Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенка

Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенка thumbnail

ПРОГРАММА

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ

ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ

И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а так­же родителей), работающих с гиперактивными детьми. Программа состоит из 16 занятий. При соблюдении режи­ма проведения — 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца. Время проведения — 50—60 минут. Оптимальное число участников группы — 4—6 человек, возраст — 6—12 лет. Занятия могут проходить индивидуально. В сложных случаях возможно увеличение числа занятий до полной кор­рекции СДВГ.

В программе используются упражнения, разработанные Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, И. Г. Выгс некой, Т.Г. Го­рячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоп-пелем и др.

Структура занятия:


  • растяжка — 4—5 минут;

  • дыхательное упражнение — 3—4 минут;

  • глазодвигательное упражнение — 3—4 минуты;

— упражнения для развития мелкой моторики рук — 10 минут;


  • функциональные упражнения (развитие внимания,
    произвольности, самоконтроля), коммуникативные и ког­
    нитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии — 20—
    25 минут;

  • релаксация — 4—5 минут.

61

Занятие 1

1. Растяжка «Половинка». Цель: оптимизация тонуса
мышц. И.п. — сидя на полу. Общее напряжение тела. Рас­
слабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-
низ (напряжение верхней половины тела, напряжение
нижней половины тела), левостороннее и правосторон­
нее (напряжение правой и затем левой половин тела),
напряжение л свой руки и правой ноги, а затем правой руки
и левой ноги.


  1. Дыхательное упражнение. Цель:развитие произвольнос­
    ти и самоконтроля, ритмирование организма. И.п. — сидя на
    полу. Вдох. Детям предлагается расслабить мышцы живота,
    начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного
    цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания).
    Выдох. Детям предлагается втянуть живот как можно силь­
    нее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой
    и с шумом «пьют» Bоздух.

  2. Глазодвигательное упражнение. И.п. — сидя на полу.
    Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой.
    Начинается отработка движений глаз по четырем основным
    (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным
    направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.
    Каждое из движении производится сначала на расстоянии
    вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около
    переносицы. Движенияия совершаются в медленном темпе (от
    3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем
    удержание должно быть равным по длительности предше­
    ствующему движению. При отработке глазодвигательных уп­
    ражнений для привлечения внимания ребенка рекоменду­
    ется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие
    игрушки и т.д. В начале освоения этих упражнений ребе­
    нок должен следить за предметом, перемещаемым взрослым,
    а затем передвигать его самостоятельно, держа сначала в
    правой, потом в левой руке, а затем обеими руками вместе.
    Тем областям в поле зрения ребенка, где происходит «со-

62

скальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержа­ние не станет устойчивым.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. Цель: развитие межполушарного взаимодействия. И.п. — сидя на полу.

«Колечко». Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя в кольцо с большим паль­цем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизин-цу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) по­рядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдель­но, затем вместе.

Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенка

«Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три по­ложения руки на плоскости пола, последовательно сменя­ющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в ку­лак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ла­донь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8—10 повторе­ний моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами

63

(«кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенка


  1. Функциональное упражнение «Послушать тишину». Цель:
    формирование произвольной регуляция собственной деятельно­
    сти, развитие аудиального гнозиса. И.п. — сидя на полу. Зак­
    рыть глаза и последовательно послушать звуки на улице за
    окном, затем в комнате, свое дыхание, биение сердца.

  2. Функциональное упражнение с правилами «Костер». Цель:
    формирование внимания и произвольной регуляции собствен­
    ной деятельности. Дети садятся на ковер вокруг «костра» и
    выполняют соответствующую команду инструктора. По
    команде (словесной инструкции) «жарко» дети должны ото­
    двинуться от «костра», по команде «руки замерзли» — про­
    тянуть руки к «костру», по команде «ой, какой большой
    костер» — встать и махать руками, по команде «искры поле-
    гели» —хлопать в ладоши, по команде «костер принес дружбу
    и веселье» — взяться за руки и ходить вокруг «костра». За-
    гем игра выполняется с ведущим ребенком.

  3. Функциональное упражнение «Море волнуется…». Цель:
    развитие концентрации внимания и двигательного контроля,
    миминация импульсивности. Детям предлагается интенсив­
    но двигаться по комнате, принимая различные позы. Инст­
    руктор произносит считалку:

64

Море волнуется — раз! , ,
Море волнуется — два! *

Море волнуется — три! , „,

Морская фигура — замри!

tr> ‘ v, 11 •,T»,»rVi»» д — «

Дети замирают в одной из поз. По команде инструктора «отомри!» упражнение продолжается.

8. Релаксация «Поза покоя». Цель: освоение и закрепле-ниелозымокоя и расслабления мышц рук. Необходимо сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить*н»а колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится инструктором медленно, ти хим голосом, с длительными паузами.

— * V I ^ I,I

Всё умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеют Расслабляться, отдыхать. >-Есть у нас игра такая — ., . •»» Очень ^легкая; простая, -— Замедляется движенье, Исчезает напряженье… И становится понятно — Расслабление приятно!

. 1

Занятие 2

,’ 1. Растяжка «Лучики». И.п.ч^- сидя на полу. Поочеред­
ное напряжение и расслабление: ч»

• — шеи> спины, ягодиц; »,-.->г.ъ правой ноги, правой стопы;

_ — левого .плеча,’ левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы. • • „

i/,2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Вдох, пауза, выдох, пауза. Ребенку предлагается вокализировать

3 — 2125

,.65

на выдохе, пропевая отдельные звуки («а», «о», «у» и др.) и
их сочетания.


  1. Глазодвигательное упражнение. То же. И.п. — сидя на
    полу.

  2. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И .п. —
    сидя на полу.

  • «Колечко».

  • «Кулак—ребро—ладонь».

  • «Лезгинка». Ребенок складывает левую руку в кулак,
    большой палец отставляет в сторону, кулак разво­
    рачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ла­
    донью в горизонтальном положении прикасается к
    мизинцу левой. После этого одновременно меняет
    положение правой и левой рук в течение 6—8 смен
    позиций. Необходимо добиваться высокой скорос­
    ти смены положений.

Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенка

5. Функциональное упражнение «Колпак мой треуголь­ный» (старинная игра). Цель: развитие концентрации вни­мания и двигательного контроля, элиминация импульсивнос­ти. Участники садятся вокруг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не тре­угольный, то это не мой колпак». Затем фраза повторяет-ся, но дети, которым выпадает говорить слово «колпак», заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове).

66

Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова, слово «колпак» (легкий хлопок ла­дошкой по голове) и «мой» (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: «колпак», «мой» и «треугольный» (изображение тре­угольника руками).


  1. Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (визуализа­
    ция). Цель: эмоциональное развитие. И.п. — сидя на полу.
    Инструктор: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте
    перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните
    ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чу­
    жую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доб­
    роты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще… Отливайте
    из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас по­
    смотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее
    своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с дру­
    гими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. От­
    кройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня
    есть такая чашка доброты!»

  2. Когнитивное упражнение «Визуализация цвета». Цель:
    развитие межполушарного взаимодействия. И.п. — сидя на
    полу. Детям предлагается заполнить мозг каким-либо цве­
    том (красным, синим, зеленым) по их выбору. Необходимо
    сконцентрировать внимание на сохранении цвета ясным и
    чистым. Можно сконцентрироваться на сходстве или раз­
    личии цветов, тогда они станут более ясными. Для каждого
    цвета можно подобрать телесную прзу, которая поможет ви­
    зуализировать цвет.

  3. Релаксация «Кулачки». Цель: освоение и закрепление позы
    покоя и расслабления мышц рук. И.п. — сидя на полу. Инст­
    руктор: «Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки поло­
    жите на колени. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточ­
    ки побелели. Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кис­
    ти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем,
    как я. Спокойно! Вдох — пауза, выдох — пауза!

Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.

67

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, с напряжением

Пальчики прижаты (сжать пальцы).

Пальчики сильней сжимаем —

Отпускаем, разжимаем.

Легко поднять и уронить расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают наши пальчики».

Занятие 3

1. Растяжка. Ребенку предлагается сесть удобно, закрыть глаза и сосредоточить внимание на своем теле; выполнить 3—4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе, обращая внимание только на дыхание. Затем он должен напрячь все тело, как можно сильнее, через несколько се­кунд напряжение сбросить, расслабиться; проделать то же самое с каждой частью тела (инструктор называет поочередно части тела, останавливаясь на каждом сегменте в отдельно­сти — правая рука, левая рука, шея, грудь, спина, живот, поясница, правая нога, левая нога); по позе ребенка и «вол­не» его дыхания можно легко определить «зажатые» места. Необходимо научить ребенка прислушаться к своему телу и дополнительно поработать с напряженными участками тела, например сделать несколько медленных круговых движений головой или «размять» икры ног и т. д.

2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Дыха­ние только через левую, а потом только через правую нозд­рю (при этом для закрытия правой ноздри используют боль­шой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки) Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только че­рез левую ноздрю активизирует работу правого полушария

68

головного мозга, способствует успокоению и релаксации Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.


  1. Глазодвигательное упражнение. И.п. сидя на полу.
    Голова фиксирована Глаза смотрят прямо перед собой. Про­
    должается отработка движений глаз по четырем основным
    (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным
    направлениям (по диагоналям); сведение глаз к центру.

  2. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И п
    сидя на полу.

«Колечко».

s«Кулак—ребро—ладонь». • «Лезгинка».

• «Ухо—нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а
правой — за противоположное ухо. Одновременно

отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять
положение рук «с точностью до наоборот».

5. Функциональное упражнение «Чайничек с крышечкой».
Цель, развитие концентрации внимания и двигательного кон­
троля, элиминация импульсивности Участники садятся в круг.
Каждый из них пропевает песенку, сопровождая ее опреде­
ленными мануальными жестами:

«Чайничек (вертикальные движения ребрами ла­доней)!

На чайничке — крышечка (левая рука склады­вается в кулак, правая — ладонью делает круго­вые движения над кулаком). На крышечке — шишечка (вертикальные дви­жения кулаками).

В шишечке —дырочка (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки) Издырочки пар идет (указательными пальцами рисуются спиральки). Пар идет с дырочки,

69

Дырочка в шишечке, Шишечка на крышечке, Крышечка на чайничке».

При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «Гу-гу-гу», жесты сохраняются:

«Гу-гу-гу!

На чайничке — крышечка и т. д.».


  1. Функциональное упражнение «Черепаха». Цель:развитие
    двигательного контроля. Инструктор встает у одной стены
    помещения, играющие — у другой. По сигналу инструктора
    дети начинают медленное движение к противоположной сте­
    не, изображая маленьких черепашек. Никто не должен оста­
    навливаться и спешить. Через 2—3 минты инструктор по­
    дает сигнал, по которому все участники останавливаются.
    Побеждает тот, кто оказался самым последним. Упражнение
    может повторяться несколько раз. Затем инструктор обсуж­
    дает с группой трудности в выполнении упражнения.

  2. Когнитивное упражнение «Движение». Цель: формиро­
    вание двигательной памяти. Инструктор предлагает детям
    несколько последовательных движений (танцевальных,
    гимнастических и т.д.). Дети должны повторить их как
    можно точнее и в той же последовательности.

  3. Релаксация «Олени». Цель: освоение и закрепление позы
    покоя и расслабления мышц рук. Инструктору «Представьте
    себе, что вы — олени. Поднимите руки над головой, скрес­
    тите их, широко расставив пальцы. Напрягите руки. Они
    стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки,
    уроните их на колени. Расслабьте руки. Спокойно. Вдох —
    пауза, выдох — пауза.

Посмотрите: мы — олени, Рвется ветер нам на встречу! Ветер стих,

70

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены

И расслаблены. Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко, ровно, глубоко.

Занятие 4

1. Растяжка «Половинка». И.п. — сидя на полу.
Ребенку предлагается поочередно напрягать левую и пра­
вую половины тела, затем верхнюю и нижнюю половины тела.

2. Дыхательное упражнение. И.п. — сидя на полу. Глубо­
кий вдох, руки медленно поднять до уровня груди. Задер­
жать дыхание, внимание сконцентрировать на середине
ладоней. Медленно выдохнуть, руки опустить вдоль тела.

3. Глазодвигательное упражнение. То же, И.п. — сидя на полу.

4. Упражнения для развития мелкой моторики рук. И.п.
сидя на полу.


  • «Змейки». Предложите ребенку представить, что его
    пальцы — это маленькие змейки. Они могут двигать­
    ся-извиваться, вращаясь направо, налево, снизу
    вверх и сверху вниз. При двуручном выполнении ла­
    дони сначала «смотрят» от ребенка, потом—друг на
    друга. При этом сначала прорабатываются одно­
    именные пальцы рук, а затем разноименные (напри­
    мер, большой палец правой руки и мизинец левой
    руки).

  • «Кулак—ребро—ладонь».

«Лезгинка».
• «Ухо—нос».

Сиротюк программа нейропсихологического развития и коррекции ребенкаперейти в каталог файлов

Источник

Боровик Инна Николаевна
Программа индивидуальной нейропсихологической коррекции

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ

Разработала: педагог-психолог

Боровик И. Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются основы учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных способностей. Все это делает особо важным участие психолога в проведении корркционно-развивающей работы с детьми.

Известно, что биологическое развитие организма на всех его стадиях подчиняется строгой закономерности. У каждой психической функции и функционального звена есть своя программа развития, включающая относительную дискретность, гетерохронность, фазовые динамические характеристики процессов формирования. Знание схемы развития головного мозга ребенка способствует более четкому разграничению случаев органической и функциональной недостаточности мозга, вариантов его несформированности, Занятия по нейропсихологической программе позволят своевременно выявить дизонтогенетические проявления у детей.

Коррекционная программа рассчитана на возраст от 6 до 8 лет, а данный возрастной период соответствует созреванию второго функционального блока головного мозга ребенка. На этом этапе онтогенеза закрепляются межполушарные асимметрии операционального уровня, формируется доминантность полушарий по речи, индивидуальному латеральному профилю, функциональной активности. Нарушение формирования данного уровня мозга может привести к возникновению псевдолеворукости, которая после нейропсихологической коррекции может быть элиминирована. У детей с неврологическим статусом формирование мозговой организации происходит с девиациями, что может быть выражено в импульсивности, повышенной двигательной активности и низким уровнем саморегуляции.

Согласно исследованиям, до восьмилетнего возраста пластичность мозговых систем из-за отсутствия жестких мозговых связей имеет огромный аутокоррекционный потенциал. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее сенситивным в плане нейропсихологической коррекции межполушарных взаимодействий.

Программа нейропсихологической коррекции составлена с использованием методик А. Л. Сиротюк, А. В. Семенович и включает в себя растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, перекрестные телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук, упражнения для релаксации и визуализации, функциональные упражнения, упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы и упражнения с правилами.

Растяжки нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка, негативно сказывается на общем ходе его развития. Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, с высоким порогом и длительным латентным периодом возникновения всех рефлекторных и произвольных реакций. Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Наличие гипертонуса, как правило, проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна. Для таких детей характерно отставание в формировании произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию своеобразную неравномерность и может спровоцировать возникновение синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Все двигательные, сенсорные и эмоциональные реакции на внешние стимулы у гиперактивного ребенка возникают быстро, после короткого латентного периода, и также быстро угасают. Такие дети с трудом расслабляются. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.

Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног.

Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения. Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Нарушение ритма организма (электрическая активность мозга, дыхание, сердцебиение, перистальтика кишечника, пульсация сосудов и т. д.) непременно приводят к нарушению психического развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Отработку дыхательных упражнений лучше всего начинать со стадии выдоха, после чего, выждав естественную в цикле дыхания паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, сделать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Нужно внимательно следить за тем, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи, хотя при глубоком вдохе обязательно будет двигаться верхняя часть грудной клетки. На этапе освоения глубокого дыхания ребенку также предлагается положить руку на область движения диафрагмы, чувствуя, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе — опускается вниз. Дыхание (различные его этапы) можно сочетать с разнообразными вариантами упражнений глаз и языка. Эффективным приемом является подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной системы («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и золотистой энергии и т. д.).

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения. Дело в том, что многие черепные нервы, идущие от продолговатого мозга, включая тройничные, лицевой, отводящие, глазодвигательный и блоковый, соединяются с глазом. Они активизируют движение глазного яблока во всех направлениях, сокращают или расслабляют мышцы зрачка, чтобы регулировать колебания сетчатки, и изменяют форму хрусталика для того, чтобы видеть вблизи и вдали. В трехмерной среде глаза находятся в постоянном движении, собирают сенсорную информацию и строят сложные схемы образов, необходимые для обучения. Мозг объединяет их с другой сенсорной информацией для построения визуальной системы восприятия. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. Как известно, в учебной деятельности чаще всего используется двумерное пространство — книга, таблица, тетрадь, компьютер и т. д., что существенно снижает качество обучения.

Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвуете мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти и глаз, которые формируют речь.

Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов. Кроме того, развитие «чувствования» своего тела способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела. Известно, что центром тонкой моторной координации является лобная доля мозга, отвечающая также за внутреннюю речь и самоконтроль.

В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить.

Понимание себя дает и понимание телесной экспрессии других, т. е. развитие выразительных движений ребенка как средства самовыражения и общения влияет также и на его общие коммуникативные навыки, создавая дополнительные условия для развития.

Коммуникативные упражнения делятся на три этапа:

1. Индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений.

2. Парные упражнения способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру — способности чувствовать, понимать и принимать его.

3. Групповые упражнения через организацию совместной деятельности дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.

Визуализация является репрезентацией в уме несуществующего объекта, явления или события (зрительные, слуховые, знаковые, осязательные, обонятельные и другие образы). Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга. Упражнения могут выполняться с закрытыми глазами.

Релаксация может проводиться как в начале занятия с целью настройки, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле (релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений) является частью единого процесса. За ней следуют интеграция в движении (невербальный компонент) и в обсуждении (вербальный компонент). Эти три составляющие создают необходимые условия для рефлексии ребенком ощущений и навыков, приобретенных в ходе занятия.

Коррекционная работа должна включать в себя различные виды массажей (дополнительная афферентация тела). Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке — голове.

Программа состоит из 16 занятий. График проведения – 3 занятия в неделю. Время проведения – 45 минут.

Структура занятий:

• растяжка 4-5 минут;

• дыхательное упражнение 3-4 минуты;

• глазодвигательное упражнение 2-3 минуты;

• упражнения для развития мелкой моторики рук – 7-8 минут;

• функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля, коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии 20 минут;

• релаксация 4-5 минут.

ЦЕЛЬ: оказание максимального содействия в изучении и коррекции уровня нейропсихического развития ребенка в онтогенезе; обеспечение должного уровня психологической готовности к обучению в школе.

ЗАДАЧИ:

1. коррекция импульсивности, повышенной двигательной активности.

2. коррекция уровня саморегуляции.

3. профилактика дизонтогенетического развития.

4. развитие произвольности регуляции деятельности.

5. развитие вербальной механической памяти, мелкой моторики, воображения, восприятия.

6. развитие коммуникативных навыков.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

1. Доступность предлагаемого материала в соответствии с возрастными особенностями детей.

2. Систематичность и последовательность в проведении коррекционной работы.

3. Личностно-ориентированный подход.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

Месяц Дата проведения Содержание Колич. занятий

Занятие 1. Растяжка «Половинка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е. 1

Апрель

Занятие 2.. Растяжка «Лучики». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е. 1

Занятие 3.. Растяжка. Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е. 1

Май Занятие 4.. Растяжка «Половинка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Олени» 1

Занятие 5.. Растяжка «Половинка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Штанга». 1

Занятие 6.. Растяжка «Медуза». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Кораблик» 1

Занятие 7.. Растяжка «Лучики». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Варвара» 1

Занятие 8.. Растяжка «Лучики». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Шарик». 1

Занятие 9.. Растяжка «Тавинка на ветру». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е. 1

Занятие 10.. Растяжка «Дерево». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е. 1

Май Занятие 11.. Растяжка «Подвески». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Ковер-самолет». 1

Занятие 12.. Растяжка «Снеговик». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Раскачивающееся дерево». 1

Занятие 13.. Растяжка «Кошка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Море». 1

Июнь Занятие 14.. Растяжка «Половинка». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Парусник». 1

Занятие 15. Растяжка «Лучики». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Потянулись-сломались». 1

Занятие 16.. Растяжка «Звезда». Дыхательное упражнение. Глазодвигательное упражнение. Упражнение для развития мелкой моторики рук функциональные упражнения. Релаксационное упр-е «Росток». 1

Источник