Развитие ребенка в семье по адлеру

Развитие ребенка в семье по адлеру thumbnail

Это очень интересная теория, например каждый человек, кто рос в семье не один, знает что старший брат или сестра часто берет на себя роль родителей. А ребенок, выросший единственным в семье зачастую считает, что весь мир крутиться только вокруг него.

Порядок рождения очень сильно влияет на личность человека, зачастую второй ребенок будет по жизни отставать от своего старшего брата и быть всегда вторым номером. В то же время первый ребенок более приспособленный к жизни, потому что на него возлагается намного больше обязанностей.

Дети-первенцы

Как правило они принимают черты лидера и способность к защите. Как только рождаются их младшие братья и сёстры, старшие дети склонны копировать поведение родителей. Они всегда защищают своих младших братьев и сестёр, а также из-за того, что они много ухаживают за ними, в будущем дети-первенцы становятся хорошими родителями.

Единственная негативная сторона детей-первенцев – это то, что им придется научиться к тому, что всё внимание родителей теперь будет делиться с его братом или сестрой. Часто они не могут с этим справиться и вырастают с сильной самооценкой того, что их чем-то обделили в жизни. Они вырастают консервативные, амбициозные, ответственные и конкурентноспособные в жизни.

Второй ребёнок

Если в семье три ребёнка, то второй ребёнок считается самым обделённым, потому что основное внимание уделяется первенцу и третьему ребёнку. У таких детей живёт постоянное ощущение того, что им нужно бороться за внимание родителей, это даёт им хорошее упорство в жизни. Как правило, такие дети часто вырастают амбициозными, но иногда они ставят слишком завышенные цели, но это не мешает им становиться успешными людьми в будущем.

Помимо этого они развивают крепкие дружеские отношения вне семьи, чтобы получить от друзей, то внимание, которое ему не хватает от родителей. В другом случае из-за нехватки внимания в семье, средний ребенок не может найти свою цель в жизни и постоянно себя чувствует подавленным, ему просто не хватает внимания и одобрения родителей. Однако иногда эта борьба и поиск жизненных целей может сделать из них очень сильных людей.

Младшие дети

Как правило младшим достаётся вся любовь и внимание со стороны родителей и всех родственников. Это приводит к выработке сильного чувства собственного достоинства и стремлению к достижению свои целей и мечты. К ним с самого детства всегда очень пристальное внимание, они всегда общительны и коммуникабельны. Однако есть и обратная сторона младших детей, из-за слишком сильного внимания и заботы они могут стать беспомощными, безответственными, эгоистичными, жестокими и зависимыми.

Один ребёнок

Если в семье только один ребёнок, то как правило он начинает конкурировать со своими родителями. Единственный ребёнок в семье обычно получает слишком много внимания, что проводит к избалованности, эгоистичности и отсутствию самостоятельности, так как за ними с самого детства всё делают родители. Эти дети могут быть разными, но как правило они вырастают целеустремлёнными и перфекционистами. В любом случае это зависит от родителей и от того, как они воспитывают своего единственного ребёнка.

Близнецы

Если в семье рождаются близнецы, то как правило один из них всегда берёт на себя роль первенца. У близнецов очень сильно развита близость друг с другом, чем у других братьев и сестёр. Это зависит не от того, что они родились в один день, а потому что у них практически отсутствует разница в возрасте. У детей с разницей в возрасте до одного года точно такая же близость. Такое качество как близость помогает им стать более уверенными, потому что у них всегда есть моральная поддержка на всю жизнь. Когда они вырастают их семьи очень тесно общаются между собой и дорожат друг другом.

Конечно, порядок рождения детей добавляет им каких то-то качеств, однако то, какими людьми будут дети, зависит в первую очередь от воспитания родителей. Это описание не может подходить под каждого ребёнка, это лишь теория, которая была доказана выборкой из разных семей. Существует множество различных факторов так или иначе влияющих на ребёнка, родителям их нужно обязательно учитывать при воспитании своих детей.

Источник

Важность порядка рождения детей в семье по Адлеру Алиса Терентьева

17 августа 2019, 13:20

Исследования психологов показали, что на формирование личности ребенка влияет его порядок рождения в семье: единственный ли он, старший, средний или младший. Как оказалось, порядок рождения во многом определяет психологические особенности ребенка.

Важность порядка рождения

Влияние порядка рождения изучалось многими психологами. Так, классическим считается исследование Уолтера Тоумена, австралийского психолога. Ученый изучил тысячи семей, которые различаются материальным достатком, образованием, ценностями и взглядами, но при этом занимающие одинаковую позицию рождения в семье дети имеют схожие психологические особенности.

Порядок рождения влияет на формирование личности

Еще одно крупное исследование принадлежит Альфреду Адлеру, австрийскому психологу и психиатру, создателю системы индивидуальной психологии. В работах Адлера большое значение отдается влиянию порядка рождения ребенка на его личность и жизненный путь. Конечно, порядок рождения — не единственный определяющий фактор, влияющий на формирование личностных качеств, поскольку многое зависит не только от очередности ребенка в семье, но и от того, как он это воспринимает.

Особенности детей в зависимости от их положения в семье, выделенные Адлером, нашли свое подтверждение и в современной психологии

Исследования показали, что на формирование личности ребенка и его психологических качеств влияют две группы факторов:

  1. Отношение родителей к детям, поскольку они по-разному реагируют на первого и последующих детей.
  2. Отношения, различие и место ребенка среди братьев и сестер.
Читайте также:  Речевое развитие ребенка младенческого и раннего возраста

Все это в комплексе и формирует личность.

Личностные качества первенца

Первенец — это всегда что-то новое, еще непонятное и непознанное для родителей, поэтому его психологические особенности сильно отличаются. Как правило, первенец — это «подопытный кролик» для родителей, которые еще не знают, как именно быть родителями, как воспитывать, поэтому они учатся на своем первенце. Старший сын или дочь, в отличие от последующих детей, получает наибольшее внимание со стороны взрослых, постоянно окружен заботой, поскольку родители (особенно молодые пары) еще не уверены в правильности своих действий. А потому первый ребенок — это всегда повышенное волнение, огромный интерес и энтузиазм.

Как правило, к первенцу взрослые относятся с большей нежностью, однако предъявляют к нему больше ожиданий, зачастую не слишком реалистичных, а потому и наказывают таких детей строже. С последующими детьми, когда у родителей уже появляется практика, взрослые ведут себе более спокойно.

Первый ребенок получает больше внимания и заботы

Альфред Адлер считал, что первенец имеет особенное положение, пока он единственный ребенок. Он получает все внимание и заботу родителей, имеет особые привилегии. Но с появлением младшего брата или сестры его положение меняется, и это событие может стать для него травматичным: теперь другой ребенок отнимает внимание родителей. Согласно Адлеру, появление второго ребенка делает первенца более самостоятельным, поскольку забота родителей направлена теперь не только на него. У таких детей зачастую развиваются лидерские качества.

Однако эти обстоятельства могут и негативно повлиять на психику. С появлением брата или сестры у первенца может развиться тревожность. Ребенок может потерять сон и аппетит, стать нервным, у него могут появиться проблемы в общении со сверстниками.

В такой ситуации родителям нужно вовлечь старшего в процесс ухода за младшим – так первенец не будет считать себя ненужным

Адлер утверждал, что старшие дети привыкают к большей самостоятельности и ответственности, они рано начинают бороться за свои права, а потому во взрослой жизни, как правило, достигают большего. Исследования показали, что уровень их интеллектуального развития выше уровня младших детей.

Исследования Альфреда Адлера актуальны и сегодня

Второй ребенок в семье

Второй ребенок, по Адлеру, с самого начала следует за старшим братом или сестрой. Ему постоянно приходится самосовершенствоваться, чтобы догнать или даже перегнать старшего, а потому нередко он быстрее развивается – например, может быстрее начать разговаривать или ходить. Такие дети часто вырастают честолюбивыми, поскольку им с самого детства приходится постоянно доказывать, что они ничуть не хуже брата и сестры. Вместе с этим Адлер считал, что средний ребенок во взрослой жизни может ставить перед собой слишком высокие, даже недостижимые цели, а потому изначально обрекает себя на неудачи.

Второй ребенок обычно быстрее развивается

Младший ребенок

Согласно Альфреду Адлеру, положение младшего уникально. Он не привык быть единственным, поэтому наличие братьев и сестер не становится для него травматичным опытом. Последний ребенок всегда воспринимается как самый маленький, а потому к нему проявляется особенно нежное отношение – он купается в любви и заботе взрослых, а также братьев и сестер. Однако у младшего нет такой независимости и самостоятельности, как у старших детей, поэтому он пытается превзойти старших, выйти из опеки. Такое положение создает противоречие: с одной стороны он пытается стать более свободным, независимым, с другой — зависим от своего положения младшего, вечного «баловня». Такая неопределенность может вызвать во взрослом возрасте психологические проблемы.

У младшего может развиться чувство неполноценности, особенно если он рос в семье с малым достатком, где младшему приходилось пользоваться тем, что принадлежало старшим детям.

У младшего ребенка особенное положение в семье

Однако младший ребенок обладает наибольшей мотивацией – в будущем такие дети могут достичь больших успехов в выбранной профессии.

Разумеется, порядок рождения — не самый главный фактор влияния на личность. Многое зависит и от атмосферы в семье, и от стиля воспитания.

Дополнительная скидка +8% на все украшения SUNLIGHT при доставке (промокод «стиль8»)

Действует только при онлайн-заказе до 30.04.2020. Скидка не распространяется на золотые цепи, цепочные браслеты,
золотые обручальные кольца, акционные товары и товары Хит-цена. Не суммируется с остальными скидками.

Источник

Исследования Альфреда Адлера зависимости между порядком рождения детей в семье и развитием их личности

Каким по счету ребенком вы появились на свет? Были ли вы старшим, средним или младшим? Психологи считают, что порядок вашего появления на свет в семье кардинальным образом влияет на развитие вашей личности и вашего характера, на отношения с другими людьми и профессиональные достижения.

Замечено, что в зависимости от порядка рождения в семье у людей из разных семей формируются аналогичные черты характера. Так, у выросших старшими, средними, младшими или единственными детьми разных родителей можно наблюдать сходные особенности личности.

Читайте также:  Влияние ринолалии на психическое развитие ребенка

Первым задумался над этой проблемой и исследовал ее Альфред Адлер, австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Считается, что важнейшим вкладом в психологию, сделанным им, является постулирование связи между порядком рождения и развитием личности. Адлер предположил, что положение ребенка в семье вносит специфические проблемы, каждая из которых разрешается в разных семьях по существу похожим способом. Таким образом, связанный с порядком рождения опыт имеет следствием развитие личности, типичной для каждого положения, занимаемого ребенком в последовательности рождений в семье.

Ученый утверждал, что понять отдельного человека можно, только учитывая полный контекст той семейной атмосферы, в которой он рос, и что важным вопросом в рамках этого контекста является положение ребенка в структуре семьи. В ходе развития семьи как группы возникают новые, отличные от прежних потребности. Адлер указывал, что потребности, влияющие на стиль жизни, соответствуют порядку рождения конкретного ребенка.

1. Старший ребенок рождается на стадии самоутверждения родителей. И является, таким образом, средством их самоутверждения — им надо гордиться. Его записывают в школы, секции и т.д. Хвалятся им. Постоянно контролируют. Такой ребенок вырастает с высоким чувством долга, мотивацией достижений (на успех), а также педагогическими способностями (при наличии младших детей в семье).

Черты характера: доверчивость, не дипломат, наивность в организации управления.

Если разница в возрасте с младшими детьми очень большая, может вырасти обиженным единственным. Если ждали мальчика, а родилась девочка — у нее может сформироваться психология среднего ребенка.

Первенец (старший ребенок). Согласно Адлеру, положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребенок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребенка и поэтому всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы все было «как полагается». Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он, как правило, наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребенок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие драматическим образом меняет положение ребенка и его взгляд на мир.

Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка, как положение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение за возвращение прежней центральной позиции в семейной системе с самого начала обречено на неудачу — прежнего не вернуть, как бы первенец не старался. Со временем ребенок сознает, что родители слишком заняты, слишком задерганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его инфантильные требования. Кроме того, у родителей гораздо больше власти, чем у ребенка, и они отвечают на его трудное поведение (требование к себе внимания) наказанием. В результате подобной семейной борьбы первенец «приучает себя к изоляции» и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребенок, скорее всего, консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов.

2. Младший ребенок рождается в другой период жизни родителей — это ребенок для души. Его самоутверждению мешает пример старшего. Ему мало знакомо чувство долга. При этом он эмоционален. Как и в семье, на работе для младшего важен комфортный психологический климат. Черты характера: младший ребенок отличный манипулятор (работает на отношениях), дипломат, ходы, интриги в семье отрабатывает на старшем. В конфликтах умеет снимать напряженность. Не хватает усидчивости, не терпит рутины.

Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока «лишения трона» другим сиблингом и, будучи «малышом» или «баловнем» семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом. Адлер иногда говорил о «борющемся младшем ребенке», как о возможном будущем революционере.

3. Единственный ребенок. Адлер считал, что позиция единственного ребенка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестер, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребенка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм.

Читайте также:  Таблица соответствия роста и возраста в развитии ребенка

Такой ребенок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребенок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сестрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Единственный ребенок, образно говоря, — «гремучая смесь» старшего и младшего. Обладает высокой мотивацией достижений (избегание неудач). Его нужно отдавать в командные виды спорта для компенсации психологии единственности.

Черты характера: манипуляция родителями, высокая демонстративность, требуется публичная оценка достижений.

По отношению к единственному ребенку в семье А. Адлер высказал мысль об уникальности его положения: у него нет братьев и сестер, с которыми бы ему надо было конкурировать. Наряду с этим А. Адлер высказал мысль близкую к классической фрейдистской теории: единственный ребенок весьма чувствителен к материнской любви, что нередко приводит его к соперничеству с отцом. Находясь длительное время под контролем, опекой матери, единственный ребенок привыкает к защите, заботе со стороны других. Главной особенностью его жизнедеятельности становится зависимость и эгоцентризм. Единственный ребенок привык быть в центре внимания, не привык бороться за такую позицию с другими, что создает для него немалые трудности при адаптации в системе межличностных отношений после выхода в своей жизнедеятельности за рамки семьи, (см.: Adler А., 1956). Эта гипотеза А. Адлера была проверена с помощью психодиагностических средств.

4. Второй (средний) ребенок. Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить. «Он ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется на пару шагов вперед, он поспешит его опередить. Он все время мчится на всех парах» (Adler, 1956, р. 148).

В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье.

Средний ребенок — как бы ребенок без статуса. 70% средних детей после школы начинают самостоятельную жизнь. После потери родителей он перехватывает их функции. Организуют бизнес, трудоустраивая всех родственников.

Черты характера: успешный профессионал, самостоятельный.

Проблемы формирования индивидуальности ребенка в многодетной семье стали предметом исследования давно. Если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, их социальное окружение все же не тождественно. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей — все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.

По Адлеру, порядок рождения (позиция) ребенка в семье имеет решающее значение. Особенно важно восприятие ситуации, что, скорее всего, сопутствует определенной позиции. То есть от того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни. Более того, поскольку это восприятие субъективно, у детей, находящихся в любой позиции, могут вырабатываться любые стили жизни. Однако в целом определенные психологические особенности оказались характерными именно для конкретной позиции ребенка в семье.

Каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание «типичного» старшего, единственного, среднего и самого младшего ребенка. Как отмечалось ранее, не у каждого ребенка стиль жизни полностью совпадает с общими описаниями, данными Адлером. Он утверждал лишь то, что позиция каждого ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем (например, необходимость уступать центральное положение в семье после того, как был объектом всеобщего внимания, конкурировать с теми, у кого больше опыта и знаний и тому подобное).

Порядок рождения в семье он считал одной из основных детерминант установок личности, появляющихся у нее на протяжении жизни. Система семейных отношений, морально-психологический климат в семье существенно меняется по взглядам А. Адлера с появлением каждого следующего ребенка. По его мнению, порядок рождения в семье (позиция) ребенка имеет решающее значение для его развития. Однако А. Адлер не абсолютизировал степени влияния порядка рождения в семье на индивидуально-психологические особенности детей. Большое значение он придавал позиции, субъективному началу самого ребенка: как он воспринимает свою позицию в семье и что делает для ее изменения, принятия или отвержения. Именно в таком подходе наиболее полно проявляются личностные особенности ребенка. Но все же, А. Адлер считал необходимым отметить важность порядка рождения ребенка в семье для понимания его психологических особенностей и считал, что для детей однотипной позиции (порядка рождения) характерны общие психологические особенности.

Источник