Школа как пространство развития ребенка

Школа как пространство развития ребенка thumbnail

В этом году компания Martela, которая разрабатывает общественные интерьеры, учредила премию в области архитектуры и дизайна детских пространств — Martela EdDesign Award. Идея премии — показать, какой может быть комфортная и эффективная образовательная среда. Организаторы обошли (в буквальном смысле) школы, детские сады, площадки и библиотеки, которые открылись в 2016–2017 годах, чтобы найти самые интересные. При отборе внимание обращали на архитектуру, интерьер, инженерное наполнение школы, систему безопасности — в стартовом опроснике больше сотни вопросов обо всем, что не затрагивает педагогический процесс.

В результате все объекты разделили на четыре категории: «Детский сад», «Школа», «Культурный центр / Библиотека» и «Парковая зона / Детская площадка». И если о новых игровых площадках The Village уже рассказывал, то теперь мы покажем девять новых школ и детских садов, которые вошли в шорт-лист премии.

Локация: Россия, Москва, улица Народного Ополчения, 9а

Общая площадь: 21 000 м²

Количество учеников: 700 (с 5 по 11 классы)

Авторы проекта: ООО «ПСФ «КРОСТ», ООО «А-Проект.К»

Здание «Хорошколы» построено на личные средства семьи главы Сбербанка России Германа Грефа. Упор сделан на общественные пространства, которые в жизни школьников играют более важную роль, чем учебные классы. В центре здания — огромный четырехэтажный атриум, который пересекают три длинные лестницы; на первом этаже высажены в кадках три высокие секвойи. При проектировании архитекторы школы отказались от советской кабинетно-коридорной системы: пространства организованы так, что есть много вариантов решения одной и той же задачи.

«Хорошкола» больше похожа на школу-университет. Во-первых, колористические решения интерьера и фасадов подчеркнуто сдержанные. Во-вторых, создатели этой школы решили максимально расширить специализированные зоны: большая лаборатория, множество вариантов для занятий спортом, двухуровневая библиотека, огромный фаблаб и оснащенный всеми возможными устройствами кабинет кулинарии дают возможность углубленного изучения любой сферы знаний и освоения разных навыков.

— Прозрачные стены в классах и общественных пространствах, везде огромные окна от пола до потолка, обилие естественного света.

— Лаборатории для занятий физикой, химией, биологией объединены в огромное мегапространство. Его можно разделять перегородками, а можно использовать целиком для проведения хакатонов и других мероприятий.

— Просторная двухуровневая библиотека.

— На верхнем этаже есть просторное и светлое помещение для отдыха детей и для занятий с тьюторами, куда не заходят учителя. Учительская и прочие административные помещения находятся на цокольном этаже, который утоплен в земле, но получает естественное освещение за счет приямков.

— В холле есть горка, по которой можно скатиться со второго этажа на первый и оказаться у дверей столовой.

Локация: Армения, Ереван, улица Тбилисская, 11/11

Общая площадь: 4 200 м²

Количество учеников: 180 (с 3 по 6 классы)

Авторы проекта: Storaket Architectural Studio, Меружан Минасян, Нарбе Бедросян, Шант Исаньянс

Школа AYB существует с 2011 года, а новый корпус школы открылся только в 2016-м. При разработке проекта нового здания систему приоритетов для архитектора создавал педагогический коллектив во главе с директором школы. Здание получилось энергоэффективным: солнечные панели, установленные в южной части здания, обеспечивают больше половины требуемой электроэнергии, и отопления почти не требуется. За счет утепленных стен здание в холодное время года может обходиться без отопления в течение нескольких дней. В школе прозрачные стены в учительской и других административных помещениях. Все коммуникации, которые идут по потолку, видны — так ученикам наглядно объясняют, как устроено здание.

В образовательный процесс внедрены принципы разумного риска — чтобы дети учились принятию решений, понятиям «свобода» и «ответственность»: например, ограждения цокольного этажа невысокие, какие встречаются во «взрослых» общественных зданиях. В отделке не использовались краска и штукатурка, здание оставлено «в бетоне». Из-за риска сейсмической активности конструкции максимально облегчены.

— Цокольный этаж утоплен в землю на восемь метров, однако котлован гораздо шире здания, поэтому помещения на этаже имеют доступ к естественному свету.

— При относительно небольшой площади в школе есть 11 входов и выходов: дети легко могут выходить на прогулку отовсюду.

— Пространства рекреаций многофункциональны: в одной из них расположена, например, столовая.

— Есть террасы, живые ограждения — учиться можно и на улице.

— Для быстрого спуска с верхних этажей предусмотрены трубы.

Локация: Латвия, Пиньки, Бабите, ул. Яуна, 8

Общая площадь: 6 570 м²

Количество учеников: 428 (детский сад и школа)

Авторы проекта: 8 A.M., Юрис Ласис, Лаура Пельсе

Exupery International School отличается от многих других частных школ подчеркнутым отсутствием показного: все архитектурные решения должны быть функциональными. Школа состоит из двух корпусов, один из которых круглый. Детский сад и школа объединены: дети приходят в детский сад и, взрослея, поступают в школу, при этом школьники и младшие не разделены, а могут видеть друг друга.

Идея проекта в том, что школа — это модель Вселенной, ученикам доступна лесная, загородная, городская и глобальная среда. Интерьеры и внутренний двор обустроены в соответствии с этой концепцией: во дворе есть деревья, мох, трава, песок. В оформлении — много рисунков по мотивам книги «Маленький принц».

Читайте также:  Образец заполнения индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка

— Коридоры закругленные, нет углов и ступеней, подъем плавный.

— Вместо стен арт-блока и библиотеки — мобильные перегородки: эти помещения можно объединить с коридором, создав обширное пространство.

— Крыша устроена таким образом, чтобы прямые солнечные лучи не попадали в классы — так удается избежать перегрева помещений.

— В комнатах детского сада одна из стен в образовательных целях оставлена «в бетоне», остальные — с обычной отделкой.

— В отделке использовали шумоизоляционные («войлочные») обои.

Локация: Россия, Московская область, Ленинский район, поселок Совхоза имени Ленина, 21а

Общая площадь: 19 000 м²

Количество учеников: 550 (с 1 по 11 классы)

Авторы проекта: OOO «Предприятие Арка», ООО «Мартела»

Школа была построена и оборудована всем необходимым на средства частного инвестора и впоследствии была передана в муниципальную собственность. После ее открытия спрос на квартиры вырос: некоторые семьи готовы месяцами стоять в очереди, чтобы хотя бы арендовать жилье неподалеку от «Инженерного корпуса».

Объект является отдельно стоящим корпусом давно работающей московской школы, так называемым «инженерным». Поэтому упор сделан на мастерские: робототехника, металлообработка, столярная мастерская, покрасочный цех, естественно-научная лаборатория и так далее. Идея заключается в том, чтобы, создавая пространство в соответствии с самыми передовыми современными методиками, избежать подчеркнутой исключительности объекта, и, напротив, утвердить мысль, что все школы могут быть такими. Стены между учебными классами и коридорами полностью прозрачные, сами коридоры легко превращаются в учебное пространство. Кроме того, школа стала общественным центром поселка Совхоза имени Ленина, в котором она расположена.

— Школа очень открытая: за счет прозрачных перегородок между коридорами и классами и прозрачных стен учительской пространство просматривается насквозь с разных точек, можно одновременно видеть до четырех уровней.

— Старшие и младшие дети учатся в двух разных крыльях здания, но встречаются в центре, где расположены столовая, библиотека, актовый зал, рекреации, учительская.

— Санузлы не делятся на мужские и женские.

— В крыле младшей школы есть горка, которая позволяет спуститься с одного этажа на другой, и 12-метровый скалодром.

— В теплое время можно проводить уроки в амфитеатре, расположенном рядом со школой.

— Эксплуатируемая кровля.

Больше фотографий «Инженерного корпуса» — в нашем репортаже «Как выглядит московская школа будущего».

Локация: Санкт-Петербург, поселок Усть-Ижора, Шлиссельбургское шоссе, 52

Общая площадь: 600 м²

Количество воспитанников: 40

Автор проекта: Андрей Стрельченко

Детский сад построен на средства частного инвестора и расположен в нескольких километрах от кольцевой автодороги, окружающей Санкт-Петербург. В детском клубе нет привычного деления на группы, все пространство открыто и многофункционально, дети могут выбирать виды активности — занятия в керамической мастерской, покорять высоты на скалодроме или даже помогать на кухне. Однако есть уголки, где ребенок (в соответствии с концепцией «Я в домике») может остаться один.

— Шахта лифта переоборудована в вертикальный лаз с веревочными конструкциями, по ним можно подняться с первого этажа на второй.

— Пространство очень разнообразно: есть открытые, закрытые, полузакрытые зоны, зона театра, открытая кухня, на которой дети вместе с воспитателями готовят, зона для совместной работы, спортивные зоны, зоны отдыха и развлечений.

— Есть собственный музей, живой уголок и огород.

Локация: Россия, Москва, Малый Полуярославский переулок, 1

Общая площадь: 2 423 м²

Количество воспитанников: 130

Авторы проекта: «Архитектурное бюро Асадова»; А. А. Асадов, А. Гераскина, П. Белкова при участии Ю. Шалетри, А. Евтух.

Детский сад был построен под руководством педагогов одной из старейших московских частных школ, «Школы сотрудничества» (Cooperation School). Задуман объект как билингвальный — с детьми занимаются воспитатели-носители языка. Особый упор в саду делается на театр, дети бывают и актерами, и режиссерами, и театральными художниками. Детский сад расположен на участке небольшого размера, поэтому архитекторы уделили много внимания созданию эксплуатируемой кровли. Там организованы дополнительные площадки для детских прогулок и есть боксы, в которых хранятся природные материалы: шишки, камни, песок.

— Есть специальная «комната для родителей»: на период адаптации родитель может оставаться там и в любой момент остаться наедине с ребенком.

— В театральных постановках задействованы разновозрастные группы.

— Весной и летом дети ухаживают за растениями — выращивают рассаду на подоконнике, а потом высаживают в грунт во дворе.

Локация: Московская область, Одинцовский район, сельское поселение Барвихинское, деревня Жуковка, Рублево-Успенское шоссе, 207

Общая площадь: 270 м²

Количество учеников: не больше 15–20

Авторы проекта: бюро «Чехарда»

Детский клуб «Малка» работает при Еврейском культурном центре. Его нельзя назвать детским садом в полном смысле этого слова: детей здесь не оставляют на полный день, а по вечерам и в выходные он работает скорее как семейный клуб для детей и взрослых. Несмотря на небольшую площадь, здание спроектировано так, что может вместить много людей.

Клуб расположен на обширной закрытой территории Еврейского религиозно-культурного центра. Главное изобретение для небольшого помещения — вертикальный шкаф-антресоли, многоуровневое игровое пространство, которое занимает всю стену длиной 20 метров и высотой 4,5 метра, при этом глубина его не превышает полутора метров. В этой конструкции обустроены горка, канатный парк, несколько гамаков, натяжная сетка и даже затемненная зона с мягкими обивками, где ребенок может отдохнуть.

Читайте также:  Роль семьи в формировании развития ребенка

— За счет выносов на втором уровне довольно много места, дети могут сверху слушать воспитателя, принимая таким образом участие в занятиях.

— Учебные залы и зона столовой отделены прозрачными перегородками. За счет этого главный зал выглядит просторнее.

— За счет многоуровневого пространства дети могут видеть помещение с самых разных ракурсов.

— Есть элементы внедрения принципов разумного риска: ребенок может спуститься по канату со второго яруса, может пройти по натянутой сетке между двумя балконами или скатиться с достаточно крутой горки.

Локация: Белоруссия, Минск, улица Вербная, 3

Общая площадь: 1 200 м²

Количество воспитанников: 105

Авторы проекта: Arhitektura Jure Kotnik, Юре Котник

Детский сад на окраине Минска построила и подарила городу одна работающая в Белоруссии иностранная компания. Основной строительный материал — дерево. Создатели проекта стремились решить проблему недостаточной двигательной активности детей: в садике сделан упор на спорт и даже есть собственное футбольное поле эллиптической формы. Вообще, это наиболее рационально устроенный детский сад из всех. А белые стены — оптимальное решение для дошкольных учреждений: отсутствие ярких пятен и декоративности, по мнению психологов, помогает развиваться детскому воображению.

— Группы связаны между собой и с общественным пространством, из каждой группы есть свой выход на террасу.

— Минимум перегородок, окна в пол, панорамное освещение.

— Два спортивных зала, каждый из которых способен вместить всех детей.

— Амфитеатр расположен рядом с лестницей на второй этаж.

Локация: Россия, Казань, улица Мавлютова, 5

Общая площадь: 25 000 м²

Количество учеников: 450 (начальная и средняя школа)

Авторы проекта: Fielding Nair International, ГУП «Татинвестгражданпроект»

Все школы, которые вышли в финал конкурса, построены в столицах России, Армении и Латвии. «Международная школа Казани» — единственный региональный проект, несмотря на то, что она расположена в столице одного из крупнейших российских регионов, республике Татарстан. Строительство школы финансировалось из средств регионального бюджета, основная идея — создать школу для детей иностранных специалистов, которые приедут в Татарстан с семьями. Преподавание в школе ведется на двух языках. В основе архитектурной концепции школы — идея уважения к ученику.

— В школе нет коридоров, кабинеты входят в общественные пространства очень разной формы.

— Есть зимний сад со свободным доступом в него для детей.

— Пространство легко трансформируется, мебель мобильна, менять его могут и учителя, и дети.

Источник

«Детский сад и школа – единое пространство развития ребёнка»

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Доктор психологических наук
Леонид Абрамович Венгер

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Детский сад играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени.

С 1 января 2016 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольным и школьным уровнями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Решение проблемы преемственности мы видим в создании плана сотрудничества начальной школы и детского сада, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.

Читайте также:  Развитие ощущения у глухого ребенка

Цель: реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Задачи:

  1. Развивать любознательность; формировать у старших дошкольников основы умения учиться

  2. Развивать способность самостоятельно решать творческие задачи;

  3. Формировать творческое воображение, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

  4. Развивать коммуникативность (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• воспитание нравственного человека;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольном уровне:

• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

• развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности;

• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

Реализации общих целей так же способствуют психолого-педагогические условия:

На дошкольной ступени:

-личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

— построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

На ступени начальной школы:

-опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

-направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития

-сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

Наш детский сад много лет тесно сотрудничает с татарской гимназией №14 имени Хади Атласи на основе договора и утверждённого плана работы.

Формы осуществления преемственности:

  1. Работа с детьми:

    • экскурсии в школу;

    • посещение школьной библиотеки;

    • знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

    • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

    • выставки рисунков и поделок;

    • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной школы);

    • ежегодно воспитанники подготовительной группы 1 сентября идут в гимназию поздравлять первоклассников, выпускников детского сада.

    • совместное проведение акции «Мин татарча сөйләшәм»

  2. Взаимодействие педагогов:

  • совместные педагогические совещания (ДОУ и школа);

  • семинары, мастер- классы

  • круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

  • проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

  • открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

  • педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

  1. Сотрудничество с родителями:

Мы проводим:

  • совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

  • круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

  • родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

  • консультации с педагогами ДОУ и школы;

  • встречи родителей с будущими учителями;

  • дни открытых дверей;

  • анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

  • визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию наших выпускников, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволило нам добиваться положительных результатов в работе.

У воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.

Результатом осуществления воспитательно-образовательного процесса является качественная подготовка детей к обучению в школе, что способствует успешной адаптации детей к школьному обучению.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Сафиуллина Айгель Фидаисовна

воспитатель,МБДОУ детский сад

общеразвивающего вида № 2 «Батыр»

Бугульминского муниципального райна

Республики Татарстан

Источник