теремок». И задачи эти, конечно же, должны быть открытого типа! Какие же варианты открытого типа можно использовать при работе по этой сказке?

Конечно же, это зависит от поставленных нами задач.Например:

1. Педагогическая задача – учить детей совместно строить из модульного крупного конструктора постройки.

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Из чего мы с вами можем сделать зверям теремок? Но так, чтобы все звери поместились в нем?

2. Педагогическая задача – учить делать детей постройки из деревянного конструктора.

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Из чего мы с вами можем сделать зверям теремок (варианты детей). Можно сделать много маленьких домиков для каждого зверя и получится целый город или поселок. (+знакомство с понятием город).

3. Педагогическая задача — обучение рисованию предметов квадратной формы. (аппликация «дом»).

Вопрос детям: Нужно помочь сделать зверям новый теремок. Но прежде, чем приступить к его постройке, звери попросили вас нарисовать, как будет выглядеть этот дом. (+знакомство с понятие план, проект, архитектор – в старшем возрасте).

Использование сказки как средства интеллектуального развития детей.

Сказка способствует интеллектуальному развитию детей, овладению конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развивает познавательный интерес, умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев.

Даже названия сказок способствуют развитию математических способностей, а именно счету.Например: «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов». А в сказках «Теремок», «Рукавичка» дети не просто считают, а на протяжении всей сказки занимаются сложением, суммируя жителей …и стали они жить вдвоём, …. втроем…, сравнивают по величине медведя и теремок (рукавичку) и т. д.

При работе с сюжетами уже знакомых сказокиспользую такие приемы:

составление сказки по картинкам в правильной последовательности;

составление сюжетной картины по сказке из разрезных картинок;

конструирование из бумаги;

настольно-печатные игры.

Использование сказки как средства духовно-нравственного воспитания

детей.

Сказка помогает формировать основы нравственности и морали. Дети познают что такое «хорошо» и что такое «плохо». У ребенка формируется опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Так как положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам.

Например, сказка «Репка» учит быть дружными, трудолюбивыми. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович»). Сказка «Теремок» учит дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказке «Лиса и журавль» и т. д.

Использование сказки как средства художественно-эстетического

развития детей.

Сказка играет большую роль в формировании у детей художественно вкуса и творческих способностей. На занятиях по изобразительной деятельности активно использую сказочные сюжеты, сказочных героев, которых дети изображают способом рисования (в различных техниках, лепки, аппликации.

Дети охотно выполняют коллективные работы : рисование по сказке «Маша и медведь» (старшая группа); аппликация по сказке «Три медведя» (средняя группа, «Репка» (старшая группа, «Гуси-лебеди» (подготовительная группа). В рамках работы над проектом «Что за прелесть эти сказки» был оформлен журнал «Наши любимые сказочные герои», в котором собраны детские рисунки с изображениями любимых сказочных героев.

Использование сказки как средства речевого развития детей.

Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение, способность к словотворчеству.В своей работе с детьми часто использую такие приемы:

Придумаем сказке продолжение;

Изменим конец сказки;

Сочиним сказку.

В прошлом учебном году в рамках работы над проектом «Что за прелесть эти сказки» была создана книга сказок, сочиненными воспитанниками подготовительной группы и их родителями.Семья каждого воспитанника приняла участие в создании этой удивительной книги: сказки длинные и короткие, смешные и грустные, иллюстрированные красками, цветными карандашами, мелками, пастелью, компьютерными картинками, но все интересные и поучительные. А главное, действительно сочинённые либо на новый лад, либо новые, сочиненные самостоятельно.

Следующим важным этапов в работе со сказкой является драматизация.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета.

В настоящее время, по моему мнению, особенно важно использовать драматизацию как способ раскрепостить ребенка, как средство воспитания таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, инициативность, общительность, ведь с каждым годом все больше и больше в сад приходит детей с различными психологическими, поведенческими, речевыми проблемами и комплексами.

Главным показателем хорошей работы педагога, считаю, умение детей самостоятельно организовывать игры-драматизации в свободное время.

Но формированию этого навыка, конечно, предшествует планомерная, целенаправленная работа педагога по организации игр-драматизаций.

В связи с этим, в первую очередь возникает необходимость научить детей способом воплощения и передачи сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность,пантомима: жест, поза, походка, мимика и др.). Здесь помогают дидактические игры, которые можно использовать на прогулке, в вечерние и утренние часы,например: «Посмотри и повтори», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается», «Откуда я?» (описание героев) и другие. Подвижные игры, где требуется имитация движений животных.: «Вороны и пес», «Сова и воробушки», «Курочка-хохлатка», «Кот и мыши» и другие игры.

Читайте также:  Детерминанты психического развития ребенка кратко

В своей работе я знакомлю детейс различными видами театра:

настольный,

варежковый,

кукольный,

пальчиковый.

Одну и ту же сказку мы часто проигрываем во всех видах театра – т. к. это способствует обогащению сенсомоторного опыта детей, учит их владеть своим телом, что лежит в основе развития интеллектуальной деятельности и речи.

С детьми подготовительной группы мы показывали кукольные спектакли малышам по сказкам «Теремок», «Маша и медведь», «Сказка про лень».

На примере настольного театра из фетра «Рукавичка» можно показать широкий спектр педагогических задач, направленных на познавательное развитие ребенка, решаемых при работе с данным видом театра.

1. Сенсорное развитие – работа с мягкими куклами (тактильные ощущения, закрепление знаний основных и дополнительных цветов.

2. Ознакомление с окружающим – лес, дикие животные, внешний вид животных, рукавичка (варежка,руки без рукавички мерзнут, собака испугала диких животных.

3. Развитие логического мышления – Почему звери разбежались?

4. Математическое развитие:

Закрепление счета (стали они жить вдвоем)

Ориентировка в пространстве – располагаем куклы выше или ниже, за или перед, вперед, в разные стороны в соответствии с текстом.

Величина (мышка маленькая, медведь большой – не уберется)

5. Речевое развитие – использование определений, рифмы (мышка-норушка, лисичка-сестричка и т. д., построение предложений, подражание голосам животных.

6. Нравственное воспитание – умение дружить, жить вместе, желание помочь (собачка вернула рукавичку дедушке).

Взаимодействие с родителями.

В своей работе по данному направлению использую все многообразие форм работы с родителями:

размещение информации в уголке для родителей;

беседы;

привлечение к изготовлению атрибутов и костюмов к спектаклям;

участие в работе по образовательным детско-родительским проектам;

участие в драматизациях, спектаклях;

участие в организации выставок.

В прошедшем учебном году родители принимали активное участие в образовательном проекте «Что за прелесть эти сказки», что позволило сплотить коллектив родителей, укрепить детско-родительские отношения, а детям этот проект подарил мир прекрасного, обогатил их жизнь новыми добрыми впечатлениями.

В новом 2018-2019 учебном году, работая с малышами ясельной группы, познакомившись с родителями, предложила пополнить наш театрализованный уголок новыми сказочными театрами.Родители с удовольствием приняли активное участие: рисовали фоновые картинки для сказок, изготовили деревянную подставку для пальчикового театра, оказывали помощь в изготовлении кукол-персонажей и смастерили самостоятельно различные театры из подручных средств.

Родители принимают активное участие в Днях открытых дверей, подготовке праздничных утренников, развлечений, участвуют в драматизациях, исполняют роли сказочных героев на праздничных представлениях.

Результат:

В результате проведенной работы у дошкольников и их родителей повысился интерес к сказкам.

По итогам работы отмечено:

• укрепление сотрудничества родителей с детским садом;

развитие у детей познавательного интереса;

• дети самостоятельно драматизируют знакомые сказки, обогащая сюжеты знакомых сказок и придумывая новые;

• активизировался активный словарь детей, происходит развитие диалогической речи, совершенствуется звуковая сторона детской речи;

• дети овладели конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими;

• у детей сформированы:

основы нравственности и морали;

умение понимать содержание сказки;

умение оценивать поступки сказочных героев и свои;

умение последовательно пересказывать текс, выразительно передавая речь персонажей;

умение анализировать, делать выводы и обобщения.

Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.

В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Список использованной литературы:

1. З. А. Гриценко. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. — М.:Издательский центр «Академия», 2004-320с.

2. З. А. Гриценко. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению.- М:.Линка-пресс, 2003 – 176с.

3. Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки: Учебное пособие.- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000 — 372 с.

4. Додокина Н. В., Евдокимова Е. С.Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. –М.: Мозайка-синтез, 2008- 64с.

5. Интернет-ресурсы

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-rol-skazki-v-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/12/28/rol-narodnoy-skazki-v-poznavatelnom-razvitii-doshkolnikov

https://www.adou.ru/conference_notes/55

Источник

Валентина Сергеева
Сказка как средство всестороннего развития и воспитания личности ребёнка

В последние годы происходит деформация художественного сознания, падение читательской культуры,у книги появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы. Они, безусловно, ярки, их воздействие активно, но они не требуют того внутреннего переживания, той работы ума, которые естественны при чтении художественной литературы.

Читайте также:  Анамнез развития ребенка 6 лет

Сейчас актуален вопрос, какими методами, средствами и приемами педагогического воздействия вернуть книгу в руки ребенка, и среди многочисленных особое место принадлежит сказке.

Сказка один из самых доступных средств развития ребенка.

Сказка способствует познанию окружающего мира, развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.

Сказка рассказывает о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми.Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Цель работы заключается в следующем:

• продолжать формировать знания детей о жанрах литературных произведений;

развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления со сказками;

воспитывать нравственные нормы поведения и отношения к окружающему миру.

Задачи:

Образовательные:

• формировать знания детей о жанре сказки;

• формировать знания детей о классификации (народные, авторские, о видах (сказки о животных, бытовые, волшебные) сказок;

• формировать умение ориентироваться в содержании и восстанавливать последовательность основных событий сказки;

Развивающие:

развивать речь, умение связно отвечать на поставленные вопросы, обогащать словарный запас;

развивать слуховое и зрительное восприятие, память детей;

развивать творческие способности, умение передавать голосом, мимикой, и движением образ сказочного героя;

Воспитательные:

воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой;

воспитывать эмоциональную отзывчивость к поступкам и поведению героев сказок;

воспитывать желание делиться своими впечатлениями о сказках друг с другом.

Гипотеза: при использовании современных форм педагогического процесса — модульного принципа способствует всестороннему развитию и воспитанию старших дошкольников.

Условия для организации педагогического процесса:

• повышение уровня знаний и педагогического мастерства;

• определение содержания работы;

• организация предметно-развивающей среды;

• выбор оптимальных форм и методов организации деятельности детей;

• взаимодействие со специалистами ДОУ, с семьей, с социумом.

Воспитательно – образовательная работа по ознакомлению детей с жанром сказки осуществляется по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования (пилотный вари- ант) ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с. Также использовалась учебная, методическая, художественная литература по организации деятельности детей, по взаимодействию с семьей;

«Знакомим дошкольников с литературой» О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш;

«Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ» А. И. Иванова;

• «Взаимодействие воспитателя с семьей по организации домашнего чтения» Н. В. Микляева, Т. С. Мишина;

• учебное пособие «Детская литература» под редакцией Е. Е. Зубаревой

• хрестоматия для дошкольников старшего возраста составители Р. И. Жуковская, О. А. Пеньевская.

Важным условием является организация предметно – развивающей среды.

В группе оборудован книжный уголок, на полках которого книги со стихами, рассказами и любимыми сказками; портреты известных авторов и писателей.

Интерес детей поддерживается постоянным: обновлением и тематическими выставками книг;разновидностью театров: кукольный, пальчиковый, плоскостной, модельный, варежковый;дидактическим материалом: игры, модели схемы, мнемотаблицы

В планирование педагогического процесса по теме «Сказки», была использована современная форма – модульный принцип.

Модульный принцип позволяет строить педагогический процесс на основе интеграции всех видов деятельности, объединенных одним сюжетом.

При работе на модульной основе возрастает роль игры: играя, дети не замечают, что обучаются, приобретая знания необходимые в реальной жизни.

Обучение на модульной основе способствует формированию оптимальных взаимоотношений детей между собой и с педагогом – это облегчает переход от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели обучения.

Сюжет модуля служит объединяющим стержнем для всех занятий.

Структура модуля:

• 19 занятий (в описании занятия: название, задачи, методы обучения, материал и оборудование);

•методы обучения: чтение, рассказ, беседа, логические рассуждения, моделирование, труд, игра;

•ведущий вид деятельности: ознакомление с художественной литературой;

• основные направления воспитания: нравственное, экологическое, трудовое, патриотическое, умственное, гражданское.

Заканчивается модуль итоговым интегрированным занятием «Сказочное путешествие», на котором дети демонстрируют свои знания и умения.

Педагогический процесс осуществлялся при взаимодействии и помощи:

специалистов дошкольного учреждения: старшего воспитателя, музыкального руководителя, педагога – психолога, семьи и социума.

Формы взаимодействия с семьей:

• консультации «Методические рекомендации родителям по организации домашнего чтения»;

• помощь в организации экскурсии в детскую библиотеку;

• беседа «Составление домашней библиотеки»;

• информация о занятиях по ознакомлению с художественной литературой в родительском уголке;

•совместные мероприятия:

• участие родителей в празднике «Мастерица Осень» — показ кукольного театра «Собираем урожай» по сюжету русской народной сказки «Репка»; литературная викторина;

• организация выставки поделок из природного материала «Любимые сказки».

Взаимодействие с социумом:

• экскурсия в библиотеку. Рассматривание полок с книгами, беседа; знакомство с музеем, читальным залом; комнатой для гостей, где была организована «Литературная викторина» и просмотр сказки «Три медведя»;

• с Нижегородским театром кукол «Арлекино», показ кукольного спектакля «Сказочка в лаптях».

Источник