Умственное развитие ребенка третьего года жизни

Умственное развитие ребенка третьего года жизни thumbnail

Содержание

  1. Особенности развития детей третьего года жизни
  2. Внимание на третьем году жизни ребенка
  3. Представление и понятие об окружающем мире
  4. Сенсорное развитие
  5. Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

В течение 3-го года жизни ребенок психологически отдаляется от близких взрослых и противопоставляет себя им. Собственное «Я» становится особенно значимым. Часто можно слышать от ребенка выражения «я сам», «я хочу», «я могу». Кризис 3-х летнего возраста проявляется в негативизме – стремлении действовать наоборот, упрямстве – настоянии на своем, строптивости – протеста против образа жизни, своеволии, проявлении самостоятельности.

В результате таких личностных проявлений ребенка у него появляется гордость за свои достижения. Он ждет одобрения, похвалы от взрослых за свои успехи. Появляется чувство собственного достоинства. Эти качества лежат в формировании самосознания ребенка.

Большие изменения в психике ребенка касаются дальнейшего формирования речи ребенка и тех сдвигов в умственном развитии, которые происходят под ее влиянием. Словарь ребенка увеличивается в 3-4 раза, изменяясь не только количественно, но и качественно. Так, почти исчезают формы слов, а также неправильно произносимые слова.

В своей речи он употребляет уже распространенные и сложные предложения: «Волк больше зайчика, он может его съесть», «Когда будет солнышко, я буду ходить раздетым». Дети в этом возрасте задают множество вопросов: почему? где? когда? зачем? Эти вопросы развивают познавательную потребность. Употребление детьми придаточных предложений говорит о восприятии детьми предметов и явлений окружающей действительности не изолированно, а во взаимосвязи. Они улавливают свойства предметов и явлений, сравнивают и сопоставляют.

Развитие речи и мыслительного процесса у детей третьего года жизни идут одновременно.

Особенности развития детей третьего года жизни

  • Существенные изменения происходят и в понимании речи окружающих. Ребенок понимает смысл слов из того, что его повседневно окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.
  • Появляются более сложные обобщения касающихся сходных по функциям предметов, а также касающихся качества предметов, например на вопрос: «Что у нас красного цвета?» — ребенок отвечает: «Флажок, шарик, мой бантик».
  • Ребенок может понять рассказ взрослого о явлениях и событиях в которых сам не участвовал и непосредственно не видел, например, рассказ о том, как лисичка прогнала зайчика из дома.
  • На третьем году изменяется воспитательное значение речи. Словом можно прекратить то или иное действие ребенка, предупредить отрицательное поведение, вызвать приятные воспоминания, научить новому действию, сформировать представление, понятие.

Но несмотря на эти достижения дети не владеют еще грамматическим строем языка. Ребенок говорит: «У меня замерзли ножки и валенки» (2 года 6месяцев), или: «Эта колбаса докторская, она у доктора была» (2 года 9 месяцев). Правильное произношение звуков на 3-м году еще не закреплено, но автоматизировано. Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие :«балабан» (барабан). В это время слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения. Что касается взрослых, то они не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования правильного произношения детьми слов.

Внимание на третьем году жизни ребенка

На третьем году жизни у детей появляются элементы произвольного внимания, он более длительное время может заниматься одним видом деятельности. У ребенка возрастает объем памяти, ее прочность. Дети более длительное время сохраняют в памяти пережитое, особенно если это было связано с положительными или отрицательными эмоциями.

Представление и понятие об окружающем мире

На протяжении 3 года у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода, различает и называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях («Самолет летит высоко»; «Когда будет темно, надо спать»).

У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).

Сенсорное развитие

Вид деятельности ребенка, которому следует уделять особое внимание, можно назвать наблюдение, так как оно является важным средством сенсорного развития. Здесь высока роль взрослого, который должен научить ребенка выделять такие свойства предметов, как величина, цвет, форма. Если взрослый видит, что ребенок зам чем-либо наблюдает, его надо обязательно поддержать, а самое главное – помочь увидеть в наблюдаемом предмете главное, существенное. Детские вопросы свидетельствуют о том, что ребенок пытается познать окружающий мир.

Игры и занятия на третьем году жизни ребенка

Деятельность ребенка на 3-м году жизни становится сложной и разнообразной. Она представлена следующими видами:

  • предметной деятельностью (занятия с пирамидками, матрешками, мозаикой);
  • сюжетные игры (игра с куклой);
  • наблюдения;
  • рассматривание картинок, книг;
  • элементы трудовой деятельности (самостоятельный прием пищи, одевание, уборка игрушек);
  • игры со строительным материалом; начала изобразительной (творческой деятельности) – лепка и рисование.

Все эти виды деятельности имеют значение для умственного развития малыша. Вне деятельности нормального развития ребенка быть не может.

Особое место в развитии ребенка имеют «сюжетные игры», когда играя, он отображает многие действия окружающих («ходит на работу», «готовит обед», «ухаживает за больным» и др.). При этом он начинает отображать человеческие отношения. Появляются элементы ролевой игры. Но это возможно только на основе тех представлений, которые уже сформированы у ребенка. Важным качеством в деятельности ребенка при этом могут быть элементы планирования, когда, начиная то или иное действие, он заранее определяет его цель: «Я буду строить дом»; «Я буду лечить куклу».

Изобразительная творческая деятельность ребенка заключается в рисовании, лепке. Ребенок начинает понимать, что при помощи карандаша, пластилина можно что-то изобразить, и к концу 3-го года рисует дорожки, дождик, шарики, лепит палочки, колечки, лепешки, может слепить грибок, пирамидку, которая состоит из палочки и нескольких колечек.

На третьем году жизни у детей появляется стремление вызвать взаимодействия со сверстниками, интерес к совместным играм и начинаются складываться определенное отношение к окружающим его людям и явлениям, а в соответствии с этим и поведение.

А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.

Читайте также:  Календарь развития ребенка первый год

Источник

На третьем году жизни продолжается совершенствование деятельности всех органов и психологических функций ребенка. Повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость, удлиняется активное бодрствование до 6-7 часов в сутки. Ребенок может уже сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно. Он становится более терпеливым и может дольше заниматься одним делом без отвлечения.

Теперь ребенку трудно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, например, сразу прекратить игру, чтобы пойти есть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания становится трудно. Ребенку уже нужно объяснять правила поведения, да он и сам стремится быть хорошим и во всем походить на вас. К сожалению, часто бывает так: «Говори спокойно, не кричи», — внушает своему сыну мама, а через минуту сын слышит, как мама громко отчитывает папу.

Постоянно следите за тем, чтобы ваши слова не расходились с вашими поступками. Ребенок все видит, все слышит, все запоминает и подражает вам в каждой мелочи. Даже может имитировать походку, тем более что его моторное развитие становится более совершенным. Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске, остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.

На третьем году жизни совершенствуется тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами. Иногда дети двух-трех лет отказываются от самостоятельных действий, требуя, чтобы их кормили, одевали и т. д. Необходимо понять причины такого поведения: если это каприз — проявите твердость, если ребенку стало скучно — своевременно усложните требования к нему. Ведь ему присущ интерес ко всему новому, более сложному и трудному. Не задерживайтесь на том, что уже усвоено ребенком, идите дальше. А может быть, ребенку не хватает вашей любви, он ревнует вас и подсознательно стремится стать «маленьким», беспомощным, вернуть то время, когда мама принадлежала целиком только ему.

Вот, например, как выразил эти чувства мой сын: — Мама, я тебя проглочу! — Ну, как же, ты тогда будешь плакать, меня искать! — Нет, не буду. Ты же все время со мной будешь. (И он похлопал себя по животу.)

Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет), так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Он сознательно говорит «я»: «Я не хочу, я не буду!» Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили, унизили. Нельзя в этом возрасте шлепать ребенка, так как он становится обидчивым. Теперь ребенку нужно все разъяснять. Мама говорит малышу: «Сейчас мы с тобой пойдем в магазин, нам нужно купить продукты, чтобы приготовить обед». Без умения договориться с ребенком — уважая его как личность, ваша жизнь может стать очень трудной, а в ребенке будут формироваться неблагоприятные черты характера.

Ребенок со сломленным «я», возможно, и станет послушным; он будет во всем подчиняться вам, а когда выйдет из-под вашего «крыла», будет искать другое, и еще не известно, окажется ли оно столь же добрым и любящим. Но в любом случае вырастит человек со слабой волей, со сломленным достоинством, с комплексами неполноценности. Старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, но, как говорится, в пределах разумного. Если вы правильно занимались с ребенком, то он, конечно, хорошо понимает вас, разговаривает все лучше и лучше. Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Звукопроизношение становится более совершенным, но все же еще с некоторыми дефектами. Однако родители уже не должны умиляться этому, а тактично поправлять ребенка. В этом возрасте речь ребенка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Такое впечатление, что ребенок не замолкает ни на секунду. Это часто раздражает родителей, и они даже пытаются остановить этот речевой поток. Делать этого ни в коем случае нельзя, ведь ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас. Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок сравнивает, сопоставляет, обобщает, запоминает.

Как отмечает Гарбузов В. И., если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос «почему?», он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался. Его заинтересовали причины явлений и их взаимосвязи. «Почему из крана течет вода? Почему идет снег? Почему темнеет на улице?» и т. д. Если вы отвечаете, глубоко вникая в то, что ребенка заинтересовало, — глубоко мыслить будет и он; отвечаете поверхностно, отмахнувшись, — поверхностен и он будет. Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. Например, ребенок задумал построить из кубиков гараж, куда он будет ставить машинку, а выезжая из гаража, машина будет перевозить какие-то грузы, и т. д. Игра теперь состоит из ряда связанных между собой событий, то есть она имеет сюжет. Это становится возможным и благодаря развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления.

К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры. Ребенок принимает на себя определенную роль, изображая из себя маму, папу, воспитательницу детского садика, и в точности повторяет позу, жесты, мимику, речь. Поэтому в присутствии ребенка обращайте внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Ведь недаром говорят, что дети — зеркало взрослых. Одна моя знакомая легко узнавала о том, как обращаются с детьми воспитательницы детского сада, так как ее внучка, приходя домой, разыгрывала целые представления с имитацией их жестов, речи, поз, поведения, специфики обращения к детям и т. д. Но ребенок уже не просто может копировать взрослого (как это было на предыдущей возрастной стадии), а исполнять определенную роль, то есть перевоплощаться, становясь то шофером, то доктором, то продавцом.

Читайте также:  Показатели развития ребенка в пять месяцев

Наличие ролевой игры является показателем новой ступени в умственном развитии малыша. Однако, несмотря на важнейшее значение ролевой игры для интеллектуального развития ребенка, форсировать эту ситуацию нельзя. Ребенок должен быть готов к переходу на новую ступень своего развития: у него должны быть подготовлены к этому мышление и речь.

Среди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

5) координация движений рук и зрения;

6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

В общении со взрослыми, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания:

1) о явлениях природы — светит солнце, идет дождь, снег, гремит гром, на небе тучи; сегодня холодно, тепло, жарко, и другое;

2) о животном мире — не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные понятия о них;

3) о растительном мире — различает и называет цветок, дерево, траву, лист и другое;

4) о некоторых трудовых действиях: пилить дрова, копать землю, мыть посуду и т. д.

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Например, вы были с ребенком в зоопарке — закрепите его впечатления при помощи рассматривания и обсуждения книг с картинками о животных, попробуйте вместе с ребенком нарисовать увиденных зверей, изобразить действия некоторых из них, и т. п. Не перечислить всего того, что нужно развивать в ребенке двух-трех лет. Но не пугайтесь, дорогие родители, такому колоссальному объему информации, необходимому вашему малышу для его нормального развития, и не думайте, что у вас не хватит времени на это. Ведь все должно идти естественным путем, а когда и чем заниматься с ребенком, он сам вам будет подсказывать. Только внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы. А чтобы не останавливаться на достигнутом, продолжайте занятия с ребенком. В этом вам помогут развивающие упражнения. Ну и, конечно, ребенок по-прежнему нуждается в вашей любви, заботе и понимании.

Источник

Умственное развитие ребенка третьего года жизни

Если для детей второго года жизни характерным являлось то, что они мыслили, главным образом, о вещах, которые ими воспринимались в данный момент и с которыми они действовали и настоящее время, то на третьем году жизни под влиянием накопленного опыта происходит дальнейшее развитие мышления.

Хотя к концу раннего возраста восприятие ребенка достигает относительно высокой ступени развития, однако во многих отношениях оно пока еще несовершенно. Так, рассматривая какую-нибудь картинку, малыш ограничивается тем, что бросает на нее беглый взгляд или же останавливается на какой-то детали, не замечая остальных ее особенностей.

Свое восприятие ребенок не умеет подчинить поставленной перед ним задаче. Например, предлагают малышу найти на картинке мяч, с которым играет щенок, а ребенок, увидев на первом плане щенка, заинтересовывается им и забывает о просьбе взрослого.

Внимание ребенка тесно связано с интересом. Первоначально у детей имеется только непроизвольное внимание. По мере того, как ребенок овладевает речью, интересуется предметами, явлениями, у него постепенно формируется и произвольное внимание, подчиняющееся осознанным целям: он довольно долго возится с игрушкой, сосредоточенно наблюдает за плавающей рыбкой в аквариуме, спокойно и с интересом слушает рассказ.

У детей развивается память. Если ребенок полутора лет, проснувшись после дневного сна, не может вспомнить, с какой игрушкой играл перед сном, а двухлетний ребенок вспоминает то, что случилось лишь несколько дней назад, то к 3 годам уже очень ярко и живо ребенок может рассказать о том, как ходил гулять в лес 2-3 месяца тому назад и как нашел там ежика. Но малыш обладает еще в основном непроизвольной памятью, т. е. запоминает лишь то, что его особенно заинтересовало и вызвало яркое впечатление.

Ребенок начинает ориентироваться в понятиях о пространстве и времени, о количестве предметов (один, два, много). Малыш начинает «мечтать»: «А я вчера с бабушкой пойду в зоопарк». Мы часто слышим от детей этого возраста: «Мама, а как же люди в самолет садятся? Ведь он такой маленький»; «Завтра? Это поспим, встанем, и завтра будет» или «Вот закрою глазки и всем вам темно будет!» На основе развивающегося жизненного опыта у ребенка формируется воображение.

Однако, обладая недостаточным практическим опытом, дети этого возраста нередко смешивают и путают воображаемое с действительным: играли в подвижную игру, «волк» ловил «зайчика», и папа («волк») по неопытности поймал сына («зайчика»). Как же горько плакал малыш и кричал: «Не кусай меня острыми зубами, страшный волк!»

Совершенствуется понимание речи окружающих. Ребенок уже понимает рассказ, сопровождающийся показом предмета или иллюстрациями.

При правильной педагогической работе к концу второго — началу третьего года жизни ребенок достаточно хорошо ориентируется в ближайшем окружении. Однако понимание им речи окружающих еще недостаточно, а просьбы и указания, которые взрослым кажутся очень простыми, в действительности еще крайне сложны для малышей. Например, предложение воспитательницы «пойдем гулять» подразумевает целую цепь заученных и осмысленных действий: нужно пойти в раздевальную комнату, найти свой шкафчик, достать одежду, вспомнить, что следует одевать сначала, и как это сделать и т. д.

Исследованиями психологов в лаборатории А. В. 3апорожца установлено, что выполнять сложную просьбу без предварительной тренировки могут лишь дети в возрасте около 7 лет. Это объясняется тем, что закрепление программы действий связано с участием работы лобных отделов коры головного мозга, созревание которых у детей происходит медленно, и только к школьному возрасту зрелость их начинает приближаться к той, что бывает у взрослых людей (данные исследования М. М. Кольцовой). Поэтому маленьким детям можно давать простые указания, предусматривающие 2-3 движения, а в сложных просьбах следует отрабатывать каждое звено из всей цепи действий.

Читайте также:  Упражнения на развитие у ребенка усидчивости

У ребенка на третьем году жизни бурно растет запас слов, но он неодинаков у детей: в 2-2,5 года максимальный словарь одних равен 1227 словам, других — 45. В 3-4 года одни дети обладают словарем в 2346 слов, а другие — лишь 598 (данные Ш. Бюлер). По данным Н. М. Аксариной, к 3 годам дети произносят 1000-1200 слов, по данным Г. М. Ляминой — 1200-1500 слов, а по данным В. С. Мухиной — 1500 слов.

Понимание речи теперь уже значительно меньше опережает активную речь в сравнении с первым и вторым годами жизни ребенка. Появляются те грамматические формы, которые помогают ориентироваться детям в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Появляются многословные фразы, придаточные предложения, а к концу третьего года — соединительные союзы и местоимения (исследования Н. А. Рыбникова и А. Н. Гвоздева).

Большинство звуков дети произносят правильно, за исключением «р», «л», свистящих и шипящих, но произношение звуков еще не закреплено. Например, научившись произносить «р», ребенок употребляет этот звук не по назначению, говоря «крумба» вместо «клумба». Если название предмета трудное, то очень часто малыш заменяет его созвучным, более мягким для артикуляции (отчетливость произношения).

Прислушиваясь к речи взрослого, ребенок пытается подражать, но часто делает ошибки. Например, он слышит «ломаю», «играю» и по аналогии с этими словами говорит «вставаю», «лизаю», «жеваю» вместо «встаю», «лижу», «жую». Иногда мальчики говорят о себе в женском роде «я пошла», это бывает, когда они воспитываются в основном в окружении женщин. Дети часто делают ошибки в родовых окончаниях имен существительных: «людиха» (женщина), «лошадиха» (лошадь). В этом же возрасте у детей появляются неологизмы — они придумывают слова.

Психолог Т. Н. Ушакова, изучая словотворчество детей, заметила три основных принципа образования ими новых слов:

а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово («осколки слов»);
б) к корню одного слова прибавляется окончание другого («чужие окончания»);
в) одно слово составляется из двух («синтетические слова»).

Например, «осколки слов»: «Бабуся, мы тебе дарим три духа» — набор из трех флакончиков духов. «Мы лепили, лепили и получалась лепь» — лепка из пластилина.

«Чужое» окончание: «Пурга кончилась, остались только пургинки» (снежинки). «Корова рогается рожками» (бодается).

«Синтетические слова»: «Ворунишка» — вор и врунишка. «Бананас» — банан и ананас. «Почайпить» — пить чай.

Производя различные действия, ребенок как бы исследует предмет и его свойства. Действия с кубиками превращаются в конструктивную деятельность, и ребенок не только копирует показанные ему взрослые постройки, но и пытается сам строить знакомые ему предметы.

Продолжает развиваться сюжетная игра, в ней дети отражают действия людей, содержание рассказов, повторяют показываемые им инсценировки. При этом в играх они отражают и социальные отношения: бережно, ласково обращаются с куклой или сердятся на нее, наказывают, «ходят на работу», как мама.

Если в конце второго года жизни ребенок, держа руках игрушечного котенка, «мяукал» (просто подражал), то теперь трехлетний малыш становится на четвереньки и, изображая, например, собачку, «лает». На вопрос: «Миша, что ты делаешь?», отвечает: «Я не Миша, я — собачка Бобик, ав-ав!»

Это ребенок берет на себя роль, т. е. начинается развитие нового этапа игры — ролевая игра, которая строится на достаточном опыте, на способности обобщать, устанавливать связи между отдельными признаками, свойствами предметов, явлений социальной среды. В этой игре у детей проявляется определенная артистичность: с маминой интонацией девочка говорит кукле: «Катя, сиди в коляске, как люди сидят». Вадик подносит ко рту мишки карандаш, причмокивает и говорит нежным голосом: «Кушай, конфетка вкусная, каядная» (шоколадная). Содержание игры усложняется, дети начинают изображать действия людей определенной профессии — шофера, фотографа, продавца.

По наблюдениям психолога Д. Б. Эльконина, дети в игре часто используют один и тот же предмет для разных целей. Например, палочка может изображать 9 предметов: пипетку, градусник, ножницы, шпатель, ложку, гребень, ножик, карандаш, шприц.

У ребенка на третьем году жизни достаточно хорошо развиты движения пальцев руки, и он довольно аккуратно уже может завернуть куклу, пытается ее одевать и раздевать, называя предметы одежды.

Примерно с середины третьего года дети начинают участвовать в совместной игре. Но один ребенок выполняет активную роль, а другой пассивен и не всегда берет роль на себя. На двух стульях, поставленных один за другим, сидят дети. Витя впереди, в руках у него игрушечный руль, он дудит и изображает шофера; Саша скромно сидит сзади на другом стуле и держит в руках мишку. На вопрос Вите, куда он едет, малыш отвечает: «На дачу». «А Саша зачем тут сидит?» «Он едет на дачу»,- отвечает Витя. На вопрос к Саше: «А ты что делаешь?» — Саша отвечает: «Мишка гуляет». «Где гуляет?» — Саша объясняет: «В садике».

Играя, ребенок все время говорит о своих действиях, часто шепотом или вполголоса: «Вот завернем куколку, уложим спать…» Разговаривая с куклой словами мамы, спрашивает: «Пойдешь гулять?» и ведет ее за руку, но ответить за куклу еще не умеет — вторую роль пока на себя не берет, так как исполнять две роли еще трудно.

Дети в этом возрасте очень поддаются внушению. Если играющего ребенка спросить, кушает ли его кукла кашку, он ответит положительно. Если тут же сказать про эту куклу: «Она, наверное, кушает супчик, а не кашку?», малыш и в этом случае соглашается с вами и подтверждает: «Супчик кушает». Игра становится более длительной, сосредоточенной и дети могут непрерывно играть 20-30 мин.

Источник